Акрополь кто построил. Краткое описание об афинском акрополе


греч. Ακρόπολη Αθηνών
анг. The Acropolis of Athens

Общая информация

Среди всех достопримечательностей Греции особое место занимает Акрополь. Афинский акрополь выделяется из всех архитектурных памятников древних греков.

В каждом греческом полисе был свой Акрополь, но ни один из них не идет ни в какое сравнение с великолепием и монументальностью афинского. Архитектурный ансамбль был возведен на пологой вершине холма в честь покровительницы древнего города богини войны, мудрости и справедливости – Афины. Акрополь в Афинах был значимым местом для древних греков на протяжении долгого времени. История древнего святилища тесно переплелась с широко известной греческой мифологией.

Акрополь был возведен в период расцвета Афин при Перикле в пятом веке до нашей эры. В этом памятнике древнегреческой архитектуры отразились могущество, богатство и величественность Афин того времени.

Афинский Акрополь гармонично вписался в окружающую местность. В нем сочетаются черты древнегреческой классической архитектуры с новаторскими для того времени архитектурными элементами.

Храм Эрехтейон

В VII-VI вв. до н.э. начались широкомасштабные работы по строительству первых храмов. Во времена правления Писистрата воздвигнут храм Гекатомпедон , посвященный богине Афине. В это время было построено два крупных храма - «Старый храм» и «Хекатомпедос», а также Святилище Артемиды Брауронии , для которого делались множество пожертвований в виде бронзовых и терракотовых статуэток с надписями восхваляющими древнюю богиню.

Храм Парфенон

В 490 г. до н.э. древние греки взялись за постройку монументального и величественного храма «Предпарфенона». Однако, стройку закончить так и не удалось. Во время войны с персами в 480 г. до н.э. храмы Акрополя были уничтожены. Жители древнего города похоронили уцелевшие предметы, украшавшие храмы, в полостях скалы. А сам Акрополь обзавелся двумя новыми оборонительными стенами. Развалины храмов на северной части холма Акрополя до сих пор можно увидеть в одной из стен, в которую они были включены.

Храм Ромы и Августа

В период расцвета культурной жизни древних Афин в середине V в. до н.э. под руководством выдающегося греческого государственного деятеля Перикла началось грандиозное строительство Парфенона . В работах были задействованы не только греки, но и иностранцы. В это время были созданы самые известные строения Акрополя – сам Парфенон , Пропилеи , Эрехтейон и Храм Ники Аптерос . Над возведением этих поистине удивительных зданий трудились выдающиеся архитекторы и зодчие древней Греции – Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и многие другие. Убранство храмов создавалось руками знаменитых художников и скульпторов той эпохи.

Храмы Акрополя, расположенные на северной стороне холма, были воздвигнуты в честь разных олимпийских богов. А южной части Акрополя были выстроены храмы, восхвалявшие многочисленные качества богини-покровительницы города: как Поляс (покровитель города), Парфенос, Паллас, Промаш (богиня войны), Эрган (богиня ручного труда) и Нике (Победа).

В 27 г. до н.э. архитектурный ансамбль Акрополя дополнил небольшой Храм Августа и Ромы . В III в. до н.э. вокруг Акрополя возвели оборонительную стену с двумя воротами, оставшимися в сохранности и сегодня.

Вид на Акрополь

После установления христианства, в частности в шестом веке нашей эры, храмы Акрополя были преобразованы в христианские церкви.

Не смотря на варварское отношение людей и беспощадность времени, храмы Акрополя не утратили свое величие и гордо возвышаются над Афинами и сегодня.

Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

Афинский Акрополь работает с понедельника по воскресенье с 08:00 до 20:00 . Из-за сильной жары (свыше 39°) время работы музея может измениться.

Последние посетители могут войти в музей за 30 минут до закрытия.

Музей закрыт в праздничные дни:
1 января, 25 марта, 1 мая, в пасхальное воскресенье, 25 и 26 декабря.

Вход в музей платный.

Стоимость билета составляет - 20€
Для родителей и учителей, сопровождающих детей начальной школы, музей предоставляет льготы - 10€

В стоимость билета включено посещение раскопок Акропля, а также двух его склонов: Южный склон Акрополя и Северный склон Акрополя

В музее нет экскурсионного сопровождения на русском языке, но при покупке билета можно попросить брошюрку на русском языке. Для ознакомления с объектами Акрополя рекомендуем отвести 1,5 часа времени, и лучше всего приходить к открытию, так будет возможность сфотографироваться на фоне достопримечательностей, а не большого скопления людей. Обязательно запаситесь питьевой водой, но если вы не взяли с собой воду, то на территории музея есть питьевые фонтаны. Около входа на территорию Акрополя есть множество кафе, но цены там значительно высокие - лимонад от 4,5€

Существует также единый билет (special ticket package ), действительный в течение 5 дней для посещения 11 музеев: Афинский Акрополь, Храм Зевса Олимпийского , Ликей Аристотеля , Библиотека Адриана , Археологический музей Керамика , Афинская Агора , Керамик , Археологический музей Афинской Агоры , Северный склон Акрополя , Римская Агора , Южный склон Акрополя .

Стоимость единого билета составляет 30€ , или 15€ (если вы родитель или учитель, сопровождающий школьника)

Акрополь в Афинах это визитная карточка Греции, сюда съезжаются туристы со всего света. По количеству продажи билетов и посещаемости он не уступает Колизею в Риме.

Не смотря на прошлые войны и природные катаклизмы, он простоял две тысячи лет (и еще простоит столько же) и до сих по поражает воображение своей величественностью и совершенством форм.

Подобные сооружения строили не только в , но и на территории Малой Азии (), в и Древнем Риме. Акрополь — это возвышенная часть города (строится на холме). Он служил убежищем для знати на случай войны. На его территории строились дворцы, правительственные здания, храмы божеств-покровителей. Не смотря на перенесенные катаклизмы, Афинский Акрополь сохранился лучше всех из ныне существующих. По сей день ведутся активные работы по его реставрации.

История

Еще во времена архаики были заложены первые храмы. В VII-VIдо н.э. началась активная застройка холма. Он служил царской резиденцией. В 447 г. до н.э. началась перестройка комплекса знаменитым скульптором того времени Фидием. Комплекс получил тот архитектурный облик, который известен нам сейчас. Постепенно величайший памятник культуры ветшал, Афины превратились в провинциальный город Римской Империи.

Панорамная прогулка по улица возле Акрополя в разы интереснее, чем сами руины (:

В Византийский период храм богини Афины, покровительницы города (Парфенон) стал христианской церковью. С наступлением турок в XV веке весь храмовый комплекс был превращен в мечеть, а затем в склад боеприпасов и арсенал. В XIXвеке Греция стала независимой страной, с этого момента стал активно восстанавливаться древний облик Акрополя. Застройка, произведенная на территории в Средние Века и Новое Время, была ликвидирована.

Все скульптуры, которые находятся на территории Акрополя в Афинах заменены копиями, оригиналы хранятся , и Музее Акрополя.

Как выглядит Акрополь

К сожалению, в настоящий момент — это руины . Да, ведутся крупные работы по его восстановлению отдельных его объектов, но до завершения работ очень далеко.

Высота холма, на котором построен памятник, 300 метров. Забравшись на него, вам откроется прекрасный вид на Афины. Акрополь состоит из 21 элемента, которые связаны между собой в один архитектурный ансамбль.

Храм Парфенон в Афинах

Парфенон — ключевой храм Акрополя, сохранился лучше всех. Создан из белого мрамора, со временем он пожелтел. Считается самым древним зданием в мире, ведь его возраст насчитывает две тысячи лет! Его история — история и культура всей Греции.

В Театре Диониса до недавнего времени ставили древнегреческие комедии и трагедии, но сейчас он частично закрыт на реконструкцию (должна завершиться в 2015 году).

Архитектура храма Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, а еще в нем было найдена масса реликвий, которые хранятся в музеях всего мира.

Фотографии

Полезная информация

Приезжайте к открытию или за несколько часов до закрытия, чтобы не стоять в большой очереди за билетом и прогуляться по комплексу без сильной жары. Запаситесь водой, придется забираться на 300-метровый холм. На подъеме вас ждет довольно крутая лестница, будьте осторожны.

Входной билет стоит 12 евро, его можно приобрести на месте. Для студентов и пенсионеров скидки. Очередь большая, но движется она очень стремительно. Билет действует четыре дня. Если не хватит сил посмотреть все сразу, всегда можно вернуться. В зимнее время по воскресеньям вход бесплатный.

Время работы: с 8:00 до 20:00 часов, в понедельник выходной.

Быстрее всего можно добраться на метро. Доезжайте до станции «Акрополи», оттуда следуйте указателям, которые на каждом шагу.

Акрополь на карте

Acropolis of Athens, Athens 105 58, Греция

— это сердце и главная туристическая достопримечательность Афин и Греции. Хорошо видный со всех сторон (в запрещено строительство
высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь ) он служит прекрасным ориентиром для передвижения по городу.

Ежегодно Акрополь Афин посещают миллионы туристов и путешественников со всех уголков планеты.

Акрополь с древнегреческого языка переводится как укрепленное место в городе.
Акрополь является древнейшим населенным местом Афин. Уже во времена архаического периода здесь располагались величественные храмы и скульптуры, которые поздние поколения греков считали наследием циклопов. В Микенский период (15 -13 в до н.э) Акрополь являлся царской резиденцией.

Именно здесь находилась резиденция легендарного Тесея (победителя Минотавра), если, конечно, его личность не была мифической.

Во время греко-персидских войн Акрополь был полностью разрушен персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после победы над персами и изгнания врагов из Эллады . В 447 г. до н.э. под руководством знаменитейшего скульптора на Акрополе началось новое строительство. , храм Ники, Эрехтейон — это те шедевры, которыми мы наслаждаемся и по сей день.

Ворота Бюле

Эти ворота названы в честь французского архитектора Эрнеста Бюле , который в 1825 году производил раскопки Акрополя. Это одни из двух ворот Акрополя, которые были сделаны в крепостных стенах после набега герулов в 267 году.

Святилище Афродиты Пандемос

Справа от ворот Бюле находятся развалины храма Афродиты . В настоящие время от храма остался лишь архитрав украшенный гирляндами и голубями.

Святилище Артемиды Бравронии

Этот храм находился в восточной части Акрополя , недалеко от развалин микенских стен. Храм представлял собой дорийскую колоннаду с двумя крыльями в форме “П”. Создание храма приписывается Писистрату, который происходил из района Бравронии,
где культ Артемиды был широко распространен. В боковых крыльях колоннады храма хранилось две статуи богини: первая – древняя деревянная статуя, изображающая богиню сидящую на троне, и вторая, которая была творением скульптора Праксителя .

Халкотека

Восточнее храма Артемиды находилась Халкотека , здание, которое использовалось для хранения металлических предметов, относящихся к культу богини Афины . Здание было построено в середине 5 века до н.э., а в римский период была произведена реконструкция здания.

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). По легенде жители Афин убили Диониса, когда он прибыл в Аттику и впервые дал попробоватьлюдям вино, подумав что Дионис пытается их отравить. Потом одумались и стали очень бурно отмечать дионисии — празднества в
честь ими же убитого бога. В конце концов, это все привело к созданию театра. Именно в этом театре впервые были показаны шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана .

В 6 – ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта – апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид , выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен
был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса , но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому
же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга , деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя .

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия .

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс , а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар , приносящий в жертву Дионису козу, а
справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Храм Августа

Неподалеку от восточного входа в Парфенон находился храм Ромы и Августа . Храм был построен в 27 году до н.э. тогда, когда Октавиан получил звание Августа. Это был небольшой круглый храм с диаметром 8,50 метров и 9 ионическими колоннами. На подножии колонн существовала надпись, которая гласила, что храм посвящен Роме и
Августу от благодарных афинян.

Святилище Зевса Полиея

На севере-востоке от Парфенона находятся развалины Храма Зевса . Он состоял из четырехугольной ограды, внутри которой была отдельная огороженная территория с маленьким храмом и залом даров. В храме в честь Зевса осуществлялся ритуал Дииполии.

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики. Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия .

В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в
Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был
устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста.
Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.

Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль , на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

Медная статуя Афины

На территории Акрополя находилось множество даров и подношений от различных городов и простых жителей. Особенно ценным была статуя Афины . Статуя была установлена между Эрехтейоном и Пропилеями и была высотой в 9 метров. Согласно Павсанию, наконечник копья статуи и блеск ее шлема были видны кораблям, которые шли от мыса Сунион в Пирей.

Одеон Перикла

Восточнее театра Диониса находился знаменитый Одеон Перикла , построенный в 447 году до н.э. и предназначавшийся для музыкальных конкурсов. Одеон был уничтожен во время штурма Акрополя легионами Суллы в 86 году до н.э. и восстановлен царем Кападокии Ариобарзаном Вторым. Окончательно театр Перикла был разрушен герулами в 267 году до н.э.

Между театром Диониса и Одеоном Ирода Аттики расположена колоннада
Эвминия Второго (царя Пергама), которая была построена во 2 веке до н.э. в дар Афинянам. Колоннада имела в древности крышу и использовалась жителями в качестве променада для прогулок.

В 5 веке, с приходом христианства, стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками храм превратили в мечеть, а затем - в арсенал. был разобран.

В 1687 году во время после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть , и вдобавок при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В 19 веке фризы и оставшиеся статуи Парфенона были вывезены в Англию, где их можно наблюдать в Британском Музее .

Музей Акрополя

Музей Акрополя был открыт в 1878 году. Первоначально здание музея располагалась в маленьком помещении сразу за Парфеноном.

Коллекция музея состоит из экспонатов, которые были найдены во время археологических раскопок Акрополя .

К его сокровищам относятся сохранившиеся части фризов Парфенона а также скульптуры греческих мастеров 5 века до н.э.

Экспонаты музея выставлены в хронологическом порядке. Это фронтонные скульптуры храмов Акрополя с изображениями битвы богов с гигантами, сцены борьбы Геракла с различными мифическими существами, а также скульптура Мосхофороса, или молодого человека несущего на плечах теленка (570 год до н.э.)

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Памятка туристу

Акрополь открыт ежедневно с 8 утра и до 6:30 вечера.

Время работы Акрополя может немного изменяться в зависимости от
сезона. На Акрополь запрещено проносить любые сумки (их можно оставить у входа в Акрополь)

Входной билет стоит 12 евро, но по этому билету можно также посетить Агору и Храм Зевса .

Акрополь на карте Афин

В Греции есть множество архитектурных объектов, представляющих высокую историческую ценность. Один из них — Афинский - что это такое? В переводе с греческого акрополь означает «высокий город». Это известняковая плоская возвышенность над городом (высотой около 80 м) с крутыми спусками со всех сторон, исключая западную. В древние времена главной функцией данного сооружения была защита от захватчиков.

Древнейшие поселения

Древний Акрополь в Афинах упоминается задолго до наступления классического периода истории. В результате проведения раскопок были обнаружены элементы культурного наследия, которые соответствовали эпохе бронзового века (в основном раннего и среднего). В VII-VI вв. до н. э. были построены храмы, но позже уничтожены персами.

По легенде, греческий Акрополь основал афинский царь Кекропс. Возвышение в центре носит название, происходящее от его имени — «кекропия» (cecropia).

Значение слов

«Парфенон, пропилеи, акрополь» - что такое обозначают эти понятия, и каково происхождение этих слов?

  • Парфенон — главный храм в греческом Акрополе, посвящен богине Афине. С греческого «парфенос» переводится как «дева». Такое прозвище носила Афина.
  • Слово «пропилеи» — происходит от греческого propylaion. Это парадная арка при входе в Афинский акрополь. Имеет два разноуровневых дорических портика.
  • Значение слова «акрополь» в переводе с греческого буквально переводится как «акро» - возвышенность, «полис» - город. То есть это укрепленная часть находящаяся на возвышении.
  • Эрехтейон — храм, посвященный Посейдону и Афине. Имеет асимметричную композицию, располагающуюся на нескольких уровнях.
  • Гекатомпедон — самый Акрополя, который посвящен Афине.

Акрополь и его предназначение

Акрополь - что такое кроется в этом древнем названии и каково его значение? Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день - это древний памятник архитектурного искусства.

Афинский акрополь как архитектурный ансамбль

Акрополь формирует внешний облик города Афины. В древности это место имело значение святилища и культурного центра. Все внутренние сооружения, храмы образуют собой единый ансамбль. Архитектура Акрополя необыкновенно искусна, все его части целостны, здесь нет места случайности - постройки и памятники, их расположение тщательно продуманы и предельно логичны. Построен этот ансамбль асимметрично и соответствует двум основным принципам в период ее расцвета: гармония в равновесии масс и восприятие архитектурного искусства в динамике его построения. Храмы Парфенон и Гекатомпедон — центр. Акрополь состоит из 21 элемента построек (театр Диониса, статуя Афины Промахос, Пропилеи, Афинский алтарь, святилище Зевса и другие).

Материал изготовления

Как выглядит Акрополь сегодня? Из каких материалов сотворены все его постройки?

В настоящее время многие из архитектурных памятников акрополя проходят реставрацию. Поэтому, осматривая достопримечательности, можно увидеть, что некоторые из них окружены строительным лесами. Многие строения по прошествии веков все же сохранили свое величие, по ним можно судить об уникальности и сложности всех архитектурных деталей. Осматривая древние колонны можно подумать, что материал их изготовления — известняк. На самом же деле все элементы Акрополя строились из мрамора, который довольно сильно обветшал под воздействием атмосферных явлений, а некоторые его части были разрушены войнами.

Пропилеи

С западной стороны возвышенности находится вход в Акрополь. Что такое Пропилеи? Этот вопрос волнует многих людей, впервые посетивших главную достопримечательность Афин. Пропилеи — главный вход в Акрополь, величественные ворота из мрамора. Имеют для прохода пять проемов. Самый широкий из них (вместо ступеней оснащен пандусом) располагается посредине и ранее предназначался для всадников и прогона животных для жертвоприношений. Ширина его составляет 4,3 м. Фасады ворот состоят из шестиколонных дорических портиков. В древние времена Пропилеи, из всех сооружений Акрополя, славились более всего и упоминались гораздо чаще, чем Парфенон.

Парфенон

Парфенон - главный храм, которым славится Акрополь, где на барельефах изображены сцены из древнегреческих мифов, в том числе, рождение Афины из головы Зевса. Величина храма довольно внушительна: ширина его 30 м, длина около 70 м. Колонны, стоящие по периметру, имеют высоту 10 м. Удивительно строение колонн: они к центру расширяются, а угловые установлены с легким наклоном по отношению к полу. Благодаря хитрости древних архитекторов, храм выглядит одинаково пропорционально независимо от того, с какой стороны его наблюдать. Внутри была установлена знаменитая скульптура богини - Афина-Дева. Сотворена она главным создателем Акрополя, архитектором Фидием. Руки и лицо богини были сделаны из слоновой кости, части одежды и оружие — из золота, блеск глаз достигался за счет использования натуральных драгоценных камней. До наших дней статуя не сохранилась. Ее облик удалось восстановить, благодаря найденным древним копиям.

Эрехтейон

Храм, где славили сразу нескольких богов: Афину, Посейдона и Эрехтея (древний царь Афин). Внутри располагался колодец Посейдона, наполненный соленой водой. Согласно легенде, этот колодец возник в результате удара трезубцем, который держал в своей сильной руке великий Посейдон. Исходя из того, что здание храма предназначалось для различных целей, оно имело два входа, с северной и восточной стороны. Каждый из них содержал свой портик, установленный на ионических колоннах. Проем был украшен витиеватым узором со множеством резных деталей и считался лучшим по красоте наличником эпохи Перикла. Недалеко от храма располагалась пещера, в которой жила священная змея богини Афины. Змея олицетворяла собой великого правителя города — Эрехтея. До настоящего времени внутреннее убранство этого храма не сохранилось, лишь в сочинениях современников можно найти описание помещения.

Театр Диониса

Греческие театры всегда строились на склоне холма, где устанавливались места для зрителей, перед которыми располагалась деревянная сцена. Зрительские места имели форму полукруга (они носили название «театрон») и окружали собой площадку, где находился хор (площадка называлась орхестра). В IV в. до н. э. сидения для зрителей делались в виде углубления в скалистом грунте и затем облицовывались мрамором. Театр Диониса — первый монументальный греческий театр, располагается на южном склоне Акрополя. До нашего времени сохранились кресла из мрамора, которые предназначались для значимых гостей и почетных жителей Афин. Вместимость театра — 17 тыс. человек.

Храм богини Ники

Это еще один сохранившийся до нашего времени храм, входящий в ансамбль (Акрополь). Что такое «аптерос» - слово, обозначающее имя богини? Обычно Ника изображалась с крыльями за спиной. Но этот храм является исключением из правила, поскольку жители Афин решили оставить победу у себя. Поэтому крылья умышленно не изготовили, чтобы не дать Нике улететь и навсегда оставить в городе. Соответственно, «аптерос» означает «бескрылая».

Храм имеет четыре ионические колонны, верхние части которых украшены спиральными завитками. Храм Ники Аптерос строился во время Пелопонесской войны, поэтому барельефы изображали победу над спартанцами и персами. Во времена захвата турками святилище было разобрано для строительства военных укреплений. На сегодняшний момент храм Ники часто закрыт для посетителей по причине реставрации.

То, что разрушено временем

Некоторые архитектурные объекты не сохранились до наших дней. На их месте обнаружены лишь фундаменты или же бесформенные руины зданий, некогда украшавших Акрополь. Что такое хранили они, как выглядели в период своего расцвета? К примеру, Гекатомпедон или Пандросейон? Об этом можно судить по результатам раскопок или по литературным свидетельствам, оставленным миру Древней Грецией. На месте Гекатомпедона были обнаружены остатки колонн и части скульптурных композиций. Святилище Артемиды и вовсе почти разрушено: найдены лишь незначительные его остатки и склад, где хранилось оружие.

Новый музей

Расположенный на территории Акрополя, начал свою работу в 1874 г. В основном там представлены элементы, ранее размещавшиеся в Верхнем городе. Коллекция становилась все больше и, спустя время, имеющихся помещений стало недостаточно. Недалеко от Акрополя приступили к строительству нового, более просторного здания. Но не всегда работы шли гладко, поскольку возникали некоторые препятствия и проблемы, связанные с выбором архитекторов или земельного участка. Вначале строительства, на этапе подготовки земли к закладке фундамента, были обнаружены исторически значимые архитектурные объекты. В результате возведение музея было приостановлено.

В 2009 году был открыт трехуровневый музейный комплекс со стеклянным полом, благодаря чему у посетителей есть возможность наблюдать за раскопками.

АКРОПОЛЬ (ГРЕЦИЯ)

Сегодня мы совершим экскурсию в Афинский Акрополь.

Переводится с греческого, как «верхний город». В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укреплённую часть. Эта находящаяся на возвышенном месте укреплённая часть города служила защитой во время опасности. Поэтому именно на акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Такие акрополи были во многих древних городах. Известны, к примеру, древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Но самым знаменитым является, безусловно, Афинский Акрополь!

Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции. Афинский Акрополь внесён в список Всемирного наследия. Поэтому, наверное, излишне и говорить, что, приехав в Афины даже на очень короткий срок, нужно обязательно посетить Акрополь и увидеть, как говорится, воочию всё это великолепие.

В связи с этим мы и решили сегодня пригласить вас на увлекательную прогулку по величественному и древнему Акрополю. Это чудо древности расположено на скале высотой 156 метров над уровнем моря. Скала эта природного происхождения и имеет плоскую вершину. Примечательно, что весь сложный архитектурно-пространственный комплекс Афинского Акрополя максимально учитывает окружающую природу. Давайте же прогуляемся по этой древней крепости.

Подойдя к Акрополю, в районе южной стены мы увидим, что скала, на которой возведён Акрополь, укреплена каменными стенами. Эти стены огромны, их толщина — пять метров! Такие стены были вокруг всего комплекса, но до наших дней сохранился лишь их фрагмент, который мы и видим.

Это очень древние стены! Они были воздвигнуты в XIII веке до н. э. Согласно легенде, эти величественные стены возвели существа сверхестественной силы — Киклопы. Древние греки верили в это. А сегодня, глядя даже на фрагмент этих гигантских стен, мы тоже готовы поверить, что стены таких размеров могли возвести только мифические существа-силачи!

Вообще надо отметить, что первые укрепления на скалистом отроге этой скалы появились ещё задолго до наступления классического периода. В те далёкие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя. Но в конце второго тысячелетия до нашей эры Акрополь приобретает уже исключительно культовое значение!

Согласно мифам, деревянное изображение богини Афины, покровительницы сил земли и воинственной защитницы города, было низвергнуто Зевсом на Землю и упало прямо на Акрополь! Поэтому именно здесь и были возведены храмы в честь богини! Но, к сожалению, почти все они были уничтожены персидским царём Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 годах до н. э. Об этом даже свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот.

Вновь отстроен Акрополь был лишь в так называемый золотой век Перикла. Этот афинский стратег, заключив перемирие со Спартой, получил возможность заняться обустройством столицы. Под руководством величайшего из греческих скульпторов Фидия к концу V века до н.э. Акрополь был отстроен вновь. Причём новый Акрополь был невероятно красив и грандиозен!

Давайте подойдём поближе. Перед нами с западной части комплекса предстают Пропилеи.


Это главный, торжественный вход на Акрополь! Эти ворота были возведены в 437-432 годах до н.э. Давайте мысленно перенесёмся далекий V век до н.э. и посмотрим, что же представляли собой Пропилеи в то время, а заодно и увидим, что здесь происходило. Итак, мы в далеком прошлом! Перед нами не спеша по широкой каменной лестнице к Пропилеям поднимаются афиняне. Смотрите, по боковым проходам идут пешие граждане, а по центральному проезжают всадники и колесницы! Тут же ведут и жертвенных животных.

Обратите внимание на сами Пропилеи! Они сделаны из пентеликонского мрамора. Видите, какой это красивый материал. Сегодня этот мрамор выглядит уже не так. Но ничего не поделаешь, время берет свое. А в те времена ворота просто поражали своим великолепием! Вы заметили, что Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Поднимите голову и посмотрите на потолки портиков. Видите эти квадратные углубления? Это кессоны! Они расписаны золотыми звездами по синему фону! Очень красиво, не правда ли! А видите, там, где склон холма резко повышается, построена поперечная стена с пятью проходами. Так вот центральный из этих проходов предназначен только для торжественных процессий! В обычное время он закрыт бронзовыми воротами. Кстати, эти врата являются границами святилища. Жаль, что до наших дней многое не сохранилось!

Да, Пропилеи просто великолепны! Вы не забыли, что мы с вами в далеком прошлом? Вспомнили? Тогда посмотрите налево. Видите это довольно крупное здание, которое примыкает к Пропилеям? Это Пинакотека, картинная галерея. Здесь выставлены портреты героев Аттики! А теперь посмотрите направо. Видите выступ на скале? Знаете, это тот самый выступ, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII веке до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на остров Крит! Вспомнили легенду? А помните, что это было ошибкой, и Тесей, на самом деле был жив! Да, судьба порой играет с людьми злые шутки! На выступе небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа».

А знаете, почему «Бескрылая победа»? Дело в том, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит»! Вы только посмотрите, какой это необыкновенно изящный мраморный храм! Стоящий на трехступенчатом постаменте, этот храм со всех сторон опоясывает скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Но эту скульптурную ленту фриза мы можем видеть только, переносясь в воображении в те далекие времена. До наших дней она, как вы понимаете, не сохранилась. Если мы, все в том же прошлом, зайдем внутрь храма, то увидим прекрасную скульптуру Афины-Ники! Величественная богиня в одной руке держит шлем, а в другой — плод граната, символ победоносного мира! Жаль, но сегодня эту великолепную статую тоже уже нельзя увидеть. Она, к сожалению, тоже была разрушена.

Но давайте продолжим наше путешествие в прошлом по Акрополю. Давайте, вслед за афинянами войдем в Пропилеи. Миновав их, мы оказались на самой вершине скалы. Посмотрите, прямо перед нами возвышается огромная бронзовая статуя Афины Промахос, то есть Афины-Воительницы. Видите золоченый кончик ее копья? Афиняне уверены, что он в ясные дни служит ориентиром для судов, подплывающих к городу. Сразу за статуей, обратите внимание, на открытой площадке находится алтарь, а слева воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершают обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Если мы подойдем к кому-нибудь из жителей и спросим об этом месте, то нам расскажут древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов.

Мы узнаем, что, согласно мифу, победителем в этом споре должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Тогда Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре все же Афина! Она ударила копьем, и в этом месте выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Поэтому именно здесь и находится алтарь. Кстати, обратите внимание, что одна из частей храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею. Эта часть так и называется — Эрехтейон. Не удивляйтесь, что только часть храма. Тогда была только часть, но позднее это название перешло на весь храм. И сегодня мы знаем это сооружение как Эрехтейон.

Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей - шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках - плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.

Посмотрите на Эрехтейон внимательно. Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. Такой интерьер, мраморные рельефные фризы, оригинальные портики, самый известный из которых — портик кариатид, можно увидеть только в прошлом, так как до наших дней они не дошли: мраморные рельефные фризы разрушены полностью, а портики очень повреждены. Но, согласитесь, что и в наши дни, даже с поврежденными портиками, Эрехтейон все равно прекрасен! Это - жемчужина древнегреческой архитектуры!

Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагается выше, чем западная. Кстати, помните легенду, рассказанную нам жителями Афин, о споре между Афиной и Посейдоном?

Согласно легенде, за право покровительства городу и его жителям боролись два могущественных божества - Посейдон и Афина. Олимпийские боги для разрешения этого спора предложили соперникам сделать подарок городу. Посейдон ударил в скалу своим трезубцем и из неё забила ключом морская вода - символ морского могущества города, которое дарил ему бог моря, а из места куда ударила копьем Афина, взошло оливковое дерево. Боги признали подарок Афины гораздо более ценным и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем.

А теперь посмотрите на пол в храме, видите эти неровности? Это следы от удара трезубцем Посейдона! А видите колодец внутри храма? В этом колодце соленая морская вода. Это и есть тот источник, который по легенде Посейдон даровал городу! Да, после всего увиденного вы теперь вряд ли скажете, что мифы — это вымысел! С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагается святилище нимфы Пандросы. Именно там внутри открытого дворика вы можете увидеть священную оливу, ту самую, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.

Надеемся, вы не забыли, что мы с вами все еще в прошлом? Тогда продолжим путешествие по Акрополю. Видите торжественное шествие, направляющееся к самому величественному храму Акрополя, к Парфенону?

Это праздник Великих Пана-финей! Кульминационный момент этого торжества происходит у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где жрецам передается новая одежда для статуи Афины. Да, Парфенон — это самое главное и самое культовое место в Акрополе. Этот храм также посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма.

Посмотрите, насколько прекрасен этот храм!


Он отличается удивительной гармонией! Его ступени, наружная колоннада, фронтоны, фризы и метопы — все безукоризненно и великолепно! Все здание было воздвигнуто из местного белого мрамора. Парфенон — это шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения! Давайте поднимемся по его мраморным ступеням. Кстати, обратите внимание на колонны храма. Видите, колонны сужаются кверху. Это не оптический обман, это так и есть на самом деле. Такой архитектурный прием помогает зрительно увеличить колонны в высоту, и кажется, что они устремляются высоко в небеса и почти касаются небес!

Как мы и говорили, все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Поэтому сегодня Парфенон уже не выглядит белоснежным. Но, тем не менее, и сегодня его называют «гимном» Древней Греции и «красотой простоты»!

Давайте войдем в Парфенон. Посмотрите, в пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находится колоссальная, из золота и слоновой кости культовая статуя Афины! Сегодня она не сохранилась, но в прошлом мы можем ее увидеть. Видите, одежда и шлем богини выполнены из чистого золота, а волосы и щит сделаны из золотых пластин. Посмотрите на ее глаза! Они сделаны из драгоценных сапфиров! На правой руке Афины держит фигуру богини победы Ники, у левого плеча — копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придают статуе величавую торжественность. Да, это настоящая богиня! Вот она — великая покровительница великого города!

статуя Афины Парфенос

Скульптурные группы на фронтонах храма изображают деяния этой богини. На восточном — рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил тому голову топором. На западном — известный уже нам спор между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. Да, к великому сожалению, не все, что было создано древними мастерами, и что могли лицезреть афиняне далеких времен, сохранилось до наших дней. Давайте теперь вернемся из нашего путешествия во времени. Давайте посмотрим на великий Акрополь сегодня. Согласитесь, что все равно то, что осталось и сохранилось — это тоже просто великолепно! Да, Акрополь — это воистину эталон гармонии, естественности и красоты!

Вот еще пара фотографий с Акрополя:

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики . Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия.
В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста. Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.
Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль, на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

В 6 - ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта - апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид, выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса, но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга, деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата - дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя.

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия.

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс, а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар, приносящий в жертву Дионису козу, а справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.