Иуда из кариота краткое содержание. Взаимоотношения Иуды и других учеников Христа

Не было человека в Иудее, который имел бы славу более дурную, нежели Иуда из селения Кариот. Праведники осуждали его за ложь, притворство и коварный нрав. Злодеи сетовали на то, что он сеет раздор среди грабителей, и способен украсть даже у самого искусного вора. Жену свою он оставил, а детей ему не дал бог, не желая видеть потомства Иуды.

Иуда среди апостолов

Тем не менее, он оказался среди учеников Иисуса, которого предупреждали о злокозненности Искариота. Но каким образом и когда появился он среди них, никто из апостолов не помнил. Хотя не заметить рыжего уродливого иудея было крайне сложно.

Особенностью Иуды было лицо, словно склеенное из двух несовместимых половин. Одна часть его была морщинистая, подвижная с черным внимательным зрачком, вторая – безжизненная и гладкая, с вечно отверстым бельмом глаза, в слепоту которого не верилось, когда Искариот спал. Это двуличие одновременно притягивало и отталкивало взгляд. Но Христос без колебаний принял его, поскольку его всегда влекло к отверженным.

Любимый ученик Иоанн брезгливо отстранился от Иуды. Отойти в сторону хотел и Петр – но под пристальным взглядом учителя придумал шутку об осьминоге, попавшем в рыбацкий невод. Хотя осьминог и безобразен - но весьма приятен на вкус. Иисус принял это сравнение усмешкой, и постепенно ученики свыклись с присутствием безобразного единоверца.

Двуличие Иуды проявлялось во всем. Он постоянно жаловался на недомогание и болезни, кашляя для убедительности. Но когда апостолы состязались в поднятии тяжестей, Искариот отрывал от земли и сбрасывал в пропасть самые большие камни. Признанный победителем, но и уличенный в ложности своих болезней, Искариот лишь громко рассмеялся.

В другой раз, в селении, где Иисуса и учеников хотели побить камнями, Иуда возвел напраслину на учителя, называя его таким же лжецом и любителем наживы, как и сам. Перед апостолами же похвалялся, что тем самым спас их от расправы – поскольку правоверные иудеи не захотели марать рук о нечестивцев. Непочтительно отзывался Искариот и о своих родителях, говоря, что не ведает, кто его отец – ибо не знает всех, кто бывал на ложе матери.

Тем не менее, Христос поручил ему казну и все денежные расходы небольшой общины. А когда Иуда был обвинен Фомой в краже, Иисус ответил, что Искариот может брать денег, сколько захочет. По всему выходило, что учитель защищает последнего апостола – но все слова Христа были направлены теперь против Иуды.

«Почему он не любит меня?» - искренне недоумевал Искариот.

И ответ находил в том что, Иисусу не нужны сильные и смелые ученики, как он сам – поэтому учитель окружает себя глупцами, предателями и лжецами. Требуя любви к себе, и не любя всем сердцем Христа, Иуда вступал на путь предательства.

Замышление предательства

Искариот был не единственным, кто искал любви учителя. Ученики даже затеяли спор о том, кто будет ближе всех к Иисусу в царствии небесном. Рассудить же их должен был Иуда, который всем сумел польстить – но на прямой вопрос, что он думает в действительности по этому поводу, ответил, что восседать рядом с Христом на небесах будет он.

На следующий день Искариот явился к первосвященнику Анне, где оклеветал учителя и предложил выдать его на вознаграждение. Зная репутацию гостя и большое число последователей Христа, Анна проявил осторожность. Но Иуда приходил вновь и вновь – покуда ему не предложили сумму в тридцать сребреников.

Получив деньги, он наполнил последние дни Иисуса вниманием и заботой – доставляя лучшие вина, цветы и благовония. Он готовил его к закланию, умащивая, как жертвенное животное. Но одновременно Искариот предпринимал действия для срыва собственного плана. Он принес ученикам два меча, которыми можно было обороняться в случае нападения. Но многие ответили, что не приучены к оружию.

И в ночь, когда Иуда привел воинов в Гефсиманский сад, где отдыхал Христос с учениками, только Петр нанес единственный бесполезный удар мечом – но вскоре отрекся от учителя, сказав, что не знает, кто такой Иисус. Иуда единственный присутствовал при всех крестных муках, надеясь в тайне, что толпа вызволит Христа. И в то же самое время говорил учителю: «Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!»

Наказание Иуды

На следующий день Искариот является в синедрион с вопросом, знают ли они, кого погубили? А получив утвердительный ответ, в ярости кричит, что не Христа предал он за эти тридцать сребреников, а их, мудрых священников иудейских, и цена им останется таковой во веки веков. Он швыряет серебряные монеты им в лицо.

Вслед за этим находит убежище апостолов, где они скрываются, опасаясь за свою жизнь. Он спрашивает, почему живы ученики, если мертв Христос. Получив же ответ Фомы, что они клялись Иисусу нести его учение людям, обвиняет их в трусости.

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица - беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая - мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился - никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечёт к Учителю этого Иуду - также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят - и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока - близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» - «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречён погибели! «Скажи, а мы - хорошие люди?» - «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» - кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козлёнка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он - просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, - и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой - дьявол», - бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они ещё раз его не оценили...

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни - кто больший? - и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжёлый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, - самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, - молит Христа Петр, - я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» - «А кто поможет Искариоту?» - с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет - это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведён к Христу - и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упрёки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть весёлым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл - разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой - ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя - хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идёт к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осведомлён о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущён: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена - выходит, что за каплю крови вы даёте всего пол-обола, за каплю пота - четверть обола... А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» - «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдётся негодяй, готовый Его предать за обол или два...

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идёт Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь... Что такое ночь? Восходит солнце... Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принёс их этим «верным ученикам»! Он один - до конца, до последнего вздоха - с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда - они обнаружат лишь позорный столб и мёртвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идёт больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идёт в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце - оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни - все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, - обращается Искариот к апостолам, - пойдёт со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете своё малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Своё слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть...»

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выде-ля-ется не только дурной славой, но и двой-ствен-но-стью облика: лицо его как будто сшито из двух поло-винок. Одна сторона лица — беспре-рывно подвижная, усеянная морщи-нами, с черным острым глазом, другая — мерт-венно гладкая и кажу-щаяся несо-раз-мерно большой от широко откры-того, незря-чего, затя-ну-того бельмом ока.

Когда он появился, никто из апостолов не заметил. Что заста-вило Иисуса прибли-зить его к себе и что влечет к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безоб-разия, кротости и порока — близость воссе-да-ющих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спра-ши-вали апостолы Иуду о том, что понуж-дает его совер-шать худые поступки, тот с усмешкой ответ-ствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуж-дать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безоб-разен. В наши рыбацкие сети попа-да-ются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим чело-веком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потря-сает апостолов: кто ослав-ли-вает своих роди-телей, обречен поги-бели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, иску-шают бедного Иуду, обижают Иуду!» — крив-ля-ется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обви-няют в краже козленка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после пропо-веди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смири-лась: «Недо-стойны эти пришельцы умереть от руки чест-ного!»

Иисус поки-дает селение в гневе, удаляясь от него боль-шими шагами; ученики шествуют за Ним на почти-тельном рассто-янии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они еще раз его не оценили...

Как-то на привале апостолы взду-мали развлечься: мерясь силою, они подни-мают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда подни-мает самый тяжелый обломок скалы. Лицо его сияет торже-ством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двена-дцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы силь-нейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Иска-риоту?» — с печалью ответ-ствует Иисус.

Иуда, назна-ченный Христом хранить все их сбере-жения, утаи-вает несколько монет — это откры-ва-ется. Ученики в него-до-вании. Иуда приведен к Христу — и Тот вновь всту-па-ется за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упреки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько прими-рение с апосто-лами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть веселым чело-веку, кото-рого сегодня столько цело-вали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближ-нему? Разве не весело быть крюком, на котором один разве-ши-вает для просушки отсы-ревшую добро-де-тель, а другой — ум, потра-ченный молью?»

Прибли-жа-ются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указы-вает на его первен-ство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордо-стью отве-чает: «Конечно, я!» Наутро он идет к перво-свя-щен-нику Анне, пред-лагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осве-домлен о репу-тации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмеша-тель-ства римских властей, с презре-нием пред-ла-гает Иуде за жизнь Учителя трид-цать среб-ре-ников. Иуда возмущен: «Вы не пони-маете, что вам продают! Он добр, он исце-ляет больных, он любим бедня-ками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даете всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола... А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите огра-бить!» — «Тогда ты не полу-чишь ничего». Услышав столь неожи-данный отказ, Иуда преоб-ра-жа-ется: он никому не должен усту-пить права на жизнь Христа, а ведь навер-няка найдется негодяй, готовый Его предать за обол или два...

Лаской окру-жает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апосто-лами: ничто не должно поме-шать замыслу, благо-даря кото-рому имя Иуды навсегда будет в памяти людей назы-ваться вместе с именем Иисуса! В Гефси-ман-ском саду он целует Христа с такой мучи-тельной нежно-стью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колых-нулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идет Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуж-дают, ведут на Голгофу. Сгуща-ется ночь... Что такое ночь? Восходит солнце... Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принес их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до послед-него вздоха — с Иисусом! Осуществ-ля-ются ужас его и мечта. Иска-риот подни-ма-ется с колен у подножия Голгоф-ского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поко-ления притекут в эту минуту сюда — они обна-ружат лишь позорный столб и мертвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идет больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идет в синед-рион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгреш-ного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трус-ливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смот-рело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скор-пионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обру-шатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, — обра-ща-ется Иска-риот к апостолам, — пойдет со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы гово-рите, что на то была Его воля? Вы объяс-няете свое мало-душие тем, что Он велел вам нести по земле Свое слово? Но кто поверит Его слову в ваших трус-ливых и неверных устах?»

Иуда "подни-ма-ется на гору и затя-ги-вает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая заду-манное. По всему свету разле-та-ется весть об Иуде-преда-теле. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продол-жает лететь эта весть...

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица - беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая - мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился, никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечет к Учителю этого Иуду - также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят - и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока - близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» - «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречен погибели! «Скажи, а мы - хорошие люди?» - «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» - кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козленка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он - просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, - и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что твой отец дьявол?», - бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они еще раз его не оценили…

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни - кто больший? - и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжелый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, - самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, - молит Христа Петр, - я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» - «А кто поможет Искариоту?» - с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет - это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведен к Христу - и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упреки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть веселым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл - разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой - ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя - хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идет к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анны прекрасно осведомлен о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства Римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущен: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена - выходит, что за каплю крови вы даете всего пол-обола, за каплю пота - четверть обола… А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» - «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдется негодяй, готовый Его предать за обол или два…

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идет Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь… Что такое ночь? Восходит солнце… Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принес их этим «верным ученикам»! Он один - до конца, до последнего вздоха - с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда - они обнаружат лишь позорный столб и мертвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идет больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идет в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце - оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни - все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, - обращается Искариот к апостолам, - пойдет со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете свое малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Свое слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть…

Иисуса Христа постоянно предупреждают, что Иуда из Карио-та - «человек очень дурной славы, и его нужно остерегаться». Он бросил жену в бедности, у него не было детей, так как Бог не хотел потомства от Иуды.

У Иуды «досадно-жидкий и неприятный для слуха» голос, череп, «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу... Двоилось так же и лицо Иуды»: один его глаз - живой, хитрый, второй - слепой, неподвижный. Ученики Христа относятся к Иуде с брезгливостью, Петр сравнивает его с осьминогом, расположение учеников к Иуде неискренно. Иуда постоянно злословит: по его рассказам, каждый человек совершает в жизни преступление или хотя бы дурной поступок; хорошие люди умело скрывают свои дела и мысли. На вопрос о родителях Иуда отвечает, что отец его был козел или Сатана. Впрочем, Иуда уверяет учеников, что искренне любит Христа. Нечто вроде дружбы завязывается между Иудой и Фомой, в котором Иуда возбуждает сильное любопытство.

Иисус поручает Иуде вести хозяйственные расходы - собирать пожертвования и проч. Перед каждым селением, в которое направляется Иисус с учениками, Иуда поносит жителей, уверяет, что они дурно истолкуют учение после ухода Христа, предвещает беду. Однажды Фома решает проверить предчувствие Иуды, возвращается в селение и убеждается в его правоте. В другой раз жители деревни встречают Христа враждебно, собираются побить учеников камнями. Иуда спасает Иисуса, отвлекая внимание на себя шутовскими выкриками, угрозами, мольбами. Однако Иисус ни разу не хвалит Иуду.

Во время одной остановки ученики состязаются в силе (бросают вниз с горы тяжелые камни). Самым сильным признается Петр, пока не появляется Иуда и не побеждает Петра.

Во время беседы в доме Лазаря Иуда стоит в дверях, пристально глядя на Иисуса. Матфей словами Писания требует, чтобы Иуда отошел в сторону. Иисус поднимается со своего места и идет прямо к Иуде, словно желая что-то сказать ему, - однако проходит мимо в широко открытую дверь.

Иуда крадет несколько динариев, Фома придает дело огласке, ученики упрекают Иуду в воровстве. Иисус же говорит, что Иуда может не стесняться в средствах, если ему нужно, так как нет ни своего, ни чужого. Иуда рассказывает Фоме, что отдал деньги блуднице, которая два дня не ела, так как с ней был Иуда.

По очереди Петр и Иоанн спрашивают у Иуды, кто из них будет первым возле Иисуса в царствии небесном. Каждому из них Иуда льстит, но, когда Петр и Иоанн вместе задают Иуде тот же вопрос, Иуда отвечает, что первым возле Иисуса будет он сам.

Иуда отправляется к первосвященнику Анне. Тот встречает его сурово, не хочет брать Иисуса, опасаясь заступничества учеников и верующих. Иуде приходится несколько раз посетить Анну, прежде чем он убеждает его в необходимости предать Христа. Когда речь заходит о вознаграждении, Иуда долго и мелочно торгуется, но в конце концов соглашается на сумму в 30 серебреников.

В последние дни жизни Иисуса Иуда окружает его трогательной лаской и заботой, предугадывает любые его желания (приносит и передает через женщин весенние цветы, сажает на колени к Иисусу маленьких детей, покупает дорогое вино, наводит разговор на милую сердцу Иисуса Галилею). Иуда предупреждает учеников о необходимости беречь Иисуса И с этой целью достает где-то два меча.

Иисус вступает в Иерусалим. Он предчувствует недоброе, говорит о близком предательстве. Ночью в Гефсиманском саду Иуда просит Иисуса приказать ему остаться, не идти предавать его. Иисус в ответ молчит. Появляются стражники, Иуда предает Иисуса целованием. Ученики теснятся, как «кучка испуганных ягнят», они даже не пытаются вступиться за учителя и бегут. Через несколько часов Петр трижды отрекается от Иисуса. Иуда следует за Христом по пятам, но до самой казни не видит вблизи ни одного из учеников. Все с презрением, ненавистью и страхом называют Иуду Предателем. Иуда приходит на суд Пилата, встретив там Фому, просит его отбить Иисуса, но испуганный Фома не способен к решительным действиям, он слишком доверяет «праведному суду». Иуда видит, что единственный человек, который все понял про Иисуса, - Пилат, но он бессилен против толпы, требующей распятия, и публично умывает руки.

Иуда следует за Христом на Голгофу. До последней минуты он надеется, что люди «поймут» и Христос не будет распят.

После распятия Иуда предстает перед синедрионом. Анна и Каиафа пытаются выставить его, дают еще денег. Иуда заявляет, что предал невинного, а стало быть, предал синедрион «позорной смерти, которая не кончится вовеки». Иуда швыряет деньги горстями в лица судей. В это время ученики Иисуса сидят в грустном молчании и боятся, что придут стражники за ними. К ним приходит Иуда, упрекает их в предательстве, ученики проклинают его. Иуда заявляет: «Кто любит, тот не спрашивает, что делать!.. Жертва - это страдания для одного и позор для всех... Вы на себя взяли весь грех... Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?» Иуда сообщает ученикам, что идет вслед Иисусу, зовет их с собой. Петр собирается последовать за ним, но остальные удерживают его. Растерянный Петр плачет, не зная, куда ему идти.

На горе, высоко над Иерусалимом, Иуда останавливается, обращается с речью к Христу, просит встретить его ласково, не сердиться, говорит, что очень устал. Иуда уверяет, что ради своей любви к Иисусу готов идти в ад. Он вешает веревку над обрывом, чтобы, если она не выдержит, разбиться внизу о камни. На другое утро приходят люди, вынимают Иуду из петли и бросают в глухой овраг.

Идейно-художественное своеобразие рассказа «Иуда Искариот»

В произведении сказалось отрицательное отношение Андреева к христианской религии: евангельская история получает нетрадиционную трактовку. Сам писатель называл «Иуду Искариота» «нечто по психологии, этике и практике предательства». Андреев поднимает проблему идеала и его претворения в действительность. Идеалом признан Иисус, его идеи призваны нести народу ученики. Однако вера и любовь одиннадцати учеников являются лишь платой за будущий вход в царство небесное и за место рядом с Иисусом Христом (спор Иоанна и Петра: «кто больше любви заплатил»). Ученики брезгливо относятся к Иуде, как и к другим отверженным. Апостолы заняты лишь самосозерцанием и самосовершенствованием. Иуда же является посредником между Христом и людьми (кража денег для голодной блудницы), любовь его деятельна (спасает Христа от расправы разъяренной толпы).

В образе Иуды подчеркивается двойственность: как во внешности, так и в характере. Это объясняется той двойственной ролью, которую играет Иуда, формально - он предатель, по сути - единственный преданный Христу человек.

Иуда одинок в мире, он не верит в людей, в доброе начало в них. Именно это неверие толкает его на эксперимент - Иуда предает Христа, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собственной жизнью для спасения учителя (Иуда приносит апостолам оружие, предупреждает о грозящей Христу опасности, уже после смерти Христа предлагает ученикам последовать за учителем).

Между Христом и Иудой много общего. Иуда не без основания предполагает, что любой человек в этом мире одинок, даже такой, как Христос. Таким образом, эксперимент Иуды - это попытка проверить, истинно ли то, что человек в этом мире обречен на фатальное одиночество.

Если домашнее задание на тему: » Краткое содержание: Иуда Искариот оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью Сочинение по произведению на тему: Прощение и вечный приют (библейские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») (1) Воссоздание евангельских событий Сочинение по произведению на тему: Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” можно одновременно считать Приметы и народные праздники на 29 ноября Ап. и евангелиста Матфея. Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во св. крещении Матфея. 29 ноября -
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое