Как терпеть обиды и оскорбления. Симфония по творениям святителя тихона задонского, оскорбление - читать, скачать - схиархимандрит иоанн (маслов)

История свидетельствует о многих случаях восстания против Бога, начиная от падшего ангела и вплоть до известных личностей нашего времени. Вот только некоторые примеры, к чему приводит такое поведение.

Известнейшая актриса Мэрилин Монро во время презентации шоу имела краткую встречу с евангелистом Билли Грэмом. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника она ответила: "Мне не нужен твой Иисус!". Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.

Бразильский политик Танкредо ди Амейдо Невес во время своей президентской избирательной компании публично сказал: "Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!" Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.

Бразильский композитор, певец, поэт во время шоу в Рио-де-Жанейро, затянувшись сигаретой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: "Бог, это тебе!". Вскоре он умер в возрасте 32 лет от СПИДа.

Инженер, построивший Титаник, после окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо-корабль, с иронией в голосе ответил: "Теперь даже Бог не сможет его потопить!". Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.

Участник известной группы "The Beatles" Джон Леннон во время интервью ведущему американскому журналу сказал: "Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелили в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность, и прославиться на весь мир, как убийца знаменитого певца.

В 2005 году в бразильском городе Кампинас группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: "Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит", на что она дерзко ответила: "В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике". Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!

Журналистка и танцовщица из Ямайки Кристина Хэвитт сказала: "Библия является самой плохой книжкой, когда-либо написанной!". Вскоре, в июне 2006 года, ее нашли сгоревшей до неузнаваемости в собственном автомобиле.

В Библии сказано: "Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает . Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Бог создал все живое на нашей планете около шести тысяч лет тому назад, и по Его замыслу каждый из нас явился в этот мир. Мудро ли творению восставать против Творца? Жизненный опыт подсказывает, что это глупая и совершенно бессмысленная затея для многих заканчивается печально.

С помыслами (скверными мыслями) мы сталкиваемся часто и порой считаем их обычным проявлением нашего собственного мышления. Хорошие ли мысли пришли нам в голову, плохие ли, считаем их по незнанию или недостатку опыта своими. Но помыслы – это не просто плохие мысли. Это не наши мысли, таящие в себе угрозу для нас. Оптинские старцы глубоко и всесторонне осветили важнейшие вопросы, касающиеся помыслов.

6.1. КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ БЕЗГРЕШИЕ»

Появление мыслей (помыслов, помышлений) далеко не всегда подконтрольно человеку. Поэтому плохие мысли, если они не задерживаются в сознании человека и не действуют негативно на его поведение, не ставятся в грех.

Преп. Антоний говорит:

О помышлениях же ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так «: весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна» (). А посему и за не ставьте их, о чем я лично вам говаривал, но вы привыкли безпокоиться по-пустому .

Мимолетный помысел не создает вины, так как его возможность вытекает из обычных условий нашего мышления. Мы опытно знаем, что не способны заранее оградить себя от нежелательных мыслей, но и не связаны необходимостью одобрять и принимать любую мысль. Скоротечные и быстро забываемые плохие мысли, не повлекшие никаких последствий – суетны. Они безрезультатны, и потому беспокоиться о них означает беспокоиться попусту.

Тем не менее, было бы серьезной ошибкой полагать, что помыслы вообще не несут никакой угрозы человеку. Опасность – в поддержке помысла своей волей, которая дает возможность помыслу укорениться в сознании, набрать силу желания и превратиться в действия.

Поэтому старцы четко различают две ситуации. Первая – когда человек безгрешен, хотя бы и ему пришла на ум плохая мысль, но не укоренилась и миновала без последствий для самого человека или для другого. Вторая – когда плохая мысль не исчезла, но стала набирать силу и влечь человека к дурным поступкам. Здесь уже наступает ответственность человека за принятие помысла и согласие с ним. Соответственно, возникает задача охранения своей души от таких помыслов.

Сопротивляйтесь первому прилогу мысленному, сокрушайте младенцы вавилонские, пока они еще младенцы, – молитвою и смирением, а когда возрастут, то уже будут исполинами и трудно им сопротивляться .

Совет старца прост и логичен. Не стоит ждать, когда прилог произведет сочетание и сосложение, и набрав в этих последних силу создаст для нас сложную ситуацию. Ведь тогда придется уделять особое внимание борьбе с злой силой, которая уже начала действовать в нас, а сама эта борьба может оказаться трудной и длительной.

Гораздо разумнее отвергнуть помысл, когда он еще не пустил корни в душе человека, не начал забирать из нее соки, не окреп и может быть отброшен сравнительно легко. Лучшее средство борьбы в этом случае – и смирение. По молитве мы можем получить помощь свыше для противодействия (отбрасывания) прилога, а смирением не позволить врагу зацепиться за гордость или иной наш грех, которые предательски вводят врага в наши души.

Простое правило, которым прежде всего надлежит руководствоваться, преп. Макарий сформулировал так:

…Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложению с ними возжигают сласть в теле .

Как только прилог обнаружен, т.е. появившаяся мысль идентифицирована нами как плохая и вредная, так сразу же мы должны употребить свою волю для отказа иметь какое-либо дело с этим прилогом. Его нужно игнорировать, «пропускать мимо ушей» и т.д. Уловка врага заключается в том, чтобы мы все же втянулись, по неосторожности ли, из любопытства ли, или из приобретенной ранее (увы) склонности к греху в рассматривание прилога. И хотя субъективно мы можем иметь и благие намерения в этом случае, например намерение разобраться в содержании прилога и дать ему надлежащую оценку, все же это будет промахом с нашей стороны.

Ибо враг начнет убеждать нас в правильности прилога, искусно подбрасывая ложные, но не выявляемые нами немедленно как ложные, аргументы. А это значит что нам нужно будет рассматривать и эти аргументы, а потом и следующие – и все это время прилог будет внедряться в наше сознание, а враг искать наши слабые стороны чтобы добиться своего. Это «свое» заключается в том, чтобы мы в том или ином виде приняли бы прилог («сложились» с ним), в результате чего у врага появилось бы уже и орудие телесного воздействия на нас – сласть в нашем теле.

Преп. Антоний закрепляет это правило, указывая границу между тем, что мы не в состоянии предотвратить, и тем, чего мы уже можем избежать:

А что вы в домашней молитве своей, а иногда даже и в церковной, ощущаете разные мысли и разсеяние, то это бывает так иногда невольно, а иногда произвольно. Например, в Москве и Санкт-Петербурге почти безпрерывно проходят мимо окошек разносчики с разными мелочами и кричат: «купите, купите! продаю очень дешево». Чтобы не проходить им и не кричать, это не в нашей воле, а остановить их и вступить в разговор с ними и в разсматривание разносимых мелочей, это в нашей воле, и мы не без убытка бываем, когда купим у них что. Так должно разуметь и об мыслях. Чтобы они не приходили, это не в нашей воле, а разговаривать с ними в нашей, т.е. если усладимся нечистым воображением, от чего да сохранит нас Господь! .

Ненужные мысли часто появляются без нашего согласия на них. Но это несогласие должно сохраняться, т.е. мы не должны «разговаривать с ними». Если же такой разговор все же происходит, то это означает, что нечистое содержание ненужных мыслей привлекло нас и мы услаждаемся таким содержанием и влечемся нечистым воображением. Но это и указывает на то, что наше несогласие сменилось на согласие, хотя бы мы и внутренне противились и укоряли себя за это. Старцы предлагают не давать врагу подобных лазеек и призывать Господа в помощь ради сохранения от этого соблазна.

…Сама сознаешься, что часто бываешь в борьбе с высокоумием. Блюди же за этим и отвергай гордые и всякие другие Богу противные помыслы. Все святые считали себя худшими всех, землею и пеплом, значит, если кто высокое о себе помышляет, тот не идет путем, указанным святыми отцами .

Высокоумие – плод гордости человека, такое состояние ума, в котором ум постоянно упражняется в доказательствах превосходства над другими. Обычные проявления высокоумия: убежденность в собственной непогрешимости, вера в собственную исключительность, пренебрежительное отношение к способностям других и т.д. Святые противопоставляли высокоумию смиренномудрие, т.е. мышление, основанное на смирении. И если человек затруднялся следовать смиренномудрию, то это говорило и о его неспособности иди путем, указанным святыми отцами.

Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека .

Насильное внедрение зла в человека и объявление его принадлежащим человеку – таков почерк врага. Делает он это ради обвинения человека на Страшном Суде Божием. Поэтому несогласие с греховными мыслями, неприятие их есть свидетельство неправоты врага, которая человеческая душа производит своим отвержением помыслов. И здесь надо быть осторожным, ибо бесы прибегают к маскировке.

Согласие с помыслами греха есть общение с врагом, отсюда отступление от нас силы Божией и помощи .

Как видно из поучения, не наблюдает безучастно за мысленной бранью. В одних случаях Он использует Свою силу и помогает человеку, в других – оставляет человека. Знание почему так происходит важно, и преп. Никон поясняет:

Господь ждет: куда склонится наше сердце – сохранит верность Ему или предаст Его из-за временной слабости греха .

Сказали святые отцы: «отсеки помысл – отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через и с бесами, мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба против него молитвою и исповедью – необходимы .

Отсечение помысла – вот цель, которую человеку необходимо ставить в мысленной брани. Отсекается помысл – отсекается все, в том числе делается невозможным согласие с грехом. Сопротивление бесов, насаждающих помыслы, должно преодолеваться усилием, борьбой, в которых главную роль играют и исповедь. В этом случае человек сохраняет верность Господу и получает от Него помощь.

Позиция Бога – ключевой элемент учения старцев о помыслах. Хотя помыслы инициируются врагом, а человек вынужден от них защищаться, попускает помыслы в наказание нам за гордость и ее плоды: высокоумие и т.д.

Преп. Лев показывает это соотношение между действием врага, нашей гордостью и попущением Божиим:

…Вы получили некоторое спокойствие по прибытии от нас, чему завидуя, злокозненный враг вооружился против вас и смущает различными помыслами, представляя будто бы благословные причины, стараясь оными поколебать основание, на коем вы, при помощи Божией, желали созидать здание добродетели и благоугождать Господу. Вторая причина, что вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чем вы и сами себя сознаете), что, не находя деятельных плодов добра, которыми могли похвалиться, самое редкое желание добра служит ей (гордости) пищею. Эта причина доставляет удобный приступ врагу к сильному на вас нападению попущением Божиим. Вот вам две главные причины вашего смущения и безпокойства… .

Старец говорит о том, что завистливый враг, не переносящий в нас спокойствия и намерения быть добродетельными, приступает к мысленной атаке, чтобы лишить нас всего этого. Казалось бы, Господь должен защитить нас в этот момент. Но вместо защиты попускает атаку врага… почему? Для того, чтобы мы увидели уязвимое место в устроении наших душ. Бесы горды и противны Господу, но и мы горды, если мним возможным для себя взойти на высоту добродетелей и услаждаемся мыслью об этом. Эта печальная смычка с врагом через гордость и приводит к тому, что Бог через попущение мысленной брани дает возможность нам понять, с кем мы общаемся и солидаризируемся… .

Попираемые врагами, мы каемся и просим Господа о помощи. В покаянии гордость отвергается, за основу поведения избирается смирение, и Бог, видя эту угодную Ему перемену в нас, посылает нам избавление от помыслов.

Преп. Макарий исчерпывающе раскрывает данную ситуацию:

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него возстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет святитель Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве» .

Но помыслы сии хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение… .

Два аспекта борьбы с помыслами называет старец. Во-первых, не поддаваться уловкам врага, не смущаться и его грехи не принимать за свои. Во-вторых, исправлять свои недостатки, особенно гордость, заменяя их на смирение, от чего человек получает избавление от помыслов. Без второго первое не дает полного решения. Если только преуспеваем в том, что не смущаемся помыслами, но не смиряемся, помыслы регулярно возникают. Правда, они часто не вызывают тех неприятных последствий, бываемых при смущении, но своим фактом все же сигнализируют нам о наших нерешенных проблемах.

В общем, надо хорошо понимать возникающую в мысленной брани ситуацию и следовать советам старцев, в частности, советам преп. Амвросия:

Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не безпокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражии. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника: «иди за мною, сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веце» .

Сразу и решительно браться за основное – собственные грехи горделивого самомнения или осуждения других. Таково оптимальное поведение при нашествии помыслов. Через самоукорение и неосуждение других, через смирение устраняется повод для помыслов. А что говорит враг, тем смущаться или беспокоиться не надо вообще. И если говорить ему что в ответ, то слова святого Иоанна Лествичника.

Что можно сказать о правовом сознании тех, для кого религиозные чувства - повод бесконечно упражняться в остроумии? Разве можно заявлять «об оскорблении Бога», ведь «Бог поругаем не бывает»? Каков критерий, определяющий оскорбление чувств верующих? С этими и другими «горячими» вопр осами мы обратились к митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию , управляющему делами Украинской Православной Церкви.

- Сегодня в определенных «продвинутых» кругах приходится наблюдать довольно ироничное отношение к такому понятию, как оскорбление религиозных чувств. Обычно это сводится к «дремучести» и «нетерпимости» самих верующих. Как вы можете прокомментировать это?

Ироничное отношение в данном случае свидетельствует о неуважении в принципе к человеку и тому, что является для него сакральным.

Принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это

Мы можем вести дискуссии о критериях сакрального, о том, что именно таковым является, и т.п., но при этом следует отдавать себе отчет, что принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным . Лично я могу совершенно не рассматривать нечто как сакральное, но рядом есть человек или группа людей, для которых вот именно эта вещь, этот образ или этот текст сакральны. И важно понимать, что вне зависимости от нашей позиции мы учимся уважать позицию, а тем более - веру других.

Те, кто иронично относится к оскорблению чувств верующих, по сути показывают свое отношение к человеку вообще, к его правам. Не следует забывать, что принцип терпимости - один из краеугольных камней современного демократического общества. Так что если кто-то стремится реализовывать демократические ценности, пусть отдает себе отчет, что своим насмешливым отношением к чувствам верующих нарушает современную систему ценностей. Хуже этого может быть только двойная мораль, когда толерантность распространяется на одних и в ней же отказывают другим. Это уже признак вырождения нравственных ценностей.

- Еще говорят, что «Бога оскорбить нельзя».

Бога действительно нельзя оскорбить.

Более того, с точки зрения православного вероучения, Богу нельзя и угодить, так как «Он не требует служения рук человеческих». И Он как Всесовершенный не нуждается в чем-либо. Он все совершенства, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин , «имеет по самой природе, а ниоткуда не получил, но Само (Божество. - м. А .) сообщает всякое благо Своим тварям».

Поэтому, конечно, в глубоком, метафизическом смысле речь не может идти об оскорблении Бога, но вполне можно говорить об уничижительных выражениях по отношению к образу жизни и учению, которые имеют своим началом волю Божию. И в этом смысле такое оскорбительное поведение именуется богохульством и кощунством.

Приведем пример из жизни. Ведь и нас могут оскорблять не напрямую, а, скажем, унижать то, что является результатом нашей работы, труда, творческого вдохновения, стиля жизни, который мы ведем. Это не напрямую уничижает нас, но в конечном итоге имеет отношение к нам и воспринимается нами как личная обида. Если кто-то скажет, что такая-то картина ужасно написана, то, прежде всего, это высказывание относится не к картине, а к художнику, хоть и не напрямую. Так и в отношении к религии. Иногда богохульство происходит не прямо, а косвенно, когда объектом оскорбления является то, Создателем чего является Бог.

Скажем более: неверие как таковое может быть сформировано не из критики Бога, а из критики того, что Бог создал. Вспомним классический вариант такого мировоззрения - Ивана Карамазова, говорящего своему брату: «Я не Бога не принимаю, я мира Его не принимаю». Но в конечном итоге Иван Карамазов характеризуется именно как неверующий, хотя отправной точкой его неверия является не Бог, а мир, созданный Богом.

В наше время деятели искусства, чтобы привлечь зрителя, часто его эпатируют. Произведения, получающиеся в результате этого процесса, редко отличаются хорошим вкусом, но чаще бросают вызов общественным нормам поведения и морали. Это тоже может возмутить верующих. Каков вообще критерий, определяющий оскорбление чувств верующего? Ведь церковного человека может оскорбить не только конкретное кощунственное произведение искусства, но и многие вещи, которые окружают нас в обычной жизни, - например реклама, эксплуатирующая сексуальные образы. Как реагировать христианину на нехристианские декорации, в которых ему зачастую приходится существовать?

Здесь можно говорить о сугубо христианском мировоззрении, которое свойственно церковному сообществу, и об общерелигиозных утверждениях, которые разделяются большинством мировых религий. Например учение о Христе как Спасителе мира является специфической чертой христианства, а взгляд, согласно которому брак должен строиться на принципах доверия, любви и верности, разделяют все мировые религии и не только религии.

Не всегда предметом насмешки или эпатажа становится сугубо христианское учение, часто таковым оказывается то, что в принципе является признаком религиозного мировоззрения.

Так, могут высмеиваться сакральность семьи и , традиционные отношения между родителями и детьми и т.п. Это всё может делаться даже без всякого упоминания какой-либо религии, но по своим последствиям такая «критика» бьет именно по религиозному мировоззрению. Поэтому не только христиане, но и представители других религий, особенно традиционных для нашей страны, должны совместно реагировать на действия, подрывающие принципы нравственного поведения человека. А, как известно, именно они являются нервом религиозного мировоззрения.

Ненавистники религии поняли, что выбрать объектом критики вероучительные утверждения - путь долгий и малопродуктивный, поэтому избрали более легкий и действенный способ - разрушить у человека нравственное чутье, без которого он просто не в состоянии видеть, где добро, где зло, где есть для него опасность, а где нет. И хотя, как вы заметили, есть явления, формально не касающиеся религии, я уверен, что нужно смотреть на последствия этих явлений, а они часто самые разрушительные для традиционных ценностей.

Когда аморальные феномены имеют широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию

Христианин должен прежде всего беречь себя от негативного опыта или помыслов, которые могут возникнуть в результате видения или слышания вещей недостойных. И только в некоторых случаях, когда аморальные феномены имеют слишком широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию.

Имеет ли право верующий высказывать публично свое резко негативное отношение к вещам, которые противоречат вере? Какая форма выражения своего протеста в подобных случаях уместна для верующих?

Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти

- «Добро, сделанное недобрым способом, не есть добро», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов . Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти. Для выражения своего несогласия верующие могут использовать все способы, которые не идут в разрез с государственным законодательством, не противоречат нормам нравственного поведения и правилам приличия.

Атеисту. Стяжать Дух, что это? Можно ли оскорбить БОГА?

= "Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божиего" Ну, стяжание оно движение модное во все времена было. Вот уже и до Духа Божьего добрались и стяжать его хотят. "вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!"А что это за грех? По моим убеждениям смертному невозможно оскорбить Бога. Как-то это совсем написано без признаков разумения очевидного. = (Н.К.)

1. Ув. Н.К., видимо, вам известно только одно значение слова «стяжать». В таких случаях очень полезно чаще заглядывать в словари, чтобы расширить свои познания и не делать опрометчивых и нелепых выводов. «Стяжать» - старинное слово, а не =модное течение= и не =вот уже добрались=, как Вы тут невпопад заявляете.

Слово Стяжать в словаре Даля
стяжавати церк., снискивать, приобретать, добывать (стягать). Аще стяжеша друга, во искушении стяжа его. (Сир.) Сей убо стяжа село от мзды неправедные, (Деян). Стяжать славу, любовь, дружбу. Стяжать венец первенства. | Блюсти, хранить, содержать. Стяжанье ср. об. дейст, по глаг. | Именье, имущество, богатство, собственность, скарб, все приобретенное и добытое. Неправедное стяжанье - огонь. Всякое стяжанье - благо, приказн. Церковное стяжанье (Святого Духа) - Божье. Воровское стяжанье впрок не пойдет. Стяжатель, -ница, стяжавший что-либо; приобретатель, наживатель, добыватель: | собиратель, копитель и | обладатель. -тельный человек, добычливый и бережливый, скопляющий состоянье; | корыстный, жадный, падкий на стяжанье.

Слово Стяжать в словаре Ожегова
СТЯЖАТЬ, -аю, -аешь; сов., что (высок.). Приобрести, достигнуть чего-н. С. себе любовь окружающих. С. славу.

Слово Стяжать в словаре Д.Н. Ушакова
СТЯЖА;ТЬ, стяжаю, стяжаешь, совер. и несовер., что ( книж. ритор.). Приобрести (приобретать), снискать (снискивать). «Стяжать венок от вас не мечу.» Тютчев. «Стократ блажен, когда я мог стяжать стихом хотя одну слезу участья.» Фет. Стяжать славу. Стяжать любовь. «Не даром он стяжал известность.» Вяземский.

Слово Стяжать в словаре Синонимов
доставать, получать; заслуживать, завоевывать, приобретать, заслужить, завоевать, приобрести, снискать, раздобыть, снискивать, обретать

Таким образом, слово "стяжать Духа", в соответствие со всеми словарями не несёт тот негативный смысл, какой Вы, ув. Н.К., безуспешно пытаетесь ему приписать.
Напротив, стяжание (обретение) благодати Святого Духа - важнейшая цель, которую поставил перед людьми БОГ, для достижения ими Святости и оБОжения.

И ещё об употреблении слова "стяжать" в Библии:

«Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал(!) издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился.» (Пс.73, 1-2)

Обратите внимание: "...Ты (БОГ) стяжал...". Однозначно, употребление слова "стяжал" в Православиии не может иметь негативного значения.

Если бы атеисты читали Священное Писание в толковании Святых Отцов, то не было бы у них трудностей в понимании и, якобы, «неразумностей» и в Библии, и в святоотеческой литературе, и в словах Серафима Саровского (в пересказе Мотовилова), которые приводит Н.К.:
«Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего», т.е. в обретении и преумножении благодати Святого Духа, и в возрастании в Святости и оБОжении.
О Святом Духе можно узнать много интересного в Богословии и у Святых Отцов.

Библия иноприродна и не понятна атеисту, а потому ему везде мерещатся противоречия. Воинствующий атеист в своём безумии по бесовскому внушению мнит, что он-то гораздо «умнее» Святых Пророков, Апостолов по Слову Святого Духа написавших Священное Писание. А потому непонятное в Библии (то есть всё) безбожник объявляет «неразумным», не осознавая, что «без признаков разумения» пребывает именно он, бесноватый атеист. Также и труды Святых Отцов он не понимает и не принимает, а они взаимосвязаны с Библией.

2. Оскорбить БОГА – Абсолютный Беспредельный РАЗУМ, Вечный и Бесконечный, трансцендентный человеку, невозможно в том смысле, что всё человеческое безумие и злость возвращается на голову несчастного и глупого «оскорбителя», никак не достигая ТВОРЦА. ОН не доступен злу.

*Не плюйте в Небо, до него не долетит, но все плевки на голову плюющего падут!
Над глупостью его глумливо бесы ржут, кощунства грех как труп в душе его смердит,
и он, оплеванный, ничтожный, жалкий, падет как рухлядь на бесовской свалке.*

Из Священного Писания:

«Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его(БОГА)». (Ис 3:8)
Обличает пророк "язык и дела иудеев", которые полны беззакония и поклонения идолам, что они "против Господа, оскорбительны для очей славы Его(БОГА)».

«Господь Бог Дух Святой касается нашей совести и скажет нам священно-тайно: вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!»
Итак, БОГ не доступен злу и никакому оскорблению. Но ответственности с человека за совершенное зло (кощунство, идолопоклонство и любой другой грех) это не снимает.

Если же между БОГОМ и человеком существуют отношения как между ОТЦОМ и сыном, то сын свой грех ощущает как оскорбление ОТЦА, и любя ЕГО, всячески старается этого не допускать.

Ув. атеисты! Для вашего же блага, либо читайте Библию в толковании Святых Отцов, либо вообще не читайте, не мучайтесь напрасно. Ибо буква убивает, а Дух животворит (2 Кор 3,6). Но Его вы не имеете, не обрели (не стяжали))). Можно начинать с простейших «детских» книжек о вере, а потом обратиться к Новому Завету в толковании богословов и Святых Отцов, к святоотеческой литературе, лишь потом к книгам Ветхого Завета. Но знать или хотя бы познакомиться необходимо и с тем, и с другим. И это можно сделать на сайтах: Азбука веры, К Истине, Православие.ру и др. И тогда вы осознанно и со знанием дела сможете сделать выбор между атеизмом и верой или, по крайней мере, вести полемику, не допуская досадных ляпов и извращений смысла.
Успехов и Божией помощи!

Против ближнего и против Бога

Многие, оскорбивши ближняго своего, небрегут о том, и тако в церковь входят и молятся; но как в опасном состоянии находятся они, отсюда видно: кто противу человека согрешит, тот и противу Бога согрешит; и кто человека оскорбит, тот и Самого Бога оскорбит, понеже запретил противу человека согрешать и его оскорблять. И тако человек, согрешая противу ближняго своего, и его оскорбляя, согрешает и оскорбляет Бога, заповедавшаго не творить того (5:185).

Оскорбление есть нарушение любви к Богу

ЛЮБОВЬ к ближнему связана есть с любовию Божиею. Когда разоряется любовь к ближнему, то разоряется любовь и к Богу. Кто ближняго не любит, тот и самого Бога не любит. А оттуда следует, что кто хощет Богу примириться и с Богом МИР иметь, тому должно прежде с ближним своим примириться; и тако к Богу приступать молиться, и от Него милости просить. А от сего видно, что суетна и тщетна есть МОЛИТВА тех, которые, ближняго своего оскорбивше, и с ним не примирившеся, к Богу и молитве приступают (5:185).

Оскорбление от чего бывает

Случается живущим в обществе друг друга оскорблять. Бывает тое то от хитрости запинателя ДИАВОЛА, который, ненавидя любви между нами, подстрекает нас к оскорблению ближняго, то от слабости естества нашего, то от НЕВНИМАНИЯ, а часто и от привычки (5:184).

Оскорблением человека оскорбляется Бог

Крайне берегись всякаго человека словом или делом оскорбить, ибо тяжкий есть. Когда человек оскорбляется, то и Бог оскорбляется, Который человека любит. Не может бо оскорбление человеческое быть без оскорбления Божия. Кто противу человека согрешит, тот и противу Бога согрешит. Тяжко сие, как сам видишь. Аще же как ОСКОРБИШЬ ближняго твоего, то тотчас смирись пред ним, и испроси у него со смирением прощения, да не подпадеши праведному суду Божию (5:160).

Человек всяким грехом оскорбляет Христа (3:144; см. , 250).

Любящий скорбит, если оскорбляет Бога грехом (3:144; см. , 469).

Оскорбление и любовь несовместимы, разве только для пользы оскорбляемого, как поступают родители, пастыри. Такое оскорбление есть плод любви

Любитель любимаго бережется оскорбить. Ибо оскорбление и любовь к любимому купно быть не могут в любителе. Разве бы оскорбление тое от неведения, или от другой какой немощи было, а не от умысла и произволения, или когда любитель любимаго оскорбляет ради пользы его. Но сие самое оскорбление от любви происходит. Тако отец оскорбляет сына своего, когда биет его, дабы исправлен был; тако и друг, любезнаго своего друга погрешности обличая, оскорбляет; тако добрые ПАСТЫРИ оскорбляют людей, себе порученных, да возымеют «печаль по Бозе, которая покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (