Легенда о локи и кобылице. Пару слов о Боге нашем - Локи

06.07.2020 Техника
С опозданием... Пару слов о Боге нашем - Локи.

Совершенно забыла, что у папы вчера был день рождения.
Собсна, стыдно очень, но папа у меня самый лучший, он поймет.

И в честь сего знаменательного события - немного о Локи.

В современном северном язычестве реконструкторского толка Локи - проблемное божество. Те, кто кладет в основу своих реконструкций англосаксонские источники, худо-бедно избегают проблем, связанных с Локи, потому что в этих источниках он не упоминается. Остальным приходится труднее, и среди них можно выделить три совершенно различных подхода к этому богу:

1) Локи - худший из злодеев и великий преступник против человечества и богов Асгарда. Его не следует чтить. Не стоит даже упоминать о нем (тем более - во время священных обрядов);

2) К Локи следует относиться с опаской, но и с определенным уважением, чтобы не навлечь на себя его гнев или недовольство Одина, поскольку Локи - побратим Одина, и воздавать почести только одному кому-либо из них, обходя вниманием другого, было бы невежливо. Схожим образом с ним обращаются и те, кто просто не понимает, как подходить к этому богу, и предпочитает держаться середины между крайностями;

3) Локи заслуживает искренней любви и почтения. Те немногие, что действительно чтят и любят Локи (а не просто пользуются его именем как оправданием для собственных неблаговидных поступков), любят его по-настоящему и всем сердцем, хотя с готовностью признают, что работать с ним трудно: он никому не дает долго стоять на одном месте и постоянно подталкивает своих последователей к развитию и росту.

Кроме того, Локи едва ли не опережает всех остальных скандинавских богов по количеству упоминаний в мифологических сюжетах. Слишком уж велик был соблазн сочинить еще одну приключенческую историю с этим находчивым, отважным и хитроумным трикстером в главной роли, - и многие не могли устоять перед этим искушением даже после того, как Скандинавия стала христианской. В одном знаменитом сюжете Трюм, верховный король Йотунхейма, похищает молот Тора, и Локи убеждает Тора отправиться к йотунам в женском платье, под видом Фрейи, богини любви, чтобы выручить волшебное оружие. В другой истории Локи сам попадает в плен к великану Тьяцци, и тот заставляет его помочь в похищении богини Идунн и ее молодильных яблок; но впоследствии Локи спасает Идунн и возвращает ее асам. Еще один сюжет повествует о том, как Локи превратился в кобылу и сманил жеребца Свадильфари, тем самым избавив асов от необходимости платить хозяину Свадильфари за строительство стен Асгарда. Все эти истории о том, как Локи спасает асов из безвыходного положения, вы найдете в других главах - я не буду пересказывать их здесь еще раз. Но то, что без них не обходится ни один сборник пересказов скандинавских саг (включая и эту книгу), уже само по себе примечательно.

В еще более выгодном свете Локи предстает в фарерской балладе «Lokkatattur» («Сказка о Локи»). Здесь некий великан побеждает крестьянина в состязании и требует, чтобы тот в уплату за проигрыш отдал ему своего сына. Отчаявшийся отец взывает к Одину, а затем - к Хёниру, умоляя их спрятать мальчика. Один превращает мальчика в колос пшеницы на поле, а Хёнир - в перо одного из лебедей в огромной стае, но кровожадный великан оба раза с легкостью его находит. Наконец, на сцену выходит Локи. Он велит крестьянину построить лодочный сарай и забрать его окна железными решетками, а сам вместе с мальчиком отправляется на рыбалку. Поймав палтуса, он превращает мальчика в икринку и прячет в животе рыбы, а затем отпускает рыбу в море. Когда великан приходит искать мальчика, Локи отправляется на рыбалку вместе с ним. Великан выуживает палтуса, разрезает ему живот и начинает пересчитывать икринки. Мальчик в обличье одной из икринок, испугавшись, откатывается в сторону; Локи незаметно подбирает его, пока великан занят счетом, относит его на берег и возвращает ему человеческий облик. Мальчик бежит и прячется в сарае; великан, спохватившись, гонится за ним, но застревает головой в решетке. Локи благополучно убивает великана, изрубив его на куски, и приводит мальчика домой. Крестьянин и его жена обнимают и благодарят спасителя.

Итак, перед нами снова старый добрый триумвират - Один, Хёнир и Локи; и снова именно Локи - единственный, кто может спасти всех в час крайней нужды. Он торжествует там, где даже Один терпит поражение.

Но самая значимая (и самая неоднозначная) из всех историй с участием Локи - история гибели Бальдра. Бальдру, прекрасному солнечному богу, сыну Одина и Фригг, начинают сниться сны, предвещающие скорую смерть. Это и не удивительно, учитывая, что золотые боги - боги жертвенные: так, Фрейр, золотой бог ванов, каждый год умирает в ритуале жертвоприношения и возрождается вновь. Но Бальдра страшит уготованная ему судьба, и любящая мать решает защитить его. Она обходит весь мир и берет с каждого камня, металла, растения и животного клятву, что те никогда не причинят Бальдру вреда. Лишь одну молодую веточку омелы она пропускает - слишком уж та мала и безобидна. После этого боги начинают развлекаться: все выходят на поле и принимаются метать в Бальдра копья и стрелы, а тот остается цел и невредим.

Но тут приходит Локи с дротиком, изготовленным из той самой веточки омелы, и убеждает Хёда, слепого брата Бальдра, принять участие в общей забаве, обещая направить его руку. Хёд послушно мечет дротик в Бальдра, и светлый бог падает замертво. Потрясенные асы рыдают и погружаются в траур; вдова Бальдра, Нанна, умирает от горя. Асы строят для них огромную погребальную ладью, но она оказывается такой тяжелой, что даже Тору не под силу сдвинуть ее с места. Внезапно появляется таинственная великанша по имени Хюррокин; насмехаясь над асами, она легко сталкивает ладью в море и исчезает. По утверждениям некоторых духовидцев, под именем Хюррокин скрывалась сама Ангрбода, жена Локи, пришедшая позаботиться о том, чтобы тело Бальдра надлежащим образом предали огню и волнам.

Локи между тем бежал из Асгарда, но в конце концов снова предстал перед богами, собравшимися на пиру, и бросил вызов всем и каждому. Он обвинил асов в лицемерии и трусости, перечислив, как все они лгали, преступали клятвы и вообще не соответствовали собственным стандартам («Допустим, я тоже все это делаю, - подразумевалось при этом, - но я, по крайней мере, не вру»). Кроме того, он открыто признал себя убийцей Бальдра. Разъяренные (непонятно, чем именно в первую очередь, - убийством ли Бальдра или тем, что на свет всплыли все их грешки) асы накинулись на него, как свора псов. Локи бежал в и спрятался в дальнем уголке Мидгарда, у водопада близ фьорда Франангр. Там он построил себе хижину и прорубил окна во всех четырех стенах, чтобы видеть издалека всех, кто к нему приближается. Когда асы отыскали его убежище, он превратился в лосося и нырнул в ручей под водопадом. Но Тор перегородил ручей сетью с тяжелыми камнями (чтобы никто не проплыл под нею), поймал Локи и вытащил его на берег. После недолгой борьбы Локи вернулся в свое обычное обличье.

Тор и еще несколько асов стали просить Одина, чтобы тот позволил им убить Локи или убил его сам. Но Один, к немалому их удивлению, не пожелал казнить убийцу сына. В разгар этих споров на асов напали двое сыновей Локи от Сигюн - Нарви и Вали, младший из которых был почти еще совсем ребенком, а старший - едва вышел из отрочества. Они попытались защитить отца и отбить его у Тора, но Один превратил Вали в волка и натравил его на Нарви. Вали загрыз собственного брата; не слушая криков Сигюн, асы вырвали из тела Нарви кишки, связали ими Локи, зачаровав мертвую плоть так, чтобы она сделалась крепче любого металла, и бросили поверженного йотуна в глубокую пещеру.

Великанша Скади, все еще не простившая Локи, что он когда-то разбил ее сердце, подвесила у него над головой змею, из пасти которой постоянно каплет яд. Верная Сигюн осталась рядом с мужем. Она держит над ним чашу, собирая в нее яд, но время от времени ей приходится отойти, чтобы опорожнить чашу, и тогда Локи кричит и корчится от боли, а вместе с ним содрогается вся земля. Когда случались землетрясения, говорили, что это Локи бьется в своих оковах.

Современные приверженцы Локи пока не пришли к общему мнению о том, что происходит с ним сейчас. Одни говорят, что он до сих пор заточен в подземной пещере; другие утверждают, что он вырвался на свободу, а третьи - что большей частью он освободился, но в каком-то смысле по-прежнему скован. Поскольку Локи иногда противоречит сам себе, полагаться на его собственные слова по этому поводу трудно.

Почти во всех культурах этических систем было две - идеальная и практическая. И дохристианская Северная Европа - не исключение. Существовал воинский этический кодекс, в котором важнейшее значение придавалось чести и честности; и без него очень быстро распался бы весь жизненный уклад… но поскольку мир, в котором жили древние скандинавы, был суров и зачастую жесток, людям иногда приходилось поступать бесчестно, просто чтобы выжить.


Коварство Локи чаще всего направлено против врагов Асгарда. Локи хитростью вынуждает Трюма вернуть Тору его молот; он возвращает асам Идунн, похищенную великаном Тьяцци; он раз за разом помогает обитателям Асгарда справляться с ужасными напастями. И за это его если и не любят, то, по крайней мере, терпят. Снова и снова он спасает богов - но само его присутствие напоминает богам о том, что они-то ведут себя не по-божески. Глядя на свой пустой рукав, Тюр всякий раз невольно вспоминает, как он предал Фенрира, сына Локи; садясь верхом на Слейпнира, Один не может просто так отмахнуться от воспоминаний о том, как он со своими сородичами обманул великана, построившего стены Асгарда. Благодаря Локи асы получили многие из ценнейших своих сокровищ, но чтобы добыть их, ему нередко приходилось поступаться честью.

Обращение к Локи (равно как и подражание ему в собственной жизни) - дело серьезное. Локи - это божество, к которому взывают лишь тогда, когда исчерпались все прочие средства. И на помощь его зовут не тогда, когда под угрозой оказалась жизнь индивида, но тогда, когда на карту поставлено существование всего племени. Он - олицетворенный инстинкт выживания, куда более древний, чем любые культурные нормы. Если бы Асгард остался без стен, он стал бы легкой добычей для великанов… а если бы асы исполнили условия договора, то тем самым обесчестили бы Фрейю, фактически принудив ее стать жертвой насилия. В дошедших до нас сказаниях Локи предстает отнюдь не богом хаоса (что бы там ни говорили некоторые «северные дискордианцы»), а, напротив, богом порядка - но такого порядка, который необходимо сохранить любой ценой. Он не столько аморален, сколько внеморален; в терминах ницшеанства он - это Воля к Власти, устремленная только к победе и не обременяющая себя умозрительными категориями добра и зла.

По количеству приверженцев он далеко опережает всех прочих рёкков (йотунов, имеющих божественный статус, т. н. теневых богов), и, вдобавок, за последнее десятилетие численность локианцев резко возросла (не только среди строгих последователей Северной традиции, но и в мире в целом). Локи готов общаться с кем угодно, вне зависимости от национальной, расовой и религиозной принадлежности.

_________________________
День Локи - 11-й день Литемоната, Месяца Литы (11 июня)
Цвет: красный
Стихия: Огонь
Алтарь: На красном покрове расположите три красные свечи, камень с вырезанной на нем руной Ос, статуэтку кобылы, статуэтку птицы, два маленьких круглых камешка и цепь.
Подношения: проанализируйте ситуации, в которых вы манипулируете другими людьми - пусть даже правдивыми способами или ради их же собственного блага. Не щадите себя.
Пища в течение дня: горячая, пряная, острая пища.

:::Призывание Локи:::

О сын Лаувейи, лукавец
из дальних северных стран,
о дитя великанов
и дух утонченной игры,
то намеком, то лестью
внушающий замысел тайный,
о лжец,
изрекающий правду, когда ее некому слышать!
Призываем тебя, о двуликий,
о ты, чья душа пламенеет огнем негасимым!
Будь судьей нашим душам,
о Локи, дух Правды и Лжи!

Есть четыре фразы, которые позволяют связаться с Локи напрямую - как и с любым другим божеством. Вот они: «Пожалуйста!», «Спасибо!», «Ой, прости!» - и самая главная: «Я тебя люблю!» (с)

Андвари . Он вылавливает карлика изобретенной им рыболовной сетью, так как Андвари принял облик щуки, и отбирает у него несметные богаства. Среди них и золотое кольцо , на которое карлик наложил проклятье. Это проклятие вместе с золотом переходит на дракона Фафнира и кузнеца Регина, а затем на Зигфрида (Сигурда) и других нибелунгов .
Локи - так же считается богом огня. Локи высок ростом, смел и красив, но очень зол и коварен.
По-видимому, Лофт (Loptr) и Лодур (Lo?urr)" - также его имена.
Отец Локи - великан Фарбаути, мать - Лаувей (или Наль); жена Локи - Сигюн. Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» в качестве брата Локи называет Бюлейста или Хельблинди (эпитеты Одина). В «Перебранке Локи» («Старшая Эдда») говорится о кровном братстве Локи и Одина. Сигюн родила Локи двух сыновей Нари и Нарви, но, кроме того, Локи и великанша Ангрбода породили хтонических чудовищ - хозяйку царства мёртвых Хель, волка Фенрира и мирового змея Ермунганда . Изменив пол и превратившись в кобылу, Локи. породил также Слейпнира - восьминогого коня Одина от жеребца Свадильфари, принадлежавшего строителю Асгарда . В «Младшей Эдде» рассказывается, что великан взялся с помощью своего коня построить богам-асам город в полтора года, с тем чтобы ему в виде платы отдали солнце, луну и богиню Фрейю . Локи, приняв обличье кобылы, отвлекал коня от строительных работ, чтобы великан не мог завершить в срок постройку Асгарда и лишился обещанной «платы».
В качестве члена троицы асов, то есть вместе с Одином и Хёниром, Локи (под именем Лодура) участвует в оживлении древесных прообразов людей (см. Аск и Эмбля). В сопровождении Одина и Хёнира он участвует также в приключениях с великаном Тьяцци, описанных в «Младшей Эдде». Тьяцци в обличье орла не даёт изжариться бычьему мясу, которое готовят для своей трапезы странствующие асы, и требует себе дичи. Когда орёл хватает лучшие куски, Локи ударяет его палкой, но руки и палка пристают к телу орла. Тьяцци уносит Локи и соглашается его отпустить только в том случае, если Локи доставит ему богиню Идунн и её золотые яблоки, дарующие молодость. Локи заманивает Идунн в лес, обещая показать ей якобы найденные им другие золотые яблоки, и отдаёт её во власть Тьяцци. Но боги, оставшись без «молодильных яблок», стали стареть и седеть; схватив Локи, они стали угрожать ему смертью. Тогда Локи в одолженном им у Фрейи соколином оперении полетел к Тьяцци, похитил Идунн и, превратив её в орех, доставил в Асгард, а прилетевшего вслед Тьяцци-орла асы подпалили и убили. За это осиротевшей дочери великана - Скади , пошедшей с оружием в руках мстить за отца, они должны были предоставить мужа из числа асов, причём Скади поставила также условием мира, чтобы её рассмешили (в сказках этот мотив обычно представляет «трудную задачу» жениха). «Несмеяну» рассмешил Локи, привязав бороду козла к своим половым органам.
В сопровождении Одина и Хёнира Локи добывает сокровище карлика Андвари, о чём рассказывается в прозаическом вступлении к «Речам Регина» в «Старшей Эдде», а также в «Младшей Эдде» - при объяснении, почему золото называют «выкупом за выдру». Локи убил камнем выдру, которая у водопада ела лосося, но выдра (Отр) оказалась сыном Хрейдмара , у которого асы заночевали, и им пришлось согласиться на большой выкуп золотом хозяину. Тогда Локи поймал сетью карлика Андвари , плававшего в воде в облике щуки, и отобрал его золотые сокровища, хранившиеся в скале, в том числе и кольцо, на которое Андвари наложил проклятие. Как рассказывается дальше, это проклятие впоследствии переходит на сыновей Хрейдмара - Фафнира и Регина , затем на Сигурда и нифлунгов. Так рассказ о Локи и Андвари включается в скандинавскую версию цикла нибелунгов.
По инициативе Одина Локи похищает украшение Фрейи - Брисингамен , для чего ему приходится превратиться в блоху. За эту же драгоценность (как упоминает скальд Ульв Уггасон) Локи и Хеймдалль в обличье тюленей боролись у камня Сингастейн. В качестве спутника Тора Локи участвует в его походах против великанов Трюма , Гейррёда и Скрюмира. Локи помогает Тору хитростью вернуть похищенный Трюмом молот Тора («Песнь о Трюме» в «Старшей Эдде»). По его совету Тор переодевается в одежду Фрейи, которая якобы едет к Трюму невестой, а сам Локи - в одежду её служанки; благодаря находчивым ответам Локи, Трюма удаётся обмануть. Локи, правда, проигрывает соревнование с Логи (огнём) в пожирании пищи при посещении с Тором великана Утгарда-Локи, а в истории с великаном Гейррёдом Локи, преобразившийся в птицу и пойманный Гейррёдом, вынужден по его требованию доставить в страну великанов безоружного Тора. Наконец, Локи сам срезает у Сив - жены Тора её золотые волосы и затем из страха перед Тором добывает такие же волосы, заставив карликов- цвергов - искусных кузнецов их выковать. Локи бьётся об заклад, что цверги не выкуют лучших сокровищ для асов, а когда они выковывают сокровища, убегает от них при помощи башмаков, которые дают возможность быстро мчаться по воде и по воздуху (в других случаях Л. берёт соколиное оперение у богини Фригг или Фрейи или сам превращается в птицу). Когда Тор его хватает, Локи соглашается, чтобы ему отрезали голову, не касаясь щёк, и Тор ограничивается тем, что зашивает ему рот («Младшая Эдда»)/

В указанных сюжетах, имевших, возможно, первоначально характер этиологических мифов, Локи выступает прежде всего как добытчик-похититель, прибегающий к хитрости и обману, но действует он при этом добровольно или вынужденно то в интересах богов, то в ущерб богам - в интересах великанов (он как бы способствует циркуляции ценностей между различными мирами). Как явствует из «Перебранки Локи», Локи на пиру богов у морского великана Эгира нарушает ритуальный мир, убивает слугу и поносит всех богов, обвиняя их в трусости, распутстве и т. д. В кратком прозаическом заключении говорится о страшном наказании Локи богами: хотя он спрятался (превратившись в лосося) в водопаде Франангр, асы его поймали и связали кишками собственного сына Пари, тогда как его другой сын Нарви превратился в волка. Скади, дочь великана Тьяцци, повесила над лицом Локи ядовитую змею, яд которой приносил ему мучения (хотя Сигюн, жена Локи, и подставляла чашу под капающий яд); когда капли яда попадали на Локи, он содрогался, вызывая землетрясение.

В «Младшей Эдде» рассказу о ловле богами Локи. предшествует мотив изобретения Локи первой рыболовной сети. Боги ловят его сетью. История страшной мести богов Локи отнесена в «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» ко времени после убийства Бальдра. В «Младшей Эдде» (в «Прорицании вёльвы» только смутные намёки) Локи рисуется «убийцей советом» (ra?bani) Бальдра : Локи подсунул убийственный прут из омелы слепому богу Хёду, а затем в обличье великанши Тёкк отказался оплакивать убитого и тем самым не дал ему возможности вернуться из царства смерти хель. За этим и следует рассказ о том, как боги изловили Локи, а затем привязали накрепко к трём камням (аналогично тому, как были прикованы хтонические чудовища, в частности Фенрир). Локи остаётся прикованным до конца мира; во время последней битвы богов и чудовищ (см. Рагнарёк) он приводит корабль мертвецов из хель для борьбы с богами, сам сражается с богом Хеймдаллем, причём Локи и его противник убивают друг друга.
Интерпретация образа Локи. до сих пор является предметом дискуссии. В «Младшей Эдде» имя Л. связывается в порядке народной этимологии с Логи (Logi, «огонь»), что в своё время породило ошибочную концепцию о том, что Локи - бог или демон огня, наподобие ведийского А гни. Этой точки зрения придерживались Я. Гримм, Н. М. Петерсен, Т. Визен, В. Рюдберг, П. Харман, Г. Вильке, Э. Майер. Ф. фон дер Лайен и Э. Могк считали Л. не только демоном огня, но его добытчиком, культурным героем, вроде Прометея. О. Шонинг, X. Шюк и Ф. Шредер противопоставляли «огневой» теории интерпретацию Локи как хтонического демона или как специального «эсхатологического» бога - виновника конца мира (отчасти исходя из сближения слова Loki с глаголом lukan, «запирать», и с учётом определённой роли Л. в скандинавской эсхатологии). Ф. Иоунссон связывал Локи с титанами, а С. Бугге в соответствии со своей теорией христианских корней скандинавской эсхатологии - с Люцифером . Э. И. Грас сблизил Локи с континентально-германскими демонами, не столько огневыми, сколько водяными, а X. Веландер - с цвергами. Впоследствии А. Ольрик обратил внимание на сходство имени Л. с шведско-норвежским Локки - духом очага, с датским Lokki, означающим воздушное, блестящее существо, и с шведским народным обозначением сетей паука - Loka n?t. Ольрик считал, что в образе Локи эти представления слились с образом культурного героя и хозяина воды. Ян де Фрис, а затем и А. Б. Рут интерпретируют Локи как мифологического плута-трикстера. Рут считает, что Локи как антропоморфный трикстер развился из териоморфного трикстера-паука (паук во многих местах Скандинавии обозначается словом locke, а паук-трикстер - популярная фигура в фольклоре народов Америки, Африки, Океании, Индии.

Связь Локи с эсхатологией Рут относит за счёт влияния средневековой учёной традиции. Ж. Дюмезиль и Ф. Стрём пытались опровергнуть концепцию Локи-трикстера, исходя из первичности демонизма Л. и его особой роли в смерти Бальдра. В качестве объясняющей параллели Дюмезиль привлёк ирландского Брикрена (один из персонажей уладского цикла ирландских саг) и в особенности осетинского Сырдона как подстрекателя к убийству героя Сослана. Стрём, сближая Локи. с Одином, доводит его почти до полного отождествления. Краткий обзор сюжетов, связанных с Локи, подтверждает, что Локи не демон огня, а комически-демоническая фигура (и комизм, и демонизм Локи исконные), отрицательный вариант культурного героя (положительный - Один) и мифологический плут-трикстер с отчётливой хтонически-шаманской окраской (присущей также и Одину). Участие в оживлении первых людей, изобретение рыболовной сети, добывание сокровищ для богов у цвергов - всё это типичные деяния культурного героя, а «похищение» - типичная форма добывания культурных благ в архаической мифологии. Правда, речь здесь идёт не о первоначальном добывании, а о перераспределении каких-то ценностей, похищении их у великанов для богов и обратно, циркуляции этих ценностей между различными мирами. В этой посреднической роли Локи, так же как в его способности превращаться в рыб, птиц, насекомых, ластоногих, изменять свой пол, сказываются шаманские черты. Трюки, с помощью которых Локи достигает цели, и его шутовские проделки и переодевания специфичны для трикстера. Л. - отец хтонических чудовищ, в том числе хозяйки подземного царства мёртвых, виновник и одновременно «козёл отпущения» в ритуальном убийстве Бальдра (таким же трикстером является и Сырдон - виновник смерти Сослана, с которым Л. сравнивает Дюмезиль), участник борьбы с богами в Рагнарёк. Локи - двойник Одина в космологических и этиологических мифах и его антипод в эсхатологических. Если же учесть хтонические и шаманские черты Одина, а также вероятность гипотезы о том, что именно он тайный виновник жертвоприношения Бальдра, то можно допустить тесную генетическую близость Локи к Одину. Роль Локи как спутника Тора, по-видимому, вторична.
За исключением упоминания Logabore рядом с Воданом (Одином) и Донаром (Тором) в древнегерманской рунической надписи 6-7 вв. нет никаких следов культа Локи или какой-либо его роли в мифологии континентальных германцев. Нет культа Локи и в Скандинавии. Связь Локи с рыболовством и охотой на водяных животных, возможно, отражает некоторые контакты с финской мифологией, хотя предположения о прямой связи Локи с Лоухи или косвенной - с Вяйнямёйненом (сюжет рыбной ловли) весьма условны.


Кто такой Локи? Что он из себя представляет?
Сейчас большинство людей обожают Локи из-за фильмов Марвел, в котором он, вроде как, антигерой(хитрый, лживый, самонадеянный), но в то же время весь такой позитивный, даже местами положительный, а иногда и вовсе герой.
Мнения, на мой взгляд, разделяются, хотя 90% людей, кто смотрит геройские фильмы, души в Локи не чают! Почему?
Давайте посмотрим, какой же наш АНТИГЕРОЙ на самом деле!

Локи – скандинавский бог огня, обмана и хитрости. Снорри также дал описание внешности божества: он красив, невысокого роста, худощав, а его волосы имеют огненно-рыжий цвет. Его отличительными особенностями являются острый ум, коварство, изворотливость, хитрость и двуличность, а также умение изменять облик. Благодаря этим качествам асы разрешили ётуну жить в Асгарде. У этого бога также есть несколько других имен: Лодур, Лофт и Хведрунг.
Касательно происхождения Локи считается, что его отцом был ётун Фарбаути, а матерью - Лаувей (другое имя - Наль). Хотя, по версии некоторых других исследователей, Локи существовал еще до Одина, потому как его отцом являлся великан Имир, воздух Кари и вода Хлер – братьями, а богиня Ран – сестрой. И лишь позже бог огня и обмана вошел в триаду демиургов вместе с Одином и Хениром. Несмотря на то что в современной трактовке скандинавской мифологии в разных источниках указывается, что Тор и Локи – антиподы, у того же Снорри Стурлусона Один является побратимом бога обмана, но при этом его противоположностью. А вот бог-громовержец лишь периодически составлял хитрому божеству компанию в тех или иных ситуациях.

Очень разносторонне хитрое божество раскрывает мифология. Бог Локи обладал множеством нужных качеств, за которые асы терпели его выходки и на многое закрывали глаза. Во многих ситуациях он выручал других богов, но в большей части таких случаев они попадали в переделку именно благодаря Локи, который спасал свою шкуру или видел какую-либо выгоду. Коварный бог помогал то асам, то великанам и долгое время их всех это устраивало, тем более что в начале своего появления в Асгарде Локи был хорошим, насколько это возможно для бога обмана, он помогал богам множество раз. Вместе с Одином он участвовал в сотворении мира, вместе с другими демиургами вдохнул жизнь в деревянные прообразы людей. Он помогал богам получить или вернуть множество сокровищ. Однако позже, становясь все злее и обретая более демоническую сущность, бог Локи заслужил ненависть асов, которых постоянно ссорил между собой и стал воплощением всех бед, вплоть до Рагнарёка. Это божество стало аналогом Люцифера в скандинавской мифологии.

В приключении вместе с Одином и Херниром, описанном в «Младшей Эдде», бог Локи ударил Тиацци, обернувшегося орлом и пытавшегося забрать лучшие куски пищи, приготовленной асами, но прилип к великану, который унес его в свое логово. Тиацци пообещал отпустить Локи в обмен на Идунн и ее молодильные яблоки, и тот, благодаря своей хитрости и коварству, привел богиню к великану. Но асы без яблок начали стареть и заставили Локи вернуть Идунн. Обернувшись соколом, виновник смог вернуть богиню в Асгард, а прилетевшего за ней Тиации-орла убили другие боги. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует, что Локи в большинстве своем совершал любые поступки, только исходя из своей выгоды или угрозы его жизни.

Как и у многих божеств самых разных пантеонов, у Локи также своеобразное наследие. Считается, что изначально он не был злым, являясь духом жизни. Вместе с женой Глут (сияние) бог огня Локи считался символом домашнего очага. От первого брака у него родилось двое детей - Энмира и Эйза. Однако чем дальше, тем более Локи озлоблялся и демонизировался. Второй его женой стала великанша Ангрбода, их тайный брак в Железном лесу Ётунхейма был запрещен Одином, который еще больше обозлился, когда узнал о рождении троих детей-чудовищ: красно-синей Хель, жуткого волка Фенрира и огромного змея Ёрмунганда. Один бросил Хель в Нифльхейм, где она стала богиней смерти, Ёрмунганда отправил на дно морское, где он стал Мировым змеем, а вот Фенрира изначально забрал в Асгард, где пытался посадить на цепь, но ни одна не смогла удержать могучего волка, и в итоге его низвергли в подземное царство. Бог Локи породил также и легендарного восьминого жеребца Одина Слейпнира. Используя свою способность, он обернулся кобылой, чтобы отвлечь коня Свадильфари, благодаря которому ётун-каменщик обещал асам построить Асгард в рекордные сроки, а боги не хотели ему платить по счетам. Третьей и последней женой Локи была Сигюн, родившая ему двоих сыновей: Вали и Нарви (или Али и Нари).

Бог Локи - самый загадочный персонаж в скандинавской мифологии, принадлежащий к касте скандинавских богов-асов. Начинавший свою жизнь с невинных проказ, с годами он превратился в хитрого и зловредного бога, способного перевоплощаться для достижения своих целей. Вся его жизнь состоит в оказании помощи одним богам и великанам и в нанесении вреда другим. Локи непредсказуем в своих деяниях, он как стихия — неотделим от опасности и разрушений, ведущим к переменам и рождению новой жизни. В нем уживается одновременно добро и зло, гибель и выживание. Его призывают на помощь, когда уже нет никаких надежд на спасение. И в то же время, не зная преград в злонамеренных поступках, Локи представляет воплощение зла, способствовавшее гибели богов и разрушению традиционного миропорядка.

Локи (бог): мифология расскажет о его семействе

Родителями его являются великан Фарбаути и Лаувея (Наль). В скандинавских мифах говорится о том, что у Локи были два брата — Хенир и Один. Первой женой Локи была Глют, родственная стихии огня, от которой у него было две дочери. Второй раз он женился на великанше Ангрбод, от которой родились три чудовища - Хель, богиня царства Мертвых, волк Фенрир и гигантский змей Ермунганд. Его третьей женой стала преданная Сигюн, родившая сыновей Нари и Нарви. Локи испытал себя и в материнской роли, превратившись в кобылу, он соблазнил жеребца Свадильфари, и родил от него чудесного восьминогого коня Слейпнера, способного путешествовать по девяти мирам. Но этим Локи не ограничился в продолжении своего рода. В одном из сказаний говорится, что он стал прародителем всех ведьм, когда съел обгоревшее сердце злой женщины, отчего зачал и породил потомство колдуний.

Внешность и характер

Локи - искусный оборотень

Локи известен как искусный бог превращений. Его уникальная способность перевоплощения в любое животное, изменения обличья и пола породила выражение «маска бога Локи». Для свершения своих добрых и злых замыслов он превращается в коня, рыб, насекомых, птиц и ластоногих. Но более всего ему подходит паук, схожий с ним по названию в шведском языке - lockke. Он нередко для достижения своей цели принимает женский облик - богини Фрейи, великанш Текк и Ангборд, использует переодевания в женские одежды. Магическими атрибутами Локи являются волшебные башмаки.

Бог огня

В одной из версий о происхождении Локи - бог огня. Считается, что имя его произошло от слова «логи» - огонь. Так это или нет, но в далеком каменном веке люди почитали Локи как бога огня. Его стихией был неукротимый огонь, горящий ярким пламенем. Существует сказание, что однажды Бог огня Локи устроил соревнование с собственной стихией - Духом огня. Сутье его - кто больше съест. Сам Бог осилил только часть имеющейся еды, а вот Дух огня вырос в великана и принялся поедать все подряд - пищу, посуду, стол, оставив после себя только пепел. Первой женой Локи в бытность его Богом огня была Глут, что означает "сияние". Она родила ему двух дочерей — Эйзу (уголья) и Энмиру (пепел). Все имена семейства были тесно связаны с огнем и теплом, поэтому крестьяне чтили Локи и как бога домашнего очага. В глубоком смысле Локи являлся богом-Светоносцем, пробуждающим божественный огонь, скрывающийся в каждом земном существе.

Место обитания Локи

У Локи никогда не было постоянного места проживания. Он путешествовал по девяти мирам, но чаще всего его встречали в Йотунхейме. В Асгарде, по ряду причин, он появлялся очень редко, разве только тогда, когда там ему назначалась встреча с каким-либо асом. Где он находится сейчас, освободился ли от оков и покинул ли темную пещеру, не знает никто, но считается, что это не мешает ему перевоплотиться в другое обличье и путешествовать во всех девяти мирах. Даже изгнание из Асгарда, жестокое наказание, принесшее глубокие раны на тело и душу, не смогли изменить его. Он остался сильным, хитрым и опасным для тех, кто не пришелся ему по нраву.

Локи в современном мире

Люди, появившиеся на свет с 21 января по 19 февраля, считаются рожденными в месяц Локи. Коварное божество старается влиять на их судьбу и постоянно подвергает их различным испытаниям, проверяя на выносливость, честность и откровенность. Прошедшие с честью проверку вознаграждаются различными подарками судьбы и исполнением желаний. Если относиться к Локи с пренебрежением, можно получить от него различные неприятности. Своих поклонников он может подключить к своей неугасимой энергии и будет оберегать от коварства, обмана и мошенничества. Хотя за помощь он любит требовать плату, поэтому лучше сразу обращаться к нему с подарком. Из презентов он предпочитает крепкие спиртные напитки, конфеты, пирожки, забавные безделушки, а также громкие фейерверки. Принимает подношения в размерах и цене, которые человек может себе позволить по финансовому положению. Чтобы Локи, был добрым к вам, следует чаще зажигать свечи и произносить слова заговора: «Свечи зажигаю, Локи зазываю. Молния и огонь, станьте за меня горой!»

Сын Лаувейи, все любил делать не так, как другие. Захотелось ему однажды посмотреть на жизнь великанов, и ушел он в Ётунхейм, страну великанов.

Целый день бродил Локи по горам, стараясь не попадаться на глаза великанов-ётунов, а вечером устал и решил зайти переночевать в первый попавшийся дом. И постучал он в двери дома, в котором жила великанша Ангброда. Была она так некрасива, зла и угрюма, что не польстился на нее ни один из ее соплеменников, вот и жила она совсем одна, не ожидая уже никаких перемен в своей жизни.

Ангброда впустила гостя в свой дом и стала угощать его пивом и медом. Она не сводила с Локи глаз: никогда прежде не видела она такого красивого юноши. Даже самые красивые ётуны казались Ангброде грубыми и неуклюжими, когда она сравнивала их мысленно с белокожим и стройным молодым асом.

Локи заметил, какое впечатление произвел он на мрачную великаншу, но это его не испугало. Конечно, ему совсем не хотелось отвечать на страсть такой уродливой женщины, но, подумав, он решил, что это не такая уж и большая жертва, зато можно будет жить в ее доме, пока не придет время вернуться в Асгард. Вот так он и стал возлюбленным Ангброды.

Локи никогда сильно не влюблялся, но охотно позволял себя любить. Ангброда не знала, как лучше угодить любимому, а тот беззаботно жил в ее доме, вернее, ночевал в нем, проводя дни в странствиях по Ётунхейму.

Наконец великанша забеременела, а затем родила трех детей Локи. Были это маленькие чудовища: волчонок, змееныш и девочка, на которую нельзя было смотреть без страха, потому что одна половина ее лица и тела была черно-синей, а другая – цвета сырого мяса.

Гордиться такими детьми было, конечно, нельзя, но Локи и не особенно огорчился, когда их увидел. Ему уже надоела жизнь в Ётунхейме и он думал лишь о том, как вернуться к пирам и другим забавам Асгарда. Пользуясь тем, что Ангброда занялась новорожденными. Локи ускользнул из Ётунхейма и как ни в чем ни бывало появился в Асгарде. О своих детях он никому не рассказал, да и сам о них не вспоминал.

Но вскоре в Асгард явилась вёльва и предсказала богам великие беды, которые принесет им и миру ужасные дети Локи.

– Чего же и ждать, кроме бед, от детей такой матери и тем более такого отца? – толковали асы между собой, узнав, кто такая Ангброда.

Локи заставили рассказать обо всем, и Один послал Тора и Тюра привести в Асгард маленьких чудовищ. Но убивать их он не собирался, потому что даже богам не под силу избежать того, что должно случиться. Живые или мертвые, но дети Локи принесут погибель миру, раз это было предсказано. Один и до пророчества вёльвы видел смутные образы грядущего, ведь он, как и многие другие боги, был наделен даром предвидения.

Наконец в Асгард возвратились Тор и Тюр с детьми Локи – волчонком Фенриром, змеенышем Ёрмунгандом и юной великаншей Хель.

Ёрмунганд был уже так огромен, что асы испугались его больше двух других чудовищ. Один велел Тору бросить змея в океан, окружающий землю. С тех пор Ёрмунганд так вырос, что обернулся кольцом вокруг суши.

Дочь Локи, великанша Хель, сутулая и свирепая на вид, с сине-черной и красной кожей, согласно прорицанию вёльвы, должна была стать властительницей Царства Мертвых, Нифльхеля. В Нифльхель суждено было попадать всем, кто умрет от болезни и старости, кроме умерших девушек, попадающих в Асгард к богине Гевьон. Один сказал Хель о том, какой ее ждет удел, и это пришлось ей по душе. Не мешкая, великанша направилась в подземное Царство Мертвых.

А волчонка Фенрира, сына Локи, боги решили растить у себя в Асгарде, хотя именно он был назван в пророчестве вёльвы будущим убийцей Одина.

Дети Локи - Фенрир, Ёрмунганд и Хель

Сначала волчонок не выглядел таким уж опасным, и лишь через несколько дней, увидев, как быстро растет Фенрир, асы поняли, что скоро никто не сможет с ним справиться. Один повелел сковать прочную цепь, чтобы посадить на нее Фенрира.

Когда цепь была готова, асы пришли с ней туда, где гулял волчонок, но близко подойти к нему не осмелились. Сын Локи Фенрир был теперь так огромен, что лишь Тюр, принесший его из Ётунхейма, не боялся с ним играть. Асы показали юному волку цепь и спросили:

– Фенрир, не хочешь ли проверить свою силу? Мы наденем эту цепь тебе на шею и свяжем ею твои ноги, а ты попробуй ее порвать.

Взглянул волк на цепь и ответил, что порвать ее нетрудно.

Тюр опутал Фенрира этой цепью, волк чуть напрягся – ее звенья разлетелись по сторонам.

Асы притворились, что восхищены силой Фенрира, а сами были огорчены неимоверно. Тотчас ушли они ковать новую цепь, и сделали ее в три раза толще и прочнее.

Только и Фенрир подрос к тому дню, когда готова была эта новая цепь, едва лишь опутали ею волка, рванулся он, напрягся, и лопнула цепь.

Жутко стало асам: поняли они, что не сумеют сами сковать цепь, способную удержать могучего волка.

Лишь на мастеров-цвергов оставалась у асов надежда, и она их не обманула. Цверги сковали невиданную прежде цепь: с виду была она тонкой и легкой, как шёлковый шнурок, но никому из асов не удалось ее порвать, как они ни старались.

– Из чего вы сделали эту цепь? Может, она заколдована? – спрашивали асы цвергов, а те отвечали, усмехаясь в бороды:

– Шесть сущностей соединили мы в этой цепи: шум кошачьих шагов, женские бороды, корни гор, медвежьи жилы, дыханье рыб и слюну птиц.

– Да где же вы все это взяли? – дивились асы. – Впрочем, это все, видно, и впрямь пошло на вашу цепь, ибо нигде больше таких диковин не увидишь.

Асы долго благодарили мастеров: с этой привязи, думали они, Фенриру не сорваться.

Вот только надеть на волка цепь оказалось нелегко, увидев тонкую шелковую ленту, он заподозрил, что его хотят обмануть. А боги толковали между собой о прочности веревки, пробовали порвать ее руками, подзадоривали Фенрира. «Смотри-ка, – говорили они, – а веревка крепче, чем кажется». И добавляли: «Но наш волк ее порвет, тут и думать нечего!»

– Очень уж тонкая она, эта ваша ленточка, – сказал Фенрир, – чем мне гордиться, если я ее порву? Видно, есть в ней какая-то хитрость. Но тогда я вряд ли смогу из нее вырваться. Нет, не бывать ей на моих лапах! Кажется мне, задумали вы связать меня и убить. Вижу, боитесь вы меня.

– Фенрир, ты разорвал две толстые цепи, а какой-то ленточки испугался. Сам подумай, если ты ее не порвешь, значит, ты не такой уж сильный, и мы не будем тебя бояться. А зачем тогда мы будем тебя убивать? Просто развяжем и отпустим.

– Нет, не верю я вам! – отвечал волк. – Если не порву я этих пут, живым из ваших рук не уйду! А чем обвинять в трусости меня, лучше пусть один из вас вложит мне в пасть свою руку. Только имея такой залог, я поверю, что все будет без обмана. И тогда я позволю связать себя вашей лентой.

Переглянулись асы: никто не хотел лишаться руки. «А Локи и горя нет! – вполголоса промолвил Браги. – Опять где-то бродит, пока мы ломаем голову, как нам быть с его отродьем!»

Вдруг Тюр решительно шагнул к Фенриру и вложил свою правую руку ему в пасть. Асы поспешно связали волка волшебной лентой, прикрепили ее к большой каменной плите, вкопанной в землю. Волк уперся лапами в землю, рванулся, но не смог порвать свои узы – напротив, они стали еще крепче, обхватили его тело еще плотнее.

Засмеялись асы от радости, и лишь Тюру было не до смеха: Фенрир, увидев, что его обманули, стиснул зубы и откусил ему руку. Затем он кинулся на стоявших вокруг асов, но те успели отскочить на безопасное расстояние. Лишь Один остался стоять, и когда Фенрир оказался совсем близко, повелитель асов неожиданно всунул в его разинутую пасть свой меч, острие которого уперлось в небо, а рукоятка – под язык, так что волк не мог уже закрыть пасть, и слюна текла из нее рекой.

Боги не стали его убивать, чтобы не осквернить Асгард пролитой кровью: в обители богов нет места убийству. Они отпустили Фенрира в подземную пещеру, где сидит он и теперь, поджидая конца мира: когда лопнут все оковы. Тогда сын Локи Фенрир будет искать Одина, чтобы отомстить ему за свой плен.

По пересказу скандинавских мифов, сделанному Е. Л. Кувановой