Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник

23.11.2018 Животные

Алгоритмы , в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в порядке их записи, называются линейными .

Пример 1 . двузначного числа с помощью исполнителя Чертежник.

Решение:

Выберем следующий алгоритм построения изображения:

1) создать поле для исполнителя Чертежник размером 6 х5 (6 клето к по горизонтали, 5 клето к по вертикали);

2) сместиться в точку (2, 2 );

3) опустить перо;

4) изобразить цифру 1;

5) поднять перо и смечтиться в точку (4,3);

6 ) опустить перо;

7 ) изобразить цифру 2;

8) поднять перо и перейти в начало координат.

Вначале запишем алгоритм решения задачи на русском языке. Затем для каждой команды этогоалгоритма выберем соответствующую команду исполнителя Чертежник .

Запись алгоритма на русском языке Текст программы

Заголовок программы;

Program PR_1 ;

вызов исп. Чертежник;

uses Drawman;

начало программы;

begin

создание поля размером 6 х5 ;

Field(6 ,5 );

рисуем цифры 1 и 2;

ToPoint(2,2);PenDown;

ToPoint(3,3);

ToPoint(3,1);

PenUp;

ToPoint (4,3);

PenDown;

ToPoint(5,3);

ToPoint(5,2);

ToPoint(4,1);

ToPoint(5,1);

PenUp;

ToPoint (0,0);

закончить программу.

end.

Можешь загрузить! Пример 1

Для выполнения программы выберем команды Программа à Выполнить (F9 или кнопка на панели инструментов). Откроется окно исполнителя Чертежник, где нужно нажать кнопку Пуск или клавишу Enter на клавиатуре.

Команда OnVector(a,b)

OnVector(a,b) – перемещает перо Чертежника на вектор (a,b).

Выполним пример 1, но вместо команды ToPoint(x,y), кторая перемещает перо Чертежника в точку (x,y). будем использовать OnVector(a,b).

Перемещение из точки (1,2) в точку (3,3) с помощью вектора: OnVector(2 ,1 ).

Перемещение из точки (3,3) в точку (1,2)с помощью вектора: OnVector(-2 ,-1 ).

Перемещение из точки (1 ,3) в точку (4 ,3 )с помощью вектора: OnVector(3 ,0 ).

Перемещение из точки (4 ,3 ) в точку (1 ,3) с помощью вектора: OnVector(-3 ,0 ).

Перемещение из точки (3,2 ) в точку (3 ,5 ) с помощью вектора: OnVector(0,3 ).

Перемещение из точки (3,5 ) в точку (3 ,2 ) с помощью вектора: OnVector(0,-3 ).

Пример 2. Написать алгоритм получения изображения двузначного числа с помощью исполнителя Чертежник, используя команду OnVector(a,b).

Решение:

Program PR_2 ;

uses Drawman;

begin

Field(6,5);

OnVector(2,2);

PenDown;

OnVector(1,1);

OnVector(0,-2);

PenUp;

OnVector (1,2);

PenDown;

OnVector(1,0);

OnVector(0,-1);

OnVector(-1,-1);

OnVector(1,0);

PenUp;

OnVector (-5,-1);

end .

Ключевые слова:

  • исполнитель Чертёжник
  • абсолютное смещение
  • относительное смещение
  • вспомогательный алгоритм
  • основной алгоритм
  • цикл n раз

Знакомимся с Чертёжником

Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.

При задании точек этой координатной плоскости, в отличие от того, как это принято в математике, координаты хну разделяются запятой. Например, координаты выделенной на рис. 63 точки будут записаны так: (1, 1).

Рис. 63

Чертёжник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остаётся след - отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остаётся. В начальном положении перо Чертёжника всегда поднято и находится в точке (0, 0).

По команде поднять перо Чертёжник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертёжник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Иначе говоря, каким бы ни было положение пера до команды поднять перо , после этой команды оно будет поднятым.

Точно так же, независимо от первоначального положения, после выполнения команды опустить перо оно оказывается опущенным, т. е. готовым к рисованию.

Рисунки Чертёжник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сдвинуться на вектор .

По команде сместиться в точку (а, b) Чертёжник сдвигается в точку с координатами (а, b). На рисунке 64 показаны результаты выполнения команды сместиться в точку (2, 3) при различных положениях пера до этой команды. Видно, что, независимо от предыдущего положения, перо оказывается в точке (2, 3), но длина и направление отрезка, который при этом чертится, могут быть различны. Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения .

Рис. 64

Назовите координаты точек, в которых находился Чертёжник до выполнения команды сместиться в точку (2, 3) (см. рис. 64).

В каком случае в результате выполнения команды сместиться в точку (2, 3) из некотрого показанного на рис. 64 начального положения не будет прочерчен ни один отрезок?

Пусть перо Чертёжника находится в точке (x, у). По команде сместиться на вектор (а, b) Чертёжник отсчитывает а единиц вправо вдоль горизонтальной оси (оси абсцисс), b единиц вверх вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (х + а; у + b). Таким образом, координаты, указанные в команде, отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положения пера Чертежника. Поэтому команду сместиться на вектор называют командой относительного смещения .

Рис. 65

На рисунке 65 показаны результаты выполнения команды сместиться на вектор (2, 3) при различных положениях пера до этой команды. Из рисунка видно, что положение пера после этой команды зависит от его предыдущего положения, зато в результате получаются отрезки, длина и направление которых одинаковы.

В математике направленные отрезки называются векторами , отсюда и происходит название команды.

Назовите координаты точек, в которых находилось перо Чертёжника до выполнения команды сместиться на вектор (2, 3) и куда оно переместилось после выполнения этой команды.

Как будет выполняться команда сместиться на вектор (а, b) , если:

Тема урока : Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Класс : 7 класс.

УМК: Босова Л. Л. Информатика

Тип урока : открытие нового знания.

Цель урока : изучение способа записи алгоритма для исполнителя при помощи исполнителя Чертежник

Планируемые результаты:

предметные – умения разработки алгоритмов для управления исполнителем;

метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Решаемые учебные задачи:

развить представления учащихся об исполнителях;

дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя;

познакомить с исполнителем Чертёжник (среда, круг решаемых задач, СКИ, режимы работы, отказы).

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

алгоритм;

исполнитель;

формальный исполнитель;

круг решаемых исполнителем задач;

среда исполнителя;

система команд исполнителя;

система отказов исполнителя;

режимы работы исполнителя (непосредственный, программный);

управление;

относительное смещение;

абсолютное смещение.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Управление исполнителем Чертёжник»;

Свободное программное обеспечение: исполнитель Чертёжник в системе КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте. Садитесь. Итак, начнем сегодняшний урок.

Техника безопасности.

Проверяют свою готовность к уроку.

Роспись в журнале по технике безопасности.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

На протяжении нескольких уроков мы изучаем одну тему. Какое понятие на наших уроках упоминается чаще всего?

Что такое алгоритм? Приведите примеры.

Виды алгоритмов.

Давайте посмотрим небольшой фрагмент мультфильма

Как можно прокомментировать действия персонажей?

Кто или что может выполнить алгоритм?

Система команд исполнителя?

Как называют таких исполнителей?

Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково, неформальный может выполнить команду по-разному.

Ученики отвечают на вопрос учителя

(Алгоритм)

Ученики дают определение алгоритма. (Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату).

Ученики высказывают свое мнение. Исполнитель (человек, животное, техническое устройство)

(Формальные исполнители).

Умение выражать мысли (К).

Планирование (Р).

Построение логической цепи (П).

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Постановка цели урока

Вы знаете различные формы записи алгоритма, перечислите их, приведите примеры.

С какой формой записи алгоритма мы еще не работали?

Программы можно записывать только для формальных исполнителей и сегодня мы будем знакомиться с формальным исполнителем Чертежник.

Попробуйте сформулировать тему урока…

Цель урока…

Давайте посмотрим на ключевые слова все ли мы их знаем?

Ученики отвечают на вопрос учителя:

словесный, блок-схема, графический и при помощи программы.

Запись алгоритма при помощи программ.

Тема урока «Управление исполнителем Чертежник».

Учащиеся формулируют цель: научиться записывать алгоритм для управления Чертежником.

Умение выражать мысли (К).

Планирование, целеполагание (Р).

Смыслообразование - (Л)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися способа управления Чертежником

Чтобы управлять исполнителем Чертежник, необходимо знать среду и систему команд.

Описывается среда и система команд исполнителя Чертежник:

Чертежник имеет перо, которое может поднимать, опускать и перемещать;

При перемещении опущенного пера за ним остается след (опустить перо и поднять перо );

По команде сместиться в точку (а, b ) , Чертежник сдвигается в точку с координатами (а,b ), эту команду называют командой абсолютного смещения ;

По команде сместиться на вектор (а, b ) , Чертежник отсчитывает a единиц по горизонтальной оси (оси абсцисс), и b единиц вверх по вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (x +a ; y +b ), эту команду называют командой относительного смещения .

Ученики отвечают на вопрос учителя:

Среда – те условия где «живет» исполнитель.

Система команд – это совокупность всех команд, которые могут быть выполнены исполнителем.

Рефлексия способов и условий действия (П)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

Давайте мы с вами выступим в роли формального исполнителя Чертежник.

Выполним программы.

Программа - это алгоритм, записанный на языке понятном исполнителю.

Выполним задание (Квадрат)

Выполним задание (Домик)

Фиксируют в тетрадь результат выполнения алгоритма.

Учащиеся проверяют и корректируют свою работу

применение нового материала при решении задач (Л)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Физкультминутка

Мы много работали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д.

Например: встаньте; посмотрите вверх; посмотрите на соседа по парте; поднимите руки вверх; опустите руки вниз; возьмите в руки учебник и тетрадь (в раскрытом виде). Идите на свое рабочее место и выполняйте практическую работу.

Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз.

умение слушать и слышать (К)

саморегуляция (Р)

V . Практическое применение новых знаний

Цель этапа: применение нового знания на практике; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

Переходим к управлению Чертежником, составим программы для вычерчивания фигур. Работа в среде исполнителя Чертежник.

В программе Кумир несколько исполнителей, нужно показать с каким мы собираемся работать (использовать Чертежник).

Необходимые служебные слова уже есть (АЛГ, НАЧ, КОН). Между НАЧ и КОН пишутся все команды исполнителя. Чертежник может исполнять только правильно написанные команды, иначе он их не поймет (это синтаксические ошибки). Алгоритм может содержать логические ошибки, в результате выполнения алгоритма не будет достигаться требуемый результат или выполнение некоторых приведет к отказу.

Составьте программу для Чертежника рисования кораблика с парусом

Учащиеся слушают, при необходимости задают вопросы, обсуждаем их.

умение слушать и слышать (К)

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

VI .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Какую тему мы изучили на уроке?

Что вы научились делать?

Какие трудности вы испытывали при написании программы для исполнителя Чертежник?

Где можно применить новые знания?

Если вы выполнили оба задания правильно и написали одну программ для Чертежника, поставьте себе 5. Домашнее задание

достаньте свои дневники и запишите домашнее задание: Конспект урока.

Дополнительное задание: придумать свои рисунки и написать для них программы для исполнителя Чертежник.

Учащиеся дают ответы на вопросы

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Анализируют работу на уроке через самооценку

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулир. и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)