Ибн сина высказывания. Авиценна – цитаты и афоризмы

12.07.2019 Техника

16 августа 980 года родился легендарный Абу Али Хусейн ибн Сина, которого европейцы привыкли называть Авиценна. Мы предлагаем вашему вниманию мудрые советы древнего врача, для тех, кто хочет быть здоровым

Главным делом жизни для Авиценны была медицина. В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. И с тех пор Ибн Сина был придворным врачом многих правителей Востока. Недаром современники называли его «князем врачей». Сам Авиценна в своей биографии так написал о своем пути в медицину: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Ибн Сина оставил потомкам множество книг по медицине, а его «Трактат врачебной науки» стал второй печатной книгой после Библии и служил хрестоматий для врачей в течение 600 лет. Советы Авиценны о том, как прожить здоровую жизнь, написанные1000 лет назад, актуальны и в XXI веке.

О физической активности:

«Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни…

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни…

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений…

Если заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима».

О здоровом питании:

«Самая плохая пища та, которая обременяет желудок, а плохое питье то, когда оно переходит умеренность и наполняет желудок доверху… Если было съедено слишком много, то на следующий день нужно оставаться голодным…

Хуже всего мешать разнообразную пищу и есть слишком долго…

К вреду, причиняемому очень вкусным кушаньем, относится то, что его можно съесть слишком много…

Легкая пища больше сохраняет здоровье, но менее поддерживает силу и крепость, а тяжелая пища - наоборот…

Количество пищи должно быть таким, чтобы она не обременяла, не растягивала оконечностей ребер, не раздувала живота, не урчала и не всплывала наверх... Кроме того, после нее не должно наступать тошноты, «собачьего аппетита», упадка сил, одури, бессонницы…

Лучше перепить, чем переесть…

Умерен будь в еде - вот заповедь одна,
Вторая заповедь - поменьше пей вина».

О вреде и пользе вина:

«Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть…

Вино - наш друг, но в нем живет коварство:
Пьешь много - яд, немного пьешь - лекарство.
Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру - и продлится жизни царство...

Вино - твой друг, пока тверез, а если пьян - то враг,
Змеиный яд оно, когда напился как дурак.

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина,
Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она».

О здоровом сне:

«Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным; им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил…

Сон укрепляет все естественные силы... А чрезмерный сон производит нечто противоположное всему этому. Он порождает вялость душевных сил, тупость мозга и холодные болезни... Метаться в постели между бодрствованием и сном - самое худшее из всех состояний…

Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком… Ибо такой сон будет не глубоким, а беспокойным…

Знай, что одеяло и высокая подушка содействуют здоровью. Короче говоря, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног…

Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую. Если сон начинается с лежания на животе, то это хорошо помогает пищеварению... На спине спят обычно люди, ослабевшие от болезни... Такие люди спят также с открытым ртом из-за слабости мышц, сжимающих обе челюсти...\"

О здоровом жилье…

\"Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, какова там вода… Он должен знать, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры - здоровые ли они и холодные…

Затем следует, чтобы окна и двери выходили на восток и на север; а также, чтобы солнце достигало в них любого места…

Ему надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни… \"

«Основное в искусстве сохранения здоровья - уравновешивание необходимых, общих факторов. Они суть:

1) уравновешенность натуры,

2) выбор пищи и питья,

3) очистка тела от излишков,

4) сохранение правильного телосложения,

5) улучшение того, что вдыхается через нос,

6) приспособление одежды,

7) уравновешенность физического и душевного движения.

К последнему относятся в какой-то мере сон и бодрствование…»

Авиценна (Ибн Сина)

известный на западе как Авиценна ; перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎

средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма; был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане; всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274; самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

Море слов сокровенного смысла полно,
Этот смысл я читать научился давно.
Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
Понимаю, что мне их прочесть не дано.

Как от слепцов скрыт солнца ясный свет,
Так для глупцов дороги к правде нет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Растительную если ты предпочел еду,
То с пищею скоромной будь строго не в ладу.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Если заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Ты, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло - зло и должен пожать.

Душа Вселенной - истина.

Сердца наши, скальной породы, связала любовь оттого,
Что ты неприступна, как камень, а я - терпеливей его.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

О мудрости твердят: она бесценна,
Но за неё гроша не платит мир.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Велик от Земли до Сатурна предел,
Невежество в нем я осилить хотел.
Я тайн разгадал в этом мире немало,
А смерти загадку, увы, - не сумел.

Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

Благо, если до последней из дорог
Ум не знал бы ни сомнений, ни тревог.

Вино - наш друг, но в нём живет коварство:
Пьёшь много - яд, немного пьёшь - лекарство.
Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру - и продлится жизни царство…

Умерен будь в еде - вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.


А просители придут, повернётся к ним спиной.

на другие темы

«Я стократ щедрей тебя», - похваляется иной,
А просители придут, повернется к нам спиной.

Басмой волосы окрашу, снова буду молодым,
Но не ранее, чем ворон, сможет стать, как я, седым.

Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела,
Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.

Заклинаю тебя, небо, бога ради, дай ответ:
Ты вращаешься, но есть ли в этом смысл какой иль нет?

Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослиных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Когда умрём, то все до одного
Познаем, что не знаем ничего.

Не лезь в огонь и к банному котлу
Не прижимайся, если он в пылу.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна), (980–1037), персидский философ, ученый врач, поэт, музыкант

Душа Вселенной - истина.

От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде - вот заповедь одна, Вторая заповедь - поменьше пей вина.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

О том, что у тебя болит живот, больному говори – здоровый не поймет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Все, что претерпевает действие ближайшей причины, испытывает его через посредство аналога, передаваемого ему этой причиной, что явствует из индукции. Жар огня, например, воздействует на то или иное тело, лишь передавая ему свой аналог, коим является теплота. Точно так же обстоит дело с прочими силами из числа качеств. Так, разумная душа воздействует на другую подобную ей разумную душу, лишь передавая ей свой аналог, каковым является умопостигаемая форма; меч рубит, лишь передавая испытывающему его действие предмету свою внешнюю форму; точило затачивает нож, лишь передавая его краям аналог того, чего он касается, а именно ровность и гладкость частей.

Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога - масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас - ты мертв.

Мудрость - это то, что подготавливает нас к величайшему счастью в горней жизни.

Назначение силы размножения заключается в том, чтобы сохранить вид, ибо стремление к долговечности есть нечто истекающее от божества, которое возвышается над всем. А в том, что не способно продолжать существование в качестве особи, но способно продолжить существование вида, определенная сила побуждается к возмещению его следующей за ним особью, дабы таким путем был сохранен его вид. Таким образом, питательная сила возмещает то, что разлагается в особи, а сила размножения возмещает то, что разлагается в виде.

Сила размножения помещается в весьма чувствительном органе, дабы она вожделением способствовала позыву к соитию. В противном случае, если бы в этом не было определенного наслаждения и если бы это не было предметом вожделения, никто не стал бы затруднять себя этим, ибо этого не требуется для продолжения существования особи.

Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,
Осторожность поистине выше похвал,
Тайна - пленница, если ее бережешь ты,
Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками. Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгах много пробелов, и их дано восполнить только немногим из ученых и разумных».

    от том что он все труды написал на фарси- дари и жил в Бухаре- центре Ислама и науки, это известно всем, а мне смешно то что он ел плов который сегодня называется узбекским, а узбеки как народность появились через 6 столетия. и то благодаря Абдурахмана Джами который вырастил сироту и дал знания Великому Алишеру Навои -основоположнику узбекской письменности…Так что у нас корни одни, ЗРИ В КОРЕНЬ…



Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна - средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

1.Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с этим другом.

2.Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

3.О том, что у тебя болит живот,

Больному говори - здоровый не поймет.

4.Море слов сокровенного смысла полно,

Но когда размышляю о тайнах Вселенной,

Понимаю, что мне их прочесть не дано.

5.Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

6.Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

7.Вино - наш друг, но в нём живет коварство:

Пьёшь много - яд, немного пьёшь - лекарство.

Не причиняй себе излишеством вреда,

Пей в меру - и продлится жизни царство…

8.Воистину чудесные дела:

Возносятся безмозглые тела,

Наделила тупостью природа,

А родовая знатность вознесла.

9. Тайна - пленница, если ее бережешь ты.

Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

10.О мудрости твердят: она бесценна,

Но за нее гроша не платит мир.

11.Как от слепцов скрыт солнца ясный свет,

Так для глупцов дороги к правде нет.

12.Душа Вселенной - истина.

13.Сердца наши, скальной породы, связала любовь оттого,

Что ты неприступна, как камень, а я – терпеливей его.

14.С ослами будь ослом - не обнажай свой лик!

Ослейшего спроси - он скажет «Я велик!»

А если у кого ослиных нет ушей,

Тот для ословства - явный еретик!

15.Когда к невеждам ты идешь высокомерным,

Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.

Ослиных черт у них такое изобилье,

Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

16.Ты, оставивший в мире злодейства печать,

Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.

Не надейся: вовеки не будет прощенья,

Ибо сеявший зло - зло и должен пожать.

17. От праха черного и до небесных тел

Я тайны разглядел мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

18.И малый враг для нас беда большая,

Но большая беда - жить, это забывая.

19.Друг мой в гостях у врага моего ежечасно,

С другом теперь, безусловно, встречаться опасно;

Сахара бойся, к которому яд примешали,

Муху гони, что, на кобре сидела ужасной.

20. Движение может заменить множество лекарств, но ни одно лекарство мира не заменит движения.

21. В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

О том, что у тебя болит живот, больному говори – здоровый не поймет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Все, что претерпевает действие ближайшей причины, испытывает его через посредство аналога, передаваемого ему этой причиной, что явствует из индукции. Жар огня, например, воздействует на то или иное тело, лишь передавая ему свой аналог, коим является теплота. Точно так же обстоит дело с прочими силами из числа качеств. Так, разумная душа воздействует на другую подобную ей разумную душу, лишь передавая ей свой аналог, каковым является умопостигаемая форма; меч рубит, лишь передавая испытывающему его действие предмету свою внешнюю форму; точило затачивает нож, лишь передавая его краям аналог того, чего он касается, а именно ровность и гладкость частей.

Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога - масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас - ты мертв.

Мудрость - это то, что подготавливает нас к величайшему счастью в горней жизни.

Назначение силы размножения заключается в том, чтобы сохранить вид, ибо стремление к долговечности есть нечто истекающее от божества, которое возвышается над всем. А в том, что не способно продолжать существование в качестве особи, но способно продолжить существование вида, определенная сила побуждается к возмещению его следующей за ним особью, дабы таким путем был сохранен его вид. Таким образом, питательная сила возмещает то, что разлагается в особи, а сила размножения возмещает то, что разлагается в виде.

Сила размножения помещается в весьма чувствительном органе, дабы она вожделением способствовала позыву к соитию. В противном случае, если бы в этом не было определенного наслаждения и если бы это не было предметом вожделения, никто не стал бы затруднять себя этим, ибо этого не требуется для продолжения существования особи.

Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,

Осторожность поистине выше похвал,

Тайна - пленница, если ее бережешь ты,

Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками. Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгах много пробелов, и их дано восполнить только немногим из ученых и разумных».