Светлой памяти настоятельницы свято-успенского пюхтицкого монастыря схиигумении варвары (трофимовой). Её называли игуменией всея Руси

08.08.2019 Красота

Статья из 6-го т. "Православной энциклопедии", с. 566

(Трофимова Валентина Алексеевна; род. 17.08.1930, г. Чудово Новгородской губ.), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря. После начала Великой Отечественной войны семья В. эвакуировалась в Кировскую обл., по окончании войны поселилась в г. Луга. С детства В. Трофимова читала и пела на клиросе в храмах. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы. 1 авг. 1952 г. поступила послушницей в Пюхтицкий мон-рь. В 1955 г. перешла в вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь, где жила под духовным рук. настоятельницы игум. Нины (Башашевой, в схиме Варвары), духовным отцом В. Трофимовой стал свящ. Николай Гурьянов. 5 марта 1958 г. наместником вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря архим. Сергием (Вощенко) Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара, исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского мон-ря. В 1960 г. мон-рь перевели в Свято-Духов муж. мон-рь в отдельное помещение. В 1963 г. В. была назначена бухгалтером Виленского ЕУ, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) В. составила «Летопись Виленского женского мон-ря», за что получила в благословение от Патриарха Алексия I Иверскую икону Божией Матери.

3 янв. 1968 г. В. была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря, 19 янв. возведена в сан игумении. Под управлением В. Пюхтицкая обитель была восстановлена, преображена и благоукрашена. Все церкви были отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы. В храмах и кельях появилось электричество, были проведены отопление и водопровод; расписаны стены Успенского собора, позолочены кресты на главах монастырских храмов и часовен. Выстроены архиерейский дом, Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, возрождена монастырская гостиница. Устроена домовая церковь в помещении для престарелых сестер, построены Сергиевская колокольня, Георгиевская часовня на хозяйственном дворе, церковь для крещения детей и взрослых, воздвигнута каменная монастырская ограда. 26 июня 1990 г. Патриархом Алексием II мон-рю была предоставлена ставропигия.

На протяжении мн. лет мон-рь окормляет детей-инвалидов из Москвы, тяжелобольных детей-сирот в ахтмеском Доме милосердия, местный дом инвалидов. Обитель помогает слав. гимназии в Кохтла-Ярве, др. учебным заведениям Эстонии. В окт. 2002 г. по благословению Патриарха Алексия II Пюхтицкий монастырь стал местом проведения международной научно-педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся в русских школах Балтии», одним из организаторов к-рой являлась настоятельница обители.

В. была участницей Поместных Соборов РПЦ 1971 и 1990 гг., экуменических семинаров, проходивших в Пюхтицком мон-ре в 1982, 1984, 1986, 1987 и 1989 гг. Являлась членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

В. награждена орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 3-й степени (1976), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1980), равноап. кнг. Ольги 2-й и 1-й степени (1991, 2000), свт. Иннокентия Московского (2003). Имеет награды мн. церковных и общественных орг-ций: Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного (1994), Российского медицинского об-ва (2000), эст. просветительского об-ва «Форселиус» (2000 г.- за особые заслуги в деле духовного просвещения эст. населения). В. является почетным гражданином Эстонии.

Лит.: Жукова И. А. Мать Варвара. М., 1989; Филимонов В. П. Старец иеросхим. Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999. С. 261-264.

8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Ее по праву называли «игуменией всея Руси»…

Можно без преувеличения сказать, что матушка Варвара олицетворяет собой целую эпоху в бытии русского женского монашества да и в целом иночества. Больше 50 лет она подвизалась в монашеском подвиге, из которых 43 года - в качестве настоятельницы Пюхтицкого монастыря. Именно из этой обители, которая не закрывалась в советское время, вышли большинство игумений женских монастырей в разных епархиях Русской Православной Церкви. Пюхтицкая обитель при матушке Варваре стала своеобразной «кузницей кадров», столицей женского монашества. Но главное - именно здесь ощущались подлинная христианская любовь, доброта, гостеприимство, духовное благородство, которые сочетались с глубоким иноческим деланием.

Игумения Варвара уже давно тяжело болела и даже с трудом передвигалась, однако не оставляла неустанных трудов по управлению обителью. За несколько месяцев до смерти она была пострижена в схиму с тем же именем. Ее авторитет среди сестер был огромен, а материнская любовь ко всем - бесконечна. В августе минувшего года матушка отпраздновала свое 80-летие. К этой дате Святейший Патриарх Кирилл удостоил игумению Варвару ордена преподобной Евфросинии Московской I степени. В поздравлении матушке Варвары от наместника и братии Сретенского монастыря говорилось: «Для многих чад Русской Православной Церкви Вы являетесь истинным примером самоотверженной любви к Богу и к людям, примером неуклонного следования заповедям Христовым, образцом духовного преуспеяния».

Иноки Сретенского монастыря не раз бывали в Пюхтицах и неизменно встречали самую теплую встречу, удостаивались бесед с матушкой Варварой, получали важные духовные советы. Естественным продолжением этого духовного общения стал альбом “Пюхтица - святая гора”, выпущенный издательством Сретенского монастыря в 2006 году. В него вошли исторический очерк о монастыре, воспоминания Святейшего Патриарха Алексия II, принимавшего самое деятельное участие в становлении обители, воспоминания сестер, обширный фотоматериал.

В своих воспоминаниях матушка Варвара рассказывает о том, как Святейший Патриарх Алексий I уговорил ее принять настоятельство в Пюхтицкой обители, несмотря на ее возражения и сомнения. “Я приезжаю сюда, ни жива ни мертва. Что я буду делать? Как? С чего я начну?..”

Постепенно при мудром управлении матушки Варвары Пюхтицкая обитель преобразилась и стала настоящим оплотом Православия на Эстонской земле. Ежедневно сюда приезжают сотни эстонцев и паломников со всего мира, и для многих туристов этот визит становится поворотным в их жизни, они принимают святое крещение и начинают вести христианскую жизнь. Игумения Варвара пользовалась огромным авторитетом не только у простых паломников, но и среди светских властей, у государственных чиновников - каждый почитал счастьем удостоиться ее беседы и благословения…

Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон с братией выражают глубокие соболезнования сестрам Пюхтицкой обители. Эта тяжелая и невосполнимая утрата облегчается только нашей верой в вечную жизнь и надеждой на молитвы дорогой и любимой нашей матушки Варвары в Царствии Небесном. Вечная ей память!

Игумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье, где получила глубокое православное воспитание. С началом войны семья эвакуировалась в г. Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.

Но сердце юной девушки стремилось к иной жизни, и в 1952 году ее желание исполнилось: она стала послушницей в обители Божией Матери - в Пюхтицком Успенском женском монастыре. С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.

Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие при ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день,19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.

Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство. В монастыре была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.

За время настоятельства игумении Варвары архитектурный ансамбль монастыря увеличился. Была построена Сергиева колокольня. В 1986 году освящена домовая церковь во имя святителя Алексия и великомученицы Варвары, а в 1990 году - церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Исидора.

В том же 1990 году произошла кардинальная перемена в статусе Пюхтицкой обители: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

Блаженная Варвара родилась предположительно 1907 году в д. Горушко Новгородской губернии в семье сапожника Григория Трофимова. Мать Варвары, Анастасия Багрова, вторая жена отца, имела четырех сыновей и четырех дочерей, Последняя - Варвара, была крещена в д. Ефимово. При крещении священник сказал: «Эта - сразу с крестом». (Девочка родилась слепой.)

Из воспоминаний архимандрита Агафангела (Догадина): «...Голосом народа - гласом Божиим - была названа «старицей» наша матушка Варвара. И когда спрашивают, какие у нее заслуги перед Богом и добрые дела перед людьми, я отвечаю: целомудрие (чистота духовная и телесная), смирение, худоба (телесная истощенность), монашеский облик (белая лицом, словно просфора), более того, строжайшая постница (в понедельник, среду и пятницу ничего не ела), удивительная утешительница народа, приходившего к ней с разными печалями и душевными язвами...

Младшая в семье, оставшаяся без матери в возрастe пяти лет, а без отца в одиннадцать. Варвара лишь непродолжительное время пользовалась приютом старших сестер. Вскоре, дабы не становиться обузой, пошла, жить по добрым людям да церковным богадельням, нигде подолгу не задерживаясь. Много раз посещала она прославленные обители святой Руси, как, например, женский монастырь в Эстонии, который окормляла тогда игуменья Варвара, а еще раньше, до назначения последней, встречалась с юродивой монахиней Екатериной, они подолгу беседовали о спасении, Иисусовой молитве и о многом другом, о чем ведомо только Богу. Была странница в Литве, в мужском монастыре, где почивают нетленные мощи преподобномучеников Вильнюсских - Антония, Евстафия и Иоанна. Много раз навещала Псково-Печерскую обитель. Там к Варваре приходили за советом, там она получала пищу и ночлег.. Архимандрит Алипий просил ее святых молитв в дни больших искушений обители... Матушка Варвара всех утешала, говоря: «Никого не бойтесь, вы под Покровом Матери Божией. Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая». Авва Алипий проявлял великодушие к Варваре, почитал ее искренне и глубоко, и разрешал иногда, при большом стечении народа, побеседовать, дать наставления паломникам... Часто приходилось матушке Варваре менять место жительства, терпеть от злых людей: не раз по их навету вызывали еe в милицию, но видя ее кроткий, незлобивый нрав, отпускали.

Во время войны она ходила по деревням, собирала милостыню, кормила раненых и сирот. Она называла тогда себя «лесной птицей». Идя лесом, много раз встречала волков и диких кабанов. В эту опасную минуту она пела: «Заступница усердная, с нами Бог», и звери обходили еe стороной.

Постоянный приют обрела Варвара 12 лет назад в Старой Руссе. Мы выделили ей небольшую келью при нашей богадельне... Сюда за советом к ней потянулись люди, и всем она говорила: «Господи, спаси всякую душу»...


Она... наделена была даром прозорливости. Узнав о назначении на высокий пост одного священника, вздохнув, матушка произнесла: «Ни голоса, ни волоса, ни духа, ни слуха. Вырастут гусиные крылья и улетит»... Через год упомянутый священник был уволен, потом запрещен в служении, бросил семью и занялся торговлей…

На церковных службах старица присутствовала всегда. На память знала акафисты, псалмы, стихиры, часы и многие ирмосы канонов. Хорошо знала чин «како подобает пети дванадесять псалмов особ». И если что-либо при пении пропускали, комментировала: «Евши горох, не разжевали»...

Приходящие в лице матушки находили настоящий кладезь мудрости....Она видела все - и видела лучше зрячих...

Прихожане Георгиевской церкви по сей день помнят, как приводили ее, уже больную и немощную, в храм к началу богослужения, Сидя в уголке перед Старорусской иконой Божией Матери, скрестив на коленях свой худенькие, почти прозрачные руки, она неслышно, одними губами молилась за всех - за себя, за вас, за наш богоспасаемый город и всю Россию...

Старица Варвара с одинаково чистым расположением сердца обращалась и со своими духовными детьми, и с закоренелыми грешниками: кому крестила головы, кого призывала «целовать пост», т.е. принимать пост как лекарство для обуздания плоти и для приобретения дара рассуждения...

Она и умирала мужественно: тихо, без слов, но с молитвой в слепых глазах. Так мирно отходят только истинные праведники.

Она прожила на свете свыше 90 лет, и каждый год по тяготам телесным и беспрестанности духовной брани можно считать «фронтовым».

Матушка задолго до своей кончины пророчески предсказывала, что преставится ко Господу на пасхальной неделе. Размышления о смерти были одной из ее добродетелей. Она делилась ими со всеми, ибо эти мысли содействовали обилию благодати, силой, которой мы трезвеем душой и подвергаем переоценке ценности нашей земной жизни.

Завершая рассказ о блаженной старице Варваре, трудно поставить точку: ее святой, славный путь однажды только начался на земле, а конца ему нет. И не будет. Ибо он пролегает теперь на царских небесных твердях. Для глубокого почитания старицы, чтобы стала она нашей молитвенницей, вспомним здесь слова святого Иоанна Богослова - зрителя неизреченных откровений, когда он предстоял своей душой во граде Вечной Пасхи - Иерусалиме, видя особую честь, возданную девству: «И взглянул я, - пишет он в Откровении, - и вот. Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Евангелист слышал песнь, звучавшую перед престолом: «и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Эти старцы суть девственники, не познавшие жен. Они идут за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим».

Господи, упокой душу блаженной старицы Варвары, со святыми упокой!

Высказывания блаженной старицы Варвары

Врач - лекарь, да и молитва не мешает, и преданность Богу нужна - то и другое пусть идeт вместе. Не понял - перемени лекарство. Молитесь, чтобы Господь надоумил: если не надоумит, верно, лучше для вас жить с больной головой. Помоги вам, Господи, поговеть в утешение и укрепление

Сей свет вам на волю дан...

Чтобы знать Бога, быть в откровении, надо иметь терпение, главное - терпение, через это открывается воля Божия.

Кость праведника не сокрушится. (Господь обязательно сообщит, где мученик почил, где ссыльный погиб, чтобы с почестью их погребли.)

Широкая всем дорога, а ум у каждого свой, вот и разбирайтесь...

Все добро у Бога, а вывел в мир - как в море: что наберешь, так и поплывешь

Если в доме хозяина нет, худо дому. Раньше была святая Русь, а теперь живу и всех боюсь. Не стало настоящего правления на Руси, и это Господь попустил так, потому что отошли от истинного христианства, забыли Бога. За что Ему нас любить? За что добро нам делать? Но и среди хаоса Он сохраняет тех, кто Ему не изменяет, заповедей не нарушает...

Все хотят детей хороших, а какие мы сами? Что даем доброго им? Время злодеев, сыны прелюбодеев. Раньше детям на каждом шагу говорили: это можно, это нельзя. Сейчас родили, крестили, в мир пустили. Плывите в море по волнам своей воли! А кто хочет жить своей волей, тот все потеряет. Волей Божий скорби терпеть можно, а своей - и радости не впрок, конец будет, а Господь не забудет. Как умрем, спросят нас: кто был? что делал?

От Господа дана возможность исправления. Покайся и благодари Бога. Без скорбей и труда нет дорожки Туда. Ой, друзья мои, не надо увядать, а на Бога уповать: «Господи, помоги! И он Сам все покажет».

Составитель Ольга Рожнева.

Игумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова; 1930-2011) — известная подвижница XX века. Матушка олицетворяет собой целую эпоху русского женского монашества. Ее по праву называли игуменией всея Руси. Более пятидесяти лет она подвизалась в монашеском чине, из них более сорока лет несла тяжелый крест игумении Пюхтицкого монастыря.

Матушка Варвара рассказывала о себе: «Родом я из города Чудово Новгородской области. И родители мои, и все родственники были людьми глубоко верующими. Отец работал мастером на местном стекольном заводе, а мама воспитывала семерых детей. От природы она обладала красивым голосом и привила нам, детям, любовь к храму и церковному пению. В нашем роду все были певчие — и тети, и дяди были голосистые, а дядя Федор Иванович Поляков до войны был регентом церковного хора. Соберутся все гости к нам, начнут петь, люди останавливаются у наших окон послушать и просят спеть еще. Я была младшей в семье, старшие сестры вышли замуж, а я все с мамой — она поет в церковном хоре, и я с ней».

Матушка Варвара вспоминала еще: «Мне было двадцать лет, я поехала в гости к старшей сестре, которая жила в Вильнюсе. И мне очень понравилось бывать в местном монастыре, все мне там было по душе: и неспешные службы, и монашеское пение, и размеренное чтение, и длинные одежды монахинь. Видимо, здесь и проявилось впервые мое призвание к монашеской жизни… О других монастырях я ничего не знала. И вдруг мне говорят: “В Эстонии есть женский монастырь”. Попросила разрешения у мамы поехать посмотреть и так и осталась в Эстонии».

Через четыре года молодая послушница Валентина перешла в вильнюсский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины, где жила под духовным руководством настоятельницы, опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая Валентину, стали игумениями. Духовным отцом Валентины Трофимовой стал старец протоиерей Николай Гурьянов.

5 марта 1958 года наместником вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря архимандритом Сергием (Вощенко) Валентина Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара.

Молодой монахине суждено было вернуться туда, где она начинала свой монашеский путь — в Пюхтицу. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря.

Игумения Варвара рассказывала о монастыре: «В войну здесь проходил фронт. Когда приходили наши войска, немцы бомбили их. Ориентиром для бомбардировки был наш собор, выстроенный в 1910 году. Подлетают, бомбят нас, а бомбы все летят за ограду, где наши огороды, — и ни одна не попала в собор. Когда русские выбивали немцев — то же самое. Подлетают, облачно, ничего не видно, бомбят наугад. И опять все бомбы мимо. И не разбилось ни одного домика. Только на горе старую деревянную колокольню ударной волной “скосило”. Вместо нее в тех же габаритах выстроена новая колокольня. Спустя несколько лет бомбивший нас летчик явился к матери Рафаиле и говорит: “Матушка, скажите, что же тут вас защитило от нашей бомбежки?” Матушка ответила ему: “Матерь Божия защитила. Пойдемте, покажу вам чудотворную икону, которая четыреста лет назад явилась здесь. Вот Она, наша Заступница, наша Защитница”. Он говорит: “Это Она и есть. Я, когда летел бомбить монастырь, вдруг вижу в воздухе: передо мной в облаках появляется какая-то Женщина в голубом и говорит: "Сынок, не разоряй Моего дома", и скрылась”».

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) вспоминал: «Говорить о матушке Варваре — это говорить о Пюхтицком Успенском женском монастыре. Матушка Варвара и Пюхтицкий монастырь — единое целое. Сорок три года она здесь игуменствовала. При ней монастырь достиг своего расцвета, своего совершенства. Потому не случайно матушку Варвару стали с любовью называть Всероссийской игуменией. Ведь Пюхтицкая обитель взрастила целую плеяду настоятельниц женских монастырей для Русской Церкви. Произошло это благодаря удивительной духовной атмосфере, которая была создана в обители и которая способствовала этому духовному росту».

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря, говорил: «Матушка Варвара несла проповедь слова Божия всей своей жизнью. Она не просто исполнила заповедь “Возлюби ближнего, как самого себя”, но, без сомнения, любила нас много больше, чем саму себя. Мудрость и смирение, искренняя простота во всем — вот что поражало в ней. И еще — стремление к красоте. В храме, в монастырском саду, на скотном дворе — везде, куда простиралась ее забота. Но главное — ее стремление к красоте в душах врученных ей от Бога сестер, к Божественной красоте, которую она находила в душе каждого человека. Поэтому матушка совершенно искренне никогда никого не осуждала. Казалось, это давалось ей совсем легко. Но мы понимаем, что такое устроение души — великий всежизненный подвиг».

Епископ Нарвский и Причудский Лазарь (Гуркин) вспоминал: «О внутренней монашеской жизни матушки мы мало знаем. Как истинный монах, она мало открывалась. Так и должно быть по величайшему смирению. Но мы видели, с каким трепетом, любовью, с каким благоговением и уважением к нашей дорогой матушке относились и паломники, и политики, и дипломаты. Я еще не встречал ни одного человека, который бы чем-то, даже малейшим, был недоволен или остался огорченным после беседы с матушкой. Это говорит о той духовной мудрости, смиренномудрии и любви Христовой к человеку, которые дал Господь избраннице своей…»

Игумения Филарета (Калачева) вспоминала: «Когда боли слегка утихали, мы слышали матушкин голос: “Сестры, как я вас люблю, как я вас люблю…” — и повторяла это много, много раз. Когда мы поняли, что не только дни, но и часы ее жизни сочтены, мы со слезами спросили матушку: “Как же, как же матушка, мы будем жить без вас???” Она очень тихо, но внятно ответила: “Дети, любите друг друга”».

Похоронена схиигумения Варвара (Трофимова) на монастырском кладбище, вблизи алтарной части Николо-Арсеньевского храма.

8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Ее по праву называли «игуменией всея Руси»…

Можно без преувеличения сказать, что матушка Варвара олицетворяет собой целую эпоху в бытии русского женского монашества да и в целом иночества. Больше 50 лет она подвизалась в монашеском подвиге, из которых 43 года - в качестве настоятельницы Пюхтицкого монастыря. Именно из этой обители, которая не закрывалась в советское время, вышли большинство игумений женских монастырей в разных епархиях Русской Православной Церкви. Пюхтицкая обитель при матушке Варваре стала своеобразной «кузницей кадров», столицей женского монашества. Но главное - именно здесь ощущались подлинная христианская любовь, доброта, гостеприимство, духовное благородство, которые сочетались с глубоким иноческим деланием.

Игумения Варвара уже давно тяжело болела и даже с трудом передвигалась, однако не оставляла неустанных трудов по управлению обителью. За несколько месяцев до смерти она была пострижена в схиму с тем же именем. Ее авторитет среди сестер был огромен, а материнская любовь ко всем - бесконечна. В августе минувшего года матушка отпраздновала свое 80-летие. К этой дате Святейший Патриарх Кирилл удостоил игумению Варвару ордена преподобной Евфросинии Московской I степени. говорилось: «Для многих чад Русской Православной Церкви Вы являетесь истинным примером самоотверженной любви к Богу и к людям, примером неуклонного следования заповедям Христовым, образцом духовного преуспеяния».

Иноки Сретенского монастыря не раз бывали в Пюхтицах и неизменно встречали самую теплую встречу, удостаивались , получали важные духовные советы. Естественным продолжением этого духовного общения стал , выпущенный издательством Сретенского монастыря в 2006 году. В него вошли исторический очерк о монастыре, воспоминания Святейшего Патриарха Алексия II, принимавшего самое деятельное участие в становлении обители, воспоминания сестер, обширный фотоматериал.

В своих воспоминаниях матушка Варвара рассказывает о том, как Святейший Патриарх Алексий I уговорил ее принять настоятельство в Пюхтицкой обители, несмотря на ее возражения и сомнения. “Я приезжаю сюда, ни жива ни мертва. Что я буду делать? Как? С чего я начну?..”

Постепенно при мудром управлении матушки Варвары Пюхтицкая обитель преобразилась и стала настоящим оплотом Православия на Эстонской земле. Ежедневно сюда приезжают сотни эстонцев и паломников со всего мира, и для многих туристов этот визит становится поворотным в их жизни, они принимают святое крещение и начинают вести христианскую жизнь. Игумения Варвара пользовалась огромным авторитетом не только у простых паломников, но и среди светских властей, у государственных чиновников - каждый почитал счастьем удостоиться ее беседы и благословения…

Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон с братией выражают глубокие соболезнования сестрам Пюхтицкой обители. Эта тяжелая и невосполнимая утрата облегчается только нашей верой в вечную жизнь и надеждой на молитвы дорогой и любимой нашей матушки Варвары в Царствии Небесном. Вечная ей память!

Игумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье, где получила глубокое православное воспитание. С началом войны семья эвакуировалась в г. Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.

Но сердце юной девушки стремилось к иной жизни, и в 1952 году ее желание исполнилось: она стала послушницей в обители Божией Матери - в Пюхтицком Успенском женском монастыре. С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.

Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие при ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день,19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.

Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство. В монастыре была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.

За время настоятельства игумении Варвары архитектурный ансамбль монастыря увеличился. Была построена Сергиева колокольня. В 1986 году освящена домовая церковь во имя святителя Алексия и великомученицы Варвары, а в 1990 году - церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Исидора.

В том же 1990 году произошла кардинальная перемена в статусе Пюхтицкой обители: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.