Об обиде. Как поступать с человеком, который оскорбляет меня и мою веру

07.09.2019 Документы

Атеисту. Стяжать Дух, что это? Можно ли оскорбить БОГА?

= "Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божиего" Ну, стяжание оно движение модное во все времена было. Вот уже и до Духа Божьего добрались и стяжать его хотят. "вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!"А что это за грех? По моим убеждениям смертному невозможно оскорбить Бога. Как-то это совсем написано без признаков разумения очевидного. = (Н.К.)

1. Ув. Н.К., видимо, вам известно только одно значение слова «стяжать». В таких случаях очень полезно чаще заглядывать в словари, чтобы расширить свои познания и не делать опрометчивых и нелепых выводов. «Стяжать» - старинное слово, а не =модное течение= и не =вот уже добрались=, как Вы тут невпопад заявляете.

Слово Стяжать в словаре Даля
стяжавати церк., снискивать, приобретать, добывать (стягать). Аще стяжеша друга, во искушении стяжа его. (Сир.) Сей убо стяжа село от мзды неправедные, (Деян). Стяжать славу, любовь, дружбу. Стяжать венец первенства. | Блюсти, хранить, содержать. Стяжанье ср. об. дейст, по глаг. | Именье, имущество, богатство, собственность, скарб, все приобретенное и добытое. Неправедное стяжанье - огонь. Всякое стяжанье - благо, приказн. Церковное стяжанье (Святого Духа) - Божье. Воровское стяжанье впрок не пойдет. Стяжатель, -ница, стяжавший что-либо; приобретатель, наживатель, добыватель: | собиратель, копитель и | обладатель. -тельный человек, добычливый и бережливый, скопляющий состоянье; | корыстный, жадный, падкий на стяжанье.

Слово Стяжать в словаре Ожегова
СТЯЖАТЬ, -аю, -аешь; сов., что (высок.). Приобрести, достигнуть чего-н. С. себе любовь окружающих. С. славу.

Слово Стяжать в словаре Д.Н. Ушакова
СТЯЖА;ТЬ, стяжаю, стяжаешь, совер. и несовер., что ( книж. ритор.). Приобрести (приобретать), снискать (снискивать). «Стяжать венок от вас не мечу.» Тютчев. «Стократ блажен, когда я мог стяжать стихом хотя одну слезу участья.» Фет. Стяжать славу. Стяжать любовь. «Не даром он стяжал известность.» Вяземский.

Слово Стяжать в словаре Синонимов
доставать, получать; заслуживать, завоевывать, приобретать, заслужить, завоевать, приобрести, снискать, раздобыть, снискивать, обретать

Таким образом, слово "стяжать Духа", в соответствие со всеми словарями не несёт тот негативный смысл, какой Вы, ув. Н.К., безуспешно пытаетесь ему приписать.
Напротив, стяжание (обретение) благодати Святого Духа - важнейшая цель, которую поставил перед людьми БОГ, для достижения ими Святости и оБОжения.

И ещё об употреблении слова "стяжать" в Библии:

«Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал(!) издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился.» (Пс.73, 1-2)

Обратите внимание: "...Ты (БОГ) стяжал...". Однозначно, употребление слова "стяжал" в Православиии не может иметь негативного значения.

Если бы атеисты читали Священное Писание в толковании Святых Отцов, то не было бы у них трудностей в понимании и, якобы, «неразумностей» и в Библии, и в святоотеческой литературе, и в словах Серафима Саровского (в пересказе Мотовилова), которые приводит Н.К.:
«Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего», т.е. в обретении и преумножении благодати Святого Духа, и в возрастании в Святости и оБОжении.
О Святом Духе можно узнать много интересного в Богословии и у Святых Отцов.

Библия иноприродна и не понятна атеисту, а потому ему везде мерещатся противоречия. Воинствующий атеист в своём безумии по бесовскому внушению мнит, что он-то гораздо «умнее» Святых Пророков, Апостолов по Слову Святого Духа написавших Священное Писание. А потому непонятное в Библии (то есть всё) безбожник объявляет «неразумным», не осознавая, что «без признаков разумения» пребывает именно он, бесноватый атеист. Также и труды Святых Отцов он не понимает и не принимает, а они взаимосвязаны с Библией.

2. Оскорбить БОГА – Абсолютный Беспредельный РАЗУМ, Вечный и Бесконечный, трансцендентный человеку, невозможно в том смысле, что всё человеческое безумие и злость возвращается на голову несчастного и глупого «оскорбителя», никак не достигая ТВОРЦА. ОН не доступен злу.

*Не плюйте в Небо, до него не долетит, но все плевки на голову плюющего падут!
Над глупостью его глумливо бесы ржут, кощунства грех как труп в душе его смердит,
и он, оплеванный, ничтожный, жалкий, падет как рухлядь на бесовской свалке.*

Из Священного Писания:

«Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его(БОГА)». (Ис 3:8)
Обличает пророк "язык и дела иудеев", которые полны беззакония и поклонения идолам, что они "против Господа, оскорбительны для очей славы Его(БОГА)».

«Господь Бог Дух Святой касается нашей совести и скажет нам священно-тайно: вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!»
Итак, БОГ не доступен злу и никакому оскорблению. Но ответственности с человека за совершенное зло (кощунство, идолопоклонство и любой другой грех) это не снимает.

Если же между БОГОМ и человеком существуют отношения как между ОТЦОМ и сыном, то сын свой грех ощущает как оскорбление ОТЦА, и любя ЕГО, всячески старается этого не допускать.

Ув. атеисты! Для вашего же блага, либо читайте Библию в толковании Святых Отцов, либо вообще не читайте, не мучайтесь напрасно. Ибо буква убивает, а Дух животворит (2 Кор 3,6). Но Его вы не имеете, не обрели (не стяжали))). Можно начинать с простейших «детских» книжек о вере, а потом обратиться к Новому Завету в толковании богословов и Святых Отцов, к святоотеческой литературе, лишь потом к книгам Ветхого Завета. Но знать или хотя бы познакомиться необходимо и с тем, и с другим. И это можно сделать на сайтах: Азбука веры, К Истине, Православие.ру и др. И тогда вы осознанно и со знанием дела сможете сделать выбор между атеизмом и верой или, по крайней мере, вести полемику, не допуская досадных ляпов и извращений смысла.
Успехов и Божией помощи!

Мудрого человека невозможно оскорбить, потому что на

правду обижаться нельзя, а неправда не стоит внимания.

Роберт Хайнлайн. Гражданин Галактики

Оскорбление (Оскорбительность) как качество личности – склонность причинять душевную боль, моральный ущерб, тяжело обижать, умышленно, в неприличной форме унижать честь и достоинство личности.

Один человек стал публично оскорблять мудреца: – Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор! В ответ на это мудрец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый юноша в шелковых шароварах спросил мудреца: – Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? Мудрец опять улыбнулся. И сказал: – Идем со мной. Юноша проследовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его юноше и сказал: – Примерь, это тебе под стать. Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился: – Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. – Вот видишь, – сказал мудрец, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. Не стоит обижаться на оскорбления – это тоже самое, что примерять лохмотья, которые нам швыряют.

Марк Аврелий писал: «Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе». На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами».

Оскорбление – лай возбужденного эго. Это речевая агрессия своей порочности, перенесенная на других. Можно оскорбить и поведением, но, как правило, пытаются «убить» словом. Алгоритм оскорбления достаточно прост. Кто-то обидел меня, появляется злость и желание вернуть обиду, нанеся обидчику моральный ущерб и причинив душевную боль, желательно попав в уязвимое место. Когда невозможно оскорбить обидчика, зачастую происходит замена объекта оскорбления. Зло срывается на первом встречном.

Диоген Лаэртский рассказывал о философе, который три года обучался бесстрастию, платя монету каждому оскорбившему его человеку. Когда его ученичество кончилось, философ перестал раздавать деньги, но навыки остались: однажды его оскорбил какой-то невежа, и он, вместо того чтобы наброситься на него с кулаками, захохотал: «Надо же, – сказал он, – сегодня я бесплатно получил то, за что платил целых три года!»

Оскорбление – обмазывание другого грязноватой краской своего разболтанного, бесконтрольного ума. Это чувство крайней обиды. Оскорбление может быть намеренным или случайным (от недопонимания или несчастного случая). Качеством личности оно становится, когда человек в межличностном общении постоянно прибегает к оскорблению как средству оптимально решить, по его мнению, все возникшие в общении проблемы. Послал куда подальше и словно поставил точку. Всё, аргументы закончились. Теперь, если соперник не ретировался, можно драться молча.

Самое страшное оскорбление – это когда человек оскорбляет святого человека. Ответственность за это непотребство – огромная. Многие думают, что страшнее всего оскорбления Бога. Богу до лампочки оскорбительные фразы в его адрес. Он любит даже тех, кто его ненавидит. Когда человек отрицательно думает о Боге, он всё-таки о Нём думает. Значит, очищается. Бог говорит: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается». Бог не нуждается в защите земного правосудия. Любит человек или ненавидит Бога – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.

Совершенно другой коленкор появляется, когда человек плохо думает и говорит о святых. Сам Бог во многих местах Бхагавад — гиты говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого. Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».

Законы мироздания тяжело наказывают за оскорбление родителей. Практически такое оскорбление приравнивается к оскорблению святых. Когда наносится оскорбление отцу, можешь забыть о высоком положении в обществе. Если твой отец падший из падших и ты оскорбил его, жди трудностей в карьерном росте. Вдобавок оскорбивший сын или дочь рискуют заболеть трудноизлечимыми недугами, у них будет плохое пищеварение и слабый иммунитет.

Если ты оскорбляешь мать, значит, лишаешься покоя, жизненных сил и спокойного сна. Оскорбляя мать, мужчина не сможет выбрать хорошую жену, так же, как, оскорбляя отца, женщина не сможет найти хорошего мужа. Знание, что мать тобою оскорблена, лишает умиротворения и привносит в жизнь постоянное беспокойство. Человек, оскорбивший родителей, практически ставит себя в безнадежную жизненную ситуацию.

Сильное наказание следует человеку за оскорбление своего учителя, своих бабушек и дедушек, а также людей, которые намного старше него. Оскорбления можно нивелировать, прося прощение. Даже если старшие, по вашему мнению, виноваты, всё равно нужно просить у них прощения – пусть не вслух, а в уме. Святого человека нужно просить о прощении вслух.

Когда человек оскорбляет равных себе, нужно просить прощения в уме и при встрече с ними вести себя приветливо, так, как будто ничего не произошло. Иными словами, оскорбление равных людей считается непотребством, но наказание за него не такое сильное, как за оскорбление святых, родителей и старших.

Для разрядки от этой информации прочитайте несколько оскорблений от поэта Владимира Вишневского:

— Лишь встречу Вас — растёт самооценка…
— Да, черноват порой у Бога юмор…
— Любовь конечно зла, но не настолько.
— За Вашу красоту! Но чокаться не будем.
— Когда б не вы — себя б считал уродом.
— Бьюсь об заклад, что вас зачали на спор!
— Сударыня, где взять мне столько водки?!
— Да, красотою мир вы не спасёте…
— Разделись вы, а мне почти не страшно!
— А с полом бы пора определиться…
— Бабайку вами в детстве не пугали?
— На вас природа славно отдохнула!
— Я б вас послал, да вижу — вы оттуда.
— Я с вами стал сторонником абортов.
-Эх, зря перевели сперматозоид…

Вы как укор порвавшимся кондомам!
-Сказал бы вам…, но очень жалко бисер!
-Вас зеркало, признайтесь, не пугает?
-На Вас собакам страшно помочиться
-Вам в ухо посвети — глаза зажгутся.
-В вас умер гений. Даже сгнить успел…

Петр Ковалев 2014 год

Количество записей: 83

Здравствуйте, батюшка! У меня есть привычка, закоренелая и дурная - иронизировать над собой, насмехаться, что ли. Например, нагрубили мне в магазине, я оттуда выйду, вся озлобленная, и мысль в голове появляется: "Ой, ну надо же, разобиделась! Великая персона! И пальцем-то ее не тронь. А маме-то утром как грубила?", и в таком духе. Мне кажется, это неправильное что-то, ведь совершенный грех должен привести меня к покаянию, к тому, чтобы я у Бога попросила прощения и сил исправляться, а этими мыслями с иронией я скорее только ненависть к себе навожу, и потом мучаюсь от этого.

Елена

Пожалуй, соглашусь с Вами, Елена: такое иронизирование мало общего имеет со смирением и самоукорением, лучше уж в содеянных грехах каяться и просить прощения. Кстати, почитайте об этом у о.Иоанна Кронштадского: в его дневниках есть замечательные моменты, когда ему приходилось согрешать и он молил Бога о прощении. Вот замечательный образец для подражания!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Я человек верующий, мне 19 лет. В церковь хожу очень редко, что врать, был там в прошлом году один раз, и то не на службе, а просто поставил свечки к иконам, помолился, попросил прощения. Я знаю, что грех верить в Бога и не ходить в церковь, но пока меня туда не тянет. Я думаю походить туда, как только этого пожелает сильно душа. Но молюсь Богу я часто, благодарю его, прошу прощения. В последние 2 года в моей голове возникают плохие мысли, оскорбляющие Бога, Богородицу. Я очень сильно боюсь их, так как думаю, что это самый страшный мой грех, поэтому хочу избавиться от них. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь молитвы, которые целенаправленно помогут справиться с этим недугом? Спасибо.

Здравствуйте. Для этого есть Таинство Покаяния, но чтобы получить пользу от него, придется ходить в церковь, молиться, поститься и каяться. Других средств никогда не было и не будет. Невозможно быть христианином, если хотя бы на часок в неделю не вырвать себя из круговерти и суеты мира и не погрузиться в атмосферу храма, где все предназначено для создания условий искренней и внимательной молитвы, где преподается здравое учение и благодатные Таинства.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Как избавиться от хульных помыслов? Что конкретно надо делать? Даже терпеть еле получается, они всё лезут в голову. Во время молитвы тоже возникает желание и помысел похулить. Спасибо.

Андрей

Андрей, избавиться от хульных помыслов поможет покаяние, исповедь, вот с этого и начните. А затем старайтесь, пожалуйста, занимать свой ум молитвой или чтением, чтобы он по возможности никогда не оставался пустым. Вообще хульные помыслы происходят от гордыни и грехов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Я очень часто думаю о болезнях (тем более, от которых умирают). Хочу спросить, как уберечь себя от этих мыслей, и почему, как только себя успокаиваю, опять те же мысли одолевают. Потом вроде сплюну, забуду, но ненадолго. Как быть? Что делать? Как думать о хорошем? Спасибо большое.

Валентина

Валентина, а что это значит Ваше «сплюну»? Вы не через левое плечо плюете, я надеюсь? А то это как-то совсем не по-христиански. Мысли, о которых Вы пишете, скорее всего, продиктованы просто Вашей природной мнительностью. Постарайтесь больше Богу доверяться, ведь какой смысл себя терзать и о всяких страхах думать? От этого что-то разве произошло в Вашей жизни? Или от чего-то Вы благодаря своим мыслям избавились? Нет. Заботишься – не заботишься, а над всем промысел Божий, как Господь благословит, так и будем жить. Вот поэтому и надо успокоиться и беречь свой внутренний мир. А чтобы ум не занимался пустыми размышлениями, займите его лучше молитвой.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Как бороться с унынием? Какие читать молитвы и как их нужно читать, чтобы Бог молитвы услышал? На душе очень плохо, плохие мысли в голову лезут, и со здоровьем не все хорошо, себя и семью жалко, от этого, наверное, и уныние. Очень хочется, чтобы моя семья была православной и верующей. У мамы с папой, у братьев и у меня были бы ангелы хранители, можно было ставить свечи за здоровье, молиться святым за нас и за умерших. И тогда Господь точно бы мои молитвы услышал. А что делать нам и тем, которые живут без Бога? Такое охватывает отчаяние за будущее, и что будет с нами после смерти? Пишу Вам, потому что не знаю, к кому обратиться с такими вопросами.

Марина

Марина, надо искать корни уныния, его причины. Здесь Вам нужно посоветоваться со священником, это поможет. Возможно, даже не одна беседа, а несколько понадобится, чтобы разобраться в себе и понять истинные причины. Но вообще, какие бы эти причины ни были, их все можно назвать одним словом – грех, просто это его те или иные разновидности. Поэтому очень действенным средством от уныния является покаяние и исповедь.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, почему так бывает, что соберешься спросить у священника о чем-то, вроде: "можно ли то-то и то-то в пост" или подобное, а ответ сам вдруг в голову приходит. Такой четкий и ясный ответ. И думаешь на себя: "Что же я за лукавый человек!? Выходит, знала ответ, а собралась спрашивать!"

Елена

Елена, вполне возможно, что ответ, который в голову приходит, как раз и есть ответ лукавый. Вы все-таки спрашивайте батюшку, это очень хорошо, в этом и смирение проявляется. Смиренных Господь любит, и лукавый над ними бессилен.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Я не понимаю, как можно совмещать жизнь в мире и любовь к Богу. К мирскому особенно не тянет (в смысле развлечений и т. п.), но и к духовному тоже в последнее время нет стремления. Молюсь кое-как, пост вызывает ужас, в голове кошмарные мысли роятся, общаться с людьми не хочу. Мама сказала, что я стала унылая, нудная и противная. У меня есть жених, но и с ним общаюсь через силу. Я просто не знаю, как можно жить духовной жизнью и, например, испытывать (разрешать себе испытывать) влюбленность к человеку, радость от своей работы, от общения в семье. Все у меня внутри смешалось: и не мирская я, и не христианка. Мы ведь свет должны людям нести, а тут задыхаешься от своей скотоподобности и уныния.

Вера

Здравствуйте, Вера. Внимательно читайте и следуйте Евангелию. Послушайте или прочитайте беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. Любовь к Богу осуществляется только тогда, когда есть решимость и понуждение к жизни по Заповедям Евангельским. Эту закономерность указал Сам Господь сказав: «Если любите Меня, исполните заповеди Мои». А эти заповеди не требуют от нас перемены своей природы, нам это не под силу, мы не можем вдруг взять и полюбить обижающих, и оскорбляющих и, даже просто неприятных. Заповеди призывают нас отнестись к каждому так же, как к самому себе. Этим осуществляется любовь христианская. Благодушным, ровным, нелицемерным отношением к каждому. Этим осуществляется любовь к Богу. А самоедством ничего не создается, только разрушается. Причем, корень самоедства - в гордыне. В отличие о покаяние, которое коренится в смирении. Покаяние рождает молитву, молитва призывает Бога, а Бог дает утешение. Самоедство рождает уныние, а уныние производит отчаяние. Внешне, кажется, похожие явления, но какой разный конец! Вот Вам стези законного духовного подвига: заповеди, смирение, покаяние, молитва, и только потом любовь. Можно быть истинным христианином и в миру, и в тюрьме, и в рабстве, и в армии, да где угодно. Но, Вы правы, совместить мир как совокупность страстей и христианство, невозможно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Помогите разобраться в моей проблеме, пожалуйста! У меня заболела мама. Я очень переживаю за неё, молюсь. Мы с мужем заехали к знакомому священнику, и он посоветовал маме исповедаться, причаститься и дать обет - если выздоровеет, обвенчается с папой. Не знаю, зачем, но по дороге домой я мысленно пообещала, что если мама выздоровеет, то мы с мужем тоже обвенчаемся в течение года. Я не должна была этого говорить, не посоветовавшись с мужем. И к венчанию отношусь очень серьезно. Хочу, чтобы мы когда-то приняли это решение вместе с мужем. Не знаю, что теперь мне делать. Очень боюсь, что Господь накажет маму через меня, если не выполню обещание. Помогите, пожалуйста, как поступить. Мучаюсь ужасно.

Татьяна

Дорогая Татьяна, не беспокойтесь, ни на маме, ни на ком другом Ваше обещание не отразится негативно. Господь же все знает, и Вашу ситуацию тоже, и то, что под впечатлением от разговора Вы, не подумав, пообещали, и даже об этом Вашем будущем беспокойстве Он уже тогда знал, и то, что Вы без мужа это не решите. Но Господу не нужно формальное соблюдение такого Вашего обещания. Вы, помня, что не все от нас зависит, можете скорректировать свое решение так: "Я попала в ситуацию, которая подтолкнула меня к мысли о венчании. Сделаю все, от меня зависящее, и, если будет на то воля Божия и согласие мужа, мы повенчаемся и меня не будет тяготить нерешенное дело. Я не могу "купить" каким-то внешним действием милость для мамы и для себя, но об этом я могу просто просить. Вот и буду просить у Бога милости". И да сотворит Господь по Вашей молитве!

иерей Сергий Осипов

Батюшка, здравствуйте! Прошу Вас помочь мне разобраться в себе! В последнее время стала часто думать о болезнях, в частности, ВИЧ инфекции, стала часто читать про нее, как не заразиться и т. д. В связи с тем, что я беременна, у меня так называемые "беременные гормоны", и переживаю по поводу и без. У меня дочка растет, ей 5 лет, и я всегда за нее переживаю, у нее аллергия, и на протяжении 5 лет мы только и делаем, что проверяем ее здоровье. Тут недавно ушки прокололи, и начиталась "страшилок" по поводу того, что при этой процедуре можно подхватить ВИЧ и т. д. Я взяла направление в поликлинике на эти анализы, но сдавать не пошли, посчитали, что это мои необоснованные опасения, что накрутила себе это. Я это сама понимаю, понимаю, что этим "гневлю" Господа, возможно, и конечно, каюсь в своих мыслях, что все будет хорошо на самом деле и беспокоиться не стоит. И я эти направления смыла в унитаз, и сказала себе, что я верю в Бога, верю, что все будет хорошо, и как бы смыла свои мыли в унитаз, и больше не хочу к этому возвращаться, не хочу возвращаться к этим мыслям а думать только о том, что моя дочка будет здорова! Меня, собственно, что волнует - конечно же, в суеверия я не верю, и во всякие там магические и гороскопные вещи тоже - отвергаю и не верю, я отреклась от всяких колдунов и каялась в этом на исповеди, но то, что я смыла это все в унитаз с мыслями, что все будет хорошо и не хочу думать больше об этом, не считается ли это каким-то магическим действием? Спасибо за понимание!

Ксения

Ксения, то, что Вы пишите о себе – не столько суеверия, сколько состояние тревожности. Вам необходима регулярная исповедь этих помыслов. Возможно, что стоит обратиться за помощью к хорошему психотерапевту. Навязчивые помыслы, навязчивые действия могут развиваться и приведут к болезни. Молитесь, исповедуйтесь и положитесь на Бога!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что делать, если мне в голову постоянно приходят плохие мысли в виде пожелания кому-то зла, хотя в душе я никому зла не желаю!?

Анастасия

Надо бежать на исповедь, Анастасия, и открывать свои помыслы священнику. Это очень поможет.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как мне исповедать свой грех? Я замужем, но меня любит другой мужчина, и я тоже испытываю к нему какие-то чувства, но всячески стараюсь выкинуть их из головы. Мы живем в разных странах, и общаемся только в соцсетях. Сейчас общение практически сведено к нулю. Но когда он мне пишет, то постоянно говорит о своей любви ко мне и о том, что действительно серьезно ко мне относится. Физической измены не было, но в письмах, мыслях и мечтаниях я себя не хранила, поддавалась (и сейчас поддаюсь) этим мыслям. Мне очень стыдно перед собой, перед мужем и перед этим мужчиной, т. к. получается, и он грешит тоже. Подскажите, пожалуйста, как мне исповедать этот грех? Стоит ли рассказывать всю историю священнику подробно, или достаточно просто от души покаяться в прелюбодейных помыслах и не хранении себя от блудных, прелюбодейных мечтаний? Спаси вас Господь!

Елена

Елена, конечно, надо прекратить эти отношения в Сети. Покаяться достаточно в помыслах, а не в описании своих переживаний. Это ничего существенного не добавит к исповеди. А вот подумать, что у Вас происходит в семье, что послужило толчком для связи в Сети, точно надо. Видимо, семейная жизнь нуждается в «перезагрузке» отношений. Такое впечатление, что Вы перестали с мужем разговаривать, исчезло общение. Это начало серьезного кризиса.

протоиерей Максим Хижий

Пишет Вам р. Б. Мария. У меня вот какое недоумение: в книгах о духовной жизни и пособиях по подготовке к исповеди часто пишут, что помыслы исповедовать не надо, если человек их не принимает, борется с ними, противопоставляя им помыслы "правильные" и спасительные, ну, или просто не обращает на них внимания, ибо в таком случае они не являются грехом, а лишь вражьим наваждением. А вот недавно в одном из последних ответов на Вашем сайте обнаружила другой совет: исповедовать эти помыслы, даже если человек их не хочет и думать о них не желает. Так как же всё-таки правильно? Разве мысленная брань - это грех? И потом, тогда придётся исповедовать решительно всё, любую шальную мысль, невзначай мелькнувшую в голове. Мне кажется, такое мне просто не по силам... И ещё: как всё-таки правильно исповедовать помыслы? Кратко или подробно? Достаточно ли сказать, например, что "согрешила плохими мыслями" или же лучше конкретизировать: "помыслами жестокости, уныния и др."? Очень прошу Вас разрешить мои недоумения!

Мария

Мария, Вы абсолютно правы в том, что не надо исповедовать помыслы, которое не принимаешь, с которыми не происходит так называемого сосложения. Но надо кроме этого еще учитывать тот факт, что исповедь сама по себе является таким лекарством для души, которое может намного ослабить мысленную брань, а возможно и совсем исцелить от нее. Поэтому в том ответе, на который Вы ссылаетесь, и было рекомендовано озвучить на исповеди сам факт мысленной брани, сам факт наличия помыслов, хотя и не вызывающих сосложения с ними, но, тем не менее, отягощающими душу. Что же касается правильного исповедания помыслов, то надо отчасти открывать их суть на исповеди – общими словами тут себе не поможешь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я стараюсь утром и вечером усердно молиться, но часто после молитвы не чувствую благодати, или во время молитвы меня посещают неразумные мысли. Подскажите, пожалуйста, как мне быть, молиться и не обращать внимания на свой недуг?

Юлия

Совершенно верно, Юлия, молиться и ни на что не обращать внимания, даже на свои мысли. А чувство благодати придет, только несколько позже: когда душа хорошенько очистится от грехов и молитва станет в радость.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Если периодически, в том числе и во время молитвы, приходят отрицательные и мерзкие мысли, о которых не думаю и думать не хочу, обязательно ли исповедоваться в этом?

Анатолий

Да, Анатолий, исповедоваться в этом надо по той простой причине, что после исповеди эти мысли ослабнут или совсем оставят Вас. То, что Вы описываете, называется в духовной литературе мысленной или невидимой бранью и исцеляется, прежде всего, постоянной исповедью.

игумен Никон (Головко)

Говорят, что отдать свою жизнь за другого человека - это не самоубийство, а совсем наоборот. Со стыдом перед Богом, но все же надоело жить, прекрасно понимаю, что самоубийство (особенно для православного) - это страшнее не найти. Понятно, что или здесь, или в ад. Может, мне лечь в больницу и отдать другому человеку какой-нибудь орган, спасти от смерти тем самым? А мне простится тогда моя выходка с противлением Воли Божией. Я много перебрал в мыслях способов суицида и их реализации, а тут такое пришло в голову... Чем не самопожертвование? Не больно и не страшно и, может быть, не так грешно?

Сергей

Глупые, Сергей, мысли! Жертва не будет принята, если Вы свою жизнь не цените! Дело не в «технике», а во внутреннем состоянии, в депрессии, разочаровании, нежелании жить. Тут без греха не обошлось? Вам нужна серьезная исповедь, и, думаю, помощь психотерапевта. Помоги Вам Бог преодолеть разлад с собой и жизнью. Думаю, если есть жертвенность, то еще не все у Вас потеряно. Обычные самоубийцы – конченные эгоисты. Вы – не такой. Живите, служите близким. Храни Христос!

протоиерей Максим Хижий

Можно ли мечтать? Представлять то, что хочется? Если нет, то как себя подвигнуть на что-то? Не возникнет ли апатия, уныние, отчаяние?

Марина

Здравствуйте, Марина. Не путайте врожденную способность к воображению со страстью мечтательности. Без воображения невозможно никакое творчество. Прежде, чем что-то воплотить в жизнь, надо во всех деталях это продумать. Мечтательность - это представление себе того, чего никогда не будет, эфемерная жизнь, в которой мечтатель играет главную роль, представляя себя обладающим теми достоинствами и возможностями, которых не имеет в действительности. Живите не в мечтах, а в реальности, и Вам никогда это не наскучит.

иерей Александр Белослюдов

Елена

Здравствуйте, Елена. Важно соблюдать постепенность и постоянство. Как в спорте. Нельзя сразу стокилограммовую штангу поднимать, надо постепенно, изо дня в день увеличивать нагрузку, так, глядишь, через пару лет и штангу поднял. Так и в духовной жизни. Не думайте, что можно, употребив какое-то средство или прием из книжки, в одночасье увидеть всего себя. От нас требуется посильное понуждение себя к жизни по заповедям Христовым. Для того, чтобы хотя бы иногда побыть в тишине своей души, за закрытыми дверями келии сердца своего, надо учиться молитве. Дело не в каких-то особых молитвах, а в настроении, которое надо приобрести на молитве. Хорошо бы Вам прочесть и усвоить учение о молитве Иисусовой, которое есть в книге «Аскетические опыты» свт. Игнатия Брянчанинова. В первом томе, после глав о молитве Иисусовой есть глава о внимании к себе, тоже очень полезно ее прочесть. Если это чтение будет Вам даваться, то дочитайте потихоньку и всю книгу от начала до конца. Если будут затруднения, то ограничьтесь только названными главами. Вообще, чтение надо иметь, это питание души. Но можно для чтения взять книгу полегче, например, «Письма Валаамского старца». Но сначала учение о молитве. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день, батюшка. У меня возникло несколько вопросов. Скажите, если молишься рассеянно, и в голову, как назло, лезут разные мысли, не лучше ли совсем не молиться? И ещё, скажите, насколько грешно разговаривать в храме? Я прихожу в храм, но не так уж часто. Я стараюсь молчать вне службы и мысленно обращаться к Господу Богу, тем более во время службы, но в храме очень часто стоит такой шум, подчеркну ещё раз, когда служба ещё не началась - от бабулек, которые пришли порассуждать о житейском -что не возможно даже сосредоточиться. Заранее благодарю вас за ответ.

Надежда

Надежда, даже если Вы совсем отвлечетесь на молитве, молитву лучше не оставлять. В противном случае, Вы никогда не научитесь молиться Богу. Что касается разговоров в храме, то преподобный Амвросий Оптинский говорил: «За разговоры в храме попускаются скорби». Впрочем, не будем судить старушек – они зачастую весьма духовно немощные. Господь с нас за старушек не спросит, а вот за то, как мы каялись, как исповедовались, с каким сердцем причащались и сделались ли настоящими последователями Христа - спросит.

игумен Никон (Головко)

Мне 15 лет. Это началось у меня давно. Сначала просто плохие мысли, с которыми я не могла справиться. Иногда мне казалось, что я схожу с ума. Потом вроде проходило. Но теперь это каждый день. Причем, просто на разные темы, бывает, проклинаю любимых мне людей (молюсь Богу, прошу спасти их, переживаю очень сильно). У меня это как навязчивая идея - может длиться несколько дней, может еще больше. Я иногда думаю, что шизофреничка. Что мне делать? К психологу боюсь идти, к батюшке тоже. Так невозможно уже. Помогите!

Татьяна.

Татьяна, в переходном возрасте у некоторых людей так бывает, не пугайтесь. Хотя и успокаиваться, естественно, не надо, потому что это – очень плохо. В чем причина этого явления? Параллельно с процессом созревания и взросления тела, ум человека, некогда еще свободный от страстей, начинает все больше и больше заниматься вопросами, так сказать, физическими, и терять свою чистоту. А дьявол, видя, что ум загрязняется, очень быстро стремится воспользоваться этой ситуацией и еще больше засорить его своими навязчивыми мыслями. Выход один – в храм, к батюшке, на исповедь. А потом - причаститься. Если сделаете это очень искренне и достойно, почувствуете огромное облегчение и свободу от всей этой грязи. Правда, через какое-то время враг вновь начнет наседать, и тогда снова и снова надо исповедоваться в плохих мыслях и освящать свою душу Причастием. Бог Вам в помощь!

игумен Никон (Головко)

1

Простое слово из трех букв может либо оскорбить и унизить Бога, либо воздать Ему хвалу.

Неправильное понимание короткого слова из трех букв может превратить искренний акт поклонения в самое настоящее оскорбление.

Возможно вы уже слышали песню Мэта Редмана «Здесь для Тебя». Слова первого куплета звучат так.

Своей хвалой приветствую любя,
И песня наша - это знак,
Что здесь мы, Боже, для Тебя&
Пусть каждый вздох, пусть каждый шаг.

Маленькие слова очень много могут значит. В них может проходить та самая точка разделения между добром и злом, между раем и адом. В этом конкретном случае понимание одного маленького слова может предотвратить скатывание поклонения к настоящему акту оскорбления Бога. И слово это - «для».

Здесь, чтобы помочь?

Представьте на минутку, что кто-нибудь их вашей церкви заболел и прикован к постели. И вот, пока он беззащитно лежит, его дом приходит в запустение и требует ремонта. И не только дом - прилегающий к дому сад тоже требует ухода. И вот группа энтузиастов из церкви во главе вас самих появляется на пороге его дома, чтобы помочь с теми делами, которые хозяин дома сделать не в состоянии.

Хозяин дома спрашивает: «А что вы здесь делаете? Что все это значит?»

«Мы здесь для вас, ради вас», - в унисон отвечают церковные «тимуровцы». Подумайте, что значит слово «для» в этом конкретном случае. Вы говорите своему другу, что вы пришли, чтобы послужить ему, вы здесь «для» служения ему. Он слаб и болен, ему нужна помощь, а вы с друзьями пришли что-то сделать для него, что он сам сделать не в состоянии, не в силах.

И вот дело сделано: дом чист, сад убран, газон подстрижен, мусор вывезен. Хозяин дома произносит: «Я поверить не могу, как вы все добры ко мне. Вы так круто послужили для меня. У меня не было сил и энергии сделать то, что вы сделали для меня. Спасибо огромное».

Когда мы всей церковью собираемся и поем песни прославления Богу, что мы делаем? Какие у нас намерения? Что именно мы пытаемся достичь своими действиями?

Когда мы поем слова «здесь мы, Боже, для Тебя», что мы подразумеваем под словом «для»?

Бог в вас не нуждается

Если ваши песни, молитвы, ваше поклонение, ваши проповеди сродни помощи друзей своему заболевшему приятелю, вы оскорбляете Бога. Почему я так говорю? А вы представьте, как апостол Павел пришел в вашу церковь и произнес речь:

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все»
(Деяния 17:24-25).

Если говорить простым языком, то ни вы, ни я Богу не нужны. Он самодостаточен, не зависит ни от кого. Фактически, Он как раз ответственен за возникновение на земле всякой жизни, в том числе нас с вами. Именно поэтому невозможно служить Ему так, будто Ему нужна помощь, будто Он устал, будто Ему чего-нибудь не хватает, а мы всей церковью можем восполнить этот недостаток.

Если приходить в воскресенье в церковь и заявлять перед Богом, что мы, дескать, «здесь для Тебя», имея ввиду, что мы хотим восполнить то, чего Богу недостает - это оскорбление Бога на самом основополагающем уровне.

Именно поэтому нам следует очень внимательно следить за тем, чтобы мы не приходили к Богу так, как мы могли бы приходить к нашему «больному» или страдающему приятелю, который не может о себе позаботиться.

Здесь для обновления

Но давайте вернемся к нашему заболевшему другу и помощи, которую мы сделали «для» него. Представьте, что за окном жара за сорок, и вы отправились помогать своему другу после долгого, изнурительного рабочего дня. Вас мучает жажда.

Вдруг по дороге вы видите ларек, в котором можно попросить холодной, освежающей водички. Вы подходите к хозяину ларька и говорите: «А вас-то мне и нужно! Я привел себя для вас!» Здесь это «для» совсем не подразумевает, что у вас есть что-нибудь, что можно предложить хозяину ларька. Ничего, кроме вашей жажды. А у хозяина как раз есть то, что нужно вам. Вам очень нужно утолить жажду. Если не попить, можно и в обморок упасть. И вы смиренно просите у него то, что только он может вам дать: освежающей, оживляющей в жару воды.

Именно таким образом мы «здесь для Бога» во время поклонения. Мы не можем ничего Ему предложить, потому что у Него есть все. Он безграничный и самодостаточный. Ему от нас ничего не нужно. Напротив, мы приходим к Нему, как жаждущий приходит к источнику, как голодный к еде, как бедный за податью, как виноватый приходит ради прощения, как грешник приходит за спасением.

Именно поэтому «мы здесь для Бога». Только Он может дать нам то, что нам нужно.

Если мы «здесь для Бога», думая, что Ему это нужно, мы оскорбляем Его. Но если мы приходим к Нему, чтобы утолить жажду и голод в Нем через Иисуса Христа, мы поклоняемся Ему.

Надо отдать должное Мэтту Редману за то, что в своей песне он отвечает на вопрос, что значит быть «здесь для Бога»

Пусть каждый вздох, пусть каждый шаг.
Твоей наполнен будет жизнью…

Настоящий поклонник приходит к Богу не дополните Его дыхание, но получить дыхание от Него. Поклоняющийся не помышляет о том, что будто у Него есть, что дать Богу, он умоляет Бога наполнить поклоняющееся сердце сверхъестественной жизнью Бога.

Вот так простое слово из трех букв может либо оскорбить и унизить Бога, либо воздать Ему хвалу.

И когда мы поем: «Здесь мы, Боже, для Тебя», пусть это будет все-таки хвала, а не оскорбление.

История свидетельствует о многих случаях восстания против Бога, начиная от падшего ангела и вплоть до известных личностей нашего времени. Вот только некоторые примеры, к чему приводит такое поведение.

Известнейшая актриса Мэрилин Монро во время презентации шоу имела краткую встречу с евангелистом Билли Грэмом. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника она ответила: "Мне не нужен твой Иисус!". Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.

Бразильский политик Танкредо ди Амейдо Невес во время своей президентской избирательной компании публично сказал: "Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!" Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.

Бразильский композитор, певец, поэт во время шоу в Рио-де-Жанейро, затянувшись сигаретой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: "Бог, это тебе!". Вскоре он умер в возрасте 32 лет от СПИДа.

Инженер, построивший Титаник, после окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо-корабль, с иронией в голосе ответил: "Теперь даже Бог не сможет его потопить!". Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.

Участник известной группы "The Beatles" Джон Леннон во время интервью ведущему американскому журналу сказал: "Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелили в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность, и прославиться на весь мир, как убийца знаменитого певца.

В 2005 году в бразильском городе Кампинас группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: "Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит", на что она дерзко ответила: "В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике". Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!

Журналистка и танцовщица из Ямайки Кристина Хэвитт сказала: "Библия является самой плохой книжкой, когда-либо написанной!". Вскоре, в июне 2006 года, ее нашли сгоревшей до неузнаваемости в собственном автомобиле.

В Библии сказано: "Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает . Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Бог создал все живое на нашей планете около шести тысяч лет тому назад, и по Его замыслу каждый из нас явился в этот мир. Мудро ли творению восставать против Творца? Жизненный опыт подсказывает, что это глупая и совершенно бессмысленная затея для многих заканчивается печально.