Дети, катающие пасхальные яйца. Н.А.Кошелев

06.07.2019 Финансы
Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю.

Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. В расчете, таким образом, участвуют следующие факторы:

* обращение Земли вокруг Солнца (солнечный календарь);
* обращение Луны вокруг Земли (лунный календарь);
* установленный день праздника - воскресенье.

Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Но поскольку Православная и Католическая Церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.

Дата Пасхи в Православии определяется в соответстввии с 7-ым апостольскими правилом («Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 г в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду... И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев...») и 1-ым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

Из этих постановлений следует, что это празднование должно совершаться не ранее иудейской пасхи и не одновременно с ней; однако они не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел - в них нет точного технического правила для определения времени празднования Пасхи.

В 1054 году Православная и Католическая Церкви окончательно разделились. Сложившаяся к тому времени православная пасхалическая традиция получила следующее запечатление в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.):

«Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания.

# Первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия.
# Второе - не праздновать вместе с иудеями в один день.
# Третье - праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия.
# И четвёртое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье)».

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц, что противоречит православной традиции. За Римской Церковью последовали и западные протестанты.

В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема - отлучить от Церкви и собрания верных».

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет церковь.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской пасхалии:

где - остаток от деления нацело m на n.

* Если значение Полнолуние (Y) * Если значение Полнолуние (Y) ≥ 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, даты которых меняются каждый год. Это переходящие праздники:

* Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - за неделю до Пасхи;
* Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи;
* Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи;
* День Святого Духа - следующий день после Троицы.

В Православной Церкви день Пасхи в ХХ - ХХI вв. выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д.

Каждая буква равняется следующему значению:
а - остатку от деления числа года на 19;
б - остатку от деления числа года на 4;
в - остатку от деления числа года на 7;
г - остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;
д - остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в + 6г + б.

Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи.

# Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.
# Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а её день будет равен 22 + г + д.
# Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д - 9.
При расчете не следует забывать, что в 1918 году Россия перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.

Таким образом, получаются следующие даты православной Пасхи:

Дата
2005 1 мая
2006 23 апреля
2007 8 апреля
2008 27 апреля
2009 19 апреля
2010 4 апреля
2011 24 апреля
2012 15 апреля
2013 5 мая
2014 20 апреля
2015 12 апреля
2016 1 мая
2017 16 апреля
2018 8 апреля

Православная Пасха 2011: что и когда отмечается?

Стартовавшая неделя — последняя перед Пасхой. Семидневка носит церковное название «Страстная Седмица».

Итак, понедельник, 18 апреля. Вчера (согласно древнерусским традициям) стоило отхлестать всех домашних ветками вербы. Такой жест воспринимался нашими предками не иначе, как пожелание здоровья и удачи.

Вторник, 19 апреля. Миритесь со всеми с кем в ссоре. Незамужним девушкам стоит «пополнить гардероб». Причем, если первые желают выйти замуж, то обновить его придется на 7 вещей и более.

Среда, 20 апреля. Пасха 2011 по своим традициям ничем не отличается от предшественниц. Разве что датами... В среду необходимо сделать павучок. Это ветки соломы, связанные нитками. Как соорудите конструкцию — сразу же вешайте в центр дома и... принимайтесь за уборку. И не забудьте до полуночи вымыться в бане.

Четверг, 21 апреля. Этот день носит название Великий (он же Чистый) четверг. Дата праздника варьируется в зависимости от года. Вместе с православными убираются в доме и отправляются на службу и западные христиане. Католическая Пасха в 2011 году также подразумевает и католический Чистый четверг.

Пятница, 22 апреля. Страстная пятница. Что делать? Не есть и украшать дом. Вместе с православными Страстную пятницу встречают и западные христиане, и лютеране.

Суббота, 23 апреля. Это явно день хозяюшек. В день перед Пасхой все благоверные пекут куличи и занимаются росписью яиц. Затем всей семьей христиане отправляются в церковь. Здесь освещаются все яства, приготовленные накануне.

Воскресенье, 24 апреля. Сам праздник. Отметим, Пасха в России 2011 года совпала по датам с Пасхой у западных христиан и лютеран. Также в предстоящее воскресенье будет отмечаться Затик (Пасха Армении 2011 года).

На этом Пасха 2011 православная заканчивается. А вот у западных христиан 25 апреля будет Пасхальный понедельник. Этот день отмечается в дань памяти о 1 после воскресения Иисуса дне.

10 и еще один способ покраски пасхальных яиц

Конечно, самый традиционный подарок на Пасху — крашеное яичко. “Дорого яичко ко Христову дню”, — подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки к Празднику. Есть несколько способов окраски яиц, ниже выкладываем несколько из них...

1 способ: В луковой шелухе:
Луковая шелуха - самый известный и доступный всем способ. Яйца можно окрасить в цвета от желтого до красно- коричневого. Цвет зависит от концентрации отвара.

Яйца вымыть. Приготовить отвар из луковой шелухи, дать ему настояться. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.
Яйца опустить в настой, довести до кипения и варить после в течение 10 мин., Вынуть, остудить.

2 способ: Березовыми листьями:
Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой берёзы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, отпустить в тёплый настой, варить 10 мин. после кипения, вынуть и остудить.

3 способ: Соками различных плодов и овощей:
Для этого способа требуются уже вареные яйца. Яйцо натирается соком (свекольным, морковным, соком шпината)

4 способ: Кипячение в красящем отваре:
Положите яйца в кастрюлю, залейте их водой. Добавьте чайную ложку уксуса. Добавьте достаточно краски. Если яиц слишком много, они будут более светлых оттенков. Кипятите яйца 15 минут с красящими добавками. Если хотите, что бы получились блестящие яйца, опустите их в масло и затем хорошенько протрите тканью.

Натуральные красители:
Светло-красный: свекла или черника
Оранжевый: лук
Светло-желтый: апельсины или лимоны, морковь
Желтый: корни куркума, скорлупа грецкого ореха
Светло-зелёный: листья шпината, крапивы
Зелёный: зелёные яблоки
Синий: листья красной капусты
Бежевый или коричневый: кофе

5 способ: Выдерживание в холодильнике
Окрасьте яйца в красящем растворе (см. выше), а затем поставьте яйца с краской на всю ночь в холодильник. Окраска будет более яркой.

6 способ: Окрашивание яиц "в крапинку".
Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.

7 способ: Мраморный эффект.
Оберните яйца в луковую шелуху и сверху завяжите каким-нибудь хлопчато-бумажным материалом.

8 способ: Окрашивание в разноцветных нитках.
При окрашивании нужно обмотать яйца разноцветными нитками, тогда на них получатся интересные разводы.

9 способ: Окрашивание в шелковых лоскутках.
Сварить яйца в воде с содой. Обвернуть яйца в разноцветные шелковые лоскутки, перевязать ниткой. Опять их прокипятить в этой воде, дать остыть, открыть лоскутки. Сухие яйца намазать растительным маслом. Очень красиво!

10 способ: Пищевыми красителями из пакетиков.
Действуйте по напечатанной инструкции. Не забудьте после окраски или в саму краску добавь немного уксуса (как правило, это написано на пакетиках), тогда краска не ляжет разводами.

11 способ
Так же можно покрасить яйца не только снаружи, но и изнутри. Нужно отварить их 3 минуты, потом достать и в некоторых местах проткнуть скорлупу иголкой. Затем кипятить еще некоторое время до готовности в крепкой заварке с добавлением гвоздики, корицы и кориандра.

Сюжет

Празднование Пасхи в 2011 году

День Пасхи Христовой - главный праздник года для христиан всего мира. В этот день они отмечают Воскресение Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. В 2011 году христиане всех конфессий отмечают праздник Пасхи 24 апреля.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав. Светлое Христово Воскресение, Пасха 2011 года -
24 апреля


Пасхальная Светлая седмица
c 24 по 30 апреля 2011 года Пасха 2011 года, пасхальные рецепты православной русской кухни
Может быть, самым важным, о чем говорит христианство, что отличает его от других религий и без чего христианству невозможно быть, является его величайший догмат, выраженный в главнейшем христианском празднике Пасхе, – догмат Воскресения. Христианство говорит не просто о том, что христианская душа соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Нет, оно утверждает, что человек – это душа и тело, это единое духовно-телесное существо, и обожение присуще не только душе, но душе и телу. В обновленном человеке все изменяется, не только душа, ум, чувства, но и само тело.

Христианство говорит о воскресении как о факте, который последует вследствие Воскресения Христова. Каждый Христов не может не воскреснуть! Вспомните, насколько вызывающе прозвучала проповедь апостола Павла в ареопаге о Воскресении. Мудрецы восприняли ее как сказку, фантазию. Но христианство утверждает это в качестве одного из центральных своих догматов. Весть о Воскресении пронизывает все христианское сознание на протяжении всех 2000 лет. Величайшие святые, достигшие озарения Божия и просвещения ума, утверждали со всей силой и категоричностью эту истину. Она уникальна в истории религиозного сознания человечества. А. И. ОСИПОВ, профессор Московской Духовной академии Победа жизни над смертью
Пасха, Светлое Христово Воскресение - самый важный праздник для всех православных. Церковь называет его праздником праздников и торжеством из торжеств.

Праздник Пасхи установлен первым Вселенским Собором в 325 году. В этот день весь православный мир торжествует Воскресение Иисуса Христа, Который Своею смертью искупил людские грехи, а воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Праздник символизирует победу Света над тьмой, Жизни над смертью, Истины над грехом.

Постановлением этого же Собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник Пасхи Христовой выпадает каждый год на разные дни в период с 4 апреля по 8 мая. В 2011 году Пасха Христова празднуется 24 апреля.

Существует много православных традиций, связанных со светлыми Пасхальными днями. Например, обычай красить яйца имеет глубокое обоснование. Одна из учениц Спасителя, Мария Магдалина, проповедовала в Риме. Однажды со словами "Христос воскресе!" она преподнесла в дар императору Тиберию белое яйцо. Удивился император и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Трудно в это поверить. Также трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!" И пока он ещё говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца.

По пасхальной традиции в дни Святой Пасхи мы приветствуем друг друга словами: "Христос Воскресе!" - и отвечаем: "Воистину Воскресе!" Этот обычай появился ещё во времена первых учеников и учениц Спасителя. После Воскресения Иисуса Христа они при встрече говорили: "Воистину воста Господь".

Наше пасхальное приветствие выражает весь глубочайший смысл праздника - радость победы Жизни над смертью

.

Пасхальные православные стихи

Священник Сергий Гусельников

Пасхальное

Христос Воскрес - и смерти нет!
И больше никогда не будет!
И возсиял над миром свет,
И с Богом примирились люди!

Какая радость на душе!
Как солнце весело играет!
И не до горести уже,
И сердце сладко замирает…

Еще вчера была гроза
И в тучах молнии сверкали,
А нынче небо - как слеза,
Прозрачны голубые дали…
А. Майков

Христос Воскрес!

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Сошел на землю грешную с небес Свет несказанной теплоты,
Ликуют небо и земля, ликуют птицы и цветы,
Блаженством дивной чистоты, восторгом улица полна,
И «пьется», будто благодать, сам воздух с чудного утра.

А перезвон колоколов прекрасный, нежный, как дитя
Поет со всех сторон о том, что жизнь во всех концах, бурля,
Вновь торжествует и цветет, ее, как дар в руках неся,
Христос благословляет весь народ, с небес божественных, крестя!

Православные поздравления с Пасхой стихи

От очень дальних деревень до стен высоких самого Кремля
Христос Воскрес, Христос Воскрес, ликует православная земля.
Великий праздник и великий день, для сердца человека откровенье,
Как Божью благодать несет всем людям истинное просветленье.

Услышьте, люди, кто не слышал, поверьте, люди, кто еще не верит,
Спаситель смертию своею, смерть поправ, нам в Рай приоткрывает двери.
И к жизни вечной нас ведет, нас немощных, грехи которых давят,
Лишь верить нужно и любовь дарить, как Бог ее нам беззаветно дарит!

Пасха (Воскресение Христово) - это величайший и древнейший христианский праздник. У Пасхи нет фиксированной даты, это переходящий праздник, поэтому каждый год дата Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю. На какое число выпадает православная Пасха в 2011 году?

Давайте попробуем разобраться с принципом расчета даты Пасхи. Существует общее правило, гласящее, что Пасха должна приходиться на первое воскресенье, следующее за весенним полнолунием . Под весенним полнолунием в этом случае подразумевается первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. Этому принципу следуют и католическая, и православная церковь.

Дату Пасхального воскресенья вычислить не просто, потому что нужно принять во внимание сразу несколько факторов, не зависящих друг от друга : фиксированный день празднования Пасхи (воскресенье), цикл обращения Луны вокруг Земли (от него зависит дата полнолуния) и цикл обращения Земли вокруг Солнца (определяет дату весеннего равноденствия).

Для расчета даты полнолуния используется специальная формула . Если мартовское полнолуние наступает раньше 21 марта (дня весеннего равноденствия), то дата Пасхи отсчитывается от следующего полнолуния, апрельского. Если полнолуние, от которого отсчитывается дата Пасхи, выпадает на воскресенье, то Пасху празднуют через неделю, в следующее воскресенье.

Но методика, используемая для расчета даты Пасхального воскресенья (Пасхалия) , у православной и католической церкви разная. Иногда даты православной и католической Пасхи совпадают (например, православная Пасха в 2011 году празднуется в тот же день, что и католическая), но чаще - нет. Все дело в том, что католическая церковь использует Григорианскую Пасхалию, а православная - Александрийскую.

Александрийская Пасхалия для расчета даты Пасхи использует следующую формулу:


Если значение Полнолуние(Y) меньше 32 , то пасхальное полнолуние приходится на март.
Если значение Полнолуние(Y) больше или равно 32 , то нужно из полученного числа вычесть 31 день, и получится дата пасхального полнолуния в апреле.

Карл Фридрих Гаусс, немецкий математик, предложит формулу расчета даты Пасхи, основанную на Александрийской Пасхалии. Согласно формуле Гаусса, дата православной Пасхи рассчитывается следующим образом :

a = [(19* + 15)/30]
b = [(2* + 4* + 6*a + 6)/7]

В этой формуле Y - это год, для которого ведется расчет, - остаток, получающийся при делении нацело m на n.

Если сумма a и b больше 9 , то Пасха будет (a + b – 9) апреля по старому стилю. Если сумма a и b меньше или равна 9 , то Пасха будет (22 + a + b) марта по старому стилю. Чтобы получить дату по новому стилю, нужно к полученной дате прибавить 13.

Например для 2011 года a = [(19* + 15)/30] = [(19*16 + 15)/30] = = 19

A b = [(2* + 4* + 6*19 + 6)/7] = = = 1

Получается, что православная Пасха в 2011 году выпадает на 19 + 1 – 9 = 11 апреля по старому стилю. Добавляем 13 дней - получаем 24 апреля по новому стилю .

Дата Пасхального воскресенья может выпадать в период от 22 марта по 25 апреля по старому стилю , соответственно с 4 апреля по 8 мая по новому . Относительно даты Пасхи рассчитываются даты многих других переходящих христианских праздников.

Чтобы вы не утомляли себя расчетами, предлагаем вам таблицу дат православной Пасхи с 2011 по 2020 год:

Так что у вас еще есть время подготовиться к празднованию Пасхи - продумать узоры для пасхальных яиц и научиться печь куличи. Надеемся, что наша статья о

Е сть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник- Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь. В настоящее время Пасха занимает очень важное место в жизни многих людей. Мы возвращаемся к нашим истокам, к вере и поэтому праздник Пасхи для нас становится нечто большим, чем просто красный день календаря. В 2011 году Пасха приходится на 24 апреля .

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

К заутрене. Пасха.Н.К.Пимоненко

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

Пасха.М.А.Мохов

Воскресение день, просветимся торжеством!

Первый и самый великий праздник в новозаветной церкви, это празднование Пасхи или Воскресения Христова. "Что такое Пасха?" - спросила молодая женщина у иеромонаха. Он остановился, пристально посмотрел на неё и задумался. А потом сказал: "Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно."
Поражённая таким ответом, женщина стояла и с недоумением смотрела на батюшку. Весенний ветер развевал его мантию, а взгляд его был устремлён далеко-далеко. "Вам больше всего в жизни желаю приблизиться к пониманию того, что такое Пасха," - сказал он и пошёл дальше.
Пасха! Как же произошло это событие? В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой произошло великое землетрясение, и Господь расторг врата адовы и Своим божественным всемогуществом воскресил Своё человечество и положил основание нашему воскресению. Сошёл с неба ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид его был, как молния, одеяние бело, как снег. Отвалив камень, он открыл свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам. Утром рано, когда было ещё темно, спешили благочестивые женщины ко гробу, чтобы помазать миром тело Спасителя. Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба. Подавленная тяжкой мыслью: где же Господь, - она устремляется к апостолам Петру и Иоанну. "Унесли Господа", - сказала им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его и не знали, что это значило. Прочие же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее этих апостолов, входят во гроб и слышат от ангела: "Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите"(Мф.28,1-7). Через несколько времени опять подошла ко гробу Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий мелькнул в пещере: она видит двух ангелов, в белом облачении сидящих: одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: "Жено! Что плачешь?" - "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!". В это время она оглянулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говорит ей: "Жено! Что плачешь, кого ищешь?" Мария сказала:"Господин! Если ты взял Его, скажи мне: где положил Его и я возьму Его". - "Мария!" - сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина, бросилась к ногам Его со словом: "Раввуни!". - "Не прикасайся ко Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему."
Такова евангельская история о Воскресении Иисуса Христа.

Дети, катающие пасхальные яйца. Н.А.Кошелев

Пасха есть день радости христианской.

Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Для жизни созданы мы, и будем жить в этих же самых наших телах: будем жить вечно. Какая радость и какое утешение в этих словах для нас, смертных! Чего же нам, после этого, бояться смерти? Преемственность дня и ночи, ежегодное обновление природы весной, - всё это создано для того, чтобы наглядно и живо представить нам наше будущее воскресение.

Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов и весей. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали только бани. "Кругом, - вспоминает современник, - делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп грибной... и уже нет мяса и в помине. Утром за чаем - сахар постный разноцветными кубиками, изюм, в корзинке румяные из теста жаворонки с черными глазами из коринки. И еще хлебные кресты. Это все предвещало разлуку с долгой, суровой зимой". Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе уже чувствовалось весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы - напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи. В Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный "Вербой". Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину - глиняную посуду пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой, с золотистыми вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за образа до следующей "Вербы". Площадь была полна народа: одни что-то покупали, другие только гуляли и, что называется, глазели. В праздничной толпе - смех, шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над головами гуляющих, летали большие связки разноцветных воздушных шаров, их охотно покупали для детей, а иногда забавы ради отпускали под облака. Красивое зрелище взмывающих вверх шаров привлекало внимание, многие потом недосчитывались своих кошельков, часов и бумажников. Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в подвалах еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два до праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве, дразня внимание тех, у кого не хватило денег на такие покупки и подношения. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи и, конечно же, красили яйца. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка. При этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено около 800 расписных яиц из разных мест России! Крашеные яйца в корзинах ставили обычно в столовой на окошке и "христосовались" со всеми домочадцами и гостями, приговаривая: "Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко" (т.е. без сучка и задоринки). И даже в витринах магазинов, детям на радость, появились карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым светом, то зеленым, то белым атласным... В витринах же булочных и пекарен красовались куличи. И таблички: "Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы". Но как ни хорош был кулич от Филиппо-Мрикосова, в церковь несли освящать только собственного приготовления, ведь Москва - и дворянская, и купеческая и ремесленная - исстари любила не купленное и угостить не купленным. Поэтому в праздники для хозяек наступала страда - надо было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек. А еще "парадная" пасха для гостей, пасха для слуг, для бедных родственников. Да и "священные" пасху и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку на каждый день в течение всей Светлой седмицы, т.е. пасхальной недели. Задача не только кулинарная, но и математически сложная! Кроме "священной" готовилось еще много других пасх "для еды" по разным рецептам: вареные и невареные, сметанные и творожные, шоколадные и фисташковые. Не менее вкусны были и куличи, которые тоже делались солидных размеров. "На пуховых подушках, чтобы не проваливались, - вспоминает современник, - лежат огромные куличи, прикрытые розовой кисейкой, остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым". А как весело было ходить в пасхальную неделю по гостям - "пасху сливочную пробовали у дьячка со всякими цукатами, потом у псаломщика кулич ели... у Домны Парфеновны полон стол пасхальный... У ней шоколадную пасху пробовали и фисташковую и бабу греческую - ну закормила..."

Пасхальный натюрморт.Великая княгиня Ольга Александровна Романова.

Пасхальное утро начиналось с веселого перезвона церквей - "просыпаюсь радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске веселый звон... сразу не могу понять, отчего такой блеск и звон и вдруг вспоминаю: да это Пасха! Яркое утро - солнце и пасхальный звон!". Трезвонили у Казанской, у Ивана-Воина, у Николы в Пыжах и дальше по всей Москве. И всех желающих звонить - Пасху славить - пускали в этот день на колокольни. Повсюду устраивались красочные и шумные зрелища. В балаганах ставились незатейливые исторические драмы и комедии, кричали петрушки, на бульварах гремели духовые оркестры, взлетали качели, крутились карусели. В разукрашенном флагами и гирляндами Манеже на открытых подмостках выступали фокусники, акробаты, куплетисты и хоры песенников. Иногда на пасхальной неделе в Манеже открывалась очаровательная цветочная выставка, о которой старожилы с удовольствием вспоминали и полвека спустя. Колоссальная внутренняя площадь Манежа бывала вся в цветах, клумбах, декоративных растениях и благоухала тонкими разнообразными ароматами; а так как это бывало в раннюю пору весны, когда на улицах лежал еще грязный и мокрый тающий снег, то впечатление от этого необычного, громадного цветника было очень радостным. Не обходилось и без традиционного катания на лошадях - в России очень любили щеголять породистыми рысаками и всего охотнее делали это на праздничных гуляньях. Немало находилось и любителей верховой езды, и в их числе многолетний "хозяин" Москвы - генерал-губернатор В.А. Долгоруков, сопровождаемый блестящей свитой. А на всем протяжении разъезда стояло множество зевак, любовавшихся красивым зрелищем. И, конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники - ведь в народе говорили, что "от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого".

Пасха в России в 2011 году отмечается 24 апреля .

Dates for Easter Sunday ,
2000-2020
Year Western Eastern
2000 April 23 April 30
2001 April 15
2002 March 31 May 5
2003 April 20 April 27
2004 April 11
2005 March 27 May 1
2006 April 16 April 23
2007 April 8
2008 March 23 April 27
2009 April 12 April 19
2010 April 4
2011 April 24
2012 April 8 April 15
2013 March 31 May 5
2014 April 20
2015 April 5 April 12
2016 March 27 May 1
2017 April 16
2018 April 1 April 8
2019 April 21 April 28
2020 April 12 April 19
Пасхальный день ,
2000-2020
Год Западная Восточная
2000 Апрель 23 Апрель 30
2001 Апрель 15
2002 Март 31 Май 5
2003 Апрель 20 Апрель 27
2004 Апрель 11
2005 Март 27 Май 1
2006 Апрель 16 Апрель 23
2007 Апрель 8
2008 Март 23 Апрель27
2009 Апрель 12 Апрель 19
2010 Апрель 4
2011 Апрель 24
2012 Апрель 8 Апрель 15
2013 Март 31 Май 5
2014 Апрель 20
2015 Апрель 5 Апрель 12
2016 Март 27 Май 1
2017 Апрель 16
2018 Апрель 1 Апрель 8
2019 Апрель 21 Апрель 28
2020 Апрель 12 Апрель 19