Эрих Мария Ремарк, урождённый Эрих Пауль Ремарк (нем. Erich Maria Remarque, Erich Paul Remark)

Устала я, и устала от своей усталости.
Жизнь взаймы

Чтобы что-то понять, человеку нужно пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти.
Жизнь взаймы

Только несчастный знает, что такое счастье.
Три товарища

Все громкие слова о счастье бледнеют перед словом «болезнь».
Тени в раю

В полночь вселенная пахнет звёздами.

Потому что сейчас ночь. Потому что, если хотите знать, все мы словно искорки, гонимые неведомым ветром.
Триумфальная арка

Когда нет ссор, значит, все скоро кончится.

Она еще не сдалась, но уже не боролась.
Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне»

Ведь чудо всегда ждёт нас где-то рядом с отчаянием.
Эрих Мария Ремарк «Время жить и время умирать»

Никогда никуда не надо возвращаться.
Э.М. Ремарк «Время жить и время умирать».


Жизнь взаймы

Спокойно прожить жизнь — вот что сегодня кажется самым невероятным приключением.
«Триумфальная арка»

Чем меньше у человека самолюбия, тем большего он стоит.

Судить о том, что такое война, могли бы по-настоящему только мёртвые: только они одни узнали всё до конца.
Чёрный обелиск

Всякий опыт чего-то стоит. И пока это только деньги, ничего страшного.
Земля обетованная

Надежда умирает тяжелее, чем сам человек.
Земля обетованная

Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это.
Э. Ремарк «Триумфальная арка»

Просто счастливы нынче только коровы. А может быть, и они нет. Может быть, только камни.
Время жить и время умирать

Вы живы! Сколько людей приняли смерть, а так хотели пожить ещё чуток, еще хоть самую малость!
Земля обетованная

То, что повторяется часто, уже не может болеть так сильно.
Возлюби ближнего своего

Это же так просто. Любовь - это когда хочешь с кем-то состариться.
«Триумфальная арка»

Всё на свете зависит только от малой толики тепла.
Возлюби ближнего своего

Неизлечимый рак души.
Ночь в Лиссабоне

Только мечта помогает нам примириться с действительностью. Э.М.Ремарк «Триумфальная арка»

Покой, камин, книги, тишина… Прежде в этом видели одно мещанство. Теперь это мечты о потерянном рае.
Триумфальная арка

Размышления могут изматывать не меньше, чем напряженный бег.
«Искра жизни»

У меня нет будущего. Никакого. Вы себе не представляете, как это многое облегчает.
«Жизнь взаймы»

Чем меньше у человека самолюбия, тем большего он стоит.

Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными.

Ах, все мы дети, заблудившиеся, глупые дети, и ночь всегда подстерегает наш дом.
Возвращение

Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь.
Жизнь взаймы

Мы живём в эпоху парадоксов. Ради сохранения мира вынуждены вести войну.
Ночь в Лиссабоне

В жизни больше несчастья, чем счастья. То, что она не длится вечно просто милосердие.
Ночь в Лиссабоне

Не брать с собой ничего из прежней жизни. Ничего! И не оглядываться - от этого только устаешь и теряешь силы.
Возлюби ближнего своего

Вы улыбаетесь, и вы так спокойны? Почему вы не кричите?
- Я кричу, только вы не слышите.
Время жить и время умирать

Только мечта помогает нам примириться с действительностью.
Триумфальная арка

Самая большая опасность подстерегает того, кто думает, будто он уже спасся.
Земля обетованная

Ненависть к иностранцам — вернейший признак невежества.
Земля обетованная

Человек может стать тебе близок за три дня. А тот, кто живет рядом с тобой годами, может так и не узнать, какой твой любимый цвет

Размышления могут изматывать не меньше, чем напряжённый бег.
Искра жизни

Я стоял рядом с ней, слушал ее, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.
Эрих Мария Ремарк «Три товарища»

— Какая у тебя мрачная фантазия.
— Фантазия? У меня мрачный опыт.
Жизнь взаймы

Во время войны все представления людей о счастье всегда связываются с едой.
Время жить и время умирать

Одиночество — это болезнь, очень гордая и на редкость вредная.
Земля обетованная

Одиночество не имеет никакого отношения к тому, много у нас знакомых или мало.
Черный обелиск

Кто одинок, тот никогда не будет покинут. Но иногда, вечерами, рушится этот карточный домик, и жизнь оборачивается мелодией совсем иной – преследующей рыданиями, взметающей дикие вихри тоски, желаний, недовольства, надежды – надежды вырваться из этой одуряющей бессмыслицы, из бессмысленного кручения этой шарманки, вырваться безразлично куда. Ах, жалкая наша потребность в толике теплоты; две руки да склонившееся к тебе лицо – это ли, оно ли? Или тоже обман, а стало быть, отступление и бегство? Есть ли на этом свете что-нибудь кроме одиночества?

Одинокий человек не может быть покинут. О эта жалкая потребность человека в крупице тепла. Да и разве вообще существует что-то, кроме одиночества.

Когда человек молод, ему не бывает больно. Когда он очень стар – тоже нет. А вот в промежутке ему приходится трудно.
Возлюби ближнего своего

Если человеку за семьдесят, то это преимущество: он рискует не столь большим куском жизни…
Возлюби ближнего своего

Говорят, труднее всего прожить первые семьдесят лет. А дальше дело пойдет на лад.
Три товарища

Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежной смерти, мы были бы более человечными и милосердными.
Жизнь взаймы

Отторгнутый, изолированный кусочек жизни на территории неотвратимой смерти.
Искра жизни

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.
«Жизнь взаймы»

«Зачем так грустить, вот, держи шоколадку и улыбнись, да, вот так!» - с яркой улыбкой утешала каждый раз Яна одноклассниц, хотя даже особо с ними не общалась. До скрежета зубов это бесило Элю. Никто ведь даже не замечал, что это ходячее солнце находится на грани нервного срыва. Как же противно смотреть на фальшивые улыбки, а после сидеть возле стенки школьного туалета, слушая, как это маленькое чудо разрывается в плаче. Сердце болезненно сжималось, когда Яна как ни в чем не бывало приходила обратно в класс после большой перемены и затуманеным взглядом смотрела на окружающих. Даня же, который и был причиной такого состояния девушки, сидел себе тихо, читал книгу, ни о чём не подозревая. Как и все остальные, он ничего не знал. Знала только Эля. После расставания этих двоих она чувствовала себя в чем-то виноватой, но сама не знала, что её мучит. Она сначала наивно полагала, что Яна со временем успокоится и всё будет как прежде. Яна не такая. Она как хрустальный цветок: малейшее прикосновение может её сломать. Через какое-то время она уже не бегала в туалет на переменках и Эля уже было успокоилась, наивно полагая, что всё вернулось на круги своя, но через пару дней она засекла девушку курящей на скамейке в нескольких дворах от школы. Взгляд всё тот же, как и выражение лица, это пугало. Ничего не прошло, а лишь стало хуже. Ариэль потерялась в мыслях. Она убедила себя в том, что она тот, кто виноват в этом и тот, кто должен всё исправить. Но достучаться напрямую было нельзя. Стоило действовать анонимно. В итоге Яна засекла очередную слежку Эли. Она обхватила худыми руками запястья девушки и притянула ближе. Растерянная Эля осталась беззащитной, пришлось подчиниться. Карие глаза внимательно сканировали лицо, а затем с какой-то грустной улыбкой Яна отпустила девушку и позволила пойти с собой. В Яне не прослеживался тот безупречный образ, сейчас она открыта для Эли. Ариэль улавливала каждое подрагивание губ девушки, каждое нервное движение руками при разговоре. Хоть это не было оживленной беседой, скорее просто неразборчивый фонтан мыслей бился из души, какое-то чувство ликования от разговора всё же присутствовало. Со временем Эле удалось сблизиться с девушкой, но помочь не получалось, она просто зависла на мёртвой точке: хуже не становилось, но и лучше тоже. Со стороны могло показаться, что они стали хорошими подругами, но Яна скорее просто позволяла себе помогать, а у Эли стали зарождаться совсем иные, тёплые чувства.

Они часто вот так сидели у Яны в комнате и разговаривали. В такие моменты Яна полностью расслаблялась и могла просто сесть, достать тонкими пальцами сигарету и прямо в помещении закурить. Сначала Эля не пыталась её останавливать, а лишь просто завороженно, с каким-то фетишистским удовольствием, наблюдала за действиями девушки. Как глубоко она затягивает, а после облегченно выдыхает дым, который тут же заполняет всю комнату. Потом Ариэль решила, что все оставлять как есть нельзя и стала пытаться отучить подругу от вредной привычки. Способы были разные: от классических лекций о вреде курения до попыток подкупить Яну сладостями. Однако ни одна попытка не возымела успеха. «Тогда я буду вдыхать весь дым с тобой.» - как-то необдуманно ляпнула Эля, но увидев как глаза Яны с болью взглянули на неё, стало понятно, что стойкая стена наконец дала трещину. Она знала, что девушке скорее всего будет плевать на своё здоровье, но она всегда будет заботиться о здоровье других. В доказательство своих слов Эля вплотную подобралась к лицу Яны и на выдохе втянула весь дым вместе с ней. Теперь уже Яна смотрела испуганно, а Эля терпеливо ждала от неё действий. Спустя какое-то время тонкий, тихий голос прошептал: «Тебе это так важно?» - на что Эля уверенно кивнула. Яна покорно затушила сигарету и выбросила её. Эля мягко улыбнулась, радуясь первой победе.

Но такую проблему, как эта, с одной попытки не решить. Эля стала замечать, что Яна теперь опять бегает куда-то на переменках. Сначала она обрадовалась, ложно подумав о том, что может быть ей удалось вернуть Яну на предыдущую стадию и теперь она как и раньше рыдает в туалете. Но проследив за ней ещё раз, Эля с ужасом поняла, что Яна просто на больших переменах бегает курить за школу. Это пугало сильнее. Если раньше Эля могла хотя бы частично контролировать её состояние, то сейчас это было недоступно. Пугала и мысль о том, что Яна рискует быть пойманной и отчисленной лишь ради того, чтобы забыться. Что стоит делать? Как помочь? - вопросы не оставляли ни на минуту. «А может… Нужно обрубить проблему на корню?» - пронеслось в мыслях. Корнем являлся Даня. И поговорить с ним казалось решением всех проблем. Но сам Даня, который и близко даже не знал о том, что он может быть причиной чьего-то ментального расстройства, разговоров на тему Яны старался избегать: - Я не хочу об этом разговаривать. - максимально спокойно проговорил он. - А придётся, ведь дело серьёзное, - едва сдерживая порыв злости, ответила Эля. - Ну и что ты про Климову услышать хочешь? Я её не люблю и никогда не любил, расстаться хотел с самого начала, однако смелости не хватало. И ничего между нами, считай, не было. Я даже предпочитаю это называть «дружескими прогулками». В этот момент мимо темного угла, в котором беседовали Даня с Элей, пробежала едва сдерживающая рыдания Яна. Слышала ли она хоть что-то или же всё сразу, понятно не было, но Эля, уже не обращая внимания на какие-то не очень лестные высказывания и советы о том, что не стоит из-за этого задевать Климову, побежала за дрожащей Яной.

Вся заплаканная Яна убежала в туалет, Эля тут же ринулась за ней. Сердце бешено колотилось, руки дрожали. Яна села на холодную плитку и закурила, всё еще рыдая. Запыханная Эля села рядом. Чувства вырывались наружу из-за вида страдающей девушки. Пальцы мягко дотронулись до пальцев девушки, желая переплести их руки вместе. Яна сжала крепче, но всё также смотрела на противоположную стену, издавая жалобные всхлипы. Тело не слушалось. Прижимаясь ближе, губы сами потянулись к щекам девушки и легко целовали каждый миллиметр лица, забирая слёзы. Неожиданно губы сами соприкоснулись с губами Яны. Холодная плитка горячо обжигала кожу, глаза рябили от яркого света на стене. Ветер из приоткрытой форточки отрезвлял. Разум медленно приходил в себя, но до того времени губы всё также действовали сами по себе, даже не обращая внимание на то что на их действия не отвечают. У Яны уже непроизвольно текли слёзы из широко открытых глаз. Возможность управлять своим телом пришла слишком рано. Эля не замечая того, что Яна начала несмело отвечать, в ужасе отстранилась и быстро убежала прочь. От мысли, что теперь всё разрушено и будущего нет, даже у сильной на вид девушки, ручьём покатились слёзы. «Никогда… Больше никогда… Не хочу… Больно.» - звучали в голове то стоном, то плачем, то криком. Она пообещает себе больше никогда не влюбляться. И больше никогда не смотреть в сторону Яны Климовой. А при первой возможности уехать. Возможность выпадает довольно быстро. Теперь Эля спокойно живёт с не затягивающейся раной в сердце, а Яна всё также рыдает в туалете и курит в комнате, но уже одна… Их чудо было близко. Им просто не хватило времени.

Ещё работа этого автора

Вкус твоих каменных губ 232

Фэндом: Ивановы-Ивановы Пэйринг и персонажи: Ваня/Даня , Данила Иванов , Иван Иванов Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, 3 страницы, 1 часть Статус: закончен Метки:

Соулмейт AU, в которой человек, чья любовь не оказалась взаимной, превращается в каменную статую, и "расколдовать" его может только поцелуй соулмейта.

Ещё по фэндому "Ивановы-Ивановы "

Холодно 167

Фэндом: Ивановы-Ивановы Пэйринг и персонажи: Ариэль Оганян , Яна Климова Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, 4 страницы, 1 часть Статус: закончен Метки:

Эле холодно. Горячая вода льется из душа, обжигая кожу до красноты, но Эле холодно. Потому что совершенно голая Яна в нескольких сантиметрах от нее. Они же, блять, лучшие подруги. Настолько лучшие, что могут вот так вот, вместе, смывать с себя липкий алый сок. И Эля бы отказалась, но не может. Смотреть на такую Яну, которая никогда не будет ее – больно. Не смотреть – еще больнее. Лучшие. Подруги. А Эле холодно, до мурашек, до дрожи, до стука зубов.

Кувшинки для Ариэль 26

Фэндом: Ивановы-Ивановы Пэйринг и персонажи: Ариэль Оганян/Яна Климова , Данила Иванов/Иван Иванов , Данила Иванов/Ариэль Оганян Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, 2 страницы, 1 часть Статус: закончен Метки: Показать спойлеры

Хриплый кашель в полной тишине звучит чуждо и непривычно, режет по ушам. Яна не сразу понимает, что кашляет она сама. На ладони остаются длинные белоснежные лепестки кувшинки, как символично. Даже здесь ее маленькая русалочка осталась себе верна. Яна смеется и тут же начинает задыхаться, выхаркивая огромный розовый бутон. Розовый он от крови.

Ты знаешь, что я чувствую, а что чувствуешь ты? У меня есть шанс. - Да, есть, - лгу я.

Мудрые мысли

(22 июня 1898, Оснабрюк, Германия - 25 сентября 1970, Локарно, Швейцария)

Один из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого века.

Цитата: 52 - 68 из 796

В хладнокровных размышлениях можно растворить ненависть и обратить ее в целеустремленность.


Важное, значительное не может успокоить нас… Утешает всегда мелочь, пустяк… (*Три товарища*)


Вам хорошо, вы одиноки. Все это, конечно, так - одинокий человек не может быть покинут. Но иногда по вечерам эти искусственные построения разлетались в прах, а жизнь превращалась в какую-то всхлипывающую, мечущуюся мелодию, в водоворот дикого томления, желания, тоски и надежды все-таки вырваться из бессмысленного самоодурманивания, из бессмысленных в своей монотонности звуков этой вечной шарманки. Неважно куда, но лишь бы вырваться. О, эта жалкая потребность человека в крупице тепла. И разве этим теплом не могут быть пара рук и склоненное над тобой лицо? Или и это было бы самообманом, покорностью судьбе, бегством? Да и разве вообще существует что-то, кроме одиночества? (*Три товарища*)


Ведь было бы отвратительно, если бы любовь имела хоть какое-то отношение к правде. (*Три товарища*)


Ведь любовь - это же сплошной обман. Чудесный обман со стороны матушки-природы. Взгляни на это сливовое дерево! И оно сейчас обманывает тебя: выглядит куда красивее, чем окажется потом. Было бы просто ужасно, если бы любовь имела хоть какое-то отношение к правде.


Ведь чудо всегда ждет нас где-то рядом с отчаянием. (*Время жить и время умирать*)


Величайшее заблуждение считать, будто всё ценное долговечно. Апостолы прогресса обманывают этим толпу, которая иначе может взбунтоваться или впасть в уныние. Ценное всегда скоротечно, а посредственность, напротив, устойчива. (*Станция на горизонте*)


Вера легко ведет к фанатизму. Вот почему во имя религии пролито столько крови. Терпимость - дочь сомнения.


Вероятно, каждый человек для одного бывает хорош, а для другого – плох. (*Время жить и время умирать*)


Веселье – это милое и снисходительное дитя терпимости… В наши дни веселья больше нет. Оно утрачено. Для веселья нужно слишком много – знание, превосходство, скромность и умение спокойно покоряться судьбе. Всё это отступило перед диким и нетерпимым идеализмом, стремящимся исправить нынешний мир. Но все, кто пытались исправить мир, всегда только ухудшали его, а диктаторы – те и вовсе не бывают весёлыми. (*Возлюби ближнего своего*)


Вечное душевное отчаяние - отчаяние ночной темноты. Приходит с темнотой и исчезает вместе с нею. (*Триумфальная арка*)


Вечными и неизменными остаются слова любви, но как пестра и разнообразна шкала ругательств! (*Три товарища*)


Видишь, как прекрасна твоя комната.
- Прекрасна, потому что ты здесь. Она уже никогда не будет такой, как прежде… потому что ты была здесь. (*Три товарища*)


Виноват не нападающий, а пострадавший! Он и только он – причина всех огорчений. Такова моднейшая психология. (*Возлюби ближнего своего*)


Власть - самая заразная болезнь на свете… Да, и сильнее всего уродующая людей. (*Триумфальная арка*)


Власть всегда, всегда одно и то же: одного грамма ее достаточно, чтобы сделать человека жестоким. (*Возвращение*)


Влюбленные никогда не отличаются учтивостью.

Именно в СССР и России Ремарк нашел своего благодарного читателя. Его произведения, полные пронзительной любви, иронии и горькой печали, неистребимой человечности и нежности в эпоху алчности и цинизма, полюбились читателям одной шестой суши. Будь нежным - будет нежным и мир. Не погрязни в быте, карьере, власти, деньгах, это так далеко от мечты! Об этом говорится в романах неисправимого романтика с необычной судьбой. "РГ" представляет малоизвестные факты из жизни немецкого писателя.

1. Эрих Пауль Ремарк родился в немецком Оснабрюке в семье владельца небольшой переплетной мастерской. В детстве Ремарк коллекционировал бабочек, камни и марки. Интересовался живописью и музыкой, играя на пианино и органе. В 18 лет давал частные уроки музыки, чтобы иметь карманные деньги для покупки одежды. Он считал, что одеваться нужно красиво и элегантно, и тогда успех в обществе обеспечен. Особое пристрастие он питал к большим галстукам и шляпам в стиле "панама". В 19 лет в память об умершей матери он изменил второе имя в инициалах с Пауль на Мария.

2. Во Первую мировую на фронте получил пять ранений, в том числе, в руку. Так прервалась намечавшаяся серьезная музыкальная карьера. В госпитале Эрих Мария завел роман с дочкой своего доктора и сочинял музыку к лирическим стихотворениям своих современников. Позже Ремарк признавался, что все его произведения написаны под влиянием музыки, а слова он выбирал по их звучанию. В 1918 году он был награжден Железным крестом первой степени. Ремарк называл себя убежденным пацифистом, что расходилось с его обликом в те годы: энергичный, атлетичный блондин, чем не истинный ариец.

3. В двадцатые годы, когда в Германии воцарились алчность и нажива, Ремарк выбрал человеколюбие, эксцентрику, иронию. Одно время жил в цыганском таборе. Шастал по улицам, продавая отрезки тканей. Работал в бюро по производству могильных памятников. Позже он напишет об этом в романе "Черный обелиск". Сочинял юмористические рекламные тексты, стишки к комиксам о похождениях обнаженных красоток. Добродушно делился с читателями газеты, где работал, секретами приготовления алкогольных коктейлей.

4. Свои произведения Ремарк предпочитал писать остро отточенными карандашами. Культовый роман "На западном фронте без перемен", который принес Ремарку невероятный успех, он написал всего за 6 недель. В Германии роман только за год разошелся тиражом в полтора миллиона экземпляров! В первой мировой писатель увидел не только выстрелы и бои: он показал, как рвущиеся на фронтах снаряды калечат веру и идеалы молодых людей. Нацисты превратили книгу в "политическую проблему", посчитав, что у настоящего немца не может быть пораженческих настроений. Ремарка называли "Предателем родины". Его обвиняли в том, что он украл идею книги у своего погибшего товарища. Идеологическую кампанию против Ремарка возглавил лично доктор Геббельс. В 1933 году книги Ремарка полетели в сатанинский нацистский костер вслед за "Капиталом" Маркса.

5. За два года до этого Ремарк уже успел уехать из Германии. Мир тесен. Сестра его первой жены Ютты, с которой он прожил 4 года, развелся и фиктивно женился вновь, чтобы вывести ее из нацистской Германии, состояла в браке с родственником Геринга. Через несколько недель после отъезда писателя из Германии, тучный Геринг ввалился в шикарный берлинский ресторан, где столовался Ремарк. Плюхнувшись в кресло, один из лидеров нацистов потребовал от официанта принести ему бутылочку винца того сорта, что любил дегустировать опальный писатель. Официант развел руками и ответил: Ремарк не уехал из Германии, пока не "выкушал" все винцо этого сорта.

6. Не в силах добраться до писателя, фашисты решили отыграться на его родственниках. Его старшая сестра была арестована и казнена за "антипатриотические высказывания" в 1943 году. "Ваш брат ушел от нас, но Вам не уйти", - заявил обвинитель в суде. Эльфриду казнили на гильотине, а в адрес Ремарка нацисты выслали счет с требованием оплатить "гонорар палача".

7. На гонорар от продажи книги "На западном фронте без перемен" Ремарк начал скупать антиквариат. Перебравшись в швейцарский Порто-Ронко, писатель купил себе дом, который назвал "Дворцом Ремарка". Дом в изящном стиле украшали древнекитайские и египетские бронзовые фигуры, венецианские зеркала и персидские ковры, а также превосходная коллекция картин (Ренуар, Дега, Ван Гог), чудом вывезенная из Германии. Перед Второй мировой войной в 1939 году Ремарк решил перебраться в США. Он тут же поехал в Голливуд к Марлен Дитрих, с которой познакомился еще в 1930 году в родной Германии. Американское гражданство ему дали только в 1947 году. Американцам не нравился "моральный облик" свободолюбивого писателя, который обзавелся влиятельными друзьями в Голливуде. Ремарк говорил, что в компании Чарли Чаплина, Греты Гарбо, Эрнеста Хэмингуея ощущает себя маленьким человеком.

8. Роман с Дитрих стоил Ремарку многих нервов. Актриса называла Ремарка самым привлекательным мужчиной из увиденных ею в жизни. Ремарк писал ей письма каждый день, когда она уехала в США. Их знакомство, через 10 лет переросло в страсть. Бурный роман, начавшийся в 1940 году, продолжался, с перерывами, до 1946 года. Закончился, когда Дитрих в ответ на предложение связать себя узами брака с писателем, призналась ему в том, что недавно сделала аборт от известного американского актера. Тем не менее, они общались и переписывались вплоть до смерти писателя в 1970 году.

9. Со второй официальной супругой, известной американской актрисой Полетт Годар Эрих Мария Ремарк связал себя узами брака в 1958 году. Они оставались неразлучны до смерти писателя. Ремарк признавался, что его вторая жена излечила его от тяжелой депрессии, в которую писатель основательно погрузился после расставания с Дитрих. Полетт Годар, чьим первым мужем в течение 6 лет был Чарли Чаплин, должна была играть главную роль в легендарной эпопее "Унесенные ветром", но в последний момент режиссер выбрал Вивьен Ли. Все три главные женщины в жизни Ремарка, две жены и Дитрих, были похожи: большие глаза и ресницы, волосы, локонами, спадающие с плеч, великолепная фигура…

10. Узнав о том, что Ремарк потерял отца, в дом к писателю примчался репортер, надеясь хоть после такого горя увидеть весельчака Ремарка унылым и поникшим. Писатель сказал опешившему журналисту: "Знаете, мой отец умер от сердечного приступа. В 83 года. Он простудился в церкви, потому что был без пальто. Он не надел пальто, чтобы не разочаровать свою подружку. Когда он вернулся домой, его знобило. Моя сестра спросила его: "Не хотел бы ты, папа, выпить коньяку?", Он кивнул и умер. Так есть ли смерть лучше, чем смерть в ожидании коньяка?".

11. Последние годы жизни Ремарк провел в Швейцарии, страдая от частых сердечных приступов. Панически боясь смерти, в этот период он находил особо увлекательным литературное творчество. Эрих Мария Ремарк был похоронен по католическому обряду на швейцарском кладбище в местечке Порто-Ронко.

Легендарные высказывания Ремарка

Самыми злейшими врагами становятся лучшие друзья.

Настоящая любовь не терпит посторонних.

Человек без любви - это покойник в отпуске.

Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Все прочее - ложь.

Люди становятся сентиментальными скорее от огорчений, нежели от любви.

Самое страшное, братья, это - время. Время. Мгновение, которое мы переживаем, но которым не владеем никогда.

Мужчина не может жить для любви. Но жить для другого человека может.

Жизнь - это болезнь, и смерть начинается с самого рождения.

Совесть обычно мучает не тех, кто виноват.

Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником.

Чудо всегда ждет нас где-то рядом с отчаянием.

Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.

У нее были два поклонника. Один любил ее и дарил ей цветы. Другого любила она и давала ему деньги.

Любой диктатор начинает свою деятельность с того, что упрощает все понятия.

Когда умираешь, становишься каким-то необычайно значительным, а пока жив, никому до тебя нет дела.

Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дёшево.

Как мало можем мы сказать о женщине, когда счастливы. И как много, когда несчастны.

Сердце, однажды слившееся с другим, никогда уже не испытает того же с прежней силой.

Мир не сумасшедший. Только люди в нем.

Если не смеяться над двадцатым веком, то можно застрелиться.

Нет ничего прочного - даже воспоминаний.

Один из двоих всегда бросает другого. Вопрос в том, кто кого опередит.

Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это.

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда.