Уроки вождения по городу для начинающих. Вождение по городу - основные нюансы, на что следует особенно обращать внимание

07.02.2018 Авто / Мото

Экзамен на права состоит из трех частей: теория, езда на площадке и вождение по городу. Для многих кандидатов в водители именно последний этап кажется наиболее сложным, поскольку новичкам непросто сориентироваться на дороге. Давайте рассмотрим последовательность действий и некоторые секреты, которые помогут стать обладателем заветного удостоверения.

Уделите внимание подготовке к вождению. Оденьтесь максимально удобно, чтобы вещи не стесняли ваши движения. Обувь выберите ту, в которой ездили не раз и хорошо чувствуете педали. По возможности не берите с собой сумочек, зонтов, прочих аксессуаров, которые нельзя поместить в карманах. Иначе мысли о том, как не забыть что-то в чужой машине, могут помешать сконцентрироваться на главном. Сдавайте экзамен одним из первых. В это время вы еще не измучены длительным ожиданием, переживаниями, и что важно — инспектор тоже свеж. Он не будет придираться к мелочам или ворчать из-за усталости. Кроме того, существует мнение, будто экзаменатор имеет конкретный план по количеству сдавших, поэтому к концу дня может не засчитать вполне хороший результат.

Наконец вы оказались на водительском сидении. Испытание начинается как раз сейчас, еще до нажатия на педали. Ведите себя спокойно и уверенно. Произведите действия в таком порядке:
  1. Отрегулируйте кресло.
  2. Настройте зеркала (боковые и заднего вида).
  3. Пристегните ремень.
  4. Включите дневные ходовые огни или ближний свет.
  5. Снимите ручник, если стоите на ровном участке. Когда подозреваете, что машина может покатиться назад, трогайтесь с ручника.
  6. Запустите двигатель.
  7. Включите соответствующий поворот.
  8. При помощи бокового зеркала убедитесь, что не создадите помеху другим авто, и выезжайте на полосу движения.


Занимайте крайний правый ряд и двигайтесь со средней скоростью, не менее 40 км/ч. За отметку на спидометре «30» вас не похвалят. Продемонстрируйте инспектору, как хорошо справляетесь с коробкой передач и сцеплением. Если впереди движется маршрутное транспортное средство и оно собирается остановиться для высадки пассажиров, ни в коем случае не останавливайтесь за ним. Вы должны обогнать автобус, включив при этом левый сигнал поворота.


В целом экзаменационная дистанция составляется таким образом, чтобы проверить самые важные навыки вождения. Наверняка попадутся разворот (поворот), светофоры, пешеходные переходы, трамвайные пути, сложная разметка и обилие дорожных знаков. Все это нужно замечать и своевременно реагировать. Уступайте дорогу другим автомобилям, когда возникает такая необходимость, не превышайте допустимую скорость, будьте внимательны. А если вы нашли в ГИБДД информацию о маршрутах для экзамена, досконально изучите все варианты, чтобы могли преодолеть их без проблем.


При команде «остановитесь» проанализируйте ситуацию: а действительно ли здесь разрешена остановка? Если нет — проезжайте дальше, несмотря на возражения инспектора. Это может быть уловка для очередной проверки знаний ПДД.


Как вы понимаете, провокации экзаменатора возможны в любой момент, а не только при остановке. Вас могут попросить повернуть в неположенном месте, добавить газа при скорости 60 км/ч, обогнать в зоне действия знака «обгон запрещен» и так далее. Вот почему нужно учить именно правила, а не формулировки ответов на билеты.


На протяжении всего экзамена вам могут начислять штрафные баллы. От 1 до 4 таких баллов допустимы для положительного результата, 5 и более — это «незачет». Основные нарушения и их оценки смотрите в прилагаемом документе.

Можно скачать у нас.


По статистике, минимальные навыки вождения человек приобретает в среднем за 32 часа практических занятий. Автошкола же предусматривает всего 20 часов. То есть для уверенной езды и положительного финала испытания вам, скорее всего, понадобятся дополнительные уроки. На них не стоит жалеть ни времени, ни денег, ведь это бесценный опыт, который не раз пригодится в дороге.

Обучение с автоинструктором вождению автомобиля по городу

Помните: прежде чем приступить к обучению с автоинструктором вождению по городу, надо довести до автоматизма умение работать с органами управления автомобиля, главное это контроль, за состоянием дороги и поведением других участников дорожного движения. Если принять внимание человека за 100%, то при выполнении каких либо действий он распределяет степень внимание на каждый окружающий элемент. Чуть подробней Вы управляете автомобилем по городу, Ваш взгляд направлен в сторону движения автомобиля - 100% внимание сосредоточено на дороге, возникает необходимость переключить передачу, включить поворотник, перенести ногу с педали газа на педаль тормоза - Ваше внимание рассеивается на части пропорционально выполняемым функциям. Если данные действия Вы довели до автоматизма при обучении вождению на площадке, то перераспределение внимания будет минимальным и в основном сосредоточено за контролем дорожной ситуации, в противном случае произойдет обратное, внимание, связанное с вождением по городу перераспределится на работу с органами управления машины, а это чревато последствиями. Крайние случаи это когда Вы начнете смотреть на педали, поворотники, рычаг коробки передач - в данном случае надо дополнительно позаниматься с автоинструктором на площадке или осуществлять учебное вождение автомобиля по городу на улицах с низким дорожным трафиком.

Осуществляя вождение с автоинструктором по городу надо помнить:

  1. Не только Вы перемещаетесь во времени пространстве при вождение автомобиля по городу, но и другие водители и пешеходы. Важно приучить себя постоянно сканировать окружающую действительность: не только других водителей, но и типы дорожной разметки, дорожные знаки, сигналы светофоров и указания работников дорожных служб, включая работников ГИБДД, даже поведение пешеходов вне проезжей части.
  2. Приучите себя к мысли, что вождение по городу должно осуществляться только на технически исправной машине, прислушайтесь к словам инструктора и ежедневно перед выездом хотя бы внешне осматривайте свой автомобиль. Неисправный (сворованный дворник) в данный момент не доставляет хлопот, но если вдруг резко начнется дождь или брызги из соседней лужи попадут на лобовое стекло предсказать возможные последствия достаточно сложно.
  3. Научиться предсказывать поведение других участников дорожного движения, конечно, Вы не экстрасенс, но, тем не менее, законов физики никто не отменял. Предположим, Вы подъехали к стоп линии на перекрестке и ждете разрешающего сигнала светофора, вспомните слова автоинструктора - не начинать движение, пока не убедитесь в безопасности своих действий, к тому же самому перекрестку, слева или справа от Вас, на свой разрешающий сигнал светофора разогнавшись едет другой водитель и он не успевает, для него загорается запрещающий сигнал, но он не сможет резко остановиться, и его тормозной путь в любом случае будет больше чем расстояние до Вас, если Вы начнете движение. Другой пример Вы движетесь по крайней правой полосе, а справа от Вас по тротуару бежит ребенок, есть вероятность того, что не заметит границы тротуара и продолжит бежать дальше на проезжую часть, возможно надо остановиться и сделать замечание родителям, в любом случае надо быть готовым к экстренному торможению.
  4. Почему востребована услуга автоинструктора обучение вождению по городу на Вашем автомобиле, просто потому, что все машины имеют свои особенности, и кто как не автоинструктор знающий Вас как водителя, сможет Вам достаточно подробно рассказать нюансы управления данной машины. Разница автомобилей не только в лошадиных силах и типах привода, но и эффективности разгона и торможения, да и в массе других характеристик влияющих на качество управления. Особенно Важно это наличие мертвых зон Вашей машины, то есть того чего Вы не сможете увидеть в боковые зеркала и зеркало заднего вида, с этим надо смириться и не лениться поворачивать голову перед началом перестроения.

Вождению по городу надо учиться постоянно, надо приучать себя к мысли, что не бывает одинаковых маршрутов, надо постоянно анализировать действия других участников движения, при первой возможности надо посетить курсы контраварийного или экстремального управления на своей машине. Не забывайте, что со сменой сезона зима - лето, также меняется поведение автомобиля и к этому надо быть готовым (смена резины с летнюю на зимнюю в данном случае конечно улучшит цепные свойства, но тем не менее тормозной путь будет отличиться от того который был летом).

Сейчас водительские права получить может практически каждый человек в возрасте от 18 лет. Для этого нужно только выбрать автошколу, в течение 3 месяцев исправно посещать занятия и сдать экзамены Обязательны теоретическая подготовка, а также учебная езда (на площадке и непосредственно в городских условиях). Можно получить как право на управления легковыми ТС, так и грузовой техникой. Ужесточенные правила принятия экзамена не всегда дают возможность сдать с первого раза, т. к. пара ошибок уже могут привести человека к слову «пересдача».

Требования к автомобилю, на котором проводится обучение

Необходимое оборудование предоставляется специальными организациями, которые занимаются продажей и обслуживанием такого типа техники. Установка ложится на плечи мастеров автошкол или сотрудников упомянутых фирм. Знак устанавливается каждой автошколой индивидуально.

Что такое путевой лист и зачем он нужен?

Каждый автомобиль, на котором осуществляется учебная езда, должен иметь не только специализированное оборудование, но и путевой лист, в который вносятся отметки о том, кто и когда выезжал на нем, сколько было и сколько осталось топлива, какие задания выполнялись и др. Путевой лист нужен для учета практических занятий и отслеживания количества топлива в баках автомобилей. Заполнение бланка после каждого занятия входит в обязательные требования обучения.

Путевой лист (бланк) в большинстве автошкол (вне зависимости от категории, на которую проводится обучение) выглядит так:



Требования к ученику, предъявляемые ПДД на начале его обучения

  1. Будущий водитель должен иметь справку о допуске его к управлению любым транспортным средством.
  2. Обучающиеся управлению легковым ТС должны достигнуть 16-летнего возраста, но права они смогут получить только при наступлении совершеннолетия.
  3. Желающие обучаться вождению на категории C, D, E и т. д. должны уже иметь водительские права категории B.
  4. Ученик обязан руководствоваться ПДД не только на теоретических занятиях, но и на практике.

Учебная езда: с кем, где и когда?

Учебная езда на дорогах города может проводиться только в присутствии инструктора и в случае, если обучающийся владеет достаточными начальными навыками вождения (без ошибок нажимает педали, переключает передачи, знает, как поворачивать и т. п.). Знание базовых знаний ПДД, как и умение распознать знак, являются обязательными.

Учебное вождение в жилой зоне или на автомагистралях запрещено. Учебные маршруты обязательно согласовываются с органами ГИБДД, по территории обслуживания, которых они проходят.

Перечень дорог (в населенных пунктах и вне их), на которых запрещается учебная езда, утверждается органами местного самоуправления и публикуется в СМИ. Если ученик не имеет первоначальных навыков вождения, то первые практические занятия проводятся в закрытой зоне на специальной площадке, которая закреплена за автошколой и с обязательным наличием дублирующих педалей в автомобиле. Учебная езда в городе возможна только после нескольких занятий на площадке и усвоении кандидатом в водители всех технических правил управления ТС.

Вне зависимости от места практических занятий, на автомобиле обязательно должен быть знак «Учебный автомобиль», в автомобиле камеры и видеорегистратор, а у инструктора путевой лист. Оборудование каждый раз проверяется на исправность.

Как сдается экзамен?

Экзамен после обучения в автошколе сдается в 3 этапа:

  • теоретический;
  • практический на площадке;
  • практический в городе.

На практический экзамен необходим путевой лист и экзаменационный бланк, в который вносятся отметки об ошибках и окончательный результат: сдал или не сдал. Экзамен сдается на автомобиле, имеющем опознавательный знак и регламентированное оборудование. В экзаменационных автомобилях обычно также ставятся дублирующие педали, т. к. даже во время экзамена может возникнуть ситуация, требующая профессионального подхода.

Теоретический экзамен: кандидату в водители выдается бланк, в котором от ставит номера/буквы ответов, которые считает правильными, и лист с вопросами. Допускается не более 2 ошибок. К теоретическому экзамену обычно готовятся в течение всего срока обучения, решая экзаменационные билеты в специальных изданиях.

Практический экзамен на площадке (автодроме): к нему допускаются только те, кто сдал теоретический экзамен. На этом этапе уже будет видно, насколько хорошо будущий водитель владеет органами управления автомобиля, а также осведомлен в остальных принципах вождения. Учебная езда осуществляется по автодрому с выполнением 5 заданий: разворот, параллельная парковка, въезд в бокс, эстакада и змейка. Требования: не больше 5 баллов за ошибки. На этом этапе в экзамен включается видеорегистратор и все находящиеся в авто камеры.

Практический экзамен в городе: вождение в городе является самым сложным этапом для большинства учеников. Экзаменационный бланк на этом этапе имеет большое количество граф с возможными ошибками, сумма баллов за которые не должна превысить 5, хотя один пропущенный или неправильно истолкованный знак уже дает 3 штрафных балла. Обязателен видеорегистратор, который фиксирует все действия водителя как внутри авто, так и на дороге, и камеры. Штрафные баллы также начисляются в момент, когда инструктор применяет дополнительное оборудование (дублирующие педали) либо другим образом вмешивается в процесс управления ТС.

Основной этап прохождения обучения в автошколе – это учебная езда на автомобиле. С зазубриванием правил дорожного движения практически ни у кого не возникает проблем, а вот со сдачей практических навыков вождения транспортного средства многие и зарабатывают свои штрафные баллы. Какие на сегодняшний день используются требования к учебной езде, кто может проводить обучение и какие ограничения при этом применяются?

Учебная езда ПДД

Учебная езда на автомобиле полностью регулируется законодательными нормами, указанными в ПДД РФ (тема 21).

Согласно им, ученику на момент обучения должно исполниться 16 лет. Это относится, в том числе, и к двухколесным транспортным средствам. Сдача экзамена по практическому вождению допускается с 18 лет. Исключение – транспорт подкатегории А1.

Перед учебной ездой обучающийся обязан досконально знать ПДД и пользоваться ими на практике. На первом занятии происходит разучивание приемов старта, остановки транспортного средства, выполнение маневров, поворотов, езда задним ходом. Все это происходит на автодроме без автомобильного трафика.

Только после того, как будущий водитель будет досконально уметь пользоваться транспортным средством, допускается учебная езда по городу.

Учебная езда по городу

В городских условиях обучение практическим навыкам вождения допускается исключительно на специально оборудованном автомобиле со знаком «У» (спереди и сзади или только на крыше) и дублирующими педалями сцепления, тормоза (на автомобилях с АКПП – только с тормозом). Дополнительно для инструктора устанавливается зеркало заднего вида для полного контроля ситуации на дороге.

На мотоцикле езда по городу не допускается . Обучение и сдача экзамена происходит на тренировочной площадке (автодроме) в установленном правилами дорожного движения порядке.

Скорость движения при обучении регулируется действующими нормами ПДД без каких-либо ограничений. На ранних этапах инструкторам рекомендуется не допускать превышение скоростного предела в 40 километров в час, но это не обязательная мера.

Учебная езда выполняется только в светлое время суток в условиях нормальной видимости. При движении автомобиля внутри пассажиров, кроме как инструктора, не может присутствовать. Само транспортное средство обязательно должно быть в исправном техническом состоянии.

Ученик при учебной езде обязан иметь при себе документ, подтверждающий его фактический возраст, тогда как инструктор, по требованию инспектора ГИБДД, должен предоставить документ, дающее право проводить учебный процесс и водительское удостоверение соответствующей категории (подкатегории) .

Где запрещена учебная езда

Маршрут для учебной езды определяется заранее в сотрудничестве с органами ГИБДД и местными властями.

Перечень дорог на которых запрещена учебная езда:

  • в жилой зоне (а также дворовой территории), обозначенных знаком 5.21;
  • на дорогах, отмеченных знаком «дорога для автомобилей», обозначенных знаком 5.3;
  • Многие задают вопрос: «Разрешается ли учебная езда на автомагистрали?». Ответ: «Учебная езда по автомагистрали запрещена, обозначенных знаком 5.1».

На усмотрение ГИБДД и органов власти, может вводиться локальный запрет на использование определенных дорог в черте города.

Учебная езда в темное время суток запрещена на любых дорогах, в том числе и на автодроме. Главная задача ученика – научиться адекватно оценивать дорожную обстановку и принимать соответствующие решения, соблюдая действующие ПДД. Аварийное управление не относится к теме учебной езды.

При учебной езде на автомобиле по городу рекомендуется выбирать дороги с минимальным трафиком и хорошим дорожным покрытием . Допускается использовать транспортное средство как с механической, так и автоматической коробкой передач, в том числе и на экзамене.

Допуск к учебной езде по дорогу не предусмотрен . Итоговое решение принимает инструктор на основании виденья практических навыков вождения ученика. И именно он отвечает за все нарушения, что тот допустит в процессе обучения.

Допустимый срок учебы практики вождения не регулируется . При необходимости будущий водитель может выполнять сколь угодно выездов, если ему это необходимо для усовершенствования своих навыков.

Видео: Учебная езда ПДД