Ключевые женские энергии — Лакшми, Сарасвати, Дурга. Зимнее солнцестояние и джйотиш

01.08.2019 Обучение

Что важно знать и практиковать в этот день!
Разбираем эту тему с точки зрения Джйотиш.

Сначала давайте разберемся, что это за день такой, и почему он важен. С научной точки зрения Солнцестояние – это момент прохождения центра Солнца через точки эклиптики, наиболее удалённые от экватора небесной сферы. Если говорить проще, то это те точки, после которых день и ночь становятся постепенно или длиннее или короче относительно друг друга. Есть ВЕСЕННЕЕ и ЗИМНЕЕ Солнцестояние.

Жужжит о том, что зимнее солнцестояние 21-22 декабря - это самый-самый лучший и мощный день для изменения своей жизни в лучшую сторону. Связывая это еще и с тем, что Зимнее Солнцестояние затрагивает пик знака Козерога, который олицетворяет реализацию материальных желаний. НО, это верно наверно с точки зрения Западной астрологии, которая не учитывает постоянное расширение Вселенной и постоянное смещение звезд и знаков зодиака.

Существует еще и Восточная , которая называется Джйотиш, расчеты в которой уже существенно отличаются от Западной, так как в ней наоборот учитывается то, что Вселенная постоянно расширяется, и звезды понемногу смещаются.

Солнце каждый год возвращается в одну и ту же точку с небольшим сдвигом, который составляет приблизительно 50 1/3 секунды дуги. Этот сдвиг Солнца назад на фоне звезд называется прецессия или айанамша. И эта разница в точках отчета и является первым и наиболее важным отличием между двумя системами астрологии - западной и восточной. Несмотря на то, что смещение Солнца совсем небольшое, за 2000 лет оно составило уже 23 градуса. Кстати, даже в Википедии отмечено то, что точка зимнего Солнцестояния уже давно сместилась из Козерога в Стрелец!

Поэтому о том, что в этот день Солнце захватывает пик Козерога – уже устарело. И лично мне кажется, что более актуально все-таки учитывать те изменения, которые происходят во Вселенной, а не опираться на расчетные данные почти 2000-летней давности – ведь совпадение двух этих Зодиаков приходилось на весеннее равноденствие аж 285 года н. э.

Официально указывается, что Зимнее Солнцестояние 2015г произойдет 22 декабря в 7:48 по мск.

Давайте посмотрим, а что происходит в этот день с точки зрения Джйотиш – то есть восточной или индийский астрологии.

1) СОЛНЦЕ попадает в СТРЕЛЕЦ, а не в козерог, и в одну из самых сложных звезд-накшатр МУЛА, в которую особенно НЕ эффективно начало деятельности, связанной с решением материальных вопросов)))

2) ЛУНА идет через ОВЕН и также через очень непростую звезду БХАРАНИ, в которую особенно НЕ эффективны любые начинания.

3) ДЕНЬ НЕДЕЛИ выпадает на ВТОРНИК – сложный день по энергетике, потому что им заведует Марс – планета трансформаций и борьбы, в который также всеми астрологами НЕ рекомендуется начинать что-то важное и новое.

4) Только ЛУННЫЙ ДЕНЬ выпадает неплохой, 12-ый, но этот параметр вторичен. Первичны первые три вышеуказанные.

5) И еще интересная особенность – в 7:48 по мск главная планета КАРМЫ, планета Сатурн, стоит в самом центре, то есть в 1-ом доме, что опять же указывает наоборот на замедление реализации всех намерений, составленными в этот момент. Потому что это Сатурна – все замедлять, оттягивать, вносить задержки и препятствия. С благой конечно целью – научить нас ТЕРПЕНИЮ, ПРИЯТИЮ и уважению ко времени, что должно выражаться прежде всего в глубоком осознании того, что ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ. А это должно привести нас к ДОВЕРИЮ БОГУ (Вселенной, Абсолюту, Высшему Я), чего катастрофически не хватает сейчас почти всем нам.


С другой стороны дни Солнцестояния в целом действительно мощный, но именно для ОЧИЩЕНИЯ на всех уровнях:

1) Главный показатель энергетики дня – это Луна, и она в Бхарани, а в эту звезду-накшатру благоприятна деятельность, связанная с аскетизмом, самодисциплиной, соблюдением поста и проведением очистительных ритуалов.

2) Солнце в Муле – благоприятно созерцание, наблюдение за собой, размышления о тленности всего материального мира.

3) Ну и Сатурн в центре призывает к развитию именно в самом себе, в своей личности, и в целом во всей своей жизни таких важнейших качества, как СМИРЕНИЕ и настроения СЛУЖЕНИЯ, что как раз и поможет нам прийти к самому главному – к Богу внутри и снаружи. И звезда-накшатра Сатурна нам об этом говорит даже самим названием «Анурадха» - одно из значений которой переводится, как «идти к Богу»

4) И еще интересный момент - не буду вдаваться в подробности, но будьте очень аккуратны в своих действиях в период 22 декабря с 14:00 до 20:30, так как действия эти могут повторяться в дальнейшем. Хотя бы не вредите никому и ничему в это время. Или наоборот - сделайте намеренно что-то очень доброе, хорошее, позитивное, благостное - и может быть это тоже будет повторяться в Вашей жизни)

Так какие же практики делать в этот день?!!!

Да такие же, как и во все другие)) Сейчас конечно очень модно из любого популярного астрономического события делать пик всего года! На самом же деле все практики, направленные на , личностный и духовный рост, эффективны всегда! И в принципе не должны прекращаться надолго))

Другой вопрос, если Вы ранее никак не могли найти время для этого, то в такие дни будет посажено хорошее семя для дальнейшей ПРИВЫЧКИ проводить такие практики, но для этого все равно нужны будут в дальнейшем воля и усердие. В любой практике главное - РЕГУЛЯРНОСТЬ и постоянность, иначе результата будет мало, или он будет не совсем таким, как бы Вам хотелось. И полагать, что, совершив ту или иную практику 1 раз в год, у Вас вдруг все сложится само по себе идеальным образом - немного иллюзорно. Земля - планета труда над собой, регулярного и неустанного.

Итак, практики:) Они хороши даже для того, чтобы войти в Новый 2016 Високосный Год более очищенными на всех уровнях. Кстати, об этом я скоро также напишу отдельную и полезную статью - как с точки зрения энергетики встречать , и какой Новый Год из всех видов (Китайский, Буддистский, Индийский, Общий)) более значимый и важный!

ВАЖНО - перед каждым действием в практиках нужно задавать благостное намерение: "Сейчас я делаю то-то, пусть плоды этого действия будут переданы на то-то. Для высшего блага всех, кого это касается!"

ПРАКТИКА №1

Как всегда, прежде всего важно ОЧИЩЕНИЕ:
1) наводим порядок в доме, особенно полезно будет расстаться наконец со всеми "старыми" вещами, накопленными за весь этот год
2) обязательно моем полы везде, где можем
3) окуриваем пространство сандаловыми благовониями
4) проходим по всем углам со свечой
5) пишем на листочке все, от чего мы хотим избавиться, и сжигаем его торжественно, или, если не позволяет пространство, рвем этот листик на кусочки и смываем далеко-далеко....
6) у практикующих Рэйки на уровне от 2-ой ступени (в школе "Рэйки До Сатори") - проводим энергетическую Чистку пространства и всего дома, где проживаем, личного транспорта при желании, и самого себя конечно же. Хорошо провести эту Чистку также самым близким людям, хотя бы первому кругу родственников - родителям, супругам, детям.

ПРАКТИКА №2

Так как в этот день все наши предки все таки обращали больше внимания на Солнце, то будет благоприятно ВСТРЕТИТЬ СОЛНЦЕ особенным образом утром 22 декабря!
1) Важно проснуться рано-рано утром, в идеале с 5 до 5:30
2) Искупаться полностью, чтобы ум проснулся окончательно
3) Сделать "Сурья-Намаскар"
4) Можно одеть что-то красное или желтое, яркое, ну и удобное главное))
5) Почитать мантру Солнцу. Существует много разных мантр. Из своего опыта я бы выделила мантру верховному Божеству – ОМ НАМО БХАГАВАТЕ РАМАЧАНДРАЙЯ. Существуют определенные по чтению мантр, читайте мои подробные рекомендации в нашей группе вКонтакте
6) Можно прочесть Врата-катху для Солнца, это также ведическая рекомендация, подробности также в нашей группе вКонтакте
7) у практикующих Рэйки на уровне каналов Силы "ВАН ДО" и "ХРИСТОС" (в школе "Рэйки До Сатори") - посылаем энергию Солнцу через , и балансируем-активизируем 3-ю чакру солнечного сплетения Манипуру и 7-ю теменную чакру Сахасрару.

ПРАКТИКА №3

Поскольку Солнце отражает в своем чистом проявлении нашу ДУХОВНУЮ вечную сущность, то в такой день, когда весь Мир концентрируется на энергиях Солнца, действительно хорошо наметить цели на весь ближайший год, спланировать и правильно распределить силы. Только постарайтесь прописать не только материальные аспекты планов, но и духовные тоже. Итак:
1) берем новую тетрадь/блокнот
2) зажигаем свечу и благовония
3) включаем музыку Рэйки или музыку для медитаций
4) пишем все свои желания (про тонкости "желашек" я так и не успела рассказать, обещаю в скором времени написать и про это)
5) у практикующих Рэйки на уровне от 2-ой ступени (в школе "Рэйки До Сатори") - проводим мощнейшую практику зарядки энергией Рэйки наших желаний и намерений.

Несколько наших Учениц задавали мне на днях один и тот же вопрос - а нужно ли делать в эти дни практики для Замужества. Если хотите - делайте конечно! Для замужества много чего надо делать! И не только в эти дни))) Но будьте аккуратны с Вашими намерениями в этот интересный по астрологическому раскладу день. Не все так однозначно. Обещаю в скором времени написать статью и на тему Замужества, и рассказать о своем опыте.

ВАЖНО : помните, что Вы и сами можете импровизировать в практиках в такие дни, ведь наша - это определенная Игра, все должно быть легко и в удовольствие! Можете придумать любое благо-творное действие в этот день и посвятить его Солнышку, которое всегда светит и дает нам тепло и радость! И будьте в эти дни сами таким же Солнышком для всех других!

Вот и все, дорогие Читатели!
Приятного и продуктивного Дня Зимнего Солнцестояния в преддверии Нового Года!!!
___________________________

Мастер-Учитель Рэйки
Лидия Бойко
सर्वे भवन्तु सुखिनः। सर्वेषां भद्राणि पश्यन्तु॥ सर्वे सन्तु निरामयाः। सर्वेषां मड्गलं भवतु॥

Согласно ведическим знаниям, женственность - достаточно широкое понятие, которое наиболее полно отражают три энергии: Лакшми, Сарасвати и Дурга. Они соответствуют трем ипостасям женщины на протяжении всей её жизни.

Энергия Богини Лакшми.

Богиня Лакшми в индийской мифологии олицетворяет богиню красоты, удачи и процветания. Она потрясающе красива - имеет золотистую кожу, лотосо - подобные глаза, выбирает розово - красные цвета в одежде. Лакшми восседает на лотосе и слоны поливают её молоком.

Лакшми - благостная богиня, для которой важно быть красивой всегда и нести прекрасное в мир. Красота Лакшми предназначена для мужа, она не вызывает у окружающих грубого вожделения. Её красота несет оттенок духовности. Эпитеты, используемые в адрес Лакшми, - сладкая, ароматная, масляная, свежая и юная.

Энергия этой богини приносит человеку процветание, но только тому, кто получает деньги честным путем. Особенно, она благоволит тем, кто занимается пожертвованиями.

В настоящее время аспект женственности Лакшми наиболее распространенный и культивируемый, особенно, в западном мире. Красота и процветание - главные показатели женственности, но на Востоке - это лишь один из трех аспектов женственности.

Энергия Богини Сарасвати.

Сарасвати - богиня искусств в древней индийской мифологии.
Сарасвати - это интуитивная мудрость и вдохновение. Женственность на мужскую логику может ответить только интуитивным видением и чувствованием.

Богиня Сарасвати своей внешностью олицетворяет просвещение и совершенствование. Согласно ведам, у неё 4 руки. В них она держит лютню и книгу, она любит белый цвет, у неё приятная речь. Это направление женственности посвящено красивой речи и всему, что с ней связано, в том числе - умению слушать.

Энергия Сарасвати вдохновляет, способствует приятному общению и распространению знаний. Одним из постулатов эзотерики является ответственное отношение к знаниям. Новые знания всегда нужно использовать в жизни, таким образом передавая их дальше, или учить им других людей.

Сарасвати вечно молода и постоянно развивается.
Благодаря этому аспекту женственность перестает быть только внешним атрибутом, но обращает к развитию внутреннего мира.

Энергия Богини Дурга.

Дурга - это энергия защиты и покровительства.

Существует миф, что женщина всегда кротка и беззащитна, но это европейское понимание женской красоты. Защищая себя или ребенка, в женщине просыпается энергия Дурги.

Дурга (санскр. «непобедимая») - богиня с 10 и более руками, держащая в них трезубец, диск и другие средства обороны и защиты. Она восседает на гималайском тигре и её любимые цвета - синий и черный.

Энергия справедливости и защиты нужна во всех случаях, когда на женщину пытаются воздействовать негативные энергии. Например, если нужно сказать «нет». Энергия Дурги пригождается, если важно восстановить справедливость и отстоять чувство собственного достоинства.

Умение постоять за себя - также качество духовного и личностного развития, позволяющее женщине перестать быть просто приятной картинкой и услаждением мужчины.

Лакшми, Сарасвати и Дурга - три ключа к понимаю сущности женщины, её многоликости и разнообразия проявления.

Энергия Лакшми приносит благополучие и процветание

Согласно древней индийской традиции, каждую женщину на земле, независимо от того, где она родилась и живет, поддерживает женская сила — три энергии. Индусы их связывают с именами богинь Лакшми , Сарасвати и Дурги .

О чем вы узнаете из статьи:

Женская сила — три богини в тебе Лакшми, Дурга, Сарасвати

Энергия богини Лакшми приносит благополучие, счастье в любви и процветание
Энергия Сарасвати продуцирует женскую силу знания и творчества
Энергия Дурги несет в себе разрушение. Эта сила необходима женщине так же, как и остальные — Дурга дает силы защитить то, что нам принадлежит.

Энергия Сарасвати продуцирует знания и творчество

Именно тогда женщина будет счастливой по-настоящему, когда все три энергии потекут в ней гармоничным потоком. Эти три энергии в гармонии и есть истинная женская суть и могущество.

Но случается так, что какая-то энергия или даже две из названных по какой-то причине заблокированы у женщины.

  1. Если это Лакшми , то перекрывается поток денег и других материальных благ. А также утрудняются отношения с противоположным полом.
  2. Если это Сарасвати , женщине может быть трудно самореализоваться. И даже может привести к затруднениям при попытках продолжения рода.
  3. Вышедшая же из равновесия Дурга может либо привести к жертвенному месту в отношениях, либо к агрессии, истеричности, гневливости и психически неустойчивому поведению.

Женская сила — как вернуть?

Чтобы это поправить, да и вообще поддерживать здоровый баланс энергий, женщине нужно питать своих внутренних богинь:

*Заботьтесь о себе, своей красоте и своем теле. Ухаживайте за своим мужчиной, готовьте еду с любовью, стирайте с любовью. Заботьтесь о красоте, порядке и уюте своего дома (все это питает энергию Лакшми )

*Занимайтесь творчеством. Изучайте, как правильно жить, - и применяйте полученные знания. Рожайте и воспитывайте детей (поддерживая энергию Сарасвати )

*Учитесь воспитывать близких людей – строго, но с Любовью внутри. Это высшая степень любви, ведь часто, потакая слабостям членов семьи, мы лишь делаем им хуже, развращая их и будто бы поощряя недостатки.

Говорите “нет” тем людям и событиям, с которыми вам не по пути. Прислушивайтесь к своему сердцу — оно всегда точно знает, хотите вы делать что-то, общаться с кем-то и так далее.

Если у вас возникает хоть малейшее сомнение в том, хотите вы чего-то или нет, — значит, 99%, что НЕ хотите.

Ну и наконец — в своем доме и своей душе (все перечисленное поддерживает энергию Дурги )

Кроме того, день женских богинь — это пятница. Поэтому по пятницам для восстановления равновесия женской силы полезно красиво одеваться, угощаться сладостями, кондитерскими изделиями, назначать встречи с подружками и единомышленницами.

Ключевые женские энергии: Лакшми, Сарасвати, Дурга Согласно ведическим знаниям, женственность - достаточно широкое понятие, которое наиболее полно отражают три энергии: Лакшми, Сарасвати и Дурга. Они соответствуют трем ипостасям женщины на протяжении всей её жизни. Энергия Богини Лакшми Богиня Лакшми в индийской мифологии олицетворяет богиню красоты, удачи и процветания. Она потрясающе красива - имеет золотистую кожу, лотосо - подобные глаза, выбирает розово - красные цвета в одежде. Лакшми восседает на лотосе и слоны поливают её молоком. Лакшми - благостная богиня, для которой важно быть красивой всегда и нести прекрасное в мир. Красота Лакшми предназначена для мужа, она не вызывает у окружающих грубого вожделения. Её красота несет оттенок духовности. Эпитеты, используемые в адрес Лакшми, - сладкая, ароматная, масляная, свежая и юная. Энергия этой богини приносит человеку процветание, но только тому, кто получает деньги честным путем. Особенно, она благоволит тем, кто занимается пожертвованиями. В настоящее время аспект женственности Лакшми наиболее распространенный и культивируемый, особенно, в западном мире. Красота и процветание - главные показатели женственности, но на Востоке - это лишь один из трех аспектов женственности. Энергия Богини Сарасвати Сарасвати - богиня искусств в древней индийской мифологии. Сарасвати - это интуитивная мудрость и вдохновение. Женственность на мужскую логику может ответить только интуитивным видением и чувствованием. Богиня Сарасвати своей внешностью олицетворяет просвещение и совершенствование. Согласно ведам, у неё 4 руки. В них она держит лютню и книгу, она любит белый цвет, у неё приятная речь. Это направление женственности посвящено красивой речи и всему, что с ней связано, в том числе - умению слушать. Энергия Сарасвати вдохновляет, способствует приятному общению и распространению знаний. Одним из постулатов эзотерики является ответственное отношение к знаниям. Новые знания всегда нужно использовать в жизни, таким образом передавая их дальше, или учить им других людей. Сарасвати вечно молода и постоянно развивается. Благодаря этому аспекту женственность перестает быть только внешним атрибутом, но обращает к развитию внутреннего мира. Энергия Богини Дурга Дурга - это энергия защиты и покровительства. Существует миф, что женщина всегда кротка и беззащитна, но это европейское понимание женской красоты. Защищая себя или ребенка, в женщине просыпается энергия Дурги. Дурга (санскр. «непобедимая») - богиня с 10 и более руками, держащая в них трезубец, диск и другие средства обороны и защиты. Она восседает на гималайском тигре и её любимые цвета - синий и черный. Энергия справедливости и защиты нужна во всех случаях, когда на женщину пытаются воздействовать негативные энергии. Например, если нужно сказать «нет». Энергия Дурги пригождается, если важно восстановить справедливость и отстоять чувство собственного достоинства. Умение постоять за себя - также качество духовного и личностного развития, позволяющее женщине перестать быть просто приятной картинкой и услаждением мужчины. Лакшми, Сарасвати и Дурга - три ключа к понимаю сущности женщины, её многоликости и разнообразия проявления. С уважением, «Академия Рейки» - ваш проводник на пути света - - - - - - - Расписание ближайших курсов обучения -

Парвати, Лакшми, Сарасвати

Жену бога Шивы зовут Парвати. Ее имя переводится с санскрита как «дочь гор».

Как гласят индуистские мифологии, Парвати – дочь царя гор Химавата и небесной девы Менаки. Согласно предсказанию, Парвати должна была родить от Шивы бога, который сумеет победить злого демона Тараку. Но предававшийся суровому подвижничеству Шива не обращал внимания на преданное служение Парвати и на ее страдания из-за неразделенной любви. Опасаясь, что Тарака так и не будет побежден, боги отправили к Шиве бога любви Каму, чтобы тот пробудил у грозного бога чувство любви к Парвати. Однако Шива, увидев приближение Камы, испепелил его своим взглядом. Не добившись взаимности, Парвати сама предалась подвижничеству. Однажды к ней подошел брахман и стал хулить Шиву. В гневе Парвати набросилась на брахмана, горячо защищая любимого бога. На самом же деле в облике брахмана был сам Шива, который решил испытать ее преданность. Шива женился на Парвати, и победитель Тараки Сканда появился на свет.

Согласно другому мифу, Шива породил шесть детей без участия Парвати. Богиня полюбила малюток и однажды так крепко обняла, что их тела слились в одно, образовав мальчика с шестью головами. Он-то и стал впоследствии богом войны Скандой.

Существует миф о том, как Шива упрекнул Парвати за то, что она темнокожая. От стыда богиня удалилась в лес и стала аскетом. Брахма высоко оценил самоотречение Парвати и превратил ее в Гаури, богиню с золотой кожей. Именно такой она часто предстает на изображениях.

Обычно для Парвати не строят отдельных храмов. Как правило, она изображается вместе с Шивой. Если Парвати одна, она может держать в одной руке копье, в другой – зеркало. Если Парвати изображена с четырьмя руками, две из них – в защитной и благодающей позициях, а две несут копье и тесак.

Грозной и воинствующей ипостасью нежной Парвати является Дурга. Одетая в красное, с величественной короной на голове, спокойная и прекрасная, Дурга восседает верхом на льве и держит оружие во всех своих восьми руках. Еще Дургу изображают сидящей на тигре. В руках у богини – раковина, диск, лук и стрелы или меч. Дурга – одна из основных богинь индуизма. В переводе с санскрита ее имя означает «труднодостижимая», это одна из ипостасей божественной энергии Шакти. К Дурге обращаются для дарования силы, здоровья и удаления всего нечистого. Дурга являет собой все облики и ипостаси Божественной Матери, то есть представляет саму Богиню-Мать.

История появления Дурги такова. Однажды боги потерпели поражение в битве с демоном-буйволом Махишей, который не мог быть побежден ни мужчиной, ни животным. Махиттта стал повелителем неба и поверг богов в океан смертного существования. Под предводительством Брахмы боги отправились за помощью туда, где пребывали Шива и Вишну. Шива и Вишну были настолько разгневаны случившимся, что от их лиц и тел излился великий свет. И из этого ослепительного сияния явилась женская фигура. Ее прекрасное тело было соткано из света всех богов. Так Дурга воплотилась во вселенной и в великой битве победила демона-буйвола Махишу с его полчищами.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие. Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию.

Фестиваль Дурга-пуджа, или Нав-Дурги, во время праздника Наваратри (Девять Ночей) в октябре отмечается с роскошными и пышными церемониями, особенно в Бенгалии. После первого появления луны, в первую ночь месяца Ашвин индуистского календаря, начинается праздник, который продолжается 10 дней. Дурга-пуджа (поклонение Дурге) – один из самых значительных праздников в индуизме.

Праздник начинается ритуалом Тарпан, во время которого тысячи людей молятся своим предкам на берегах рек. Изображение Дурги – «мурти» – одевают в яркие одежды и устанавливают на площадях и в домах. В течение девяти дней она принимает подношения в виде еды, одежды, цветов, даже драгоценностей, когда целые семьи приходят к ней выразить свое уважение. Ее, как гостя, развлекают спектаклями и музыкальными представлениями, так как она посещает иллюзорный мир – майя только один раз в год. Люди танцуют и поют гимны. В это время принято дарить новую одежду и готовить праздничные блюда. На десятый день с ней со слезами прощаются и погружают мурти в воды рек или океана, помогая в ее путешествии обратно на гору Кайлаш.

Еще одна богиня, которую очень почитают индусы, – Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты.

В индийской мифологии Лакшми ассоциируется со многими богинями, но наиболее известна она как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии.

Миф о рождении Лакшми напоминает античный сюжет о появлении Афродиты из морской пены. Боги вели с демонами непримиримую борьбу. Чтобы одержать победу, они, по совету Вишну, погрузили все лечебные травы в море молока и стали взбивать его. Таким образом боги хотели извлечь из него амриту (амброзию), выпив которую, можно было победить демонов. Пока боги пахтали море молока, они увидели появившуюся из него ослепительную красавицу. Это была Лакшми. Прекрасная богиня сидела на лотосе, держа в руке водяную лилию. Боги и мудрецы восхитились ее красотой; небесный хор пел ей хвалу, а небесные нимфы танцевали перед ней. Река Ганга и другие священные реки служили ей, а из золотых ваз солнечные слоны лили на богиню воду. Море подарило Лакшми корону из неувядающих цветов, а Вишвакарма, небесный мастер, одарил красавицу великолепными украшениями. Прекрасная женщина бросилась на грудь Вишну, лишив демонов процветания и богатства, потому что она сама и была богатством.

Культ Лакшми как богини процветания популярен и в наши дни. Но для индийца Лакшми – не только богиня процветания, это и примерная супруга, которая сидит у ног Вишну.

Очень распространены изображения Лакшми вместе с Вишну, возлежащим на космическом змее Ананте или сидящим на своем «ездовом животном» (вахане) Гаруде. Отдельно Лакшми изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса – символе материнства, бессмертия и духовной чистоты.

Красавица Лакшми часто изображается держащей лотос в каждой из двух рук. Возможно, поэтому ее называют также Падма (лотос) или Камала. Она также украшена гирляндой из лотосов. Рядом с богиней (по обеим сторонам) можно видеть слонов, поливающих ее водой из кувшинов, подаренных небесными девами.

Когда богиня изображается золотисто-желтой, это означает, что она является источником всякого богатства. Если Лакшми белого цвета, то это означает чистейшую форму пракрити (природы). Наиболее общепринятый, розоватый, цвет отражает сострадание богини ко всем существам, поскольку она – Матерь всего сущего. Если же Лакшми изображается темной, это указывает на то, что она супруга Вишну, темноликого бога.

Если Лакшми изображается вместе с Вишну, у нее две руки. Когда ей поклоняются в храме (отдельные храмы для Лакшми довольно редки), то она изображается четверорукой женщиной, сидящей на лотосе – троне. Четыре руки богини указывают на ее способность даровать четыре цели человеческой жизни: дхарму (праведность), артху (богатство), каму (телесные наслаждения) и мокшу (блаженство).

В некоторых случаях Лакшми изображается с десятью руками, в которых она держит, помимо своих обычных атрибутов, лук, стрелу, булаву и диск. В этом случае богиня являет собой Махалакшми, аспект Дурги – воинственной ипостаси Великой Богини-Матери.

На некоторых скульптурных изображениях Лакшми в качестве ее ваханы присутствует сова. То, что у богини богатства и красоты ездовым животным является эта уродливая птица, одно появление которой уже считалось дурным предзнаменованием, кажется на первый взгляд странным. Но санскритское слово «улука» (сова) – одно из имен властелина богов Индры. Поэтому, будучи богиней богатства, Лакшми не могла найти для себя лучшего средства передвижения, чем царя богов, символизирующего богатство, силу и славу, т. е. то, к чему стремится в жизни человек.

Богине Лакшми посвящен осенний праздник светильников – Дивали (Дипавали, что буквально означает «ряд огней»), проходящий в октябре-ноябре. Праздник света Дивали символизирует путь от темноты (невежества) к знанию, победу истины над ложью и добра над злом. Этот праздник отмечает конец одного времени года (сезона дождей) и начало следующего (зимы). Это время, когда собирают урожай.

Во время праздника Дивали в честь богини зажигают тысячи фонариков. Люди играют и веселятся, а богиня дарует богатство тем жилищам, которые ярко освещены. Лакшми любит все красивое, чистое. Так, во время Дивали, когда совершается Лакшми-пуджа, в большинстве домов проводится ежегодная генеральная уборка, чтобы подготовить дом к приему богини. В соответствии с традицией, люди чистят и украшают дом. В ночь Дивали, после того как лампы зажжены и закончена пуджа, входная дверь оставляется открытой, чтобы богиня могла свободно войти.

В день Дивали приводится в порядок не только жилище, но и тело. Очищают тело с помощью медитации. Также соблюдается воздержание от пяти пороков: страсти (вожделения), гнева, жадности, привязанности и эгоизма. Поэтому начинают с очищения мыслей, слов, поступков и отношений. Поскольку Дипавали символизирует собой начало нового, считается, что все начинания в этот день будут успешными.

Теперь обратимся к богине Сарасвати, ее имя с санскрита переводится как «богатая водой», «изящная». Другие имена этой богини – Вак, Вагдеви, Вагишвари, Бхарати, Вани.

С древних времен и до наших дней ее почитают в трех формах: реки, речи и богини. В качестве реки Сарасвати прославляется в «Ригведе». Ей посвящены три гимна и многочисленные отдельные стихи. Вот как в гимнах говорится о Сарасвати: «Величиной и чистотой Сарасвати превосходит все прочие реки. Она берет начало в небесном океане и ниспадает с гор. У Сарасвати семь сестер, и сама она разделяется на семь рек, которым приходится матерью».

Сарасвати символически объединяет в себе священные свойства реки и воды в целом. Во-первых, она дарует щедрость, изобилие и богатство. Ее воды обогащают землю, принося людям хороший урожай. Во-вторых, Сарасвати олицетворяет чистоту – это неотъемлемое свойство воды, особенно проточной. В ведических книгах упоминается, что берега реки Сарасвати были священными местами, которые использовались для проведения обрядов. Ее вода служила источником очищения.

Также в Индии река ассоциируется с уходом от мира невежества и рабства на широкий берег, который представляет собой мир просветления и свободы. Она приносит мощную очищающую энергию. Паломник топит в ней свою прежнюю сущность и рождается заново свободным и просветленным.

Где же протекала эта легендарная река? Относительно ее расположения на реальной географической карте мнения ученых расходятся. Многие видят сходство имени Сарасвати с названием реки Харакайти, текущей в Афганистане. Эта река упоминается в «Авесте». Вполне вероятно, что именно река Хайракати и была впервые прославлена как Сарасвати.

Есть и другие предположения. Некоторые исследователи считают, что прототипом ведийской Сарасвати служила какая-то великая река. В частности, Сарасвати считают сакральным именем Ганга. И только впоследствии имя Сарасвати было перенесено на небольшую реку в Мадхьядеше, которую стали почитать как священную.

Третья версия принадлежит Максу Мюллеру, который думает, что речь идет о небольшой реке Сарасвати, называемой теперь Сарсути. Вместе с рекой Дршадвати она служила границей священной страны Брахмаварты, которая считается колыбелью древних индусов-арийцев. В ведическую эпоху Сарсути еще впадала в море, а теперь теряется в песках пустыни Инда.

О мудрости и доброте Сарасвати в образе реки рассказывает следующая легенда. Как-то раз ведический мудрец Вишвамитра проводил обряд покаяния на берегу Сарасвати. И вдруг он увидел воина. Это был его заклятый враг Васиштха. Вишвамитра сказал реке Сарасвати: «Накрой Васиштха и принеси его мне на своих волнах». Подумав некоторое время, Сарасвати вышла из берегов в том самом месте, где медитировал Васиштха. Вишвамитра обрадовался, но Сарасвати на этом не остановилась. Она потекла на восток, неся Васиштху на волнах. Вишвамитра в ярости проклял Сарасвати. Он превратил ее в реку крови. Вишвамитра понял, что великая река решила защитить Васиштху, а не причинить ему вред.

Когда бедные мудрецы, жившие на берегах Сарасвати, пришли искупаться и увидели, во что превратилась река, они были очень огорчены. Сарасвати стала умолять их помочь ей: «Я была чистой рекой, но мудрец Вишвамитра приказал мне принести его врага, доброго мудреца Васиштху. Я осознавала, что совершаю зло, но боялась гнева Вишвамитры. Поэтому я унесла Васиштху с того места, где он сидел, но вместо того, чтобы доставить невинного мудреца его жестокому противнику, я унесла его в более безопасное место. Вишвамитра все понял и проклял меня. Я чувствую себя такой грязной и униженной. Не могли бы вы, Мудрецы, очистить мои воды и вернуть мне мою былую чистоту?» – «Конечно могли бы, и именно этим мы и собираемся заняться прямо сейчас», – ответили добрые отшельники, пораженные храбростью Сарасвати. С их помощью Сарасвати вновь обрела свою чистоту и наполнилась водой. Поэтому ее также называют Шонапунья, что в переводе с санскрита означает «очищенная от крови».

В ведической литературе Сарасвати выступает также как богиня речи (Вак). В буддизме речь обладает особым значением. Весь процесс творения для буддистов заключен в звуке ОМ. Мантра, которая состоит из слов или звуков, обладает мощнейшей энергией. Сарасвати присутствует везде, где слышна речь. Поэтому она прочно связана с лучшим, что есть в человеческой культуре: поэзией, литературой, священными ритуалами, общением между людьми.

И в наши дни в Индии на языке новорожденного бабушки рисуют медом пятиконечную звезду (знак Сарасвати), для того чтобы язык – орган речи – с самого начала был связан с Сарасвати.

Сарасвати изображают как очень красивую женщину с четырьмя руками, вечно молодую и грациозную (ее четыре руки символизируют всепроникающую силу). Сарасвати сидит на лотосе, рядом с ней лебедь или павлин. Павлин с его великолепным оперением является символом вселенной во всей ее красоте. Лебедь, который способен, как гласит легенда, отделять молоко от воды, означает способность отличать истинное знание от ложного. Павлин олицетворяет в основном мирские знания и искусства, в то время как лебедь – духовные. К груди Сарасвати прижимает лютню – символ искусств, в особенности музыкальных. В руках у Сарасвати – четки, книга и кувшин с водой. Книга является символом науки и учения. Четки и графин с водой – это знаки духовной науки и религиозных обрядов.

Матсья-Пурана рассказывает, что Сарасвати была создана самим Брахмой. Увидев свое творение, он был очарован. Когда Сарасвати начала кружиться вокруг Брахмы в молитве, у того возникло страстное желание постоянно видеть ее, где бы она ни была – сзади, сбоку или перед ним. Так Брахма приобрел пять ликов. Сарасвати стала женой Брахмы. В силу того, что Сарасвати – супруга Творца вселенной, она воплощает могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Чтобы показать, что эта разумная сила огромна и абсолютно чиста, Сарасвати изображается, как правило, ослепительно-белой. Также это цвет мира. Одежда, лотос, на котором она сидит, лебедь рядом с нею – белые. Одеяние и внешность Сарасвати олицетворяют чистоту и безыскусность. Спокойный и бесстрастный взгляд богини смотрит на прошлое. Ее способность вспоминать о чем-либо без гнева и чувства обиды является самым великим даром для тех, кому она покровительствует, т. е. для писателей, музыкантов и вообще людей искусства.

Чествуя Сарасвати, прославляют силу мудрости, знаний, книг и музыки. Праздник Сарасвати – богини знания и образования – называется Васанта-Панчами (Басанта-Панчами). Это празднество отмечается каждый год в 5-й титхи (лунный день) лунного месяца Магха. Этот праздник также известен как Сарасвати-Джайанти – День Сарасвати, потому что считается, что Сарасвати родилась в этот день.

Интересно, что именно в этот день индусы учат детей первым словам, поскольку это, благоприятный день, чтобы начинать обучение чтению и письму. Школы, университеты и другие образовательные учреждения устраивают специальную церемонию в честь Сарасвати. Кроме того, в этот день во время Васанта-Панчами начинается следующий сезон года – приходит весна и наступает новый цикл жизни.

Во многих областях Индии в период Наваратри Богиня-Мать почитается в трех формах – как Дурга, Лакшми и Сарасвати. В этом случае Дурге посвящены первые три дня празднества.

Как и все индуистские праздники, Наваратри несет глубокий духовный смысл. Поскольку сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным, пороки должны быть устранены, а сердце очищено. Именно грозная Дурга, сидящая на тигре или льве, входит в сердце человека и беспощадно уничтожает всю грязь, которая в нем живет.

В течение следующих трех дней Наваратри почитается Великая Богиня в ее созидательном аспекте – Лакшми. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства. Человек познает ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания. В то время как Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков, Лакшми дает добродетели. Период Лакшми отмечен развитием божественных качеств – сострадания, бесстрастности (отсутствия страстей), чистоты, самоотречения, милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума. Лакшми обогащает дух и устраняет то, что отвлекает внимание.

Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать людей просветленными, показывая им скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Поскольку Сарасвати – богиня искусств и учености, в эти три дня на алтарях оказываются книги и пишущие предметы. Свой реквизит и инструменты посвящают богине в эти дни музыканты и актеры, а в ряде районов Индии – ремесленники.

Десятый день Наваратри завершается празднованием окончательной победы Великой Богини над всеми демонами.

автора

МАХАДЕВИ-ШАКТИ-ПАРВАТИ-КАЛИ-УМА-ДУРГА Эту богиню назвать одним именем очень трудно, ибо она выступает в разных ипостасях и не всегда можно решить, какая из них главная. Маха-деви означает «Великая богиня». Так нередко обращаются к Шакти (под этим именем она выступает как

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

ЛАКШМИ-ШРИ У нее два имени: Лакшми и Шри, имеющие сходный смысл: «счастье», «удача», «красота», «процветание». Считается, что в далекой древности это были две разные богини (так они представлены и в «Яджурведе»): одна олицетворяла удачу, богатство, счастливое

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

САРАСВАТИ Она - богиня знаний, учения, красноречия и супруга бога-творца Брахмы. И хотя женским божествам в индийской мифологии уделено скромное место, ее почитают в Индии по сей день. О ее древности свидетельствует имя, которое переводится - «связанная с водой»,

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Богиня любви: скифская Лакшми - Лада - Афродита Имя скифской Афродиты Урании (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «артем» - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но… Артемида ведь не Афродита?

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Даянанда Сарасвати и «Арья самадж» Несколько иной характер имело другое общество – «Арья самадж», возникшее в 1875 г. и объединившее вокруг себя значительные (до полутора миллионов) массы индуистов. Основатель этого общества Даянанда из Гуджарата (1824–1883), принявший имя

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

ЛАКШМИ-БАИ (1835-1858) Национальная героиня Индии. Одна из предводителей восстания сипаев. Правительница (рани) княжества Джханси. Индийское народное восстание против англичан 1857-1858 годов в истории чаще называют Сипайским восстанием. Сипаями назывались индийцы, служившие в

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Коллаборационисты: мнимые и настоящие автора Трофимов Владимир Николаевич

Глава 5. Лакшми Сахгал Справедливости ради нужно отметить, что в истории Индии имеется и еще один известный коллаборационист. Субхас Чандра Бос тут не одинок. Это женщина, некто Лакшми Сахгал (Lakshmi Sehgal). К ней тоже прилип ярлык «коллаборациониста». И тоже, как и в случае с