Что делать при раздражении. Раздражительность

Считается, что подражание в прямом смысле этого слова – непосредственное копирование чьих-либо действий, являющееся способом усвоить новую поведенческую форму.

В более широком понимании подражание – это такое воздействие на человека, при котором он самостоятельно, по собственному желанию начинает осуществлять те или иные поступки, подражая воздействующему на него субъекту, который зачастую может и понятия не иметь о подобном воздействии на кого-то. Такие случаи называют ненаправленным влиянием.

Повторяя любые действия другого человека, копируя его жесты, поступки, черты характера, интонацию и даже мимику, человек выбирает себе образец для подражания. Копирование поведенческих факторов может быть как произвольным, так и непроизвольным. Осознанная цель копировать другого человека в этом случае будет произвольным подражанием, а вот если делать это не задумываясь – это непроизвольное подражание.

В результате непроизвольных действий у объекта влияния появляются не присущие ему ранее виды активной деятельности, которые транслируются на него субъектом подражания. В случае, если такая активность полностью изменяет личностные категории человека, может возникнуть феномен так называемого идеального представления личности субъекта в человеке, на которого оказывается влияние.

Возрастные категории

В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.

В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его , характер.

Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.

Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.

Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.

В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.

Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.

Устойчивость имитирования

Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию.

Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.

По механизму осуществления подражание разделяют на:

  • Разумное.
  • Машинальное.
  • Неполное.
  • Абсолютное.
  • Всецелое.
  • Созидательное.
  • Произвольное.
  • Невольное подражание.

При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.

Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.

Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.

Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.

Психическое заражение

Охарактеризуем суггестию, которая представляет собой некий ряд факторов, происходящих из социально-экономической реальности, которая окружает человека. Предпосылкой для этого может выступить механизм имитации, а также некоего внушения.

Главным фактором психологического заражения представляется эмоциональная составляющая. Она выражается не в сознательном принятии какой-либо информации и даже шаблонного поведения, а как транслирование конкретного состояния. Массовость эмоциональной составляющей воздействует на окружающих как механизм, который увеличивает эмоциональную связь между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

В таком варианте ситуация вовсе не содержит преднамеренного организованного давления на индивидуума. Человек попросту усваивает пример иного мышления и мировосприятия, неосознанно следуя ему.

Психологическое заражение уже довольно хорошо исследовано и используется в качестве средства воздействия на человеческие массы. Сюда относятся различные фобии людей, религиозные секты, массовые психозы, веяния в культуре и, как ни странно, даже мода. Функции подражания в этом случае – сгруппировать массы людей по конкретному признаку.

Интересно отметить тот факт, что суггестия была известна и в давние времена и была многогранно представлена в обществе – это и азарт в физических состязаниях, и всеобщее погружение в транс во время ритуального действа, рефлексия, панические настроения масс народа и т.д.

Исследователи утверждают, что существует некая реакция заражения. Она проявляется сильнее всего тогда, когда группа лиц находится в просторном, ярко освещенном помещении, из-за чего воодушевленное состояние присутствующих в разы усиливается рефлекторно.

Наиболее заметно явление психического заражения в слабо слаженной толпе людей, где эмоциональная составляющая выходит на передний план. Необузданная толпа нагнетает собственное эмоциональное состояние, повышая «градус накала» до предела. Итоги нам известны – это массовые беспорядки, погромы и драки, несмотря на то что изначально ничего такого не предусматривалось.

Для того чтобы появилось эмоциональное заражение, нужно взять образец для подражания и установить всеобщую систему оценок. Пример такого заражения – когда в толпе кто-либо один начинает аплодировать или скандировать слоган, а остальная масса сразу же подхватывает за ним. Автор: Андрей Воробьев

Мода, как известно, приходит и уходит, стиль - остается. И всегда будут люди, которые стоят над мимолетными тенденциями, являются предметом копирования и объектами для многочисленных подражаний. сайт выбрал самых влиятельных законодателей стиля за последние сто лет.

Пьющий, постоянно курящий мафиози-сердцеед и один из лучших голосов ушедшего века по версии BBC Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) своей манерой одеваться дал старт эре шика, лаконичного и непринужденного стиля, одним из главных элементов которого является шляпа.

Близок к нему и скандально известный своей нелюбовью к папарацци актер Марлон Брандо (Marlon Brando) . Фактически, он стал первым мировым секс-символом. Наиболее полно его «я» оформилось к финалу карьеры в фильме «Крестный отец». Чем не повод пересмотреть гениальное кино? Кстати, его внук - Туки Брандо представляет сейчас бренд Versace, а принты с портретом самого актера украшают футболки в коллекции Dolce&Gabbana лето 2010.

В отличие от Синатры и Брандо, Пол Ньюман (Paul Newman) - образец хороших манер, стабильности и преданности возлюбленной. Роли в кино 50-70-х принесли ему всемирную славу и звание самого стильного парня Америки, а увлечение экологической пищей и одеждой добавили в список достоинств новаторское мышление.

Актер и профессиональный спортсмен Джо Нэмет (Joe Namath) главным своим оружием сделал эстетское щегольство, чем предвосхитил целую эпоху celebrities от спорта типа Дэвида Бэкхема. Джо славился экстравагантной манерой одеваться: он запросто мог явиться на вечеринку в ботфортах со шпорами и шубе, одетой на голое тело. Так он показал всему миру и поклонникам, что спортивное мастерство и умеренный эпатаж - хорошие стилевые союзники.

Кстати, о Бэкхеме. Его можно любить или ненавидеть, но отрицать чувство стиля и влияние на мужскую моду все-таки не стоит. Он активно занимается благотворительностью, продолжает популяризировать спортивный образ жизни, а его безупречный образ не портят ни длинные волосы или бритая голова, ни даже высокий голос. А еще Дэвид Бэкхем (David Beckham) свято верит, что если изменить прическу или стрижку, можно изменить жизнь. Так ему сказали мастера фен-шуя.

В завершении спортивной темы следует сказать о Майкле Джордане (Michael Jordan) . Созданный им стиль был уместен в любой ситуации, начиная от зала судебных заседаний и заканчивая светской вечеринкой. Несмотря на внушительный рост, он умеет легко и непринужденно носить костюмы и нисколько не стеснялся раннего облысения, превратив его в элемент образа.

Естественно, любой подобный обзор был бы неполным без имени Джеймса Дина (James Dean) . Пусть он сыграл всего три главных роли в кино, но для миллионов по-бунтарски настроенных подростков он был идол и кумир. Не вдаваясь в особенности созданного им стиля, для этого проще поглядеть «К востоку от рая» или «Бунтаря без причины», следует вспомнить его бессмертную фразу - девиз многих поколений: «Мечтай так, словно будешь жить вечно; живи так, словно умрёшь сегодня».

«Бойцовский клуб», «Мистер и миссис Смит», «Легенды осени» - может быть, эти фильмы и не являются всеобщими фаворитами и шедеврами кинематографа, но они сделали Брэда Питта (Brad Pitt) суперзвездой. А сегодня он неизбежно попадает в первую тройку самых привлекательных мужчин мира по версии разнообразных таблоидов. Помогает ли он сиротам в Аддис-Абебе, путешествует ли на яхте - он все делает с завидным мужским изяществом, которое с возрастом становится лишь лучше и притягательнее. Поговаривают, что титул «квинтэссенции лучших качеств современного американца» Бред Питт забрал у легенды кино Роберта Рэдфорда.

Любимец Тима Бертона, Джонни Депп (Johnny Depp) - еще один fashion-идол и пример для стилевого подражания. Его беспечная, небрежная манера одеваться и способность самые жалкие лохмотья носить с особым достоинством, вкупе с хорошими манерами не оставляют равнодушными киноманов и поборников моды с начала 80-х и по сей день.

Актер Стив МакКуин (Steve McQueen) прославился своей противоречивостью. В день он курил по пачке сигарет, безмерно пил виски, баловался марихуаной и кокаином, и ежедневно 2 часа уделял занятиям в тренажерном зале. Формула проста - даже если ты плохой парень, изволь выглядеть подтянуто и сексуально.

Главный грубиян кинематографа и образец здравой мужественности Джейсон Стетхем (Jason Statham) доказал всем мужчинам, что лысина и плешь - это не дефект образа, а элемент стиля. Важно лишь выглядеть спортивно, вести себя умеренно агрессивно, уметь вовремя делать умное лицо и всегда сохранять невозмутимость и самообладание. Быть может, он не самая крупная звезда на голливудском небосклоне, но, тем не менее, достоин упоминания в любых подобных обзорах.

Обходительный и харизматичный Кэри Грант (Cary Grant) в течение долгих десятилетий был эталоном мужчины. Впрочем, его качества актуальны и сейчас. А еще он безупречно носил костюмы, пошитые на заказ, и других не признавал. Среди прочих стилевых заслуг ему приписывают популяризацию смокинга как атрибута светских вечеринок.

Еще один факт из его жизни, достойный внимания и уважения: обладая огромным авторитетом среди простых американцев, он никогда не пользовался им для политических игр и агитации, хотя являлся горячим республиканцем. Когда же Рональд Рейган попросил выступить в свою поддержку, Грант не отказал. Но на следующий день аналогичную речь он держал в защиту политического оппонента.

Конечно же, без Бонда здесь никак не обойтись. А лучшим из всех был, пожалуй, Шон Коннери (Sean Connery) - харизме и обаянию которого и сейчас могут позавидовать очень многие.

Среди такого количества спортсменов и актеров, музыкант, поэт и композитор Боб Дилан (Bob Dylan) выглядит настоящим отшельником, человеком не от мира сего. Врочем, его это не сильно беспокоило, а образ философствующего бродяги стал его визитной карточкой и источником вдохновения.