Как нельзя переходить дорогу. Как правильно переходить дорогу по правилам дорожного движения

30.04.2019 Авто / Мото

Пешеход, знай место! Где правильно переходить дорогу , разумеется. А Вы что подумали? Кроме того, это касается и водителей. Покинув свое водительское место, Вы также становитесь пешеходом.

Сколько раз я наблюдала одну и ту же картину: стоит себе пешеход посреди дороги в двадцати метрах от перехода и ждет, пока ему уступят дорогу. Мимо проезжают машины. Никто не останавливается. А пешеход думает про себя: "Вот черти, никто дорогу бедному человеку не уступит!" И ведь правда, никто не уступит, не положено по правилам. И это не водители правил не знают, а пешеходы. Переходят дорогу в неположенном месте, под колеса бросаются, ругают ни в чем неповинных водителей.

В общем, уважаемый пешеход, для Вас эта статья. Надеюсь, после ее прочтения, дорогу Вы будите переходить там, где надо. Кроме того, Вы получите много полезных советов, как обезопасить свое пешеходное движение по дороге.

Начнем с того, что пешеходы в большинстве своем не виноваты, что нарушают . Они их просто не знают и даже не знают, где их прочитать, и что их передвижение по дороге как-то регулируется законом. В школе этому не научили, родители ограничились парой фраз. В результате имеем сотни людей, которые лезут под колеса.

Существует много мест, где можно переходить дорогу . Но все по порядку.

1. Пешеходный переход.

Бывают регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

Регулируемый можно узнать по наличию специального пешеходного светофора. Все прекрасно знают, как он выглядит. Переходить такой переход надо только на зеленый сигнал. Не на красный, не когда машин нет, не когда Вы торопитесь. Только на зеленый! Лучше подождать несколько секунд, чем быть сбитым неожиданно выехавшей машиной.

На нерегулируемом переходе светофора нет. Пункт 4.5 гласит:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Обратите внимание на то, как переходить улицу. Не надо выскакивать на дорогу, считая, что Вам все должны тут же уступить.

Бывает, что движение регулирует регулировщик . Не надо выходить на дорогу, пока он не подаст Вам специальный сигнал. Существуют еще надземные и подземные переходы. Но в них случаются крайне редко, переходить их все умеют. Но главное, при наличии такого перехода нужно именно им и воспользоваться, а не выбегать на дорогу.

2. Пешеходного перехода может и не быть.

Не беда. Вам поможет пункт 4.3 правил дорожного движения:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Все прекрасно, но только вопрос, что такое перекресток и эти таинственные линии тротуаров и обочин. Смотрите рисунок, там указаны эти линии, и где надо переходить дорогу отмечено синим .

В таком положении дел есть несколько нюансов. При переходе дороги таким образом, Вам обязаны уступить дорогу только те водители, которые поворачивают налево или направо. Предположим, Вы переходите дорогу из точки 1 в точку 2. Серый автомобиль поворачивает направо, красный – налево. Они должны Вам уступить дорогу. А вот синему и зеленому должны уступить Вы. Надеюсь, все понятно.

Теперь о том, почему надо переходить дорогу именно на перекрестке. При повороте машина всегда снижает скорость, иначе она просто не впишется. Поэтому при малой скорости увидев Вас, она всегда сможет остановиться. После поворота машина скорость набирает, и там ее тормозной путь уже будет больше. Вот такая нехитрая арифметика.

3. Нет ни перехода, ни перекрестка

Может так случиться, что нет ни перехода, ни перекрестка. Бывают и такие места. Вам опять поможет :

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Понятно почти все. Ограждения – это забор посреди дороги и тому подобное. Посмотрите на рисунке. Через такие ограждения перелазить не надо.

Разделительную полосу также можете увидеть на рисунке, ее пересекать также запрещено.

Нарушение ПДД (переход дороги в неположенном месте или на красный) – 500 рублей .

Нарушение ПДД пешеходом, повлекшее создание помех в движении ТС – 1 000 рублей .

Нарушение ПДД пешеходом, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – 1 000 -1 500 рублей .

Кроме того, согласно статье 268 уголовного кодекса :

1 . Нарушение пассажиром , пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека , - наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2 . То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.

3 . Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц , - наказывается лишением свободы на срок до 7 лет.

Т.е. переходит пешеход в неположенном месте, перед ним резко останавливается машина, в которую сзади врезается камаз. Водитель машины умирает, а пешехода сажают в тюрьму.

Будьте бдительны! Не нарушайте правил дорожного движения!

Теперь Вы все знаете, для того чтобы правильно переходить дорогу. Обязательно применяйте свои знания, и Вы никогда не попадете в ДТП .

Как быть если речь идет о Т-образном перекрестке? На выезде в вертикальной дороги (если представить букву "Т") стоит светофор. На горизонтальной дороге слева прямо у перекрестка зебра, а справа такой зебра нет. Дорога (горизонтальная) 4-полосная. По 2 полосы в каждую сторону с двойной сплошной посередине. От светофора движение возможно только налево или направо. И вот когда загорается зеленый сигнал светофора, слева также срабатывает пешеходный светофор. И при повороте налево необходимо пропустить пешеходов, идущих по зебре. А как быть с теми, кто пересекает горизонтальную дорогу справа от перекрестка, где нет зебры?

Заранее спасибо!

Андрей, при повороте на перекрестке нужно уступить всем пешеходам. Даже если пешеходного перехода нигде нет.

Учиться правильно переходить дорогу нужно еще с ясельного возраста, закрепляя пройденное по мере взросления. Бывает, что даже самый спокойный и небольшой участок дороги в любой момент может стать местом повышенной опасности. Не стоит быть самоуверенным и думать, что вам все известно по поводу того, как правильно и безопасно переходить дорогу. Времена меняются, а вместе с ними дополняются и правила дорожного движения как для водителей автотранспортных средств, так и для пешеходов. Эта статья поможет вам не только вспомнить азы правил для пешеходов, но и поведает о некоторых нововведениях в этой области.

Каждый пешеход с малых лет знает, что переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора. Причем независимо от того, есть на дороге автомобили или дорога абсолютно пуста. Стоит заметить, что в прежние годы это правило массово нарушалось. Группка пешеходов, переходящих на красный свет светофора по пустынной проезжей дороге, была обычным явлением. Теперь же население стало более осторожным, и большинство терпеливо ждет зеленого света, даже если машин поблизости не видно, что, кстати, не может не радовать. Связано это, возможно, с увеличившимся количеством автотранспорта на современных дорогах, а, может, на это повлияли штрафы , которые придется оплатить гражданину, решившему нарушить правила дорожного движения. А что же делать, если светофора нет? Конечно же, искать место на проезжей части, предусмотрительно разлинованное полосами с помощью светоотражающей краски, которое олицетворяет собой зебру. Кстати, если она стерлась или находится под снегом, на зебру укажет специальный знак. Помните, что как только вы спуститесь с обочины и наступите на разметку, для водителей авто это будет служить знаком к остановке для пропускания пешеходов. Исключением служит автомобиль с проблесковым и звуковым сигналом или только со звуковым. В этом случае пешеход должен уступить дорогу, даже если по правилам ему положено идти. С 2015 года пешеходы, переходящие автодорогу вне населенной местности, должны иметь на верхней одежде светоотражающие знаки или полоски. Тоже касается и для городских пешеходов, но только для них это правило носит всего лишь рекомендательный характер.


В настоящее время многие дороги оснащены не только зебрами, но и подземными, и даже надземными пешеходными переходами. Если таковые имеются в той местности, где вы планируете переходить дорогу, то предпочтение стоит отдать им, т.к. они служат абсолютной гарантией вашей безопасности и сохранности.


Будьте особо бдительны переходя дорогу в темное время суток. Чаще всего именно ночью пешеход очень плохо виден водителю автомобиля из-за света встречных фар других авто и плохой освещенности проезжего участка. Поэтому переходя дорогу, внимательно следите за движением транспортных средств, не обходите автомобили сзади, а автобусы спереди. Переходя дорогу, держите под контролем вторую полосу движения. Бывает, что авто из первой полосы уступая пешеходу путь, загораживают его, в результате чего вторая полоса продолжает движение, провоцируя ДТП.


Пешеходам настоятельно не рекомендуется переходить дорогу там, где обзор загораживает припаркованный автомобиль, крутой подъем или любое другое препятствие.


Затронем и велосипедистов . Так как им запрещается переезжать дорогу на велосипеде, а можно только переходить, спешившись и ведя велосипед рядом, значит, в этот момент и они становятся пешеходами и должны соблюдать все вышеперечисленные правила.


Особое внимание хочется уделить гражданам с санками, на которых находится ребенок. Перед пешеходным переходом снимите ребенка с санок и пройдите дорогу, держа в одной руке ребенка, а в другой санки. Так будет гораздо безопаснее для вашего чада, нежели он будет ехать на санках позади за вашей спиной.


Надеемся, что наша статья поможет вам вести себя правильно при переходе дороги не только вам, но и вашим детям, тем самым дав возможность избежать опасных ситуаций на проезжей части.

Описано, как следует переходить дорогу "по понятиям".

Со школы нас учат, как надо переходить дорогу. Это правильно, поскольку дело опасное, и надо сводить число к минимуму. На самом деле следует переходить дорогу не совсем так.

Итак, что нам говорят?

1. Посмотрите налево, а дойдя до середины дороги, посмотрите направо.
Неверно! Надо смотреть В ОБЕ СТОРОНЫ, даже на дорогах с односторонним движением. Причём за время перехода надо успеть проверить каждую сторону несколько раз. Минимум два.

2. Обходить стоящий на остановке общественный транспорт надо с определённой стороны. Честно говоря, я забыл, с какой. Забейте на это. Подождите, пока транспорт уедет. Он слишком большой и загораживает обзор и вам и водителям других транспортных средств, мешая увидеть друг друга.

3. Переходить дорогу можно только на пешеходных переходах (зебрах, подземных и надземных). Согласно правилам, это не совсем так.

Где можно переходить дорогу?

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
<...>
"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1
1.2.1 (сплошная линия) - обозначает край проезжей части, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Другими словами, предпочтительно использовать пешеходные переходы. Если их нет -- переходить надо по воображаемым продолжениям тротуаров (обочин) на перекрёстках, а если и их нет в зоне видимости -- то под прямым углом абы как, только если посередине дороги нету загородки или газончика. Это по правилам. А по понятиям -- переходите где угодно, но руководствуйтесь здравым смыслом. В соответствии с ним, не следует переходить дорогу на перекрёстке, если он не оборудована пешеходным переходом (в намеченном вами направлении), лучше отойти от перекрёстка на 100-200 метров и перейти в неположенном месте. Почему? Потому что на перекрёстке на вас едут машины с четырёх сторон, а на удалении от него -- только с двух. Проще уследить.

Как переходить дорогу на перекрёстке?

Итак, вы всё-таки решили перейти дорогу на перекрёстке, в направлении, не оборудованном пешеходным переходом.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
Другими словами, вы должны переходить дорогу тогда, когда зелёный горит МАШИНАМ, КОТОРЫМ С ВАМИ ПО ПУТИ. Это исключит возможность быть задавленным поперечными машинами, а из продольных основную опасность представляют машины, которым с вами по пути и они хотят повернуть направо. Да, по правилам они должны уступать вам дорогу, однако так бывает не всегда. Поэтому при переходе на перекрёстке не забывайте оборачиваться, машины, желающие направо, по идее должны мигать правым поворотником (поворотники оранжевые). Также направо могут поворачивать машины, едущие поперёк вашего движения. Также на перекрёстке может функционировать специальная стрелка для поворота налево для машин. Когда она горит, вас могут задавить машины, желающие налево, которые едут вам навстречу (точнее, навстречу попутным вам машинам). Такие дела.

Оборудованный пешеходный переход -- как правильно готовить?

А если даже выбранное вами место оборудовано, как пешеходный переход, это не является гарантией вашей безопасности.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Лучше переходить только тогда, когда дорога просматривается в обе стороны на 100+ метров и там нет НИКОГО. ВООБЩЕ. Или если все видимые машины остановились (если машины меня демонстративно пропускают, я всегда кланяюсь). Если уверены в своих силах, можно переходить дорогу и при наличие транспорта, оценив его скорость и количество. Но тут уже нужен навык. Помните, полторы тонны мгновенно ни остановиться, ни разогнаться не могут. Также помните, что есть слепые водители и прочие уникумы, которые не остановятся, чтобы вас пропустить, ни при наличии возможности (нерегулируемый переход и довольно большое расстояние), ни при наличии обязанности (красный для машин).
Ещё иногда (редко) бывает, что переход/перекрёсток регулирует регулировщик. Разбирать его сигналы для пешеходов дело чуть более простое, чем для водителя. Основных правила два:
1. Когда регулировщик поднял палку вверх -- всем стоять! Либо он пытается разобраться, что происходит, либо ждёт, пока выехавшие на перекрёсток машины завершат манёвр.
2. Если регулировщик вас не видит, дорогу переходить МОЖНО. Другими словами, переходить дорогу можно за спиной регулировщика.
Кстати, если работает светофор и стоит регулировщик, нужно смотреть на регулировщика. Автоматика надёжнее людей, но менее гибкая. Если стоит регулировщик, то либо он выполняет спецзадание, с которым автоматика не справляется (например, необходимо провезти через сложный перекрёсток автобусную колонну с детьми-рабами), либо автоматика не работает. В обоих случаях автоматика показывает неправильно и послушание ей почти наверняка приведёт к помехами другим транспортным средствам.

Переходим на красный или в неположенном месте

Выходите на дорогу, если никого нет или вы профессионал хождения на красный. Хотя я в последнее время делаю так всё реже. Если вас задавит машина, водитель всё равно будет нести расходы по вашему лечению или компенсировать вашу смерть родственникам. Даже если виноваты были вы. Но по-человечески водителей лучше уважать. Опыт хождения на красный приобретается прямым методом -- считайте, что перехода нет и вы переходите дорогу "под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны". Если дорога не просматривается, лучше воздержаться. А под прямым углом лучше переходить ВСЕГДА, даже если зебра нарисована по диагонали. Чем короче путь, тем безопаснее.
При переходе в неположенном месте не создавайте помех водителям, а? Не создадите, и никто на вас ругаться не будет, и не придётся ваши мозги с колёс соскребать.

Итак, вы на проезжей части

Итак, вы приняли волевое решение и собрались вот прямо сейчас выйти на проезжую часть. В последний момент перед выходом я широко заношу ногу вперёд, особенно, если есть приближающийся транспорт. При этом неважно -- должен он вам уступить дорогу или нет, доедет он до вас, пока вы переходите, или не успеет (потому что вы уже закончили переход) -- лучше предупреждать водителей о своём намерении. Вынеся ногу вперёд я стою 0.5-1 секунду, после чего начинаю переход. Если я намерен пропустить машины, а они колеблются (начинают тормозить), то я отхожу на несколько шагов от края тротуара или вообще поворачиваюсь спиной к проезжей части.
При переходе не следует резко менять скорость и направление движения. Если вы не успеваете перейти, необходимо остановиться посреди дороги, чтобы спереди машины ехали только в одну сторону, а сзади -- только в другую. Это очень страшно, но довольно безопасно. Не шевелитесь и не делайте резких движений. Пешеход не такой широкий, чтобы быть "затёртым" между встречными машинами, т.к. они не хотят сталкиваться друг с другом и соблюдают "боковой интервал" -- тот самый промежуток, в котором стоит пешеход. При этом относительно встречных машин интервал этот больше, чем относительно попутных.
4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

ААААА! МЕНЯ ЩАС ЗАДАВЯТ!

Вы уже на проезжей части, и внезапно выяснилось, что на вас кто-то едет. Что же делать? Главное -- не паникуйте . Это бесполезно. Ну ладно, не паниковать сложно, хотя бы не впадайте в ступор и не цепенейте. Так можно потерять драгоценную секунду. А при переходе дороги секунда -- это очень много. Второе, что не следует делать -- это бежать назад. Те, у кого глаза на затылке, могут бежать и назад. Машины сзади вас уже не считают за пешехода и не готовы к тому, что вы побежите назад. Вы их не видите и не можете понять, как и с какой скоростью бежать. В случае, когда на вас едут, можно сделать два правильных действия: 1. пробежать немного вперёд 2. остановиться. Пробежать надо ровно столько, чтобы машина вас не задела. Дальше по обстоятельствам -- либо стоим (тут можно остановиться даже на прерывистой между полосами -- на ней не так безопасно как в середине дороге (при перестроении могут задавить), но лучше, чем на самой полосе), либо идём/бежим дальше (предварительно оценив ситуацию). Перебежать одну полосу можно за 1-2 секунды (1 полоса == ширина одной машины, около 3 метров), при этом машина на скорости 60 км/ч за это время приблизится к вам на 17-35 метров. Если не цепенеть, можно успеть. Если совсем не успеваете и машина легковая, можно попробовать прыгнуть на капот, тогда поперечная скорость будет гаситься по касательной, но тут уже как прыгнете и как повезёт.

Прочие мелочи

Если вы посреди дороги передумали и решили вернуться (такое бывает, особенно при переходе широкой дороги), делать это следует очень медленно, пятясь задом и непрерывно смотря влево-вправо, ибо если начнёте разворачиваться, потеряете чувство того, где какая машина едет.

Есть ещё один стратегический момент, лучше быть одетым поярче и иметь светоотражающие нашлёпки/брелки/другие элементы декора (особенно в тёмное время суток). Так вас будет лучше видно.

Лучше переходить дорогу толпой, по двум причинам:
1. В случае наезда травмы распределятся между всеми, и в итоге каждому достанется меньше.
2. Толпа смотрит в разные стороны и, как следствие, лучше видит обстановку, её тоже лучше видно.

Детишек надо держать за руку, если они сами не умеют переходить. Если детишки уже довольно сильные и умеют -- пусть переходят сами, а то один потянет вперёд, другой назад, пока будете договариваться, куда бежать, драгоценные секунды уйдут. Также когда детишки переходят сами, они тоже должны идти по одному а не за ручку.

Выезд из двора -- мини-переход. У пешехода всегда приоритет, но будьте внимательны, если забор не просматривается или выезд вообще выполнен в виде арки, загляните в выезд сначала, вдруг там кто-то выезжать собрался. А ещё помните, что кто-то может и в"езжать. У в"езжающих обзор лучше, чем у выезжающих, но обернитесь назад, посмотрите, не хочет ли заехать кто-нибудь из попутных? Посмотрите налево, не стоит ли на встречной кто-нибудь, мигая левым поворотником? Кстати тем машинам, которые выполняют левый поворот, лучше всегда уступать дорогу, кроме тех случаев, когда вам пешеходный зелёный. Поворот налево и так довольно сложный манёвр, а тут ещё и вы.

Если вам уступает дорогу грузовик или другая БАЛЬШАЯ МАШИНА, будьте убер-острожны. За ней может прятаться небольшая, но гордая птица, которая решит полететь вперёд по соседней полосе. Проверьте, не выезжает ли кто из-за грузовика. Также необходимо слегка высовываться из-за других препятствий для проверки ситуации, если вы по каким-либо причинам решили начать переход из-за препятствий. Безопасно высовываться можно на 10-20 см. Высовывайте только голову и будьте готовы в любой момент спрятаться.

Ещё про БАЛЬШИЕ МАШИНЫ. Писать текстом не буду, предлагаю просто посмотреть это видео (anigif, 18+):
s.pikabu.ru/post_img/2013/10/03/6/1380790178_13...
Теперь понятно, как делать не надо.

И последнее. Про наушники. Вот некоторые тут говорят, в наушниках переходить опасно. Я скажу два случая, когда наушники необходимо отключать (снимать необязательно, хотя и можно, но чтобы музыка не играла -- обязательно, т.е. наушники на шее с музыкой -- это неотключённые наушники):
1. Неосвещённая дорога в тёмное время суток;
2. Плохо просматриваемая дорога хотя бы в одном из направлений (поворот менее, чем в 100 метрах).
Это нужно, чтобы слышать приближающуюся машину по скрипу шин и шуму двигателя.