Как раскаяться в своих грехах перед богом. Что же такое Исповедь? О внутреннем покаянном делании

07.07.2019 Красота

Примирение с Богом...

Исповедь, или Таинство, - это примирение с Господом Богом. Абсолютно чистых душой и совестью людей просто не бывает! Именно поэтому вопрос исповедания перед батюшкой важен для каждого человека, однако не каждый из нас это понимает... Более того, сегодня далеко не многие люди знают, как правильно исповедоваться перед Всевышним, между тем как попросить прощения у Него стремится каждый... Сейчас вы узнаете, что такое Исповедь, нужно ли к ней как-то готовиться и, собственно говоря, как она проводится.

Как правильно подготовиться к Исповеди перед Господом

Церковь и ее устав не требуют какой-то определенной подготовки - соблюдения поста или каких-либо молитвенных правил. Господь оставил для нас грешных Святое Писание - Библию. В ней и рассказывается о том, как правильно исповедоваться и причащаться. Однако не каждый человек способен понять язык Библии, поэтому посредниками между ним и Словом Божьим выступают церковные священнослужители. Они являются проводниками в Таинстве Исповеди между смертными и Богом. Если же вы не понимаете Библию и не решаетесь спросить у батюшки о том, как правильно исповедоваться, то есть еще один выход - книжка под названием "В помощь кающимся", написанная на доступном любому человеку языке. Она продается в любом Храме. Купите и ознакомьтесь.

Что же такое Исповедь?

Мы все говорим о том, как правильно исповедоваться, но еще ни разу не упомянули о том, что же вообще такое Исповедь. Это наш разговор со Всевышним, раскрытие Ему своих грехов, покаяние... Как мы уже заметили, происходит это через "связующее звено" между нами и Богом - священнослужителей. Открыто исповедуясь пред батюшкой, мы смиряем свою гордыню, которая и внушает грешному человеку лживое мнение, что Исповедь - это обычное осознание греха самим человеком без участия в этом церкви и священника. Это неправильно! Итак, если вы решили покаяться пред Господом, то приходите в церковь именно к Нему, а не к батюшке или своему второму "я". Говорить следует о тех поступках и помыслах, которые имели место быть со времен последней Исповеди. Рассказывайте Господу о своих прошлых грехах.

В какое время следует исповедоваться?

Покаяние происходит в период перед Божественной Литургией, во время самой Литургии, но перед Причастием или же на вечернем Богослужении. В редких случаях, когда число желающих покаяться довольно большое, батюшка назначает определенное для Исповеди время.

Покаяние...

Для людей, не знакомых с тем, как правильно исповедоваться, мы раскроем принцип этой процедуры. Итак, кающийся человек, подойдя к Аналою, произносит батюшке свое имя и начинает произносить слова, исповедующие его общие грехи. При этом он должен упомянуть о своих страстях.

Далее произносятся те грехи, которые он видит за собой самостоятельно, обычно они камнем лежат на его плечах, принося муки совести. К примеру, это измены, аборты, ссоры с родителями, воровство и так далее. Когда батюшка выслушает его Исповедь, то задаст (если посчитает нужным) какие-либо вопросы, а после - даст наставление. Когда же человек искренне раскается, священник увидит его стремление к исправлению и покроет голову грешника Епитрахилью (вертикальной полосой ткани на груди облачения священнослужителя), после чего прочтет "разрешительную" молитву. После этого покаявшийся прихожанин перекрещивается, целует Православный Крест и Евангелие, а также берет у священника Благословение. Если Исповедь была искренней - грех прощен Господом.

Покаяние или исповедь - это есть таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, через его прощение разрешается от грехов Самим Господом. Вопросом о том, батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни. Предварительная исповедь готовит душу кающегося к Великой Трапезе - Таинству Причащения.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Осознание своих грехов

В этом вопросе главное - усвоить, что в Таинстве Исповеди кающемуся человеку прощаются все его согрешения, и душа освобождается от греховных уз. В десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, и в девяти полученных от Господа Иисуса Христа, заключен весь нравственный и духовный закон жизни.

Поэтому перед тем как исповедаться, необходимо обратиться к своей совести и вспомнить все свои согрешения с самого детства, чтобы подготовить настоящую исповедь. Как проходит она, не каждый знает, и даже отвергает, но истинно православный христианин, побеждая свою гордыню и ложный стыд, начинает духовно распинать себя, честно и искренне признаваться в своем духовном несовершенстве. И тут важно понять, что неисповеданные грехи будут человеку определены в вечное осуждение, а покаяние - означать победу над самим собой.

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы. Лучше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.

Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и Когда он закончит - дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

О чем надо каяться

Подводя к концу тему «Исповедь. Как проходит это таинство», необходимо ознакомиться с самыми распространенными грехами в нашем современном мире.

Грехи против Бога - гордость, маловерие или неверие, отречение от Бога и Церкви, небрежное исполнение крестного знамения, неношение нательного крестика, нарушение заповедей Божиих, упоминание имени Господа всуе, небрежное исполнение непосещение церкви, молитва без усердия, разговоры и хождение в храме во время службы, вера в суеверия, обращение к экстрасенсам и гадалкам, мысли о самоубийстве и т. д.

Грехи против ближнего - огорчение родителей, грабеж и вымогательство, скупость в милостыне, жестокосердие, клевета, взяточничество, обиды, колкости и злые шутки, раздражение, гнев, пересуды, сплетни, корыстолюбие, скандалы, истерики, обиды, предательство, измена и т. д.

Грехи против самого себя - тщеславие, высокомерие, беспокойство, зависть, мстительность, стремление к земной славе и почестям, пристрастие к деньгам, чревоугодие, курение, пьянство, азартные игры, рукоблудие, блуд, излишнее внимание к своей плоти, уныние, тоска, печаль и т. д.

Бог простит любой грех, для него нет ничего невозможного, человеку надо только по-настоящему осознать свою греховные дела и искренне в них раскаяться.

Причастие

Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию - Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное - настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох - без и причастия.

Как правильно каяться

Каяться нужно — в прошедшем времени. Девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»? Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу."При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину» .Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнию." (святитель Игнатий Брянчанинов).Чем генеральная исповедь отличается от обычной? Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть. Почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех. Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа. Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать. Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством. «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции. Самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Одной из важнейших сторон духовной жизни является покаяние . Не всегда, однако, оно понимается православными христианами как должно. Мы попытаемся рассмотреть связанные с этим Таинством вопросы, с которыми приходится наиболее часто сталкиваться в пастырской практике.

Что такое Покаяние?

Покаяние есть Таинство, в котором христианин, раскаиваясь в своих грехах и исповедуя их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Для совершения Таинства нужны два действия: 1) раскаяние и исповедь, и 2) прощение и разрешение грехов священнослужителем, имеющим от Бога власть прощать грехи. О первом, т. е. о необходимости исповеди, мы читаем в Первом послании апостола Иоанна Богослова: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1: 9); о втором - в Евангелии от Иоанна: “Примите Духа Святаго, - сказал Господь апостолам. - Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20: 22–23).

Тут сразу можно дать ответ на часто задаваемый вопрос: зачем нужно идти к священнику рассказывать о грехах, разве недостаточно покаяться в душе, перед Богом? Нет, недостаточно. Господь дал власть прощения грехов не самому человеку при мысленной исповеди их перед Богом, а Церкви в лице апостолов и их преемников, т. е. епископов и пресвитеров. Для того, чтобы они узнали те грехи, которые от имени Господа имеют благодать прощать, им нужно их сообщить, сказать, назвать, т. е. исповедать их и засвидетельствовать перед священнослужителем свое в них раскаяние.

Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединение человека с Церковью. Вне Церкви, даже если человек искренне сокрушается о своих грешных делах, - разрешения от них ему взять неоткуда.

Что есть грех?

“Грех есть беззаконие”, - говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3: 4), т. е. нарушение воли Божией, являющейся всесозидательным действием Бога, тем, на чем держится мир, все бытие. И мы знаем из Священного Писания, что воля Божия - не какая-то равнодушная всемогущая сила, но - “благая, угодная и совершенная” (Рим. 12: 2). Если мы нашими делами, мыслями, чувствами соответствуем воле Божией, любим ее, ищем ее, творим ее, - мы тем самым приобщаемся изначальной гармонии мироустройства, благу, добру, совершенству и пребываем в богоустановленном чине и порядке, соответствуем Богу и божественной жизни и приобретаем мир, спокойствие совести, внутреннее (а нередко и внешнее) благополучие, блаженство и бессмертие. Если же мы волю Божию нарушаем, то тем самым мы идем против Божия порядка мироустройства, т. е. разрушаем, портим и извращаем самих себя и мир. Апостол Иаков пишет: “Сделанный грех рождает смерть” (Иак. 1: 15).

Воля Божия открыта нам в Священном Писании, прежде всего Нового Завета . Если мы будем усердно читать и изучать эту главную книгу Церкви и применять прочитанное к себе, то сообразуем нашу жизнь с волей Божией.

Совершенный грех нарушает законы бытия - прежде всего духовные законы, и, следовательно, для человека он влечет за собою неизбежную ответственность. Если человек выйдет из окна 15-го этажа, имея желание пройти по воздуху до соседнего дома, то он упадет вниз - таковы законы физического мира; совершенно неважно, что он при этом думает и считает. Так и в духовной сфере: если человек идет против законов Божиих, то - вменяет он себе в грех это противление Богу или нет - он пожинает определенные последствия.

Любой грех извращает, меняет в худшую сторону Божий порядок, разлучает человека с Богом. Но воистину Любовь Божия превосходит всякое человеческое несовершенство и немощь. Господь Иисус Христос в Своей Церкви дал нам великое и удивительное Таинство Покаяния; и теперь, если человек осознает свой грех, кается, исповедует его и получает в Церкви разрешение от него, - то действием этого Таинства грех уничтожается, изглаживается из бытия, а душа исцеляется и получает благодатные силы на борьбу с грехом; главное же, что происходит, - восстанавливается общение между Богом и человеком.

Два вида Покаяния

Но покаяние - это не только Таинство. Покаяние есть, прежде всего, внутреннее действие, внутренняя работа человека, которая готовит и приводит его к Таинству.

Покаяние как вхождение в Церковь

Евангельская проповедь началась ни чем иным, как призывом к покаянию. “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1: 15) - это первое, что сказал Господь, выйдя на проповедь. До этого к покаянию призывал святой Иоанн Предтеча, - и даже крестил в покаяние, т. е. совершал омовение водою в знак очищения от исповеданных ему грехов. Апостольская, т. е. церковная, проповедь также началась с увещевания о покаянии. После сошествия на апостолов Святого Духа, в первой же своей проповеди апостол Петр сказал: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа” (Деян. 2: 38); “Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши” (Деян. 3: 19). В Священном Писании покаяние полагается необходимым условием для обращения к Богу и для спасения. Господь говорит: “Если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк. 13: 3). Покаяние радует Бога и угодно Ему: “Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк. 15: 7).

О чем здесь идет речь? Греческое слово “метания” (покаяние), которое стоит в оригинале во всех процитированных отрывках Нового Завета, означает буквально “передумать”, а смысл этого понятия - изменение сознания. Это слово означает нечто большее, чем просто процесс умственной деятельности, здесь имеется в виду намеренное “обращение”, в котором участвуют сердце, воля и сознание; это “изменение образа мыслей, приводящее к изменению поведения”, причем подразумевается здесь именно религиозный аспект - обращение от греха и лжи к Богу, истине и добру. Таким образом, покаяние в собственном смысле слова есть изменение сознания и решительная перемена всей своей жизни, осознание своих грехов и оставление их, обращение к Богу и устроение своей жизни на новых, евангельских началах.

Такое обращение к Богу происходит прежде всего через принятие Таинства Крещения; в наше время многие люди, крещенные в детстве, но не воспитанные, как христиане, заглушившие благодать Крещения нехристианской жизнью, входят в Церковь через Таинство Покаяния. В этом смысле оно называется “вторым Крещением” или “восстановлением, возобновлением Крещения”.

Покаяние как нравственное делание

Но вот мы с вами вошли в Церковь. Как должна теперь строиться наша жизнь? Отринув грех и соединившись с Богом, мы получили от Него в Таинствах благодатные дары, и теперь наша задача - сохранить, возрастить и приумножить их. Для этого мы должны совершать сознательное нравственное усилие над собой. Об этом говорит Господь: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11: 12). Усилие это должно быть ровным, постоянным, непрекращающимся, чтобы нам постоянно возрастать во Христе, восходить от силы в силу.

Но это идеал. В жизни такое ровное восхождение не часто встречается. Мы немощны, неспособны к такому постоянству, ко всегдашнему внутреннему напряжению; мы стяжали многие греховные привычки, которые чуть ли не срослись с нашей природой. Устроение нашей внешней жизни - совершенно нехристианское, противное благочестивой жизни; да и диавол рядом со своими искушениями. В этих условиях мы часто рассеиваемся, помрачаемся, изнемогаем, ослабеваем - и в итоге допускаем в нашу жизнь грехи. И тут снова открывается нам любовь Божия и принимает нас в Таинстве Покаяния.

О внутреннем покаянном делании

Покаяние (здесь речь идет об акте внутреннего покаяния, не о собственно Таинстве) не есть нечто аморфное, как бы некое смятенное самоукорение души. Не есть оно и некоторая внутренняя истерика. Покаяние имеет свой внутренний чин и порядок, который очень хорошо определяет святитель Феофан Затворник. Вот что он пишет.

Покаяние есть :

1) осознание своего греха пред Богом;

2) укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;

3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Для, скажем так, “мелких” грехов часто бывает достаточно этого внутреннего покаяния, грехи же существенные требуют уже выноса их на исповедь, потому что сердце не умиряется одним лишь прохождением указанного покаянного внутреннего делания.

Как, когда, как часто исповедовать грехи?

Но вот мы “созрели”, чтобы прийти в храм на исповедь. Сразу перед нами возникают вопросы: в чем и как, когда и как часто нам исповедоваться? Общее правило здесь такое: надо исповедаться тогда, когда есть потребность, и исповедовать то, в чем укоряет совесть, будь то дело, слово, мысль или сердечное расположение. Исповедоваться всегда нужно полно, не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом “что обо мне батюшка подумает?” Для батюшки грехи - это не новость, он все это слышал сотни раз. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренно кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Грехи смертные, если, не дай Бог, мы их допустили, нужно исповедовать как можно скорее, не откладывая покаяние, потому что враг может нагородить множество препятствий, чтобы затянуть наш приход на исповедь, с целью ввергнуть нас в уныние и отчаяние. То же самое - и с первой исповедью. Когда человек хочет вернуться в Церковь через покаяние, как через второе Крещение, он не должен смущаться и под предлогом ложного стыда откладывать исповедь на неопределенное “потом”.

При воцерковлении наше участие в Таинстве Покаяния становится более или менее регулярным. Обычно, по традиции нашей Церкви, оно бывает перед Причастием. Дела, в которых нас укоряет совесть, нам нужно исповедовать всегда; слова - когда они вошли в разряд дел, например, когда мы кого-то словом обидели. Для помыслов бывает достаточно того акта внутреннего покаяния, о котором сказано выше; помысл отошел, и его не надо вспоминать. Но если он вспоминается сам, если он назойлив, не отходит и ранит совесть, то нужно его исповедовать, стараясь при этом проследить его причину.

Грехи нужно называть так, чтобы исповедующий священник понял, о чем идет речь, но в подробности, особенно плотских грехов, входить не нужно. Хорошо испытывать совесть заранее и записать все, потому что человек может на исповеди растеряться, смутиться и что-то забыть.

О некоторых ошибках на исповеди

Необходимо отметить несколько опасностей, которые могут нам встретиться в деле покаяния.

1. Формализация исповеди, когда исповедаться вроде нужно, а вроде и нечего, или когда мы превращаем исповедь в сухой “отчет о проделанной работе”. Здесь нужно помнить, что Таинство Исповеди есть завершение и выражение внутреннего процесса покаяния и имеет свое значение только при его условии. То есть, если мы исповедуемся без душевного покаяния, без прохождения - хоть в малой мере - указанных святителем Феофаном четырех составляющих внутреннего делания, мы подвергаемся опасности профанировать Таинство, и оно может стать нам “в суд или во осуждение”. Если человек ведет внимательную жизнь и следит за чистотой своей совести, то он ежедневно замечает в себе то, что требует очищения.

2. Есть также опасность “подмены” на исповеди, когда человек не видит своих действительных грехов, а вменяет себе грехи мнимые или грехи маловажные считает великими: комара оцеживает, верблюда поглощает, по слову Господа (Мф. 23: 24). Человек может каяться и угрызать себя, например, что съел в пост печенье с непостным ингредиентом - каким-нибудь сухим молоком, или что он не все молитвы из своего правила прочитал, - и при этом не замечать, что он годами отравляет жизнь своим ближним. Сюда же относятся часто встречаемые преуменьшения или преувеличения грехов. Преуменьшение грехов всегда связано с самооправданием. “Ничего особенного не делаю, грехи, как и у всех”, или “ну, все же так живут”. Но очевидно, что греховность нарушения заповедей Божиих ничуть не уменьшается от массовости этих нарушений... Преувеличение грехов проистекает от нежелания или неумения человека правдиво разбираться в своей жизни. “Во всем грешна”, “все обеты Крещения попрал, во всем Богу солгал...” Начинаешь разбираться - оказывается, что все же не “во всем”: поезда под откос не пускали, от Бога не отрекались... Неточность в этом вопросе опасна, ибо она приводит к неправильному взгляду на себя и на отношения с Богом и ближними.

3. Привыкание к исповеди и обесценивание ее: “Ничего, что согрешу, неважно: есть исповедь, покаюсь”. Это манипуляция Таинством, потребительское к нему отношение. Такие “игры” с Богом всегда очень плохо кончаются: Бог строго наказывает человека за такое настроение души. От этого нужно беречься, и всегда быть честным с Богом и со своей совестью.

4. Разочарование в исповеди: “Вот, я годами хожу, каюсь, а страсть не отходит, грехи одни и те же”. Это свидетельство того, что мы не смогли определить свою меру: начитавшись аскетических книжек, мы решили, что за короткое время победим наши грехи и страсти. Но на это нужны десятилетия. Кроме того, Господь может промыслительно оставлять нам некоторые немощи и страсти, чтобы мы смирялись, не уповали на себя, а искали Бога и с терпением взыскивали Его помощи.

Нужно также понимать, что грехи по своей силе бывают разными. Одни настолько вошли в наше естество, что их, подобно ржавчине, нужно долго и старательно очищать. Другие можно сравнить с грязью, в которую мы влезли, сильно запачкались, но после очищения уже больше не влезаем. Третьи, мелкие, подобны пыли, которая постепенно и незаметно собирается. Не будем ее протирать, со временем начнем задыхаться. Наконец, мы же не задаем вопрос: зачем чистить зубы, если они все равно будут грязными. С каждой искренней исповедью сила греха в нас ослабевает, а со временем, он и вовсе исчезает.

Критерий правильности покаяния

Покаянные чувства должны приносить человеку не уныние и отчаяние, не комплекс неполноценности, а благодать Святого Духа. Это не восторги, не экзальтация, не кровяное разгорячение, - благодать Святого Духа свидетельствуется в душе тонким, мирным, радостным, смиренным, тихим, прохладным, истинно духовным чувством, дающим человеку мир, любовь и свободу, - и как бы “собирающим” человека в цельное и гармоничное существо, в то, чем он должен быть по замыслу Божию. Если то, что мы считаем покаянием, приносит нашей душе смущение, тяжесть, чувство вины, внутреннюю истерику, самоедство, - значит, мы покаяние понимаем неправильно.

Покаяние не охватывает всего внутреннего делания, оно - часть его. Покаяние - это не цель духовной жизни, а, пусть и важнейшее, но - средство. Цель же духовной жизни - богообщение, и Покаяние, собственно, и восстанавливает его: вот главное, что совершается в этом Таинстве, и вот его место в духовной жизни.

Что необходимо для того, чтобы наша исповедь была глубокой, чтоб душа почувствовала легкость от сброшенной тяжести грехов? Для этого недостаточно искренности и чувства покаяния. Необходимо тщательным образом пересмотреть свою жизнь, понять, осознать то, в чем нам нужно каяться. Поэтому, когда мы готовимся к исповеди, попробуем сначала увидеть в себе те грехи, в которых нас упрекает совесть, которые лежат на поверхности нашего сознания. А дальше проверим себя согласно тому перечню грехов, который предлагает нам духовная литература. Готовясь к исповеди, не поленитесь взять лист бумаги и записать то, о чем вы должны рассказать священнику. Это поможет вам быть во время исповеди более собранными, не забыть сказать о каких-то грехах из-за волнения или действия лукавого. И священник увидит, что к Таинству Покаяния вы подготовились добросовестно.

Восемь главных страстей, которые растлевают жизнь Человека и всего общества по творениям святителя Игнатия Брянчанинова

1. Чревоугодие

Обжорство, пьянство, несоблюдение постов, тайноедение, лакомство, вообще несдержанность в еде и питье. Чрезмерная любовь к плоти, стремление к комфорту и покою, из-за что возникает самолюбие, от которого - несоблюдение верности Богу, Церкви и людям.

2. Блуд

Блудное разжжение, блудная направленность души и сердца. Принятие нечистых помыслов, рассмотрение их, услаждение ими, задержание в них. Блудные мечтания. Несдержанность чувств - зрения, особенно осязания, в чем дерзость, которая губит все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг, просмотр блудных кинофильмов и телепередач. Малакия (рукоблудие). Блуд (несохранение чистоты до брака), прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любовь к деньгам и вообще к богатству. Стремление обогатиться. Страх перед старостью, бедностью. Скупость, жадность. Немилосердие к нищим и убогим. Корыстолюбие. Разочарование в Промысле Божьем, упование на свое богатство. Чрезмерное попечение о земном. Любовь к подаркам. Воровство, присвоение чужого, небережливое отношение к чужому имуществу. Разбой. Неуплата или удержание зарплаты работникам.

4. Гнев

Вспыльчивость, раздражительность. Желание мести. Ссоры, пререкание, обиды, избиение, убийство, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, нежелание примирения и прощения грехов.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, неблагодарение Богу за все, что случается в жизни, малодушие, трусость, нетерпимость, отсутствие самоукорения, сетование на ближнего, ропот, отречение от жизненного креста или попытка сойти с него.

6. Уныние

Безразличие к любому доброму делу, особенно к молитве. Невыполнение домашних и церковных молитв. Невнимательность и поспешность в молитве. Небрежность, неблагоговение в духовных делах. Леность к чтению духовных книг. Апатия, праздность, желание развлечений, сонливость. Частое оставление храма. Избыточное гостевание, пустословие, смехотворство. Кощунство. Забвение своих грехов. Забвение заповедей Христовых. Лишение страха Божия. Ожесточение. Отчаяние.

7. Тщеславие

Стремление к человеческой славе и почестям. Восхваление. Любовь к красивым и дорогим вещам. Самолюбование, чрезмерная забота о своей внешности, одежде, увлечение модой (относительно одежды, мебели, украшения жилья, современной техники, достижений науки, художественных вкусов и тому подобное). Стыд сознаваться в грехах на исповеди, укрывательство их перед священником. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Выставление своего ума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Унижение ближнего. Переменчивость настроения. Попустительство несправедливости. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Пренебрежение ближнему. Предпочтение себя всем. Нахальство. Помрачение ума и сердца. Хула. Неверие. Высокомерие. Неповиновение учению Церкви, невыполнение ее законов, хула и клевета на нее. Попустительство своей греховной воле. Увлечение еретической и оккультной литературой. Ложная философия. Сектантство. Атеизм. Невежество. Омертвение души. Сатанизм. Пренебрежение голосом своей совести. Ехидство. Отказ от христианского смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему.

  • Следующая: Как правильно причаститься
  • Предыдущая:

Вопрос от Елены: Скажите пожалуйста, когда и как правильно исповедоваться? Иногда я чувствую потребность в исповеди, в покаянии, но при этом я не нахожусь в церкви, а нахожусь дома или на прогулке в лесу. Можно ли исповедоваться дома? Обязательно ли для этого нужен Священник? Могу ли я просто обратиться к Богу и исповедоваться так?…

Обязательно ли Священник должен исповедовать человека?

Священник – всего лишь проводник от Высших Сил, в данном случае за ним стоят Покровители Христианства (Святые, др.). Если Священник считает, что он вершит исповедь и отпускает грехи – он берёт на себя лишнее, то, что ему не принадлежит. Это признак , что делает данного священника недостойным проводить этот ритуал, а исповедь у него, мягко говоря, неэффективной.

Священник, если он чистый проводник, если у него есть сильная – может усилить покаяние, усилить глубину раскаяния словами, подсказками, добротой и мудростью. Но, как показывает жизнь, таких священников в современном мире единицы.

Чтобы совершить исповедь и покаяться в своих грехах – священник это не обязательное условие, потому что исповедует человека и освобождают его от грехов (снимают наказания) – только Бог, Высшие Силы. И будет принято Богом раскаяние человека или не будет – зависит от самого человека: от осознания греха, раскаяния, стремления измениться к лучшему и больше не грешить.

Могу ли я просто обратиться к Богу для покаяния или с какой-то просьбой?

Да, можете! Но большинство людей питают иллюзию о том, что они напрямую, без посредников общаются с Богом. Это иллюзия!

Вы можете напрямую обращаться к Богу, о чём-то просить Его, каяться перед Ним, но общаться вы будете не с Богом напрямую, а с Его представителями (с Высшими Силами в пределах Земли), со Святыми и . И то, с кем вы взаимодействуете в своей молитве определяется вашей Верой в Бога, её силой, чистотой мотивов, позитивностью, уровнем духовного развития, и многими другими факторами.

А о том, как сделать своё покаяние перед Богом максимально эффективным, как искупить свои грехи – подробнее читайте в следующих статьях:

А если вы видите, что ваша исповедь не помогает, грех, проблема, наказание, болезнь – не уходит, значит есть какие-то особые не выполненные условия, не понятые причины наказания, скрытый и не искупленный грех, который самостоятельно вам увидеть и понять сложно.

Будут вопросы – ! Если вам понадобиться контакт Духовного Целителя, также напишите мне.