Чтобы успешно решить задание 6 ГИА по информатике , необходимо уметь исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. Рассмотрим решение ГИА по информатике типа 6 демоверсии ГИА 2013 года .
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты
увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (–2, –1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1)
Конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –6)
2) Сместиться на (6, 9)
3) Сместиться на (–6, –9)
4) Сместиться на (9, 6)
Решение:
Так как начальное положение у нас не задано, я выберу его сам — например, (1, 1). Чертежника я обозначил зеленым кружком:
Рассмотрим тело цикла:
Сместиться на (–2, –1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1)
Давайте отразим эти команды на нашем рисунке:
Сместиться на (-2, -1)
ГИА по информатике разбор
Сместиться на (3, 2)
Задачи ГИА по информатике
Сместиться на (2, 1)
Здесь цифрой 0 обозначено начальное положение Чертёжника, цифрой 1 — после выполнения первой команды Сместиться на (–2, –1), цифрой 2 — после второй команды Сместиться на (3, 2), цифрой 3 — после третьей команды Сместиться на (2, 1). Как мы наглядно видим, после выполнения трех команд Чертёжник сместился относительно начального положения на 3 клетки вправо и 2 клетки вверх. Если посмотреть на условие задачи, то видно, что эти три команды выполняются 3 раза (Повтори 3 раз). И если мы повторим рассмотренные команды из тела цикла еще один раз, то Чертёжник сместиться еще на 3 клетки вправо и 2 клетки вверх. А на последнем повторении — еще раз на 3 вправо и 2 вверх. В сумме получим, что после выполнения алгоритма Чертёжник сместиться на 3 раза по 3 клетки вправо и на 3 раза по 2 клетки вверх. Т. е. в общем он сместиться на 9 клеток вправо и 6 клеток вверх относительно начального положения. Значит весь этот алгоритм можно заменить одной командой — Сместиться на (9, 6). Правильный ответ 4 .
Продолжаем и на этот раз рассмотрим задачу демоверсии ФИПИ 2014 года.
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b)
(где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (9, 5), то команда Сместиться на (1, –2) переместит Чертёжника в точку (10, 3).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3
повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –3)
2) Сместиться на (–3, 9)
3) Сместиться на (–3, –1)
4) Сместиться на (9, 3)
Давайте проанализируем движение Чертёжника. У нас есть цикл, который повторяется 3 раза. В теле цикла три команды
Сместиться на (–2, –3)
Сместиться на (3, 2)
Сместиться на (–4, 0)
Давайте определим куда переместится Чертёжник после выполнения одной итерации цикла (за один шаг цикла). Так как в условии не указано начальное положение Чертёжника, то предположим, что он находится в точке (0, 0)
На рисунке очень хорошо видно, что после выполнения одного шага цикла (т. е. после выполнения команд Сместиться на (–2, –3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0) ) Чертёжник переместится в точку (-3, -1), т. е. сместится на 3 клетки влево и 1 клетку вниз относительно начального положения, то есть на (-3, -1). Учитывая этот факт, нет смысла изображать дальнейшее его движение на рисунке. Так как у нас последовательность команд повторяется 3 раза, то достаточно умножить полученные смещения на три. Таким образом мы получим, что в результате выполнения всего алгоритма Чертёжник сместится на (-3 x 3, -1 x3) или (-9, -3). Значит правильный ответ 1 .
Эту задачу можно решить еще проще — просто сложив перемещения Чертёжника и умножив их на число повторений (в нашем случае на 3). Итак, Чёртежник за 1 шаг цикла смещается на (–2, –3), (3, 2), (–4, 0). Если мы сложим смещения по оси X и смещения по оси Y, то получим суммарное смещение за 1 шаг:
2 + 3 + (-4) = -3 — суммарное смещение по оси X за 1 шаг цикла
3 + 2 + 0 = -1 — суммарное смещение по оси Y за 1 шаг цикла
В итоге за один шаг цикла Чертёжник сместится на (-3, -1). Значит за три таких шага он сместится на (-9, -3). Правильный ответ 1 .
Задача.
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1).
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (–3, –6)
2) Сместиться на (–6, 3)
3) Сместиться на (6, –3)
4) Сместиться на (3, 6)
Решение
Алгоритм, который необходимо выполнить Чертежнику является циклическим (Повтори 3 раз ), а внутри цикла линейная последовательность из трех команд.
Выполним сначала линейный алгоритм внутри цикла:
Сместиться на (–3, –2) Сместиться на (2, 1) Сместиться на (3, 0)
Чертёжник из некой точки с координатами (x, y) сместится в точку с координатами (x-3+2+3, y-2+1+0), т.е. в точку с координатами (x+2, y-1). Тем самым координата х увеличится на 2, а координата у уменьшится на 1.
Данное смещение надо повторить 3 раза, т.е. Чертежник сместится по оси Х на 6 (2×3) и по оси У на -3 (-1×3), т.е. он окажется в точке с координатами (x+6, y-3). Чтобы Чертёжнику вернуться в исходную точку, из которой он начал движение необходимо выполнить команду Сместиться на (–6, 3) : т.е. x+6-6=х, y-3+3=у.
Ответ: 2) Сместиться на (-6, 3) .
Задача.
Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами.
Муравей может выполнять команды движения:
вверх N,
вниз N,
вправо N,
влево N, (где N – целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.
повтори k раз
команда1 команда2 команда3
кц
означает, что последовательность команд команда1 команда2 команда3
повторится k раз.
Если на пути Муравья встречается кубик, то он отодвигает кубик. Пусть, например, кубик находится в клетке В5 . Если Муравей выполнит команды вправо 1 вверх 3 вправо 2 , то сам окажется в клетке Д5 , а кубик в клетке В6.
Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:
повтори 3 раз
кц
В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?
1) Е5
2) Д2
3) Д5
4) В5
Решение
Алгоритм, который необходимо выполнить исполнителю Муравей является циклическим (Повтори 3 раз ), а внутри цикла линейная последовательность из трех команд.
Выполним сначала линейный алгоритм внутри цикла:
влево 1 вверх 3 вправо 2 вниз 3
и посмотрим где окажется Муравей и где Кубик.
влево 1 вверх 3 вправо 2
(
Муравей
в
клетке А5)
(
Муравей
в клетке В5,
К убик переместился в клетку Г5 )
вниз 3. ( Муравей переместился в клетку В2).
Т.е. Муравей из Б2→В2 , кубик В5→Г5 .
Данное перемещение надо повторить еще два раза:
Муравей из В2 →Г2 , кубик Г5 →Д5 ,
Муравей из Г2 →Д2 , кубик Д5 →Е5.
Таким образом, кубик окажется в клетке Е5.
Ответ: 1) Е5 .
Задача. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n - целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m (где m - целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 5 [Вперёд 100 Направо 120] Какая фигура появится на экране?
1) правильный пятиугольник
2) незамкнутая ломаная линия
3) правильный шестиугольник
4) правильный треугольник
Пояснение.
Выполняя алгоритм, Черепашка оставляет след в виде одинаковых отрезков, расположенных под углом 180° − 120° = 60° друг к другу. Такой угол составляют между собой стороны правильного треугольника. Поэтому за первые три шага алгоритма Черепашка нарисует правильный треугольник, а за следующий шаг пройдет по двум его сторонам ещё раз. Следовательно, оставленный Черепашкой след представляет собой правильный треугольник.
Примечание:
Сумма внутренних углов выпуклого n -угольника равна 180°(n − 2), поэтому угол между его сторонами может быть найден по формуле 180°(1 − 2/n ).
Правильный ответ указан под номером 4) правильный треугольник .
tagPlaceholder Тэги: