А остальное – приложится - dik_dikij. Остальное приложится

«Два человека, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену, содержал кроме них отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Он без нужды, с помощью Божией, прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому и однажды с гневом сказал ему: “Откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тебя тружусь, а все-таки обнищал. Отчего так?” Первый ему отвечал: “Я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. Если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото делить с тобою пополам”. Бедный сосед поверил и так же стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда никакого золота на дороге не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: “Видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей и как тебя обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: ″Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам″ (Мф. 6: 33), и они оправдались на мне. И если я сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, через хождение в церковь оба мы, и ты и я, приобрели все нужное нам”» .

В теории музыки есть понятие ключа. Это такой небольшой значок, который, однако, играет очень большую роль: он организует на нотоносце ноты, определяя октаву, в которой необходимо исполнять музыкальное произведение. Попробуем заменить на нотном стане ключи басовый на скрипичный, поменяв их местами, но оставляя все ноты на прежнем месте, и предложим исполнить эти ноты какому-нибудь музыканту. Полагаю, что тот откажется исполнять предложенный ему «шедевр», понимая, что получится нечто неблагозвучное, и опасаясь за свою репутацию. Нечто подобное очень часто происходит в нашей духовной жизни, а точнее, в ее церковной составляющей, когда цели этой последней мы подменяем целями посторонними, нецерковными.

В нравственном богословии понятие побуждающего мотива или цели имеет очень важное значение при определении духовной ценности любого поступка. Одно и то же по внешнему содержанию действие, совершенное двумя разными людьми с разной целью, имеет весьма различное значение и следствие для них. Возьмем, к примеру, дом престарелых. Его может посещать и православный волонтер, и общественный деятель. Кажется, что оба совершают одно действие и действие это добродетельно. Но если мы вдруг узнаем, что волонтер делает это исключительно ради Христа, исполняя Его заповедь, а общественный деятель желает через это лишь приобрести себе авторитет в обществе, то мы поймем, что их поступки имеют весьма мало общего, и не будем спешить называть деятеля добродетельным.

Святая Церковь создана на земле Господом ради нашего спасения. Исключительная и единственная цель Церкви есть спасение человека, заключающееся в исцелении от духовных немощей, которые именуются еще греховными страстями, и в соединении с Богом. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда» . Средства, о которых говорит святитель, - все то, что содержится в Церкви и предлагается верующим. Это и святые посты, и святая вода, многоразличные требные чинопоследования, и, прежде всего, таинства. «Таинствами Христовой Церкви, - учит епископ Игнатий (Брянчанинов), - верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение» . Кажется, все это прекрасно всем известно, так зачем же снова зубрить этот «духовный букварь»? Да, так, действительно, кажется, но только на первый взгляд.

В постперестроечный период, период свободы, трактуемой как вседозволенность, Россию наводнили различного рода «целители душ и телес», обещающие людям за «умеренную плату» избавление от всех болезней и жизненных невзгод. «Целители» получили широкий доступ к телеэкранам, и «духовные услуги» можно было получить даже бесплатно, не выходя из дома. За время процветания всевозможной экстрасенсорики и парапсихологии у нас успел сформироваться особый тип человека - потребителя «духовных услуг», склонного видеть причины своих проблем не в себе самом, а вовне и соответственным образом решать эти проблемы. К примеру, ушел из семьи муж. Так можно пойти к колдуну и заговорами вернуть его домой. Если муж пьет, то можно его закодировать. Понравилась кому чужая жена? Нет проблем, можно пойти к какой-нибудь «госпоже» и приворожить ее. Люди были приучены к тому, что любые проблемы можно решить быстро и удобно, без труда над собой, свалив этот труд за определенную плату на «народного целителя». И вот такой человек приходит и в Церковь решать свои проблемы. Приходит, потому что все идут, потому что это популярно. И в Церкви будет такой человек решать свои проблемы так, как он привык уже это делать.

Спросив молодую маму, с какой целью она крестит своего младенца, можно услышать в ответ: чтобы не умер в младенчестве, чтобы его никто не испортил. Или же просто потому, что так все делают. Если спросим прихожан, зачем они причащаются, то часто услышим в ответ: для того, чтобы дела шли хорошо, чтобы все хорошо было в семье, было здоровье и чтобы никто, не дай Бог, не навел порчу. Исповедь зачастую воспринимается лишь как средство «выплакать» на батюшку свои жизненные невзгоды. Венчаются, оказывается, для того, чтобы брак не распался, и так далее. Симптомы болезни можно перечислять очень долго. Но, может быть, кто-то рассудит: «Не все ли равно, с какой целью все это делаются? Главное, что люди уже в Церкви, приходят к священнику и принимают таинства. И это уже замечательно. Остальное приложится само собой». Тогда мы вправе предложить совопроснику на рассмотрение следующую ситуацию. Врач прописывает больному антибиотик. Но этот антибиотик имеет свое действие только лишь в том случае, если его пить семь дней и еще два дня после окончания симптомов болезни (таков, например, Flemoxin Solutab). Если больной без должного внимания отнесется к рекомендации врача и будет пить лекарство только несколько дней, до исчезновения симптомов заболевания, то он не вылечится, и болезнь вскоре вернется к нему. Вообще очень часто те или иные антибиотики имеют свое лечебное действие только в том случае, если их пить до еды либо после. Есть такие средства, которые возможно применять только при определенном состоянии организма (отсутствия тех или иных заболеваний), в противном случае лекарство может превратиться в яд и даже привести к смерти.

Если в том, что касается медицины, мы вполне согласны с вышеприведенными соображениями, то в том, что касается духовной жизни, нам почему-то сложно понять и рассуждения подобного рода вызывают протест. Но Церковь, по словам святого Златоуста, есть духовная лечебница, и параллели, связанные с медициной, здесь вполне уместны. Средства, предлагаемые в Церкви, направлены именно на уврачевание духовных недугов человека. Так же, как в медицине, эти средства оказывают свое действие при определенных условиях, выполняемых человеком. Эти условия сводятся к правильному отношению к таинствам, которое позволит человеку хорошо подготовиться к тому или иному таинству и потом обильно пожать его плоды. Объясню это на примере. Таинство крещения очень важно для человека. В этом таинстве верующий через покаяние и погружение в купель омывается от всей прежней греховной скверны, получает семя новой благодатной жизни по законам Евангелия и соединяется со Христом. Если человек это понимает, то прежде принятия таинства он хорошо подготовиться к этому. Он изучит Евангелие, чтобы знать те законы, по которым ему необходимо будет вскоре жить. Он постарается заранее бросить все дурные привычки, чтобы после таинства они не препятствовали ему жить по заповедям Христовым. Он постарается как можно искреннее покаяться в прежней греховной жизни, чтобы после крещения было легче изменить образ жизни. Если же человек, приходя креститься, преследует иные, нецерковные, цели, то и соответственной подготовки к таинству не будет, не будет желания и усилия к тому, чтобы посеянное семя новой жизни дало свои плоды. То же самое происходит и в отношении других таинств. Чтобы достойно причаститься, необходимо понимать, что причастие - это теснейшее соединение со Христом, способствующее скорейшему нашему уподоблению Христу. Только такое понимание позволит достойно подготовиться к таинству, чтобы принятие тела и крови Господних было спасительно. «Уверься и утвердись в вере, - учит святитель Тихон Задонский, - что в святейшей евхаристии истинно подается нам тело Христово и кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом, и приуготовлением, и благоговением, к этой ли Божественной трапезе приступая, не затрепещешь?» В противном случае, если человек ожидает от причащения лишь земного благополучия, то очень скоро может наступить разочарование и, как следствие, потеря веры в силу таинств. «Многие наперед вожделевают получить от святого причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу таинства колеблются. А вина не в таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости укрепить вас на всякое добро в угодность Ему» (святитель Феофан).

Исповедь нужна не для того, чтобы «выплакать» на батюшку свои жизненные невзгоды, и даже не для того, чтобы принести ему «отчет о проделанных грехах». Святитель Феофан Затворник учит, что во время исповеди «больше сокрушения о грешности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо». Исповедь, при условии сердечного сокрушения о грехах и твердой решимости оставить грех, низводит на сердце кающегося милость Божию, состоящую в прощении грехов и в ниспослании благодати для дальнейшей борьбы с грехом. «Дело покаяния просто: один вздох и слово: “Согрешил, не буду!” Но этот вздох должен пройти небеса, чтоб стать ходатаем у престола Правды; и это слово должно изгладить из книги живота все письмена, коими означены там грехи наши. Где же возьмут они такую силу? В безжалостном самоосуждении и в горячем сокрушении. Вот сюда и да будет устремлено все наше покаянное рвение: умягчите и сокрушите сердце свое и потом, в час исповеди, не устыдитесь открыть все, что стыдит вас пред лицем Бога и людей» .

Наконец, таинство венчания совершается не с той целью, чтобы обезопасить брак от скорого развала. Венчанием Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения и возрастания в любви к Богу и друг к другу. Для того, чтобы они вместе учились исполнять заповеди Евангелия и научили этому своих детей. Если супруги подходят к венчанию с такой целью, то Бог помогает им пережить вместе все жизненные невзгоды и сохранить взаимную любовь. Если же этой цели у них нет, то венчание само по себе не является гарантом крепости семейного союза. Непонимающие это, сталкиваясь с очередным разводом венчанного брака, вздыхают: «Ну, вот, даже венчание не помогло!»

Итак, наиглавнейшая и единственная цель Церкви на земле есть спасение человека, воспитание человека для жизни будущего века. Но и земная наша жизнь не забыта у Бога. Сам Христос научил нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам » (Мф. 6: 33). «Это все» - то, что необходимо для нашей земной жизни и что в совокупности и составляет наше земное счастье. Лишь бы только мы сумели воспользоваться тем «ключиком», о котором говорят не только эти слова Спасителя, но и все Писание, и искали прежде всего богоугождения в Его святых заповедях. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». Крестишься ли сам или крестишь детей - старайся впредь жить по заповедям и учить этому своих детей. А Господь уж позаботится о том, как сохранить тебя от напастей. Для этого Он и приставляет к крещенному Своего ангела-хранителя. Причащаешься ли - старайся тщательно подготовиться к встрече Великого Гостя и прими Его у себя с благоговением. Этот Гость Сам постарается обезопасить тебя от нежелательных влияний и управит ко благу твой жизненный путь. Венчаешься ли - венчайся с целью совместного богоугождения, и тогда сам путь к этой цели обезопасит твой брак от разрушения. Благодать, даруемая Богом для достижения этой цели, будет, подобно скрепляющему раствору, соединять супругов и сделает брак счастливым. И так во всем. Жизнь по заповедям Христа сделает нас счастливыми уже потому, что приблизит нас к Нему, а где Христос, там и всякое благо. Благо небесное и земное.

Цит. по: Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. С. 625.

Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1898. Т. 4. С. 62.

Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1905. С. 500.

Иоанн (Маслов) , архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского // Иоанн (Маслов) , архимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Магистерская дисс. Загорск, 1981. Т. 1-5. С. 1663-1664.

Добротолюбие. М., 1883. Т. 1. С. 97.

Остальное приложится Разг. Всё второстепенное, зависящее от главного, придёт само собой, лишь бы осуществить (осуществилось) главное. Главное - надо быть справедливым, а остальное всё приложится (Чехов. Письмо А. С. Суворину, 9 дек. 1890). - Начать учение нужно с того, чтобы было желание, - сказал Струков, - а остальное приложится (В. Лидии. Новый дом).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Остальное приложится" в других словарях:

    остальное приложится - нареч, кол во синонимов: 1 остальное попутно совершится (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    остальное попутно совершится - нареч, кол во синонимов: 1 остальное приложится (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    приложиться - ложусь, ложишься; св. 1. Приблизиться вплотную чем л. к чему л. П. к груди больного. П. ухом к двери. П. к замочной скважине. П. лбом к стеклу. П. козырьку фуражки (разг.; отдать честь кому л.). П. к шляпе (разг.; поприветствовать кого л). 2.… … Энциклопедический словарь

    приложиться - ложу/сь, ло/жишься; св. см. тж. прикладываться, прикладывание 1) Приблизиться вплотную чем л. к чему л. Приложи/ться к груди больного. Приложи/ться ухом к двери … Словарь многих выражений

    Молитва - I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1) евр. тефилла, молитва, обращение к Богу; глагол атар имеет значение молиться, когда речь идет о человеке, и значение снисходить к просьбе, когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, просьба; просэухэ, молитва;… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    НЕХЛЮДОВ - герой романа Л.Н.Толстого «Воскресение» (1889 1899). Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), «Утро помещика» (1856) и рассказа «Из записок князя Д.Нехлюдова (Люцерн)» (1857). М. Горький не без оснований… … Литературные герои

    Стиль - 1. Понятие стиля. С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. возникает как результат «художественного освоения» определенных сторон социально … Литературная энциклопедия

    Джордж Оруэлл - (1903 1950 гг.) писатель В пятьдесят лет у каждого человека лицо такое, какого он заслуживает. Вам когда нибудь приходило в голову, что в каждом толстяке скрывается худой, подобно тому, как в каждой каменной глыбе прячется статуя? Озлобленный… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Потребительский идеал в СССР - Основная статья: Советский образ жизни «Квартира, дача, машина» триада, характеризующая потребительский идеал, сложившийся в советском обществе в 1960 1980 е годы (в шуточной форме «Дачка, тачка и собачка»). … Википедия

    Кипелов, Валерий Александрович - Эта статья о вокалисте группы «Кипелов». О самой группе см. Кипелов (группа). Валерий Кипелов … Википедия

Книги

  • Синастрическая астрология. Резонансы , Рыжов Анатолий. В данной книге будут даны описания некоторых разработок школы: резонансы между людьми, а также возможности их коррекции в ту или в другую сторону. Ранее обычно разбирался чисто… Купить за 394 руб
  • Люди и Нелюди , Виктор Костин. Если вы попали в другой мир. Главное при этом… получить удовольствие… если успеете, а иначе зачем вы здесь. Крутой… был, стал мальчишка, не самый умный и сильный, новедь молодой и красивый……

Алексей Битов (poziloy)

К вопросу об интерпретации. Прямо-таки в тему.

Пьеса – текст, который можно перенести на сцену, ничего не меняя и не адаптируя. Это ясно, но «можно» и «нужно» – ни разу не синонимы, и лобовой подход порой обречён (ну, почти обречён) на неудачу.

С пьесами Горького, на мой взгляд, именно такая ситуация – в них, как правило, заложено внутреннее противоречие: по сюжетам они, вроде бы, психологические, а по форме – явный перебор в монологах по части многословия и патетики. Как бы ни возмущались поклонники горьковской драматургии, спорить тут не приходится.

Что же из этого следует? Следует жить , да, но мы сейчас о другой реальности, театральной. Отнюдь не предлагаю отправить Горького на свалку – и в характерах его героев, и в резкости конфликтов, пусть даже выстраиваемых зачастую вокруг пары антагонистов (Ужа и Сокола, по меткому определению К.Чуковского), есть, за что «зацепиться». Но лобовое прочтение тут, рискну предположить, не слишком подходит, а вот вариант трагифарса, полагаю, очень даже возможен.

В «Мещанах», поставленных С.Голомазовым с актёрами-выпускниками ГИТИСа, элементы трагифарса видны, что называется, невооружённым глазом; более того, в начале спектакля они откровенно подчёркнуты – так, чтобы даже у самого наивного зрителя пропало желание воспринимать происходящее на сцене буквально (достаточно вспомнить «монашку» Акулину Ивановну). Впрочем, подсказка – уже в самом названии на афише: не «Мещане», а «Мещане. Попытка прочтения». Словосочетание «Попытка прочтения», понятно, вызывает некоторую тревогу – а то мы не знаем, что за этим порой прячется оголтелая отсебятина, не имеющая к первоисточнику ни малейшего отношения. Но здесь отсебятины практически нет (ну, кроме нескольких «реприз», об уместности и удачности которых можно спорить), и если вдруг кто-то скажет мне, что авторы спектакля глумятся над Горьким и его пьесой – нет, не соглашусь. На грани стёба (так сказать, на грани фола) – возможно, но всё-таки не стёб, потому что на сцене люди, в чём-то похожие на нас, а не мешки с вложенным в них текстом.

С другой стороны, можно возразить: что же это за трагифарс, если не смешно? А кто сказал, что трагифарс должен быть смешон? Фарс – должен, он на это и рассчитан, а трагифарс (по крайней мере, в моём понимании) – жанр, в котором из фарсовых элементов складывается трагедия (чему смеяться-то?) Между прочим, элементы такого трагифарса присутствовали и в двух известных постановках «На дне» – в «Современнике» у Г.Волчек и в пермском театре «У Моста» С.Федотова. И тоже ведь не обхохочешься, согласитесь.

Кстати, с федотовским «На дне» голомазовскую «Попытку прочтения» сближает ещё и стол – основной элемент сценографии. вокруг которого закручивается почти всё действие. Правда, у Федотова стол неподвижно стоит посреди сцены, а у Голомазова он «мигрирует» с авансцены к заднику и в итоге встаёт поперёк, да и по размеру «мещанский» стол намного больше, но, как хотите, определённая общность тут есть, и это лишний раз подчёркивает некоторую, скажем так, «застольность» Горького (далеко не всё в его пьесах произносится на трезвую голову). И неизбежные пустоты вокруг гигантского стола, ощущаются как знаковый символ спектакля.

А как же товстоноговские «Мещане»? Стол там, конечно, тоже присутствует, но только как один из «конструктивных элементов» – не сказал бы, что действие закручено вокруг него. Кстати, в ГИТИСовских «Мещанах» есть сцена, которая меня слегка резанула: когда Тетерев пьёт свою первую рюмку, это выглядит как попытка «процитировать» миниатюру «Похмелье» в исполнении Е.Лебедева; возможно, это сделано умышленно, но, на мой взгляд, вспоминать о Лебедеве (и, стало быть, о спектакле в БДТ) опасно – в истории нашего театра Товстоногов стоит особняком (как говорил в подобном случае другой персонаж Горького, несценический, «Кого можно поставить рядом с ним? – Некого »).

Но это всё, разумеется, частности, а в целом такая «Попытка прочтения» заслуживает, как минимум, внимания – несмотря на некоторые небесспорные моменты. Как пример – начало Действия третьего, где безобидная авторская ремарка «Степанида стирает с мебели пыль » озвучивается с нарочитой паузой: «Степанида стирает... пыль». Некоторой части публики это нравится, но уверенности в том, что серьёзный спектакль (пусть даже трагифарс) уместно «разбавлять» подобными хохмами, лично у меня, извините, нет. Но – повторюсь: и трактовка «Мещан», и её режиссёрское решение, как минимум, интересны.

Сам спектакль, по сути, складывается у нас на глазах: поначалу он выглядит как читка (или, во всяком случае, близко к тому), и только потом дистанция между актёрами и персонажами начинает сокращаться – неравномерно, с как бы «репетиционными» фрагментами. Конечно, речь не о читке типа «бу-бу-бу», всё персонифицировано и интонировано (так, «монашка» свою часть вводной ремарки зачитывает нараспев, как во время церковной службы), и тем не менее... Приём в современном театре, понятно, не новый, но здесь это работает, складываясь в единый пазл, пусть и не без некоторых зазоров. Всё-таки, как ни крути, это ведь не просто спектакль, это спектакль учебный, одна из задач которого – дать ребятам возможность проявиться в разных «ипостасях», а иногда и в разных ролях. Но, что существенно, можно смотреть этих «Мещан» и глазами обычного зрителя, без скидок на «учебный процесс».

А что же студенты-актёры? Честно говоря, поначалу не предполагал о них писать (за одним-единственным исключением) – исходил из того, что спектакль в середине июня показали в последний раз, после выпуска он прекращает своё существование, и незачем высказываться вслед ушедшему поезду. Но недавно выяснилось, что это не так – студенческих «Мещан» можно будет увидеть осенью в ТЦ «На Страстном» (см.

Всё остальное приложится

Стая птиц возвращалась на зиму в Африку. Молодые птицы, которые летели в Африку впервые, беспокоились, волновались, шумели и задавали множество вопросов:

Интересно, а в Африке тепло? А есть ли в Африке реки? А есть ли там леса? Идут ли в Африке дожди?

Вожак стаи сначала отвечал на все вопросы, а потом, утомившись, сказал:

Знаете что, дети? Главное - долететь до Африки, а там беспокоиться не о чем.

«Итак, не ищите, что вам есть или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.» (Лк. 12:29–31).

Из книги Я есть То автора Махарадж Нисаргадатта

44 «Я есть» истинно, всё остальное - умозаключение Махарадж: Тот, кто воспринимает мир, первичен, или он появляется вместе с миром?Вопрос: Какой странный вопрос! Зачем вы задаёте такие вопросы?М: Пока вы не узнаете правильный ответ, вы не найдёте покой.В: Когда я просыпаюсь

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

18. Зачем нужен обряд? Гораздо проще просто верить в Бога, разговаривать с Ним, все остальное только отвлекает. Вопрос:Зачем нужен обряд? Гораздо проще просто верить в Бога, разговаривать с Ним, все остальное только отвлекает.Отвечает священник Константин Пархоменко:Те, кто

Из книги Притчи и истории, том 2 автора Баба Шри Сатья Саи

105. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и всё это приложится вам” (Матф., 6-33) Однажды великий царь устроил при дворе необычную выставку. Он был любителем живописи, скульптуры, прикладного искусства, музыки, архитектуры, и т.д. и решил выставить на всеобщее обозрение

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Переведено точно, и однако не согласно с некоторыми кодексами. По русскому переводу выходит, что "его" относится к царству, т.е. ищите Царства Божия и правды этого Царства; между тем в некоторых греческих

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Если духовные дела в порядке, то успеется и все остальное Прибавлю сюда еще одно замечание. Некоторые мне доносят, что мы не успеваем исполнять одновременно и телесные, и духовные

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 6, ст. 31-34; глава 7, ст. 9-11.

6.31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

6.32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

6.33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

6.34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

7.9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

7.10. и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

7.11. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

(Мф. 6, 31–34; 7, 9–11)

Предостерегая Своих последователей от излишнего попечения о богатстве и приобретении земных благ, Спаситель подчеркивает, что человек в своих помыслах и заботах не должен стремиться к обладанию земными сокровищами, но стремиться, в первую очередь, к обретению Царствия Божьего.

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6, 31–32), – говорит Христос, призывая не предаваться излишним и беспокойным заботам о пище и одежде, таким заботам, которые поглощают все время и внимание, отвлекая от забот о спасении души.

Борис Ильич Гладков поясняет, что этими словами Спаситель «предостерегает… чтобы заботы о том, что пить, что есть и во что одеться, не доводили бы нас до того тревожного состояния духа, которое близко к безнадежному отчаянию, к потере веры в милосердие Божие».

Господь научает жить, исполняя волю Божию и трудясь над тем, чтобы приобрести вечные сокровища, которых не придется оставлять и которые будут дарованы человеку, когда он войдет в вечную жизнь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Блаженный Феофилакт замечает: «Ибо если Он увидит, что ты занят исканием Царства Его, то Он, всеконечно, будет промышлять о тебе в твоих нуждах. И мы заботимся более о тех, кои всецело предали себя нашему попечению, и бываем к ним так предусмотрительны, как будто бы они сами и не смотрят за собой? Не больше ли для нас сотворит Господь?»

Спаситель замечает, что если вместо земных благ мы будем искать сокровищ небесных и сердца наши всегда будут устремлены к небу, то Отец наш Небесный дарует нам все необходимое. И поэтому приводит такие примеры: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мф. 7, 9–10).

И если сын просит у отца хлеба и рыбы, которые служат для пропитания, то и наши прошения должны служить для нашей пользы.

Евфимий Зигабен пишет: «Господь опять пользуется фактом из человеческой жизни и примером возводит слушателя к вере в то, что сказал. Просящему дóлжно быть сыном и просить о том, что отцу прилично дать, а сыну полезно получить».

Таким образом, Господь всегда слышит наши молитвы подобно тому, как родители слышат просьбы своих детей. И как ни один родитель не даст своему ребенку того, что может ему навредить, так и Бог никогда не даст нам того, что не принесет пользы.

Подводя итог вышесказанному, Господь наставляет: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11).

Александр Павлович Лопухин отмечает: «В противоположность людям указывается Отец Небесный, Который… добр и благ по самой природе Своей. Когда люди обращаются к Нему с просьбами, то Он, очевидно, более, чем люди, дает благое просящим у Него».

После наших прошений Господь всегда посылает нам Святого Духа, Который есть обличитель всякого зла, чтобы мы в свете благодати Божией могли увидеть, к чему может привести нас просимое. И, конечно, мы никогда не должны прекращать молитву, которая есть живое общение с Богом и действительная возможность получить желаемые блага.

К сожалению, очень часто мы прекословим воле Божией и слыша – не слышим, и видя – не видим.

А потому, дорогие братья и сестры, нам необходимо всегда помнить о том, что Царствие Божие только тогда открывается в земной жизни каждого из нас, когда мы стремимся исполнить волю Божию. Достичь же этого можно лишь неустанно трудясь над тем, чтобы разуметь заповеди Его, стараясь их исполнять; быть подражателями Христу, стремиться поступать так, как поступал Он; думать так, как думал Он, и желать того, к чему Он стремился. Только тогда Царствие Божие более явно открывается внутри каждого из нас уже здесь, в земной жизни.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)