Краткие проповеди на праздник живоносный источник. Пятница Светлой Седмицы

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим всерадостным праздником Пасхи Христовой, Божией и спасительной. И радуюсь, что Господь дал мне возможность совершить, по сложившейся традиции, в день, когда мы прославляем икону «Живоносный Источник», водосвятный молебен на сей лаврской площади, а пред тем, вместе с братией, - Божественную литургию.

Память о великом цельбоносном источнике, что находится во граде Константинополе, запечатлена не только в традиции церковного иконописания, но и в нашем церковном календаре. На окраине Константинополя, недалеко от крепостной стены, был источник, и люди заметили, что те, кто с молитвой притекает к этому нему и почерпает воду, получает исцеление. В V веке император Лев повелел построить над источником монастырь и назвал сию обитель «Живоносным Источником». Несколько позже в честь этого события в главном храме монастыря была сооружена дивная мозаика, которая изображала Царицу Небесную в пояс, с как бы восседающим на Ее утробе Младенцем и с потоками изливающейся воды.

Именно этот образ, который производил неотразимое впечатление на жителей древнего Константинополя, и положил начало писанию особого изображения Божией Матери, именуемого «Живоносным Источником». Из самой иконы следует, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, но из Него изливаются потоки живой воды - той самой воды, о которой Сам Спаситель сказал в беседе с самарянкой у колодца Иакова: «Тот, кто пьет эту воду, не будет жаждать вовек» (Ин. 4:14). И мы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются словеса Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия.

В Евангелии от Иоанна находим такие слова - Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Вы уже очищены через слово» (Ин. 15:3). Еще не было крестной жертвы и не было Воскресения - так почему были произнесены эти слова «уже очищены через слово»? Потому что слово Божие несет в себе огромную силу. Именно поэтому слово, обращенное в мир, в том числе в мир некрещеный, неверующий, способно произвести в сознании и в душах людей такие преобразования, которые открывают перед ними возможность поверить в Бога, принять Его в свое сердце и начать путь к спасению.

Слово Божие само в себе несет великую благодать, ведь это не человеческая мудрость. Никакая человеческая мудрость не способна коренным образом изменить жизнь человека. А если и меняется жизнь людей под влиянием тех или иных философов или политических деятелей, или под влиянием общественного мнения, то все это происходит в течение короткого промежутка времени, а потом исчезает, будто бы и не было. Ну кто сегодня, кроме специалистов, помнит возвышенные слова древних философов и мыслителей? Кто, кроме историков, знает, к чему призывали политические деятели? Все ушло, потому что человеческие слова скоропреходящи, они не вечны, они временны, они только в какой-то момент могут захватить человека, даже поработить его, но они не способны повлиять на ход человеческой истории. На изгибы истории повлиять способны, на безумие человеческое повлиять способны - мы знаем, как злые слова приводили к войнам, революциям, гражданским столкновениям, как люди теряли человеческий облик, убивали братьев своих, соблазненные этими словами; а потом проходило время - и ни энтузиазма, ни желания не то что умирать за эти слова, но даже вспоминать их.

Слово Божие - живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.

В самом деле, верующие люди, обращаясь к людям неверующим, никогда в сердце своем не имеют ненависти. Я не встречался с православными христианами, которые ненавидели бы другого человека только потому, что он не верит в Бога. Сожаление - да, молитва о таком человеке - да, спор по поводу неверия - да, но злобы-то нет. Почему же подымается такая злоба против слова Божия? Почему люди посвящают всю свою жизнь борьбе со словом Божиим - занимаясь этим профессионально, получая зарплату, отдавая этому свою жизнь? Да именно потому, что Божественное слово ранит, разделяет сознание человека и никого не может оставить равнодушным и спокойным.

Именно поэтому Господь сказал: «Я принес меч» (см. Мф. 10:34). Многие в истории неправильно понимали это слово и думали, что надо вооружаться, чтобы защищать Божие слово, и всегда посрамлялись, когда силой человеческой его защищали. Меч означает остроту и силу, способную действительно разделить человека, отделить в нем грех от святости, вооружить его огромной силой, внешним символом которой является меч.

Живоносный источник, живая вода, которую источают Господь Иисус Христос и Посредница Божественного явления в мир Пресвятая Богородица, - сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует в этом слове и присутствует в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя.

Вот почему мы в этот день освящаем святую воду - как знамение того, что слово Божие подтверждается благодатью, как знамение того, что слово Божие постоянно укрепляется и поддерживается в сознании людей силой Божественной. И сегодня наша молитва о том, чтобы современники наши открыли свои умы, сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. И провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый Пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Богоявления совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви.

В пятницу Светлой седмицы Православная Церковь почитает чудотворную икону Божией Матери «Живоносный Источник». В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457–473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527–565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного Источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.

Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни; Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем монастыре.

Радуйся, Источниче радости непрестаемыя!

(Кондак праздника)

В чинопоследовании Светлой седмицы служба иконе Матери Божией «Живоносный Источник» предваряется замечательной уставной заметкой: «Поем настоящее последование господина Никифора Каллиста… Не находим в Типиконе такового последования, но установлено оно ради любви Пресвятой Богородицы» (В четверток вечера). Вышнего освященное Божественное Селение — Богородица — подает радость всем, славящим Её Воскресшего Сына».

Синаксарь праздника содержит не только подробное объяснение причин установления праздника, но и список болезней, от которых исцелялись люди, прибегающие к помощи Богоматери: это онкологические заболевания («каркинския страсти»), проказа, чесотка, разного рода кровотечения, «опухоли женские», многие душевные болезни, туберкулез, болезни глазные. С именами конкретных лиц, получивших чудесное исцеление, названы и их недуги — водянка, оспа, язва, «каменозаятие», «птисная немощь», «водозадержание» и многие другие, «яже не возможно есть исчислити».

Почитание образа Божией Матери «Живоносный Источник» связано с существованием целебного источника, находившегося близ Силиврийских ворот за городской стеной Константинополя. Прославление источника и устройство на этом месте монастыря относится к V веку и началось с чудесного исцеления Богоматерью слепца. Первоначальная иконография «Живоносного Источника» остается до конца неизвестной.

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455-473), — синаксарь называет его человеком добрым и смиренным, — в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос самой Пресвятой Богородицы, Которая назвала его царем и указала ему на источник, находящийся в лесной чаще. Пречистая Дева велела Льву приложить тину «от сея мутныя воды» к глазам слепца. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — во свидетельство о чудесной силе источника — Живоносный, или Живоприемный Источник. Храм существовал до середины XV в.; после падения Константинополя он был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834—1835 гг.

Известно относящееся к Х в. описание чуда обретения источника и исцелений, бывших от него; Никифор Каллист в начале четырнадцатого века собрал все сведения об источнике и дополнил их, в частности, сведениями о том, что чудеса прекратились в годы латинского управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной императором Михаилом VIII Палеологом (1259-1282). При императоре Андронике II Палеологе (1282-1328) чудеса возобновились; сохранилось описание пятнадцати чудесных исцелений.

Никифор Каллист упоминает два чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма; по-видимому, это было «Благовещение у кладезя». Другой образ находился в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена императора Льва VI Мудрого Зоя: «Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)» [Шевченко].

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник», каким он предстает взорам молящихся в наше время, восходит к византийским изображениям типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Видимо, ранние списки иконы Богоматери «Живоносный Источник» не имели изображения источника, позднее в композицию была включены чаша (фиала), а затем — также и водоем, и фонтан.

Три древнейших известных нам иконографических типа Богородицы — Знамение, Одигитрия и Умиление — являются в иконографии основными, ведущими. В их основе «лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения» [Языкова].

Четвертый тип — его можно условно назвать «Акафистным» — собирательный, к нему можно отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. «Иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа — прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений — показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию — особенно часто такие композиции помещали в конху [Языкова].

В иконах этого типа центральная часть — один из основных иконографических типов — снабжается дополнительными элементами. Иконографическая схема «Неопалимой Купины» состоит из изображения Богоматери Знамения или Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии «Спас в силах»). Иконографическая схема иконы «Богоматерь — Живоносный Источник» включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающих на троне. Сам трон имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника [Языкова].

В византийской иконографии XII столетия отдельные элементы и детали буквально воспроизводят образы, почерпнутые из богослужебных текстов и раскрывающие их смысл. Обычно это разного рода ветхозаветные аллегории и гимнографические эпитеты — более всего их мы находим в Акафисте Богородице [Лившиц, Этингоф].

Одно из древнейших сохранившихся изображений «Живоносного Источника», где Богородица (иконографический тип Знамение) изображена с предстоящими праведными Иоакимом и Анной, — фреска церкви Богородицы Одигитрии монастыря Вронтохион в Мистре, — относится к тому времени, когда составлял свое описание Никифор Каллист -1322 г.

На Синайской иконе Благовещения Пресвятой Богородице (конец XII века) есть такой элемент, как река с птицами и рыбами, — это, несомненно, тоже иллюстрация такого эпитета, как «Животворящий Источник» . У Никифора Каллиста есть описание одного, не упоминаемого ранее, мозаичного изображения в крипте, к иконографии которого, очевидно, восходят известные в настоящее время изводы иконы «Живоносный Источник»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале» [Шевченко].

Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего, при императоре Андронике II в. связи с возобновлением чудес [Шевченко, Тэлбот].

По мере усвоения эпитета «Живоносный Источник» Богородице [Кондаков], он становится связанным с этой иконографией, в основе которой — изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют два широко распространенных в Византии типа изображения: это образ Богоматери Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в русской традиции тип «Воплощение — Знамение») и образы Кириотиссы или Никопеи — Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца [Шевченко].

Самые ранние сохранившиеся изображения «Живоносного Источника», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне [Шевченко]. В XIV в. византийским мастером была создана роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде (1363 или после 1380), где композиция была изображена на западной стене, над входом в храм. Впоследствии большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в монастыре св. Павла на Афоне) [Шевченко].

На Руси композиций на тему «Живоносного Источника» древнее XVII в. не известно. [Антонова, Мнева]. В Сийском иконописном подлиннике приводится рисунок с изображением Живоносного Источника с надписью: «Празднуется сей в пяток Светлыя недели празднику Живоносного Источника; а в новых Триодях написан синаксарь, лист 700» [Покровский].

В XVII в. сюжет был весьма популярен у иконописцев Оружейной палаты, которые создали развитую иконографическую схему (иконы конца XVII в.; конца XVII — начала XVIII вв. находятся в Третьяковской галерее). Представляют интерес объяснительные надписи следующего содержания: «Царь Лев хром и умывся от воды»; «Устиниан царь греческий исцелился от воды»; «Царица Елена неплодна роди сына Константина»; «Иоанна Патриарха от глуховения (глухоты) избави»; «Иеромонаха Марка от пухновения избави». А вот объяснение изображения стоящего у водоема царя Льва, который привел к источнику слепца: «Обрете царь Лев слепого и показа ему источник». Композиции многофигурные, с изображением множества жаждущих исцеления людей [Антонова, Мнева].

На многих иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из музея имени преподобного Андрея Рублева в клейме «Богоматерь спасает людей во время разрушения храма» Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9) [Шевченко]. На иконе из Ростовского музея на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в которых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе начала XVIII века из местного ряда иконостаса церкви Михаила Архангела в дворцовом селе Бронничи (ныне город Бронницы Московской обл.; икона в Рублевском музее), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены оба извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения [Шевченко].

Для Руси изображение «Живоносного Источника» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII—XIX вв.). Распространение этого сюжета в иконописи приходится на середину XVII в., после того как в 1654 г., при Патриархе Никоне, в состав русской Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сборнике «Небо Новое» (Львов, 1665) архимандрит Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника Ея» [Шевченко].

Сохранившиеся иконы 2-й половины XVII—XVIII вв. свидетельствуют об одновременном существовании двух изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, возвышающемся из водоема на фоне традиционного для русской иконы пейзажа в виде горок с лещадками (икона из Рублевского музея); Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод (икон конца XVII — начала XVIII вв., ГТГ). Существует вариант этого типа — изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели; по сторонам Богородицы — два ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия, — фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сборнике «Небо Новое», чаще их 16 — по числу описанных, однако чудеса могут идти в разной последовательности, дробиться на несколько клейм, количество которых может достигать 25. Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из Рублевского музея): обретение императором Львом I источника; исцеление слепого водой из источника; построение императором Львом I храма у источника; исцеление императора Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия; обновление храма императором Василием I Македонянином, чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои; воскрешение жителя Фессалоники; Богоматерь спасает людей во время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника; исцеление императора Льва Мудрого, его брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха Иоанна; исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление императора Романа и императрицы; исцеление монахов; спасение от царского гнева патрикия и протоспафария; исцеление варягов [Шевченко]

В росписи церкви пророка Божия Илии в Ярославле на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (последняя четверть XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы — фигуры семи парящих ангелов, два ангела вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам «Всех скорбящих Радость» московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников [Шевченко].

Изображения «Живоносного Источника» получили большое распространение на Балканах. Икона, написанная мастером афонского монастыря Зограф для Петропавловской церкви (Мелник, Болгария), содержит все известные сюжеты; особенностью является резная чаша, в которой располагаются Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос, благословляющий обеими ручками.

Почти так же богата и чаша в клейме «Живоносный Источник» на иконе работы Семена Спиридонова, но, в отличие от болгарской иконы, Богородица здесь не простирает Свои руки, а придерживает ими Младенца Христа, Который также благословляет двумя руками.

Композиция «Живоносного Источника» была столь популярна, что по ее типу изображали и другие иконы Богоматери — такова, например, икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» из греческого триптиха середины XVIII века.

Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX — начале XX вв. отмечали большое количество почитаемых в XVIII—XIX вв. в России образов «Живоносного Источника». В числе почитаемых — икона из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII в., к ней направлял страждущих преподобный Серафим Саровский) и икона из Новодевичьего монастыря в Москве [Шевченко].

Матерь Божия, источающая воду благодатнейшую недугующим многоразлично, в дни Пасхальной радости собирала в храмах множество людей — не только нуждающихся в исцелении, но и тех, кто премудрости не ведал. Как первых, так и вторых и в наше время немало.

Протоиерей Николай Погребняк

Библиография:

Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1-2. Пг., 1914-1915.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.
Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. СПб., 2004.
Масленицын С. И. Писал Семен Спиридонов. М., 1980.
Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1. СПб., 1895.
Шевченко Э.В. «Живоносный Источник». — Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.
Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.
Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.
Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th century. // Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990.
Чудотворные образы в Константинопольском храме «Живоносного Источника» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Сост. Лидов А.М. М., 1996.

Христос Воскресе!

Празднование в честь Живоносного источника Божией Матери происхождением своим обязано источнику в Константинополе. В одном из кварталов современного Стамбула, называемом «Балык», что в переводе с турецкого означает «рыба», находится монастырь, где и по сей день нередко проживает Константинопольский патриарх. Этот монастырь весьма древний, и именно в нем находится источник Божией Матери, называемый Живоносным.

Рядом с монастырем - кладбище. На этом кладбище есть живые - то есть те, кто верил в Живого и Воскресшего Бога и кто ждет Его пришествия в надежде воскресения. На этом кладбище есть мертвые - те, кто, живя посреди живых, посреди тех, кто верил в Воскресшего Бога, не верил в Него и покоится в ожидании всеобщего суда.

Одно из благочестивых преданий рассказывает нам, что когда султан пришел посетить источник, а патриарх говорил ему о животворящей силе, исходящей из вод, - о силе Воскресшего Бога, исцеляющего людей, - правитель отвечал, что подобное невозможно: «Скорее рыбы заведутся в этом источнике!» Через некоторое время знамением Божиим в источнике действительно завелись рыбы. Но султан не увидел того знамения, которое Господь явил верующим.

Повествование о рыбе в христианском контексте всегда символично. Действительно, в душе каждого христианина, в душе каждого, кто верит в Умершего и Воскресшего, должна родиться рыба, имя которой - Христос. Именно рыба являлась одним из главнейших первохристианских символов. Ведь буквы греческого слова «ихфис» (рыба) представляют собой сложение первых букв имени: Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Живоносный источник существует и по сей день, существует в городе, который более не верит во Христа. В монастыре Источника нередко останавливаются и Патриархи Константинополя - нынешнего Стамбула. Православная община в городе весьма мала и насчитывает около тысячи человек.

Один из великих патриархов недавнего прошлого, уже в XX веке, не тот, кто когда-то разговаривал с султаном о воскресении, но патриарх почти современный нам, Афинагор, бывший весьма образованным и духовно мудрым человеком, имел обыкновение всматриваться в животворящий источник и размышлять о судьбах истории. В одной из бесед с богословом Оливье Клеманом патриарх рассуждает о том, почему Господь дарует Свою милость, являет Свои знамения, помогает христианскому городу, но потом как бы отступает. В историю приходит иная вера, а христианства более нет.

Патриарх Афинагор высказывает мысль о том, что Бог может сокрыть от нас Христа, давая свободу нехристианам, чтобы очистить нашу религиозность от суеверий неподлинного. В конце истории Господь придет к тем, кто Его подлинно ждет, а не к тем, кто погрузился в бесплодие повседневного религиозного быта. Получается, что вера, утрачивающая динамику воскресения и становящаяся просто исполнением обрядов, данью неизменному благочестию, обречена.

Сегодня в евангельском чтении мы слышали о пришествии Христа в Иерусалимский Храм. В Храме Иисус находит вокруг Себя благочестивых людей, собирающих деньги на жертвы и пожертвования, имеющих при себе всё, положенное по закону: волов, ослов, овец и голубей. Но Господь разрушает все это и изгоняет торгующих из храма. Дом Отца не должен быть домом торговли (Ин 2:16).

В ответ на недоумение окружающих Иисус говорит о воскресении. Он не произносит слов о «нарушении закона», или поведении «вопреки установившимся правилам». Господь говорит о подлинном храме человеческого тела и о подлинном сердце веры - свидетельстве Воскресения. Так, в пасхальном прочтении дел и слов Иисуса из Назарета, для общины раскрывается истина о том, что вера, ставшая обрамлением повседневности, не отличается от неверия.

По словам Евангелия, окружавшие Господа не восприняли Его слов. Нельзя сказать, что они не поверили - они просто не поняли их смысла. Вскоре у них были отняты и храм, и Пришедший в него. Воскресший явился тем, кто сердцем ожидал Его и сделался способным верить, что подлинная вера и подлинное благочестие - не в соблюдении закона, не в правилах, но в ожидании, в вере, в видении, в осознании и жизни по правде Воскресшего.

Наша вера, наше христианство, наше православие должны быть динамичны. Они призваны нести свет воскресения всем тем, кто вокруг нас. Видящие нас должны видеть, что в нас есть нечто, превосходящее обыденность, - есть динамика нового, есть смысл, не находимый в повседневности.

Чтобы говорить о воскресении, надо прислушаться к тем, кто в воскресение не верит. Чтобы говорить о Боге, надо послушать тех, кто не признает никакого Бога. Фридрих Ницше, человек, который старался не верить ни во что, сказал одну поразительную вещь: «Я смогу поверить только в танцующего Бога». Вглядимся в икону Воскресения Христова. Увидим Спасителя нашего, стоящего над бездной - над бездной небытия, над бездной разрушения, над бездной правил и законов, порабощающих человека. Танцующего под пение пасхального гимна: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Ныне празднова­ние Воскресения Христова соединяет Святая Церковь с праздно­ванием в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Это название обращает нашу мысль прежде всего к Самому Богу, как Источнику жизни, давшему жизнь всему на земле и на небе. «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» , - говорит Господь устами Своего пророка.

Христос, Сын Божий, имея жизнь в Себе Самом, как и Отец, приблизил снова к людям Источник жизни . Это было Слово жиз­ни, полное благодати и истины , давшее людям благодать на бла­годать , из всего существа Своего источавшее благодать, как пото­ки воды живой, излучавшее свет жизни, распространявшее повсюду благоухание ее.

Изливались струи Божественной жизни из уст Христовых, как сказал Он Сам о том, обещая в беседе с самарянкой дать ей воду живую ; изливались те же струи через бесчисленные благодеяния Христовы, оживлявшие души и тела людей, изливались через рож­дение водою и духом , когда сбывалось сказанное Христом: «Как Отец, воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» .

Однако, хотя человек во Христе приблизился лицом к лицу к Са­мому Божеству, Источнику жизни, приближение это у многих лишь внешнее, устами, а не сердцем , из которого источники жизни .

Пока не соединится этот источник жизни в человеке с Источни­ком жизни Божественной, человек остается духовно мертв. Но что­бы соединился человек с Богом сердцем, необходимо изгнать из него мертвящее душу себялюбие, препятствующее вхождению в нее Бо­жественной любви, которая есть жизнь Божественная, «вода жиз­ни». Для умерщвления себялюбия в сердцах людей, которые сами на это были не способны, не пощадил Своей жизни Сам Сын Бо­жий, соединяясь с Которым, как ветви с лозой , люди могут уме­реть в Нем для греховного себялюбия. Нужно было, чтобы «ветхий наш человек» (т. е. наше себялюбие) был распят на кресте вместе с Сыном Божиим, чтобы через смерть Его умертвились в нас страс­ти наши. Но так как Он умер лишь для того, чтобы дать людям жизнь, то гроб Его и сделался истинным «живоносным источни­ком». Об этом поем мы в дни Святой Пасхи: «Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа...», т.е. будем пить питие новое, из­водимое чудесно не из камня бесплодного, но из источающего ис­точник нетления гроба Христова. И этот Источник жизни извел из Себя много других живоносных источников. Первый из них - Пречистая Богоматерь. Она - «Матерь Жизни», родившая Хрис­та - Источника жизни. Она - Живоносный Источник, потому что через молитвенное Ее ходатайство о людях Бог дарует жизнь многим душам погибающим. Помогая Своими молитвами множеству людей погибающих обрести жизнь вечную, Божия Матерь открыла людям, как потоки воды живой, источник Своих чудесных, оживля­ющих душу и тело милостей.

Так живоносным источником Своих благодеяний сделала Она с древних времен посвященный Ей источник близ Константинополя. Постепенно этот источник в роще затянуло тиной и место, где он находился, заросло кустарником. В V веке случилось проходить там воину Льву Маркеллу. Он встретил там слепца, сбившегося с пути и изнемогающего от жажды. Лев отвел слепого под тень деревьев, а сам отправился искать воду. Неожиданно он услышал голос, что вода близ. Когда Лев продолжал искать воду в гуще деревьев, он снова услышал голос, который направил его под сень рощи и пове­лел почерпнуть той воды, напоить слепца, илом же этой воды испол­нить его глаза. Воин внял велению и сделал так, как было сказано.

И совершилось чудо - слепой исцелился и отправился в путь без провожатого. И тогда Лев понял, Кто Сия, с древнего времени обитающая на сем месте.

Став, согласно предречению Божией Матери, византийским ца­рем, Лев очистил и устроил источник, назвал его Живоносным и по­строил при нем храм в честь Божией Матери. Воспоминание об этом событии и празднуем мы сегодня.

Впоследствии царь Юстиниан, по особому откровению во сне и наяву, получил повеление искать исцеление от тяжкой болезни у воды Живоносного источника Божией Матери. Он исцелился там и создал новый храм, который потом снова перестраивался.

Много исцелений совершалось от Живоносного источника. Вы­здоравливали больные раком, чахоткой, водянкой, оспой... Один житель города Солунь, желавший посетить Живоносный источник, на пути умер, а перед смертью завещал спутникам прежде погребе­ния вылить на него три ковша воды из источника. Когда это сде­лали, мертвый ожил и посвятил остальную жизнь Богу. У одного рабочего при строительстве храма у источника тяжелой мраморной плитой была придавлена нога и к удивлению всех оказалась целой, а каменотес, упавший со значительной высоты на каменную лест­ницу, также встал невредимым. При разрушении этого храма мно­жество людей, бывших в нем, безопасно вышли, и тогда лишь храм пал. И еще много чудесных милостей изливала Матерь Божия через Свой Живоносный источник, Сама будучи таким Источником.

Не забудем и мы о «Живоносном Источнике», который всегда близ нас. Да не покрывается память о нем тиной забвения и житей­ских страстей! «От многих моих грехов немощствует тело», - гово­рится в церковной песни. Усиленно тогда прибегайте к Надежде не­надежных, взывая: «Ты ми помози... Приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе» .

Как часто погибает душа наша и близких нам людей от неверия, пороков, страстей, а дерзновения молитвы у нас нет. К кому же при­бегнуть, как не к Той, Которая явила Себя Живоносным Источ­ником?

Впали ли мы или близкие нам в тяжкие недуги, почувствовали опасность приближающейся смерти, - где опять искать помощи, как не у Живоносного Источника? Ведь усиленные моления к Божией Матери нередко помогали и тем, кого врачи земные отказались лечить. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ПРИМЕЧАНИЯ

Иер. 2, 13.

См.: Ин. 5, 26.

Ин. 1, 14.

Ин. 1, 16.

Ин. 4, 10.

См.: Ин. 3, 5.

Ин. 5, 21.

Мф. 15, 8.

Притч. 4, 23.

См.: Ин. 15, 1-9.

Канон Святой Пасхи, глас 1, песнь 3, ирмос.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице. Стихиры по 9-й песни, глас 2.


13 Апреля 2018