Как выглядит акцизная марка на сигареты. Акцизные марки на табачные изделия при ввозе на таможенную территорию рф

Повышение стоимости акцизной марки для сигарет на 50 рублей‍ – до 200 рублей за тысячу штук марок для наклеивания на пачку сигарет практически не отразится на стоимости табачных изделий для потребителя. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ Виктор Зыков .

"Если мы посмотрим на стоимость фактического повышения каждой акцизной марки, которую клеят на пачку с сигаретами или другой табачной продукцией, то оно составит всего 5 копеек – это и есть повышение себестоимости после роста цен акцизных марок. На мой взгляд, табачная отрасль не заметит этих изменений, разве что отдельные производители попытаются "разбросать" выпавшие доходы по отдельным сегментам выпускаемой продукции в виде небольших наценок.

Стоит различать понятия: сегодня повышается не сам акциз – налог на продаваемые табачные изделия, а лишь цена наклейки. Существенных доходов бюджету эта мера не принесет, равно как и не скажется, к сожалению, на здравоохранной составляющей государственной борьбы с табакокурением", - отмечает специалист.

Сегодня правительство РФ опубликовало на официальном интернет-портале правовой информации постановление, что цена специальной марки для маркировки табачной продукции увеличивается до 200 рублей за тысячу штук. Повышение составило 50 рублей. Эти марки клеят на пачки сигарет перед продажей и своим наличием они показывают, что акцизный налог на табачные изделия уплачен.

"В России существовала антитабачная Концепция, срок реализации которой был с 2010 до 2015 года, в которой предусматривалось поэтапное повышение акцизов на всю табачную продукцию до уровня, среднего среди Европейского региона ВОЗ, в итоге такого повышения средняя стоимость пачки сигарет выросла бы до 160 рублей. К сожалению, этот документ реализован не был, хотя мог бы существенно сократить число курящих в стране и повысить доходы бюджета. Приходится признавать, что в стране есть определенное влияние табакопроизводителей, которые борются за сохранение своих доходов", - подчеркивает эксперт.

Правительство готовит новую концепцию борьбы с табакокурением в России

В начале февраля Общественная палата предлагала установить минимальную цену сигарет по аналогии с бутылкой водки, зафиксировав ее на уровне 62–65 рублей. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, акциз должен составлять порядка 70 процентов в структуре розничной цены табачной продукции, в 2015 году в РФ эта доля составляла всего 38%. Ни в одной другой высокоразвитой стране мира нет столь низких акцизов на табак. По подсчетам ВОЗ, повышение налоговой ставки для достижения 10%-го повышения цен на табачные изделия приводит к сокращению потребления табачных изделий на 4-6 процентов. ВОЗ подсчитала: в мире в среднем каждые восемь секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине погибают пять миллионов человек.


По официальным данным, в 2015 году бюджет от табачной промышленности доход порядка получил 338 миллиардов рублей. Статистика за 2016-й пока не оглашалась, но цифры должны превысить предыдущий показатель. По прогнозам, в 2017-м в казну придет порядка 500 миллиардов. Фактически сегодня от табачной промышленности РФ получает налогов гораздо меньше, чем Турция, хотя население восточной страны существенно ниже. Эксперты утверждают: России необходимо удвоение акцизов – тогда Минфин смог бы существенно пополнить сборы от поступлений в бюджет, а стоимость пачки сигарет перевалила бы за 120 рублей.

"Сегодня проходит второй круг согласования новая антитабачная концепция, рассчитанная на срок до 2022 года и дальнейшую перспективу. В ней также, помимо прочих мер, предусмотрен существенный рост акцизов на табачную продукцию. Ряд ведомств, в том числе Минфин, раскритиковали этот документ, хотя он мог бы принести существенные доходы бюджету – до 600-800 миллиардов рублей в результате такого повышения. При этом существенно упадет потребление табака, улучшится здоровье населения и снизится смертность, причины которой связаны с курением, снизятся расходы системы здравоохранения на лечение связанных с потреблением табака заболеваний.

Зачастую министерства аргументируют свою позицию тем, что при повышении акцизов вырастут объемы контрабанды, и это снизит доходы бюджета. Но с начала нулевых годов, когда государство начинало антитабачную политику, акцизы выросли на порядок - ставка была катастрофически низкой. Однако существенного роста контрабанды не зафиксировано, часто даже наблюдалось снижение.

Повышения цен на сигареты в результате разработки новой концепции в 2017-м году ждать не стоит – обычно поправки в Налоговый кодекс принимаются с расчетом, что вступят в силу лишь в следующем году. Правда, возможен и полугодовой вариант, но даже к июлю нынешнего года согласовать и утвердить концепцию не успеют. А значит, на табачную продукцию изменятся в 2018-м", - заключает Виктор Зыков.

Первоначально Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" устанавливался порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора установленного образца и вводилась обязательная маркировка на табачные изделия (п. 1 Постановления), причем как по табаку и табачным изделиям при ввозе на территорию России (начиная с 1 июля 1994 г.), так по сигаретам с фильтром, кроме сигарет иностранных марок, а также прочим подакцизным табачным изделиям, производимым на территории России (начиная с 1 апреля 1997 г., п. 2 Постановления в ред. Постановления Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 156). Позднее данный документ в соответствии с упоминавшимся выше Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" признан утратившим силу в отношении табака и табачных изделий, произведенных на территории России.

Практически следом Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. N 319 полностью утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008 "О марках акцизного сбора", которым воспроизведено требование о том, что табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию России, подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. В связи с введением в действие части второй НК РФ в данный документ Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. N 124 "О внесении изменений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с маркировкой товаров марками акцизного сбора" внесены изменения, в результате которых положения о марках акцизного сбора заменены положениями об акцизных марках (в т.ч. в новой редакции изложено и название Постановления).

Указанным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008 "Об акцизных марках" (соответственно в ред. Постановления Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. N 124):

цена одной акцизной марки, уплачиваемая в качестве авансового платежа по акцизам на табак и табачные изделия, установлена в размере 0,075 рубля (п. 2);

ГТК России предписано по согласованию с Минфином России разработать порядок и установить срок представления в таможенные органы отчета об использовании акцизных марок лицами, которые их приобрели (п. 5). Указанное предписание реализовано в Инструкции о порядке взаимодействия таможенных органов в целях обеспечения импортеров акцизными марками для маркировки табака и табачных изделий и о контроле их использования, утв. Приказом ФТС России от 23 января 2007 г. N 82;

установлено, что акцизные марки выдаются таможенными органами при условии предоставления обеспечения выполнения обязательства, указанного в п. 7 данного Постановления, в соответствии с законодательством РФ. Размер обеспечения определяется таможенными органами РФ исходя из суммы таможенных платежей, уплачиваемых по подакцизным товарам, выпускаемым для свободного обращения и происходящим из государств, в торгово-политических отношениях с которыми Россия не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации и которые не являются участниками соглашений с участием России о свободной торговле и о таможенном союзе (п. 6). Ставки для расчета суммы обеспечения выполнения обязательства импортера в отношении табака и табачных изделий утверждены Приказом ФТС России от 16 октября 2006 г. N 1006 "О ставках для расчета суммы обеспечения выполнения обязательства импортера";

установлено, что при покупке акцизных марок лицо, их приобретающее, представляет таможенным органам обязательство, предусматривающее выполнение этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков: ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию РФ в целях их реализации на территории России; размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения; возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу; представление отчета об использовании акцизных марок в установленном порядке. В случае невыполнения указанного обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, подлежат перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство не исполнено. Продажа акцизных марок для маркирования ввозимых на таможенную территорию РФ табака и табачных изделий осуществляется с учетом условий и ограничений, установленных законодательством РФ в отношении оборота указанных товаров на территории России (п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 4 октября 2002 г. N 747);

ГТК России предписано в случаях возврата в установленные сроки таможенным органам поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок лицами, их приобретшими, а также ввоза ими на таможенную территорию РФ и/или выпуска маркированных товаров, в отношении которых сумма акцизов, подлежащих уплате при ввозе, менее стоимости марок, возвращать указанным лицам стоимость марок или разницу между стоимостью марок и суммой акцизов, за вычетом расходов по изготовлению марок, их транспортировке, хранению, страхованию и уничтожению (п. 8);

ответственными за маркировку в установленном порядке подакцизных товаров определены лица, которые приобрели акцизные марки, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу РФ (п. 9);

ГТК России и Минфину России предписано утвердить образцы акцизных марок для табака и табачных изделий (п. 10);

объединению "Гознак" поручены разработка эскизов и изготовление акцизных марок по заказам ГТК России (п. 11);

Министерству РФ по делам Содружества Независимых Государств предписано уведомить государства - участники СНГ об изменении порядка маркировки подакцизных товаров, ввозимых на территорию России (п. 12).

Во исполнение предписания, данного в Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008, Приказом ГТК России и Минфина России от 18 ноября 2002 г. N 1205/112н "Об утверждении образцов акцизных марок для маркировки табака и табачных изделий иностранного производства, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", утверждены образцы акцизных марок для маркировки табака и табачных изделий иностранного производства:

происходящих и ввозимых на территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств, не входящих в Содружество Независимых Государств и Таможенный союз;

происходящих и ввозимых на территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств, входящих в Содружество Независимых Государств и Таможенный союз;

происходящих и ввозимых с территорий иностранных государств, не входящих в Содружество Независимых Государств и Таможенный союз, на территории особых экономических зон отдельных субъектов Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;

происходящих и ввозимых с территорий иностранных государств, входящих в Содружество Независимых Государств и Таможенный союз, на территории особых экономических зон отдельных субъектов Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Этим же Приказом (в ред. Приказа ГТК России и Минфина России от 9 июля 2003 г. N 760/63н) утверждено описание акцизных марок для маркировки табака и табачных изделий иностранного производства, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Также во исполнение указанного Постановления Приказом ГТК России от 28 декабря 2000 г. N 1230 "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками" (в ред. последующих изменений):

классифицирована в соответствии с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации алкогольная продукция, табак и табачные изделия согласно Перечню ввозимых на территорию Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками;

утверждена Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками.

5. В ч. 5 комментируемой статьи установлен запрет на реализацию на территории России табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками. Аналогично сказанному выше следует отметить, что этот запрет не является новым, ранее он устанавливался упоминавшимися выше Постановлениями Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" и от 4 сентября 1999 г. N 1008 "Об акцизных марках" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. N 124).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 января 2001 г. N 61) на территории России запрещены:

производство табака и табачных изделий без маркировки специальной маркой - с 1 ноября 1999 г. (папирос - с 1 января 2001 г.);

реализация табака и табачных изделий, производимых на ее территории, без маркировки специальной маркой - с 1 мая 2000 г. (папирос - с 1 апреля 2001 г.)

При этом органам исполнительной власти субъектов РФ разрешалось продлевать по согласованию с МНС России до 1 августа 2001 г. срок реализации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях папирос, произведенных на территории России, без маркировки специальной маркой.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008 (здесь и далее в ред. Постановления Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. N 124) запрещена реализация на территории России табака и табачных изделий, не маркированных акцизными марками установленного образца или маркированных с нарушением установленного порядка, за исключением реализации конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом табачной продукции иностранного производства, маркируемой в другом порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 указанного Постановления (в ред. Постановления Правительства РФ от 4 октября 2002 г. N 747) запрещены ввоз на таможенную территорию России подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками или маркированных с нарушением установленного порядка, за исключением случаев ввоза:

табака и табачных изделий в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к товарам мер экономической политики;

табака и табачных изделий физическими лицами не для производственных или иных коммерческих целей, в отношении которых применяется льготный порядок перемещения товаров в соответствии с таможенным законодательством РФ;

в качестве выставочных образцов и образцов для проведения сертификационных испытаний в количестве не более 200 штук табачных изделий каждого наименования.

Соблюдение указанных запретов обеспечивается наличием установленной юридической ответственности. Так, в ст. 15.12 КоАП РФ (наименование и диспозиции норм статьи в ред. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за выпуск или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации. Статья 171.1 УК РФ (введена Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 158-ФЗ) предусматривает уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции.

VIII. Порядок приобретения, маркировки и возврата
марок акцизного сбора установленного образца на табачные изделия отечественного
производства

(раздел введен изменениями и дополнениями Госналогслужбы
РФ N 1 от 09.11.95) примечание.

Порядок уплаты акцизов с
применением марок акцизного сбора по табаку и табачным изделиям отечественного
производства и сигарет иностранных марок, изготовляемых на территории РФ,
установлен Постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319.

26.
Маркировке марками акцизного сбора подлежат подакцизные табачные изделия,
выпускаемые в пачках в соответствии с действующей нормативно-технической
документацией.
Маркировка табачных изделий производится в соответствии с
Правилами маркировки табачных изделий, изготовляемых на территории Российской
Федерации, утвержденными Минфином России по согласованию с Госналогслужбой
России 15.09.95 N 4-03-06.

Марки акцизного сбора приобретаются только предприятиями и организациями, непосредственно производящими подакцизные табачные изделия (включая табачные изделия из давальческого сырья) и зарегистрированными в установленном порядке в качестве плательщиков акцизов.
27. Заявку с указанием потребности в марках акцизного сбора налогоплательщики подают в соответствующие государственные налоговые инспекции не позднее чем за четыре месяца до начала квартала.

Марки акцизного сбора на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, выдают государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации (или по их поручению налоговые инспекции по городам и районам) непосредственно налогоплательщикам после внесения ими авансового платежа по акцизам.

Для приобретения марок акцизного сбора предприятия и организации - изготовители
табачных изделий - представляют в соответствующие налоговые инспекции следующие документы:

заявление на получение марок, подаваемое на имя начальника соответствующей
государственной налоговой инспекции с указанием их количества;
копии платежных поручений на оплату марок акцизного сбора, что является
подтверждением уплаты авансового платежа по акцизам, а также выписку банка из
расчетного счета, подтверждающую снятие указанных средств со счета
налогоплательщика.

При этом в платежном поручении в графе
«Назначение платежа» обязательно указание: «Уплата авансового платежа по акцизам
за марки акцизного сбора».

На указанных документах делается отметка
инспектора по учету территориальной налоговой инспекции по месту постановки на
учет налогоплательщика о фактическом поступлении денежных средств на раздел 22
параграфа 8 классификации доходов и расходов бюджетов в Российской
Федерации;

доверенность на получение марок акцизного сбора, выданная предприятием -
изготовителем табачных изделий лицу, получающему указанные марки.
При получении марок акцизного сбора предприятиям и организациям -
изготовителям табачных изделий выдается первый экземпляр накладной, выписываемой налоговым органом.

Марки акцизного сбора выдаются строго в соответствии с заказанным количеством.

Единоразовая выдача марок акцизного сбора не
может превышать заявленной квартальной потребности.

28. Налогоплательщики
при обнаружении марок акцизного сбора, имеющих типографский брак, должны
возвратить их в государственную налоговую инспекцию по месту их выдачи с
заявлением о замене таких марок.

29. Марки акцизного сбора, поврежденные
в процессе маркировки табачных изделий, подлежат уничтожению.

Для этого поврежденные марки акцизного сбора должны быть наклеены на отдельных листах по 10 штук с соблюдением следующих правил:

при наклеивании марок акцизного сбора не допускаются складки и неровности;
марки наклеивают таким образом, чтобы четко просматривалась центральная
часть марки и цифровые реквизиты;
при разрыве марки отдельные ее части должны быть соединены;
общая часть каждой поврежденной марки должна составлять не менее 2/3 ее
первоначального размера. В случае, если общая часть поврежденной марки
составляет менее 2/3 ее первоначального р
азмера, марка акцизного
сбора считается утраченной и замене не подлежит.

Уничтожение поврежденных
марок акцизного сбора производится комиссией в составе представителей
государственной налоговой инспекции по городу или району, налоговой полиции и
предприятия (организации) - изготовителя табачных изделий (бухгалтера,
материально ответственного лица).

Акт об уничтожении поврежденных марок
акцизного сбора составляется на месте уничтожения в 3-х экземплярах и
подписывается всеми членами комиссии после уничтожения марок.

Один
экземпляр остается у налогоплательщика, другой - в территориальной налоговой
инспекции, третий - в государственной налоговой инспекции, ранее выдавшей эти
марки.

Выдача марок акцизного сбора взамен уничтоженных производится на
основании заявления налогоплательщика в государственную налоговую инспекцию по
месту их приобретения с приложением акта об их уничтожении.

По маркам, не подлежащим замене, марки акцизного сбора считаются утраченными и замене не подлежат.

Сумма авансового платежа по акцизам (цена марки акцизного
сбора) списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.