Что значит покаяться перед богом. Что нужно знать человеку, готовящемуся к исповеди

В ажность покаяния трудно переоценить. В конце концов, первой публичной проповедью Иисуса было «Покайтесь!» (Марка 1:15) – и так как для Иисуса это было одним из первых в списке, вероятно, мы тоже должны обратить на это внимание.

Но как покаяться правильно? Псалом 31 — это прекрасное место, где можно исследовать природу и процесс глубокого покаяния. Вот пять основных шагов:

1. Честно признайте, что вам нужно покаяться.

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (стих 2)

Покаяние требует честности. Никто не приходит к Богу с искренним раскаянием в сердце пока не осознает нужду в прощении и примирении с Ним. Только те, кто прекратили попытки скрыть свой грех за самоправедностью и лукавством могут почувствовать глубокие и продолжительные перемены, которые приходят только через покаяние.

2. Осознайте опасность греха и разрушающее действие вины.

Давайте признаем: вы ищете покаяния, потому что Дух Божий осудил вас. Мы часто обвиняем других в том, что они являются причиной нашего стресса и плохого настроения, но очень часто мы чувствуем себя плохо, потому что мы сделали что-то плохое. Давид описывает физические и эмоциональные симптомы, соответствующие нечистой совести. Мы должны честно оценить последствия нашего греха, что означает оценить как последствия лично для нас, так и то, как это повлияло – или продолжает влиять – на других.

3. Исповедайтесь полностью.

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедаю Господу преступления мои» (стих 5)

Глубокое покаяние требует глубокого исповедания. Хотя это кажется парадоксальным, но единственный способ быть полностью укрытым во Христе – это полностью обнажить свой грех. В процессе покаяния мы должны бороться за то, чтобы полностью открыть перед Богом глубину и ширину нашего греха. Здесь подойдёт только беспощадная честность, и она приведёт к свободе и радости.

4. Укройтесь в Боге.

«Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» (стихи 5-7)

Адам и Ева спрятались за несоразмерным, самодельным прикрытием, чтобы замаскировать свой грех и стыд. Мы тоже часто прячемся за самодельной праведностью, чтобы показаться более приятными, чем мы есть на самом деле. Если мы хотим измениться, измениться по-настоящему – что, кстати, является признаком настоящего покаяния — мы должны укрываться только в Боге.

Недостаточно покаяться только в явных вещах. Недостаточно сказать: «Я признаю, что вёл себя неправильно» . Все люди раскаиваются таким образом, особенно религиозные люди, которые хранят свою репутацию.

Христианин раскаивается не только в своих внешних грехах, но и в попытках спрятаться за фальшивой самодельной праведностью. Прекратите прятаться за свои усилия. Укрывайтесь в Боге.

5. Ухватитесь за надежду.

«Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.» (стих 10)

Как мы можем быть уверены, что Бог простил нас? По причине лишь Его неизменной любви. Вспоминайте и находите подтверждения великим обещаниям, которые Он давал на протяжении истории, и как эти обещания были исполнены в Иисусе Христе:

Подписывайтесь:

  • Его обещание Адаму и Еве сокрушить врага
  • Его обещание Аврааму утверждать и защищать людей
  • Его обещание Моисею дать грешным людям способ иметь отношения со Святым Богом
  • Его обещание Давиду дать раз и навсегда вечного Царя Своим людям.

На протяжении всей истории – до настоящего момента, когда вы каетесь – Бог говорит и продолжает говорить: «Я люблю тебя. Я не подведу. Я – все, что тебе нужно.»

Посмотрите на Божьи обещания, ухватитесь за надежду, и «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем» (Псалом 31:11)

Автор — Christian Living / Joel Lindsey / thegospelcoalition.org
Перевод — Екатерина Виленская для

Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным. В настоящем номере, в беседе с главным редактором журнала игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться (потому что охватить все — задача непосильная, слишком «безбрежная» тема) исповеди, а в следующий раз — поговорить о Причащении Святых Таин.

— Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…

— Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

— Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

— Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

— Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

— Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

— Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

— Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедников — это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», она о духе, правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). Полезны выдержки из святителя Игнатия (Брянчанинова) — «В помощь кающемуся». Что касается вопросников — да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает — и повредится... Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом… Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудным для современного уха словом «поновление». Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

— К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

— Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка» — это разумный и очень подробный вопросник.

— Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех»? Большинство исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: «Вчера был резок и жесток с мамой». Но ведь это не отдельный, не случайный какой-то эпизод, это проявление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не «вчера был жесток», а просто «я жесток, во мне мало любви». Или как нужно говорить?

— Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

— И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

— Видимо, надо остановиться на «болезни рассказывания», проистекающей от определенного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать «я вела себя эгоистично», я начинаю рассказывать: «На работе… мой коллега говорит… а я в ответ говорю…» и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но — именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды — мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.

— Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

— Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

— Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.

Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.

Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать.

— Некоторые прихожане предпочитают исповедь в такой форме: «Согрешил против такой-то заповеди». Это удобно: «Согрешил против седьмой» — и больше ничего рассказывать не надо.

— Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

— Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

— «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».

А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

— Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно...

— Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

— Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

— Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предшествовало Таинство Покаяния. Крещению Иоаннову, вхождению в воды Иордана предшествовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покаяния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произошло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но… лучше не углубляться в такие вот расчеты: «Это я должен сказать, а вот это могу не говорить». Исповедь не предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.

— Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

— Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному». И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.

У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Беседовала Марина Бирюкова

Как правильно каяться

Каяться нужно — в прошедшем времени. Девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»? Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу."При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину» .Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнию." (святитель Игнатий Брянчанинов).Чем генеральная исповедь отличается от обычной? Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть. Почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех. Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа. Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать. Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством. «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции. Самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Примирение с Богом...

Исповедь, или Таинство, - это примирение с Господом Богом. Абсолютно чистых душой и совестью людей просто не бывает! Именно поэтому вопрос исповедания перед батюшкой важен для каждого человека, однако не каждый из нас это понимает... Более того, сегодня далеко не многие люди знают, как правильно исповедоваться перед Всевышним, между тем как попросить прощения у Него стремится каждый... Сейчас вы узнаете, что такое Исповедь, нужно ли к ней как-то готовиться и, собственно говоря, как она проводится.

Как правильно подготовиться к Исповеди перед Господом

Церковь и ее устав не требуют какой-то определенной подготовки - соблюдения поста или каких-либо молитвенных правил. Господь оставил для нас грешных Святое Писание - Библию. В ней и рассказывается о том, как правильно исповедоваться и причащаться. Однако не каждый человек способен понять язык Библии, поэтому посредниками между ним и Словом Божьим выступают церковные священнослужители. Они являются проводниками в Таинстве Исповеди между смертными и Богом. Если же вы не понимаете Библию и не решаетесь спросить у батюшки о том, как правильно исповедоваться, то есть еще один выход - книжка под названием "В помощь кающимся", написанная на доступном любому человеку языке. Она продается в любом Храме. Купите и ознакомьтесь.

Что же такое Исповедь?

Мы все говорим о том, как правильно исповедоваться, но еще ни разу не упомянули о том, что же вообще такое Исповедь. Это наш разговор со Всевышним, раскрытие Ему своих грехов, покаяние... Как мы уже заметили, происходит это через "связующее звено" между нами и Богом - священнослужителей. Открыто исповедуясь пред батюшкой, мы смиряем свою гордыню, которая и внушает грешному человеку лживое мнение, что Исповедь - это обычное осознание греха самим человеком без участия в этом церкви и священника. Это неправильно! Итак, если вы решили покаяться пред Господом, то приходите в церковь именно к Нему, а не к батюшке или своему второму "я". Говорить следует о тех поступках и помыслах, которые имели место быть со времен последней Исповеди. Рассказывайте Господу о своих прошлых грехах.

В какое время следует исповедоваться?

Покаяние происходит в период перед Божественной Литургией, во время самой Литургии, но перед Причастием или же на вечернем Богослужении. В редких случаях, когда число желающих покаяться довольно большое, батюшка назначает определенное для Исповеди время.

Покаяние...

Для людей, не знакомых с тем, как правильно исповедоваться, мы раскроем принцип этой процедуры. Итак, кающийся человек, подойдя к Аналою, произносит батюшке свое имя и начинает произносить слова, исповедующие его общие грехи. При этом он должен упомянуть о своих страстях.

Далее произносятся те грехи, которые он видит за собой самостоятельно, обычно они камнем лежат на его плечах, принося муки совести. К примеру, это измены, аборты, ссоры с родителями, воровство и так далее. Когда батюшка выслушает его Исповедь, то задаст (если посчитает нужным) какие-либо вопросы, а после - даст наставление. Когда же человек искренне раскается, священник увидит его стремление к исправлению и покроет голову грешника Епитрахилью (вертикальной полосой ткани на груди облачения священнослужителя), после чего прочтет "разрешительную" молитву. После этого покаявшийся прихожанин перекрещивается, целует Православный Крест и Евангелие, а также берет у священника Благословение. Если Исповедь была искренней - грех прощен Господом.

Переживали ли вы в жизни потрясение лишь от простого факта осознания, что вы что-то сделали не так? Покаяние – ключ к ответу на потребность восстановить свои отношения с Богом, прояснить их с теми, против кого был направлен поступок и обрести внутренний мир. Начните с первого шага, чтобы узнать, как прийти к покаянию и умиротворить свою душу.

Шаги

Часть 1

Примите свой грех

    Проявите смирение. Помните: можно солгать людям, но нельзя солгать себе и тем более Богу. Если вы действительно хотите покаяния, вам придется смириться и признать, что вы не всегда делаете добро. Смиритесь перед Богом и примите всем сердцем Его правоту и необходимость жить по Его слову.

    Почувствуйте Бога всем сердцем и доверьтесь Ему. Вам нужно поверить, что Бог может простить вас и помочь вам жить лучшей жизнью. Если вы не будете в это верить, вы быстро потеряете мотивацию на исправление своих ошибок. Менять привычки и исправлять ошибки – непростая задача, поэтому важно верить, что Бог рядом, иначе вы рано или поздно отступите.

    Подумайте о том, что вы сделали. Подумайте о грехах, которые вы совершили, и обо всем том, что сделали неправильно. Не ограничивайтесь крупными проступками, такими, как измена или воровство: в глазах Бога все грехи равны. Иногда полезно записать перечень своих грехов. Хотя необязательно составлять такой список в один присест. Лучше дать себе время и тщательно подойти к этой задаче.

    Поразмышляйте над тем, почему вы так поступили. Прежде чем вы раскаетесь, важно понять, почему вы сделали то, что сделали. Слепое следование Божьему слову лишь станет для Него свидетельством того, что вы не расцениваете свой поступок как грех. Подумайте обо всех тех людях, которым вы причинили боль своим грехом, а также о том, какие последствия греха вы несете в своей душе (подсказка: это вряд ли что-то хорошее!). Подумайте обо всем том зле, на которое толкает вас чувство вины. Это крайне важный шаг!

    Раскаивайтесь из верных побуждений. Убедитесь, что стремитесь к покаянию из лучших побуждений. Если вы думаете, что нужно раскаяться для того, чтобы Бог исполнил какое-то ваше желание, вы совершаете покаяние не из лучших побуждений. Покайтесь, потому что это благо для вашей души, потому что покаяние сделает вашу жизнь лучше и приятнее, а не ради приобретения каких-либо материальных благ, богатств и прочих вещей, которые вы бы хотели получить от Бога. Бог не для этого.

    Прочтите текст. Перед покаянием прочтите текст из священного Писания вашей религии. Читайте отрывки о покаянии, но не ограничивайтесь лишь ими – позвольте Божьему слову проникнуть в ваше сердце и направлять вас. Когда мы согрешаем, это происходит потому, что мы сбиваемся с пути. Вам нужно найти Божий путь для себя и вернуться на него.

    • В христианской Библии содержится множество отрывков о покаянии, включая Матфея 4:27 и Деяния 2:38 и 3:19.
    • Основной отрывок в Коране, посвященный покаянию, содержится в книге ат-Тахрим 66:8
    • Евреи могут прочесть отрывки о покаянии в книгах Осии 14:2-5, Притчи 28:13 и Левитам 5:5.

    Часть 2

    Примиритесь с Богом
    1. Проконсультируйтесь со своим духовным наставником. Ваш духовный наставник, будь то пастор, священник, имам или раввин, сможет помочь вам исповедаться и примириться с Богом. Помните, их работа заключается в том, чтобы помогать вам на пути следования за Богом! Они рады помочь и прекрасно понимают человеческое несовершенство: они не осудят вас! Даже если вы официально не состоите в их общине, у них всегда можно спросить совета, договориться о встрече, так что не беспокойтесь о необходимости просить совета у незнакомого вам наставника.

      • Не думайте, что ради покаяния вам обязательно нужно пойти в храм или синагогу или что обязательно разговаривать с наставником, чтобы Бог услышал вас. Бог слышит вас не хуже, чем религиозного представителя. Если вы хотите, можно совершить покаяние и в одиночестве.
    2. Измените свое поведение. Главное в покаянии – это изменение поведения. Вам нужно оставить грехи, в которых вы хотите раскаяться. Это сложно, мы знаем, но вы можете это сделать! Скорее всего, это займет какое-то время и без ошибок не обойтись, но если вы действительно хотите этого, вы сможете преодолеть все препятствия.

      Найдите помощь. Изменений в одиночку достигнуть трудно. Нет ничего предосудительного в том, что вам нужно чуть больше, чем просто чувство любви Бога в своем сердце! Признание того, что вы нуждаетесь в помощи, угодно Богу, поскольку это признак смирения. Вы можете присоединиться к группе поддержки, консультироваться у духовного наставника или искать помощи у врачей или других профессионалов. Помощь людей вне церкви или за пределами круга ваших единомышленников по вере не смущает Бога: Он не зря даровал им способности помогать людям!

      Постарайтесь разрешить вызванные вами проблемы. Еще одной важной частью покаяния является исправление сделанных вами ошибок. Нельзя просто извиниться и избежать последствий. Если вы что-то украли, скажите об этом человеку и верните или оплатите вещь. Если вы солгали, и кто-то из-за этого попал в переделку, вам следует сказать правду и помочь этому человеку. Если вы списали на контрольной, признайтесь учителю и спросите, что он считает нужным в данной ситуации. Сделайте все, что в ваших силах, по отношению к людям, пострадавшим от вашего проступка. И это будет угодно Богу.

      Пользуйтесь выученными в данной ситуации уроками. Извлекайте уроки из греха, с которым вы пытаетесь справиться, чтобы избежать подобных ошибок в других сферах жизни. Пусть ваши ошибки пойдут вам на пользу и помогут избежать других проблем. К примеру, если вы солгали по поводу контрольной и хотите извлечь из этого урок, не лгите в других ситуациях.

      Помогите другим не повторять ваших ошибок. Еще один способ заставить грехи служить высшей цели – это помочь другим научиться на ваших ошибках. Иногда это значит, что нужно рассказать людям о том, что вы сделали, но вы можете также помочь им в разрешении проблем, которые, в свое время, привели вас ко греху. К примеру, если ваш грех – это употребление наркотиков, станьте волонтером в одной из наркологических клиник или поддержите законодательные меры, направленные на пресечение данной проблемы в вашем регионе.

      Часть 3

      Примите прощение
      1. Живите жизнью, угодной Богу. После покаяния вам следует держаться этой возможности и трудиться для того, чтобы жить угодно Богу. В различных религиях и деноминациях разные представления о том, что именно угодно Богу, просто читайте тексты и слушайте свое сердце. Если в вашем сердце живет Бог, он приведет вас в правильному ответу.

        Станьте официально членом религиозного сообщества. Один из способов угодить Богу и помочь себе удержаться от возвращения ко греху – это стать частью сообщества верующих. К примеру, если вы христианин, примите крещение, если не делали этого раньше. Ходите регулярно на служение, жертвуйте деньги благотворительным организациям, чтобы они могли помогать другим людям и общайтесь с другими верующими на темы, связанные с жизнью с Богом. Помогайте своим собратьям и любите их, и это будет угодно Богу.

        Активно защищайте свою душу. Вам следует занять активную позицию по отношению к своей душе. Регулярно исповедуйтесь и разбирайтесь со своими грехами как можно чаще. Держитесь подальше от любых ситуаций, которые могут ввести вас в искушение, и от людей, готовых использовать вас в своих интересах. Читайте священные тексты и будьте открыты к тому, чтобы божественный свет вел вас по наилучшему из возможных для вас путей.

        Примите тот факт, что в будущем вы тоже будете ошибаться. Вы не совершенны, и ошибок вам не избежать. Бог это знает. Если и вы будете это знать, вы придете к смирению. Не теряйте сон от беспокойства о том, что вы способны совершить что-то неугодное Богу. Для Него имеет значение, прежде всего, то, что вы стараетесь и что, когда не получается, вы стремитесь исправить положение вещей.

        Живите хорошей жизнью. Грехи – это те ошибки, которыми мы причиняем боль и себе, и другим. Живя в свободе от греха, мы не только угождаем Богу и храним свои души для вечности, но и в целом делаем свою жизнь ярче и полнее. Именно поэтому так важно беспощадно разбираться с грехами. Если вы делаете нечто, что заставляет вас чувствовать себя несчастным или причиняет боль другим, остановитесь! Обретя в душе прощение, вы обретете счастье.

      • Помните, что ограничений на прощение не существует. Бог всегда будет любить вас. Ничто не может отлучить вас от Божьей любви.
      • Запомните одну вещь: именно из-за наших грехов Христос понес свои раны и страдал за зло, которое совершаем мы. Мы получаем исцеление, благодаря наказанию, которое претерпел Он, мы обретаем целостность, благодаря ударам, которые он принял на Себя за нас. (Исайя 53:5). Теперь Он готов прощать, если вы действительно изменили свой взгляд на происходящее и отвернулись от греха в поисках прощения.
      • Простите себя. Не судите себя. Есть лишь один Судья: вам обязательно нужно простить себя самого. Если вы просите прощения, но не прощаете себя сами, вы не сможете внутренне освободиться от своего проступка.
      • Смените окружение. Если что-то привело вас ко греху, измените обстоятельства: удалитесь от тех или того, кто и что привел(о) вас ко греху.
      • Осознайте, что вы единственный, кто может повлиять на ваши изменения (облекшись во всеоружие Божие). Вы можете хотеть измениться. Ваша семья или друзья могут вас просить об изменениях, но когда приходит время, только вы можете посвятить себя Богу и измениться по-настоящему.
      • Верьте в то, что изменения возможны. Так почему же не стать их свидетелем? Если вы имели пристрастие к наркотикам или иную привычку, от которой хотите избавиться, верьте, что вы сможете это сделать и ищите, если необходимо, помощи.
      • Католикам: просите у Благословенной Девы Марии молиться за вас Божьему Сыну. Он всегда слышит ее заступнические молитвы за грешников.