Была ли раньше развита интуиция у человека так же хорошо, как и у зверей? Конкретные и абстрактные формы интуиции.

Господь мой, гравитация!
Господь мой, эволюция!

спасибо за истины смутные крохи, Апостол святой Ричард Докинз.
отверзлись зеницы столь многих, и всё твои книги и видеодоки

Факт наличия полпреда Бога на нашей планете – выдумки чистой воды
Идите за мной, я ваш поводырь, туда, где научные праведны только труды
В царствие доказанных теорий,
Кайтесь, невежды, ибо вам горе,
От мультимагнатов до уличной голи, вам горе

Бог – это вся бесконечность пространства и времени
мы же крошечны, но осознав это, мы даже в чём-то умней его
Ну как «его»: Бог – это вымысел, рамками личности измеримый
Есть Вселенная: бесперебойная всенепременная и внутри мы

Бесконечность её
столь многомерна и путана
Что наших отчаянных пятеро чувств хуй когда поймут её.

Вероятно, мельчайший кварк
Включает в себя палитру галактик

И в одной из них ты тоже смотришь на небо ночное в однотонном платье.

Прип.
Господь мой, гравитация!
Господь мой, эволюция!
Я смиренно встаю на колени, признав себя взрыва большого рабом
Я хочу путешествовать, вдохновляться, зарабатывать норм

Я хочу запомнить короткий миг, в который я на этой планете
И мне не нужны Коран или Библия, интуиция или наука ответят.

Всё что есть, всё – один живой организм немыслимый и всеобъемлющий
Ты поймёшь это, миру открыв однажды разъём души

Если разобраться, люди всего лишь машины для выживания генов
Мы здесь недолго и смысл есть лишь в самом обыкновенном

Смысл имеет любовь лишь.
И это тебе, с благодарностью трепетной за то, что ты во мне пристально тонешь.

я и ты – островки звёздной пыли, скитавшейся и усложнявшейся лет миллиардами
храни нас космос, когда нас не станет. Земли шар храни.
распавшись на атомы, распавшись на атомы
скромной Вселенной мы будем развеяны и перепрятаны.

но когда-нибудь, вдохновленная непредставимыми лет миллиардами
Вселенная вновь придумает место и время для атомов наших,
так чтоб вновь были рядом мы

Прип.
Господь мой, гравитация!
Господь мой, эволюция!
Я смиренно встаю на колени, признав себя взрыва большого рабом
Я хочу путешествовать, вдохновляться, делиться горящим во взгляде огнём
Я хочу запомнить короткий миг, в который я на этой планете
И мне не нужны Коран или Библия, интуиция или наука ответят.

*Richard Dawkins speaking* My Lord, gravity!
My Lord, the evolution!

thank you for the truth vague crumbs holy Apostle Richard Dawkins.
It opened to the apple of so many, and all your books and videodoki

The fact of the presence of the authorized representative of God on Earth - pure fiction
Follow me, I"m your guide, where only scientific righteous works
In the kingdom of proven theories
Repent, ye simple ones, because you grief,
From street to multimagnatov Goli, you grief

God - is the entire infinity of space and time
we are tiny, but realizing it, we even somewhat wiser it
Well, how "his" God - this is fiction, the scope of the individual measurable
Is the universe: uninterrupted and without fail within us

Infinity her
so multidimensional and putana
With our five senses dick desperate when they realize it.

Probably the smallest quark
It includes palette galaxies

And one of them, you also look at the sky at night, striped dress.

Solder.
My Lord, gravity!
My Lord, the evolution!
I humbly kneel, pleaded large slave explosion
I want to travel, to be inspired, to make the rules

I want to remember a brief moment, in which I am on this planet
And I do not need the Koran or the Bible, or the science of intuition answer.

Everything that is, everything - one living organism incredible and comprehensive
You will understand it, the world connector opening of the soul once

If you look, people are just machines for the survival of the genes
We are here for long, and it makes sense only in the ordinary

The meaning of love is only.
And this is for you, trembling with gratitude for what you have in me intently drowning.

you and me - islands of star dust, wander and complicates billion years
save us space when we are gone. Earth globe Save.
disintegrating into atoms, atoms are split into
modest universe we dispelled and perepryatat.

but ever inspired unimaginable billions of years
The universe will come up again for the time and place of our atoms,
So that we were again close

Solder.
My Lord, gravity!
My Lord, the evolution!
I humbly kneel, pleaded large slave explosion
I want to travel, to be inspired, to share a burning fire in his eyes
I want to remember a brief moment, in which I am on this planet
And I do not need the Koran or the Bible, or the science of intuition answer.

* Richard Dawkins speaking *

В научно-познавательной деятельности особое место занимает интуиция ученого, которая, как можно предположить, опирается на личное и коллективное бессознательное, а также на различные формы неявного знания.

У Юнга, в частности, встречается рассуждение об интуиции в ее соотношении с ощущением, чувством и мышлением.

Интуиция - это иррациональная функция. Она есть «предчувствие», «...не является результатом намеренного действия, это скорее непроизвольное событие, зависящее от различных внутренних и внешних обстоятельств, но не акт суждения» (Юнг К.Г. Подход к бессознательному. С. 57). Однако развитой теории интуиции» он не оставил, и необходимо обратиться к другим исследованиям, хотя и сегодня их недостаточно. Как иррациональное начало, интуиция выполняет своего рода «пусковую» функцию в творческом движении разума, который выдвигает новые идеи или мгновенно «схватывает» истину не в результате следования законам логического вывода из существующего знания, но «чисто интуитивно», лишь затем «поверяя результаты логикой». В отличие от рационального рассудка, жестко следующего установленным правилам и нормам, разум может, по Гегелю, «разрешать определения рассудка в ничто» и, ломая старую, создавать новую логику. Соответственно, на этом пути, преодолевая догматизм и формализм рассудка, разум проходит этапы движения от существующего рационального, через иррационально-интуитивное к новому рациональному. Как специфический познавательный процесс, интуиция синтезирует чувственно-наглядное и абстрактно-понятийное, в результате, по Канту, «воображение доставляет понятию образ».

Интуиция имеет противоречивую природу: внезапность озарения, неожиданность догадки предполагают предварительную сознательную работу и волевые усилия по накоплению информации, из которой «озарение», однако, не следует логическим путем, но без которой оно произойти не может. Внезапное «усмотрение истины» предполагает предварительный «инкубационный», по выражению А. Пуанкаре, период подсознательной деятельности, во время которой происходит вызревание новой идеи. В этот пе-

Философия познания

риод, свободный от строгой дисциплины мышления, рождается множество различных комбинаций идей, образов и понятий, отбор которых происходит неявно, на основе целевой установки мышления исследователя и в результате какого-либо внешнего толчка, далекого от обстоятельств исследования. Путь, который приводит к догадке-озарению, остается неосознанным, скрытым от исследователя, в сферу сознания неожиданно приходит готовый результат, и проследить, как он был получен, невозможно. При попытке сделать это полученный «сплав» понятия и образа «разлагается» на отдельные представления и понятия, перестает быть цельным. Поиск методов изучения и описания «механизма» интуиции продолжается.

В науке под интуитивными часто понимают такие понятия, положения, которые не имеют четкого определения и доказательства, многозначны, допускают различные толкования, часто опираются не на логические основания, но на выводы здравого смысла. Вера в «самоочевидность» исходных положений, часто выражаемая в словах «очевидно», «легко видеть, что», «отсюда следует», может прикрывать неосознаваемую ошибку, вводить в заблуждение. Самоочевидность как психологическая достоверность не может служить критерием истины, так как часто опирается на привычные представления, за которыми многие значимые отношения и свойства оказываются невидимыми. Любое исследование и в естественных, и в гуманитарных науках предполагает выявление таких скрытых ошибок и достижение «различного класса точности». Вместе с тем невозможно выявить все интуитивные моменты и исключить их, полностью определив и формализовав все знание. Интуиция заменяет еще не сформировавшееся знание, служит своего рода ориентиром, «предчувствующим» возможные пути исследования, хотя и не имеющим «доказательной силы». Так, чувственная интуиция или способность наглядного пространственного воображения в геометрии в конечном счете, после открытия неевклидовых геометрий, оказалась ошибочной, хотя эвристически и дидактически плодотворной.

Известный западный философ М. Бунге, размышляя об интуиции, в частности, формулирует интуитивистский тезис математики следующим образом: «Так как математика не выводится ни " из логики, ни из опыта, она должна порождаться особой интуицией, преподносящей нам исходные понятия и выводы математики в непосредственно ясной и незыблемой форме. <...> Поэтому в качестве исходных следует выбирать понятия самые непосред

ственные, такие, как понятия натурального числа и существования» (Бунге М.

Интуиция и наука. М, 1967. С. 56). Однако, как отмечает философ, эти два понятия вовсе не являются интуитивно ясными, бесконечная последовательность натуральных чисел с трудом усваивается большинством людей, а понятие существования создает множество трудностей в логике, математике и эпистемологии прежде всего свой неопределенностью. Излагая свое видение недостатков и даже ошибок интуиционизма в математике, он вместе с тем отмечает его плодотворность, в частности, как стимулирование поиска «новых, прямых доказательств хорошо известных теорем математики, а также реконструкцию ранее установившихся понятий (например, понятия действительного числа)» (Там же. С. 86). Существенным также является его требование различать философский и математический аспекты интуиционизма. В целом же, обращаясь к интуиции, он убежден, что «одна логика никого не способна привести к новым идеям, как одна грамматика сама никого не способна вдохновить на создание поэмы, а теория гармонии - на создание симфонии» (Там же. С. 109). Таким образом, иррациональные элементы познавательной деятельности, так богато и разнообразно представленные различными видами бессознательного, неявного, интуитивного, существенно дополняют и обогащают рациональную природу научного познания. Создавая трудности для построения точного знания, они одновременно включают в познание активное творческое начало и личностные возможности самого исследователя.

В целом современное понимание рациональности признает следующие главные принципы: критический анализ как познавательных, так и ценностных предпосылок, возможности выхода за их пределы (открытая рациональность); диалогизм, признание правомерности других позиций; единство рациональных и внерациональных форм в науке и культуре; доверие познающему субъекту, поступающему свободно и ответственно, критически переосмысливающему результаты своего познания и отношения к миру.

Литература Основная

АвтономоваН.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

Часть I. Философия познания

Касаеин И. Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. Критический очерк. М., 1989.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Микешина Л.А. Неявное знание как феномен сознания и познания // Теория познания. Т. 2. Социально-культурная природа познания. М., 1991.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М, 2002. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. Раздел IV. М., 1996. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. Швырев B.C. Судьбы рациональности в современной философии // Субъект, познание, деятельность. М., 2002. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Дополнительная

Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963. ГейтингА. Интуиционизм. М., 1969.

Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск, 1989. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1990.

Исторические типы рациональности. Т. I-II. М., 1995-1996. Смирнова }