Когда можно открывать пост. О том, как правильно делать намерение для соблюдения поста.

Пост в месяц Рамадан является одной из персональных обязанностей каждого мусульманина. «Саум», именно так произносится на арабском пост, в переводе означает «воздержание», поэтому в шариате оно подразумевает воздержание в течение светового дня - от зари до восхода Солнца - от еды, питья, половых отношений и всего того, что нарушает пост. Поститься в Рамадан мусульманам было велено во второй год Хиджры.

Что портит пост и чего не надо делать

1. Прием пищи и питья

В период с момента наступления рассвета, то есть окончания сухура и до захода солнца, то есть до наступления времени вечернего намаза, необходимо воздерживаться от приема пищи, то есть нельзя ни есть, ни пить. Кроме того, ничего не должно поступать во внутрь тела через естественные отверстия (рот, нос, уши, глаза, половые органы, анальное отверстие). Например, нельзя, чтобы вода зашла в ушное отверстие, нельзя курить и т. д. Но если человек съест или выпьет что-либо, забыв о том, что соблюдает пост, то его пост не нарушается. В этом случае он, вспомнив об этом, обязан тут же прекратить есть или пить. Если же постящийся, совершая омовение, наберет воды в рот, помня о посте, и чрезмерно полоская рот, проглотит ее, то пост нарушается.

2. Преднамеренно вызванная рвота

Во время поста нельзя сознательно вызывать рвоту, ибо это нарушает пост. Если же рвота произойдет непреднамеренно, то пост не нарушается, в этом случае следует только прополоскать рот.

3. Половые отношения

Половая близость во время поста, то есть в период от начала рассвета до захода солнца, не только нарушает пост, но и оскверняет его. Поэтому в таких случаях необходимо не только возместить пост, но и выплатить определенный размер штрафа (кафара). Штраф в этом случае предусматривает искупительный пост два месяца подряд, то есть без перерыва, а если состояние здоровья не позволяет поститься, то необходимо накормить 60 бедняков. Супругам также нежелательно заниматься интимными ласками.

Супругам, имевшим ночную близость, желательно искупаться до начала поста. Но если они не успеют искупаться до начала рассвета, то пост не нарушается. Здесь уместно напомнить, что в состоянии осквернения, то есть, не искупавшись после близости, нежелательно спать, есть, пить, не сделав хотя бы омовение.

4. Оргазм (семяизвержение)

Оргазм, произошедший в состоянии бодрствования, независимо от того, произошел он в ходе половой близости или при других возбуждающих обстоятельствах (ласки, поцелуи и т. д.), также нарушает пост. Но если оргазм произошел во время сна (поллюция), то это не нарушает пост. В этом случае следует искупаться и продолжить пост.

5. Менструация и послеродовые выделения

Начало менструации даже перед заходом солнца нарушает пост, этот день впоследствии нужно восполнить.

Что желательно делать во время поста

1. Принятие «Сухура» (ред. - завтрак постящегося до наступления рассвета)

Как передается от посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: «Ешьте перед рассветом, поистине в сухуре - есть благодать (баракят)» - приводит аль-Бухари.

2. Не откладывать разговение (ред. - Ифтар)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением» - приводит аль-Бухари.

3. Оставлять некоторые действия

Оставлять действия,которые впоследствии могут привести к нарушению поста (как, например, долгое плавание в бассейне, кровопускание, пробовать еду на вкус при приготовлении, полоскание горла.

4. Кормить постящихся

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося, которого он накормил, и не будет убавление награды у того постящегося». Этот хадис приводит ат-Тирмизи в книге «Таргиб и Тархиб»

5. Начинать пост в не оскверненном состоянии

То есть, имея полное омовение, искупавшись после половой близости. А при случае осквернения желательно искупаться до наступления зари.

6. Произношение дуа при разговении (ред. - ифтаре)

«Аллахумма лякя сумту ва аля ризкыкя афтарту ва аляйка таваккальту ва бикя амянту фагфирли ма каддамту ва ма аххарту». В переводе это означает: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».

7. Сдерживать язык от лишних слов, а части тела от ненужных поступков

Как, например, пустословить, смотреть телевизор. Здесь речь идет о пустых делах, что касается запрещенных дел, то оставление их является обязательным как, например, распространять клевету и лгать.

8. Побольше совершать добрых дел

Вознаграждение за благие дела в месяц Рамадан увеличивается до 70 раз.

10. Соблюдение «Игтикяфа»

Соблюдение «Игтикяфа» (ред. - нахождение в мечети), особенно в последние десять дней. «Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, в последние 10 дней поклонялся так, как никогда не поклонялся в обычное время» - приводится в Сборнике Муслима.

11. Частое произношение некоторых слов

«Аллахумма иннакя афуввун тухиббуль афва фагфу анни», что означает, «О Аллах поистине ты Прощающий и любишь прощать, так прости меня!».

12. Ночь Предопределения, Лейлятулкадр, Кадр кичясе

Также необходимо стремиться найти в последние 10 дней Рамадана - Ночь Предопределения, самую лучшую и благословенную ночь в этом мире.

13. Быть щедрым!

Придерживаясь этих нескольких правил и советов, вы проведете Благословенный месяц Рамадан достойно, как того велел пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, не теряя награды за благие дела!

Тимур Шарафиев

Каждый человек, наверное, слышал о мусульманском посте в месяц Рамадан, считай он себя мусульманином, либо же приверженцем другой религии.
Первая и, по-моему, главная причина держать пост - это довольствие Всевышнего. Ураза является прямым приказом Аллаха, и должна выполняться каждым мусульманином. Обращаясь в Коране к правоверным, Великий Аллах повелевает:
"О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас (иудеям и христианам) , - может быть, вы будете богобоязненны! " (Коран: Сура 2, Аят 183).

Второй причиной соблюдать пост является то, что это способствует укреплению здоровья человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из Хадисов говорит: "Соблюдайте пост - это улучшит ваше здоровье". У любого мусульманина не возникало сомнений по поводу этих слов. Однако немусульмане не особо верили в это.
Как нужно держать уразу.

Мы разобрали две основные причины, держать пост. Я хочу отметить некоторые важные моменты, как это делать.
Первый элемент уразы - это ният или намерение держать пост во имя Господа. В период Рамадана, с ночи до полудня, мусульманин должен - мысленно или вслух - произносить на любом языке и в любой формулировке о своем намерении соблюдать Пост ради Аллаха в течение предстоящего дня. Однако без этого намерения ураза считается недействительной.
Второй важный момент - это воздержание от пищи, питья и половой близости от рассвета до заката солнца. Если человек намеренно проглотит даже немного воды или пищи, то ураза портится.
Время воздержания начинается примерно за 2 часа до рассвета и длится до захода солнца. (Время рассвета и захода можно узнать в любом календаре, или в мечети города).

Следующие вещи делают пост недействительным:
1. Преднамеренный приём пищи или питья.
2. Преднамеренная рвота.
3. Женское кровотечение, даже если оно случилось в последний момент перед заходом солнца.
4. Мужское осквернение в результате поцелуев с женой, объятий и т. д.

Однако, не считается нарушением поста:

1. Приём пищи или питья по ошибке или по забывчивости, а также по принуждению, не требуют возмещения или искупительных действий, а просто нужно продолжать пост.
2. Непреднамеренная рвота также не считается нарушением поста.

Во время ифтара (принятие пищи вечером) можно произносить следующую молитву: "Господи, ради тебя держал пост и твоим пропитанием я разговелся, исчезла моя жажда, а жилы наполнились влагой, и да воздастся мне должное (награждение), если на то будет Твоя воля".

Рамадан - это месяц, в котором как никогда необходимо уповать на Господа, почаще вспоминать о Нем, творить благие дела и совершенствовать свою душу.

В то время как многие видные врачи нашего времени успешно практикуют лечение голоданием, то Ислам уже давно это установил и обязывает всех мусульман соблюдать Пост в Священном месяце Рамадан.
Так давайте же вместе держать уразу, и Аллах, если будет на то воля Его, вознаградит нас за это! Аминь.

Каждую ночь перед постом нужно произносить намерение (нийят). По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что втораячасть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту. Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек, впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

1. Если намерение произнесено после рассвета, пост не засчитывается.В хадисе сказано: «Пост не совершившего намерение ночью, до рассвета, не будет приниматься ».

2. Пост человека, совершившего намерение, сомневаясь, наступил рассвет или нет, не засчитывается, так как в его намерении было сомнение. А если он уже после намерения засомневается, был рассвет или нет, то его пост будет считаться, так как в основе его сомнения – наступление рассвета.

3. Если после наступления рассвета человек засомневается в том, что он произнёс намерение до рассвета, то пост этого человека не засчитывается, так как в основе сомнения – не произнесение намерения вовремя. Но если он вспомнит о том, что произнёс намерение ночью или до наступления рассвета, пост его будет считаться соблюдённым.

4. Если после разговения (т. е. вечером) человек засомневается в прочтении намерения к посту на прошедший день, то посту это не повредит, даже если он и не вспомнит, произнёс ли он намерение.

5. Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться. Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок, что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается.

6. Пост человека, который прочитал намерение, если завтра наступит месяц Рамадан, соблюдать обязательный пост, а если это окажется последний день шабана, то соблюдать желательный пост, принимается только как желательный (суннат) в последний день шабана (если онимел привычку поститься в последний день каждого месяца), потому что в основе намерения – остаток шабана. Если этот день окажется первым днём месяца Рамадан, пост его не будет считаться.

7. Если человек в тридцатую ночь Рамадана прочитал намерение поститься завтра и это действительно оказался последний день Рамадана, пост его будет считаться, так как в основе намерения – остаток Рамадана.

Порядок, условия и место совершения намерения

Место намерения – сердце. Произнесение намерения словами не является условием, это желательное действие (сунна). Совместное произнесение помогает укрепить намерение в сердце. Необходимо самому себе напомнить суть намерения – желание на целый день отказаться от действий, нарушающих пост. Произнесение слов намерения без понимания смысла намерением не считается.

При намерении соблюдать обязательный пост необходимо указать, какой именно пост соблюдаешь – пост месяца Рамадан, каффарат или обещанный.

Существуют разногласия по поводу того, следует ли говорить слово «обязательный» (фарз). По достоверным источникам, его можно не произносить. Достаточно будет, если скажем «…соблюдать пост Рамадана», не подчёркивая, что это обязательный пост. Но недостаточно сказать «…соблюдать пост завтра», не уточняя, что это пост месяца Рамадан.

Произнесение намерения

Необходимо произнести намерение словесно и подтвердить сердцем: «Я намереваюсь соблюдать завтра пост месяца Рамадан ради Аллаха ». С таким вариантом текста намерения согласились все алимы.

Если кто-то намеревается возместить пропущенный пост двух месяцев Рамадана и в намерении он скажет «…возмещающий пост Рамадана», этого будет достаточно. Нет необходимости указывать, какого именно Рамадана пост возмещаешь.

Также, соблюдающий пост различных каффаратов может сказать «…соблюдать пост каффарата», не указывая конкретно, какого именно каффарата.

Если забыл прочитать намерение ночью

Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.

Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другиесуннат- посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.

Лица, пропустившие пост в месяц Рамадан

1. Это те, которым не нужно выплачивать каффарат – фидья, они лишь возмещают пост.В эту категорию входят шестеро, которые должны соблюдать имсак: потерявший сознание; опьяневший по своей вине; сошедший с ума; пропустивший пост в пути (путник); больной или тот, кто от голода, жажды, тяжёлой работы или имея грудного ребёнка, или беременна и, боясь трудностей, которые могут их постигнуть при посте, не постились, а также и женщина в период месячных и послеродовых выделений. Эта вся категория обязана лишь возместить пропущенный пост. Все четыре имама согласились с тем, что, если находящийся в пути человек по своему желанию прервёт пост, поев или выпив воду, то этот день он должен возместить и в остальное время дня соблюдать имсак. Более того, имамы Абу Ханифа и Малик говорят, что он должен выплатить каффарат.

По мазхабу имама Ахмада каффарат на такого не налагают, по наиболее достоверному слову имама аш-Шафии – тоже не налагают. Также имамы согласились с тем, что пропущенный по своему желанию один пост нужно возместить одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, ИбнуМусай сказал, что по каждому дню возмещается по месяцу, Нахаи говорит, что тысяча дней нужно возместить, а ИбнуМасуд сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост;

2. Те, которые выплачивают лишь фидья, т. е. не должны возмещать посты. Это неспособные поститься старики; безнадёжно больной (это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей).Неспособность поститься определяют по сильной непривычной трудности, которая настигнет человека с постом или болезнью, которая позволяет совершить таяммум. Неспособными же они должны быть во все времена. К примеру, если эти оба человека (старик и больной) могут поститься в холодное время года или в короткие дни, то они в это время должны возмещать посты;

3. Те, которые должны и пост возмещать, и фидья выплачивать. Это женщины, имеющие грудного ребёнка, или беременная, пропустившие пост из беспокойства за жизнь ребёнка. Беспокойством за жизнь ребёнка считается тогда, когда велик риск к выкидышу или молоко в груди может кончится, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть. Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить его. От количества детей фидья не увеличивается. Беременным и кормящим женщинам можно пропустить пост, если нет риска от приведённых выше причин, но если риск усилился, она обязана прервать пост, если нет другой, кроме не непостящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит. Женщина может вместе с кормлением ребёнка прервать пост, передать ребёнка на кормление другой, а самой поститься, не накормив ребёнка. Также разрешается прервать посты женщине, которая бесплатно кормит чужого ребёнка, и той, которая за плату кормит. В книге «Рахматулуммат» написано, что все четыре имама согласились о дозволенности пропустить пост женщине, боящейся за своего ребёнка. Но если они будут поститься, их пост будет действительным. Женщина, которая пропустила пост из страха за здоровье ребёнка, должна выплатить мудд.

Ибрагим Нажмутдинов

Ответ: Уа алейкум салям уа рахмату Ллахи уа баракятуху!
Использование четок не является нововведением (бида).

Хадис от Тирмизи (приводится также у аль Хакима и ат-Табарани), что Сафия (жена посланника Аллаха, СААС) сказала: «Ко мне однажды зашел пророк, когда передо мной лежало 4 000 косточек, и я их перебирала. Он спросил меня: «Что ты делаешь, о, дочь Хуейя?» И я сказала: «Я ими делаю тасбих». Он сказал: «Когда я зашел, я сделал больше, чем ты собираешься сделать!» «Научи и меня!»- «Говори: «Субхана Аллах»- числом таким же, как все то, что Он сотворил».

Передал Саад ибн Аби Ваккас, что однажды он с посланником Аллаха (СААС) зашел к женщине, которая делала тасбих на косточках. И он сказал ей то же, что и Сафии.

В «Муснаде» Имама Ахмада,в книге ««аз-Зухд»: «У Абу Дарда были косточки фиников, которые он использовал для зикра после утреннего намаза».- аль Батани, «Му’ажам сахаб».

Абу Дауд передал от Абу Хурайры, что у него (т.е.Абу Хурайры) всегда был мешок с косточками для тасбиха.

Абу Шейба передал от Икримы от Абу Хурайры, что у Абу Хурайры была веревка на 2 000 узелков, и он не ложился спать, пока не делал 12 000 тасбихов.

Ибн Саад пишет в книге "Табакат": "Рассказали нам Убайдулла ибн Муса и Исраиль от Джабира, а тот- от женщины, рассказавшей ему от Фатимы, дочери Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах), что она восхваляла Аллаха, отсчитывая при этом узелки на веревке". Сын Ахмада ибн Ханбаля, Абдулла, передал со слов Наима, сына Михраза ибн Абу Хурейры, что у его деда была веревка с тысячью узелками. И он не ложился спать, пока не сделает тасбих".

Ибн Алян, комментируя хадис: "И отсчитывйте кончиками пальцев, воистину, с них будет спрос, и они будут свидетельствовать" из книги Ан-Навави "Азкар", сказал: «Поэтому люди для поклонения Аллаху используют четки».

Мнение 1.
Ибн Хажар также по поводу этого хадиса Ан-Навави сказал: "Из этого повеления ясна дозволенность, и даже желательность использования четок". Ибн Джаузи сказал: "Четки желательны, так как в хадисе Сафийи сказано, что она поминала Аллаха, используя семена и камешки. Посланник Аллаха (СААС) признал ее поступок. А использование этих же камешков или семян, связав их между собой, облегчает подсчет.

Все вышеперечисленные люди были рядом с Посланником Аллаха (мир ему): Сафия - его супруга, Фатима – правнучка, Абу Хурейра – его ближайший сподвижник, чьи хадисы являются неопровержимым доказательством в Исламе.

Мнение 2:
Четки использовать можно, при условии, что они не являются для вас основным элементом поклонения, то есть, вы можете обходиться и без них.

Этого мнения придерживались имам аш-Шаукани («Наль аль Аутар») и ас-Суюти («Аль Хаваи ли-ль фатави», «Дар четок»), которые указывают, что четки можно использовать, однако нельзя делать их основным элементом поклонения (они представляют такое же вспомогательное средство, как, например, молитвенный коврик). Если же четки возвести в основу поклонения- когда человек считает наличие четок обязательным для совершения поклонения, тогда это бида.

Что же касается приводимого якобы хадиса: «Самое лучшее поминание Аллаха-это четки»,- то это вымышленный хадис, и даже не асар. Согласно имаму аз-Зубайди, чекти в современном виде появились лишь в начале 2 века хиджры. Кто хочет заглянуть глубже или узнать еще больше подобных фактов, может воспользоваться книгой Джалалудина Суюти "Аль минха фи субха", скончавшегося в 911 г. Хиджры. Она полностью посвящена этой теме.