Митрополит ленинградский никодим. Подлинное лицо и личина митрополита Никодима (Ротова)

Главная цель Церкви - сохранение в чистоте спасительного учения Господа нашего Иисуса Христа, которое Он принес на землю для спасения всего человечества. Главным преступлением в государстве является покушение на его государственный строй. А главным преступлением против Церкви является ересь, поскольку она нацелена на осквернение чистоты ее учения. Отсюда становится понятным, почему Церковь Христова всегда отрицательно смотрела на ереси и бескомпромиссно боролась с ними в лице Святых Отцов, многие из которых приняли мученическую смерть от еретиков.

Свое отношение к еретикам Церковь выразила в канонах или церковных законах, согласно с которыми:

1. Нельзя православным молиться с еретиками. «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». (Правило 10-е Святых Апостолов).

2. Принимать от них дары. «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное; да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Правило 70-е Святых Апостолов).

3. Допускать их к Таинствам Церкви или самим приступать к еретическим лжетаинствам. «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен». (Правило 45-е Святых Апостолов). Существуют и другие запреты, касающиеся общения православных с еретиками.

4. Брать у еретических священников благословение. «Так как теперь время ереси, то без дознания не должно им говорить: «Благословите, святые», ни испрашивать у них молитвы», - пишет преподобный Феодор Студит.

5. Принимать вместе с ними пищу. Тот же святой говорит: «Если кто вкушает вместе с сочетавшим и прелюбодеев или с другим еретиком безразлично, то не надобно и принимать пищи вместе с таковыми...».

Но во второй половине ХХ в. В Русской Православной Церкви появился архиерей, который дерзнул нарушить правила Святых Апостолов, а так же Вселенских Соборов и Святых Отцов, делая все с точностью до наоборот. Речь идет о митрополите Никодиме (Ротове).

«Конец, - как говорят в народе, - делу венец». Конец Ротова был ужасен. 10 августа 1978 г. вопреки строжайшему запрету Святых Апостолов он отслужил панихиду на гробе папы римского Павла VI. 12 августа так же вопреки канонам он участвовал в его отпевании. А 5 сентября в Ватикане он скоропостижно скончался на приеме у папы Иоанна Павла I у туфли римского понитифика, как верный его пес. Сбылось пророчество блаженной Пелагии Рязанской, которая предрекла экуменисту страшную и позорную смерть: «Как собака сдохнешь у ног своего папы». Уже после смерти Ротова «Радио Ватикана» объявило, что он был тайным католическим кардиналом. Этому печальному итогу предшествовал долгий путь предательства Православия вехами которого стали:

1. Сотрудничество с КГБ под оперативным псевдонимом «Святослав» («Частное определение Комиссии Президиума Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП»).

2. Вовлечение Русской Православной Церкви в еретический Всемирный Совет Церквей, который преподобный Иустин (Попович) назвал «еретическим, гуманистическим и человекоугодническим собором, состоящим из 263 ересей (1961 г.), каждая из которых означает духовную смерть».

3. Совместное служение с еретиками в нарушение церковных законов на Западе и в Ленинградской духовной академии, причащение еретиков Святых Христовых Таин.

4. Воспитание новой прослойки архиереев, готовых ради карьеры предать Православие.

5. Псевдобогословские труды, в которых Ротов оправдывает коммунистический атеизм и призывает к единению со всеми иноверцами и еретиками.

6. Гонение на твердых в Православии архипастырей и пастырей.

Все это ни для кого сейчас не является секретом. Потому было странно слышать, когда 17 июля 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в ответ на вопрос со-ведущего программы Ивана Семенова о Никодиме (Ротове) начал его превозносить как подвижника благочестия.

«Подлинное величие этого человека становится понятно только сейчас. По сути, он играл решающую роль в определении позиции нашей Церкви по отношению к государству, которое при Хрущеве организовало очередную волну гонений на Церковь. Митрополит Никодим всей мощью своего интеллекта и церковного сознания встал на защиту Церкви...». Далее митрополит Илларион объясняет журналисту и зрителям программы, как при помощи еретиков он «спас» Церковь.

Если не знать предательскую биографию Ротова, то из слов его преемника митрополита Иллариона может сложиться ложное впечатление о «святости» тайного кардинала. Возможно, для римской курии он и свят, но до подлинной православной святости ему так же далеко, как от земли до неба. Православные же христиане ориентируются не на таких лжесвятых и не верят уже словам митрополита Иллариона, а в своей духовной жизни руководствуются писаниями Святых Отцов, надеясь через них обрести спасение и избежать соблазнов современной антихристианской действительности.

Николай Светлов

Году– иеромонах. Настоятель храма в честь Рождества Христова села Давыдово Толбухинского района Ярославской области, затем служил вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском. В – настоятель храма в честь св. Царевича Димитрия в Угличе, благочинный Угличского округа. В года - клирик кафедрального Феодоровского собора в Ярославле и секретарь Ярославского епархиального управления. Ключарь собора. С года - исполняющий обязанности настоятеля собора.

Митр. Никодим (Ротов).

Православная Церковь в Америке

Митр. Никодим (Ротов) был одним из главных организаторов учреждения в году так называемой Православной Церкви в Америке .

Синдесмос

Инициатор вступления Русской Православной Церкви в модернистское молодежное движение Синдесмос ( год). При его участии полноправными членами Синдесмоса стали Ленинградская и Московская Духовная Академии, а также Ленинградская, Московская и Одесская Духовные Семинарии.

литургические реформы

Вопрос родного, понятного национального языка в богослужении был и остается актуальным вопросом христианского благовестия. Он настолько жизненный, что Римская Церковь на своем II Ватиканском Соборе, то есть спустя почти 1100 лет после благовестия славянских просветителей, официально определила введение в богослужение национальных языков, заменяя ими непонятный христианам латинский язык. Вместе с тем иногда можно видеть и сейчас, что не все славяне или другие православные народы до конца понимают свой древний богослужебный язык, избегая при этом перехода на язык, понятный народу, чем повторяются старые ошибки и чем не прославляется дело наших святых славянских апостолов .

По его указанию в Крестовой церкви ЛДА при богослужениях на русском языке читалось Священное Писание, Шестопсалмие и кафизмы. Аналогичные эксперименты проводил в Троицком храме Александро-Невской лавры. Автор перевода Канона святого Андрея Критского. Утверждал, что русификация богослужения принимается православными верующими с большим энтузиазмом . Сторонник всенародного пения .

Восьмой Вселенский Собор

Митр. Никодим (Ротов) был одним из главных участников подготовки Восьмого Вселенского Собора . Возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Первом ( год), Втором ( год), Третьем ( год) и Четвертом Всеправославных Совещаниях ( год). Он также принял участие в заседаниях Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви , состоявшихся в году в Шамбези .

Комиссия по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора

Жизнь подсказала решение вопроса о форме одежды: вне богослужения и вне храма клирикам удобно носить гражданский скромный костюм. Практика жизни ясно показывает, что пора благословить ношение скромной светской одежды для клириков вне храма и вне богослужения, но последнее не освобождает священника от надевания подрясника для отправления треб на дому.

Духовенству предлагается дать свободу стричься и бриться:

Православное духовенство должно носить бороду, соответствующую традициям православного Востока, или чисто брить лицо.

Эти дары суть: прочный и справедливый мир, искреннее глубоко осознанное братство, разумная и исполненная высокой нравственной ответственности свобода и, наконец, сама божественная любовь, как совокупность совершенства (Кол. 3:14), постепенно проникающая собой все человеческие взаимоотношения... Православный человек, как и каждый христианин, живя в определенной стране и в определенном обществе, должен... всячески должен искать мира (1 Петр. 3:11) и не ограничиваться собственными личными усилиями, но объединять их с усилиями других людей доброй воли, направленными ко благу всей человеческой семьи.

Комиссия под руководством митр. Никодима указывает:

Многие достойные представители современного человечества ищут пути к таким общественным преобразованиям, которые обеспечили бы всем, без исключения, людям лучшие условия жизни, свободные от страданий, связанных с голодом, нищетой, невежеством. Они добиваются установления таких справедливых и исполненных взаимного уважения отношений между людьми, которые исключали бы любые унизительные разграничения по признаку расовой или национальной принадлежности или по причине различия политических убеждений или религиозных взглядов. Народы решительно отвергают все попытки сохранить или видоизменить осужденные историей методы безжалостного колониального угнетения и господства и законно требуют предоставления им возможности самостоятельно решать свою судьбу и избирать себе тот или иной путь развития. Православный Предсобор приветствует эти стремления, как соответствующие духу учения Христова, ибо Господь, как Царь правды (Евр. 7:2-3), ненавидит насилие и неправду (Пс. 10:5), осуждает бессердечное отношение к ближнему (Мф. 25:41-46; Иак. 2:15-16), и в царстве Его, начинающем являть себя еще в земных условиях , нет места ни национальной розни, ни расовой дискриминации или рабству (Кол. 3:11), ни какой-либо вражде и нетерпимости (Ис. 11:6; Рим. 12:10).

Человечество стремится к тому, чтобы вражда и недоверие, отравляющие международную атмосферу, уступили место дружбе и взаимопониманию, чтобы гонка вооружений сменилась постепенным, а затем всеобщим и полным разоружением, чтобы война, как средство разрешения международных споров, навсегда была устранена из жизни общества. Православный Предсобор всецело поддерживает это стремление к миру, признавая его делом богоугодным и достойным полного одобрения с христианской точки зрения, ибо Бог наш не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14:33), а человек, согласно богооткровенному учению, есть любимое дитя Божие (Ис. 49:15; Мф. 7:9-11), призванное жить в мире и «в мире сеять семена правды» (Иак. 3:18), созидать, хранить и распространять мир и любовь.

Православный Предсобор призывает все Поместные Православные церкви к неустанному сотрудничеству в святом деле осуществления христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами.

Соответственно этому идеалу светского активизма «религиозное познание не должно быть отвлеченным », но должно осуществляться в жизни». Зато светская «наука - путеводитель к истинному знанию - Христову учению; история Церкви подтверждает это. Все науки, правильно воспринятые, ведут человека к той же цели, к какой ведет его и христианское познание».

По повелению Вселенского Собора Церковь должна вписаться в глобалистскую программу мироулучшения. Церкви предлагается заниматься:

решением социальных проблем, возникающих в человеческом обществе, имеет своей конечной целью:

Облегчение физических и нравственных страданий людей;

Утверждение равного достоинства всех людей;

Обеспечение мира, безопасности, свободы и гармонического развития каждой человеческой личности и общества.

Церкви предписывается особая псевдодуховная миссия в развивающихся странах:

Православная Церковь, признавая, что все люди - братья, имеющие одного Отца Небесного, благословляет стремление всех народов к свободе и независимости. С большой тревогой взирает она на то положение, в котором находятся многие народы Азии, Африки, Латинской Америки и других районов быстрых социальных изменений, переживающие тяжелые последствия в экономике и социальной жизни, явившиеся результатом длительного владычества в этих районах колониальных держав.

Православная Церковь считает, что задачей и долгом совести всех людей и христиан в том числе является оказание всемерной поддержки развивающимся странам в их усилиях по обеспечению своей национальной независимости и созданию надлежащих условий для достижения материального благополучия и духовного развития их народов.

Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий свидетельствует: «Завершив эту работу, владыка Никодим часто любил повторять: „Теперь Русская Церковь готова к Собору“».

экуменическое движение

В 1964 году в интервью униатскому журналу «Vers l’Unité Chrétienne» заявлял, что православные верующие в СССР настроены очень экуменически: «Могу вас заверить, что православные верующие настроены очень экуменически. Если бы не дело обстояло иначе, то мы, принадлежащие к иерархии Церкви, не могли развить столь широкие экуменические контакты, как сейчас. Мы не составляем в Церкви особую высшую касту, какую-то группу, отделенную от остального организма верующих» .

Инициатор вступления Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей . На внеочередном Архиерейском Соборе 18 июля года сделал доклад о необходимости и своевременности вступления РПЦ во ВСЦ . Договоренность о вступлении была достигнута в ходе переговоров митр. Никодима (Ротова) с генсеком ВСЦ Виссерт-Хуфтом в - годы. На 3-й Генеральной ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре-декабре года Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ , а митр. Никодим (Ротов) избран членом ЦК.

На 3, 4 и 5 Генеральных ассамблеях ВСЦ митр. Никодим (Ротов) возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С по год состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ . В году на 5-й Ассамблее в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ .

Участник Всемирной конференции под эгидой ВСЦ «Церковь и общество» (Женева, год). На Конференции митр. Никодим (Ротов) выступил с докладом «Диалог с римо-католиками о современной христианской социальной мысли». В результате в декабре года в ЛДА прошли первые собеседования между католиками и представителями Русской Церкви, которые продолжались и впоследствии.

католицизм

Инициатор прямых контактов с католическим руководством. Митр. Никодим (Ротов) непосредственно участвовал в решении вопроса о присутствии представителей Русской Церкви на Втором Ватиканском соборе . Во время конфиденциальной встречи в августе года в Париже митр. Никодима (Ротова) с сотрудником Секретариата по содействию единству христиан (руководитель – кардинал Августин Беа) Йозефом Виллебрандсом выяснилось, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе , если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом». 27 сентября - 2 октября Йозеф Виллебрандс официально посетил Москву, где 30 сентября «присутствовал в церкви Петра и Павла в Лефортове за литургией, которую совершал архиепископ Никодим»; 10 октября Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: архим. Владимир (Котляров) и о. Виталий Боровой .

Участник личных встреч с папой Павлом VI . В частности, 15 сентября года митр. Никодим (Ротов) «нанес визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции… возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души».

Участник деятельности прокоммунистической Христианской мирной конференции (с года). На I - V Всехристианских мирных конгрессах митр. Никодим (Ротов) возглавлял делегации Русской Православной Церкви. Митр. Никодим (Ротов) был последовательно членом Рабочего комитета ХМК , вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы ХМК и, наконец, на 4-м Всехристианском мирном конгрессе в 1971 году был избран президентом, а в году - почетным президентом ХМК .

Митр. Никодим (Ротов) был председателем Подготовительного комитета «Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами » ( год) и руководил работой Конференции . Митр. Никодим (Ротов) являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Участвовал в «Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе» (Брюссель, год).

события

  • Первое Всеправославное Совещание (24 сентября 1961)
  • III Генеральная ассамблея ВСЦ (19 ноября 1961)
  • Второе Всеправославное Совещание (26 сентября 1963)
  • Третье Всеправославное Совещание (1 ноября 1964)
  • Церковь и общество (конференция) (12 июля 1966)
  • Арнольдсхайн-III (3 марта 1967)
  • III Всехристианский мирный конгресс (31 марта 1968)
  • Четвертое Всеправославное Совещание (8 июня 1968)
  • IV Генеральная ассамблея ВСЦ (4 июля 1968)
  • Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами (1 июля 1969)
  • Экуменическая молитва 1970 (22 января 1970)
  • Заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора, 1971 год (16 июля 1971)
  • Арнольдсхайн-V (20 октября 1971)
  • Всемирный конгресс миролюбивых сил, 1973 (25 октября 1973)
  • Всесоюзная конференция сторонников мира, 1974 год (9 октября 1974)
  • Восток и Запад сейчас и завтра, с христианской точки зрения (собеседование) (18 ноября 1974)
  • Четвертое богословское собеседование представителей Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата (24 июня 1975)
  • Сессия КОПР ХМК в Шиофоке (20 сентября 1975)
  • V Генеральная ассамблея ВСЦ (23 ноября 1975)
  • Экуменическая молитва 1976 (29 января 1976)
  • Экуменическая молитва в ЛДА, 1976 год (10 февраля 1976)
  • Месса с экуменическим молением (11 февраля 1976)
  • Карловы Вары III (31 марта 1976)

кончина

Но наступит ли время, когда люди перестанут убивать друг друга и перекуют мечи свои на плуги и копья - на серпы?!… Мы верим, что мир возможен, об этом возвестил нам ветхозаветный псалмопевец, веру в это запечатлел в своем послании первоверховный апостол: «Ищи мира и стремись к нему» (1 Петр. 3:11). Для осуществления этого каждый христианин, каждый человек должен понимать как категорический императив заботу о сохранении мира во всем мире. С своей стороны, мы, богословы, несем огромную ответственность перед человечеством за то, чтобы Христовы слова о мире воплотились в жизни людей .

Их (православных. - Ред.) служение людям в лучшем случае ограничивалось скудной благотворительностью, нередко «от избытка своего», причем мотивом, побуждавшим их к благотворению, было не столько сострадание и братская любовь, сколько желание ценой милостыни приобрести себе прощение грехов и будущие блага в Небесном Царствии .

Попытки невежественной косности и неразумной беспечности воспрепятствовать победной поступи прогресса должны быть осуждены, как противоречащие Божественному повелению о непрестанном совершенствовании творения Божия» .

Христианская религия создает прочную основу для строительства на земле великого храма правды, справедливости и любви. Под сенью сводов этого храма действительно найдется место всему человечеству, объединенному любовью и миром. Таким образом, с точки зрения православного богословия, живого и действенного, достоинство и привлекательность Пражского христианского мирного движения в том именно и заключается, что в нем тесно переплетаются друг с другом и мистическая основа христианства и окружающая христианские церкви человеческая стихия во всем ее разнообразии. Взаимодействием этих двух начал - духовного и мирского - Пражское движение наглядно подтверждает, что для христианства в его отношении к общечеловеческой проблематике нет и не должно быть нейтральной зоны, которая не имела бы религиозного коэффициента. Христианство призвано вести человечество в сферу Царства Божия и, следовательно, должно находиться в самом близком общении с определяющими сторонами человеческого бытия .

сочинения

  • Никодим (Ротов), митр. Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения (доклад на заседании Совещательного Комитета Пражской Христианской Мирной Конференции, Карловы Вары, май 1962 года) // Журнал Московской Патриархии . - 1962. - № 6. - С. 36-42.
  • Никодим (Ротов), митр. Мир и свобода (доклад на региональной конференции в Голландии) // Журнал Московской Патриархии . - 1963. - № 1. - С. 39-44.
  • Никодим (Ротов), митр. Служба святой праведной Тавифе (память в Неделю о расслабленном и 25 октября ст. ст.) // Журнал Московской Патриархии . – 1963. – № 2. – С. 73-80. (Проект службы составлен по поручению Священного Синода (Журнал заседаний № 14 от 27 декабря 1957 года). 23 января 1963 года одобрен и введен в употребление за богослужениями в Русской Православной Церкви. Проект службы был просмотрен митр. Ленинградским и Ладожским Пименом и по его указанию Н. Д. Успенским .).
  • Никодим (Ротов), митр. Размышления над книгами Премудрого (о книге Притчей Соломоновых) // Журнал Московской Патриархии . - 1965. - № 9. - С. 34-38.
  • Никодим (Ротов), митр. Речь на консультации комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии . - 1968. - № 4. - С. 31-35.
  • Никодим (Ротов), митр. Русская Православная Церковь и экуменическое движение // Журнал Московской Патриархии . – 1968. – № 9. – С. 46-55. (Доклад в конференц-зале Упсальского университета в ходе IV Ассамблеи ВСЦ.)
  • Никодим (Ротов), митр. О задачах современного богословия // Журнал Московской Патриархии . - 1968. - № 12. - С. 63-69.
  • Nikodim, metr. Twenty years of strenuous effort focussed on the future // Ecumenical review: a quarterly. - 1967. - Vol. 19. - P. 188-191.
  • Nikodim, metr. L"Eglise orthodoxe Russe et le mouvement oecuménique // Messager de l"Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. - 1968. - avril-sept. №. 62-63. - P. 84-98.
  • Nikodim, metr. Die russische orthodoxe Kirche und die ökumenische Bewegung // Stimme der Orthodoxie . - 1968. - № 10. - P. 43-58.
  • Никодим (Ротов), митр. Кардинал Августин Беа (некролог) // Журнал Московской Патриархии . - 1969. - № 2. - С. 57-58.
  • Никодим (Ротов), митр. Проповедь в церкви учеников Христа. г. Талсы, США, 26 января 1969 года // Журнал Московской Патриархии . – 1969. – № 4. – С. 37-40. (Проповедь по поводу Недели молитв о единстве христиан .)
  • Никодим (Ротов), митр. Речь на собеседовании между богословами Евангелически - Лютеранской Церкви (ФРГ) и Русской Православной Церкви. Ленинград, 12-19 сентября 1969 года // Журнал Московской Патриархии . - 1969. - № 11. - С. 47-51.
  • Nikodim, metr. 50 Jahre Moskauer Patriarchat (1917 - 1967) Festvortrag. - Berlin: Christlich-Demokratische Union Deutschlands, Sekretariat des Hauptvorstandes, 1969. - 21 p. - (Hefte aus Burgscheidungen).
  • Nikodim, metr. Auftrag und Verantwortung der Gläubigen bei der Erhaltung des Weltfriedens: Rede auf der Konferenz von Vertretern aller Religionsgemeinschaften in in der UdSSR vom 1. - 4. Juli 1969 in Sagorsk. - Berlin, 1969. - 32 p. - (Hefte aus Burgscheidungen).
  • Никодим (Ротов), митр. Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества // Журнал Московской Патриархии . - 1970. - № 3. - С. 74-79.
  • Nikodim, metr. On the closeness between Chalcedonian and non - Chalcedonian theology in their understanding of the patristic christological doctrine // Abba Salama, vol. 3, 1972, p. 194-207. (О близости между Халкидонским и нехалкидонским богословием в понимании Христологии.)
  • Никодим (Ротов), митр. Доклад на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года // Журнал Московской Патриархии . - 1973. - № 8. - С. 32-38.
  • Nikodim, metr. Zur Frage der Überlieferung in der Orthodoxie // Zeichen der Zeit: evangelische Monatschriftf für Mitarbeiter der Kirche. - 1973. - v. 27. - P. 449-456.
  • Никодим (Ротов), митр. Святая Евхаристия - Таинство жизни Церкви (Евхаристия и экклезиология). Доклад в Хельсинкском университете 9 мая года.
  • Никодим (Ротов), митр. Вступительное слово к богословской консультации по теме «Что означает слово «христианский» в миротворчестве?» (24-27 января 1975 года, Западный Берлин) // Журнал Московской Патриархии . - 1975. - № 4. - С. 27-31.
  • Никодим (Ротов), митр. Заключительное слово и молитва на сессии Комитета продолжения работы ХМК в Шиофоке // Журнал Московской Патриархии . - 1975. - № 12. - С. 45-46.
  • Nikodim, metr. Croce e risurrezione: ed altri scritti teologici = Сборник сочинений. - Brescia: Morcelliana, 1977. - 101 p.
  • Nikodim, metr. The Russian Orthodox Church and the Ecumenical Movement // The Orthodox Church in the Ecumenical Movement. Documents and Statements 1902-1975 / ed. by Constantin G. Patelos. - Geneva: The World Council of Churches, 1978. - 360 p. - ISBN 2825405736.
  • Никодим (Ротов), митр. Иоанн XXIII, папа Римский. - Wien: Pro Oriente , 1984. - 655 с.
    • Nikodem, metr. Uno scomodo ottimista: Giovanni XXIII. Roma: Edizioni Paoline, 1983.
    • Nikodem, metr. Johannes XXIII ein unbequemer Optimist. Zürich: Benzinger, 1978.
    • Nikodem, metr. Johannes XXIII: Papst einer Kirche im Aufbruch. Berlin: Union Verlag, 1984.
  • Никодим (Ротов), митр. Канон Великий: творение святого Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы Великого поста. Церковнославянский текст с параллельным русифицированным переложением, исполненным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Дюссельдорф: Издание Представительства Русской Православной Церкви в Германии, 2008-2009.
  • Никодим (Ротов), митр. Православие, християнско единство и миротворство / Пер. и предисл. митр. Каллиник (Александров) . - София: Софийское Синодальное издательство, 1978.
аудио
  • Lee, A. Harrison. Interview with the Most Reverend Archbishop Nikodim of Yaroslavl and Rostov. 1961. 1 sound cassette (30 min.) : mono. (Интервью с митр. Никодимом.)
  • Nikodim, Metropolitan. Press conference // : Swedish Broadcasting Corporation, 1968. (Запись выступления митр. Никодима на пресс-конференции во время Генеральной ассамблеи ВСЦ Воспоминания. Письма. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1998. о
  • Маслова И. И. «Ватиканское направление»: из истории секретных операций КГБ // Религия и право: Информационно-аналитический журнал. - 2005. - № 2. - С. 11-14.
  • Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (1929-1978) // Журнал Московской Патриархии . - 1979. - №4. - С. 25-28.
  • Митрополит Никодим (биографическая справка) // Журнал Московской Патриархии . - 1978. - № 11. - С. 14-15.
  • {Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) / Сорокин Владимир , о.. - СПб.: Князь-Владимирский собор, 2008. - 272 с. - ISBN 5-94813-013-4.
  • О пребывании митрополита Никодима в Риме // Журнал Московской Патриархии . - 1963. - № 10. - С. 3.
  • Русак, Владимир о . Погребение митрополита Никодима // Журнал Московской Патриархии . - 1978. - № 11. - С. 12-16.
  • Сафонов, Дмитрий . Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы Патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников // Богослов.ру . - 2009. - 15 октября.
  • Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929-1978). - Чехов: Издание Московской Епархии, 1998.
  • Юревич, Дмитрий . Синдесмос и Санкт-Петербургские духовные школы // Христианское чтение. - 1999. - № 18.
  • Archbishop Nikodim: Soviet Spokesman for the Russian Orthodox Church (How the Communists Are Using the World Council of Churches) / Ed. Carl McIntire. - 1961.
  • Arranz, Miguel , Falasca, Stefania . «…Je n’avais jamais entendu des paroles aussi belles» // 30Giorni. - 2006. - 7 June. 06/07
  • Kaluzny, Tadeusz. Una ecclesiologia vissuta. - Roma: Pontificio Instituto Orientale, 1995.
    • Kaluzny, Tadeusz. Sekret Nikodema. Nieznane oblicze Rosyjskiego Kosciola Prawoslawnego. Studium historyczno-ekumeniczne. - Krakow: Wydawnictwo Ksiezy Sercanow «SCJ», 1999.
  • Mitrokhin, Vasili; Andrew Christopher M. The sword and the shield. The Mitrokhin archive and the secret history of the KGB. - New York: Harper, 1999.
  • Schmemann, Alexander 7,0 . - 1965. - № 9.
  • Никодим (Ротов) митр . Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения (доклад на заседании Совещательного Комитета Пражской Христианской Мирной Конференции, Карловы Вары, май 1962 года) // Журнал Московской Патриархии . - 1962. - № 6.

Борис Георгиевич Ротов родился 15 октября 1929 в деревне Фролово, Кораблинского района Рязанской области, согласно легенде, в семье секретаря Рязанского обкома ВКП (б); книга Человек Церкви , составленная митрополитом Ювеналием, о родителе будущего митрополита говорит так: «Отец, Георгий Иванович, работал в Рязанском Губернском Земельном управлении инженером-землеустроителем».

По окончании средней школы юноша поступил в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания.

Постриг, иерейское рукоположение и духовное образование

19 августа 1947 принял монашеский постриг; рукоположен во иеродиакона архиепископом Ярославль и Ростовским Димитрием (Градусовым; в схиме - Лазарь) и причислен к Ярославскому архиерейскому дому. Как вспоминал сам Никодим в речи при наречении, 9 июля 1960, в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, «на служение Святой Церкви я вступил, когда приснопоминаемый мною схиархимандрит Лазарь облек меня в иночество» Своё иноческое имя Никодим он позднее оформил и как гражданское имя.

20 ноября 1949 архиепископом Димитрием рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем храма в честь Рождества Христова в селе Давыдове Толбухинского р-на Ярославской области.

Некоторое время состоял вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском.

7 августа 1950 назначен настоятелем храма в честь Святого Димитрия царевича в Угличе и благочинным Угличского округа.

В том же году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой был зачислен студентом Ленинградской Духовной Академии.

В январе 1952 года назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского; затем ключарем собора.

С декабря 1954 - исполняющий обязанности настоятеля.

В 1955 окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

Церковная деятельность

25 февраля 1956 года назначен членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии.

31 марта 1957 года митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) возведён в сан игумена с возложением палицы.

25 сентября 1957 назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; возведён в сан архимандрита Митрополитом Назаретским и всея Галилеи Исидором по просьбе Патриарха Алексия (Симанского).

В марте 1959 года, по возвращении в Москву из Иерусалима, назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии.

С 4 июня 1959 года - заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) - митрополита Николая (Ярушевича) - с сохранением за собою должности заведующего канцелярией Московской Патриархии.

16 апреля 1960 года новый председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Владимир Куроедов и председатель Комитета государственной безопасности СССР Александр Шелепин направили в ЦК КПСС записку, в которой, со ссылкой на информацию от агентурных источников КГБ, предлагали «отвести митрополита Николая от участия в работе Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира и отстранить его от руководящей деятельности в Московской патриархии», добиться на это согласия Патриарха Алексия; кроме того, в записке говорилось: «КГБ считал бы целесообразным на должность председателя отдела внешних церковных связей назначить архимандрита Никодима Ротова и выдвинуть его как представителя Русской православной церкви для участия в деятельности Всемирного совета мира и Советского комитета защиты мира». 21 июня 1960 года состоялось решение Священного Синода об освобождении от должности председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича); на его место был назначен архимандрит Никодим с возведением в сан епископа Подольского.

10 июля 1960 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан сонмом епископов во главе с Патриархом Алексием I во епископа Подольского, викария Московской епархии; как Председатель ОВЦС епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

28 августа 1960 года включён в состав новоучрежденной Комиссии по межхристианским связям при Священном Синоде.

В ночь на 1 января 1961 года был (впервые) среди гостей «на традиционной встрече Нового, 1961 года, устроенной в Большом Кремлёвском дворце правительством Союза Советских Социалистических Республик» (вместе с Патриархом Алексием I, митрополитом Крутицким Питиримом (Свиридовым) и управляющим делами Московской Патриархии архиепископом Дмитровским Пименом (Извековым)).

16 марта 1961 года в заседании Священного Синода Патриарх Алексий предложил, чтобы «лица, занимающие должности Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя ОВЦС Московской Патриархии, были в епископском сане и состояли в звании Постоянных Членов Священного Синода», в связи с чем Синод постановил «утвердить в звании Постоянных членов Священного Синода <…> епископа Ярославского и Ростовского Никодима».

На Архиерейском Соборе 18 июля 1961 года (о созыве Собора заранее объявлено не было: архиереев собрали в Троице-Сергиевой лавре в связи с днём памяти преп. Сергия) сделал доклад о необходимости и своевременности вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей.

14 мая 1963 года Священный Синод постановил «согласно поданному прошению освободить Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима от должности председателя Издательского отдела».

3 августа 1963 года назначен Председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, в которую тогда была преобразована Комиссия по межхристианским связям при Священном Синоде; возведён в сан митрополита и 4 августа назначен на Минскую и Белорусскую кафедру.

7 октября 1967 года назначен по совместительству управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

С 4 по 19 июля 1968 года возглавлял делегацию Московского Патриархата на IV Ассамблее Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Упсале, Швеция; избран в состав Центрального Комитета ВСЦ; в том же году избран Председателем Комитета продолжения работ Христианской Мирной Конференции (ХМК).

20 марта 1969 года назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную подготовительную комиссию Святого Всеправославного Собора.

16 декабря 1969 года назначен председателем комиссии по изучению вопроса о прославлении в лике святых приснопамятного архиепископа Японского Николая.

17 марта 1970 года ему поручено временное управление Патриаршими приходами Северной и Южной Америки.

В апреле 1970 года в Соединенных Штатах Америки подписал соглашение с митрополитом Нью-Йоркским Иринеем об условиях дарования автокефалии Американской митрополии.

В апреле 1972 года, в числе прочих религиозных деятелей СССР, подписал Проект письма, осуждавшего «клеветническую деятельность» Александра Солженицына..

30 мая 1972 года решением Синода освобождён от должности председателя Отдела внешних церковных сношений, согласно прошению в связи с перенесённой тяжёлой болезнью; оставлен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, которая в том же заседании Синода была переименована в «Комиссию Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений».

С 23 ноября по 10 декабря 1975 года возглавил делегацию Русской Церкви на V Генеральной Ассамблее ВСЦ в Найроби; был избран Президентом Всемирного Совета Церквей.

Внешнеполитическая деятельность

Возглавлял делегации Московского Патриархата на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 годов.

Сыграл ключевую роль в переговорном процессе, в результате которого было урегулирован канонический статус - с точки зрения Московского Патриархата - Митрополичьего Округа в Северной Америке (Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке): последней была дарована автокефалия Патриаршим и Синодальным Томосом в 1970, учреждавшим Автокефальную Православную Церковь в Америке.

Наибольший интерес традиционно вызывают осуществлявшиеся Никодимом Ротовым от имени Московского Патриархата сношения с Ватиканом. Характерно, что Иоанну XXIII он посвятил монографию, изданную уже посмертно.

Анализ документов свидетельствует, что каким бы ни было его личное отношение к Римской Церкви, политика, проводившаяся Никодимом всегда была в русле внешнеполитической линии советского руководства, не имевшего дипломатических отношений со Святым престолом и до августа 1962 года полагавшего Ватикан одним из центров глобального «антисоветского влияния». Первые выступления Никодима о РКЦ не отличались принципиально по своей тональности от речей других иерархов Патриархии в послевоенный период, разоблачавших «не только антихристианскую, но даже и аморальную сущность папизма». Так, в своём Докладе «Мир - последование Христу» на Первой Всемирной общехристианской конференции в защиту мира 14 июня 1961 года Никодим говорил:

Две тенденции усматриваются в развитии папской системы - тенденция к утверждению владычества папы над Церковью и миром и тенденция к провозглашению папской непогрешимости в делах веры. Папская теория есть наиболее яркое и сконцентрированное выражение того духа внешнего законничества и обмирщения, который проник в значительной степени в учение и жизнь Католической Церкви. <…> Стремление к владычеству земному кидало и кидает Римскую Церковь в самый центр политической международной борьбы. Это стремление заставляло и заставляет и поныне Папский Рим быть двигающей силой различных агрессивных политических ассоциаций и действовать во вред христианству, подрывать сымые корни христианской веры и сегодняшней великой миссии церковного общения. <…> Загипнотизированная перспективой полноты папской власти, римская курия своими земными интересами и связями прочно вросла в старый строй жизни, неразрывно связала себя с империалистическими замыслами и доселе остается глухой, и чаще враждебной, к морально-социальным запросам масс, борющихся за идеалы свободы, равенства и братства.

В связи с подготовкой Второго Ватиканского Собора, секретарь по вопросам христианского единства кардинал Августин Беа предложил представителям Православной Церкви присутствовать на Соборе в качестве наблюдателей; предложение было прежде всего обращено Константинопольскому Патриархату - Патриарху Афинагору. В № 5 за 1961 год появилась редакционная статья Non possumus , которая, перечислив обычные пункты православной критики католицизма, отвечала на приглашение кардинала: «Московская Патриархия отвечает кардиналу Беа: NON POSSUMUS!»

Летом 1962 начало меняться отношение к Папе Римскому руководства СССР. «Советские дипломаты и спецслужбы начали наводить мосты для контактов с Ватиканом, глава которого в тот период - „красный папа“ Иоанн XXIII также старался наращивать мирные усилия».

Во время конфиденциальной встречи в августе 1962 в Париже секретаря Комиссии по содействию христианскому единству Й. Виллебрандса с Никодимом (Ротовым) выяснилось, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском Соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом».

В сентябре 1962 года в интервью французскому журналисту Жану Гулье Патриарх Алексий говорил о близости Церквей «друг другу в области вероучительной и литургической». Статья Non possumus была официально объявлена частным мнением её автора А. В. Ведерникова.

27 сентября - 2 октября 1962 года Й. Виллебрандс официально посетил Москву, где 30 сентября «присутствовал в церкви Петра и Павла в Лефортове за литургией, которую совершал архиепископ Никодим»; 10 октября Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателеей, определив состав делегации: протоиерей Виталий Боровой и архимандрит Владимир (Котляров).

12 октября 1962 года, совершенно неожиданно для всех прочих поместных православных Церквей, делегация РПЦ отбыла из Москвы в Рим на первую сессию Собора, открывшегося 11 октября.

«Тем временем, накануне вечером, патриарх Афинагор телеграфировал в Рим, что главы православных церквей, включая патриарха Московского, решили не присылать наблюдателей».

Протопресвитер Сергий Голованов пишет: «Тайным условием Никодима было отказ Ватикана от критики внутренней политики в СССР, в первую очередь религиозной несвободы, и прекращение моральной помощи религиозным диссидентам (имелись в виду подпольные епископы и священники УГКЦ). <…> Визиты Никодима в Рим странным образом совпадали с волнами гонения на религиозных диссидентов в СССР, в том числе на украинских грекокатоликов. На вопли русских эмигрантских газет: „Куда не доехал красный танк, туда дошел красный митрополит!“ уже никто не обращал внимания».

По утверждению дочери Н. Хрущёва, Рады Хрущёвой, во время состоявшейся 7 марта 1963 года аудиенции у Папы Иоанна XXIII, на которой были её муж, тогда главный редактор «Известий» Алексей Аджубей, она сама и некий иезуит русского происхождения «отец Кулик», Аджубей передал Папе письмо Хрущева; а Папа, по её словам, «вручил ему своё письмо для моего отца, которое написал на кириллице в нашем присутствии».

Вторая сессия Ватиканского Собора открылась 29 сентября 1963 года. Митрополит Никодим «15 сентября 1963 года нанёс визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции <…> возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души». Примечательно, что Патриарх Афинагор даже не послал поздравлений по случаю избрания Павла VI и не направил представителя на его интронизацию.

В 1963 году в Риме начались переговоры между Ватиканом и СССР об установлении дипломатических отношений. В них участвовали посол СССР в Риме С. П. Козырев и кардинал Беа. Как и первая аналогичная попытка в средине 1920-х, переговоры закончились безрезультатно из-за нежелания советского руководства облегчить положение верующих в СССР.

В ответ на инициативу в докладе митрополита Никодима «Диалог с римо-католиками о современной христианской социальной мысли», прочитанной им в Женеве в июле 1966 года на конференции «Церковь и общество», в декабре 1967 года в Ленинградской духовной академии, по предложению и под руководством епископа Мауриамского Иоанна Виллебрандса, а также епископа Зарайского Ювеналия (Пояркова), прошли первые собеседования между богословами Римской Церкви и РПЦ, которые продолжались и впоследствии.

Гимнотворчество

Малоизвестной областью деятельности митрополита Никодима являлось церковное гимнотворчество. Им были составлены несколько служб святым, которые используются в православном богослужении, среди них служба святому Иоанну Русскому, служба святой Тавифе, святому равноап. Николаю, архиепископу Японскому, Собору ярославских святых и пр.

Смерть в Ватикане

Обстоятельства смерти митрополита Никодима весьма подробно изложены в Журнале Московской Патриархии № 11 за 1978 год.

Никодим был в Ватикане во главе делегации Русской Церкви по случаю интронизации папы римского Иоанна Павла I 3 сентября 1978.

5 сентября, в 10-м часу утра во время аудиенции у Папы, на которую митрополит Никодим пошёл, невзирая на то, что, по свидетельству очевидцев, выглядел очень уставшим, с ним случился сердечный приступ - мгновенная остановка сердца. Приступ произошёл, когда Никодим представлял Папе архимандрита Льва (Церпицкого). Журнал Московской Патриархии писал: «Папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло [Jean-Marie Cardinal Villot ] и также совершил молитву у тела почившего митрополита.»

Смерть Никодима породила конспирологическую версию об отравлении русского митрополита ядом в поднесенном напитке, предназначенном якобы понтифику (Иоанн Павел I через 22 дня также умер и также от инфаркта миокарда).

Прощание было в Риме и Ленинграде; отпевание - в Ленинграде.

То, где и как произошла смерть, вызвало недоумение у некоторых представителей Русской Церкви; их чувства выразил архиепископ Василий (Кривошеин) в своих воспоминаниях:

Это случилось в Ватикане, в присутствии Папы, вдали от своей епархии и вообще от православных. Конечно, всякая смерть есть тайна Божия, и является дерзновением судить, почему она случается в тот или иной момент и что она означает, но лично я (и думаю большинство православных) восприняли её как знамение Божие. Может быть, даже как вмешательство Божие, как неодобрение той спешки и увлечения, с которыми проводилось митрополитом дело сближения с Римом. Все его поездки на поклон к Папе, причащения католиков и даже сослужения с ними, и всё это в атмосфере одновременно скрытости и демонстративности. Правы мы были или не правы, - один Бог это может знать. Но таково было наше непосредственное подавляющее православное переживание.

Место погребения

Никольское кладбище Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург, Россия.

Высказывания

Мнение о «коммунистическом атеизме»:

Объективное изучение атеизма показывает необходимость строгого различения мотивов, приводящих к атеистическому мировоззрению. Мы знаем, что атеизм коммунистический представляет собой определённую систему убеждений, включающую в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам. Другой атеизм - кощунственный, аморальный, возникающий из желания жить «свободно» от божественного закона Правды, существовал преимущественно в недрах старого общества и чаще всего возникал на почве праздной и развращенной жизни имущих классов. Христианство действительно считает смертным грехом атеизм второго типа, но по-иному смотрит на атеизм коммунистический.

Награды

  • 12 апреля 1970 года - удостоен права ношения второй панагии
  • 17 июня 1971 года - удостоен права служения с предносным крестом.
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени.
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени
  • Орден Феникса (Греция)
  • Национальный орден Кедра (Ливан)
  • Орден Югославского знамени (СФРЮ)
  • Почётный член Ленинградской Духовной академии
  • Почётный член Московской Духовной академии

Оценки и мнения о нём. Память

Патриарх Московский и всея Руси Пимен в своём слове на отпевании отмечал:

Блаженнопочивший Владыка митрополит Никодим был верным сыном Русской Православной Церкви, с юношеских лет посвятившим себя служению Церкви Божией. Любовь к Святой Церкви, одаренность и трудолюбие сопутствовали ему на всём протяжении его, по-человечески слишком короткого, жизненного пути <…> Он любил монашество и проявлял большую о нём заботу. Многие ныне окружающие его гроб Преосвященные архиереи и клирики были подвигнуты им на избрание иноческого пути <…>

Кардинал Йоханнес Виллебрандс на отпевании:

Его любовь к Христу и к Церкви побуждала его к стремлению к единству. Он прилагал неутомимые усилия для того, чтобы познакомить нас, католиков, с богословскими, духовными и историческими богатствами Православной Церкви и, в частности. Русской Православной Церкви, верным и любящим сыном и служителем которой он был всегда.<…>
Он не только познакомил нас со своей Церковью, но, поскольку он глубоко любил свою Родину, он познакомил нас ещё больше с русским народом и его душой.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий на отпевании:

Все свои знания, весь пыл христианской души ты отдал миротворчеству, также совершенно по-новому подходя к этому служению, глубоко осмысливая учение Христово, и не только этому учил своих соотечественников, но на севере и юге, на западе и востоке ты твердо и убежденно отстаивал мир и вместе с тем говорил, что этого недостаточно, нужна дружба между народами. Вот почему многие люди доброй воли ныне вместе с нами скорбят о твоей кончине.

Оценки митрополита Никодима как при его жизни, так и по смерти, - весьма различны; большинство священнослужителей, выпестованных и поставленных им (как, например, митрополиты Ювеналий (Поярков), Кирилл (Гундяев), архимандрит Августин (Никитин)), полагают его выдающимся церковным деятелем и личностью своего времени. О заслугах Никодима говорится, в частности:

Известно ли вам, что именно благодаря митрополиту Никодиму в 60-е годы были спасены наши духовные школы? Знаете ли вы, что митрополит Никодим спас наш епископат? Ведь Хрущев однажды заявил, что через 20 лет покажет по телевидению последнего попа. Проводилась страшная антирелигиозная кампания, планировалось закрытие духовных школ. Совет по делам религий имел указание от Политбюро не рукополагать священников в епископы. Ожидалось, что старые епископы вымрут и церковь погибнет. Но неутомимая деятельность митрополита Никодима принесла свои плоды. Он сумел доказать, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви необходима плеяда молодых, грамотных епископов. И буквально пробил рукоположение. Этих епископов называли никодимовцами и подозревали в грехах только из-за духовной близости с митрополитом.

В консервативных кругах Русской Церкви преобладает негативная оценка: в вину ему ставится, прежде всего, экуменизм и в особенности его увлечение католичеством. О последнем с некоторым недоумением пишет в своих воспоминаниях о нём архиепископ Василий Кривошеин.

Что многих из нас смущало (как в России, так и на Западе), так это увлечение митрополита Никодима католичеством! Увлечение это было во многом иррациональное, почти патологическое. Началось оно не сразу и с каждым годом всё более развивалось. Думаю, что вначале на него повлиял А. Л. Казем-Бек. Помню как ещё в 1960 году в Москве, в разгар хрущёвского гонения на Церковь, он развивал мне мысль, что нам не нужно искать сближения с ВСЦ (это не серьёзная организация), а вот католики - это другое дело, они нам могут помочь и с ними нужно объединяться. Говорят также, что длинная, в 600 страниц, магистерская диссертация митрополита Никодима в значительной степени была написана Казем-Беком. Полагаю, что к католицизму митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о нём как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Напрасно мы много раз ему говорили, что такая картина не соответствует современной действительности, что сейчас в католической Церкви дисциплина подорвана хуже, чем в Православии. Говорили ему, что священники служат мессу, как кому вздумается, а богословы отрицают основные догмы веры. Митрополит Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения на католицизм! На него действовала внешность.

Правозащитник священник Георгий Эдельштейн так характеризовал церковно-политический курс Никодима в 1994 году: «<…> это линия слияния Церкви с государством, и главное - это линия уничтожения Церкви. Это линия, когда Моспатриархия становится средством, орудием. И вообще Церковь становится средством в политической интриге, борьбе.»

По смерти Патриарха Алексия I возникла реальная возможность, что патриархом будет избран митрополит Никодим. В Обращении к Поместному Собору 1971 г. «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)» священника Н. Гайнова и мирян Ф. Карелина, Л. Регельсона и В. Капитанчука делалась попытка показать, что митрополит Никодим с группой богословов на протяжении ряда лет «развивал и насаждал в Русской Церкви новое, соборно не обсуждавшееся учение в духе апокалиптического религиозного коммунизма, в котором давалась новая догматическая формулировка тех основ христианской веры, которые не были сформулированы в Догматах Вселенских Соборов.»

«Всемогущим ересиархом», «никодимовщиной» называет его и его деятельность православный публицист К. Ю. Душенов, оппозиционно настроенный по отношению к руководству Московской Патриархии. В СМИ выплеснулись обвинения Никодима в гомосексуализме, использующие клише неясного происхождения - «никодимов грех».

В сентябре 2008 года протоиерей Михаил Ардов (РПАЦ) считал: «То, что принято сегодня называть „никодимовщиной“, - это вторая фаза развития сергианства». Церковный обозреватель Михаил Ситников тогда же писал: «То, что митрополит осознанно шёл на контакт со спецслужбами большевистского государства с самого начала своей карьеры, не может вызывать особых сомнений. Это было свойственно большинству иерархов Русской Православной Церкви Московского патриархата до и после него. Однако случай именно Никодима (Ротова) логичней всего считать последним апробированием государственно-церковных отношений, после которого политика спецслужб в отношении роли РПЦ МП при советской власти сложилась окончательно. <…> Вполне вероятно, что один из её ведущих иерархов пошёл на личный риск сопротивления планам государства, рассчитывающего сделать из Церкви добровольного партнера в распространении коммунистической идеологии. После обнаружения того, что деятельность митрополита не соответствует интересам государства, но укрепляет позиции Церкви, спецслужбы ликвидировали опасного „двойного агента“ и отказались от перспективы попыток договариваться с РПЦ МП навсегда. <…> После митрополита Никодима Церковь рассматривалась не как возможный партнер власти, а только в примитивно сервильном качестве. После неудачной „пробы пера“ с Никодимом, отказ государства от партнерских отношений с Московской патриархией был настолько категоричным, что все попытки последующего руководства РПЦ МП переиграть ситуацию заново оставались и по сей день остаются обреченными на неудачу.»

В январе 2009 года «друг молодости» архимандрита Кирилла (Гундяева) Вадим Алексеевич Мельников (в начале 1970-х консул Представительства СССР в Женеве), вспоминая о приезде митрополита Никодима в Женеву, говорил: «Он приезжал туда в составе делегации. Кирилл предупредил его, что я консул, но имею отношение к спецслужбам. Я боялся этой встречи, знал, что Никодим с ненавистью относился к органам.»

12 октября 2009 года в Санкт-Петербурге Патриарх Кирилл (Гундяев) возглавил памятные мероприятия по случаю 80-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова).

Труды

  • Митрополит Никодим (Ротов) - православный богослов в эпоху социализма. К 80-летию со дня рождения. Из богословского наследия Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима за 1956 - 1967 гг. СПб.: Князь-Владимирский соб., 2009. 218 с.
  • Богословские труды. Сб. 20. Сборник посвящен Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (+ 5 сентября 1978). М.: Издание Московской Патриархии, 1979.
Дата рождения: 15 октября 1929 г. Страна: Россия Биография:

Родился 15 октября 1929 г. в д. Фролово Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания.

19 августа 1947 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым) пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона с причислением к ярославскому архиерейскому дому.

20 ноября 1949 г. архиепископом Димитрием рукоположен в сан иеромонаха и назначен настоятелем храма Рождества Христова в с. Давыдово Ярославской области. Позже некоторое время состоял вторым священником Покровского храма в г. Переславле-Залесском, а затем 7 августа 1950 г. назначен настоятелем храма святого царевича Димитрия в г. Угличе и благочинным Угличского округа.

В том же году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Ленинградскую духовную академию.

В январе 1952 г. назначен клириком Ярославского кафедрального собора и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского, затем ключарем собора, а с декабря 1954 г. — исполняющим обязанности настоятеля.

В 1955 г. окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

25 февраля 1956 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии.

31 марта 1957 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем возведен в сан игумена, а 25 сентября того же года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. Возведение в сан архимандрита было совершено (по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I) митрополитом Назаретским и всей Галилеи Исидором.

В марте 1959 г. назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии.

10 июля 1960 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, с назначением председателем Отдела внешних церковных сношений. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий I, митрополит гор Ливанских Илия, епископы Сергиопольский Василий, Дмитровский Пимен, Можайский Стефан.

Как председатель ОВЦС епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

28 августа 1960 г. назначен членом Комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября руководил Издательским отделом Московской Патриархии. Назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Избран почетным членом Московской духовной академии.

3 июля 1963 г. назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

3 августа того же года возведен в сан митрополита, назначен на Минскую и Белорусскую кафедру, а 9 октября становится митрополитом Ленинградским и Ладожским.

7 октября 1967 г. назначен управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

В 1968 г. во главе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на IV Ассамблее Всемирного совета церквей в Упсале (Швеция) и избран в состав Центрального комитета ВСЦ; в том же году избран на пост председателя Комитета продолжения работ ХМК.

Возглавлял делегации Русской Православной Церкви на четырех Всеправославных совещаниях — в 1961, 1963, 1964 и 1968 гг.

20 марта 1969 г. назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную подготовительную комиссию Святого Всеправославного Собора и утвержден председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

В 1970 г. поручено временное управление Патриаршими приходами Северной и Южной Америки. В том же году удостоен права ношения двух панагий; также присуждена ученая степень магистра богословия.

25 июня 1970 г. назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.

30 мая 1972 г. согласно прошению освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений в связи с перенесенной тяжелой болезнью. При этом был оставлен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства; также было поручено архипастырское окормление находящихся в Финляндии приходов, которые относятся к ведению Московского Патриархата. 3 сентября назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.

24-25 октября в связи с 20-летием Христианской богословской академии в Варшаве Сенат и Совет академии присудили митрополиту Никодиму почетную степень доктора богословия honoris causa за большие заслуги в области экуменической и миротворческой деятельности.

С 23 ноября по 10 декабря 1975 г. возглавил делегацию Русской Православной Церкви на V Генеральной ассамблее ВСЦ в Найроби и был избран президентом Всемирного совета церквей.

Заслуги Высокопреосвященнейшего Никодима перед Русской Православной Церковью были отмечены многими наградами, в том числе орденом святого равноапостольного князя Владимира (I, II, и III ст.); он был удостоен права ношения второй панагии и права служения с предносным крестом. Кроме того, он был награжден многими орденами Поместных Православных Церквей и других церквей, а также государственными орденами ряда стран: Греции (орденом Феникса), Ливана (орденом Ливанского Кедра), Югославии (орденом Югославского знамени).

Был почетным членом Ленинградской и Московской духовных академий. Входил в правление Союза Советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и правление Советской ассоциации дружбы с народами Африки.

Митрополит Никодим скончался от сердечного приступа 5 сентября 1978 г. в Ватикане, куда прибыл по поручению Священного Синода во главе делегации Русской Православной Церкви.

Отпевание состоялось 10 сентября 1978 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Отпевание по монашескому чину совершили Святейший Патриарх Пимен, Блаженнейший Митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей, Архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел в сослужении постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Таллинского и Эстонского Алексия и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Минского и Белорусского Антония, временно управляющего Ленинградской епархией, других прибывших проститься с почившим митрополитов, архиепископов и епископов, многочисленного духовенства.

Похоронен митрополит Никодим на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Дата рождения: 15 октября 1929 г. Страна: Россия Биография:

Родился 15 октября 1929 г. в д. Фролово Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания.

19 августа 1947 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым) пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона с причислением к ярославскому архиерейскому дому.

20 ноября 1949 г. архиепископом Димитрием рукоположен в сан иеромонаха и назначен настоятелем храма Рождества Христова в с. Давыдово Ярославской области. Позже некоторое время состоял вторым священником Покровского храма в г. Переславле-Залесском, а затем 7 августа 1950 г. назначен настоятелем храма святого царевича Димитрия в г. Угличе и благочинным Угличского округа.

В том же году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Ленинградскую духовную академию.

В январе 1952 г. назначен клириком Ярославского кафедрального собора и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского, затем ключарем собора, а с декабря 1954 г. — исполняющим обязанности настоятеля.

В 1955 г. окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

25 февраля 1956 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии.

31 марта 1957 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем возведен в сан игумена, а 25 сентября того же года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. Возведение в сан архимандрита было совершено (по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I) митрополитом Назаретским и всей Галилеи Исидором.

В марте 1959 г. назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии.

10 июля 1960 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, с назначением председателем Отдела внешних церковных сношений. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий I, митрополит гор Ливанских Илия, епископы Сергиопольский Василий, Дмитровский Пимен, Можайский Стефан.

Как председатель ОВЦС епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

28 августа 1960 г. назначен членом Комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября руководил Издательским отделом Московской Патриархии. Назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Избран почетным членом Московской духовной академии.

3 июля 1963 г. назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

3 августа того же года возведен в сан митрополита, назначен на Минскую и Белорусскую кафедру, а 9 октября становится митрополитом Ленинградским и Ладожским.

7 октября 1967 г. назначен управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

В 1968 г. во главе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на IV Ассамблее Всемирного совета церквей в Упсале (Швеция) и избран в состав Центрального комитета ВСЦ; в том же году избран на пост председателя Комитета продолжения работ ХМК.

Возглавлял делегации Русской Православной Церкви на четырех Всеправославных совещаниях — в 1961, 1963, 1964 и 1968 гг.

20 марта 1969 г. назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную подготовительную комиссию Святого Всеправославного Собора и утвержден председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

В 1970 г. поручено временное управление Патриаршими приходами Северной и Южной Америки. В том же году удостоен права ношения двух панагий; также присуждена ученая степень магистра богословия.

25 июня 1970 г. назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.

30 мая 1972 г. согласно прошению освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений в связи с перенесенной тяжелой болезнью. При этом был оставлен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства; также было поручено архипастырское окормление находящихся в Финляндии приходов, которые относятся к ведению Московского Патриархата. 3 сентября назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.

24-25 октября в связи с 20-летием Христианской богословской академии в Варшаве Сенат и Совет академии присудили митрополиту Никодиму почетную степень доктора богословия honoris causa за большие заслуги в области экуменической и миротворческой деятельности.

С 23 ноября по 10 декабря 1975 г. возглавил делегацию Русской Православной Церкви на V Генеральной ассамблее ВСЦ в Найроби и был избран президентом Всемирного совета церквей.

Заслуги Высокопреосвященнейшего Никодима перед Русской Православной Церковью были отмечены многими наградами, в том числе орденом святого равноапостольного князя Владимира (I, II, и III ст.); он был удостоен права ношения второй панагии и права служения с предносным крестом. Кроме того, он был награжден многими орденами Поместных Православных Церквей и других церквей, а также государственными орденами ряда стран: Греции (орденом Феникса), Ливана (орденом Ливанского Кедра), Югославии (орденом Югославского знамени).

Был почетным членом Ленинградской и Московской духовных академий. Входил в правление Союза Советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и правление Советской ассоциации дружбы с народами Африки.

Митрополит Никодим скончался от сердечного приступа 5 сентября 1978 г. в Ватикане, куда прибыл по поручению Священного Синода во главе делегации Русской Православной Церкви.

Отпевание состоялось 10 сентября 1978 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Отпевание по монашескому чину совершили Святейший Патриарх Пимен, Блаженнейший Митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей, Архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел в сослужении постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Таллинского и Эстонского Алексия и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Минского и Белорусского Антония, временно управляющего Ленинградской епархией, других прибывших проститься с почившим митрополитов, архиепископов и епископов, многочисленного духовенства.

Похоронен митрополит Никодим на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.