Басня осел и соловей год написания. И.А

Осёл и соловей рисунок

Читать текст онлайн

Осел увидел Соловья
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?"
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
"Изрядно, - говорит, - сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился",
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул - и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.

Мораль басни Ивана Крылова Осёл и соловей

Избави бог и нас от этаких судей

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Осёл и соловей

Нельзя судить, без знания дела. Нельзя слушать судей, которые не разбираются в вопросе или попросту глупы. Иногда невозможно правильно оценить событие или поступок, если неизвестны все обстоятельства.

Осел встретил соловья и попросил его спеть. Тот пел и был прекрасен. Все заслушались. Но осел посоветовал поучиться ему у петуха. Соловей улетел.

Анализ басни Осёл и соловей, герои басни

Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.

Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.

У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше. Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все. Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.

В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет. Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.

Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.

Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.

Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.

Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.

И. С. Тургенев писал: «С самого детства Крылов всю свою жизнь был типичнейшим русским человеком: его образ мышления, взгляды, чувства и все его писания были истинно русскими, и можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинении, трактующих об этом предмете».

На этом уроке вы узнаете ещё об одном пороке русского общества, изобличённом великим баснописцем.

Басня же, о которой пойдёт речь, была написана более ста лет назад, но не потеряла своей актуальности до сих пор.

Рис. 1. О. А. Кипренский. «Портрет И.А. Крылова», 1816 ()

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Какой-то вельможа (по словам одних - гр. Разумовский, по другим - кн. А. Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» - «Не умею», - скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»

После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

Обратимся к тексту басни.

Осел и Соловей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен» ()

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был к себе несравненно строже, чем его читатели: он по многу раз переписывал одну и ту же басню, всякий раз переделывал её и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, которое, как он выражался, «ему приедалось». Именно поэтому мы можем утверждать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несёт определённую смысловую нагрузку.

Итак, в басне два ключевых образа: Осёл и Соловей.

Какие слова и выражения использует баснописец, чтобы создать образ Осла? Обратимся к словарю.

«Дружище» - фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не являлся другом Осла, что придаёт его обращению ещё больше фамильярности и небрежности, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Осла).

Далее - слово «мастерище» , казалось бы, передаёт восхищение. Мастерище - это мастер, виртуоз в своём деле, да ещё в превосходной степени. Но созвучность со словом «дружище», да ещё явная тавтология «великий мастерище» вновь негативно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.

ТАВТОЛО́ГИЯ (от греч. tauto - «то же самое» и logos - «слово, понятие») - повторение одного и того же разными словами. В качестве стилистического приема относится к роду плеоназма (излишества).

«Изрядно», - говорит Осёл, прослушав пение Соловья. «Изрядно» - значит «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометой «разг.», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах «уставясь» и «навострился».

Деепричастный оборот «уставясь в землю лбом» напоминает нам об ослином упрямстве. А сразу за ним - совет «немножко поучиться» пению у петуха, который судя по местоимению «нашим» является близким приятелем Осла. А теперь вспомним знаменитую пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух является другом такого же невежи Осла.

Образ Осла вызывает смех у читателя. Такое изображение называется КОМИЧЕСКИМ .

Какими же художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья?

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался» . А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался» , эпитет «томной» свирелью.

Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей: «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался».

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры…

АВРОРА - богиня утренней зари (древнеримская мифология).

Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поёт, этим автор показывает, что невежественное (просторечное и разговорное) чуждо этому герою в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом использует в основном разговорную и просторечную лексику.

Автор использует приём антитезы , противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, который очаровывает своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, который ничего не понимает в настоящем искусстве.

АНТИТЕЗА - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чём не имеет никакого представления.

Мораль басни заключается в словах: «Избави Бог и нас от этаких судей». С помощью приёма аллегории, баснописец передаёт своему читателю мысль о том, что, если о настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.

МОРАЛЬ - это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Басня «Осёл и Соловей» была написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не потеряла своей актуальности, потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время.

  1. Басни Крылова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: ().
  2. Библиотекарь.РУ. Писатели 19 века. Иван Андреевич Крылов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Иван Крылов. 1769-1844 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  4. Крылов Иван Андреевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  5. Крылов Иван Андреевич. Воспоминания Современников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  6. Русская литература XIX века. Иван Андреевич Крылов. 1760-1844 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей».
  2. * Создайте иллюстрацию к басне И.А. Крылова «Осёл и Соловей», используя некоторые приёмы создания комического изображения. Например гротеск (преувеличение) : огромная голова Осла, как признак «большого» ума, но преувеличенно маленькая фигурка Соловья, подчёркивающая, что его значимость не во внешности, а в умении петь. Или деталь . Например очки у Осла, которые ему не нужны, потому что он прекрасно видит и без них, поэтому смотрит не в очки а поверх них.
  3. * Предположите, что Осёл из-за своего упрямства все-таки решил познакомить Соловья со своим приятелем Петухом и написал об этом в письме. Соловей хорошо воспитан и вежлив, поэтому отвечает на письмо Осла. Завязывается небольшая переписка. Придумайте эту переписку (сохраните особенности речи каждого из героев).

Осёл оценивает Соловьиную песню в басне Крылова. Забавная, красивая и очень тонкая история.

Басня Осёл и соловей читать

Осел увидел Соловья
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?"
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
"Изрядно, - говорит, - сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился",
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул - и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.

Мораль басни Осёл и соловей

Избави бог и нас от этаких судей (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более)

Басня Осёл и соловей - анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок сделан на основе программы и учебника по литературе для 6 класса под ред.В.Я.Коровина (Программа по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровина и учебник по литературе для 6 класса (В.П.Полухина и В.Я.Коровина) М.: Просвещение. 2012 г.

Личностные УУД:

  • Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные УУД:

  • Планировагие своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные УУД:

  • Осуществление поиска необходимой информации о личности и творчестве И.А. Крылова.
  • Определение басни как одного из старейших жанров литературы по характерным признакам.
  • Понимание аллегорического смысла басен, мораль.
  • Деление на смысловые части, составление плана.
  • Использование выразительного и осознанного чтения умение анализировать текст.
  • Инсценирования, составлениея мультимедиа-презентаций на литературную тему
  • Сравнение и сопоставление между собой героев басни, освоение фразеологизмов, пословиц, поговорок.
  • Воспитание в детях доброты, порядочности, тактичности, патриотизма, чувства прекрасного.

Коммуникативные УУД

  • Выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Формированиие собственного мнения и позиции.

Задавать вопросы.

  • Ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии.
  • Учитывание разных мнений в сотрудничестве.
  • Создание поблемных ситуаций на уроке.
  • Работа с текстом басни “Осел и Соловей”.
  • Осмысление прочитанного; составление кластера и синквейна.

Тип урока: изложение нового материала

Методы обучения: иллюстративно-словесный, работа с компьютерной моделью

Формы работы: работа скомпьютерной моделью (слово учителя, прослушивание аудиозаписи, демонстрация портрета И.А.Крылова, иллюстраций к басням.

Эпиграф к уроку:

“Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.
А.С.Пушкин

1. Работа с эпиграфом.

Согласны ли вы с высказыванием поэта?

Слайд №1 открывает урок.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Слово учителя.

О ком это стихотворение М.Исаковского?

Сегодня мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путём И.А.Крылова.

Слайд №2 (тема урока)

Тема сегодняшнего нашего урока “ Иван Андреевич Крылов. Басня “Осёл и Соловей” - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства”.

Слайд № 3 (цели урока)

Прошло более 240 лет со дня рождения Крылова, а басни его актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить своё Отечество.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов и его басни.

Какими были детские годы И.А.Крылова?

Индивидуальное задание.

Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.

Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.

Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.

Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.

А как складывался творческий путь Крылова? Как он стал баснописцем?

Индивидуальное задание.

Иван Андреевич Крылов начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был журналистом. Он издавал журналы "Почта духов", "Зритель". В конце 1780 - начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова к жанру басня.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська".

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней.

Итак, основным в творчестве Крылова была басня.

Вспомним, в чём особенность жанра басня? Посмотрим по словарю определение басни.

(Слайд №4)

Запись в тетради необходимых терминов:

Басня - это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей.

А какие две части включает в себя басня?(Слайд №5)

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)

Назовите основные компоненты басни.(Слайд №6).

Аллегория - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира - злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение-наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Откуда берёт свои истоки басня?

Слайд №7 знакомит с личностью Эзопа.

Эзопов язык-умение замаскировать главную мысль

(по имени греческого баснописца Эзопа)

Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э., был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни. Отсюда и пошло выражение “эзопов язык”.

А сейчас, ребята, посмотрите, как всё сказанное о басне можно изобразить в виде кластера. (Слайд №8). Перечертите его себе в тетрадь.

Физкультминутка

А сейчас проведём викторину по басням Крылова, которая покажет, как вы знаете его басни. (Слайды № 9 – 15)

Викторина по басням Крылова предлагается в трёх частях:

1. Что это за басня? О каком герое идёт речь? - по иллюстрации

“... Лето красное пропела, оглянуться не успела” - “Стрекоза и Муравей”, Стрекоза

“...То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет” - “Мартышка и Очки”, Мартышка

“...Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” - “Волк и Ягнёнок”, Волк

2. Назови басню и крылатое выражение из неё.- по иллюстрации

“Лебедь, Щука и Рак” - А воз и ныне там...

“Слон и Моська” - Ах, Моська! знать она сильна, что лает на Слона...

“Квартет” - А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь!

3. Каким героям Крылова поставлен памятник? А как называется басня?

Ответы даются тут же, что позволяет сразу проверить себя, а также получить новую информацию, что стимулирует интерес учеников к чтению других басен Крылова.

Учитель: Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. А сегодня мы познакомимся с вами с басней “Осёл и Соловей”. (Слайд № 16)

А какова история создания этой басни? (Индивидуальное задание по учебнику, стр.36)

Следующий этап урока – чтение басни подготовленным заранее учеником.

Работа с текстом басни “Осёл и Соловей”.

I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте.

(Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью).

Почему Крылову особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья?

(Соловей – мастер своего дела, истинный певец природы).

II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей?Прочитайте.

(Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”).

Это ещё раз доказывает, что Соловей – мастер, который очаровывает своим пением.

III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?

(Осёл – глупый, который ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения).

Какова мораль этой басни?

(“Избави Бог и нас от этаких судей”.)

Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов?

(О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.)

Актуальна ли басня в наше время, несмотря на то что была написана более 100 лет назад?

(Думаю, да. Потому что таких глупых судей, как Осёл можно встретить в жизни и в наше время).

Дети составляют синквейн к образу Соловья и Осла.

Следующий этап урока - прослушивание в записи МР3 басни “Осёл и Соловей”.

А теперь прослушаем басню в исполнении актёра Алексея Колгана.

Понравилось вам чтение басни в исполнении Алексея Колгана? Удалось ли актёру передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения?

А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке.Проведём тест.

1. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2. Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

А) аллегория;

Б) сравнение;

В) метафора.

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя;

Б) главной мысли произведения;

В) темы произведения.

4. Моралью басни “Осёл и Соловей” является:

А) сожаление об утраченном сыре;

Б) осуждение глупости и тупости;

В) поощрение хитрости.

5. Где находится мораль в басне “Осёл и Соловей”:.

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.

А теперь поменяйтесь тетрадочками, проверьте знания своего соседа. Сверьте с данными ответами.

Читая басни И.А.Крылова, мы убеждаемся, что они не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Высоко оценил творчество великого баснописца ещё в XIX веке А.С.Пушкин (П.А.Вяземский). (Слайд №17).

“Крылов – самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.

“Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят”.

6. Конкурс художников. Ребята, вы прочитали много басен Крылова.Кто из героев басен вам показался интереснее всего, кого бы вы хотели изобразить на рисунке?Выполните зарисовки так, чтобы можнобыло догадаться, персонаж какой басни изображен. (Звучит музыка).

7. Пантомима “Осел иСоловей”.

На следующем уроке мы продолжим знакомство с баснями Крылова.

Выставление оценок.

Домашнее задание: (Слайд №18).

Общее задание:

1) выразительное чтение басни “Осёл и Соловей” (по выбору наизусть или по ролям);

2) ответить на вопрос №2 (стр. 43 учебника).

Индивидуальное задание:

  • I вариант – история создания басни “Листы и Корни” (стр. 39-40 учебника);
  • II вариант – история создания басни “Ларчик” (стр. 42-43 учебника);

По желанию - проиллюстрировать басню.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

Иван Андреевич Крылов

Вопросы и задания (к стр. 34)

1,3. Родился Крылов в бедной дворянской семье, поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.

Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приобщила сына к чтению и внимательно следила за его развитием.

Учение давалось мальчику легко. Он был исключительно музыкален, сам выучился играть на скрипке.

Отец отдал маленького Крылова в учение французу- гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. Иван Андреевич учил язык вместе с детьми губернатора, но «учитель был не слишком сведущ, и поэтому ученики его мало поспевали».

После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он одновременно прислуживал и проходил курс наук вместе с детьми хозяев. Крылов понимал, что ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности, ум. Но для их развития требовались знания. Так ученье стало в глазах Крылова единственно возможным выходом из нищенского состояния, поэтому он занялся самообразованием. А помогает ему в этом мать Мария Алексеевна. Она воспитала в своём сыне такие качества, как усидчивость, внимательность, ответственность, усердие, щедрость, сердечность, самостоятельность, житейская основательность, практичность.

Осёл и соловей. Листы и корни. Ларчик

Вопросы и задания (к стр. 43)

2. Причиной появления басни «Осёл и Соловей» стал реальный случай, произошедший с Крыловым: «Один вельможа, решив познакомиться с Крыловым и оказать ему покровительство, пригласил его к себе в гости и там попросил прочитать две-три басенки. Крылов согласился и артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал их благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» - «Не умею», - скромно отвечал поэт. Тем разговор и кончился. Воротясь домой, задетый за живое, баснописец написал басню...»

Баснописец заставляет нас смеяться над невежеством Осла, осмелившегося судить об искусстве.

Современники восхищались мастерством Крылова-рассказчика в этой басне: они отмечали изумительную «естественность в изображении характеров» Осла и Соловья, а также умелым изображением пения Соловья. Было важно показать в басне красоту пения Соловья, чтобы на его фоне невежество Осла особенно выделялось.

3. Под «Листами» в басне подразумевается дворянство, под «Корнями» - простой народ. Этой басней Крылов хотел сказать, что для процветания государства и общества («Дерева») зависит не только от высшего слоя общества, но и от простого народа, здесь важны все его части, поэтому не стоит «Листам» настолько возноситься и забывать про «Корни», которые их питают.

М. Н. Муравьёв же считает, что процветание общества и государства зависит только от Верхушки (от правительства), а бунт Корней только подрывает прочность государства.

Мне близка точка зрения Крылова.

4. В басне «Ларчик» баснописец смеётся над пустым мудрствованием, не подкреплённым практическим опытом, а также над теми, кто не умеет просто взяться за дело, а пускается в глубокомысленные, никому не нужные рассуждения.

«...последняя фраза «А Ларчик просто открывался» имеет два значения. Первое состоит в том, что секрет Ларчика прост. В этом случае ударение должно стоять на слове «просто». Из второго следует, что Ларчик не был заперт.

И тогда ударение в заключительных словах должно быть поставлено на слове «открывался». Весело смеясь, Крылов играет этими значениями, придавая басне многозначный, широкий и глубокий смысл» (В. И. Коровин).

5. Невежество, бахвальство, надменность, ненужное мудрствование.

Совершенствуйте свою речь (к стр. 43-44)

1. Зефир - ветер, привлекать - манить, смиренно - послушно, тихо, надменно - чрезмерно уверенно в себе, дерзко- резко, случается нередко нам - бывает, мудрость - в данном случае: пустое мудрствование, в глаза кидался - был заметен, приятен глазу, исподтишка - у меня за спиной, тихонько, голову ломает - ведет тяжёлую умственную деятельность, сказывают - говорят, велико ль подлинно твоё уменье - действительно ли ты так талантлив, являть своё искусство стал - стал петь, Аврора - заря, внимая Соловью - слушая Соловья, изрядно - нормально, хорошо, неложно - по правде, навострился - научился, отточил своё мастерство.

3. а) Избави Бог и нас от этаких судей.

б) Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас.

в) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

4. На иллюстрации К. Трутовского к басне «Листы и Корни» нет ни листов, ни Корней, так как художник изображает басню не аллегорически, а прямо, ведь под Листами Крылов подразумевал дворянство, а под Корнями - простой народ.