Как имамы могут быть выше пророков? Почему Имамы выше пророков? Доказательства из Корана и Сунны Кто выше имама по статусу.

10.08.2023 Отношения

Согласно шиитскому вероубеждению, Фатима (А) и двенадцать Имамов из Ахль уль-Бейт (А) выше всех пророков и посланников, кроме Мухаммада (С).

Это убеждение, которое «ахлу сунна» очень часто пытаются объявить проблематичным, в действительности является очевидным для всех мусульман и доказывается всего лишь одним предложением. Оно звучит так: поскольку Ахль уль-Бейт Мухаммада (то есть Фатима и двенадцать Имамов его рода) составляют одно целое с Мухаммадом (С), а Мухаммад (С) выше всех пророков и посланников, то они тоже выше всех пророков и посланников.

Говоря другим языком: отношение Ахль уль-Бейт (четырнадцати Непорочных) ко всем пророкам и посланникам таково же, как отношение Ислама ко всем предшествующим небесным религиям. Так же, как Ислам выше всех религий предшествующих пророков — так и Ахль уль-Бейт выше всех пророков.

Думаем, никто из мусульман не станет спорить с тем, что Мухаммад (С) выше всех пророков и посланников. В Коране сказано о Пророке (С): «И был на расстоянии двух луков и даже ближе » (53: 9) - выражение предельной близости к Аллаху, к которой (этой близости) нет доступа у других творений Аллаха, в том числе у ангелов.

Теперь посмотрим на 61-й аят суры «Семейство Имрана» (аят «мубахиля»):

فَمَنْ حَآجَّكَ فِيهِ مِن بَعْدِ مَا جَاءكَ مِنَ الْعِلْمِ فَقُلْ تَعَالَوْاْ نَدْعُ أَبْنَاءنَا وَأَبْنَاءكُمْ وَنِسَاءنَا وَنِسَاءكُمْ وَأَنفُسَنَا وأَنفُسَكُمْ ثُمَّ نَبْتَهِلْ فَنَجْعَل لَّعْنَةَ اللّهِ عَلَى الْكَاذِبِينَ

«Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: “Приходите, призовём наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов!” » (3: 61)

Шииты и сунниты согласны, что под «нашими сыновьями» имеются в виду Хасан и Хусейн (мир им), под «нашими женщинами» - Фатима Захра (мир ей), а под «нами самими» (анфусуна ) – Али ибн Аби Талиб (мир ему).

(Список источников «ахлу сунна», где указывается на это: «Сахих» Муслима, том 7, С. 121, глава «фазаилу сахаба»; «Муснад» Ахмада, том 1, С. 185; «Сунан» Тирмизи, том 4, С. 294 – о суре «Али Имран», хадис 4085 и 3808; «Сунан кубра» Бейхеки, том 7, С. 63; «Фатху ль-бари», том 7, С. 60; «Сунан» Нисаи, том 5, С. 108, глава «Манзилату али», хадис 8398; «Шавахиду танзиль», том 1, С. 143; «Тафсир» Вахиди, том 1, С. 102; «Маалиму танзиль» Багави, С. 63; «Дурру ль-мансур» Суюти, том 2, С. 39, сура «Али Имран»; «Мустадрак» Хакима, том 3, С. 147).

Итак, Али ибн Аби Талиб (А) — это «самость» Пророка, «душа» Пророка, «сам» Пророк. Следовательно, ему присущи все те же качества, что и Мухаммаду (С), кроме пророчества.

Разве кто-то будет сомневаться, что «самость Мухаммада» выше всех других пророков?

Про Хусейна (А) он сказал:

حسين مني وأنا من حسين

«Хусейн — от меня, и я — от Хусейна».

(«Сунан» Тирмизи, хадис 3775, «Сунан» Ибн Маджи, хадис 144, «Муснад» Ахмада, хадис 17111; «Мустадрак» Хакима, том 2, С. 213. И Хаким сказал: «Хадис сахих по критериям Бухари и Муслима, разве что они не привели его». Захаби и Альбани также назвали этот хадис «сахих»).

И такой же хадис передан об Имаме Хасане (А): «Хасан от меня, и я — от Хасана».

Про Фатиму (А) он сказал:

فاطمة بضعة مني، فمن أغضبها أغضبني

«Фатима — часть меня, и кто вызвал её гнев — вызвал мой гнев».

(«Сахих» Бухари, хадис 3556).

Обратимся также к хадису «Сакалейн», который признан как мутаватир всеми учёными «ахлу сунна». Посланник Аллаха (С) сказал в день Гадир: «Я оставляю среди вас две драгоценности. Если вы ухватитесь за них после меня, никогда не заблудитесь. Это — Книга Аллаха и мой род, Ахль уль-Бейт. Они не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у райского источника Каусар».

Из наиболее достоверных источников «ахлу сунна» хадис «Сакалейн» приведён в «Сахихе» Муслима, «Сунан» Тирмизи и «Мустадраке» Хакима. Упомянем то, как он приведён в «Сахихе» Муслима:

«Сказал Язид ибн Хайан, что он, Хуссайн ибн Мусайра и Умар ибн Муслим пошли к Зейду ибн Аркаму. Когда они сели у него, Хуссайн сказал: “О Зейд, мне выпало большое счастье: я видел Посланника Аллаха, слышал его хадисы, сражался и молился рядом с ним. О Зейд, расскажи нам что ты слышал от Посланника Аллаха?ˮ Зейд сказал: “О, сын моего брата! Я стал стар и забыл некоторое из того, что слышал от Посланника Аллаха. Передавайте то, что я рассказывал вам, а то, что не рассказывал, не вменяйте мне в обязанностьˮ. А потом он сказал: “В один из дней Посланник Аллаха (С) обратился к нам между Меккой и Мединой. Он восхвалил Аллаха, а затем сказал: ‛О люди! Я — человек, и вот уже близится время, когда ко мне придёт посланец от моего Господа (смерть), и я отвечу ему! Я оставляю среди вас две драгоценности (сакалейн)’. Первая из них — Книга Аллаха, в которой есть прямое руководство и свет. Так возьмите же её и крепко держитесь за неё! Вторая — мой род (Ахль уль-Бейт). Я предупреждаю вас во имя Аллаха о моём роде!..ˮ».

(«Сахих» Муслима, том 4, С. 1873) .

Хадис «Сакалейн» приведён во множестве других книг «ахлу сунна» в различных вариантах. Даже основатель заблудшей ваххабитской секты Ибн Теймия приводит его в своём «Минхаджу сунна» (том 4, С. 104) .

Теперь посмотрим: если Посланник Аллаха (С) поставил рядом Коран и Ахль уль-Бейт (то есть Имамов своего рода), то это означает, что Ахль уль-Бейт равны с Книгой Аллаха. Так могут ли предыдущие пророки и посланники быть выше, чем «вторая драгоценность», равная Книге Аллаха?

Таким образом, при малейшем размышлении для любого мусульманина станет очевидным убеждение шиитов о том, что Имамы Ахль уль-Бейт выше всех пророков и посланников, кроме Мухаммада (С).

Может быть, кто-то из «ахлу сунна» скажет: «Мы не понимаем, каким образом Ахль уль-Бейт составляют одну реальность с Мухаммадом! Поэтому ваши доводы не кажутся нам убедительным». Мы ответим: «Джахилия не является аргументом. Если ты не понимаешь, каким образом Имамы и Фатима (мир им) являются одним целым с Мухаммадом (С), то тебе необходимо думать над этим вопросом до тех пор, пока он не станет полностью ясным для тебя».

Дополнение: вопрос к «ахлу сунна»

Если же после всех этих доводов противники истины продолжат проявлять упорство и отрицать очевидное, задай им такой вопрос: кто выше — пророк Иса (А) или имам Махди? Ведь «ахлу сунна» тоже верят в будущий приход имама Махди, хотя и не считают его тем человеком, о котором говорят шииты. Однако в данном случае важно не это. Важно то, что достоверные хадисы, признанные всеми суннитскими учеными, говорят, что пророк «улу ль-азм» Иса (А) прочитает намаз за имамом Махди и принесёт ему присягу, то есть признает его стоящим выше себя. Ведь имамом намаза может быть только тот, кто выше по положению! И точно так же присягу можно приносить только тому, кто выше тебя по знаниям и достоинству!

Табарани приводит от Хузейфы, что Посланник Аллаха (С) сказал:

وقد نزل عيسى بن مريم كأنما يقطر من شعره الماء فيقول المهدي: تقدّم صلّ بالناس فيقول عيسى: انّما اقيمت الصلاة لك، فيصلي خلف رجل من ولدي، فإذا صليت قام عيسى حتى جلس في المقام فيبايعه

«И спустится Иса ибн Марьям, и как будто вода будет стекать с его волос. И Махди скажет: «Выйди вперед и возглавь намаз людей». Иса скажет: «Намаз провозглашен для тебя» - и он прочитает намаз за человеком из моих потомков (то есть Махди). Когда намаз закончится, Иса сядет в другом месте и принесёт ему присягу».

(«Дурар фи ахбари мунтазар», глава 10, С. 220).

Суюти пишет:

هذا من أعجب العجب، فإنّ صلاة عيسى خلف المهدي ثابتة في عدّة أحاديث صحيحة بإخبار رسول اللّه، وهو الصادق المصدّق الذي لا يخلف خبره

«Это - из наиболее удивительных вещей. Намаз Исы за Махди установлен в ряде хадисов сахих, как сообщение от Посланника Аллаха (С), и он - правдивый, который не говорит неправды».

(«Аль-хави лиль-фатава», том 2, С. 167).

Итак, сами же «ахлу сунна» считают, что имам Махди, который не является пророком , выше величайшего пророка Исы ибн Марьям (А)!

А если Махди - с кем бы ни отождествляли его наши оппоненты - выше пророка «улу ль-азм» Исы (А) и является его руководителем, которому тот принесёт присягу, то почему они критикуют шиитское убеждение относительно того, что Имамы из рода Мухаммада (С) выше пророков и посланников? Где логика?

Возможно, они попытаются как-то увильнуть от ответа - как они обычно делают - и заявят, например, что «Иса будет читать намаз за Махди, потому что он тем самым признает, что религия Мухаммада (С) выше его религии». Но это и есть то же самое, что говорим мы, шииты. Имамы из рода Мухаммада (С) выше всех пророков и посланников, кроме самого Мухаммада (С), потому что они составляют одно целое с самим Мухаммадом (С) и являются носителями его религии.

Говоря иными словами: для «ахлу сунна» человек, который - согласно их убеждениям - придёт в конце времен и будет носителем и имамом религии Мухаммада (С), не являясь при этом пророком, стоит выше, чем пророк «улу ль-азм» Иса (А). Махди - не пророк, но он выше, чем величайший пророк Иса (А). Он - руководитель Исы (А) и имам его намаза. Тогда почему они смеются над шиитскими убеждениями относительно того, что Имамы рода Мухаммада (С) выше пророков?!

Мусульманская умма, как и любая община, имеет свою собственную иерархию, в которой существуют различные титулы, саны и звания. Основным условием их приобретения считается наличие знаний и определённых навыков в религии.

Ознакомимся с основными регалиями, которые встречаются в среде мусульманского духовенства.

1. Алим (Улем)

Это арабское слово, которое переводится как «знающий», «обладающий знанием». Данным титулом нарекают признанных и уважаемых знатоков исламской религии. Как правило, в каждой мусульманской общине существует коллективный орган - Совет улемов, выносящий решения по тем или иным вопросам (например, о начале , размере фитр-садака и т.п.) Количество алимов не ограничивается, так как им может стать любой правоверный, обладающий необходимым объёмом знаний.

2. Ахунд

Высшее звание в исламе, которым наделяются духовные лидеры регионов страны или крупных городов. На постсоветском пространстве, как правило, используется в вариации «имам-ахунд». В России данный титул имеют несколько руководителей региональных духовных управлений мусульман. Кроме того, первый председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаинов до наделения саном муфтия также был ахундом.

3. Аятолла

Шиитский религиозный титул, которым наделяется богослов, обладающий авторитетом в общине, а также считающийся крупным знатоком исламских наук. Аятолла вправе самостоятельно выносить фетвы (фатвы) - богословские заключения по религиозным вопросам.

Высшим титулом в шиизме признано звание великого аятоллы, которым обладают наиболее авторитетные учёные. Он считается своего рода заместителем , осуществляющим руководство шиитской общиной от его имени. В современном мире этот титул носят верховный лидер Ирана Али Хаменеи и духовный лидер иракских шиитов Али Систани.

4. Имам

Религиозное звание, означающее предводителя во время коллективной молитвы. Как правило, имамами именуются главы местных религиозных общин и мечетей. Кроме того, таким статусом исторически наделяли глав государств-имаматов. Ярчайшим примером можно считать имама Шамиля, правившего Северо-Кавказским имаматом в середине XIXвека. В случае же, если в мечети несколько имамов, то между ними также существует собственная иерархия, и один из них именуется первым имамом или имамом-хатыйбом, а остальные считаются его заместителями.

5. Ишан

Суфийское религиозное звание, которое имеют духовные наставники . Ишаны вправе передавать свои знания ученикам - мюридам . Ишаном в суфийской традиции может стать любой мусульманин, достигший определённого уровня просвещённости. Однако существуют и такие суфийские школы, в которых ишанами именуют исключительно потомков Пророка Мухаммада (с.г.в.) или его ближайших сподвижников. Подобная практика породила появление целых династий ишанов, которые существуют и в наши дни. Одним из известных ишанов считается Зайнулла Расулев - шейх Накшбандийского тариката, отец председателя ДУМ Европейской части СССР и Сибири, муфтия Габдрахмана Расулева.

6. Кади (казый)

Титул, которым наделяются шариатские судьи. В эпоху Средневековья кадии были весьма влиятельными лицами в мусульманских государствах. Они принимали не только судебные, но и ряд административных решений в своём регионе. В современном мире полномочия кадиев имеют скорее формальный характер, так как в большинстве мусульманских стран шариатские суды утратили свою силу. Сегодня они выполняют роль советников муфтиев.

7. Молла (мулла, молда)

Это одно из наиболее распространенных званий среди мусульманских священнослужителей. Как правило, муллами называют служителей мечети, которые ниже по статусу, чем имам-хатыйб. Основной функцией муллы считается помощь местным верующим в совершении религиозных обрядов. Так, они читают никах, занимаются , проводят коллективные ифтары и так далее.

8. Муджтахид (моджтахид)

Звание, которым наделяются учёные, достигшие уровня иджтихада - высокого авторитета в богословии. Считается, что обладателями абсолютного иджтихада были сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.в.). Некоторые богословы утверждают, что истинный иджтихад существовал на протяжении первых четырёх столетий после Хиджры. Именно в тот период жили многие видные исламские богословы. Тем не менее, и в более поздние века Всевышний даровал миру множество авторитетных учёных, таких как Ибн Хаджар аль-Аскаляни или Ризаитдин Фахретдин, которые внесли неоценимый вклад в развитие богословской мысли.

9. Муфассир (мофассир)

Так именуют учёных-толкователей Священного Корана. Муфассир должен хорошо владеть арабским языком и знать историю, а также смысл ниспослания каждого аята. Первыми толкователями были сподвижники Пророка (с.г.в.) - Абдуллах ибн Масуд и Зайд ибн Сабит (р.а.). Наиболее известными сегодня толкованиями Священного Писания считаются тафсиры Ибн Касира и ас-Саади.

10. Муфтий

Высший сан, которым наделяются наиболее авторитетные и обладающие знанием религиозные деятели. Муфтии обладают правом самостоятельно выносить - богословские заключения по тем или иным вопросам. В современном мире они, как правило, считаются духовными лидерами мусульманской уммы.

В некоторых государствах сан муфтия совпадает с должностью руководителя централизованной религиозной организации (муфтията или ДУМ). При этом во многих странах сан муфтия имеет один священнослужитель, а в ряде стран - несколько. Это зависит от специфики того или иного региона. В теократических государствах должность муфтия считается одной из наиболее авторитетных в госаппарате. В некоторых общинах религиозные деятели также имеют сан верховного муфтия, которому подчиняются другие муфтии общины.

11. Мухтасиб (имам-мухтасиб)

Регалия священнослужителей в исламе, контролирующих соблюдение исламских норм на определённой территории. Сегодня мухтасибы являются представителями главы религиозной общины на местном уровне. Также они зачастую возглавляют религиозные организации в городах и назначают местных имамов.

12. Факих

Этим титулом обозначается специалист в области исламского права, правовед.

13. Хазрат

Религиозный статус, которым обладают все мусульманские священнослужители. Как правило, это слово используют при уважительном обращении к религиозному деятелю.

14. Хафиз

Данным званием обладают учёные, знающие . Именно благодаря хафизам Священная Книга Аллаха дошла до нас в первоначальном её виде.

15. Ходжатуль-Ислам (худжат аль-Ислам)

Шиитский религиозный титул, которым наделяются авторитетные богословы. Так, им обладают лидер шиитской организации «Хезболла» Хасан Насралла и экс-президент Ирана Мохаммад Хатами.

16. Шейх

Почётное звание в исламе у наиболее образованных богословов. Шейхом именуется лидер религиозной общины, вождь племени или глава эмирата. Особо авторитетные и видные учёные имеют титул шейхуль-ислам. Он должен хорошо владеть всеми исламскими науками и иметь весомый авторитет в своей умме. В Османской империи шейхуль-ислам был главным священнослужителем, с мнением которого вынуждены были считаться даже султаны. В наши дни на постсоветском пространстве этот титул носят ряд муфтиев, такие как Талгат Таджуддин и Аллахшукюр Пашазаде.

Несомненные доводы в пользу того, что двенадцать Имамов из Ахль уль-Бейт (А) и Фатима Захра (А) выше всех пророков и посланников, кроме Мухаммада (С), мы приводили .

И если Ахль уль-Бейт (А) не описываются в терминах «пророчества» (нубувват), то только вследствие их следования Печати пророков Мухаммаду (С), а не потому, что они ниже пророков. Алламе Маджлиси пишет:

ولا نعرف جهة لعدم اتصافهم بالنبوة إلا رعاية خاتم الأنبياء. ولا يصل إلى عقولنا فرق بين النبوة والإمامة

«Мы не знаем причины того, что они не могут описываться через пророчество, кроме их следования Печати пророков, и для нашего разума непостижима разница между пророчеством и имаматом».

(«Бихар», том 26, С. 82).

Не разбирая подробно этой темы, мы хотели бы задать вопрос тем противникам шиизма, которые строят сомнения по поводу данной темы. Мы спрашиваем у них: кто выше — пророк улу ль-азм Иса (Иисус) или Имам Махди? Все мусульмане — шииты и сунниты — согласны, что Иса (А) придёт после явления Махди и прочитает за ним намаз, а также принесёт ему присягу. То есть Махди будет имамом намаза для Исы (А), который является величайшим пророком из «улу азм», и будет тем, кому Иса (А) принесёт присягу.

Табарани приводит от Хузейфы, что Посланник Аллаха (С) сказал:

وقد نزل عيسى بن مريم كأنما يقطر من شعره الماء فيقول المهدي: تقدّم صلّ بالناس فيقول عيسى: انّما اقيمت الصلاة لك، فيصلي خلف رجل من ولدي، فإذا صليت قام عيسى حتى جلس في المقام فيبايعه

«И спустится Иса ибн Марьям, и как будто вода будет стекать с его волос. И Махди скажет: «Выйди вперед и возглавь намаз людей». Иса скажет: «Намаз провозглашен для тебя» — и он прочитает намаз за человеком из моих потомков (то есть Махди). Когда намаз закончится, Иса сядет в другом месте и принесёт ему присягу».

(«Дурар фи ахбари мунтазар», глава 10, С. 220).

Суюти пишет:

هذا من أعجب العجب، فإنّ صلاة عيسى خلف المهدي ثابتة في عدّة أحاديث صحيحة بإخبار رسول اللّه، وهو الصادق المصدّق الذي لا يخلف خبره

«Это — из наиболее удивительных вещей. Намаз Исы за Махди установлен в ряде хадисов сахих, как сообщение от Посланника Аллаха (С), и он — правдивый, который не говорит неправды».

(«Аль-хави лиль-фатава», том 2, С. 167).

«Ахлу сунна» считают, что Махди еще не родился и не верят, что он является сыном Имама Аскари (А), как в этом убеждены шииты. Но в данном случае для нас важно не это. Важно то, что хадисы, признаваемые как шиитами, так и суннитами, ясно указывают, что Махди выше Исы (А). Как можно приносить присягу и читать намаз за тем, кто ниже тебя? Принести присягу (байат) — значит признать кого-то своим руководителем, обязаться следовать всем его приказам и подчиняться ему. А если Махди — с кем бы ни отождествляли его наши оппоненты — выше пророка «улу ль-азм» Исы (А) и является его руководителем, то почему они критикуют шиитское убеждение относительно того, что Имамы из рода Мухаммада (С) выше пророков и посланников? Где логика?

Возможно, они попытаются как-то увильнуть от ответа — как они обычно делают — и заявят, например, что «Иса будет читать намаз за Махди, потому что он тем самым признает, что религия Мухаммада (С) выше его религии». Но это и есть то же самое, что говорим мы, шииты. Имамы из рода Мухаммада (С) выше всех пророков и посланников, кроме самого Мухаммада (С), потому что они составляют одно целое с самим Мухаммадом (С) и являются носителями его религии.

Говоря иными словами: для «ахлу сунна» человек, который — согласно их убеждениям — придёт в конце времен и будет носителем и имамом религии Мухаммада (С), не являясь при этом пророком , стоит выше, чем пророк «улу ль-азм» Иса (А). Махди — не пророк, но он выше, чем величайший пророк Иса (А). Он — руководитель Исы (А) и имам его намаза. Тогда почему они смеются над шиитскими убеждениями относительно того, что Имамы рода Мухаммада (С) выше пророков?!