А был ли мальчик. февраля: традиции и обычаи дня

18.08.2019 Красота

Между тем, буйное празднество несправедливо оставило в стороне день почитания Святого Трифона – личности удивительной во всех отношениях. А отмечают этот день тоже 14 февраля.

Мало кто знает, что Трифон – один из самых любимых на Руси святых – быстрее других откликается на просьбы и молитвы, идущие от сердца. По мнению многих, кстати, именно его изначально изображали и на гербе Москвы. Лишь позже Трифона сменил Георгий Победоносец. Но ныне имя скромного и добросердечного Трифона многим не так известно, как хотелось бы и как должно было бы быть. Ведь именно ему надо молиться, прося об улаживании житейских невзгод и избавлении от сердечных страданий.

Красивый, скромный юноша со спокойным взглядом – так выглядит иконописный образ Трифона. Рядом с ним всегда изображается сокол – птица быстрая, точно стрела. Почему так – чуть позже. Поскольку история Трифона удивительна с самого его рождения.

… Маленьким мальчиком Трифон много работал – в том числе пас гусей. Был он тих и благостен, люди любили его за скромность и помощь, которую он оказывал всем, кому мог. Дар исцеления был послан ему свыше, и благодаря ему не имевший образования мальчик с малых лет совершал чудеса: то исцелял болеющих, то изгонял бесов, а иногда и просто спасал людей от чисто бытовых проблем. Так, однажды, в засушливое лето, насекомые-вредители напали на поля, и плач разнесся по поселениям – ничего не поделаешь, весь урожай из ничтожат проклятые, точно быть голоду! Трифон сосредоточенно молился, и насекомые исчезли с полей. Ну не чудо ли…

В 16 лет Трифон попал ко двору Римского императора Гордиана. В дочь его вселился, согласно житию Трифона, бес, и Гордиан призвал его как лекаря, единственного способного избавить девушку от мучений. Демон покинул девушку до того, как Трифон пришел к ней непосредственно: юноша был еще в трех днях пути, как злой дух не выдержал его приближения и вышел из тела болезной красавицы. Однако теперь Гордиан требовал, чтобы демона ему «предоставили» в доказательство. Что мог сделать скромный Трифон? Наконец, император убедил его своими настойчивыми просьбами, и Трифон молился, чтобы демон явился во плоти своей императору и его двору. Так и произошло. Только после этого Гордиан поверил в силу Трифона, и по всей земле понеслась весть о даре молодого святого. Очень многих это подвигло к тому, чтобы отказаться от язычества и перейти в веру Христову.

Но прошло какое-то время, и на престол вступил император Декий. И для Трифона начались тяжелые времена. Он ненавидел христиан и слыл их жестоким гонителем. Представитель императора, епарх Аквилин был в бешенстве, узнав, что некий Трифон проповедует христианство и успешно обращает к нему людей. Трифон знал, что за ним придут, и не стал скрываться. Страшным мукам подверг его Аквилин. Ни стона не сорвалось с губ Трифона. Измученного юношу бросили в застенок. В дальнейшем пытки продолжились. Описывать их страшно – Аквилин был большой выдумщик… Со вбитыми в ноги гвоздями Трифон должен был ходить по городу, истекая кровью, его терзали железными крючьями, но Трифон все принимал со смирением и терпением и молил лишь об одном – чтобы простились его гонителям то зло, что они причиняют. И когда святого решили казнить, молил он Господа, чтобы лишил он его жизни прежде, чем отсекут его голову. Так и случилось. Честная глава Трифона была отсечена, когда он уже преставился.

Тело мученика Трифона хотели предать земле там, где он страдал – в Никее. Но он явился любившим его христианам и просил перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля мученика была исполнена. Позже мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем - в Рим. А для России он стал одним из самых почитаемых святых. Со своим, «русским» следом. Дело в том, что по преданию, во времена Ивана Грозного сокольник Трифон Патрикеев был послан царем на поимку его любимого улетевшего кречета. Невыполнение задание грозило Патрикееву смертью. Не смог он найти птицы и молил Трифона помочь ему в поисках. А когда забылся ловчий сном, явился ему святой и велел брать птицу и ехать к царю. Проснувшийся Трифон Патрикеев обнаружил, что кречет сидит на сосне, что росла неподалеку. Он отвез птицу Грозному, рассказал чудесную историю и на месте явления поставил часовенку, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Сегодня глава святого мученика Трифона хранится в городе Которе (Черногория), в соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году святыня была вложена в трех специальных ковчегах в икону святого мученика. И сегодня эта икона находится в Москве, в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у столичного Рижского вокзала. Объяснить это просто: кречет был найден неподалеку от этого места, во времена Грозного бывшего дальним от города…

Чего просить у Трифона и за что его благодарить

Трифон был при жизни безотказным. Ни одну просьбу не отвергал он, никому не отказывал. А теперь молится за людей возле Престола. В храма св. мученика Трифона могут рассказать немало историй, происходивших в наше время, когда по молитве исполнялись желания людей и их просьбы. По молитве с верой, конечно.

О чем же просят сегодня Трифона? Обо всем. Главное – об устройстве жизни, разрешении проблем, в том числе и квартирных, сохранении отношений и, конечно, о здоровье. Говорят так: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!» В народе Трифона называют «Скорой помощью» - так быстро он откликается на просьбы, и почитают как ласкового друга, помощника во всех делах.

Так что 14 февраля есть у вас чудесная альтернатива – молить о свершениях не столько неоднозначного Валентина, сколько Трифона. Кстати, Трифон считается покровителем рыбаков и охотников. И, говорят, по молитвам к нему приходят к этим людям удача. Кстати, многие, находясь возле иконы Трифона, ощущают неимоверный поток энергии, исходящий от образа. И это точный знак того, что святой мученик вас услышит.

Рассказывая о святом мученике Трифоне, в первую очередь всегда вспоминают о первом исцелении, которое он совершил, еще будучи совсем юношей, и сей факт даже отражен в молитве мч. Трифону.

Это классический пример изгнания нечистого духа, вселившегося в человека, - в данном случае в дочь императора Гордиана. Никто не мог помочь царевне - ни маги, ни волхвы, - и она жестоко страдала.

В один прекрасный день бес возопил, что изгнать его способен только простой пастух Трифон. Конечно же, императорские гонцы срочно отыскали целителя, и сила его молитвы принудила беса в облике отвратительного черного пса, оставить девушку.

Однако не только даром исцелений и изгнания нечистых духов прославился юноша. По его молитвам односельчане были спасены от голода: Трифон очистил поля, опустошаемые вредными прожорливыми насекомыми, от их нашествия. Платы за свои труды он не брал - просил лишь веровать в Иисуса Христа, Чьей благодатью он творил добрые дела.

За непоколебимое исповедание Христовой веры и особенно за ее распространение в годы гонений на христиан юноша был схвачен язычниками. Его не прельстили ни щедрые посулы властителя-тирана, не испугали его угрозы.

Тогда Трифон был подвергнут жесточайшим истязаниям, но ни один стон не вырвался из его груди - святой, подобно Христу, молился о своих мучителях. А когда в ходе пыток на его голову опустился с неба цветочный венок с драгоценными камнями, это еще больше взбесило посрамленного тирана, и тот приказал обезглавить юношу.

Память святого мученика Трифона отмечается 14 февраля. К сожалению, этот день затмевается празднованием Дня влюбленных, посвященного св. Валентину, который никакого отношения к православию не имел. Гораздо логичнее было бы чествовать Трифона, выполнившего неисчислимое количество просьб по молитвам к нему.

Поклониться святому мученику

Это событие произошло в городе Никее, где и хотели похоронить святого мученика местные христиане. Однако Трифон явился одному из них в видении и открыл, что его должно похоронить на родине, в селе Кампсаде, поблизости от города Апамеи, почему к его имени нередко добавляют определение «Апамейский». Это пожелание было исполнено, и все минувшие столетия были ознаменованы множеством сотворенных мучеником Трифоном чудес.

Значительно позже святые мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, столицу Византийской империи, а затем в Рим. Но каждой православной стране хотелось иметь хоть частицу мощей мч. Трифона. Поэтому святым останкам можно поклониться:

Есть подобные святыни и в Москве - в России очень чтится этот святой. В начале XIX века в Москву были переданы три святыни из Черногории.

Российский мастер серебряных дел Трифон Добряков изготовил раку для частиц мощей своего небесного покровителя и вручил ее императору Александру I, а тот принес священный дар в храм Св. мч. Трифона, построенный в его честь в Напрудном, где три ковчежца «встроили» в икону мученика. После закрытия в 1930 году Свято-Трифоновской церкви икона была передана в храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы, неподалеку от Рижского вокзала.

После того как церковь имени св. Трифона была уничтожена на три четверти, удалось сохранить лишь небольшую ее самую древнюю часть. Еще полвека после войны храм пустовал. Сейчас здесь богослужения совершаются, но лишь по выходным дням и великим праздникам.

Есть еще святые образа, и тоже с частицами мощей:

  • один находится в Марьиной Роще - в церкви в честь иконы Богородицы «Нечаянная Радость»;
  • второй - в храме Рождества Христова (Измайлово);
  • частью мощей мученика Трифона обладает и Свято-Троицкий Китаевский монастырь (Киев).

«Призывать имя мое…»

Перед самой казнью мученик Трифон возносил Богу молитвенное благодарение за то, что Тот укрепил его силы во время пыток, и молил о даровании особой благодати: и после смерти помогать тем, кто будет призывать его имя. И, судя по тому количеству исполненных святым просьб, благодать эта была ему дарована. О чем же можно просить св. Трифона?

Кроме всего указанного, святой покровительствует охотникам и рыболовам. И это неспроста.

Существует такое давнее предание: то ли во времена Ивана III, то ли Ивана IV в ходе царской охоты улетел в неизвестном направлении любимый кречет царя. Сокольник Трифон Патрикеев получил грозное повеление отыскать птицу, иначе голова с плеч.

Три дня он безуспешно прочесывал лесные окрестности и, обессилев, помолился своему святому, чьим именем был назван, и заснул в том месте, которое сейчас носит название Марьиной Рощи. Во сне ему явился юноша верхом на белом коне с пропавшим кречетом в руке. Он успокоил сокольника, дескать, вот твоя птица, вези ее царю.

Икона мученика. Проснувшись, Трифон и в самом деле увидел пропажу, сидящую на ближайшей сосне. Он доставил кречета царю и поведал ему о помощи св. Трифона. Вскоре на этом месте в честь своего чудесного спасения сокольник построил вначале часовню, а затем и церковь во имя своего святого покровителя.

Существует много иконописных изображений св. мч. Трифона. На некоторых он изображен с птицей, сидящей на его руке. Это и есть тот самый пропавший кречет.

Как заказать молебен

Во многих ситуациях не стоит надеяться на помощь окружающих - надежнее обратиться к Небесным Силам.

Не надо бояться, что ваша проблема слишком мелкая, «несерьезная», слишком житейская - жизнь ведь по большей части из таких и состоит, и св. Трифон при жизни оказывал помощь даже в малейших просьбах. Ведь чудесная помощь приход в первую очередь от веры в помощь Божью через Его угодников.

О помощи в решении любой из описанных проблем мученику Трифону можно заказать молебен, так и пометив в записке: «Молебен мч. Трифону о…».

В записке же надо перечислить имена людей, за которых будете молиться, в родительном падеже и в церковном звучании: не Иван, а Иоанн; не Светлана, а Фотиния и т.д.

Определенного правила, кого в каком порядке вписывать, не существует, однако многие перечисляют семьи, начиная от главы. Есть рекомендация называть сначала имена мужчин, затем женщин и в конце - детей.

Перед именами детей стоит указать возраст: мл. - младенец (до семи лет), отр. - отрок (до 17 лет), уч. - учащийся (если обучается в колледже или студент).

Молебен в храме будет совершен священником после Литургии. Можно заказать еще специальный молебен с акафистом этому же святому. Дома тоже не помешает почитать акафист, а также просто ежедневно молиться:

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши убо ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою.

Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде от диавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут.

Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

Текст акафиста

Избранный от Бога и к лику святых сопричтенный, святый мучениче Трифоне! Молися о нас, грешных, Владыце Христу и помогай нам побеждати мир, плоть и диавола, многообразно воюющия на ны, якоже победил еси их благодатию и силою возлюбленнаго тобою Христа, да, избавльшеся от врагов наших видимых и невидимых, благодарственно воззовем ти: Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!

Образу благочестия родителей твоих подражая, христианския нравы от лет малых приял еси, святый мучениче, и мал сый леты, стар же разумом, воистину христианин совершен явился еси. Мы же, воспоминающе добродетельное житие твое, восхваляем тя сице:

Радуйся, добронравных родителей благочестивый сыне; радуйся, великое их утешение.

Радуйся, Ангела твоего Хранителя непрестанное веселие; радуйся, от юности твоея всего себе Богу предавый.

Радуйся, от юности Христа возлюбивый; радуйся, от малых лет благодать Божию обильно стяжавый.

Радуйся, душу свою непорочну явивый; радуйся, себе самаго в храм Духа Святаго уготовавый.

Радуйся, отроком образ жития святаго показавый; радуйся, благочестием твоим верныя возвеселяяй.

Радуйся, от малых лет за вся сия Богом возлюбленный.

Видя Господь, яко волею по стези благочестия, в немже от родителей твоих наставлен был еси, течеши, и яко воистинну любиши Бога, сотвори тя в жилище Святаго Духа от лет малых и отверзе уста твоя пети Ему: Аллилуиа.

Силу веры твоея показуя, Владыка Христос дарова тебе, святый мучениче, еще отроку бывшу, дар чудотворений, сего ради вопием ти:

Радуйся, от малых лет совершенную любовь к Богу показавый; радуйся, заповедей Его не токмо слышатель, но и делатель от младенчества бывый.

Радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый; радуйся, от малых лет житием, верою и любовию твоею Богу угодивый.

Радуйся, дар исцелений от Него приявый; радуйся, дар той на пользу ближним иждивающий.

Радуйся, многоразличныя болезни исцеляющий; радуйся, в недузех облегчение дарующий.

Радуйся, страдания в радость обращающий; радуйся, исцеления сия во славу Божию совершающий.

Радуйся, теми истину веры православныя показующий; радуйся, теми нас к славословию Бога возбуждающий.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Верою и любовию стяжал еси от Бога власть изгоняти духи нечистыя, мучащия человеки и претящия им воспевати Богу: Аллилуиа.

Видя дарованную ти, святый мучениче, силу Божию, вспять бежаша демони, имиже одержими бяху бесноватии людие. Видящии же сия, воспеваху ти сице:

Радуйся, от Бога власть на нечистыя духи приявый; радуйся, силою Божиею сих изгоняющий.

Радуйся, врагу человеческому вредити людем возбраняющий; радуйся, козни диавола и ангелов его разрушающий.

Радуйся, силу их низлагающий; радуйся, безсилие их являющий.

Радуйся, страхом и трепетом их поражающий; радуйся, веры Христовы силу показующий.

Радуйся, верных к прославлению Бога воздвигающий, радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к предстательству святых наставляющий.

Радуйся, в нуждах наших обращатися к Богу научающий; радуйся, помощниче наш, Богом нам дарованный.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Восхотев тобою обратити языки от пути нечестия и открыти им путь истинный, ведущий в Живот Вечный, си есть веру истинную, веру православную, даже до Рима из Компсады приведе тя Господь, да и в чертогах царских проповеси Бога и таю многий научиши пети Ему: Аллилуиа.

Хотяй обратити многия на путь спасения, попусти Господь демону вселитися в дщерь цареву, и жестоко мучити и ввергати ю многочастне во огнь и воду. Врачеве ничтоже успеваху и ничимже страдания дщери царевой утолити возмогоша. Егда же и сильнии мира сего и всякую врачебную хитрость ведущии ничтоже возмогоша и исповедаху немощь свою, тогда велением Божиим проглагола диавол, яко един есть, иже изгнати его имать, и се есть Трифон.

Тогда прилежно искаху и обретоша его в Компсаде. Грядущу же ему и еще далече от Рима сущу, возопи гласом велиим диавол и изыде, и исцеле девица. Видящии сия дивляхуся и глаголаху:

Радуйся, Трифоне, еще далече сущий в бегство диавола обративый; радуйся, яко диавол безсилие свое пред тобою исповеда.

Радуйся, молящимся тебе скорый помощниче; радуйся, недугов силою Божиею целителю.

Радуйся, оставленных врачами на свои руце приемлющий; радуйся, печали на радость пременяющий.

Радуйся, печальным утешение и скорбящим радование посылающий.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Видеша вернии, иже в Риме, чудо, пришествием твоим бывшее, укрепишася в вере своей и воспеша Богу, победившему адскаго змия и дарующему верующим в Него таковую силу: Аллилуиа.

Уверения ища, тебе пришедшу в Рим, святый Трифон, яко ты еси той, егоже убояся демон, моли тя император Гордиан, да явиши и ему и синклиту его, и людем в чувственном виде диавола, и не отреклся еси, но, возложив на ся пост, помолися Господу дний шесть.

В день же седмый, пришедшим царю, синклиту и людем, возопил еси: «Тебе глаголю, душе нечистый, во имя Господа моего Иисуса Христа явися семо и покажи свой демонский образ зде сущим, и безсилие свое исповеждь…». И бысть тако. И зряху вси безобразие демонское и дивляхуся вере святаго, вопиюще:

Радуйся, Трифоне, егоже демони ослушатися не могут; радуйся, Трифоне, по егоже велению дуси нечистии в телеснем виде являются.

Радуйся, Трифоне, силою Божиею повелевый диаволу исповедати, яко, на христианы, иже святую православную и апостольскую веру содержат, власти не имать.

Радуйся, Трифоне, емуже возвещено бысть, яко демони власть имут мучити токмо тех, иже своим похотем греховным следуют и дела, угодная диаволу, творят.

Радуйся, Трифоне, яко научил еси нас бегати языческаго нечестия.

Радуйся, Трифоне, яко научаеши всех бегати всякаго греха, в добродетелех же подвизатися.

Радуйся, веру православную твердо содержати наставляяй нас; радуйся, хотящим благочестно жити помогаяй.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Видевше, како младо отроча повелевает властно духовом злобы поднебесной, убояхуся мнози, и слышаще от демона и видяще воочию, якову силу имать вера Христова, обратишася к Богу: нечестие же и прочая заблуждения своя отложше, крестишася и усты своими от сердца чиста благодарственно воспеша Богу песнь: Аллилуиа.

Благодаряще тя, царь вложи в руце твои, мучениче, дары и злато, ты же, Христа Бога приобревый ни во чтоже вменил еси вся, яже в мире сем яко блага почитаются, и приял еси дары царевы, да послужиши ближним твоим, и шед во отечество твое Компсаду, дал еси вся нищим, сирым и всем в нужде сущим, непрестанно памятуя, яко расточив богатство земное, тленное, собереши себе на Небеси богатство нетленное, вечное. Мы же, научаемии тобою такожде творити, вопием ти сице:

Радуйся, Трифоне, душу свою чужду сребролюбия показавый; радуйся, милосердие души твоея выну являяй.

Радуйся, нищих питатель бывый; радуйся, неимущим сострадание показавый.

Радуйся, заповедь Христа «Просящему у тебе дай» исполнивый.

Радуйся, и нас исполняти заповеди Божии научивый.

Радуйся, якоже шествием в Рим и возвращением своим в Компсаду многих утешивый, ободривый и возвеселивый.

Радуйся, показавый нам образ, како богатством гибнущим на земли негиблющее богатство на Небеси собирати.

Радуйся, ближним служити нас научающий; радуйся, ближних любити нас наставляющий.

Радуйся, образ жития праведнаго нам показующий, радуйся, яко правило веры в Бога, надежды на Него, любве к Нему и ближним и прочих христианских добродетелей яви нам собою.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Взыде на престол римский нечестивый царь Декий, и пролияся по вселенней кровь христианская. Приближися время, егда и тебе, святый мучениче, суди Господь подъяти страдания, да кровию и мученичеством своим запечатлееши веру и великую свою любовь к Богу и тем до конца низложиши сопротивныя силы и наставиши многих, да грядут на мучения, радующеся, якоже и ты, страстотерпче, и поюще Богу: Аллилуиа.

Яко укрытися не может град верху горы стояй, тако и тебе, святый мучениче, гонению от Декия царя на христиан бывшу, невозможно бысть укрытися от мучителей, ибо ты, яве без страха Христа всем исповедав, силою слова обращение многих ко Христу устроил и многия в недузех именем Его исцелил еси.

Уведевше же о тебе, святый Трифоне, игемон Аквилин, взя тя и пред судищем постави, ты же вся грядущая на тя в руце Бога твоего предал еси, радуяся яко и тя сподоби Господь быти общника страданий его, и вернии, видяще ревность твою по Бозе, вопияху ти:

Радуйся, Трифоне, ко спасению многих приведый; радуйся, многих от зловерия к вере истинней, православней обративый.

Радуйся, чудесы твоими, силою Божиею содеянными, в вере, ими восприятой, их утвердивый.

Радуйся, яко действенная вера твоя в Бога выну всем по всей вселенней явися.

Радуйся, безмездный врачу, силою Божиею, якоже древле, такожде и ныне всякую болезнь скоро врачующий; радуйся, надеждо оставленных врачами.

Радуйся, скорое утешение болящих, на тебя надеясь, с молитвою прибегающих; радуйся, небоязненно проповедавый Христову веру.

Радуйся, от неверных за проповедь Христа Бога на мучение ятый;

Радуйся, не устрашивыйся грядущаго мучения.

Радуйся, научающий нас не боятися человеческих прещений.

Радуйся, во всем на Бога упование возложивый.

Радуйся Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Услышав, яко ищут тя воини, не утаился еси от них, мучениче, ни в горах, ни в пустынех, но, оградився молитвою и крестом дерзновенно себе предал еси в руце мучителей и с радостию великою стопы твоя направил в Никею, да возвестиши всем веру истинную и наставиши пети Богу Аллилуиа.

Егда вопроси тя игемон на судилище: «Кто еси, кая судьба твоя, и како веруеши?» ты, не обинуяся, отвещал еси ему сице: «Трифон имя мое; отечество - Компсада, судьбы же несть у нас, зане веруем, яко вся Промыслом Божиим бывают. По вере же - христианин есмь, Христос же есть и моя сила, и моя крепость, и слава, и радость моя». Сие исповедание твое слышаще, ублажаем тя, святый Трифоне, сице:

Радуйся, неправедному судилищу дерзновенно представый; радуйся, верующих в Промысл Божий укрепляяй.

Радуйся, люди, живот свой судьбе вверяющия, посрамляяй; радуйся, научаяй нас во всем упование наше на Бога возлагати.

Радуйся, выну себе быти служителя Христова исповедуяй; радуйся, исповеданием тем веселие верным даруяй.

Радуйся, соборища нечестивых исповеданием святым отлучивыйся.

Радуйся, грядущих мучений за нечестивых исповедание истиннаго Бога не устрашивыйся.

Радуйся, истину единую Божественную возлюбивый; радуйся, лжи и отца ея, диавола, отвергийся.

Радуйся, Христа своим упованием именуяй: радуйся, Его своею крепостию нарицаяй.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Слышавше твое исповедание, ярости исполнишася нечестивии и прещаху ти ранами и мучением. Ты же, мучениче Трифоне, подъятие страданий за Христа веселием почитая, взывал еси немолчно Богу песнь: Аллилуиа.

Ветия многовещанный Аквилин, видя, яко ты не убоялся еси прещений лютых, яко овча кроткое явися, ища прельстити тя словесы ласкательными, но ничтоже успевая, паки в волка лютаго обращься, усугубляше прещения своя. Ты же тверд и непоколебим пребыл еси благодатию Божиею, воздвизая верных возглашати тебе сицевая Радуйся, прещений лютых не убоявыйся; радуйся, смерти телесной не устрашивыйся.

Радуйся, душу свою за веру православную положити не отрекшийся.

Радуйся, разум совершенный в том положивый, да сохраниши веру истинную во Единаго Бога.

Радуйся, не к земней, но к Небесней мудрости устремивыйся.

Радуйся, игемону, врагу твоему, спасения желавый.

Радуйся, к познанию истиннаго Бога привести мучителя твоего тщавшийся.

Радуйся, проповедниче Христов сладкогласный.

Радуйся, христианине, Христом возлюбленный; радуйся, волею на страдания шедый.

Радуйся, мучений тех за Христа, яко сокровища, хотевый.

Радуйся, во время мучений лютых Божественным светом осиянный.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Услышав тя глаголавша, яко не исповедующих истинныя, православныя веры жребий есть огнь неугасимый, зело разгневася Аквилин и повеле тя, святый Трифоне, повесив, бити; ты же, в повелении сем услышав Господень глас, призывавший тя на страдальческий подвиг, возопил еси Богу: Аллилуиа.

Яко свеща огнем возгарается, тако душа твоя, святый Трифоне, возгореся любовию к возлюбившему тя Богу, и, услышав повеление игемона, еже на тя, сам совлекл еси ризы твоя и тело твое предал еси в руце мучителей, да сотворят вся, яже повеле игемон. Зряще таковую ревность твою по Бозе, вси вернии глаголаху:

Радуйся, с веселием уготовавый себе к приятию ран за Христа.

Радуйся, риз своих совлекийся ради обнаженнаго некогда за грехи наши Искупителя.

Радуйся, добровольно в руце мучителей себе предавый, Христу подражая.

Радуйся от них связанный и повешенный на мучение.

Радуйся, приявый за Христа лютая ударения; радуйся, три часа терпевый нещадное биение.

Радуйся, мучиму бывшу, ни единаго стенания и ни единаго гласа испустивый.

Радуйся, биения, узы, раны, опаления и иныя многоразличныя страдания претерпевый.

Радуйся, в молчании приявый ударения, от них же ранами изъязвися тело твое.

Радуйся, страданием своим силу Божию прославивый.

Радуйся, терпением своим мучителей посрамивый; радуйся, подвигом своим христиан возвеселивый.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Видеша терпение и подвиг твой, святый Трифоне, еще же и адамантову крепость твою, и прославиша предстоящии людие Подвигоположника Христа Бога песнию: Аллилуиа.

Яко стену тверду и непоколебиму виде тя нечестивый судия, обаче не прослави Бога, даровавшаго тебе крепость сию, но паче тщашеся склонити тя и лестию и страхом смерти, да принесеши жертву бесовом. Ты же, святый мучениче, исповедав во ушию всех веру Христову, обличил еси безумие гонителей и показал еси мудрость тех, иже во Христа веруют; игемон же, измышляя на тя иная мучения, повеле тя со столпа сняти и, привязав к коню своему, влече за собою. Мы же потщимся прославити страдания твоя:

Радуйся, уязвленный телом и за конем быстро влекомый, радуйся, хлад зимний претерпевый.

Радуйся, научаяй нас в скорбех земных ум свой к Богу устремляти.

Радуйся, наставляяй в мире сем хладном согреватися любовию, яже к Богу.

Радуйся, делом нам показуяй, како подобает ни во чтоже вменяти скоропреходящия на земле страдания.

Радуйся, любве и милосердия ко всем людем исполненный.

Радуйся, ради любве тоя за враги своя молитвы Богу возносивый.

Радуйся паки в темницу вверженный и в заточении лютом томление, муку и болезни претерпевый.

Радуйся, ясно являющии, яко лютейшая страдания земная ничтоже суть, аще к Богу прибегают людие и Бога ради терпят скорби и раны.

Радуйся, на усекновение главы твоея радостно шедый и пред усекновением тем в руце Бога твоего, Егоже ради вся лютая подъял еси, душу свою святую предавый.

Радуйся, прежде усекновения моливыйся о всяком, иже воспоминати тя и в память твою святыя жертвы приносити будет, да услышит его Господь и всякое прошение его исполнит.

Радуйся, по успении твоем в видении повелевый погребсти тя во отечествии твоем, научая тем и нас свое отечество любити.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Не токмо на земли, святый мучениче, был еси помощник и заступник всем, твоея помощи требующим, но и по смерти не престаеши избавляти от бед к тебе с верою и любовию притекающих, якоже избавил еси царского гнева болярина Трифона, егда внезапу явился ему на коне и дал еси ему отлетевшаго царскаго сокола.

Оный же Трифон сокольник на месте сем, идеже ему от тебе помощь явися, во благодарение тебе за избавление свое воздвиже святый храм во имя твое, мучениче Трифоне. Мы же благодеяния от тебе бывшая воспоминающе, возносим благодарственную Богу песнь: Аллилуиа.

Поюще твоя многоразличная чудеса, твою дивную и скорую помощь, яко никогоже усердно прибегающаго к тебе с верою, любовию и упованием никогда же отринул еси, но всех к тебе притекающих и пред святою иконою твоею смиренно молящихся от внезапных бед и скорбей избавляеши, прочее время живота их во благо устрояеши, недузи врачуеши, печали утоляеши и комуждо в бедах и скорбех к тебе припадающему помощь и ослабу даруеши, благодарне восхваляем тя сице:

Радуйся, наша моления и прошения приемляй, радуйся, за ны пред Престолом Божиим молящийся.

Радуйся, от Бога милости нам непрестанно просящий; радуйся от нечаянных бед и зол непреложное наше избавление.

Радуйся, от бед и напастей, движимых на ны грех ради наших, скорое прибежище, радуйся многия слезы от скорби проливаемыя, изсушивый.

Радуйся, многия печали утоливый; радуйся, яко никтоже припадый к святей иконе твоей тощь от нея отъиде.

Радуйся, всякаго притекающаго к тебе под кров свой и заступление приемляй; радуйся, здравия требующим скорое исцеление.

Радуйся, оставленных врачами и ради неисцельных и тяжких недуг своих чающих себе смерти, скорое и безмездное врачевание, радуйся, и ныне, якоже и древле, живу ти сущу, неизсякаемый источниче неизчетных и многообразных чудотворений.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

О святый мучениче Трифоне! Приими сие малое, обаче от любящих и благодарных сердец приносимое тебе наше моление, вознеси ко Господу Богу теплыя молитвы твоя за ны, недостойныя: болящия исцели, печальныя утеши, заблуждшия вразуми, бедствующим помози, и вся нам потребная для здравия телеснаго и спасения душевнаго у Бога Щедродавца испроси, наипаче же избави нас от лукавых бесов, да памятуя выну твоя дивная о нас заступления, прославим Бога, даровавшаго нам таковаго молитвенника, целителя и чудотворца, воспевающе песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Скептикам может показаться невероятным и больше похожим на сказку многое из чудесных деяний святого мученика Трифона. Но прихожане Свято-Трифоновской церкви готовы часами рассказывать о его помощи во всех житейских делах, а это уже не сказка.

День святого Трифона

Светские праздники мы воспринимаем по-разному: кто-то радуется возможности сделать ближним что-то приятное, остаться в общем русле праздника и посочувствовать торжествам, кто-то подмечает, как многие праздники стали настоящим коммерческим культом, поднимающим продажи крыс, запредельно дорогих роз и всевозможных сердечек. Кто-то ломает голову, пытаясь оградить детей от того, что спешат устроить в школах не разобравшиеся во всех заграничных праздниках учителя, принуждая детей чуть не с первого класса подыскивать себе возлюбленных для поздравлений, кто-то и не помнит этих светских дат.

В мире сегодня день святого Валентина, ставший, после процесса политкорректных замен просто Валентиновым днем. Такая популярность праздника для нас должна иметь одно ясное следствие, говорил американский священник о. Джон Бокман, видя то, во что вылился сегодня день св. Валентина, мы, православные, просто обязаны почитать его память, вспоминая о том, что он претерпел страдания за Христа и отдал жизнь свою за Него. Мы должны помнить его не как организатора свадеб и сводника, что, кстати, не находит подтверждения ни в одном житии обоих известных нам мучеников, а как мученика Христова. Моли Бога о нас, святый мучениче Валентине!

Но в нашем календаре сегодня совсем другая дата - день памяти святого, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью и ответом на наши молитвы. Святой мученик Трифон.

Это его на многих иконах изображают с соколом, существует мнение, что именно он первоначально изображался на гербе Москвы.

Как происходит так, что святой, родившийся и умерший в далекой стране, где и название сейчас другое и сотни лет с тех пор прошли, оказывается столько почитаем?

Мученик Трифон, хоть и не получил образования и пас гусей, но был с детства известен многим Божиим даром: он исцелял людей и изгонял бесов. Он сумел помочь людям в самых будничных проблемах, например, как-то по его молитве поля очистились от насекомых-вредителей.

«Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет.

Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным.

В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: «Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли…». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит».

Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).

Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.

Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.

Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.

Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику».

При жизни Трифон откликался на малейшие просьбы и беды. И теперь у Престола Божия он молится за нас. Иногда люди говорят - ну это же такая мелочь, такая житейская беда, ну как с ней обратиться к Богу с молитвой? Но Господь слышит все наши молитвы и знает о них еще до того, как мы сами начинаем молиться. И мученик Трифон помогает нам. Прихожане храма св. мч. Трифона могут часами рассказывать о тех чудесах, которые совершаются по молитве к святому. По молитве с верой. Ведь не вера от чудес, а чудеса происходят от веры, что Господь рядом, что он поможет.

Молятся мученику Трифону в устроении житейских дел, квартирных проблемах и сложностях со здоровьем.

“Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!”

Анна Данилова

День памяти Святого мученика Трифона - 14 февраля - совпадает с так называемым днем святого Валентина (всех влюбленных). О маркетинговых технологиях, противостоящих православной традиции, размышляет профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве митрофорный протоиерей Максим Козлов.

Отец Максим, сегодня даже в детских садах делают «валентинки». В чем, по вашему мнению, причина популярности этого «праздника»?

В советском прошлом было и нечто разумное, в частности, противостояние низкопоклонству перед Западом, которое в данном случае было бы уместно. В праздновании Валентинова дня нет ничего ни национального, ни религиозного, ни даже просто разумного.

В Русской Православной Церкви этот день весьма и весьма насыщен: с одной стороны - канун праздника Сретения Господня, который, если говорить о новациях, объявлен еще и Днем православной молодежи. Но главное, 14 февраля - это день памяти святого мученика Трифона, очень почитаемого церковными людьми, по крайней мере в Москве.

Я хорошо помню конец 70-х - 80-е гг. прошлого века, когда в этот день храм Знамения на Рижской, где находится чудотворная икона святого мученика Трифона, был местом паломничества всей православной Москвы - он не вмещал всех, кто собирался на богослужение. В этот день, как правило, литургию совершал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Но и помимо 14 февраля, дважды в неделю, в храме служился молебен с акафистом мученику Трифону. На этом богослужении всегда было множество людей, приезжавших со своими нуждами. Они совершали если не подвиг, то определенное усилие - добирались со всех концов Москвы, отрывались от работы - с теплой верой в этого святого.

Причины такого почитания понятны: мученик Трифон воспринимается Русской Православной Церковью (начиная с чудесного явления сокольнику Трифону) как святой, помогающий в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, когда уже нет никакой рациональной надежды на выход. Подобные чудеса эпохи царя Иоанна Грозного находили живой отклик в душе русского народа. В этой связи можно вспомнить и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, почитание которого тоже весьма распространилось в то время, и, конечно, святителя Филиппа.

Святому мученику Трифону за эти века молились тысячи людей, и сейчас многим известна его помощь. Мы можем со скепсисом относиться к спискам святых, помогающих в разных жизненных нуждах, но я знаю немало примеров, да и в моей жизни они тоже есть, когда мученик Трифон решал тот самый жилищный вопрос, который, как сказал писатель, испортил многих наших соотечественников; помогал в поиске работы, а также в других нуждах - как святой, как светлый ясный юноша, дивный пример угодника Божия.

Таким образом, речь идет не о заполнении пустого дня - происходит вытеснение своего, родного, духовного, исконного; предательство своего доброго в угоду не поймешь чего.

14 февраля Католическая Церковь празднует память раннехристианских святых Валентина Интерамнского и Валентина Римского, из скудных сведений о них известно, что это святые мученики, пострадавшие за веру. Откуда же взялась легенда о покровительстве влюбленным и, собственно, Валентинов день?

Католическая Церковь в лице своих иерархов неоднократно свидетельствовала, что не имеет никакого отношения к этому культу. Никогда в традициях западной католической церкви не было и не могло быть присвоения святому Валентину - епископу одного из итальянских городов и святому мученику - странной роли покровителя романтической влюбленности, а уж тем более беспорядочных сексуальных отношений.

Можно за что-то другое критиковать наших братьев-католиков, но подобного рода эксплуатацией собственного святого они никогда не занимались. Никаких своеобычных обрядов в связи с этим у католиков нет. У них есть другие непривычные для нас традиции, связанные, скажем, с Франциском Ассизским, молитвами за животных. К этим обычаям можно по-разному относиться, но никакого, повторю, условно говоря, чина освящения Валентина у католиков не существует.

Православная церковь также празднует память упомянутых святых, но в другой день.

Что касается происхождения праздника влюбленных, то в учебниках по маркетингу так называемый День святого Валентина (а лучше о нем говорить без слова «святой») приводится как один из первых примеров успеха коммерческой рекламы. На Западе существовала большая пауза между распродажами - рождественскими и пасхальными и предпасхальными, и идея этого праздника была раскручена исключительно ради стимуляции торговли. Так зачем же слепо руководствоваться коммерческим культом и идеей распродаж в нашей жизни? Поощрять уже китайских производителей и торговые сети в их погоне за коммерческой выгодой?

Отец Максим, но есть красивая легенда о том, что святой Валентин был казнен за венчание римских легионеров с их возлюбленными, несмотря на запрет императора.

Не знаю, как появилась эта легенда. В канонических житиях святых мучеников Валентина Интерамнского и Валентина Римского ничего подобного нет.

- И как бороться с такого рода вымыслами?

Бороться бессмысленно, мы никогда не сможем захватить коммерческое пространство, в котором действует большой бизнес. Но чем больше людей в нашей стране будут иметь хотя бы зачатки серьезного церковного мировоззрения, тем меньше будет зацепок у коммерческих культов.

Вы много лет были настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Что происходило 14 февраля в храме? Что можно сказать о нравственности и целомудрии современных студентов?

Когда я служил в храме при МГУ, то не наблюдал потока студентов в этот день, которые бы взыскивали специальных молитвословий к святому Валентину. Что касается целомудрия, то позиция Церкви, выступающей против беспорядочных отношений, известна со времен проповеди апостолов. И кто ее хочет слышать, тот слышит, а кто не слышит - тот будет поступать сообразно своим желаниям. Я на этот счет не питаю особенных иллюзий. Даже если мы скажем об этом еще 10 раз, даже по первому каналу - эти люди не начнут жить тихо и благообразно во всяком благочестии. Но лишний раз засвидетельствовать, что Церковь ко дню «святого» Валентина не имеет никакого отношения, - полезно, чтобы, по крайней мере, не создавалась иллюзия возможности усидеть на двух стульях: утром помолиться святому мученику Трифону, а вечером пойти в загул по поводу Валентинова дня.

- А что вы говорите молодежи, которая считает, что близкие отношения до свадьбы - это нормально?

На мой взгляд, довольно бессмысленно что-либо говорить по этому поводу при общей нецерковности мировоззрения. Нельзя фрагментарно инкорпорировать христианскую нравственность. Какой смысл объяснять человеку, что плохо воровать, если он не верит в жизнь вечную и в воздаяние? Что неправильно, скажем, расталкивать людей ногами и идти по головам, если он убежден, что без этого карьеру не сделать? Точно так же бесперспективно внушать мысль о том, что хороши христианские добродетели, и не нужно грешить против седьмой заповеди, если человек живет по принципу «возьми от жизни все», в особенности пока ты молодой. Надо проповедовать Евангелие, жизнь вечную и веру во Христа Воскресшего, а уже из этого следует христианская нравственность. На мой взгляд, нравственность нельзя сделать центром христианской проповеди.

То есть остается только молиться, чтобы Господь просветил молодых людей, которые считают, что можно сожительствовать до брака?

Безусловно, молиться, чтобы Господь просветил того, кто добивается противного убеждениям христианина. Человек должен поверить во Христа Воскресшего и в жизнь вечную, а потом сам, постепенно, с помощью Церкви, утверждая Евангелие, сделать какие-то выводы для себя.

Во всем мире отмечается День Всех влюбленных. И если вы не хотите связывать этот праздник с Днем Святого Валентина, то можете найти повод и в Православном календаре. Этот день в нашей стране считается днем Трифона-мученика. На Руси в этот день девушки молились о хорошем браке и здоровье суженных.

Трифон родился во Фрикии. Это место сегодня принадлежит Турции. Родители будущего Святого не смогли дать юноше образование, и он первые шестнадцать лет своей жизни провел за выпасом гусей. За этим, не сильно обременительным занятием, молодой человек мог по многу часов размышлять о Боге.

Юноша очень сильно любил свою родину. Он помогал соседям и землякам. Однажды, в деревне, где жил молодой человек случилось несчастье. На поля, где росла пшеница, главный продукт крестьян, благодаря которому они могли существовать, напала саранча. Трифон с помощью молитвы смог отстоять посевы, и предотвратить голод.

Об этом чуде узнал император Гордиан, в красавицу-дочь которого вселился бес. Он вызвал юношу к себе во дворец и попросил помочь дочке. Трифон не только смог помочь императору, но и явил всем того беса в облике черной собаки с огненными глазами. После этого события многие, присутствующие во дворце, уверовали во Христа.

На смену Гордиану к власти пришел Деций Траян. Этот император прославился прежде всего тем, что организовал гонения на христиан. Трифон не стал прятаться или уменьшать свою паломническую миссию. И слуги Деция его быстро нашли. В заключении Трифон перенес множество пыток и, не дождавшись казни, умер.

Но, даже после смерти юноша не перестал помогать людям. Известен случай, когда Трифон помог своему тезке – сокольнику Ивана Грозного. Как-то на охоте царь потерял своего любимого сокола. Он приказал сокольнику Трифону найти его или тот будет убит. Долго искал слуга царя его любимую птицу, но так и не нашел. Он уже распрощался со своей жизнь, как ему во сне явился Трифон с соколом в руках.

Сокольничий проснулся и тут же увидел птицу. На месте явления Трифона была построена часовня, а затем и церковь. Юноша стал изображаться на иконах верхом на лошади и с соколом в руках. Существует поверье, что именно Трифон изображался на первых гербах Москвы, а только затем его место занял Георгий Победоносец.

В Русской Православной Церкви очень сильно чтят память Трифона-мученика. Он считается покровителем охотников, ему адресуют молитвы за урожай, он помогает девушкам построить крепкую семью. 14 февраля это не только День Святого Валентина , но и праздник Трифона-мученика у всех православных христиан.