Что делать перед входом в храм. Что нельзя делать в православном храме

Инструкция

Готовясь к посещению храма, подумайте, что вы хотите сказать Богу, о чем помолиться, в чем покаяться.

На службу следует одеваться скромно, чисто и опрятно. Женщинам желательно надеть длинную юбку с блузкой или платье, скрывающее плечи, грудь и ноги выше колен, а голову покрыть платком. Макияж должен быть минимальным, а губы лучше не красить. Мужчинам нужно быть одетыми в брюки и рубашку, шорты и майки не допускаются, а головной убор при входе в храм полагается снять.

Чтобы поставить свечи, подать записки, помолиться у образов святых, приходите в церковь заранее, минут за 15-20 до начала службы. При входе в храм трижды перекреститесь правой рукой и поклонитесь. Отключите мобильный телефон, избавьтесь от посторонних мыслей.

Войдя в церковь, подайте записки о здравии и об упокоении родственников, друзей, знакомых. Поставьте свечи: за упокой – на канун с малым распятием, который отличается от других прямоугольной формой, а за здравие – на любой подсвечник. Приложитесь к образам святых, касаясь губами нижней части иконы.

Постарайтесь занять такое место, чтобы все видеть и слышать. Если тяжело стоять все богослужение, присядьте ненадолго на скамейку, но обязательно встаньте, когда откроют царские врата и во время чтения Евангелия. Не поворачивайтесь спиной к алтарю.

Во время службы не смотрите по сторонам, не разглядывайте прихожан, не разговаривайте, не отвлекайтесь от молитв и песнопений. Нельзя ходить по храму, передавать свечи. Если вы пришли в храм с детьми, объясните им, что нужно вести себя тихо, не шуметь и не бегать.

Когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, святой чашей или образом, перекреститесь и преклоните голову, а при осенении крестным знамением, кадилом или свечами нужно только поклониться. При славословиях Святой Троице или Иисусу, в начале и конце каждой молитвы, а также на словах «Господи, помилуй» и «Подай, Господи» следует креститься.

Запомнить весь порядок богослужения можно с опытом, а если такового нет, то просто делайте то же, что и остальные: креститесь, совершайте поясные или земные поклоны, преклоняйте голову, пойте и т.д.

Желательно отстоять всю службу, воспринимая ее не как повинность, а как жертву Богу. Если же по каким-то причинам вам нужно уйти до ее окончания, постарайтесь сделать это так, чтобы не побеспокоить других прихожан.

У любого человека, даже атеиста, может возникнуть ситуация, когда ему нужно будет зайти в церковь и присутствовать на службе . Чтобы не оскорбить чувства верующих и не показать себя человеком невысокой культуры, вам необходимо будет соблюсти правила и соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к внешнему виду и поведению прихожан.

Инструкция

Особые правила существуют для женщин, которые собираются посетить церковную службу. В православный храм все они должны входить с покрытыми платками или шарфами головами и в юбках ниже колен. Руки должны быть тоже прикрыты. Мужчинам, наоборот, полагается снимать головные уборы при входе в церковь. Если вы находитесь в дороге и не можете переодеться, то при входе во многие церкви вы найдете коробки, в которых сложены платки и запахивающиеся юбки. Наденьте их и, выходя, снимите и аккуратно сложив, положите обратно. Когда вы собираетесь попасть на службу, снимите с лица косметику, некоторые строгие батюшки могут сделать замечание, увидев яркий лак на ногтях.

В храмах богослужение проходит три раза в день. Беспрепятственно войти и пройти помолиться, поставить свечи к любой иконе вы сможете, только если нет службы. Когда вы специально собираетесь посетить службу, явитесь заранее, войдите в храм до ее начала и займите свободное место. Перед этим не забудьте отключить мобильный телефон. Не следует лезть вперед тех, кто уже собрался в ее ожидании. Встаньте спокойно, не переходите с места на место, не вертите головой, разыскивая знакомых. Приготовьтесь к тому, что стоять придется два-три часа.

Нередко у новоначального христианина возникает вопрос — как часто нужно ходить в храм? Достаточно ли только субботы и воскресения? Что делать, если знакомые начинают коситься и называть тебя фанатиком, который при любой возможности идет в храм? Что если не хочется идти в храм, потому что не доверяешь священнику? Нужно ли идти в храм, если не чувствуешь потребности в этом? Почему нельзя молиться дома, а нужно обязательно идти в храм? А что если мне опять встретятся ваши «православные бабушки»? В храме ничего не понятно, зачем служат на непонятном языке?

Ниже приведены ответы на эти и другие вопросы:

– Я верю в Бога, но не верю попам, а потому не пойду в храм.

Но ведь от прихожанина никто не просит, чтобы он верил священнику. Мы верим Богу, а священники – лишь Его слуги и орудия исполнения Его воли. Некто сказал: «ток идет и по ржавому проводу». Так и благодать передается и чрез недостойного. По верной мысли святителя Иоанна Златоуста, «мы сами, сидящие на кафедре и учащие, сплетены с грехами. Тем не менее, не отчаиваемся в человеколюбии Божием и не приписываем Ему жестокосердия. Для того Бог и попустил самим священникам рабствовать страстям, чтобы они из собственного опыта научились снисходительно относиться и к другим». Представим себе, что в храме будет служить не грешный батюшка, а Архангел Михаил. После первого же разговора с нами он вспыхнул бы справедливым гневом, и от нас осталась бы только кучка пепла.

Вообще это утверждение сравнимо с отказом от медицинской помощи по причине корыстолюбия современной медицины. Гораздо более очевидна финансовая заинтересованность отдельных врачей, как в этом убеждаются все попавшие в больницу. Но почему-то из-за этого люди не отказываются от медицины. А когда речь идет о куда более важном – о здоровье души, то вспоминают все были и небылицы, лишь бы не идти в церковь. Был такой случай. Один монах жил в пустыне, и к нему ходил священник причащать его. И вот однажды он услышал, что причащающий его священник блудит. И тогда он отказался у него причащаться. И в эту же ночь он увидел откровение, что стоит золотой колодец с хрустальной водой и из него, золотым же ведром черпает воду прокаженный. И голос Бога сказал: «Видишь, как вода остается чистой, хоть и дает ее прокаженный, так и благодать не зависит от того, через кого она подается». И после этого пустынник вновь стал причащаться у священника, не рассуждая, праведен он или грешен.

Но если подумать, то все эти оправдания совершенно ничтожны. Ведь разве можно игнорировать прямую волю Господа Бога, ссылаясь на грехи священника? «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4 ).

– У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке.

Давайте перефразируем это возражение. Приходит первоклассник в школу и, подслушав урок алгебры в 11 классе, отказывается от хождения на занятия, сказав: «Там ведь ничего не понятно». Неумно? Но также неумно отказываться от обучения Божественной науке, ссылаясь на непонятность.

Наоборот, если бы все было понятным, значит, обучение бессмысленно. Ты ведь и так уже знаешь все, о чем говорят специалисты. Поверьте, что наука жить с Богом не менее сложна и изящна, чем математика, так позвольте ей иметь свою терминологию и свой язык.

Думаю, что надо не отказываться от храмового обучения, постараться понять то, что именно непонятно. При этом надо учесть, что служба предназначена не для миссионерства среди неверующих, а для самих верующих. Нам, слава Богу, если мы внимательно молимся, все становится понятным уже через месяц-полтора постоянного хождения в храм. Но глубины богослужения могут раскрываться спустя годы. Это, действительно, удивительная тайна Господа. Мы имеем не плоскую проповедь протестантов, а, если угодно, вечный университет, в котором богослужебные тексты – это учебные пособия, а Преподаватель – Сам Господь.

Церковнославянский язык – это не латынь и не санскрит. Это священная форма русского языка. Надо лишь немного потрудиться: купить словарь, несколько книжек, выучить полсотни слов – и язык раскроет свои тайны. А Бог воздаст за этот труд сторицею. – Во время молитвы будет легче собрать мысли на Божественной тайне. Мысли не будут по законам ассоциации ускользать куда-то вдаль. Таким образом, славянский язык улучшает условия для богообщения, а ведь именно для этого мы приходим в церковь. Что же касается получения знания, то оно передается в храме на русском языке. Трудно найти хоть одного проповедника, который говорил бы проповеди по-славянски. В Церкви все соединено мудро – и древний язык молитвы, и современный язык проповеди.

И, наконец, для самих православных славянский язык дорог тем, что он дает нам возможность максимально точно слышать Слово Божие. Мы в буквальном смысле можем слышать букву Евангелия, потому что грамматика славянского языка почти тождественна грамматике греческого, на котором и дано нам Откровение. Поверьте, что как в поэзии и юриспруденции, так и в богословии, оттенки смыслов часто меняют суть дела. Думаю, что всякий, увлекающийся литературой, понимает это. И в детективе случайная спичка способна изменить ход расследования. Так и для нас бесценна возможность как можно точнее услышать слова Христа.

Конечно, славянский язык не являет догматом. Во Вселенской Православной Церкви богослужение совершается более чем на восьмидесяти языках. И даже в России теоретически возможен отказ от славянского языка. Но произойти это может лишь тогда, когда для верующих он станет столь же далеким, как для итальянцев латынь. Думаю, пока так вопрос даже не стоит. Но если уж и произойдет такое – тогда Церковь создаст новый священный язык, максимально точно переводящий Библию и не дающий нашему уму ускользать на страну далече. Церковь же до сих пор жива и имеет силы оживить любого, входящего в Нее. Так что начинайте курс божественной Премудрости, и Творец введет в глубины Своего ума.

Я посещаю храм для молитвы и исповеди только когда испытываю в этом душевную необходимость, считая что посещение храма без такой необходимости является пустой формальностью. Правильно ли я поступаю?

Подумайте вот о чем: Церковь, это не психологическая служба помощи в душевном дискомфорте, а Богочеловеческий организм, через участие в котором человечество освобождается от порабощения диаволом и наследует благословенные обетования Божии. Отсутствие потребности в Боге на языке Библии называется “духовной смертью”; внимательно почитайте Евангелия и Вы поймете, почему эта смерть страшнее смерти телесной. Христианин постоянно пребывает с Богом, а не ждет какого-то абстрактного вдохновения или назойливой необходимости общения с Ним. В конце концов, все “назревшие потребности пойти в Церковь”, это не столько желание услышать и послушать Бога, сколько обычная человеческая необходимость выговориться.

Путь Спасения не предусматривает эпизодического участия, а требует постоянного сознательного шествия по ступеням совершенствования. Где-то Вы правы: лучше вовсе не приходить в Храм, чем превращать молитву в ханжество и профанированную формальность. Но, если Вы уже пришли в Храм, то рассказав о себе Богу и попросив помощи, откройте уши и начните делать то, о чем Он Вам скажет, а не убегайте до следующей “необходимости”.

— Многие из моих знакомых осуждают меня за то, что я часто хожу в храм. Называет меня фанатиком. Говорят примерно так — ну веришь ты в Бога, ну верь, зачем при каждой возможности в храм то бежать?

– Отвечая кратко, можно сказать, что если Творец так говорит, то творение должно беспрекословно отвечать повиновением. Повелитель всех времен дал нам все сутки нашей жизни. Неужели Он не может потребовать, чтобы мы из 168 часов недели отделили Ему 4? И при этом время, потраченное в храме, идет нам же на пользу. Если врач прописывает нам процедуры, то разве не стараемся мы точно исполнить его рекомендации, желая исцелиться от болезней тела? Почему же мы игнорируем слова Великого Врача душ и тел? Является ли исполнение верховной Воли фанатизмом? Согласно словарю, «фанатизм - (от лат. fanaticus - исступленный) - это доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам (например, религиозный фанатизм)». Тут возникает вопрос, что такое «крайняя степень». Если понимать под этим изначальный термин «исступленность», то вряд ли большинство тех, кто еженедельно посещает храм, набрасываются на всех в исступленном восторге или ярости. Но часто обычная порядочность является для людей крайней степенью. Если не воровать и не убивать - фанатизм, то мы, конечно, фанатики. Если признавать, что путь к Единому Богу только один, - фанатизм, то мы фанатики. Но при таком понимании фанатизма только «фанатикам» достанется Царство Небесное. Всех же «умеренных» и «здравомыслящих» ждет вечная тьма. Как сказал Бог: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15 - 1б).

– Церковь не бревнах, а в ребрах, – говорят другие, – поэтому можно и дома помолиться.

Это опять же относится к вопросу — «Как часто и зачем нужно ходить в храм?». Эта поговорка, якобы русская, на самом деле восходит к нашим доморощенным сектантам, которые, вопреки слову Божию, отделились от Церкви. Бог действительно обитает и в телах христиан. Но входит Он в них чрез святое Причастие, подаваемое в храмах. При этом и молитва в церкви выше, чем молитва в домах. Святой Иоанн Златоуст говорит: «ошибаешься ты, человек; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно возсылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями. Здесь есть нечто большее, как то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединяясь с их молитвами сильнейшими, вместе восходили на небо… Если и Петру помогла молитва церкви и извела из темницы этот столп церкви (Деян. 12:5 ), то как ты, скажи мне, пренебрегаешь ее силой и какое можешь иметь оправдание? Послушай и Самого Бога, Который говорит, что Его умилостивляют благоговейные молитвы многих (Ион. 3:10-11 )… Не люди одни только одни здесь страшно взывают, но и ангелы припадают к Владыке и архангелы молятся. Самое время благоприятствует им, самое жертвоприношение содействует. Как люди, взяв масличные ветви, потрясают ими пред царями, напоминая им этими ветвями о милости и человеколюбии; так точно и ангелы, представляя вместо масличных ветвей самое Тело Господне, умоляют Владыку за род человеческий, и как бы говорят: мы молимся за тех, которых Ты Сам некогда удостоил такой любви Своей, что предал за них Свою душу; мы изливаем моления за тех, за кого Ты пролил кровь; мы просим за тех, за которых Ты принес в жертву Свое Тело» (Слово 3 против аномеев).

Так что и это возражение совершенно неосновательно. Ведь насколько святее дом Божий твоего дома, настолько же выше молитва, приносимая в храме, молитвы домашней.

– Воскресенье – это единственный выходной день, надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в церковь.

Но ведь никто не заставляет человека идти именно на раннюю службу. В городах почти всегда служат раннюю и позднюю Литургию, а деревне никто и в воскресенье не спит долго. Что касается мегаполиса, то никто не мешает придти в субботу с вечерней службы, поговорить с семьей, почитать интересную книгу и после вечерних молитв лечь спать около 11 – 12 часов ночи, а утром встать в полдевятого и пойти на Литургию. Девять часов сна могут почти каждому восстановить силы, а если этого и не произойдет, то мы можем «добрать» недостающее дневным сном. Все наши проблемы связаны не с церковью, а с тем, что ритм нашей жизни не соответствует Божьей воле и потому изматывает нас. А общение с Богом – Источником всех сил Вселенной, – конечно, только и может дать человеку и духовные, и физические силы. Давно замечено, что если к субботе внутренне выработаешься, то воскресная служба наполняет внутренней силой. И сила эта – в том числе и телесная. Неслучайно подвижники, жившие в нечеловеческих условиях пустыни, доживали до 120-130 лет, а мы еле дотягиваем до 70-80. Бог укрепляет надеющихся на Него и служащих Ему. До революции был проведен анализ, который показал, что самая большая продолжительность жизни была не у дворян или купцов, а у священников, хотя они жили в гораздо худших условиях. Это зримое подтверждение пользы от еженедельного хождения в дом Господень.

Что же касается общения с семьей, то кто мешает нам пойти в храм полным составом? Если дети маленькие, то жена может придти в церковь позже, а после окончания Литургии можно всем вместе погулять, пойти в кафе, поговорить. Разве это сравнится с тем «общением», когда вся семья дружно тонет в черном ящике? Часто те, кто не ходит в храм из-за семьи, не обменивается с близкими и десятком слов за день.

Что касается домашних работ, то слово Божие не разрешает исполнять тех дел, которые не являются существенно важными. Нельзя устраивать генеральную уборку или стиральный день, заготовки консервов на год. Время покоя длится с вечера субботы до вечера воскресенья. Все тяжелые работы надо переносить на воскресный вечер. Единственный вид тяжелых работ, которые мы можем и должны делать в воскресенье и праздники, – это дела милосердия. Устроить генеральную уборку у больного или старика, помочь в храме, заготовить продукты сироте и многодетной семье – это истинное и угодное Творцу правило соблюдения праздника.

– Я не могу пойти в храм, потому что холодно или жарко, дождь или снег. Я лучше дома помолюсь.

Но о чудо! Тот же человек готов ехать на стадион и под открытым небом под дождем болеть за свою команду, до упада копаться на огороде, всю ночь плясать на дискотеке, и лишь до дома Божия дойти сил у него нет! Погода – всегда лишь оправдание своего нежелания. Неужели можно считать, что Бог услышит молитву человека, который не желает и чем-то малым пожертвовать ради Него?

– Не пойду в храм, потому что у вас нет скамеек, жарко. Не то, что у католиков!

Конечно, это возражение нельзя назвать серьезным, но для многих соображения комфорта важнее вопроса вечного спасения. Однако Бог не хочет гибели и отверженного, а Христос не переломит и надломленного жезла и не угасит льна курящегося. Что касается скамеек, так это вопрос вообще не принципиальный. Православные греки имеют сидения во всем храме, у русских их нет. Даже сейчас, если человек болен, то никто не мешает ему сесть на скамьях, расположенных сзади почти в каждом храме. Тем более по богослужебному Уставу Русской Церкви на праздничной вечерней службе прихожане могут сесть семь раз. В конце концов, если тяжело стоять всю службу, а все скамьи заняты, то никто не мешает принести с собой раскладной табурет. Вряд ли кто-то будет за это осуждать. Надо только вставать на чтение Евангелия, на Херувимскую песнь, Евхаристический канон и еще около десятка важнейших моментов службы. Думается, что это ни для кого не составит проблемы. Инвалидов эти правила вообще не касаются.

Еще раз повторю, что все эти возражения совершенно не серьезны и не могут быть причиной нарушения заповеди Божией.

– У вас в храме все такие злые, сердитые. Бабки шипят и ругаются. А еще христиане! Я таким быть не хочу и поэтому в храм не пойду.

Но ведь никто не требует быть злым и сердитым. Разве кто-то в храме заставляет быть таким? Разве при входе в храм от тебя требуют надеть боксерские перчатки? Не шипи и не ругайся сам и тогда сможешь и других исправить. Как говорит апостол Павел: «Кто ты осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает?» (Рим. 14:4 ).

Это было бы справедливым, если бы священники учили ругаться и склочничать. Но ведь это не так. Ни Библия, ни Церковь, ни Ее слуги никогда не учили этому. Наоборот – на всякой проповеди и в песнопениях нас призывают быть кроткими, милостивыми. Так что это не причина нехождения в церковь.

Надо понимать, что в храм приходят люди не с Марса, а из окружающего мира. А там как раз и принято ругаться так, что иногда у мужиков и русского слова не услышишь. Один мат. А в храме его как раз и нет. Можно сказать, что церковь – единственное место, закрытое для матерщины.

Именно в мире принято быть сердитым и свое раздражение выливать на окружающих, называя это борьбой за справедливость. Разве не этим занимаются старухи в поликлиниках, перемывающие кости всем, начиная с президента, заканчивая медсестрой? И неужели эти люди могут, войдя в храм, как по мановению волшебной палочки мгновенно измениться и стать кроткими, как овечки? Нет, Бог дал нам свободу воли, и без нашего усилия ничего измениться не может.

Мы всегда пребываем в Церкви только отчасти. Иногда часть эта очень большая – и тогда человек называется святым, иногда поменьше. Порой человек держится за Бога лишь мизинчиком. Но всему Судья и Оценщик не мы, а Господь. Пока есть время, есть надежда. А до окончания картины как можно о ней судить, разве только по законченным частям. Такие части – это святые. По ним и надо судить Церковь, а не по тем, кто еще не закончил земного пути. Недаром говорится, что «конец венчает дело».

Церковь сама называет себя больницей (на Исповеди говорится «понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»), так разве разумно ожидать, что Ее заполняют здоровые? Здоровые есть, но находятся они на Небесах. Вот когда все желающие исцелиться воспользуются помощью Церкви, тогда она явится во всей своей красе. Святые – вот кто ясно показывает мощь Бога, действующего в Церкви.

Так что в храме надо смотреть не на окружающих, а на Бога. Ведь и приходим мы не к людям, а к Творцу. Как часто и зачем нужно ходить в храм?

– Я готов каждую неделю ходить в храм, но жена или муж, родители или дети меня не пускают.

Здесь стоит вспомнить страшные слова Христа, которые часто забывают: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37 ). Этот страшный выбор надо делать всегда. – Выбор между Богом и человеком. Да, это тяжело. Да, это может быть больно. Но если ты выбрал человека, пусть в том, что ты считаешь малым, то Бог отвергнет тебя в день Суда. И разве близкий поможет тебе на этом страшном ответе? Разве твоя любовь к родным оправдает тебя, когда Евангелие говорит обратное? Разве не будешь ты с тоской и горьким разочарованием вспоминать о том дне, когда ты отверг Бога ради мнимой любви?

Да и практика показывает, что тот, кто выбрал кого-то вместо Творца, будет предан им.

– Я не пойду в эту церковь, потому что там плохая энергетика. Мне в храме становится плохо, особенно от ладана.

На самом деле у любого храма энергетика одна – Божия благодать. Все храмы освящены Духом Святым. Во всех церквах пребывает Христос Спаситель Своим Телом и Кровью. Ангелы Божии стоят у входа в любой храм. Дело только в человеке. Бывает, что у этого эффекта есть и естественное объяснение. На праздники, когда «захожане» посещают храмы, те битком забиты людьми. Ведь на самом деле священных мест крайне мало для такого множества христиан. И поэтому действительно многим становится просто душно. Иногда бывает, что в бедных храмах кадят некачественным ладаном. Но эти причины не основные. Часто бывает, что людям становится плохо и в совершенно пустом храме. Христиане прекрасно знают духовные причины этого явления.

Злые дела, в которых человек не желает раскаиваться, отгоняют благодать Божию. Вот это сопротивление злой воли человека силе Божией и воспринимается им как «плохая энергетика». Но не только человек отворачивается от Господа, но и Сам Бог не принимает эгоиста. Ведь сказано, что «гордым Бог противится» (Иак. 4:6 ). Подобные случаи известны и в древности. Так Мария Египетская , которая была блудницей, попыталась войти в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и поклониться Животворящему Кресту. Но невидимая сила отбросила ее от ворот церкви. И лишь после того, как она раскаялась и обещала больше никогда не повторять своего греха, Бог допустил ее в дом Свой.

Также и сейчас известны случаи, когда наемные убийцы и проститутки не могли выносить запаха ладана и падали в обморок. Особенно часто такое происходит с теми, кто занимается магией, астрологией, экстрасенсорикой и другой бесовщиной. Некая сила скручивала их в самые важные моменты богослужения, и из храма их забирали на карете «скорой помощи». Тут мы сталкиваемся с еще одной причиной отвержения храма.

Не только человек, но и те, кто стоят за его греховными привычками, не желают встречи с Творцом. Эти существа –мятежные ангелы, бесы. Именно эти нечистые сущности мешают человеку войти в храм. Они же отнимают силы у стоящих в церкви. Бывает, что один и тот же человек может часами сидеть в «качалке» и не способен десять минут провести в присутствии Творца. Только Бог может помочь тому, кто захвачен дьяволом. Но помогает Он лишь тому, кто раскаялся и желает жить по воле Господа Всемогущего. А так все эти рассуждения являются лишь непродуманным повторением сатанинской пропаганды. Не случайно, что и сама терминология этого возражения взята у экстрасенсов (а Церковь знает, что все они служат дьяволу), которые очень любят рассуждать о неких энергиях, которыми можно «подзарядиться», как будто речь идет об аккумуляторе, а не о Божьем чаде.

Тут видны симптомы духовной болезни. Вместо любви люди пытаются манипулировать Творцом. Это как раз признак демонизма.

Последнее возражение, родственное предыдущим, встречается чаще всего:

– У меня Бог в душе, поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог отправит меня в ад лишь за то, что я не хожу в храм?

Но что понимать под словом «Бог»? Если речь идет просто о совести, то, конечно, у любого человека этот голос Божий звучит в сердце. Тут нет никаких исключений. Ни Гитлер, ни Чикатило не были его лишены. Все злодеи знали, что есть добро и зло. Голос Бога пытался удержать их от беззаконий. Но неужели лишь потому, что они слышали этот голос, они уже святые? Да и совесть – это не Бог, а лишь Его речь. Ведь если на магнитофоне или по радиоприемнику ты слышишь голос президента, то разве это значит, что он у тебя в квартире? Также и наличие совести не говорит о том, что Бог у тебя в душе.

Но если вдуматься в это выражение, то Кто такой Бог? Это – Всемогущий, Бесконечный, Всеведущий, Праведный, Благой Дух, Творец вселенной, Которого не вмещают небо и небеса небес. Так как же может вместить Его твоя душа – Его, Лицо Которого боятся увидеть ангелы?

Неужели говорящий так искренно думает, что эта Безмерная Сила пребывает с ним? Позвольте нам усомниться. Пусть он покажет Ее проявление. Выражение «Бог в душе» сильнее, чем попытка скрыть в себе ядерный взрыв. Можно ли скрыть в тайне Хиросиму или извержение вулкана? Так что мы требуем от говорящего таких доказательств. Пусть он сотворит чудо (например, воскресит мертвого) или проявит Божью любовь, подставив другую щеку – тому, кто ударил его? Сможет ли он любить врагов – хоть в сотую часть того, как Господь наш, Который молился о них перед распятием? Ведь по настоящему сказать: «Бог у меня в душе», – может лишь только святой. Мы требуем с говорящего так святости, а иначе это будет ложь, чей отец – дьявол.

Говорят: «Я делаю только добро, неужели Бог пошлет меня в ад?» Но позвольте мне усомниться в вашей праведности. Что считать критерием добра и зла, по которому можно определить, что ты или я делаем добро или зло? Если считать критерием самого себя (как часто говорят: «я сам для себя определяю, что такое добро и зло»), тогда эти понятия просто лишаются какой-либо ценности и смысла. Ведь и Берия, и Геббельс, и Пол Пот считали себя абсолютно правыми, так почему же вы сами считаете, что их дела заслуживают порицания? Если мы имеем право сами определять для себя мерило добра и зла, то это же должны позволить и всем убийцам, извращенцам и насильникам. Да, кстати, позвольте также и Богу не согласиться с вашими критериями, и судить вас не по вашим, а по Своим меркам. А то как-то несправедливо получается – мы сами себе выбираем мерило, а Всемогущему и Свободному Богу запрещаем себя судить по собственным законам. А ведь по ним без покаяния перед Богом и святого Причастия человек окажется в аду.

Если сказать честно – то чего стоят перед лицом Бога наши мерки добра и зла, если мы даже права на законодательную деятельность не имеем. Ведь мы не создали себе ни тела, ни души, ни ума, ни воли, ни чувств. Все, что есть у тебя – это подарок (и даже не подарок, а временно вверенное на сохранение имущество), мы же почему-то решаем, что им можно безнаказанно распоряжаться по своей воле. А Тому, Кто нас сотворил, мы отказываем в праве требовать отчет о том, как мы воспользовались Его даром. Не кажется ли это требование несколько дерзким? С чего мы взяли, что Господь Вселенной будет исполнять нашу поврежденную грехом волю? Мы нарушили Четвертую Заповедь и при этом считаем, что Он нам чем-то обязан? Не глупо ли это?

Ведь вместо того, чтобы воскресный день посвятить Богу, он отдается дьяволу. В этот день люди нередко напиваются, ругаются, распутничают, а если нет – то развлекаются далеко не благообразным образом: смотрят сомнительные телепередачи, фильмы, где грехи и страсти бьют через край, и т.д. И только Создатель оказывается лишним в Его Собственный День. А разве Бог, давший нам все, в том числе и времена, не имеет права потребовать от нас всего нескольких часов?

Так что ад ожидает тех презрителей, которые игнорируют волю Бога. И причина этого – не Божья жестокость, а то, что они, оставив источники воды Жизни, стали пытаться копать пустые колодцы своих оправданий. Они отказались от священной Чаши Причастия, лишили себя слова Божия и потому блуждают во тьме этого злого века. Удалившись от Света, они находят тьму, уйдя от любви, они обретают ненависть, бросив жизнь, они бросаются в объятия вечной смерти. Как не оплакать их упрямства и не пожелать, чтобы они возвратились в дом нашего небесного Отца?

Мы же вместе с царем Давидом скажем: «по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5:8 ). Ведь «мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей» (Пс. 65:12-14 ).

На вопросы отвечали:
иерей Антоний Меркуло
иерей Ярослав Фатеев
иерей Даниил Сысоев
и другие

Все мы знаем, что существуют определенные правила того, как вести себя в церкви. Нужно знать не только условности этикета, но и то, как, когда и где ставить свечи, как правильно креститься и, вообще, чего никогда ни при каких условиях нельзя делать в церкви, чтобы не поставить себя в неловкое положение и не оскорбить ненароком прихожан.

Ходят в церковь обычно по выходным (в понедельник они обычно закрыты), на службу, которая начинается в 8 утра и продолжается от часа до четырех часов в зависимости от того, какой это молебен – просто воскресный или благодарственный. По субботам можно пройти специальный ритуал очищения, в котором производится помазание елеем прихожан. Священник ставит крестики маслом на лбу тех, кто хочет исцелить свою душу и тело.

Вторая служба начинается в три часа дня и называется вечерней. Длится она до 5-7 часов вечера. За час до посещения церкви необходимо воздержаться от еды и даже питья. Женщинам положен платок , который можно надевать сразу же войдя на территорию церкви, т.е. пройдя в ворота. А вот мужчина наоборот, должен снять головной убор .

Что касается одежды и всего облика в целом, то не стоит забывать о том, что храм – место чистоты и предназначено для возвышенных мыслей и чувств. Поэтому и одежда должна быть чистой, опрятной и скромной с минимальным количеством открытых мест .

Губная помада исключена не только по причине благопристойности, но и из соображений гигиены – на иконах, которые выставляются для поцелуев, не должно оставаться следов. Запах духов и одеколона, а уж том более, перегара не должен присутствовать в храме.

Разговаривать в церкви не принято. Мобильные телефоны должны быть отключены.

Сразу пройдя через церковные ворота, следует посмотреть на кресты и перекреститься. Делается это справа на лево. После этого следует поклон. Перед дверями также крестятся. В помещении церкви левая половина отведена для женщин, правая – для мужчин . Во время службы прихожане совершаю крестное знамение каждый раз при упоминании Бога, Богородицы, Христа, Святой Троицы. Выйдя их храма нужно повернуться к нему лицом и снова перекреститься.

Что делать со свечками? При входе обычно имеется лавочка, где торгуют различными символами веры. Купите несколько свечей. Можно подойти к иконе, возле которой уже горят свечи в специальном подсвечнике и поставить туда свою, крестясь и мысленно молясь за кого-то, а можно заказать златоуст (специальную молитву для тех, кто нуждается в помощи), молебна “О здравии” и “За упокой” . Делается это в специально отведенном уголке, куда нужно положить записку с именем и свечку.

Теперь Вы знаете, как правильно ходить в церковь.

По разным опросам, в России от 60 до 80 процентов населения считают себя православными. Из них воцерковленных всего 6-7 процентов. Многие россияне, к сожалению, даже не знают, как нужно себя вести в православном храме.

1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе» .

4. Не стоит входить в храм в шортах и коротких юбках. Для женщины достаточно закрыть колени и надеть любую одежду, которая будет закрывать руки, плечи и грудь. Мужчина должен быть в длинных брюках. Женщинам не подобает приходить в мужской одежде и наоборот.

Второзаконие, 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это».

5. Большинство священников пускают женщину в храм во время критических дней, но она не имеет права участвовать в таинствах. В редких случаях, до таинства женщину допустить могут, не не разрешат прикладываться к святым реликвиям.

6. В православных храмах нельзя креститься слева направо.

В книге «Псальтирь» сказано в «кратком изъявлении»: «...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра «.

В католичестве крестятся слева-направо. Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

7. В церкви следует отключать мобильные телефоны или звук звонка. Храм – место для уединения, и общению с Богом ничего не должно мешать. Если телефон зазвонит во время службы – вам будет стыдно, а окружающим – неприятно. И уже тем более православный храм - не место для мобильных игр, вроде Pokemon Go.

8. В церкви нельзя шуметь, смеяться и громко разговаривать. В храмах сильная акустика и это может серьезно мешать богослужению.

9. Дети часто еще не умеют правильно себя вести в храме. Если дети гиперактивные, то лучше воздержаться от того, чтобы брать их с собой на службу. Кричащие или плачущие дети в церкви отвлекают от молитвы. Если ваш ребенок заплакал, спокойно выйдите с ним из храма.

10. Женщины в храме не могут исполнять функции священнослужителя. Это глубоко закреплено в православной традиции.

Диакон Андрей Кураев: «Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» .

Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва – без души».

12. Если вам необходимо перейти в другую часть храма – не проходите между священником и алтарной частью.

13. Во время богослужения не рекомендуется праздно ходить по храму и здороваться со знакомыми, это мешает прихожанам сосредоточиться на молитвах. Приветствовать знакомых людей стоит молча легким кивком головы. Держаться за руку в храме тоже не принято.

Преподобный Лаврентий: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».

14. Нельзя демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время службы и молитвы.

15. Не заходите в алтарную часть, даже если вам очень интересно. Там могут находиться только служители храма. Изредка туда допускаются представители власти.

Шестой Вселенский Собор постановил: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

16. Если кто-то рядом с вами ведет себя несоответственно ситуации – лучше промолчать или сказать об этом негромко и деликатно. Однако лучший выбор - сосредоточиться на молитве и не делать никаких замечаний в храме.

Иоанн Златоуст: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным».

17. В храме нельзя ничего есть, пить и тем более входить в храм в нетрезвом состоянии. По уставу не принято приходить на утреннюю службу на полный желудок. Оступления возможны по немощи, с укорением себя.

18. Если вы куда-то торопитесь – лучше не идите в церковь. Поход в храм не терпит суеты, поэтому постоянно поглядывать на часы или спрашивать время у кого-то еще считается неуважительным.

Исаак Сирин: «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим – и удобно приучишься ко вниманию. Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истинном. Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве».

19. В церкви не стоит скрещивать руки за спиной. Откуда появился этот запрет, уже никто не помнит, но лучше не провоцировать окружающих. Скрещивание рук, как и «фига за спиной» - древнейшие символы защиты и неприятия чего-либо. В общении с Богом следует быть полностью открытым и искренним.

20. В записках о здравии и за упокой не нужно писать фамилии и отчества, а также нецерковные имена. Вносить в список некрещеных, иноверцев и самоубийц тоже не принято.

21. Не стоит вынимать отгоревшие свечи и вставлять свою на их место. Это могут делать лишь служащие храма после завершения обрядов.

22. В храм нельзя ходить с животными, особенно – с собаками. В Библии собака считается нечистым животным, у иудеев ее считали воплощением всего презренного.

23. Мнение служителей церкви сильно различается относительно неношения нательного крестика в церкви. Некоторые считают, что это большой грех, другие призывают быть терпимее к человеку. Без крестика вас могут пустить в церковь, но к таинствам не допустят.

24. Прикладываясь к иконе, не целуйте лики Христа, Божьей матери и святых. Нельзя целовать рамку иконы, так как этот обычай – отголосок еретической традиции. Целующий раму невольно поддерживают ересь иконоборчества.

25. В церкви и во дворе церкви запрещается курить.

Как начать ходить в церковь?

редактор

Многих может волновать вопрос «Как начать ходить в церковь?». Вот захотел человек прийти туда, а неловко как-то. Все новое, ничего не понятно, страшно сделать что-то не так. Потому для ответа на этот вопрос и была написана эта статья. У меня нету благословения учить людей правильному пониманию церковной жизни, но могу просто рассказать на своем опыте, какие проблемы возникали при первых посещениях храма и какие вопросы терзали мою душу. Может быть кому-то это поможет.

Итак, захотелось посетить церковь. Куда идти? Если есть Интернет, лучше посмотреть по карте, где находятся ближайшие православные храмы. Особой разницы нет, куда именно идти, в собор или простую церквушку. Лучше, чтобы это было недалеко от дома, так как ездить через весь город будет долго и неудобно. Потому смело выбираем храм, находим дорогу и топаем туда.

Приходить можно практически в любое время, но лучше до 19:00-20:00, так как в это время уже обычно в храмах службы заканчиваются. Одеваться можно как угодно, но без тематических наклонностей аля металлический металлист, обскубанный панк, клубная девочка на ходулях, или парень «только с пляжа». Можно обычные штаны или джинсы, футболка или рубашка, куртка, пиджак и т.д. Короче так, как нормальные люди ходят по обычным нормальным улицам. Если кто-то хочет, можно одеться и в костюм. В принципе, и так люди иногда приходят, чтобы подчеркнуть свое уважение к Церкви и Богу, в этом нет ничего необычного. Женщинам нужно одеть что-то на голову. Лучше платок, но если нету, то можно и шапку или даже капюшон, если все совсем плохо. Юбки носить не обязательно, можно и брюки и джинсы. Джинсы лучше не сильно обтягивающие, чтобы не отвлекало мужчин от молитвы. Женщинам в этом плане лучше одеваться поскромнее, нужно иметь уважение к Богу и окружающим.

Если Вы вошли в храм и там нет никаких пений а все довольно тихо - значит служба сейчас не идет. Тогда можно тихонечко постоять, побеседовать с Богом, облегчить свою душу. Если захотелось поставить свечку за родных или знакомых - ищем продавщицу. Обычно свечи продают на входе в храм. «Куда ставить свечи за здравие, а куда за упокой?» — извечный вопрос. По-моему это был мой первый вопрос, заданный живому человеку внутри храма. За живых ставить свечу можно где угодно и перед любой иконой. Особых ритуалов не нужно. Помолиться тихонечко, попросить за человека и поставить свечу. За упокой обычно ставят свечи на специальных столиках, на которых установлено распятие.

Что делать, если вошел, а там во всю идет служба? Ну, для начала, не убегать. Лучше занять место поскромнее и повторять за всеми. Женщинам принято стоять в левой части храма, а мужчинам — в правой. Но если не вышло стать куда положено не стоит вообще об этом думать. Просто спокойной стоять и молиться о своем. Сомневаюсь, что в первый раз, попав на службу, вы поймете хоть что-нибудь из того, что на ней поют. Я, например, вообще первых 2-3 месяца практически ничего не понимал, просто молча стоял и повторял за всеми, когда они крестятся (обычно так делают когда на службе звучат слова «Отец, Сын и Святой Дух»). Потому сначала лучше постараться просто освоиться. Влиться в общий поток так сказать.

И надо кое-что понять сразу. Если пришли в храм, сначала может быть много необоснованных страхов и чувства, что вы не в своей тарелке. Ничего страшного. Вы становитесь на путь воина, это первая Ваша битва. Готовьтесь идти до конца.

Стоя на службе, может показаться, что она бесконечна. Я помню, сначала вообще думал, что в храме они круглосуточно идут, и им нету конца и края. Человеку неподготовленному сложно выстоять 2-3 часа (именно столько длится богослужение в среднем). Но уверяю Вас, когда-нибудь наступит конец и пение утихнет, и это будет не час ночи, а около семи часов вечера. Так что если Вам не нужно срочно бежать куда-нибудь - достойте до конца.

Часто можно увидеть, как люди подходят и целуют иконы. Не стесняйтесь это делать. Когда-то мне было очень стеснительно подойти и поцеловать икону. Но сейчас уже оно стало так привычно, что целую уже все подряд. Так что смело крестимся и целуем икону, нечего бояться. Часто возле икон лежат платочки, чтобы можно было после себя протереть стекло рамки.

Если вдруг во время службы все начали становиться на колени — ничего страшного, если Вы стесняетесь и этого не сделали. Но еще лучше будет сделать это вместе со всеми. Хотя на практике обычно тех, кто становится на колени в определенные моменты службы меньше, чем тех, кто остается стоять на ногах.

Не стоит бояться спрашивать у людей время богослужений. Если Вам, допустим, захотелось попасть конкретно на начало вечерней или утренней службы, то ни в коем случае не стоит бояться спрашивать время ее начала. Спросить можно у продавщицы свечей на входе в храм. Не переживайте, что доставите ей хлопот своим вопросом. Их дергают будь здоров, не Вы первый не Вы последний. И вообще, организационные вопросы типа «где что» и «когда и как» всегда нужно спрашивать. Это более чем нормально.

Хочу сделать небольшое отступление, и сказать пару слов по поводу внутреннего состояния человека, который вдруг попал в храм после длительного (порой длиною в жизнь) периода неверия. Вполне вероятно, что у Вас появится масса вполне естественных на первый взгляд страхов и логически обоснованных доводов покинуть храм и больше туда не ходить. Не ведитесь на них. Возможно, в голову полезут хульные помыслы, вплоть до оскорблений святых и Бога. Не переживайте за такие мысли, просто старайтесь переключить свое внимание. Иногда даже поход в храм может показаться глупой затеей. На это тоже не стоит обращать внимание. Главное следовать заранее намеченной благой цели и все будет как надо.

Для тех, кто вдруг захотел исповедоваться, можно сказать вот что. Исповедоваться можно священнику в любом храме. Исповедь бесплатна, заранее записываться на нее не нужно и никто денег за нее не берет. Как правило, она проходит во время вечернего богослужения либо на Литургии утром. Обычно стоит столик, на котором лежит крест и Евангелие и у которого стоит священник. Где конкретно это будет находится и когда будет проходить исповедь спрашивать можно у продавщицы свечей, либо у прихожан. Если храм посещает много людей, скорее всего определить где проходит исповедь можно по очереди к стоящему в стороне батюшке. Человек подходит, священник его выслушивает, накрывает голову эпитрахилью (часть облачения похоже на полотенце) и отпускает грехи.

Подходите к священнику, кладете два пальца на Евангелие и называете, в чем раскаиваетесь, указываете грехи, о которых душа болит. Сзади стоящие люди Вас скорее за все не услышат. По крайней мере, ни разу не было, чтобы я разобрал о чем кается человек передо мной. Так получается еще и потому, что часто исповедь проходит во время службы и пение с клироса заглушает голоса, если конечно, кающийся не орет во всю глотку. Если Вы первый раз на исповеди, скажите об этом обязательно и спросите «что делать дальше?». Батюшка скажет какие шаги предпринимать на первых порах. Когда покаялись целуете крест, Евангелие и идете дальше достаивать до конца службу. Вот и все. И еще одно. Не нужно бояться исповедовать какие-то грехи, потому что якобы стыдно. Это глупо и смертельно опасно. Глупо потому что за свою жизнь батюшки такого успевают наслушаться, что ничего нового Вы им не скажете. А если и скажете, то оно займет почетное место в списке того «нового и до невозможности стыдного», чего священник слышал уже много раз и что уже наверное научился воспринимать адекватно. А опасно потому, что «нету хуже греха, чем нераскянный».

Итого, надеюсь, в этой статье чуточку было прояснено, как начать ходить в церковь. А то сегодня получается так, что все вроде бы и всё о Церкви знают, а как суть до дела доходит, то ничего не понятно. Так что, если возникло желание посетить храм, стоит сделать это как можно скорее.