Едят ли евреи баранину. Еврейская система питания

04.09.2019 Красота

Кошерным считается мясо тех животных, которые жуют жвачку и имеют парные копыта: овцы, козы, коровы, оленя. Нельзя включать в рацион мясо свиньи, собаки, кролика, кота, лошади, медведя, верблюда, кита, тюленя, льва и других животных, которые относятся к классу хищных. Не употребляют в пищу, мясо из больного животного, или же мясо животного, которого неправильно забили, а также мясо животного, которое умерло своей смертью.

Чтобы мясо стало кошерным, животное забивают, так чтобы причинить ему как можно меньше боли и страданий — одним движением при помощи острого ножа, а потом удаляют всю кровь: для этого мясо вымачивают в воде, солят и кладут на решетку, чтобы стекла оставшаяся кровь, а через час хорошо промывают.

Согласно еврейскому закону ‘ Не ешь крови (кровь принято считать признак живого существа)’ печень не допустимо варить или жарить на сковороде: её можно готовить только на открытом огне — продукт разрезается и промывается водой, солится и жарится над огнём, после термической обработки субпродукт следует еще раз промыть водой. Только после проделанных манипуляций он допускается к употреблению, или к варке(жарке) в специальной посуде для мяса.

В пищу не пригодны бедра животного, из которых не изъяты седалищные нервы, а также сало около желудка. Согласно заповеди: ‘ Не вари козленка в молоке матери его’ (Исх. 23:19),- нельзя смешивать мясо и молоко, даже есть эти продукты можно только с временным интервалом в 6 часов, а интервал между едой из молока и мяса не меньше двух. Под словом » молоко» в этой заповеди подразумеваются все молочные продукты: сметана, сыр, сливочное масло, творог, кефир. Выполнение этого предписания так тщательно, что для приготовления таких блюд используется разная посуда, которая стоит в отдельных шкафах. Евреи, имеющие достаточно финансовых ресурсов обустраивают две кухни: молочную и мясную.

Кошерными считаются такие птицы: гуси, куры, утки, индюки, перепелки, голуби и фазаны. Непригодными для пищи — множество хищных и диких птиц, среди которых орёл, пеликан, сова, ворона, аист, чайка. Нечистые и яйца этих птиц. Все птицы должны быть здоровыми и правильно забитыми.

По заповедям кашрута продукт от некошерного животного(молоко, яйца), тоже является некошерным. Например, нельзя есть черепашачьи яйца — черепаха относится к виду пресмыкающихся, которые негодны к употреблению. Молоко верблюда также считается трефовым. Исключением является мёд — продукт жизнедеятельности насекомых пчел.

Кошерная рыба

Подходящей для евреев считается та рыба у которой есть чешуя и плавники. К трефовым относят дельфинов, сомов, зубаток, угрей. Ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (мидии, улитки, устрицы) считаются трефовыми(нечистыми) — не соответствующими принципам кашрута. Закон об запрете на кровь не относится к рыбе. К нечистыми продуктам жизнедеятельности рыб относится икра осетра. Рыба относится к паревным(нейтральным) продуктам её можно компонировать с молочными продуктами. Готовить мясорыбные блюда не рекомендуется с точки зрения медицины.


Тора запрещает кушать змей, лягушек и червей, а также всех насекомых (исключение четыре вида саранчи).

Другие кошерные продукты

Хлеб и вино, которые были сделаны не евреем, считается не кошерным. Во время праздника Пасхи запрещено употреблять хлеб для приготовления, которого использовались дрожжи. Вместо него евреи едят тонкие лепешки с муки и воды, называемые мацу.

Посуда

Столовые предметы могут стать некошерными, если на них выкладывались горячая трефовая еда. В семье где строго придерживаются законов об употреблении пищи такого произойти не может, но нарушения сего правила возможно во время похода в гости или ресторан.

Еду приготовленную из молока и мяса запрещено подавать вместе на стол.

Запрет на употребление свинины – не единственное кулинарное ограничение в еврейском обществе. Верующие евреи, то есть свято соблюдающие законы Торы, – принимают в пищу только кошерные продукты. И на то есть свои, очень веские причины.

Что такое кошерная пища

Кошерность не имеет никакого отношения к калорийности продуктов или, скажем, к их вкусовым качествам. К примеру, никто не станет сомневаться в том, что осетрина, креветки, мясо сома – это вкусно. Тем не менее все перечисленные продукты некошерны, ведь по законам кашрута (специальной системы запретов и ограничений) можно употреблять в пищу только рыбу, имеющую чешую и плавники. Осетр и сом чешуи не имеют, креветки – вообще не рыба. Кстати, некошерными являются все моллюски и ракообразные.

Полный список кошерных продуктов будет приведен чуть ниже, а пока поговорим о целях и задачах подобных ограничений.

Кашрут: кому и зачем это нужно?

Собственно, принципы кашрута касаются не только питания, но и некоторых других аспектов еврейской жизни: бытовых, юридических, социальных. Логического объяснения этим принципам нет. Их исполняют исключительно в знак подчинения воле Творца, а в конечном итоге – чтобы достичь единства с миром, так называемой «обители в нижних мирах».

Существует также медицинское обоснование законов кашрута. Считается, что некошерная (или как иногда еще говорят, трефная) пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, кроме того, вместе с ней (в частности, с мясом агрессивных животных) передается агрессия и другие низменные реакции.

В какой-то степени принципы кашрута перекликаются с известным высказыванием Гиппократа о здоровом питании: «Ты – то, что ты ешь».

Разделение пищи в соответствии с принципами кашрута

Вся окружающая нас неживая материя подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное) и псуль (несъедобное).

Пример кошерной пищи: мясо курицы, гуся, утки. Пример некошерной пищи: свинина (смотрите также – ), крольчатина, конина. Что касается несъедобного, с ним все и так понятно.

Кошерная пища, в свою очередь, делится на басар (мясную), халав (молочную) и парвэ (овощи, фрукты, рыба, орехи, мед). Получается, что кошерной является любая растительная пища в ее первозданном виде, а вот что касается блюд, тут не все так просто. Для приготовления кошерной пищи нужно использовать специальную (кошерную) посуду – ту, которая не контактировала с продуктами из запретного списка. Для того, чтобы вернуть посуде кошерность, если вдруг она утрачена, ее можно прикипятить или прокалить на огне.

Мясные продукты, употребление которых разрешено кашрутом:

  • мясо домашних жвачных животных с раздвоенными копытами (коров, коз, овец);
  • мясо диких животных с такими же признаками (лосей, оленей, косуль);
  • мясо кур, уток, гусей, индеек и перепелов. Также разрешается использовать яйца этих птиц.

Стоит сделать еще одно важное уточнение. Мясо кошерного животного должно быть правильно обработано, а забой произведен в соответствии со специальным обрядом (шхитой). Тора строго запрещает употреблять в пищу кровь, поэтому сразу же после умерщвления животного его мясо замачивают в воде комнатной температуры, затем посыпают солью – чтобы соль впитала как можно большее количество крови – и промывают. За кошерностью обработки мяса следит магшиах (специалист, в обязанности которого входит надзор за кошерностью еды и посуды).

Запрещенные мясные продукты

  • свинина, конина, крольчатина, мясо верблюда и диких животных, не имеющих обоих признаков кошерности;
  • мясо птиц, не входящих в список разрешенных (некошерно, к примеру, мясо страуса, фазана, цесарки);
  • мясо земноводных и пресмыкающихся.

Также строжайше запрещено употреблять в пищу насекомых и продукты их жизнедеятельности (кроме меда – он считается кошерным продуктом).

Что касается молочных продуктов, кошерными считаются те из них, которые получены от кошерных животных.

Кроме того, к основным принципам кашрута относится запрет на смешивание мясной и молочной пищи, состоящий из трех пунктов:

  • нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты;
  • между употреблением мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов;
  • хранить эти продукты и изделия из них также следует отдельно.

Давайте подведем итоги. Система ограничений, известная под названием «кашрут», только на первый взгляд кажется набором бессмысленных запретов. На самом деле за ней стоят многовековые традиции еврейского народа и бесконечная мудрость Творца. А многие принципы кошерного питания стоит взять на вооружение приверженцам здорового образа жизни.

Будьте внимательны к тому, что Вы едите!

Две тысячи лет назад, после изгнания евреев из Палестины, образовались две основные общности: сефардская, состоящая из выходцев из Испании, Йемена и Марокко, и ашкеназская - выходцы из Франции, Германии, Польши, России и других европейских стран. И если сефардская еврейская кухня впитала в себя пряный колорит Средиземноморья и Ближнего Востока, то ашкеназская, напротив, отличается сдержанностью и простотой. Евреи в Европе жили, как правило, бедно, и им приходилось постоянно изобретать, как достойно и сытно накормить большую семью. Неудивительно, что именно ашкеназские хозяйки славятся умением приготовить из одной курицы знаменитый в традиционной еврейской кухне обед из трех блюд. Это бульон, фаршированная куриная шейка и котлеты.

Традиционные еврейские овощные котлеты

Евреи приходили в чужие для них страны, старались приноровиться к новым продуктам и способам приготовления, но они приносили и сохраняли традиции еврейской национальной кухни. В каждой общине - в Северной Африке и Испании, в далеком Ашкеназе (Герма-ния), Польше или Индии - был свой резник, или шохат, забивавший скот и обрабатывавший мясо согласно одним и тем же правилам. Всегда и везде в еврейских общинах разделяли молочное и мясное. Чтобы отличить свой хлеб в общественной пекарне, еврейские хозяйки стали заплетать его в косы - так традиционных еврейских рецептах появились халы.

Еврейская кухня: шаббат

Особенностью еврейской кухни является постоянная необходимость готовиться к Субботе - еженедельному празднику в еврейской семье. В Субботу устраивают три праздничных стола: вечером в пятницу, утром или днем в субботу и последний - на исходе дня. Первые трапезы начинаются, как и в другие праздники, с освящения дня - кидуша , произнесения благословений на вино. После- кидуша следует омовение рук, благословение хлеба, который обмакивают в соль (в осенние праздники - в мед), и начинается первая перемена блюд еврейской кухни.

Закон, оберегающий субботний отдых, не рекомендует правоверному еврею заниматься трудом, а одним из понятий «труда» является перебор чего-либо, разбор по частям. Мудрые еврейские женщины и здесь нашли выход, они изобрели фаршированную рыбу, тефтели, рубленые котлеты... Из них просто не нужно вынимать косточки, подобных блюд в еврейской кухне достаточно.

Разогревать пищу по субботам на открытом огне нельзя, но с другой стороны - еда, которую подают на стол, должна быть вкусной и питательной. В каждой общине есть свои уникальные еврейские блюда , которыми можно насытиться как холодными, так и теплыми, а также те, которые можно поставить в печь на всю ночь и утром достать горячими - хамин (чолнт), кугели и запеканки.


Хамин (чолнт), блюдо еврейской кухни

Рецепты еврейской кухни

Многие блюда, прочно вошедшие в нашу жизнь, сегодня никак не ассоциируются с еврейской кухней. Например чизкейк был придуман еврейскими хозяйками на Украине. И лишь во время первой волны переселения в Америку его рецепт попал в Нью-Йорк. А знаменитая закуска времен СССР «Рыба под маринадом» при ближайшем рассмотрении оказывается ничем иным, как храйме - популярным еврейским блюдом из Северной Африки.

Но есть и примеры, когда еда из другой кухни заимствовалась и готовилась на свой лад еврейскими хозяйками, а теперь ассоциируется у нас именно с еврейской кухней. Такова, например, история форшмака - холодной закуски из рубленой селедки с яблоками. Изначально это было немецкое блюдо из телятины с сельдью, вроде запеченного в духовке паштета.

Форшмак

Кошерная еврейская еда

Кашрут - это свод законов о пище и ее приготовлении. Им очень подробно определено, можно ли и как именно готовить и употреблять в пищу различные виды мяса, птицы и рыбы. Именно на основе этих заповедей существует закон, по которому евреи не едят свинину, конину, не едят зайчатину, крольчатину, морепродукты, хищных птиц и рептилий.

  • В традиционной еврейской кухне существует правило разделять посуду для приготовления мясной и молочной пищи. Ввсе кастрюли, формы, миски, ножи, доски - с помощью которых готовят молочную пищу, нельзя использовать для приготовления мясного и наоборот.
  • Для того чтобы мясо стало кошерным и могло быть использовано в национальной еврейской кухне, скотина да и птица должны быть зарезаны с соблюдением определенных ритуалов и правил. Законам кошерного забоя скота обучаются в ешиве (религиозном учебном заведении).
  • После забоя мясо должно быть тщательно отделено от жил , в частности от «седалищного нерва», о котором специально упомянуто в Торе. Профессия того, кто удаляет жилы и седалищный нерв у скотины, имеет название «менакер». Знакомо, не правда ли? Так же как и «резник», или «шохет», это популярные еврейские фамилии, указывающие род занятий предков их носителей.

  • Евреи считают, что душа - в крови животного, и поэтому кровь в кошерной еврейской кухне запрещена в пищу. Для того чтобы сделать пригодными для еды (откошеровать) кроветворные органы, их нужно определенным образом подготовить.
  • Для того чтобы рыба была кошерной, у нее должны быть плавники и чешуя. Если того или другого нет, как у осетровых или сома, - она некошерна, соответственно, и икра ее тоже некошерна. Некошерны также стерлядь, скат, акула, угорь и морепродукты (лангусты, устрицы, раки, омары, креветки, осьминоги).
  • Молочные продукты и молоко в традиционной еврейской кухне должны быть от кошерного животного, без примесей. Для того чтобы получить сертификат «кошерного» молока, за процессом дойки обязан наблюдать соблюдающий закон еврей.
  • Сыры, заквашенные сычужным ферментом, некошерны. Но сейчас достаточно сыров, которые производятся с искусственно выращенными ферментами и без проблем используются в кошерной еврейской кухне на них обычно стоит сертификат кошерности, проставленный раввинатом.
  • Желатин также продукт животного происхождения, а потому некошерен. Вместо него в еврейских рецептах используют агар.
  • Вина и алкогольные напитки, приготовленные не из винограда (водка, ликеры, текила, ром), не нуждаются в разрешении на кашрут.

Тора не приводит никаких признаков, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных птиц. Вместо этого названы двадцать четыре некашерных вида.

В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

§ Разрешены лишь те млекопитающие, которые имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку. Не обладающие обоими признаками или имеющие только один из них запрещены (верблюд, свинья, заяц, барсук). «Чистые» животные: крупный и мелкий рогатый скот, олени, косули и пр.

§ Разрешены только те виды рыб, которые имеют плавники и чешую. То есть нам нельзя есть многие «дары моря», признающиеся съедобными у других народов: омары, устрицы, креветки, трепанги, крабы, каракатицы и т.п. Нельзя употреблять в пищу икру некашерных рыб.

§ Тора не приводит никаких признаков, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных птиц. Вместо этого названы двадцать четыре некашерных вида. На основе этого списка мудрецы Талмуда сформулировали признаки птиц, запрещенных к употреблению в пищу. Главным образом это хищники или те, кто поедает падаль: стервятники, вороны, ястребы, совы, страусы, пеликаны, аисты, цапли и т.д. К разрешенным птицам традиция относит кур, гусей, уток, индюков, голубей.

§ Земноводные, грызуны и насекомые запрещены, так же как и все существа, «ползающие на чреве», т.е. пресмыкающиеся.

§ Все создания, разрешенные к употреблению в пищу, называются в Торе тагор - чистые. Все некашерные живые существа называются тамэ - нечистые, а также шекец - мерзкие или тоэйва - отвратительные. Однако обычно их характеризуют термином трефа , как любое мясо (даже кашерно-го животного), непригодное в пищу в соответствии с еврейскими законами.

§ Запрещены также яйца, молоко, икра всех некашерных животных, птиц и рыб. Единственным исключением является пчелиный мед, который особо разрешен Торой.

§ Еврейский свод законов включает также некоторые санитарные указания. Продукты, которые приносят вред здоровью, нельзя употреблять в пищу, даже если они разрешены правилами кашрута . Основанием для этого служит требование Торы: «Оберегайте жизни ваши…» (Дварим, 4:15).

§ Тора запрещает употреблять мясо животных и птиц, которые умерли естественной смертью или не были зарезаны особым способом, называемым шхита" . «Не ешьте никакой падали…» (Дварим, 14:21); «…режь [животных] из крупного и мелкого скота твоего… как я заповедал тебе…»(Дварим, 12:21).

§ Правила шхиты сохранила для нас Устная Тора, и касаются они только скота и птицы, но не рыбы: «…мелкий и крупный скот зарезан для них… рыбы моря собраны для них…» (Бемидбар, 11:22).

§ Правила шхиты разработаны таким образом, чтобы животное страдало минимально и чтобы удалить из мяса как можно больше крови. Очень острым ножом без малейшей зазубрины моментально рассекают трахею, пищевод, сонную артерию и яремную вену. Животное теряет сознание почти мгновенно, а сам разрез безболезнен (человек, порезавший палец острой бритвой, чувствует боль лишь секунду-две спустя). Лучшие психологи, патологоанатомы и другие ученые утверждают, что еврейский способ забоя животных -самый гуманный. Кроме гуманности, шхита имеет еще одно существенное преимущество перед любыми другими методами забоя: она гарантирует полное и быстрое вытекание крови, что является непременным требованием кашрута . Не вызывает сомнения, что это требование соответствует современным взглядам на гигиену питания.

§ Шохет - не просто еврейский резник. Шохет обязан быть глубоко религиозным человеком, хорошо знающим законы шхиты . Он должен отлично разбираться в анатомии и физиологии животных, сдать сложный экзамен и иметь соответствующий документ от раввината. Будучи уверены в знаниях и благочестии шохета , евреи часто приглашают его исполнять и другие обязанности, особенно в маленьких общинах. Процедура шхиты детально разработана в Талмуде (трактат Хулин, 1,2) и кодифицирована в «Шулхан арухе» (раздел «Йорэ деа», 1:28).

«КАШЕРОВАНИЕ» МЯСА

Запрещение крови

§ Тора запрещает употреблять в пищу кровь даже кашер-ного скота и птицы (но не рыб): «Крови же никакой не ешьте… ни птиц, ни скота… А кто будет есть кровь, душа того истребится из народа своего» (Вайикра, 7:2б,27).

§ Чтобы не нарушать эту заповедь, кровь нужно удалять одним из двух способов: либо вымачиванием и солением, либо обжариванием над огнем или в электропечи.

§ Если животное или птица были правильно зарезаны, но их мясо приготовлено не по еврейскому закону, оно становится некашерным. Так, если во время варки или обжаривания без предварительного кашерования из мяса вытекает оставшаяся после убоя кровь, - все содержимое сковороды или кастрюли становится некашерным.

Кашерование обжариванием

§ Нельзя обжаривать мясо на сковороде, кровь должна вытекать свободно.

§ Гриль, вертел, решетку, на которых кашеровали мясо, необходимо прокалить для дальнейшего употребления.

§ Сырое мясо нужно тщательно вымыть и посолить перед обжариванием.

§ После того, как мясо прожарено, его нужно промыть три раза, чтобы удалить кровь. После этого можно готовить любым способом.

§ Способ кашерования обжариванием применяют, в основном, для приготовления печени, которая содержит очень много крови. Обычное же мясо кашеруют вымачиванием и солением.

Кашерование вымачиванием и солением

§ Прежде всего мясо тщательно моют в холодной проточной воде, затем кладут на полчаса в миску с холодной водой. Вода должна полностью покрывать мясо, при этом оно смягчается.

§ Мороженое мясо нельзя солить до тех пор, пока оно не оттает полностью.

§ После того, как мясо пробыло в воде полчаса, его густо солят со всех сторон (птицу внутри и снаружи тушки) солью средней зернистости. Обычная столовая соль слишком мелкая и быстро впитывается в мясо, вместо того, чтобы вытягивать кровь.

§ Посоленное мясо кладут на наклонную доску, чтобы кровь могла свободно стекать. Доску, в которой есть отверстия, нет надобности наклонять.

§ Мясо должно лежать на доске в течение часа (при особых обстоятельствах этот срок можно сократить до восемнадцати минут).

§ Через час соль нужно тщательно смыть холодной проточной водой. Теперь мясо можно варить, жарить или печь.

§ Миску, в которой вымачивают мясо, и доску нельзя использовать в других целях.

§ Мясо кашеруют сразу после покупки. Во всяком случае, не следует откладывать обработку больше чем на семьдесят два часа с момента шхиты . Если все же кашерование приходится отложить на более поздний срок, то мясо нужно тщательно промыть в холодной воде до того, как истекут семьдесят два часа, чтобы не дать крови свернуться, иначе соление и вымачивание могут стать неэффективными.

§ Если мясо пролежало без промывки и кашерования более семидесяти двух часов, кровь можно удалить только обжариванием. Если же оно было заморожено, то, по мнению некоторых авторитетов, его можно кашеровать солением.

§ Яйцо, обнаруженное внутри курицы, тоже нужно вымочить и высолить. Но его кладут отдельно от тушки в верхнем конце наклонной доски. Оно считается мясом, и его нельзя употреблять в пищу вместе е молочными продуктами.

§ Мясо, предназначенное для фарша, нужно кашеровать перед измельчением. Если мясо перемолото до кашерования, есть его нельзя. Посуда, в которой хранилось это мясо, становится некашерной.

§ Запрещается использовать яйцо, если в нем обнаружены кровяные пятна или сгустки. Перед употреблением нужно тщательно просматривать и желток, и белок.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте