Как выглядит богиня мара. Атрибуты и праздники в честь Мораны

31.08.2019 Дом и быт

В старину у язычников многих народностей были свои собственные богини смерти в мифологии. Их боялись и поклонялись, чтобы уберечь свой дом от болезней и горя, связанного с утратой близких. Наши предки не являлись в этом плане исключением. Богиня смерти у славян носила имя Марена, которое сокращено звучало как Мара. На санскрите слово «mara» обозначает «уничтожающий», «убивающий». Корни данного имени тянутся к индоевропейскому «мар/мор», связанному с мором и эпидемией. Отметим, что богиня смерти в имела отношение не только к переходу в мир мертвых, но также и к ритуалам вызова дождя и к сезонным периодам воскресения и умирания природы.

Генеалогия

По версии одного из мифов, Мара - это дочерь Черного Змея, который охраняет переход по Калиновом мосту из Яви в Навь, и внучка Ящера, отца вселенского зла и владыки подземного мира. Мужем ее является Кощей (один из образов Чернобога), который по отцу приходится ей родным братом. От него богиня смерти родила дочерей: Ледяницу, Немочу, Водяницу, Замору, Снежану и других, связанных с неурожаем, умиранием, мором скота и т.п.

Образ Мары

В славянских поверьях отношение к данному персонажу носит двойственный характер. В одних мифах богиня смерти предстает в виде сгорбленной старухи с распущенными и длинными волосами или косматой высокой женщины, одетой во рвань и все черное. В других же сказаниях, Марена - это красивая темноволосая девушка в белой или красной одежде, которая порой появляется среди зреющих хлебов. Из этого можно сделать вывод, что для славян богиня смерти не была ни доброй, ни злой. Для предков она была воплощением не столько сколько судьбы, от которой зависели перемены в жизнях обитателей дома. С одной стороны, она приносит смерть, но вместе с тем она же и дарует новую жизнь. Любимым занятием Марены является рукоделие. Причем считали, что она использует в пряже нити судьбы живущих на земле существ. В зависимости от того, как они будут вплетены в создаваемый богиней узор, произойдут те или иные переломные моменты в жизни. А если нить будет обрезана, то человек или другое живое существо прекратит свое существование.

Способности Мары

Славянская богиня смерти умеет прекращать ход времени, как локально, так и в глобальных масштабах. Ее возможности безгранично велики: она управляет смертью и жизнью не только обычных существ, но и бессмертных богов. Кроме того, Мара - это прекрасная волшебница, способная до неузнаваемости изменить мир, однако лишь на короткое время.

Как поклонялись богине смерти

В честь Марены не было принято возводить храмы. У богини смерти было несколько постоянных мест, в которых ей воздавали почести. В то же время ритуалы происходили не просто так, на открытом месте, а у вырезанного из дерева идола. Кроме того, для этих же целей иногда на земле устанавливали соломенное изображение Мары, обложенное вокруг камнями. После того как обряд был завершен, все это разбиралось и либо сжигалось, либо выбрасывалось в реку. Почитали Марену 15 февраля, а в качестве дара ей приносили солому, цветы и различные плоды. Очень редко, лишь в годы больших эпидемий, в жертву богине смерти приносили животных, лишая их жизни непосредственно у самого алтаря.

Славянская богиня Марена или Мара – олицетворение Зимы и Смерти, владычицы Ночи, ее боялись и просили о милости. Но не всех умерших забирала с собой эта хозяйка жизни, а только тех, кто был достоин вечности в мире Слави. Наши предки славили Марену дважды в течение года, соединяя с именами великих языческих божеств Купала и Даждьбога, и тому имелись причины.

Марена - мифология

Сказания о Марене возникли из древних арийских мифов, откуда она перешла в сказания германских, скандинавских и кельтских племен. Ее называют дочерью великих Сварога и Лады, сестрой Живы и Лели. По давним верованиям, Марена-богиня имеет несколько титулов:

  • владычица Зимы;
  • хозяйка ночи;
  • хранительница вечной жизни;
  • воплощение судьбы;
  • повелительница Смерти.

Ее имя походит от слова «мор», что связывали с гибелью, но бытует версия, что эта богиня не прерывала жизнь человека, а вводила его в мир вечности, указывала душе ее дальнейший путь: в свет Нави или Слави, в зависимости от того, что заслужил. Наши предки верили: неискренних и нечистых душой Марена - богиня славян отделяет от чистого мира и отправляет к таким людям стаю пороков и мороков, потому представляли эту владычицу в разных образах:

  • женщины высокого роста, в темных одеждах;
  • горбатой длинноволосой старухи;
  • прекрасной девушки в белых нарядах.

День богини Марены

Предки верили, что у Марены 2 владения:

  • ледовый дворец на северных землях;
  • за рекой Смородиной, которая разделяет мир Яви и Нави.

Потому у Мары имелось 2 праздника в году:

  1. Первый праздник Марены отмечали весной, 1 марта, и назывался он Навий День или Вьюницы. Навиями именовали души умерших, суть этого празднества – празднование воскрешения мертвых, почитание духов предков и Владычицы их мира Мары. Язычники хоронили своих покойников в курганах, совершали требы – приношения еды и питья, чтобы предкам богато жилось в другом мире.
  2. Второй праздник припадал на осень – 25 ноября, когда все жертвы приносились только Марене, которая вступала в свои права Владычицы Зимы. Чтобы защититься от нее, люди в этот день шли на болота и тушили в топи пылающие головешки. Этим как бы показывали грозной богине свою силу с помощью огня.

Символ Марены у славян

Самый известный символ Марены – соломенная кукла, которую окружали особыми обрядами в весенний праздник богини, когда провожали богиню Зимы в северные владения. Вокруг этой куклы водили хороводы, а потом проводили церемонию сожжения, уничтожая вместе с ней холода и морозы для своей земли. Пепел потом развеивали над полем, чтобы был богатый урожай и хороший год.

Исследователи называют еще 2 личных символа Марены:

  1. Поток замерзшей воды – «вода Мары», который олицетворяет застывшую силу, временно пребывающую в покое.
  2. Знак Зимы – 2 треугольника, называемый «Мара-Вий», наши предки считали его гибельным и опасным.

Велес и Марена

Имена языческих богов Велеса и Мары связывали только их владения. считался владыкой мира мертвых. Со временем его стали считать славяне еще и покровителем земледелия, поскольку предки, похороненные в земле, тоже были для наших предков подателями хорошего урожая. Марена у славян тоже почиталась, как богиня мира умерших, но принимала она только доблестных людей, а героев, погибших за род, награждала бессмертным поцелуем и провожала в Ирий.


Марена и Даждьбог

Даждьбога славяне почитали, как бога великой мудрости и благополучия, а Марена - богиня Зимы и Смерти именовалась в легендах его женой. В некоторых сказаниях ее называют супругой бога злой смерти Кащея. Сохранилось 2 версии:

  1. Мара вышла замуж за Даждьбога, но после свадьбы ее похитил Кащей.
  2. Свадьба состоялась, но молодая жена сбежала сразу после церемонии, потому что любила Кащея. А уступила Даждьбогу, боясь гнева Перуна.

Перед наступлением холодов язычники праздновали свадьбу Даждьбога и Мары особыми ритуалами. Из соломы делали кукол, с ними прыгали через костер молодые пары. Потом кукол с почетом несли домой, и хранили, как обереги от болезней и смерти. Возле огня накрывали столы, за которыми обязательно должны были помириться враждующие семьи, поскольку Марена и Даждьбог считались покровителями благости рода.

Марена и Купало

Ивана Купала славяне почитали, как бога земных плодов, это единственный языческий праздник, который сохранился и в наши дни. Молодежь устраивает пышные гуляния, девушки плетут венки, чтобы пустить по воде и узнать свою судьбу. В честь Купала украшают цветами ветки деревьев, а рядом ставят соломенное чучело Мары. Ночью его сжигают, чтобы с огнем ушли все холода и болезни, ведь славянская богиня Марена считалась олицетворением холодов и смерти.

Влюбленные пары обязательно прыгают через костер, чтобы очиститься в пламени. Сожжение Марены было особым ритуалом, который сопровождался особыми заговорами на счастливую будущую жизнь. В некоторых регионах сохранился ритуал утопления Мары, как олицетворения смерти и болезней, ведь вода тоже считалась живительной силой, смывающей многие грехи.

Богиня МАРЕНА

Богиня Марена (Мара, Марена Свароговна) - Великая Богиня Зимы, Ночи и Вечного Сна и Вечной Жизни.
Марена Свароговна, одна из трех нареченных сестер Многомудрого Бога Перуна.
Очень часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно.
Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает людям Расы Вечную Жизнь в Мире Слави.

Богиня Марена

Считается, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Мидгард-Земли Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой.

25 ноября - приход Морены-Зимы, ДЕНЬ МАРЕНЫ .
Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон, ибо сказано в Саньтиях Веды Перуна: «Великое Похолодание принесет ветер да"Арийский па землю сию, и Марена на треть Лета укрывать будет ее своим Белым Плащем» (Саньтия 5, шлока 3).
9 декабря (19 овсеня). Ярила Зимний. Ягорий Зимний. Проходит звезда Вега. День Дажьбога и Марены.
21/22 декабря - . ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ и ВЕЛЕСОВЫ ВРАТА. День почитания Велеса. В этот день Велес открывает все врата и миры открыты друг другу. Солнце поворачивается на лето, а зима на мороз.
Корочун - самый короткий день и самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены . Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота). Зачин проводят жрецы Чернобога.

12 января - день ВЕЛЕСА и похищений. В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило. Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Дажьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг. В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь.

13 января - МАРА ЗИМНЯЯ .
15 февраля (27 бересеня) Среча (Сретение) - день встречи Зимы с Весною, Марены с Дажьбогом (Песни VI, 3). Проходит звезда Фомальгаут.

24 марта - - МАРЕНА , КОМОЕДИЦА. Сжигают чучело Мары - зимы.
А когда Марена Свароговна уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. В честь проводов Богини Марены на Север ежегодно отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название - Проводы Русской Зимы).
В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая не Богиню Марену, как многие думают, а снежную Зиму. После ритуала сжигания соломенной куклы горсть петла развеивали над полем, садом или огородом, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Предки: «Богиня Веста на Мидгард-Землю пришла, на Красногор новую жизнь принесла, огонь запалила и зимние снега растопила, всю землю живой силой напоила и от сна Марены разбудила. Будет Мать Сыра Земля полям нашим жизньродящую силу давать, будет отборное зерно в полях наших прорастать, чтобы всем Родам нашим - хороший урожай дать».
Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Природы на Мидгард-Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растений и животного мира, наблюдает еще и за жизнью людей. А когда приходит время людям из Родов Расы Великой отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь, в Мир Нави или в Мир Слави.

6 мая - ДЕНЬ ДАЖДЬБОГА - Овсень большой. Он считается первопредком славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки). По славянским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов. В день Даждьбога люди радовались, что Даждьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало окончание долгой Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях шумно славили Даждьбога. День Даждьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Даждьбогу жгли огни и просили его охранять скотину.

Гимн-Правьславление :
Марена-Матушкл, Славна и Триславна буди!
Мы, Тя, извечно величаем,
безкровны Требы и Дары для, Тя, все-Родно возжигаем!
Даруй нам достаток во всех деяньях наших,
и сохрани от мора скотину нашу,
и не давай опустеть житницам нашим,
ибо велика есть щедрость Твоя,
ныне и присно и от Кругл до Кругл!
Тако высть, тако еси, тако буди!

Люди, рожденные в Чертоге Лисы, так же как и Волки, искатели по своей природе, во всем они ищут суть и смысл. Они любят экспериментировать над собой. Чувство любопытства у людей, рожденных в данном Чертоге, сильнее страха перед неизвестным и им интересно увидеть весь окружающий Мир.
Чертог Лисы дает хитрость, умение льстить, склонность к экспериментам и опытам для того, чтобы все проверить на себе и использовать для спокойной, безбедной Жизни.
Главные характеристики, которыми обладает Чертог Лисы – это гибкий ум, а также невероятная любознательность, не имеющая границ, и хитрость. Да, хитрюги они еще те, представители данного знака. Это надо признать! Что там говорить, если лисичке нужно, она и льстить будет, а надо – прикинется доброй овечкой, но может и зубки показать.

Наверняка всем вам известны сказки, в которых очень часто присутствует такая интересная героиня как лисичка-сестричка. И это не просто так, для интереса. Корни уходят куда глубже, в славянскую мифологию. Именно там принято делить людей не по знакам Зодиака, а по Чертогам.
В русских народных сказках лиса отождествляется с умением «лисить», но если проникнуть глубже, то не иначе такой талант лисе дается, что бы перехитрить множественные силы тьмы, во время ночи Сварога. На самом деле, Лиса одарена способностью, провести множество свор гончих, которые преследуют нас во время «лисьей охоты», с помощью тщательно спланированной той или иной тактики, чтобы увести их в неправильном направлении. Таким образом, способность человека восстановить свою изначальную связь с Богами становится гораздо более легкой, если он формирует намерение перехитрить тьму, сбивая ее с толку в отношении своего местоположения, чтобы она не могла найти Лису во времени и пространстве.

В людей чертога Лисы заложена с самого рождения информация об изначальной цели человеческого вида, которая заключается в том, чтобы вырваться из «ночной тьмы» к Свету. И когда настанет пора, эта информация проявится в жизнь в виде тоски по чему-то, казалось давно забытому, теплому, светлому и прекрасному. Таких людей во всем мире становиться все больше и больше. Такие люди очень похожи на лису; умные, решительные, практически шахматные гроссмейстеры, которые поддерживали свое существование на протяжении всей ночи Сварога, отказывая тьме в способности пленить их суть или стереть информацию и записи, которые они несут.

Чертог Лисы направляет, проснувшихся ото сна, все их духовные связи внутрь, к своему истоку, чтобы воспринять, мыслеформу предков, структуры, заклинания, и так же чаромутие, которое принесло определенный опыт, выраженный нынешней жизнью человека. И тогда душа покажет человеку, как превзойти и преобразить свой окружающий мир, чтобы он мог создать в будущем свой Родной Мир – Вырий, древний рай Арийцев.


Вырий - Рай древних Ариев

Но вместе с тем, «тьма» просто так не сдает своих позиций, она обвиняет в настоящем других, якобы виновных в текущем положении дел, указывает на кого-то вне себя, чтобы человек не приведи господи, не занялся собой и не стал вдруг вглядываться в свою истину. Человек не может, обвинив во всем кого-то другого, избавиться от своего чаромутия. Его истина пребывает в нем самом, а не вне его. Более того, грязь и помутнение другого – не его дело. Ему следует заниматься собственным очищением. Но иногда жизнь других может стать зеркалом, в котором человек способен яснее увидеть свои трудности, которые ему необходимо преобразить. Однако очищение все равно является личным делом, поэтому следует смотреть на других людей лишь в той степени, в какой они отражают нам наше внутреннее состояние бытия.

Священное дерево - Граб, Священный куст Смородина . Смородина чёрная - снижает повышенное давление, а Белая, жёлтая, красная стабилизирует вводит организм в состояние покоя.

Богиня Марена является Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге.
БОГИНЯ Марена (Мара - мать РА, т.е. мать сияния, а зимой снег очень слепит на Солнце) - Великая Богиня Зимы, покоя, ночи, природного Сна и Вечной Жизни.
Неправильно называть, что Мара - Богиня Смерти, она Богиня, определяющая меру (в том числе и меру жизни на земле). Природа засыпает. Её можно назвать Богиней Природного сна. Ма - РА. Мать РА - Мать Сияния. Снег лежит и сияет, и она Мать этого сияния. Она распоряжается, чтобы снег всегда чистоту и свет хранил. А, когда Мара уходит к свои Северные Чертоги - снег теряет сияние и становится рыхлым, чёрным, т.е. Мара ушла и свет прихватила с собой. Человек, рожденный под этим чертогом, обязан воспитать в севе чувство меры, научиться быть всегда спокойным и уравновешенным. Нести в себе Свет.
Так же знак данного Чертога, символизирует Духовный Путь прохождения через три мира: Явь, Навь и Правь.

Для лис Мудрость является основой, и что лисы очень изворотливы. Это природный дар. Можно ли назвать эту особенность даром? А почему нет, если постоянная необходимость выбора приводит в итоге к опыту и житейской мудрости. Все просто: лисам приходится добиваться результатов своими методами, которые так или иначе, но работают. Житейская мудрость – не означает присутствие только правды, это умение людей из Чертога Лисы находить выход даже из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Всё новое привлекает людей, для которого Чертог Лисы – родной! Так же как и всё новое привлекает лис, в виду их любознательности. Иногда такое увлечение неизведанным и новым приводит к плачевным результатам.

Морена - богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее - смерти.
Всё приходит в забвение, жизнь затухает, природа засыпает.
Другие имена Мораны - Маара, Марена, Морена, Мора, Мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть.
Однако к Природе не применимы расхожие понятия о Добре и Зле, о Жизни и Смерти.
В Мироздании Жизнь и Смерть - единое целое. Если бы не Морана, Природа-Макошь не смогла бы отдыхать, постоянно плодоносила и рано или поздно стала бы бесплодной.

Именно поэтому образ Мары видели как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения Жизни на Земле. Она дает возможность отдохнуть природному миру, очищает его, подобно хищнику, от слабых и больных.
В природе смерти нет - зёрнышко умирает в качестве зёрнышка, дабы возродиться колосом, земля засыпает на зиму, дабы весной возродиться с новыми силами…

Так и душа человека вечна, а плотская оболочка временна, она изнашивается, подобно одежде и требует смены.
После смерти душа хорошего человека освобождается, и становиться Духом-Покровителем своего Рода, дабы потом воплотиться вновь. А плохого - исчезает, растворяется в пространстве.
Именно с этими представлениями связан древнейший славянский похоронный обряд - сжигание умершего на специальном костре - Краде. Огонь священен, он позволяет душе сразу высвободиться из телесных оков и вместе с дымом взойти в Светлую Сваргу, Ирий, Славянский Рай к Предкам и Богам.
Моране были благодарны также за свежесть, которую дарит мороз, снежки, узоры на окнах и всевозможные зимние забавы.
Не забывали славяне и о том, как Морана «насылала стужу и морозила лютых врагов Руси, защищая свои владения и свой народ».
22 марта (березозола, свистуна, сухыя по славянскому календарю) - в день весеннего равноденствия, когда весна набирает свою наивысшую мощь и силу, устраиваются весёлые игры и забавы, пекутся блины (символ солнца и наступающей весны) и сжигается чучело Мары. Этот ритуал символизирует завершение времени Мораны и ее проводы вместе с морозами, снегом и метелями. Это праздник издревле зовётся Комоедица или Масленица (от древнего «ком» - медведь, который просыпается по весне).

Слово «мор» обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств, «морить» - убивать.
В этих словах сохраняется память о жестокой, неумолимой богине, которой неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев и угасших человеческих жизней.
На Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг - иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте.
Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками.
Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета.
На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей.
Родственна Морене и Марцана - богиня смерти всех живых существ, кроме человека: это с ее помощью достается добыча охотникам, рыбакам и звероловам.

Славянская мифология

Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем...
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...
Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары.

По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет.
Германцы уверены, что маруты - духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых.
На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

*****
МЕРТВАЯ ГОРА

В году 1200 по рождеству Христову случилось в селе Дивееве чудо превеликое и престрашное. Месяца сенозорника, сиречь июля, 26-го дня собирал на закате солнца отрок Ясень, крещеный Варфоломеем, целебные травы на Кудрявой горе.
И вдруг видит: шествует мимо дуба, сожженного молнией, женщина в белом одеянье, кое шито золотом, и в короне золотой. В одной руке держала она цветы диковинные, бледные, яко из воска, а в другой - косу с серебряным набалдашником.
И так страшно стало отроку Ясеню, что на малое время обмер он и разумения лишился, а когда пришел в себя, кинулся со всех ног в родное Дивеево, поведал отцу-матери об увиденном.

Ты, Ясень, мастер известный страшные сказки плести, - сказал отец. - Знай ври, да не завирайся.

Да не врет малец, слышите? Беда нагрянула. Нынче какой год?
Високосный, вдобавок, говорят звездочтецы, веку-столетию конец. Вот и грядет к нам Морена злобная - всех выкосит в одночасье. Такое уже случалось, когда я сам пребывал в отрочестве.

Ох, ох, Сварог всемилостивый и ты, Господь-Спаситель, за что наказуете?! - завыла мать.

Ну-ка, снимите меня с печи! - скомандовал прадед, и когда посадили его на лавку, сказал: - Ты, внучек, коня буланого из конюшни выводи. Посадишь меня верхом, ноги к стременам привяжешь, дабы не упал, дашь мне лук боевой и колчан со стрелами. Ты, баба, беги по деревне, вели людям выскакивать из домов и на траву падать пластом, будто мертвецы, сраженные в одночасье молнией. А ты, Ясень, как завидишь опять Морену, начинай рыдать и укорять Перуна за убиение невинных людишек. Живо! Мешкать некогда!

Через некоторое время, завидев Морену в конце села, залился отрок Ясень горькими слезами, принялся громко стенать и грозить небесам кулаком:

Всегрозный Перун! За что людей невинных смертию лютой от стрел своих наказал? Зачем бесчинствуешь?!

Посмотрела Морена в недоумении на поверженных людей, к отроку приблизилась, в глаза ему заглянула мертвыми своими очами - да и прошествовала к реке, а потом в осиннике за рекою сокрылась, верша свой путь неведомо куда.

По просшествии еще некоторого времени начали люди подниматься с травы, благодаря Сварога, Сварожичей и Христа-Спасителя, что не попустили безвременной смерти всего селения. А мужики вместе с отроком Ясенем пошли к Кудрявой горе.

И что же? У ее подножия, близ родника, узрели они чудо превеликое и престрашное. Покоились на траве два скелета: всадника и лошади. Ноги всадника были привязаны к стременам, а в руках он держал боевой лук, но в колчане не было ни единой стрелы.

Долго молчали мужики, а отрок Ясень проливал слезы над прадедом Родомыслом, в крещении Антипом, и над конем буланым.

На другой день тут же, на горе Кудрявой, предали кости земле, крест деревянный водрузив. Только с той поры гора эта, близ села Дивеева, зовется Мертвой.

«СПИТЕ ЛИ, ЛЮДИ ДОБРЫЕ?»

Морена либо летает бабочкой ночной и душит людей, пока они спят, либо бродит по земле. Нарядится в свои лучшие одежды, воздвигнет на голову венец, наберет букет цветов, что распускаются лишь на могильных холмах и зовутся, словно в насмешку, бессмертники, - и ходит по городам и селам, заглядывает украдкой в дома. Иной раз стукнет в окошко и спросит:

Что делаете? Спите ли, люди добрые?

Если ей отвечают:

Спим! - Морена шепнет:

Спите вечно! - а после этого кто-нибудь из живущих в этом доме заболеет, а то и умрет.

А. РЕМИЗОВ. МАРА-МОРЕНА

Идет по луговьям, по ниве Мара-Морена, кукует тихо и грустно, изнемает тоскою дорогу Шумят на шатучей осине листья без ветра. Клокочет кипуч-ключ горючий.

Идет Мара-Морена, не топчет травы, не ломает цветов. С половины пути она оглянулась - загляделись печальные очи, - далеко звездой просветила... Взглянет Мара-Морена, просветит - скрасит весь свет и погубит. Все пойдет по ее.

Все погибнет Мара-Морена - в одной руке серп, в другой зеленый венок. Она сердце иссушит, подкосит вековое, разорвет неразрывное, вздует ветры, засыплет сыпучим снегом теплое солнце, размахает теплые дубы.

И затмится на радости день.

И не уведает милый о милой, забудут: я ли тебя, ты ли меня...

Идет Мара-Морена, замутила Смородину-речку, открывает кувшинки и дальше идет, восходит на горы - горы толкутся, и дальше долиной, по большому полю.

И вздымала вослед ей непогожая туча с большим дождем, непроносная.

Камнем шибается к звездам птица Моголь, и счастье-перо, кипя смолою, падает счастливому.

Стой! Не приунять, не укротить бесповинного сердца, бьет через край.

Там волк, зачуяв смерть свою, завыл.

И смыкается небо с землею.


Славянская мифология

Мара , Марена, Морёна, Маржана, Маржена - в славянской мифологии - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, имя родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", "смерть". В славянской мифологии богиня, связанная с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Также богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.

Ее символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...

В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело - воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали) во время празднования древнего праздника Масленицы, а так же в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай.

Мара не уступала в красоте Ладе , и вопреки распространенному мнению не является ее антиподом. Также Мара не противостоит Живе, хотя, по сути, она воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и людьми.

Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила в дворце из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода. Также темная богиня водила дружбу с Ягой, женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богине смерти спускаться в Навий мир, в который по Сварожьим законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и различными энергиями.

По одной из легенд Мара одно время была женой Кащея. Хитрая и обольстительная богиня фактически напросилась в жены Кащею, обменяв свою свободу на жизни трех небесных дев и трех Ирийских богатырей. Однако в итоге Мара обманула Кащея, она сковала древнего мага чародейскими цепями в казематах его же собственного дворца. Позже Мара неоднократно предпринимала попытки женить на себе Дажьбога. И в один прекрасный день ей это удалось, хотя счастье было недолгим. В результате Марена так и не обрела семейного счастья, оставшись наедине со своей силой. Вместе с тем, богиня вовсе не озлобилась на весь мир, а лишь исправно продолжала выполнять свои сезонные функции – в одно время года посылать урожай, а в другое – лютовать по всей земле вьюгами да морозами.

Безусловно, зима – физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы славяне праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело.

Наряду с Правдой Мара является богиней справедливости и правосудия. Сложно сказать, насколько негативно или позитивно наши предки оценивали образ Мары. Она воспринималась, как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором можн оперировать понятиями «добро» и «зло». Мара – это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, краеугольный камень бытия, единство жизни и гибели, «обязательное» зло . Мару почитали и славили не меньше остальных богов, поэтому неправильно говорить, что это исключительно негативный персонаж.