Кто был учеником феодосия печерского. Киев: новая жизнь

3(16) мая, 14(27) августа (Перенесение мощей), 28 августа (10 сентября) (Собор преп. отцов Киево-Печерских), 2(15) сентября

Путь к монашеству

Феодосий Печерский почитается Церковью как выдающийся Божий угодник, учитель иноков, пастырь.

Согласно Преданию, он родился в местечке Василькове, располагавшемся приблизительно в 50 поприщах от Киева. Точная дата его рождения нам неизвестна. С приближением её обозначают 1009-м годом.

Детство Феодосия прошло в Курске, куда его отец был переведен в связи со служебной необходимостью.

С малых лет Феодосий стремился ко Господу, посещал храм, был внимателен к богослужениям, любил слушать проповеди и вообще внимал слову Божьему.

Детские игры, равно как и предметы роскоши его не интересовали. Едва он подрос, стал упрашивать родителей отдать его для обучения грамоте. Родители, видя в этом хорошее предзнаменование, выполнили желание сына.

Учился Феодосий старательно и прилежно; при этом вел себя скромно, со сверстниками не был заносчив, со старшими был послушлив и кроток.

На четырнадцатом году отроду он лишился родного отца, и все тяготы воспитания легли на плечи его матери, женщины властной и строгой. Своего сына она любила, однако то была пристрастная, во многом слепая материнская любовь. Мать не могла, да и не стремилась соизмерять своё влияние на сына с его глубинными наклонностями и стремлениями.

Желание Феодосия от всего сердца служить Богу встречало с её стороны неодобрение и даже сопротивление. Она никак не желала согласиться, чтобы сын отказался от счастья в её понимании этого слова. Но сын видел счастье в другом: в служении и единении с Господом.

Однажды Промысл Божий свёл его с группой странников, которые рассказали ему о священных местах. Увлекшись повествованием, Феодосий попросил их взять его с собой, и они согласились. Обнаружив исчезновения сына, мать устремилась за ним, а настигнув, отругала, поколотила и заперла в избе. Там он провел около двух суток без еды. Затем она накормила его, однако не выпустила, а оставила в узах в затворе, где он провёл несколько дней.

Когда мать уверилась, что Феодосий больше не сбежит, она выпустила его на свободу. Он вновь стал ходить в Божий храм.

Узнав, что церкви часто не хватает просфор и эта недостача отрицательно сказывается на распорядке богослужений, Феодосий взялся их изготовлять и доставлять в храм. Поначалу мать отнеслась к этому с недовольством, а в дальнейшем это новое занятие сына стало её раздражать. Она высказала ему, что над ним смеются соседи, и даже не только над ним, но вообще над семьей.

Феодосий, пламенея желанием помощи Церкви и участием в её жизни, решился вновь сбежать из родительского дома. Он скрылся в другом городе, найдя приют у священника, и там продолжал печь просфоры. Но настойчивая в своей правде мать отыскала сына и там, возвратила его под родительский кров и строго-настрого запретила заниматься изготовлением просфор.

Благочестивая жизнь Феодосия привлекла внимание одного важного вельможи, городского начальника, который пригласил его трудиться при своей церкви. Случалось, что начальник одаривал Феодосия хорошей одеждой, видя, что тот ходит в рубище, но Феодосий тут же спешил отдать одежду кому-либо из нищих.

Подражая подвижникам, он стал носить на теле вериги, отчего тело время от времени кровоточило. Внимательная мать, обнаружив кровь на одежде и выяснив причину, тотчас сорвала с сына вериги, по-матерински поколотила его, и решительно отговорила его надевать их вновь.

Жизненный поворот

Однажды, стоя в храме на богослужении, Феодосий услышал слова о том, что кто любит отца или мать больше Христа, тот не достоин Его. Эти слова глубоко запали в его добрую, повзрослевшую душу.

И он вновь решился бежать. Улучив момент, когда матери не было дома, он оставил свой город и отправился в направлении Киева. Не зная пути, он пристал к обозу и так добрался до пункта назначения.

Прибыв на место, Феодосий стал искать обитель, где готовы были бы принять его в послушники. Настоятель одной из них, оценив, по рваному рубищу, его внешний вид, но не оценив добродетельность и благочестивость, отправил его восвояси. Кто-то отказывал ему в силу юного возраста.

Когда опечаленный юноша услышал о подвизавшемся неподалеку пещернике Антонии, он незамедлительно отправился к нему и стал слезно упрашивать взать его к себе. Преподобный Антоний, выслушав Феодосия, пытался его отговорить, мол, ему, ещё юному, неокрепшему духовно человеку, будет трудно жить среди мрачных безмолвных пещер.

Однако Феодосий проявил твёрдость, выразил готовность переносить тяготы и скорби отшельнической жизни. Антоний же, видя в нем сосуд Духа Святого, дал свое отеческое благословение.

В 1032 году Никон, по указанию старца, постриг Феодосия в иночество, на двадцать четвертом году его жизни. Молодой инок ревностно исполнял послушание, много и охотно молился, соблюдал бдения и посты.

Спустя четыре года чуткое материнское сердце отыскало Феодосия среди камней и пещер. Феодосий же отказывался встретиться с матерью, говоря, что отныне он принадлежит Богу, что он инок, пещерник. Тогда мать обратилась к святому Антонию, и уже он убедил Феодосия в уместности встречи. Увидев любимого сына, она умоляла его возвратиться домой, но он не только настоял на своем, но и сумел убедить её поступить в монастырь. Когда мать поступила в женскую обитель святого Николая, он возблагодарил Бога.

Священство, игуменство

Братия дивились твердости духа и подвигам Феодосия. И вот он был рукоположен во священника и поставлен в игумена Киево-Печерского монастыря. В этот период он ещё больше усилил монашеский подвиг, много заботился о благоустройстве обители, улучшении духовной жизни. При нём, например, был воздвигнут просторный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Внутренняя жизнь Киево-Печерской обители строилась при Феодосии в соответствии с уставом общежительной Студийской обители. Всё совершалось по строгому чину и распорядку.

Сообразно одному из правил, надлежало держать монастырские ворота запертыми от обеда до вечерни и не открывать их (без особого благословения) ни для кого. Однажды князь Изяслав испытал это правило на себе, когда, придя с отроками перед вечерней, вынужден был ждать, пока привратник (знавший, что перед ним — именно князь), не доложил игумену и не получил разрешения его пропустить.

Феодосий нередко лично участвовал в монастырских работах, вместе с монахами. Трудился в пекарне, носил воду, рубил дрова.

Однажды он возвращался от князя на телеге, а кучер, видя его старые одежды, не думал, что перед ним — известный игумен, к тому же — уважаемый князем. Полагая, что перед ним находится простой чернец, он обвинил его в том, что тот, будучи монахом, бездельник, в отличие от него, кучера, трудящегося в поте лица. Сказав это, он предложил Феодосию сесть на лошадь, а сам устроился поудобней, чтобы отдохнуть.

Старец смиренно занял то место, на которое указал кучер. По пути им встречались вельможи, которые кланялись Феодосию. Кучер сначала недоумевал, а потом, уразумев, в чём, собственно, дело, не на шутку перепугался. Чтобы его успокоить, Феодосий поменялся с ним местами. Когда подъехали к монастырю, иноки встретили его с почестью, отчего кучер впал в ещё большее беспокойство, но игумен вновь успокоил его и распорядился угостить.

После того, как князь Изяслав был изгнан из Киева Всеволодом и Святославом, святой Феодосий стал обличать последнего, завладевшего престолом изгнанного брата. Первое время он продолжал поминать в церковных молитвах Изяслава, а Святослава — отказывался. Но потом, по ходатайству братий, за внимание и помощь Святослава Церкви, стал поминать.

Впоследствии их отношения наладились. Как-то раз отец Феодосий, посещая Святослава во дворце, услышал громкую музыку и песни. Сев рядом с князем, преподобный с добрым чувством и пастырским смирением спросил, а будет ли так и на том свете? Князь прослезился и приказал, чтобы впредь в присутствии Феодосия такой музыки не звучало.

С увеличением количества братий Феодосий расширил границы обители, организовал строительство новых келий. Перед кончиной земной жизни монастырь обладал уже многими владениями.

О приближении смерти преподобный был извещен заблаговременно. Перед самой кончиной он призвал братий с их послушаний, предупредил их о том, что скоро оставит земной мир, дал пастырское благословение и наставление, а затем отпустил с миром. Отдав ещё несколько частных распоряжений и горячо помолившись, он возлег на постель, вновь обратился ко Господу и почил. Это случилось 3 мая 1074 года.

Тропарь преподобному Феодосию Печерскому, глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, / к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феодосию Печерскому, глас 3

Звезду Российскую днесь почтим, / от востока возсиявшую и на запад пришедшую, / всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны / содеянием и благодатию монашескаго устава, // блаженнаго Феодосия.

Ин тропарь преподобному Феодосию, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев богодухновенное удобрение, / Феодосие премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин кондак преподобному Феодосию, глас 8

Наследник отцев был еси, преподобне, / тех последуя житию и учению, / обычаю и воздержанию, / молитве же и предстоянию. / С нимиже, имея дерзновение ко Господу, / прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти: // радуйся, отче Феодосие.

Тропарь преподобным отцам Киево-Печерским, глас 4

Мысленное солнце и светлую луну, / первоначальных Печерских, / со всем собором преподобных днесь почтим, / тии бо, церковную твердь озаряюще, / просвещают во тьме страстей бедствующих, / и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, // и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобным отцам Киево-Печерским, глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии, / святии преподобнии Печерстии, / на сих горах добродетельми просиявшии, / вас земля не потаила есть, / но Небо отверзеся вам и райское селение. / Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, / в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, / ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, // яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 4

Звезды мысленныя, / просиявшия на тверди Церковней, / иноков Российских основание, / песньми, людие, почтим, / радостныя похвалы сим воздающе, / радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, // присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Ин тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 3

Двоицу начальных российских светил почтим, / Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: / тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, / осветиша отечествия нашего вся концы, / и путь к Небеси правый многим показаша, / и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, // и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 8

Двоицу великих отец и правило иноков светлое, / умныя зари, онебесившия Российскую Церковь , / кто по достоянию хвалами воспоет? Тии бо Престолу Божию предстоят. / Но яко имущии дерзновение к Святей Троице, / Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне, / молитеся о молебная вам приносящих // и любовию песньми вас ублажающих.

Ин кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 2

Твердыя столпы благочестия, / недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим: / Антониа, возлюбльшаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом: / труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия, // Един во святых прославляемый.

Киев называют «матерью городов русских». Это ни у кого из нас не вызывает удивления, ведь именно он когда-то являлся столицей великой страны под названием Русь - непобедимой державы, которая распалась впоследствии на Россию, Беларусь и Украину. Жемчужиной Киева по праву считается Киево-Печерская Лавра, славящаяся множеством вырытых в свое время ее монахами подземных пещер и давшая миру имена бессметного числа сильных православных святых. Одним из основателей обители был преподобный Феодосий Печерский. Это выдающийся избранник Господень. День памяти Феодосия Печерского церковь отмечает ежегодно 16 мая.


Житие Феодосия Печерского

В день памяти преподобного давайте остановимся на житие Феодосия Печерского.

Преподобный Феодосий Печерский родился в XI веке недалеко от Киева, в местечке Васильково или иначе - Василеве. Однако ранние годы жизни святого и отрочество прошло в Курске, куда вскоре после появления на свет младенца переехали родители подвижника благочестия. Будучи еще совсем крохой, преподобный Феодосий уже резко отличался от своих сверстников. Мальчик прохладно относился к ребяческим играм и веселью, предпочитая забавам созерцание и размышления. Он с удовольствие ходил в храм и делал это ежедневно. Феодосию нравилось слушать Священное Писание, а, начав обучаться грамоте, ребенок быстро освоил азы чтения и стал уже самостоятельно познавать истину богословских трудов.

Преподобный рано остался без отца: по одним данным в 13, по другим - в 14 лет. С тех пор мать воспитывала сына в одиночку. Надо сказать, она была женщиной достаточно строгой и властной, однако единственного ребенка своего просто обожала. Поэтому, естественно, матери преподобного совершенно не понравилось то, что Феодосий после смерти отца стал вести себя в отчем доме подобно слуге: одевался в простые, грубые одежды, выполнял тяжелую работу. Но поделать она ничего не могла.

Шло время, избранник Божий рос и мужал. Идея же о ведении подвижнического образа жизни не только не засыпала, но еще более укреплялась в голове юноши. Однажды ему остро захотелось посетить как паломнику Святую Землю. Об исполнении своего желания Феодосий дни и ночи стал просить Всевышнего. Господь скоро услышал молитвы отрока: внезапно в Курск нагрянули странники, шедшие как раз-таки в Иерусалим. Будущий святой присоединился к ним и ушел из дома, ничего никому не сказав. Когда мать обнаружила пропажу сына, она все силы бросила на его поиски. В результате Феодосий был возвращен домой и жестоко телесно наказан за свой поступок, а после посажен под замок. Правда, продолжалось сие недолго: женщина простила сына и сняла запрет на свободу.


Феодосий не стал унывать из-за того, что желание его так и не осуществилось. Он начал трудиться на благо церкви: печь просфоры для храма. Причем юноша еще и сам покупал пшеницу и молол зерно в муку. Лишние просфоры молодой человек раздавал нищим. Всем этим он вызывал насмешки ровесников, но не обращал на них внимания. В мать же святого будто бес вселился. Она запретила сыну заниматься богоугодным делом, подвергая то и дело наказаниям за ослушание. Преподобный не выдержал однажды и сбежал в город близ Курска, где жил знакомый пресвитер, но быстро был возвращен властной женщиной домой.

Кротость и стремление к подвижничеству святого Феодосия привлекли внимание к его персоне правителя Курска. Тот стал жаловать избраннику Божию богатые наряды, которые преподобный не носил сам, раздаривая обездоленным. Феодосий предпочитал ходить в простой одежде, а однажды надел на себя железный пояс для борьбы со страстями. Тело святого от этого истекало кровью, но с целью укрепления духа преподобный терпеливо переносил добровольные мучения.

Киев: новая жизнь

До двадцатитрехлетнего возраста прожил преподобный Феодосий Печерский в отчем доме. После юноша вновь, как уже было в прошлом, тайно покинул его, но на этот раз навсегда. Молодой человек отправился в Киев, где хотел принять монашеский постриг. По прибытии на место будущий святой явился к самому преподобному Антонию. Тот с радостью принял юношу, потому как увидел в Феодосие богоизбранность. Желание последнего сбылось в 1032 году. В монахи его постриг ученик преподобного Антония - Никон. С этого момента началась еще более тяжелая жизнь святого. Он усердно исполнял монашеские подвиги, руководимый преподобным Антонием. Ночи юноши проходили в молитвах, днем Феодосий занимался рукоделием. Молодой инок постоянно постился, воспитывая в себе смирение.

А что же мать святого? Неужели она смирилась с побегом сына? Нет, конечно, женщина отправилась сама на поиски юноши. И нашла она своего ребенка в Киеве, в обители, где тот пребывал. Женщина начала увещевать Феодосия, уговаривать вернуться в родительский дом, обещая не чинить ему отныне никаких препятствий. Преподобный же в ответ обратился к матери с просьбой остаться в Киеве и принять монашеский постриг. Ему стоило больших трудов убедить своевольную женщину в разумности такого решения. В итоге же мать преподобного стала монахиней Киевского Никольского монастыря, там же отошла ко Господу в свое время.


Но вернемся к Феодосию. В 1054 году святого посвятили в сан иеромонаха. Теперь он мог совершать Божественную Литургию, что делал с должным усердием, являясь примером для братии. При этом, преподобный Феодосий Печерский продолжал выполнять другие работы, входившие в обязанности иноков, не гнушаясь даже самым тяжелым трудом. Спустя 3 года святой по просьбе монахов был поставлен игуменом обители. Но и этот статус никак не повлиял на кротость и трудолюбие преподобного. Количество братии в обители в момент управления монастырем Феодосием увеличилось значительно. Уже не было места в пещерных келиях для подвижников. Тогда преподобный Антоний благословил иноков соорудить келии в близлежащей горе, которую по его просьбе даровал князь Изяслав. Там же появилась деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Монахи с радостью устроились на новом месте. Как вы уже, наверное, догадались, возникшая обитель являлась знаменитой Киево-Печерской Лаврой. Стараниями преподобного Феодосия здесь впервые за всю историю Руси был введен Устав Студийского монастыря, что располагался в столице Византии - Константинополе.


Управляя Киево-Печерской Лаврой, святой проявил себя в полной мере милосердным и одновременно справедливым, строгим настоятелем. Феодосий построил близ обители дом для нищих и обездоленных. Десятая часть доходов монастыря уходила на обеспечение его населяющих. Заботился преподобный и о заключенных в тюрьмах, посылая каждую неделю, по субботам, в темницы воз хлеба. Братия также никогда ни в чем не нуждалась. И объяснялось это, главным образом, усердными молитвами настоятеля Лавры.

Смерть

Преподобный Феодосий мирно скончался 3 мая 1047 года, ранним утром в субботу, в момент совершения молитвы. На три дня перед этим святой впал в состояние сильнейшего расслабления. За некоторое время подвижник предрек свою смерть, о чем сообщил инокам, собрав их всех вместе и сказав напутственную речь. После кончины тело преподобного погребли в пещере, где, как правило, Феодосий молился. К лику святых его причислили на Церковном Соборе 1108 года.

Феодосий Печерский (ок. 1036 — 1074), игумен, преподобный. Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле. Память 3 мая (16 мая), 14 августа (27 августа) перенесение мощей, 3 сентября (16 сентября), в Соборах всех преподобных отцов Киево-Печерских, отцев Дальних Пещер и Курских святых.

Родился в Василеве (ныне гор. Васильков, в 35 верстах от Киева) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036 г.

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056-1057 гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги.

Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные «эпистолии» к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073).

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в 1091 г. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Тропарь

глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру и, украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, в Российской земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

КАНОН

глас 8

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.
Припев:
Богоугодный подвиг стяжав, отче Феодосие, Боговидец явился еси. Темже молися Богу, Емуже угодил еси, отгнати мрак неведения моего, слово же блаженное вдохнути, воспети тя.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
От матерня чрева прилепился еси Богу, преподобне, яко премудрый Павел и пророк же древле Иеремия. Темже тя Божественная благодать устнами, Феодосие, Божия слугу нарече.
Слава: Спасителя заповеди послушав от юности, мудре, жизнь сию нивочтоже положив, крест желая носити на раменах твоих, вся земная возненавидел еси, на небесная взирая, Феодосие.
И ныне: Воплощься от пречистых Твоих ложесн, Дево Пресвятая, Божие Слово всем просвети Богоразумия любовь и человеков торжество лику Ангельскому сподоби, на Небесная возведе.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Нетленными дары и духовными, святе, Божественная твоя и блаженная обогащена душа, видети возжелел еси гроб Господень, но свыше был еси возбранен Божиим смотрением.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Жертва совершенна, истинна и непорочна восхотев быти Агнца, вземлющаго, блаженне, пречистою кровию грехи всего мира, безкровную жертву приносил еси Ему.
Слава: Уставов ты стяжатель от версты юностныя, отче, быв и самодержец ума, мирския пучины избежав, наставление приял еси от Божественнаго Духа.
И ныне: Радуйся, рождшая Едина всех Господа: радуйся, человеком радость провозвестивши; радуйся, скиние и несекомая горо, верных утверждение, Едина Препетая.

Господи, помилуй (трижды).

Седален

глас 4-й

Паче ума человеча явился еси, преподобне, на земли, Божий сад священный, посреде дому Господня стоя, подаеши плод болезней твоих учеником твоим: от уст бо твоих благодать Духа возрастил еси, образ быв подвигов и устав любящих Господа. Егоже ныне молити не престай спастися поющим тя.
Слава, и ныне: Возгремев Христово Божественное воплощение, безплотныя враги до конца обличил еси, чудне Феодосие, сего ради вси, вернии, благочестно вопием ти: моли непрестанно о всех нас.

Песнь 4

Ирмос: Ты Моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Благодать Духа возрасте в тебе, отче, егда рождшую тя видел еси, плачущуся и рыдающу крепце, тя, предстояв струями слезы точащей, непоколебим столп и неподвижим пребыл еси.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Лютыми человеки враг вселукавый тщашеся отторгнути тебе, Феодосие, от гнезда преукрашенна, желаема тобою, но ты сего нивочтоже вменил еси, полки сего отгоня молитвами твоими и поя: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Слава: Окропляя себе дождем духовным, и животным источником напояяся, и языком наставника Антония, клас Божественный прозябл еси и питаеши множества, неистощимая воистинну Иосифова житница быв.
И ныне: Кто изрещи достойно возможет чудес Твоих, Чистая, глубину? Тобою бо весь мир, хвалу Ти принося, помилован будет и избавляется от бед лютых и различных зол, враг же и напастей.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Добродетельными подвиги возсия исправление твое, отче: жилище бо, бывшее древле худо, пространно сотворил еси, многи привед поклонники Богу, подающему сим всяк довол твоими молитвами.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Светлыми зарями подвигов твоих отгонимо бываше множество бесов от твоего жилища, сшествоваше бо ти всех Творца благодать Духа и славна тя яви, Феодосие.
Слава: Спаса Щедраго посреде церкве воспел еси, темже щедроты Своя богатыя посла тебе, оскудения разрешая печаль, приснотекущия же дары источая стаду твоему.
И ныне: Превышши бысть Вышних Сил, Богоблагодатная, заченшая Слово, всяческая словом сотворшее, и рождшая от Отца прежде век неизреченно рождшееся.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Молитвами, и бдением, и псаломскими пении непрестанно твою душу рай Божественный сотворил еси, живоносное возрастив древо честное яве, Спаса и Господа.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Изволил еси тайное смирение, Владычне нищете подобяся, блаженне: волею твоею путь шествуя, повелением лениваго раба везти воз к Божественному месту приял еси, идеже покланяемь от сретающих познался еси.
Слава: Подобяся ноги Умывшему Своим учеником, Богомудре, воду черпати и на раму носити изволил еси и древа своима рукама принося и сеча начальника трудов себе монахом показал еси.
И ныне: Умерщвлен бысть, Богородице, Тобою многокозненный враг, всю тварь прежде тлею погубивый, мертвии же Тобою к жизни взыдохом, ибо родила еси воистинну жизнь всех, Господа.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак

глас 3-й

Звезду Российскую днесь почтим, от востока возсиявшую и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны содеянием и благодатию монашескаго устава, блаженнаго Феодосия.

Икос

Кто изрещи возможет подвиги твоя, отче? Или кто изочтет множества трудов твоих и чудес дивных? Еще бо в плоти сый, Безплотнаго видел еси, в плотяне образе беседующа к тебе и дар приносяща тебе, Богом посланное злато. Паче человека ты явился еси смирением и кротким нравом и духовныя мудрости исполнен. Тем, Духа в себе прием, во свете виден был еси, яко солнце, сияя. И мене, тебе поюща, просвети сиянием твоим, преподобне, монашескаго устава, Божественный Феодосие.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
К молитвам твоим, блаженне, всяк прибегая верою, никогда постыдится: прием благодать прошения, отче, и возвратився, ликует, поя: благословен Бог отец наших.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Ты отец явився и заступник сирым, и вдовицам надежда, и болящим, отче, востание всем был еси. Темже поем: благословен Бог отец наших.
Слава: Удобрение монахом и путь спасения человеком ты был еси: обогащ бо вся твоими глаголы Божественных таин, учил еси глаголати: благословен Бог отец наших.
И ныне: Из девическия утробы воплощься, Христе, явился еси на спасение наше. Тем, Твою Матерь ведуще Богородицу, благодарственно поем: благословен Бог отец наших.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Якоже пророк Божественный, провидя, Феодосие, являешися, преблаженне, ибо повелеваеши духом принесшему к тебе Евангельское писание изнести, и вопияше ти, исповедая чистым смыслом жертву Пречистой Богородице.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
К твоему жилищу пририща, яко елень ко источнику, приснотекущия нетленныя пищи получити благочестивый князь, иже землю сию содержай. Хотя убо свечеряти ему, блаженне, но скудением строителю вопиющу, повелением же твоим наполнися меда сосуд твой.
Слава: Твоя подвиги воспеша Ангельския Силы, Феодосие, и твое житие лик преподобных похвали, светлое и украшенное монахов радование. Тем и ныне, срадуяся Ему веселишися, поя согласно: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
И ныне: Тя, Пречистая Богородице, жизни моея предлагаю Хранительницу и Заступницу непобедиму, Помощница ми буди от бед и скорбей, избавляющи Твоего недостойнаго раба, любовию поюща: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите Чистую во веки.

Песнь 9

Ирмос: Устрашися всяк слух неизреченна Божия снизхождения, яко Вышний волею сниде даже и до плоти, от Девическаго чрева быв Человек. Темже Пречистую Богородицу, вернии, величаем.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Память твоя днесь нам, яко солнце, возсия, преподобне: радуемся, целующе раку твою, и, окрест обстояще, яко Божественный кивот, верно поем твое успение с Вышними Чинми, Феодосие.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Радуйся, земле Росская, приемши сокровище некрадомо от Господа, помощника велика Богоблаженнаго и заступника тепла Феодосия, и с ликом постническим веселися и ты, начало граде Росский.
Преподобне отче наш Феодосие, моли Бога о нас.
Собрася торжество ныне в памяти твоей воспевати Господа, тебе подавша добрыя подвиги, яже ты претерпел еси. Темже молися Ему, святе, избавитися стаду твоему от соблазн вражиих, еже ты стяжал еси, мудре, молитвами твоими.
Слава: Спаси мя, едине Избавителю, блудницы и блуднаго приемый теплое покаяние и мытарево, Спасе, воздыхание, и буди милостив, Христе, мне, блудному, молитвами Твоего угодника, отгоняя грехов моих множество.
И ныне: Пощади мя, Спасе рождейся, сохранив рождшую Тя без тли по рождестве, егда сядеши судити дела моя, грехи моя презрев и беззакония, Безгрешен сый и Милостив, яко Человеколюбец.

В 1091 году мощи святого Феодосия перемещены в Печерскую церковь Успения Богородицы. Еще до этого события, через 10 лет после смерти преподобного, его учеником Нестором было написано его подробное житие, и тем самым была оставлена память для подражания верующим в будущих веках. Преподобный Феодосий Печерский - основатель русского подвижничества. Все русские монахи так или иначе ориентировали свою духовную жизнь по заданному им направлению.

Детство Феодосия

Пресвитер при рождении мальчика пророчески дал ему имя Феодосий, что значит «Данный Богу». Святая палестинская земля, по которой ходил Иисус, когда воплотился на земле, с самого раннего детства привлекала к себе отрока Феодосия. В конце концов мальчик сбежал, соблазненный рассказами странников. Попытка оказалась неудачной, как и следующие за ней. Вообще, в жизнеописании святого мы видим большой объем, описывающий его детство больше, чем других святых.

Основа истории юности Феодосия состоит в кроткой борьбе со своей мамой за духовное призвание, истязаниях, выносимых им, троекратных попытках побега. Про его детство пишут, что мальчик много времени проводил в церкви, с детьми в уличные игры не играл, сторонился детских компаний. Феодосий Печерский стремился к наукам и довольно быстро изучил грамматику, вызывая удивление разумом и премудростью. Книголюбие отрока сохранилось в течение всей его жизни и проявилось тогда, когда он в монастыре писал книги дни и ночи.

"Худость риз"

Еще одной интересной особенностью из детства Феодосия, которая, учитывая его религиозность, приобретает новое значение, было ношение плохой, заштопанной одежды. Родители давали ему чистую новую одежду и просили носить ее, но это единственное, в чем отрок их не слушался. Далее, когда по долгу службы ему приходилось носить светлые и чистые одежды, он носил их с тяжелым сердцем, через несколько дней отдавая нищим. Сам переодевался в старое и залатанное. "Худые ризы" вообще занимают не последнее место в житии преподобного, показывая его необычайное смирение с самого детства. Феодосий Киево-Печерский с детства полюбил худость риз, сделал ее частью своего жизненного поведения и передал ее всему русскому подвижничеству.

Когда умер отец, Феодосий избрал для себя новый подвиг уничижения и опрощения: он выходил с рабами на поле и смиренно работал с ними, показывая тем самым свою аскетическую изобретательность.

Образ матери Феодосия

Когда Феодосий совершил свой третий побег, он попал в Киев, в пещеру преподобного Антония. Старец не пожелал принять его учеником по молодости лет, и Феодосий вернулся домой. После этого было драматическое свидание с матерью, полное жизненной правды. Властный деспотизм вызывает у Феодосия не суровость, а неуверенность в своих силах и робость. Из побежденного в этой борьбе он превращается в победителя. В итоге не он возвращается к матери, а она принимает постриг в одном из киевских монастырей.

Монашеские труды

Нестор, когда писал житие Феодосия Печерского, любил больше рассказывать, чем описывать, поэтому о личных подвигах Феодосия и его духовном облике написано немного и в разных местах повествования. Соединяя эти рассеянные факты, можно составить понятие об аскетичной жизни преподобного Феодосия. О самых суровых подвигах самоумерщвления своего тела пишется в летописи первых лет его пещерной жизни. Ночью, борясь с плотскими искушениями, обнажившись, преподобный отдает свое тело комарам и оводам, распевая при этом псалмы. В дальнейшей жизни Феодосия видно стремление к изнурению тела. Скрывая свою аскезу, он носил власяницу, спал, сидя на стуле, усиленно молился ночами. Сравнительно небольшие аскетические упражнения Феодосий Печерский восполнял непрерывностью своих трудов. С детства сильный и крепкий, он работает и за себя, и за других. Будучи в монастыре при игумене Варлааме, он ночами мелет зерно для всей монастырской братии. А еще позднее Феодосий, игумен Киево-Печерский, часто сам брался за топор, чтобы нарубить дров или натаскать воды из колодца вместо сна или отдыха.

Духовная жизнь Феодосия Печерского

Многие страницы довольно обширного жития святого посвящены его трудовой и деятельной жизни, уравновешивая подвиги духовной жизни. Молитве он отдает все ночи. Исключительно молитве отдается время Великого поста, который преподобный проводил одиноко в пещере. Нестор не показывает каких-либо чудесных качеств молитв или высоких созерцаний. Молитва помогла Феодосию обрести совершенное бесстрашие перед темными силами и позволяла оказывать помощь своим ученикам в избавлении от ночных бесовских видений.

Феодосий, игумен Киево-Печерский

В духовной жизни Феодосия была одна очень важная для него веха - он положил конец монастырю в пещерах, основанному Антонием. После того как игумен Варлаам основал на поверхности земли первую деревянную церковь, Феодосий поставил кельи над пещерой, которые остались для Антония и немногих затворников. Безмолвие и созерцание тесной пещеры он умаляет ради трудовой и братской жизни для построения некой гармонии. В этой гармонии звучат и личные ноты смирения, кротости, послушания. Преподобный Феодосий Киево-Печерский, как отмечает Нестор, при всей своей духовной мудрости был прост умом. «Худые ризы», которые сопровождают его и во время игуменства, навлекают множество насмешек.

Отмечается рассказ о княжеском слуге, который принял преподобного за одного из убогих и приказал ему пересесть с повозки на коня. Социальное уничижение и опрощение было с детских лет одной из черт его святости. Поставленный во главе монастыря, Феодосий не изменил своего нрава. При своей тихости и самоуничижении, он очень многому поучает в проповедях, которые отличаются простотой формы и содержания. Также Феодосий старается соблюдать монастырский устав до мелочей во всех его деталях и желает, чтобы все совершалось по чину и с благоговением. Однако при всей своей требовательности Феодосий не любил прибегать к наказаниям. Он мягок был даже к тем, кто, убежав, возвращался с раскаянием. Единственный некий образ строгости был в отношении хозяйственных дел монастыря.

Нестор описывает рассказы келаря Федора о том, как святой игумен спасал монастырь от разной нужды. Эти чудеса наряду с даром прозрения - единственные, которые творит святой Феодосий Печерский. Через все игуменские чудеса проходит запрет святого заботиться о дне завтрашнем, его расточительное милосердие. Например, чудесное наполнение закромов происходит в порядке природной закономерности: в то время, как монастырский эконом отчаивается от мыслей, из чего приготовить обед или где найти вино для литургии, неизвестный благодетель привозит в монастырь возы вина и хлеба. Из жития святого создается впечатление, что монастырь существует только за счет неоскудевающего потока милостыни.

Святой Феодосий очень сильно печется об уставной бедности - отбирает по кельям всю лишнюю снедь, одежду и сжигает все это в печи. Так же он поступает со всем, что сделано без благословения. Всепрощающий и добрый игумен становится суровым при неповиновении, которое вытекает из Примечательно, что он и тут не наказывает виновных, а уничтожает только материальные блага, которые, как он считал, впитывали в себя демонические начала алчности и своеволия.

Милосердие святого Феодосия

Оставаясь кротким и милосердным всегда и во всем, одинаково относясь к разбойникам, которые пришли ограбить его монастырь, или к грешным и слабым инокам, святой Феодосий Печерский не только не изолировал свой монастырь от мира, но и создал теснейшие связи с мирским обществом. В этом состоит один из его заветов русскому монашеству.

Около монастыря был построен дом для слепых, хромых и больных с церковью во имя св. Стефана. На содержание этой богадельни шла десятая часть всего дохода монастыря. По субботам Феодосий посылал целый воз хлеба в город для заключенных в тюрьмах.

Преподобный Феодосий был духовным отцом многочисленных мирян, в том числе князей и бояр, которые приходили исповедовать свои грехи. Он положил начало традиции выбора духовных отцов среди монахов. С того времени духовенство стало оказывать еще большее влияние на нравственное состояние народа.

Тихий и кроткий наставник мог быть твердым и неотступным в тех случаях, когда речь шла о поруганной правде. Один из последних рассказов Нестора рассказывает о его заступничестве за обиженную вдову, которая пришла к нему за помощью и, не узнав его в убогой одежде, рассказала о своей беде.

Правдолюбие святого Феодосия

Непримиримость к неправде приводит игумена к столкновениям не только с судьями, но и с князьями. Его духовное противоборство с князем Святославом, изображенное в житии, завершает духовный портрет Феодосия и является символом отношения Церкви к государству Древней Руси. Когда два брата изгоняют старшего с Киевского престола, овладевают городом и зовут на застолье Феофана, тот отказывается и обличает братьев в грехах убийств и незаконного владения властью, сравнивает князя Святослава с Каином, а его брата с Авелем. В итоге князь Святослав приходит в гнев. Ходят слухи об изгнании Феодосия.

Святослав не смог поднять руку на праведника и, в конце концов, приезжает со смирением в монастырь к Феодосию с попыткой помириться. Много раз праведный Феодосий безуспешно пытался умолить Святослава примириться с братом, пытаясь достучаться до сердца киевского князя. В обители он всем велит молиться за законного изгнанного князя, и только после долгих просьб братии тот соглашается поминать на втором месте и Святослава.

Житие святого Феодосия показывает, что святой готов был за правду идти в изгнание и на смерть, подчинялся закону любви и жизненной целесообразности. Он считал своим долгом поучать князей, а их долгом - слушаться его поучений. Но Феодосий выступает по отношению к князьям не как обладающий властью, а как воплощение кроткой силы Христовой. Молитва Феодосию Печерскому призывает к непоколебимому благочестию душ и телес, помощи и заступничеству, благочестию главных лиц страны.

Таков был Феодосий, живущий целостной духовной жизнью, изливающий Свет Христов из глубины своей души, отмеряющий евангельской мерой подвиги и добродетель. Таким он остался в памяти русского подвижничества, таково житие Феодосия Печерского.

Публикуем завещание одного из величайших Святых, прославленных Русской Православной Церковью, написанное в XII веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью, по сборнику Паисиевскому Кирилло-Белоезерской библиотеки:

«Господи, Благослови! Я - Феодосии, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа - в чистой и праведной вере рожден и воспитан в добром научении Православными отцом и матерью. Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная.

Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской - не увидят жизни вечной.

Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, - будет ли то жид или турок, или латинянин, ко всякому будь милосерден. Избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере Вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.

Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, - помоги Православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь, и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит писание: “Един Бог, едина вера, едино Крещение”» (Ефес. 4,5).

Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Аще ангел, пришед с небесе, благословит вам, не яко же мы благовестихом, да будет проклят» (Гал. 1,8).

Вы же (латиняне), отринувшие проповедание апостольское и Святых Отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, не вам к нашим, не нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу - чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.

Тако бо было писано: «Воздается комуждо по делам его» о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь».

Слово святого Феодосия, игумена Печерского, о вере христианской и латинской

В первой половине XI века западная церковь окончательно отпала от Церкви восточной. Тогда православные греки глубоко оскорблены были гордыми посланниками папы не только в вере своей, но и в своих народных чувствованиях. (Как глубоко оскорблены были в то время греки папскими послами, для уразумения этого достаточно прочитать грамоту отлучения, составленную кардиналом Гумбертом в Константинополе, в которой православным грекам приписываются все когда-либо бывшие ереси. – Примеч. сост.). Тогда же и в самых писаниях той и другой стороны стали замечаться резкие отзывы о противной стороне. Такого именно настроения известное у нас послание преп. Феодосия († 1074) к великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской, замечательное тем более, что представляет собою самый первый опыт в обличительном роде, написанный собственно русским.

Послание это сохранилось во многих списках, и везде усвояетcя знаменитому игумену Печерскому (Кормч. Рум. муз. № 233, л. 377; Сборн. Царскаго № 393, л. 513 на об.; Патерик кассиановск. редакции 1462 г.; имп. публ. библ. № 271; Новгор. Соф. библ. № 502 и др. Опис. рукоп. Толстова. отд. ИИИ. № 70. С. 599, 600). <…> Cомневаться в его подлинности нет основания.

Повод к написанию послания подал сам великий князь Изяслав, как видно из начала некоторых списков: «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославля, внука Володимерова, игумена Печерского Феодосия о латине. И рече Изяслав: скажи ми, отче, веру варяжскую»; или: «Воспрос благовернаго князя Изяслава о латынех. Прииде некогда благоверный и великий князь Изяслав, сын Ярославль, внук Володимеров к святому отцу нашему Феодосию». Что же побудило великого князя Изяслава спрашивать знаменитого игумена о вере варяжской?

В 1068 году великий князь Изяслав, выгнанный народом из Киева, бежал в Польшу. Король польский Болеслав II приняв Изяслава со всеми знаками искреннего дружелюбия как несчастного государя и близкого родственника, охотно согласился помогать ему. Весною 1069 года Изяслав вместе с Болеславом явился в русских пределах. С помощью поляков он опять сел на своем престоле. Поляков распустили на покорм по волостям, где жители начали тайно убивать их за то, вероятно, что они, как победители и латинцы, мало уважали веру побежденных и делали насилия им. (На это указывают слова послания Феодосия: «Исполнилася наша земля злыя тоя (т.е. латинския) веры; аще узриши некия иноверныя с верным прю деющи, лестью хотяща отвести от правыя веры, помози правоверным, аще им поможеши, то яко овча избавиши от уст львовых». – Примеч. сост.). Вследствие этого Болеслав возвратился в свою землю. Недолго сидел на своем престоле Изяслав; в 1073 году, поссорившись с братом своим, Святославом Черниговским, он задумал снова бежать в Польшу и искать помощи у латин. В этом положении совесть не могла не безпокоить набожного князя недоумениями о вере тех, с которыми хотел он снова вступить в сообщение; уважение же, какое имел князь к преп. Феодосию, могло заставить его искать разрешения сомнениям у великого игумена, – тем более, что митр. Георгий тогда был в Греции (Полн. собр. русск. летоп. І. 78–79).

Послание преп. Феодосия можно разделить на две части: в первой он исчисляет князю разные отступления латин от Православной веры и их недобрые обычаи; а во второй предлагает правила, как должен вести себя князь по отношению к латинской вере и ее последователям. <…> Изложив отступления латин от Православной веры и недобрые обычаи их и сказав, что земля наша «исполнилася злыя тоя веры», преп. Феодосий дает наставления как держать себя по отношению к латинской вере и ея последователям. <…> Кроме этих общих наставлений, преп. Феодосий, обращаясь собственно к великому князю Изяславу, заповедует: «Ты же, чадо, блюдися их, и свою веру непрестанно хвали…» <…>.

В этом послании ясно высказана мысль, что в варяжской или латинской вере нельзя спастись и что не следует иметь общение с латинами в делах, касающихся веры. Так учил преп. Феодосий, а он был таким лицом, пред которым благоговела вся Россия!

То же учение о латинской церкви было и у прочих иноков Киево-Печерского монастыря, в котором преп. Феодосий был игуменом в продолжение двенадцати лет, а из этой обители вышли лучшие люди того времени, которые рассеялись в качестве проповедников Христианства язычникам, основателей монастырей и в сане епископов, распространяя то учение, которому научились в обители. Учение о латинской церкви преп. Феодосия отразилось во всей полноте в летописи преп. Нестора. Прочитайте один рассказ его о том, что внушено было великому князю Владимиру о латинах при крещении его в Корсуни (Там же. 49–50); а летопись Нестора читала и списывала тоже вся Россия.

<…> Тон послания, совершенно согласный с духом того времени и с ревностью Феодосия, горевшего пламенным желанием вразумить и обратить заблудших к Православной вере, не только не может служить признаком не подлинности послания, напротив, скорее ручается за его подлинность.

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.

С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока.

На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

Юного Феодосия Господь привёл к преподобному Антонию – родоначальнику русских иноков учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. Ведь именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.

На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

Юного Феодосия Госопдь привёл к преподобному Антонию – родоначальнику русских иноков учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. Ведь именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.

В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители.

Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый.

Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре.

Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.

Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.