Кто такой элон маск кратко. Биография элона маска

Илон Рив Маск (Elon Reeve Musk, 28.06.1971 г.р., Претория, ЮАР) – американский предприниматель, изобретатель, сооснователь PayPal, учредитель и СЕО в компаниях SpaceX и Tesla, член Совета директоров SolarCity.

Его личное состояние по данным Forbes составляет 20 млрд.$ (на март 2018).

В списках Forbes за 2017-й бизнесмен:

  • №12 среди миллиардеров, сделавших состояние в технической отрасли
  • №21 в списке «Самых влиятельных персон планеты»
  • №30 среди «Богатейших людей США».

Илон Маск берется за развитие глобальных для человечества отраслей: солнечная энергетика, автомобиле- и ракетостроение. За последнее десятилетие он внес наибольший вклад в эти индустрии. Выпущенный компанией Tesla электромобиль Model S разгоняется до 96 км/ч за 2,28 сек, а отработанные разгонные ступени ракето-носителей Falcon от SpaceX успешно возвращаются на Землю и готовы к повторному использованию.

За вклад в коммерциализацию космоса Илон Маск был удостоин премией Хайнлайна и получил 0,5 млн.$ (2011). Издание Fortune присудило ему звание «Бизнесмен года» (2013), а The Wall Street Journal – «CEO года» (2013).

Главная цель Илона Маска – освоение космоса и колонизация Марса. В этом он видит спасение человечества

Как парень, родившийся в ЮАР в семье инженера, сумел сколотить состояние для воплощения своих фантастических идей? Что превратило вчерашнего студента в успешного миллиардера-новатора? Об этом расскажет биография Илона Маска.

Детство и семья

Родители

Будущий изобретатель родился 28 июня 1971 в столице ЮАР Претории. Илон был первым ребенком у четы Масков, старшим из троих детей.

Мама Маска, (1948 г.р.), была моделью и диетологом с канадско-британскими корнями. Мэй хорошо училась, любила науки; с 15 лет училась в модельной школе и вошла в финал конкурса «Мисс Южная Африка». Ее портфолио пополняется, Мэй и сейчас приглашают на фотосессии глянцевые издания.

Отец Маска, Эррол Маск , трудился инженером на крупных строительных объектах и неплохо зарабатывал.

Родители Маска жили в одном квартале и впервые встретились, когда Мэй было 11. Эррол стал постоянным поклонником Мэй: «Он влюбился в мои ноги и зубы», – комментирует она. Периодически встречаясь во время учебы в университете, пара узаконила отношения в 1970. Через 9 месяцев после бракосочетания на свет появился Илон, потом у Масков родился мальчик Кимбал (1972) и девочка Тоска (1974).

Семья жила в одном из самых больших особняков Претории и вела образ жизни состоятельных белых, чьи желания выполняли чернокожие слуги.

Маленького Илона дразнили из-за нестандартного имени, мальчугана нарекли в честь прадеда по маминой линии Джона Илона Халдемана. Илон полагает, что способность рисковать он унаследовал от деда, сына Джона Халдемана. Дед Джошуа Халдеман (1902-1974) был незаурядным человеком. С супругой и детьми он путешествовал на 1-моторном самолете по Канаде и Северной Америке, а в 1954 намотал 48 000 км при перелете в Австралию и обратно! Халдеман был просто одержим исследованиями и приключениями, он погиб при приземлении самолета.

Илон в детстве

Илон рос любопытным и одаренным мальчуганом. Порой он «уходил в себя», и не слышал, когда с ним заговаривали. Родители беспокоились – не развивается ли у него глухота? Но состояние ребенка было связано не со слухом, а с особенностью функционирования мозга: Илон мог мысленно представлять картинки с большой детализацией.

Что касается IQ Илона Маска, то некоторые источники указывают 155 баллов, другие – 190 (100-120 – это средний уровень IQ, более 150 балллов – уровень Нобелевских лауреатов). Среди известных личностей с IQ выше 140 находится и .

Илон настойчив и обладает критическим мышлением. Поражает его работоспособность: он способен трудиться до 80-100 часов в неделю. также посвящал работе до 19 часов ежедневно. Типичная неделя Илона напоминает калейдоскоп, он меняет локации и виды деятельности.

ПН: утро в лос-анджелевском особняке, рабочий день в SpaceX (Хоторн). «Стоило ему остановиться, как к Маску бросались сотрудники и обрушивали на него потоки информации», – описывает автор его биографии поход на завод.

Ночевка в SpaceX.

ВТ: начало рабочего дня в SpaceX, перелет в Пало-Альто, рабочий день в Tesla. Ночевка или в отеле Rosewood, или у друзей (в основном он ночует у приятелей в комнате для гостей, но бывали случаи ночевки «на диванчике»).

СР: рабочий день в Tesla

ЧТ: рабочий день SpaceX

На вопрос, как можно справляться с таким интенсивным графиком, СЕО компаний отвечает, что, возможно, ему помогло трудное детство.

Развлекается Маск так же нестандартно, как и живет: то он переодевается в рыцаря на костюмированной вечеринке, то становиться мишенью у метателя ножей. На 30-ий юбилей Маск ночью с гостями играл в прятки в английском замке, на следующую ночь уже в Париже гонял на велосипедах, а после в Венеции наслаждался жизнью во дворике гостиницы с видом на Большой канал.

Бизнесмен владеет реактивным самолетом Aero L-39 и автомобилем-субмариной Wet Nellie, машиной из фильма про агента 007 «Шпион, который меня любил» (1977).

Фильмы и мультики про Илона Маска

Илона Маска не единожды приглашали сыграть самого себя: «Теория большого взрыва» (9 сезон, 9 серия), «Детство Шелдона» (1 сезон 6 серия), «Железный человек-2» (2010), «Мачете убивает» (2013), «Почему он?» (2016) и др. Режиссер фильма «Железный человек» (2008) Джон Фавро признается, что Маск стал прообразом героя фильма, изобретателя Тони.

Кто скрывается за маской Илона Маска? Технологический утопист, способный сколотить состояние там, где другие лишаются капитала, или гений нашего времени?

Способность Илона спокойно воплощать в жизнь невозможные вещи превратила его в божество Кремниевой долины. Но «божество» ведет вполне земной образ жизни и не зациклен на собственной персоне.

В отличие от подавляющего большинства боссов такого уровня, изобретатель часто передвигается без сопровождающих. Ему доступны «простые житейские радости»: жарить на костре вкусняшки, пить виски и петь https://www.instagram.com/p/BatMhVODF1L/?taken-by=elonmusk

В 2018 SpaceX запустит первый космический тур, парочка космо-туристов уже внесла предоплату за полет вокруг Луны. В мае 2018 планируется первая пилотируемая миссия SpaceX к МКС. В планах 2020-2025 – доставка первого человека на Марс.

Бизнесмен не знает, осуществятся ли все его идеи, но, главное, он будет пытаться их осуществить. Со свойственным ему юмором, он сообщает:

Я бы хотел умереть на Марсе, но только не от удара о поверхность.

Возможно, цель колонизировать Красную планету покажется кому-то сумасшедшей, но для империи Маска она – источник вдохновения всех сотрудников.

Отправка

Оценка статьи:
0 баллов проголосуй >>

Завтра компания SpaceX запустит два спутника, чтобы протестировать интернет для всей планеты. Каким был герой всех последних новостей Илон Маск в детстве и зачем он запускает интернет, ракеты, строит электрокары и собирается колонизировать Марс?

У Илона Маска ничего не получится — так сказал первый человек на Луне Нил Армстронг. Но пока что с именем Маска ассоциируются самые инновационные технологии: крупнейшая система онлайн-платежей, автокомпания, бросившая вызов гигантам индустрии, интернет для всей Земли и даже колонизация Марса.

Предками Илона были швейцарские немцы

Они перебрались в Штаты во время Войны за независимость, а оттуда — в Канаду. В 1950 году родители Маска переехали в ЮАР. Там Илон родился и вырос.

Программированием и бизнесом он начал заниматься еще в детстве

Один из самых успешных бизнесменов современности в детстве был типичным ботаником: очень много читал и неохотно шёл на контакт с ровесниками. К тому же он обладал фотографической памятью как у Шелдона Купера. В школе его не любили, однажды парня избили и сломали нос .

Когда Илону было 10, отец подарил ему компьютер. Мальчик сам научился программированию и уже через два года, в 12 лет, продал за $500 собственноручно написанную компьютерную игру. Позже Маск вложил деньги в акции, а когда продал их, смог себе позволить переезд в Канаду. Там он жил у родственников, пока не поступил в Стенфордский университет. Правда, вскоре бросил учёбу ради бизнеса.

Еще в молодости Маск хотел изменить мир

Во время обучения в колледже он решил, что займётся тем, что сильней всего изменит судьбу человечества. Для грандиозных планов нужны были деньги, и пока Маск запускал свою первую компанию Zip2, он жил в офисе, а в душ ходил на местный стадион. Это позволило сэкономить деньги на аренду жилья и поддержать стартап.

PayPal изменил расчёты в интернете

Компания появилась в результате слияния стартапа Маска X.com и его конкурента Confinity. Фирма появилась в начале нулевых, когда бизнес в интернете был синонимом технологичности, а возможности безналичного расчёта ограничивались банковскими картами.

Хотя у партнёров были разные взгляды на управление и развитие проекта, сотрудничество было настолько продуктивным, что в 2002 году компанию купил eBay. Вырученные деньги Илон Маск направил на подготовку своей главной мечты — полёта на Марс.

Tesla Motors бросает вызов автогигантам

Илон Маск не был основателем компании, но именно он сделал её успешной и известной во всём мире. Маск считает, что мир слишком зависим от углеводородов и стремится избавить человечество от этой зависимости. Компания с самого начала задумывалась как первый серийный производитель электромобилей и альтернатива нефтяной энергетике.

Маск участвовал в разработке первого электромобиля компании Tesla Roadster, а когда оказалось, что из-за просчётов модель окажется вдвое дороже запланированного, расходы на производство и даже уволил основателей компании. Чтобы поддержать компанию финансово, ему пришлось продать свой любимый болид McLaren F1. Вложение сил и средств оказались не напрасными: в 2010 году Tesla провела первое за 50 лет автомобильное IPO в США.

Hyperloop: поезд со скоростью самолёта

Еще один амбициозный проект Маска. Если лететь дорого, а ехать на поезде долго, можно лететь на поезде. Скорость нового вида транспорта на испытаниях уже , что сравнимо с самыми быстрыми поездами на магнитной подушке. В будущем максимальная скорость составит около 1200 км/ч.


Hyperloop представляет собой стоящую на опорах трубу с откачанным воздухом для уменьшения сопротивления. В трубе движется герметичная капсула с людьми внутри. Вся необходимая энергия будет вырабатываться солнечными батареями, установленными вдоль маршрута.

Маск будет использовать в Hyperloop наработки других своих проектов: электронику Tesla, солнечные батареи SolarCity и прочные сплавы SpaceX. Многие решения, которые будут применяться в Hyperloop, уже используются, например, в поездах на магнитной подушке.

Пари по твиттеру: Маск построил гигантский аккумулятор

В прошлом году в Австралии объявили чрезвычайную ситуацию в энергетике из-за дефицита газа и растущих цен на энергоресурсы. Тогда Маск поспорил в твиттере с правительством Австралии, что сможет построить огромную батарею мощностью 100 МВт и стоимостью $390 млн за сто дней, которая сможет накапливать и перенаправлять электроэнергию в случае перебоев питания. Если не вложится в сроки, пообещал он, реализует проект бесплатно.

Аккумулятор сконструировали раньше срока, а в конце декабря 2017 года он прошёл проверку в действии. После аварии на местной ТЭЦ аккумулятор нехватку электричества.

SpaceX: многоразовые ракеты и космический корабль

Маск основал SpaceX в 2002 году. Главная цель компании — сделать полёты в космос дешёвыми настолько, чтобы можно было колонизировать Марс. Для этого компания сконструировала многоразовые ракеты-носители Falcon и космический корабль Dragon. Компания использует компоненты собственной разработки, это позволяет снизить цену и контролировать качество.

Первые три запуска ракет Falcon завершились провалом. Но в апреле 2016 года ракета Falcon 9 впервые приземлилась на плавучую платформу. Это открыло новую эру в космонавтике, потому что дало возможность использовать ракеты повторно.

А 6 февраля этого года успешно приземлились ракеты Falcon Heavy, способные вывести на орбиту (почти втрое больше, чем шаттл).


Это первая ракета высокой грузоподъёмности, способная возвращаться на Землю. Её запуск обходится в $90 млн — в два с половиной раза дешевле, чем запуск шаттла.


Starlink: интернет для всей Земли

Идея обеспечить интернетом всю планету появилась в 2015 году. Маск планирует сперва запустить 800 спутников, которые покроют территорию США, а довести их количество до 4 425, объединив в систему под названием Starlink. Она обеспечит доступ ко всемирной паутине в тех местах, где раньше интернет был недоступен: в отдалённых районах или в горах. При этом система сможет перенаправлять сигнал в районы с большой нагрузкой.

Спутники будут находиться на околоземной орбите, ниже, чем обычные геостационарные спутники. Это нужно для ускорения передачи сигнала: у современных спутниковых провайдеров задержка составляет около 600 миллисекунд, а Маск рассчитывает на 25-35 мс и скорость 1 Гбит/с.

Конечно, бизнесмен делает всё это не из чистого человеколюбия: если проект Starlink удастся, он принесёт компании $30 млрд, это вдвое больше, чем зарабатывает сегодняшний лидер отрасли высокоскоростного интернета Comcast. Часть средств Маск направить на самый масштабный свой проект — колонизацию Марса.

Ради чего это всё: заселяем Марс

В июне 2017 года бизнесмен заявил, что собирается колонизировать Марс. По его мнению, необходимо для того, чтобы обезопасить нас от возможной глобальной катастрофы. То есть бизнесмен решил привычно диверсифицировать риски, но теперь по разным планетам: если с одной что-то случится, на другой люди выживут.

Для этого создадут Межпланетную транспортную систему с кораблями многоразового использования. Сейчас большинство ракет одноразовые. Представь, что для каждой новой поездки пришлось бы покупать новую машину.

Полёт на Марс будет разделён на две фазы: сначала многоразовая ракета-носитель выведет космические корабли на околоземную орбиту. На борту каждого из тысячи кораблей будет около 100 человек. Там они дождутся максимального сближения Земли и Марса, которое случается раз в 26 месяцев, и затем отправятся в полёт. Первый человек может высадиться на Марсе уже в 2024 году, а через 50-100 лет население Красной планеты может достичь 1 миллиона человек.

Чтобы полёт на Марс не превращался в добровольную ссылку, наладят движение и в обратную сторону. Для этого используют марсианские ресурсы: будут производить топливо из метана. Корабли можно будет дозаправлять прямо на орбите. Благодаря этому и многократному использованию стоимость полёта будет в районе .


В его достижения не верили даже коллеги

Когда Тесла начала конкурировать с бензиновыми автомобилями и бросила вызов нефтяной промышленности, представители традиционного автобизнеса заявляли, что электромобили навсегда останутся причудой любителей.

Сегодня крупнейшие автогиганты выпускают электромобили и гибриды, в конце прошлого года их количество в мире перевалило за , а к концу этого превысит 5 млн. Уже сегодня на дорогах Китая и Норвегии треть машин — электрокары.


Астронавт Нил Армстронг выступал против коммерческих космических полётов, а известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон , что SpaceX не удастся совершить полёт на Марс, в первую очередь из-за нехватки денег: у Маска необходимых средств нет, а сам полёт не сулит выгоды, ради которой инвесторы были бы заинтересованы вкладывать в проект.

Как бы там ни было, недавний запуск и успешное приземление двух из трёх сверхтяжёлых ракет Falcon Heavy уже изменило представления о стоимости космических полётов, и обвалило заказы на российские ракеты "Протон".

Как ему это удалось?

Маленький Илон с раннего детства бесил родителей сомнениями в любых их словах и доводах, пытаясь докопаться до сути и задавая бесконечные вопросы. Образование физика и экономиста сделало его техноперфекционистом с предпринимательской жилкой.

Маск умеет находить необычные решения проблем и считает, что привычка людей мыслить стандартными шаблонами — главное препятствие на пути инноваций. Когда для выравнивания ракеты понадобился теодолит, он купил подержанный в интернете и сэкономил $25 тыс. А идея построить свои ракеты у него появилась, когда оказалось, что доставлять грузы на Марс уже существующими космическими кораблями очень дорого.

Рецепт успеха Илона Маска настолько же просто определить, насколько трудно ему следовать. Хорошее образование. Умение задавать правильные вопросы. Дотошность и нестандартный взгляд на мир. Способность идти напролом, несмотря на критику. И самое главное — большая мечта, которая стала целью.

Экстраординарный инженер Илон Маск приблизил каждого из нас на несколько шагов к тому самому будущему, о котором писали писатели-фантасты.

Так когда же на Марсе зацветут яблони, а поезда будут ездить по земле со сверхзвуковой скоростью?

Электрокар Tesla

Маск стал тем человеком, который смог сделать подобную машину объектом вожделения миллионов водителей во всём мире. У него просто звериное чутьё на всё высокотехнологичное и продвинутое. Именно поэтому инженер Мартин Эберхард (отец-основатель концерна Tesla Motors и автор бизнес-идеи) обратился к нему за помощью в реализации проекта по созданию экологичного и стильного автомобиля будущего. Обратился, надо сказать, к кому надо!


Фото: pixabay.com

Илон Маск вложил в создание концерна кучу денег, вырученных от продажи PayPal – он как раз искал какой-нибудь интересный проект для инвестиций.

PayPal - это самая популярная в мире международная платёжная система. Илон Маск сумел объединить собственный аналогичный проект X.com и PayPal. На данный момент PayPal является самым безопасным электронным способом оплаты покупок в интернете - все личные данные пользователя защищены даже от самых искушённых хакеров.

В 2002 году Маск выручил почти 200 млн долларов после того, как знаменитый интернет-аукцион eBay приобрёл этот сервис.

Всё мгновенно завертелось, закрутилось, и буквально через несколько лет Tesla Model S стала прорывом в автомобильной индустрии. Огромная панорамная крыша, почти 500 километров автономного хода, сумасшедшая скорость со старта и, конечно, экологичность.

В конце июля этого года состоялась презентация нового творения концерна Tesla Model 3. Никаких ручек, кнопок и переключателей - только невероятных размеров сенсорный экран и руль. Просто космический корабль, а не машина. Специалисты уверены, что популяризация электрокаров и вытеснение ими с дорог автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, «оздоровит» экологию нашей планеты. Чистый воздух снова станет обычным делом.

Многоразовые ракеты-носители и колонизация Марса

Ещё 15 лет назад Маск начал воплощать в жизнь свои детские мечты - он принялся проектировать и строить космические корабли. Его компания SpaceX стала символом новой эпохи в покорении космоса. Буквально в прошлом году детище Илона - ракета Falcon 9 вернулась с околоземной орбиты обратно на Землю и села на роботизированную платформу в океане. Небывалое событие!

Вообще, когда многоразовые ракеты станут обычным делом, полёты в космос сильно подешевеют, а это значит лишь одно - мы сможем досконально изучить все планеты Солнечной системы.

Созданный SpaceX космичесий грузовик Dragon способен возвращаться на Землю с несколькими тоннами груза на борту. В ближайшем будущем Маск планирует использовать этот корабль, а также пилотируемый модуль Dragon V2 и ракету-носитель Falcon Heavy во время первой в истории человечества экспедиции на Марс. Уже сейчас изобретатель серьёзно работает над проектированием жилых модулей, скафандров, аппаратов жизнеобеспечения и прочих агрегатов, которые помогут людям жить и работать на Красной планете.

В прошлом году Илон Маск во время своего выступления на очередном конгрессе Международной федерации астронавтики в Мексике заявил, что он и его коллеги способны спасти Землю от перенаселения. Он предполагает, что первые колонизаторы могут появиться на Марсе уже через 50 лет. Маск уже даже придумал специальное ракетное топливо, ингредиенты для которого можно будет добывать из недр столько лет манящей человека планеты. Вообще весь его проект основан на принципах многоразовости, и возможности дозаправки кораблей в космосе.

Супер-поезд Hyperloop

Ну а теперь с небес на Землю: вполне возможно, что скоро мы будем носиться в придуманных Илоном Маском футуристических вакуумных поездах. Вообще этот вид транспорта поездом назвать сложно - капсула с пассажирами, по задумке изобретателя, будет «летать» внутри специальной вакуумной трубы. А может там расположатся мощные магниты - точного решения пока не принято, однако первые испытания проекта, который получил название Hyperloop (Гиперпетля), уже вовсю проходят в американской пустыне Невада.

Разгонный двигатель у капсулы будет само собой электрический. Самое интересное, что «поезд» будет не столько потреблять, сколько вырабатывать электроэнергию. Её можно продавать, а вырученные деньги тратить на строительство новых участков вакуумного трубопровода.

Пока разогнать прототип капсулы до обещанных Маском 1200 км/ч не удалось, однако соратники изобретателя работают не покладая рук, чтобы в ближайшем будущем всё-таки воплотить этот проект в жизнь.

Стоимость постройки первого участка трубопровода для сверхскоростных путешествий составляет 60 млрд долларов. Первые «поезда» по задумке создателей свяжут Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Сам Маск такую сумму не потянет - он надеется на прогрессивных инвесторов. Кстати, окупиться проект должен по предварительным прогнозам в течение 20 лет.

Аккумулятор для дома

Илон Маск находится буквально в одном шаге от решения проблемы дефицита электроэнергии. Tesla Motors уже выпустила революционный аккумулятор для решения вопроса автономного электроснабжения дома или квартиры. Агрегат получил название Powerwall.

Днём он заряжается от солнечных батарей, а ночью питает энергией холодильник, сплит-систему и прочие бытовые приборы, которые работают круглые сутки. Счастливые обладатели Powerwall абсолютно не боятся отключения света. Весит он целый центнер, однако выглядит очень красиво.

Маск вообще «повёрнут» на теме энергосбережения: он буквально завесил тысячи зданий в Калифонии солнечными батареями, которые производит ещё одна его компания Solarcity. Мир уже никогда не будет прежним после того, как в него пришёл такой человек, как Илон Рив Маск.


Илон Маск. Фото incimages.com

Будучи генеральным директором двух крупнейших компаний в мире — Tesla и SpaceX -, а также соучредителем OpenAI, Маск, кажется, считает нужным быть задействованным в каждой сфере, до какой только дойдут руки. Как-то он даже заявил, что не будет счастлив до тех пор, пока человечество не переселится с Земли на Марс.

Практически в любом деле его ждал успех. Сейчас Илон Маск — новый , на него равняется амбициозная молодежь, которая знает, чего хочет. Илон Маск — это “Железный человек” нашего времени (не случайно он даже появился в эпизодической роли во втором фильме об этом персонаже).

Но был ли путь к успеху прост? Илон Маск многое пережил на своем веку — и сегодня “Рубик” предлагает вам ознакомиться с биографией этого необычного человека.


Претория, ЮАР. Фото Wikimedia Commons

Его отец, Эррон Маск, инженер по профессии, так описывает своего сына: “Илон всегда был . Поэтому нет ничего удивительного в том, что на вечеринках, когда все занимались обсуждением регби, Илон находил библиотеку хозяина дома и пролистывал книги”.


Илон в детстве. Фото
Bloomberg News

Мать Илона, Майе Маск, канадка по национальности. Она профессиональный диетолог и модель, появлялась на коробках с хлопьями Special K и даже на обложке журнала Time.


Майе Маск. Фото Business Insider

В 1979 году Эррон и Майе развелись. Девятилетний Илон и его младший брат Кимбал решили остаться с отцом.


Илон с братом Кимбалом. Фото Bloomberg News

В 1983 году, в возрасте 12 лет, Илон продал простейшую игру Blastar компьютерному журналу за $500. Маск однажды сказал: “Это ничем не примечательная игра… но лучше, чем Flappy Bird (Flappy Bird - игра для мобильных устройств, разработанная вьетнамским разработчиком Донгом Нгуеном, в которой игрок с помощью касаний экрана должен контролировать полёт птицы между рядами зелёных труб, не задевая их — ред.) “.

Школьные годы у Илона выдались трудными. Согласно книге «Elon Musk: Tesla, SpaceX, and the Quest for a Fantastic Future», однажды Илона даже госпитализировали после того, как хулиганы спустили его с лестницы и избивали до тех пор, пока он не потерял сознание.

После окончания средней школы Маск переехал в Канаду вместе со своей матерью, сестрой Тоской и братом Кимбалом. Он два года учился в Королевском университете в Кингстоне, Онтарио, но закончил учебу в Университете Пенсильвании, получив степень сразу по физике и экономике.


Илон на встрече со студентами Калифорнийского технологического института в 2012 году. Фото AP Photo

Во время учебы в Университете Пенсильвании Маск и его сокурсник Адео Ресси сдали в аренду дом с 10 спальнями и превратили его в неофициальный ночной клуб. Это был ранний опыт предпринимательства.


Дом, который сдавал Илон. Фото AP Photo/Gene J. Puskar

После окончания учебы Маск отправился в Стэнфордский университет, чтобы получить докторскую степень. Он пробыл в Калифорнии всего два дня, решив испытать сначала удачу в набирающем обороте интернет-бизнесе (так называемый пузырь доткомов, который образовался в результате взлёта акций интернет-компаний, а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века. Эти новые бизнес-модели оказались неэффективными, а средства, потраченные в основном на рекламу и большие кредиты, привели к волне банкротств — ред.) Илон так и не закончил учебу в Стэнфорде.

Маск и его брат Кимбал потратили деньги своего отца — всего около $28 000 — и основали Zip2, веб-стартап, который предоставлял путеводители по городам в такие газеты, как New York Times и Chicago Tribune.


Брат Илона Маска, Кимбал. Фото Wikimedia Commons

Когда Zip2 только начало свое развитие, Илон практически жил в офисе и в волонтерской организации YMCA. Его труды окупились, когда Compaq купила Zip2 за $341 млн наличными и акциями, что принесло Маску $22 миллиона.

Из этих денег Илон Маск вложил $10 миллионов в свою новую компанию по интернет-банкингу, X.com. В 2000 году X.com объединился с Confinity, стартапом, соучредителем которого стал Питер Тиль. Так появилась новая компания под названием


Питер Тиль и Илон Маск. Фото PAUL SAKUMA/AP

Маск был назначен генеральным директором новой компании. Но счастье продлилось недолго: в октябре Илон начал давление на соучредителей PayPal с целью перенести сервера с Unix в Microsoft Windows. Соучредитель PayPal, а затем технический директор Макс Левчин не оставил это без внимания.


Макс Левчин. Фото Getty / Drew Angerer

В конце 2000 года Илон решил впервые отправиться в отпуск. В то время, как самолет Маска еще был в воздухе на пути в Австралию, совет PayPal уволил его и назначил новым генеральным директором Питера Тиля.

При этом компания не оставила Илона Маска совсем без гроша: он продолжал быть крупнейшим акционером PayPal. Когда компания заключила сделку с eBay в 2002 году на сумму в $1,5 миллиарда, Илон получил $165 миллионов.

Но еще до сделки с eBay Маск, который всегда увлекался научной фантастикой, задумал грандиозный проект: запустить мышей или растения в космос, на Марс. Для этих целей он даже планировал выкупить старые ракеты у россиян, но те попросили баснословные $8 миллионов за каждую ракету, и Маску решил, что проще построить собственные космические корабли.

Поэтому в начале 2002 года Маск основал компанию Space Exploration Technologies, которая более известна как SpaceX. Ее целью является снизить затратность полетов в космос в десятки раз.


Илон Маск в компании SpaceX. Фото Mario Anzuoni/Reuters

Первыми ракетами SpaceX стали Falcon 1 и 9, названные в честь знаменитого корабля Хана Соло «Тысячелетний сокол» из “Звездных войн” (Falcon с английского языка “сокол” — ред.), а также космический корабль Dragon, названный в честь песни «Puff the Magic Dragon”.


Ракета Falcon 9. Фото Flickr/spacexphotos

В долгосрочной перспективе цель SpaceX — колонизация Марса.

Однако у Маска есть цели и на Земле. В 2004 году он сделал первые инвестиции в компанию по производству электромобилей Tesla Motors, основанную ветераном стартапов Мартином Эбергартдом.

Маск принимал активное участие в развитии компании и помог разработать полностью электрический Tesla Roadster, первый автомобиль компании, который был выпущен в 2006 году.


Tesla Roadster. Фото Scott Olson/Getty Images

Но и этого Маску было мало. В 2006 году он придумал компанию SolarCity, которая занимается выработкой солнечной энергии. Так Маск борется с глобальным потеплением. Он дал своим двоюродным братьям Питеру и Линдону Рив оборотный капитал, чтобы поставить компанию на ноги. В 2016 году Tesla заключила сделку с SolarCity стоимостью в $2,6 млрд.

Вернемся к Тесле. Под руководством Эбергартда Tesla несла большие потери, и Маск совершил переворот и вытеснил Эбергартда.

В 2008 году, в самый разгар финансового кризиса, Илон Маск спас Tesla от банкротства, инвестировав в компанию $40 миллионов и дав ей еще $40 миллионов для финансовой стабильности. В этом же году он был назначен генеральным директором компании.

Но 2008 год все равно выдался крайне тяжелым для Маска, он называет его своим худшим годом. Tesla продолжала нести потери, у SpaceX были проблемы с запуском ракеты Falcon 1. На начало 2009 года Илон Маск жил за счет личных займов.

На этот же период выпал и развод с женой Маска Джастин, с которой у них было шестеро детей.


Джастин Маск. Фото cdn.co

Но на Рождество 2008 года случилось чудо: SpaceX заключила контракт на поставки в космос с НАСА на сумму $1,5 млрд, а Tesla неожиданно нашла столь нужных ей инвесторов.

К 2010 году все стало налаживаться. Tesla выпустила свои первые акции на сумму в $15 миллионов.

Стремительный взлет Илона Маска и его удивительная карьера не остались незамеченными в кругах, куда он не особо и стремился. Персонаж Железного человека, сыгранного Робертом Дауни-младшим, был частично списан с Илона Маска. А в фильме “Железный человек — 2” Маск даже снялся в эпизодической роли.

В то же время личная жизнь Маска оставляла желать лучшего. В 2008 году он стал встречаться с актрисой Талулой Райли, на которой женился в 2010 году. В 2012 они развелись, через год снова поженились, еще через год Илон вновь подал документы на развод, но в итоге передумал. Но не передумала Талула — в марте 2016 года она окончательно развелась с Илоном Маском.


Илон Маск с женой Талулой Райли и детьми. Фото AP

Зато с компаниями у Маска все ладилось. К концу 2015 году SpaceX уже 24 успешных запуска к Международной космической станции, а в 2016 году компании первую успешную водную посадку многоразовой орбитальной ракеты Falcon 9.

Маск не перестает фонтанировать идеями. Помимо колонизации Марса, электромобилей и производства солнечной энергии, он задумал устройство под названием . Это такое транспортное средство, которое позволит вам от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско за 30 минут.


Hyperloop. Фото Hyperloop Transportation Technologies

В конце 2015 года Маск выпустил в свет OpenAI, некоммерческую организацию, которую он создал с целью проведения исследований об опасности искусственного интеллекта для человечества. Этот вопрос его серьезно беспокоит.

И при этом он продолжает внедрять функцию “автопилота” в автомобили Tesla, уверяя, что за этим будущее.

В конце 2016 года Маск опубликовал в Twitter шуточное заявление, что он собирается построить сеть туннелей под мостом, чтобы снизить транспортный поток. Все тогда посчитали, что это шутка. Однако компания «Boring Company» недавно первый участок туннеля под Лос-Анджелесом.

Вам мало этого? Маск любит удивлять. Поэтому он создал , одна из целей которой — внедрение компьютерных чипов в мозг людей. Илон считает, что только так люди смогут совладать с угрозой от искусственного интеллекта.

При всем при этом Маску не удается скрыться от критики. Так, общественность была возмущена его участием в совете директоров технологичных компаний, созданного для Дональда Трампа. В конечном итоге Маск вышел из этого совета, когда Трамп США из Парижского соглашения по климату.


Илон Маск и Дональд Трамп. Фото Chip Somodevilla/Getty Images

А так у Маска все хорошо. Недавно Tesla выпустила новый электромобиль Model 3, о которой “Рубик” уже . Автомобиль создан для массового производства и его стоимость составляет $35 000. Что из этого получится, покажет время.

Его называют Тони Старком реального мира, достойным наследником Билла Гейтса и Стива Джобса в одном лице. Предприниматель, сколотивший состояние на интернет-стартапах, превратился в визионера, который думает о лучшем будущем для человечества. Слабо разбираясь в интернет-банкинге, ракетостроении и электромобилях, Илон Маск раз за разом врывался в новую отрасль с уверенностью, что он лучше других знает, чего хотят клиенты. И оказывалось, что он действительно знает!

Африканское детство

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в южноафриканской Претории. Его отец Эррол был успешным инженером из уважаемой семьи. Мать Мэй в юности была моделью, а затем преуспевающим диетологом. Илон был первым ребёнком в семье. Следом на свет появились брат Кимбал и сестра Тоска (будущий режиссёр и продюсер). Хотя родители Илона были знакомы с детства и Эррол много лет добивался руки Мэй, их брак не был счастливым. Когда Илону исполнилось семь, пара подала на развод.

Сначала дети остались с матерью, но затем Илон переехал к отцу. Как он сам позже вспоминал, с матерью осталось трое детей, а у отца не было никого, он выглядел одиноким и грустным. Вскоре к отцу перебрался и Кимбал. Впоследствии братья не раз сомневались в своём решении: Эррол оказался строгим и требовательным, ему трудно было угодить. Тем не менее он дал своим сыновьям хорошее образование и привил любовь к точным наукам.

Илон отличался от других детей. Он был умнее сверстников и не разделял их интереса к спорту и развлечениям. Мальчик часто «отключался» от внешнего мира, погружаясь в себя. Одноклассники травили его. Маск сменил несколько школ, но так и не завёл настоящих друзей.

Проблемы в школе и дома привели к тому, что Маск с ранних лет искал убежище в книгах. В юности он зачитывался романами Верна, Азимова, Хайнлайна и Толкина. «Академия» и «Луна - суровая хозяйка» пробудили в нём интерес к космосу, а роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет. С тех пор Маск руководствуется принципом «Главное - задавать правильные вопросы».

Вторым увлечением Маска стали компьютеры. Едва столкнувшись с этим чудом техники, он выпросил у отца свой первый компьютер - Commodore VIC-20, популярную в начале восьмидесятых модель с целыми пятью килобайтами памяти. Маск сам освоил программирование и уже в двенадцать лет написал видеоигру Blastar, которую продал одному из местных журналов за пятьсот долларов.

Хоть Эррол и купил сыну компьютер, сам он скептически относился к увлечению Илона, считая компьютеры всего лишь дорогими игрушками. Он хотел, чтобы Илон стал инженером, как и он сам. Отсутствие поддержки и перспектив заставили Илон задуматься об эмиграции. Он грезил об Америке, которая казалась ему страной неограниченных возможностей для умных и находчивых. Воспользовавшись тем, что мать была уроженкой Канады, Маск получил канадское гражданство и в семнадцатилетнем возрасте отправился покорять Америку.

Американская мечта: Zip2

Поначалу на новом месте было непросто. Первые годы Илон постоянно переезжал, перебивался черновой работой, пока не осел на ферме у родственников. Вскоре в Канаду переехали Мэй и Кимбал. Илон поступил в университет Куинс в провинции Онтарио, где продолжил изучать программирование. По его словам, он выбрал Куинс потому, что среди его слушателей было больше всего девушек. Расчёт оправдался на все сто - в университете Илон познакомился с будущей женой, Жюстин.

Получив диплом, Маск поступил в магистратуру Пенсильванского университета по физике и экономике. Тогда он уже интересовался космосом, альтернативной энергетикой и интернет-стартапами. После Пенсильвании Маск отправился в Стэнфорд (Калифорния) для получения докторской степени, но уже два дня спустя бросил учёбу и вместе с братом открыл свой первый бизнес в Кремниевой долине.

В середине девяностых акции интернет-компаний росли как на дрожжах, и Маск просто не мог оставаться в стороне. Илона посетила идея создать Zip2 - цифровой аналог «Жёлтых страниц», позволявший, как он выражался, в любом районе Сан-Франциско найти ближайшую пиццерию и узнать, как к ней проехать.

Поначалу Маски столкнулись с проблемой: никто не хотел вкладывать в их начинание деньги. Большинство компаний ещё понятия не имели, зачем им собственный сайт и на кой сдалась реклама в интернете. Братьям помог отец, прислав двадцать восемь тысяч долларов. Этого хватило на аренду небольшого офиса, покупку оборудования и необходимых лицензий. Первые три месяца Илон и Кимбал жили в офисе: им не на что было снимать жильё. Из мебели у них была лишь пара матрасов.

Братья разделили полномочия: Илон почти не покидал офиса, всё своё время тратя на улучшение продуктов, Кимбал же искал клиентов. Первое время он просто обходил округу и предлагал свои услуги парикмахерским, автосалонам, ресторанам и магазинчикам. Кого-то удалось заинтересовать. О Zip2 заговорили, у компании появились инвесторы, и дела пошли в гору.

Но новые акционеры сомневались в способностях молодого предпринимателя руководить собственным начинанием и пригласили более опытного управляющего - Рича Соркина. Соркин решил иначе расставить акценты: теперь Zip2 в основном поставляла программное обеспечение для газет, а сам Маск хотел сосредоточиться на работе с потребителями. Он пытался сместить Соркина и занять его место, но совет директоров не поддержал Илона.

Смысл бороться вскоре пропал. Крупная фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, из которых 22 миллиона достались лично Илону. В свои двадцать семь лет он превратился в миллионера. Конечно, он купил квартиру и шикарную машину, но большую часть денег пустил на новый проект.

Если у тебя есть миллионы долларов, это меняет твой образ жизни - те, кто говорит иначе, нагло врут. Мне уже не нужно работать для выживания. Но я работаю каждый день, даже на выходных, и я несколько лет не был в отпуске.

Илон Маск

X.com и PayPal

Работа над Zip2 преподала Илону урок. Он обрёл уверенность в себе и из робкого программиста превратился в уверенного бизнесмена. Но главное, Маск понял, что больше не должен терять контроль над своими проектами. После продажи Zip2 его привлекла отрасль, где была масса денег и проблем, которые можно было исправить с помощью интернета. Речь шла о банковской сфере, которая на тот момент была громоздкой, неуклюжей и недальновидной и не понимала возможностей цифровой эры.

Потратив собственные 12 миллионов, Илон создал первый в истории сервис онлайн-банкинга с порнографическим названием X.com. Маска не пугало, что многие технологии надо придумывать с нуля. Он был уверен, что совершит революцию в банковской сфере, и его уверенность привлекала к нему инвесторов, а там и клиентов. Возможность перевести деньги парой щелчков мыши без заполнения длинных платёжных поручений всего за несколько месяцев привлекла к сервису двести тысяч человек.

Роберт Дауни-младший признал, что Тони Старк в его исполнении частично списан с Маска, и уговорил Илона на камео в «Железном человеке 2».

Скоро у X.com появился первый серьёзный конкурент в лице столь же молодого и амбициозного стартапа Confinity, которым заправляли Макс Левчин и Питер Тиль. Компании потратили уйму сил и средств на борьбу, пока не пришли к выводу, что проще объединить усилия. Крупнейшим акционером и управляющим новой компании стал Илон Маск, который так и не научился ладить с людьми. Между Илоном и Левчином с Тилем начались ссоры. Причиной стало название объединённой компании - всем нравилось предложенное основателями Confinity название PayPal, и только Маск цеплялся за X.com.

В результате конфликта Тиль покинул компанию, а Левчин начал угрожать, что последует за ним. Начались и технические проблемы: сервера не справлялись с наплывом клиентов, в программах обнаруживались «дыры», что грозило штрафами от банков. В компании зрело недовольство Маском. Воспользовавшись отсутствием Илона, который наконец-то женился на Жюстин и отправился в свадебное путешествие, совет директоров сместил его с должности и назначил на это место Питера Тиля.

Маск прервал путешествие и попробовал бороться, но вскоре остыл, осознав, что Левчин и Тиль действительно знают своё дело. Он остался акционером компании и продолжил вкладывать в неё деньги. Когда крупнейший интернет-аукцион eBay захотел приобрести PayPal, ни у одного члена правления не возникло сомнений, что надо соглашаться, но Маск посоветовал сохранять терпение и ждать. Наконец, после серии отказов, в июне 2002 года eBay предложил полтора миллиарда долларов. Как крупнейший акционер, Маск получил 250 миллионов.

История X.com двояко сказалась на репутации Маска. С одной стороны, он заслужил славу гения, создавшего уникальный продукт с нуля. С другой, он снова не смог поладить с партнёрами и допустил ряд ошибок в управлении компанией. Одни поговаривают, что если бы Илон остался у руля ещё на несколько месяцев, компанию ждал крах. Другие возражают, что ему не хватило времени - хотя многие идеи Маска на первый взгляд кажутся абсурдными, время доказывает его правоту.

SpaceX и Tesla Motors

После ухода из PayPal Маск возобновил свадебное путешествие. В поездке он подхватил опасную форму малярии и едва не умер. На полное восстановление ушло полгода, за это время Илон похудел на двадцать килограммов.

Незадолго до продажи PayPal у Илона и Жюстин родился первенец. Но счастье родителей было недолгим - ребёнок умер от так называемого синдрома внезапной детской смерти. Маск справился с горем в своей типичной манере - с головой ушёл в работу. Позже коллеги вспоминали, что рабочие трудности порой вызывали у Илона слёзы, но эту утрату он перенёс молча. Маск не любил выставлять свою личную жизнь напоказ.

Окончательно убедившись во вреде отдыха, Маск вернулся к работе. Поскольку его влияние в PayPal сократилось, Илон вспомнил о своём детском увлечении космосом. Маск чувствовал, что мир утратил веру в лучшее будущее, и хотел вдохновить человечество на новые свершения. Поначалу планы Маска были весьма наивными - он собирался купить старую российскую баллистическую ракету и с её помощью отправить корабль на Марс. Проект загнулся - Маск не сошёлся в цене с продавцами. Тогда ему и пришла в голову идея производства маленьких, экономичных ракет, которые могут завоевать рынок коммерческих перевозок на орбиту за счёт низкой стоимости запуска.

В те времена Маск ничего не смыслил в ракетостроении. Масштабы работ он представлял себе плохо, поэтому назначал себе чересчур оптимистические сроки, в которые было нереально уложиться. Критики частенько упрекали Маска во лжи, но Маск искренне верил в свои слова и неустанно работал, чтобы претворить сказанное в жизнь. Такого же отношения он ожидал и от своих сотрудников, поэтому люди, не готовые пахать по двенадцать - шестнадцать часов в день, недолго задерживались у Маска.

В июне 2002 года он основал Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX). Поначалу Маск хотел производить только двигатели, а остальные детали закупать у сторонних поставщиков. Но он быстро убедился, что приемлемого качества можно добиться только самому.

Параллельно Маск заинтересовался электромобилями. На это его натолкнули два знакомства - сначала Илон встретил талантливого инженера Джеффри Штробеля, работавшего над экономичной батареей для электромобиля, а затем пересёкся с Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, основателями компании Tesla Motors, целью которой было создание электромобиля нового поколения. Маск влюбился в идею и вложил в Tesla семь миллионов, став крупнейшим акционером. При этом оперативное управление компанией осталось в руках Эберхарда и Тарпеннинга.

Первые два прототипа Tesla Roadster были встречены с энтузиазмом, и в компанию стали поступать заказы. Но попытка перейти от штучного производства к массовому едва не привела к краху.

Оба предприятия Маск финансировал из собственного кармана и поэтому оказался на грани банкротства. Средства на счетах Маска таяли, а работа над первой ракетой SpaceX Falcon 1 на четыре года отставала от графика. Первые три запуска Falcon 1 кончились провалом. Череда неудач на старте - не редкость космической промышленности, но SpaceX не могла себе позволить такой роскоши. Инженеры исправили все недочёты и четвёртый запуск прошёл успешно, но на пятый уже не оставалось денег.

У NASA есть дурацкий принцип, согласно которому ошибки недопустимы. В моей компании неудача возможна. Если что-то не разваливается, значит, вы недостаточно хорошо изобретаете.

Илон Маск

Основатель Tesla Мартин Эберхард (Nicki Dugan / Flickr)

В Tesla дела обстояли ещё хуже. Контрагенты постоянно срывали поставки деталей, издержки росли, а публика начинала терять терпение. Себестоимость одного автомобиля по оптимистичным прогнозам составляла 170–200 тысяч долларов, а Tesla планировала продавать Roadster за 85 тысяч. Маск разочаровался в руководстве Эберхарда и сместил его. Мартин тяжело перенёс увольнение и развернул в СМИ кампанию против Маска. Их отношения так и остались напряжёнными, но Эберхард позже признал, что без Маска Tesla разорилась бы в самом начале.

В жизни Илона наступили нелёгкие времена. Никто всерьёз не верил в успех его начинаний, и постоянные неудачи SpaceX и Tesla не укрепляли его репутацию. В прессу просочились слухи о финансовых проблемах компаний.

Под откос покатилась и личная жизнь. Для Илона семья всегда стояла на втором месте после работы. Хотя Илон и Жюстин были знакомы много лет и растили пятерых детей, она всегда чувствовала, что для мужа была чем-то вроде аксессуара. Их брак зашёл в тупик, и Илон подал на развод. Маск отнёсся к бракоразводному процессу как к бизнес-проекту и добивался максимально удобного для себя результата. Пресса недоумевала, почему мультимиллионер спорит с матерью своих пятерых детей о сумме отступных. Но Илон не мог позволить себе лишние траты.

В декабре 2008 года у Маска кончились деньги. Если бы к январю Илон не нашёл нужные средства, Tesla можно было объявлять банкротом, а сотрудникам SpaceX было бы не на что платить зарплату. Маск прикинул, что ему придётся пожертвовать одной из компаний ради сохранения другой, но не смог сделать выбор.

Прорыв

Маск нашёл деньги в самый последний момент. Он вложил остатки своих средств в Tesla и убедил инвесторов поверить в неё ещё один раз. А со SpaceX ему просто повезло. Маск долго пытался убедить NASA, что его компания может стать подрядчиком по перевозке грузов на орбиту. И 23 декабря 2008 года космическое агентство подписало со SpaceX полуторамиллиардный контракт на двенадцать рейсов к МКС.

И вот тут начинания Маска заработали на полную мощность, и из человека, который долгие годы обещал, обещал и снова обещал, он превратился в человека, который начал делать. Сейчас SpaceX принадлежит сразу несколько рекордов, и Маск не намерен останавливаться на достигнутом.

У Tesla дела тоже идут хорошо. Tesla Roadster неплохо продавался, но настоящим хитом стала вышедшая в 2012 году модель S. Tesla Motors позиционирует её как «iPhone на колёсах». Даже распространение строится по модели Apple - Tesla реализует машины через интернет и специальные точки продаж, расположенные в крупных торговых центрах. Владельцам модели S практически не нужно платить за обслуживание. Программы автоматически обновляются через интернет, а на любой из электрозаправок Tesla владельцы могут зарядить свои машины бесплатно. Или, если торопятся, могут поменять аккумулятор, но уже за деньги. Помимо машин, Tesla производит батареи для электромобилей других компаний, причём продажа батарей приносит даже больше дохода.

Даже если случится зомби-апокалипсис, вы всё равно сможете путешествовать благодаря заправкам и системе Tesla Supercharging.

Илон Маск

Преуспевает и ещё одно начинание Маска - компания SolarCity, созданная Илоном и его двоюродными братьями. SolarCity - один из крупнейших поставщиков солнечной энергии в Америке, в прошлом году стоимость её активов оценивалась в 7 миллиардов.

Впрочем, жизнь Маска нельзя назвать беззаботной. Он говорит, что ставит перед собой три цели: снабдить человечество экологически чистым транспортом и источниками энергии и помочь строительству колоний в других мирах. Илон мечтает умереть на Марсе. И если первые две задачи близки к выполнению, то до третьей ещё идти и идти.

Маск считает главной задачей SpaceX покорение других планет Солнечной системы. Начать он планирует с Марса. Космический корабль Dragon V2, который SpaceX сейчас разрабатывает для нужд NASA, в идеале должен стать основой для полётов на Красную планету, но амбиции Маска простираются гораздо дальше. Недавно магнат напомнил, что для создания колонии на Марсе планету нужно терраформировать. Для этих целей Маск предлагает использовать… термоядерное оружие. По его рассчетам, взрыв двух термоядерных бомб в атмосфере в районе полюсов Марса запустит реакцию по разогреву планеты и в итоге превратит её в более благоприятное место для людей.

Я хотел бы умереть на Марсе. Только, конечно, не при неудачной посадке.

Илон Маск

А в 2009 году Маск обрушился с критикой на проект высокоскоростной железной дороги, которая должна соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Он заявил, что это будет самая дорогая дорога в мире. В качестве альтернативы Маск предложил проект скоростного вакуумного поезда Hyperloop, работающего от солнечных батарей. Hyperloop - это огромный надземный трубопровод, по которому со скоростью свыше тысячи километров в час перемещаются пассажирские и грузовые капсулы.

По расчётам Маска, Hyperloop обойдётся в несколько раз дешевле, капсулы будут двигаться с небольшими интервалами, а дорога между городами займёт всего полчаса. Впрочем, сам Маск не намерен заниматься строительством и планирует выложить чертежи проекта в открытый доступ. Сегодня существует сразу несколько команд, готовых воплотить видение Илона в жизнь.

Каков он?

Несмотря на все его успехи, Маска часто критикуют. В прессе подсчитали, что с момента основания SpaceX, Tesla и SolarCity получили суммарно 5 миллиардов долларов в виде госзаказов, субсидий и налоговых льгот. Маска обвиняют в том, что без помощи дяди Сэма он бы ничего не достиг.

Впрочем, пусть и с помощью государства, он добился того, чего не удавалось никому. И вряд ли смог бы это сделать, если бы не твёрдость характера. Знакомые рассказывают, что Маск строг и порой жесток с сотрудниками и партнёрами. Он совершенно не считается с чувствами других людей. Тем не менее, сотрудники SpaceX и Tesla преданны своему начальнику и говорят, что, хотя в общении он неисправимый засранец, он знает, чего хочет, и умеет заражать оптимизмом других. Илон не терпит отмазок, оправданий и задержек, но, когда возникают сложности, первым вызывается помочь.

Рабочая неделя Маска превышает сто часов. Он фактически живёт на работе и постоянно летает между офисами компаний на личном самолёте, чтобы экономить время.Он стремится быть в курсе всех проблем своих подчинённых, и для него норма ответить на электронное письмо от сотрудников в течение получаса, даже если оно пришло глубокой ночью.

* * *

Идеи Илона Маска кажутся безумством, но раз за разом он оказывается прав, просто общество не поспевает за ходом его мыслей. В другом мире Илон Маск отлично подошёл бы на роль злодея в очередной серии «бондианы», но его страсть к науке, космосу и фантастике мешают разглядеть в нём беспринципного дельца. Он остаётся визионером, озабоченным лучшим будущим для всего человечества, живущим в эпоху, когда самые светлые умы думают, как впихнуть побольше фотографий котиков в пост в социальной сети.

Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там лежит его будущее.

Илон Маск

В наш циничный и расчётливый век осталось мало таких идейных мечтателей. Поэтому за Илона Маска хочется держать кулаки и верить, что у него всё получится.

Если вам мало статьи…

В начале 2015 года на прилавках книжных магазинов появилась книга американского журналиста Эшли Вэнса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее». Работая над книгой, Вэнс опросил родных и друзей Маска, бывших и нынешних сотрудников Tesla, SpaceX, PayPal и Zip2.

Сам Маск поначалу не хотел помогать Вэнсу с работой, но потом согласился - при условии, что он сможет предложить собственные версии изложенных событий. Вэнс отказал, но Маск внезапно принял условия репортёра и регулярно встречался с ним на протяжении всей работы над книгой. Сам Вэнс считает, что Маска убедила решительность журналиста и его уверенность в том, как нужно работать.

В книге есть немало забавных моментов - например, Маск рассказывал, что его семья боялась, как бы представители российской космической отрасли не наняли убийц, чтобы устранить конкурента.