Мт5 что наша жизнь игра. Что наша жизнь игра

"Разговор по телефону лежит на полдороге между искусством и жизнью. Это общение не с человеком, а с образом, который складывается у тебя, когда ты его слушаешь" (Андре Моруа).

Вступление

Знание основ делового этикета и умение налаживать контакты – это неотъемлемая часть профессионального опыта сотрудников. По статистике, для решения более 50 % деловых вопросов активно применяется телефон.

Опосредованные переговоры во многом отличаются от прямого делового общения. Несоблюдение основ телефонного этикета накладывает отпечаток на имидж и репутацию любой организации. В чем же заключаются основные правила общения по телефону?

5 этапов подготовки к телефонным переговорам

Итог переговоров по телефону во многом зависит от планирования. Результативные звонки не могут быть спонтанными. Подготовку и планирование переговоров можно условно разделить на 5 этапов.

  • Информация
Сбор документов и материалов для проведения телефонной беседы.
Определение цели переговоров по телефону (получение информации, назначение встречи).
Составление плана деловой беседы и списка вопросов, которые предстоит задать.
  • Время
Выбор удобного для собеседника времени.
  • Настрой
Положительный настрой не менее важен, чем планирование переговоров. В голосе чаще всего слышно улыбку, усталость или негативные эмоции, что деловой партнер может приписать на свой счет. Для того чтобы голос был «живым», телефонные беседы рекомендуется вести стоя и с улыбкой!

Правила общения по телефону в деловой сфере

  • В начале разговора нельзя использовать слова: «алло», «слушаю», «говорите». Первое и элементарное правило: доброжелательно представиться, отвечая на звонок. Например: «Добрый день. Менеджер Татьяна. Компания «Фортуна».
  • Переговоры должны быть краткими. Нельзя обсуждать сделку или другое дело по существу. Для этого необходимо назначать личную встречу.
  • Во время разговора передавать трубку много раз – дурной тон.
  • Переговоры ведутся только с лицами, принимающими решения.
  • Обещание перезвонить следует выполнять незамедлительно, как только решится проблема, или в течение суток.
  • Если специалист отсутствует на рабочем месте, возможен обмен информацией с помощью другого сотрудника или помощника руководителя. Содержание сообщения через третьих лиц или на автоответчик необходимо спланировать заранее, соблюдая правила общения по телефону. Секретаря попросить организовать передачу данных и проконтролировать, чтобы они в любом случае дошли до адресата.
  • Запись на автоответчик начинают с приветствия, обозначения даты и времени звонка. После краткого сообщения следуют слова прощания.
  • Нельзя оставлять без ответа телефонные звонки, так как любой звонок может помочь получить важную информацию или заключить сделку. Трубку поднимать быстро до третьего гудка.
  • Разумеется, нельзя отвечать на два телефона одновременно.
  1. Вести переговоры быстро и энергично. Четко и внятно излагая аргументы, отвечая на вопросы без продолжительных пауз и неопределенных фраз.
  2. Пауза может длиться в виде исключения не более одной минуты, если специалист занимается поиском документа. Когда собеседник ждет дольше, он имеет полное право положить трубку.
  3. Вежливость обязательна для звонков. Ругань и крики в любом случае относятся к нарушению этики общения по телефону.
  4. При телефонных переговорах не рекомендуется употреблять жаргон, разговорную и ненормативную лексику. Не желательно использовать и терминологию, которая может быть непонятна собеседнику.
  5. Нельзя прикрывать трубку или микрофон рукой, общаясь с коллегами, так как собеседник, вероятно, услышит этот разговор.
  6. Заставлять ждать гостя, посетителя, когда вы говорите по телефону – это нарушение делового этикета. В таком случае надо извиниться, озвучить причину и назначить время нового звонка.
  7. При сбое связи, когда оборвался разговор, заново набирает номер тот, кто звонил. При переговорах представителя компании с клиентом, заказчиком или партнером, представитель перезванивает заново.
  8. Завершая переговоры, стоит еще раз озвучить совместные соглашения и договоренности.
  9. Заканчивает беседу и прощается первым, тот, кто позвонил, или старший по должности, по возрасту.
  10. Искренние слова благодарности незаменимы при завершении разговора. На прощание можно сориентировать собеседника на сотрудничество: «Увидимся завтра» или «Созвонимся в…».

Табу, или Каких выражений следует избегать?

Нежелательное выражение Правила общения по телефону
«Нет» Это слово, особенно в начале предложения, «напрягает» собеседника, усложняет взаимопонимание. Несогласие желательно выражать корректно. Например, «Мы пойдем вам навстречу и заменим продукт, но вернуть деньги уже невозможно».
«Мы не можем» Отказать клиенту сходу - значит отправить его к конкурентам. Выход: предложить альтернативу и обратить внимание в первую очередь на то, что возможно.
«Перезвоните», «Никого нет», «Все на обеде» Потенциальный клиент больше не позвонит, а выберет услуги другой фирмы. Поэтому надо помочь ему решить проблему или договориться о встрече, пригласить в офис и т.д.
«Вы должны» Следует избегать этих слов, используя более мягкие формулировки: «Лучше всего сделать…», «Для вас имеет смысл…»
«Я не знаю», «Я за это не отвечаю», «Это не моя ошибка» Подрывает репутацию специалиста и организации. При недостатке информации лучше ответить: «Интересный вопрос. Можно я уточню это для вас?»
«Одну секунду подождите, я посмотрю (найду)» Обман клиента, так как за секунду невозможно сделать дело. Стоит сказать правду: «Поиск необходимой информации потребует 2-3 минуты. Сможете ли вы подождать?»
«Я вас отвлекаю?» или «Можно вас отвлечь?» Фразы вызывают негатив и усложняют общение. Данные вопросы ставят позвонившего человека в неловкую позицию. Предпочтительный вариант: «У вас есть минута?» или «Вы сейчас можете говорить?»
Вопросы «С кем я сейчас говорю?», «Что вам нужно?» Фразы недопустимы, поскольку превращают переговоры в допрос и нарушают правила общения по телефону.
Вопрос «Почему…» Собеседник может подумать, что вы ему не доверяете.

7 секретов успешных звонков

  1. Правила разговора по телефону с клиентами предполагают, что результативные переговоры укладываются в 3-4 минуты.
  2. Поза и интонация так же важны, как и информация, переданная во время беседы.
  3. Как говорит собеседник? Быстро или медленно. Успешные менеджеры умеют подстраиваться под темп речи клиента.
  4. Односложные «да», «нет» предпочтительнее поменять на развернутые ответы. Например, клиент интересуется, будете ли вы в пятницу, стоит не только ответить «да», но и сообщить режим работы.
  5. Если разговор затянулся, то вместо извинений лучше поблагодарить собеседника. Извиняющийся тон правила разговора по телефону с клиентами не допускают.
  6. Пометки и записи во время телефонных переговоров в блокноте помогут восстановить ход важного разговора. Деловой человек не будет использовать для этого клочки бумаги или листки календаря.
  7. Особенностью телефона, является то, что он усиливает речевые недостатки. За своей дикцией и произношением нужно внимательно следить. Совершенствовать технику переговоров поможет запись на диктофон и прослушивание своих разговоров с клиентами.

Когда звонит клиент…

Дозвонившийся клиент может и не назвать себя, сразу начав излагать свою проблему. Поэтому необходимо тактично спросить: «Простите, а как вас зовут?», «Из какой вы организации?», «Будьте любезны подскажите номер телефона?»

Правила общения по телефону с клиентами связаны с тем, что передавать стоит только точные сведения, если располагаете необходимыми данными. Клиент, не дождавшийся внятного ответа, больше не обратится в вашу организацию.

Иногда приходится иметь дело с разгневанным или нервным клиентом. Его жалобу лучше выслушать и не перебивать. Он будет способен к конструктивному диалогу, только когда выговорится. Услышав оскорбление надо положить трубку.

Звонки в общественных местах или на совещании

Совещание и деловая встреча – это время, когда по правилам надо воздерживаться от звонков. Живой голос является приоритетным. Переговоры, которые отвлекают внимание присутствующих, недопустимы.

Ответить на звонок на деловой встрече или совещании значит показать собеседнику, что вы не цените его и проведенное с ним время, что позвонивший человек важнее.

Бывают и уважительные причины, например болезнь родственника, крупный контракт. Правила общения по телефону предполагают, что присутствующих необходимо поставить в известность перед встречей или собранием, согласовать с ними поступление звонка. Разговор следует провести очень быстро (не более 30 секунд), по возможности в другом кабинете.

Человек, говорящий по телефону во время частной встречи, в ресторане, на собрании выглядит некультурно и глупо.

Деловой разговор по телефону. Пример

Вариант 1

Руководитель: Центр «Сателлит». Добрый день.

Секретарь: Добрый день. Союз потребительских обществ. Морозова Марина. Я звоню по поводу проведения конкурса.

Р: Александр Петрович. Слушаю вас.

Р: Да. Вы можете забронировать конференц-зал на 150 мест.

С: Спасибо. Это нас устроит.

Р: Тогда будет необходимо выслать нам гарантийное письмо.

С: Хорошо. По почте с извещением можно отправить?

Р: Да, но идти будет дня три.

С: Это долго.

Р: Вы можете выслать его с курьером.

С: Значит, так и сделаем. Благодарю вас за информацию. До свидания.

Р: Всего доброго. Будем рады сотрудничеству.

Деловой разговор по телефону. Пример 2

Менеджер: Здравствуйте. Я бы хотел переговорить с Иваном Сергеевичем.

Директор выставки: Добрый день. Я вас слушаю.

М: Это Балуев Владимир, менеджер компании «Макси Строй». Я звоню по поводу переговоров, чтобы уточнить расценки.

Д: Очень приятно. Что конкретно вас интересует?

М: Выросла ли стоимость экспозиционного квадратного метра?

Д: Да, выросла. Один квадратный метр в павильоне с 1 сентября стоит шесть тысяч рублей, а в открытой экспозиции – три тысячи.

М: Ясно. Благодарю за информацию.

Д: Пожалуйста. Если у вас возникнут вопросы, звоните.

М: Спасибо. Обращусь при необходимости. Всего доброго.

Д: До свидания.

Заключение

Умение применять правила общения по телефону с клиентами становится неотъемлемой частью имиджа любой организации. Потребители отдают предпочтение фирмам, с которыми приятно иметь дело. Эффективное деловое общение – залог успешных сделок, а значит и финансового благополучия предприятия.

«Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актёры» Вильям Шекспир. Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится»

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(перевод)

Что наша жизнь? Игра!

Фраза из арии Германна оперы «Пиковая дама» (премьера - 7 декабря 1890 г.) Петра Ильича Чайковского по повести Пушкина Александра Сергеевича.
Автор либретто - Модест Ильич Чайковский (1850—1916), брат П. И. Чайковского:

«Г е р м а н н:

Добро и зло - одни мечты!
Труд, честность - сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?
Сегодня ты, а завтра я!»

В сети известны другие вариации стихов на эту известную тему. Ниже представлены только некоторые из них.

Алексей Жарков

Вся жизнь игра, а люди в ней актёры.
Недаром говорил Шекспир!
У каждого есть маска наготове.
Которую достать, готовы в миг.

Пытаясь спрятать все проблемы.
Меняя маски каждый миг.
Мы путаемся к сожалению,
Какой нас путь сейчас постиг.

Путь одиночества нам близок и понятен.
И вроде окружают все тебя!
И создаются красок впечатления,
Но это лишь иллюзия твоя.

В реальности вокруг один театр.
Актёры сплошь и тут и там.
Ведь жизнь игра, а люди в ней актёры.
Такая участь у тебя:
Живем играть, меняем маски,
Меняем маски, чтоб играть.

Инна Власкина

Что наша жизнь - игра или реальность?
На людях исполняем роль,
В душе храним мы наши тайны,
Всю нашу суть, эмоции и боль.

«Жизнь - игра!», - сказал Шекспир,
Забудь слова, уйди со сцены,
Останься ты собой самим,
Живи в гармонии со всеми.

В разделе на вопрос А Вы заметили, что многие статьи начинаются с цитаты "Что наша жизнь? Игра!", которую ошибочно приписывают это Шекспиру? заданный автором Lucky лучший ответ это Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец... и т. д.
Шекспир. Как вам это понравится. Акт 2, сцена 7, монолог Жака. Перевод Щепкиной-Куперник, в другом переводе может звучать несколько иначе.
Первоисточник шекспировских слов: «Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры» - сочинения римского писателя Гая Петрония. Его строка "Mundus universus exercet histrionam" украшала фронтон здания, где размещался театр «Глобус» , для которого писал свои пьесы Шекспир (Google).
Ну а с арией Германа, кажется, всё ясно.

Ответ от Двутавровый [гуру]
Нигде и никогда Пушкин подобного не писал.
Либретто к опере "Пиковая дама" написал Модест Чайковский, ему же принадлежаит и слова всех арий.
Вообще-то странно не помнить, что "Пиковая дама" Пушкина написана прозой.
Статей, где приведенные Вами слова приписываются Шекспиру, отродясь не встречал. Хотел бы посмотреть на журналиста, который мог допустить подобное.


Ответ от Приборостроение [гуру]
Ария Германа из оперы "Пиковая дама"
Что наша жизнь - игра,
Добро и зло, одни мечты.
Труд, честность, сказки для бабья,
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,
Сегодня ты, а завтра я.
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи,
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня, кляня свою судьбу.
Что верно - смерть одна,
Как берег моря суеты.
Нам всем прибежище она,
Кто ж ей милей из нас, друзья,
Сегодня ты, а завтра я.
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи,
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня свою судьбу.

Эти строки из эпиграммы, написанной Пушкиным 170 лет тому назад, можно в известной мере отнести и к самому автору, страстному, увлекающемуся человеку, азартному игроку:

Поэт-игрок, о Беверлей-Гораций,
проигрывал ты кучки ассигнаций,
И серебро, наследие отцов,
И лошадей, и даже кучеров -
И с радостью на карту,
на злодейку,
Поставил бы
тетрадь своих стихов...

В карты тогда играло все великосветское общество обеих столиц.

«В Москве составилось общество богатых игроков... Он приехал в Петербург. Молодежь к нему нахлынула, забывая балы для карт и предпочитая соблазны фараона обольщениям волокитства».

А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули — Бог их прости! -
От пятидесяти
На сто.
И выигрывали,
И отписывали
Мелом.
Так в ненастные дни,
Занимались они
Делом.

В преферанс во времена Пушкина практически не играли, пик его популярности в России пришелся на вторую половину прошлого века. Серьезные солидные игроки играли тогда в вист и его североамериканскую разновидность бостон.

«Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтобы видеть игру, столь необыкновенную».

Это Пушкин пишет в «Пиковой даме» о третьем, решающем дне — когда Германн поставил на карту (как ему казалось, на туза) 188 тысяч.

Играл Германн против банка (который держал Чекалинский) в фараон. Остановимся несколько подробнее на этой игре и происходящих в повести драматических событиях.

Правила фараона чрезвычайно просты: понтер из одной колоды вытаскивает желаемую (известную только ему) карту и кладет рубашкой вверх на стол. Банкомет берет другую колоду, тасует ее и начинает раздавать карты по одной на две кучки. Если карта банкомета, равная по номиналу карте понтера, ляжет налево от него — выигрывает понтер, направо — банкомет.

Игра эта сродни «орел-решка»: вероятность выигрыша и проигрыша одинаковы. Математическое ожидание выигрыша равно нулю (0,5*1 + 0,5*(-1) = 0), а значит, игра является справедливой (безобидной). Здесь, однако, присутствует один нюанс.

При неограниченно долгой игре против казино с бесконечным капиталом даже в безобидную игру понтера неизбежно ждет банкротство. Не избежал бы его и Германн, если бы, желая значительно преумножить свой капитал (47 тысяч), ставил постоянно на эту сумму против "проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы" Чекалинского. Поэтому, чтобы превратить 47 тысяч в 376, он, как ни странно, выбрал правильную стратегию, загибая, как и азартный Чаплицкий, «пароли» и «пароли-пе». И хотя вероятность выиграть три раза подряд «семпелем» всего 12,5% (1/23), она все же значительно выше вероятности набрать эту сумму, играя, по примеру осторожного Сирина, «мирандолем» (вероятность, к примеру, сделать семикратное «руте» равно 1/128).

Германну, увы, не повезло — он обдернулся: «вместо туза у него стояла пиковая дама». Повезло читателям — появилась прекрасная повесть.

И хотя близкий друг Пушкина поэт Петр Вяземский писал:

Друзья! Кто хочет быть умен,
Тот по пословице поступит:
Продаст он книги, карты купит, —

(Риторика на грани казуистики)

Человек – играющее животное.

Чарльз Лэм

Давайте, в конце концов, разбираться, что есть наша жизнь, кто мы в ней и зачем?

Эти вопросы волновали людей на протяжении тысячелетий, мы не первые, кто этот вопрос ставит ребром. Но ответов или множество, или нет совсем. Великие умы, как правило, ставили вопрос о смысле жизни, не отвечая на него, чаще они только предполагали тот или иной вариант ответа. И Боже меня сохрани заявить, что жизнь – это то-то, смысл её в том-то, а потому жить надо так, а не иначе.

П.И. Чайковский в «Пиковой даме» написал чудную арию Герману, и не знающие оперу люди слышали знаменитый тезис героя: «Что наша жизнь? – Игра!..», частенько используют его, как цитату, совершенно не придавая значения смыслу и фразы и самой арии, где дальше поётся: «…сегодня ты, а завтра я…» С этих позиций и рассмотрим утверждённую редакцией тему.

«Нас не спрашивают, хотим мы рождаться на этот свет или нет». Мало кто не знает такого постулата, мало кто им не пользуется. Опять же, не придавая этому значения. Обстоятельства, эмоции, стрессы и прочее вынуждают нас произносить подобные словосочетания. Другое дело, когда твой ребёнок подходит и или в лоб спрашивает, или в запале выкрикивает: «Зачем вы меня родили?!» И тут мамы с папами в растерянности разводят руками – ответить-то нечего.

Кто-то когда-то (врать не буду, не помню) связал вышеприведённый постулат с игрой: действительно, это игра такая с Высшим, Он не спросил нас, Он дал нас родителям, а те, соответственно, дали нам жизнь. И давай, друг, играй, а то проиграешь. И мы играем, каждый, как может. Играем всю жизнь. Похожа жизнь на игру? Безусловно!

Любая игра предполагает цель, надо дойти до некоего финала, кого-то обойти, обыграть, самому при этом выиграть, набрав N-ое количество очков. Притом, что правила в такой игре более чем свободны и условны. И каждый шурует к намеченной цели в соответствии со своим воспитанием, уровнем интеллекта, кругозором, степенью претензий и притязаний и прочими прибамбасами.

Где-то в первой трети дистанции нам становится совершенно ясно, насколько эта игра сложна, мудрёна, жестка и даже жестока. Кто-то приостанавливается, кто-то сходит с дистанции, кто-то сбавляет обороты, а кто-то продолжает шуровать, прыгая с уровня на уровень, не думая о партнёрах по этой игре: лишь бы достичь цели первым и урвать по пути крупный куш. А дети наши смотрят на нас и внимают…

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Я актёр, игра – моя стихия, моя жизнь. Азарт мне свойственен по природе профессии. Только не стоит путать этот азарт с азартом, скажем, карточного игрока. Суть этих азартов разная. Меня будоражит азарт познания, исследования. Вслед за другим классиком, Шекспиром, я могу утверждать, что «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры, и каждый не одну играет роль».

Согласитесь, великий англичанин был прав. За полтора десятка лет на сцене я перемерял столько масок, что иногда с трудом различаю, где я, а где сыгранный мной персонаж. Это издержки профессии. Собой оставаться трудно, и не только на сцене. Но, с другой стороны, профессия моя обязывает меня наблюдать жизнь, наблюдать за людьми, за их проявлениями в разных ситуациях, за тем, как их характер, темперамент, интеллектуальная составляющая влияют на эти проявления. И с каждым годом убеждаюсь в верности формулировки Шекспира. Все играют, все!!! И дети, в том числе.

На этом лирическое отступление закончено и продолжается размышление на заданную тему.

Любая игра – некое постижение, определённый набор опыта. С повышением уровня игры опыт увеличивается, познания множатся. Повышение уровня предполагает бонусы. Это закон игры, закон жизни.

Игра навязывается ребёнку с самого начала его жизни. Сначала дитя приучается улыбкой отвечать на родительскую улыбку, потом, играя, ребёнок учится ходить, запоминать, говорить, что-то делать. По мере взросления, ставки в этой игре растут: «Сделай то-то!» — «А что мне за это будет?» Знакомо? Знакомо.

Но это с одной стороны… С другой стороны, ребёнка окружает сегодня такое количество информации, что даже взрослый человек переварить не в состоянии. Телевидение – главный поставщик информации. Как результат, дети становятся агрессивнее, меркантильнее, неуправляемее.

ЕЩЁ ОДНО ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

У меня много друзей среди детей. Один парнишка (8 лет) с ходу придумывает такие виды оружия, такие способы пыток, что диву даёшься. Даже его интеллигентнейшие родители частенько пребывают в ступоре. А парень играет, показывая, как что-то взрывается, как кто-то разлетается на кусочки.

Другой мальчонка (3 года) обожает своего отца и ни во что не ставит бабушку с дедушкой (родители сознательно ограничивают его в просмотре телевизора, очень скрупулёзно следят за тем, что он смотрит, предлагают ему конкретные фильмы и мультики), он сочинитель в свои годы, его богатая фантазия бурлит и изливается на взрослых, и бабушка с дедушкой не могут соответствовать его игровым и энергетическим запросам. Мой племянник (7 лет) уже несколько лет бредит Человеком-Пауком.

Он прибегает к родителям и сообщает, что победил злодеев (до этого мы несколько часов слышали вопли и крики, стоны и рычания, разного рода «тыдыщ!», «уау!», «бах!»), а кто эти злодеи, почему они злодеи для него не важно. При этом они все используют наши выражения, словечки из телевизора, сюжеты импортных мультиков, как правило, с канала «Jetix» или ему подобных.

Бессмыслица, агрессия, насилие становятся условием игры, имя которой жизнь. Это, скажем так, предлагаемые обстоятельства данного уровня, и мы, игроки, должны угадать правила своего поведения на этом уровне, должны пройти его, провести по нему своих детей, обрести свой опыт, снабдить опытом своих детей и перейти на следующий уровень.

Примеры эти, в общем-то, частные, может, покажутся кому-то мелковатыми и даже ворчливыми, но это, естественно, лишь часть паззла. (Вот, кстати, ещё одно сравнение жизни и игры.)

Продолжаю.

Учитывая тему, дальнейший разговор теперь может идти исключительно о правилах этой игры. Об их обнаружении, формулировании для себя, о следовании им и (ни в коем случае не или!) о несоблюдении их. Самое примечательное, что правила в этой игре установлены самими игроками. Не нами, а теми, кто играл задолго до нас. Мы пользуемся их опытом, присваиваем его себе, опять же – соответственно нашим представлениям о них (правилах), нашему интеллекту, характеру, темпераменту…

«Всё когда-то уже было…» Жизнь развивается по спирали. История человечества – это история костюма, прежде всего. Насколько трудно, к примеру, сегодняшним литераторам, до них столько всего сочинено, проанализировано, что, кажется, тем для исследований уже не осталось. И они по новой ворошат уже проанализированные темы, вертят принятые предками постулаты и истины так и этак, часто высасывают из пальца новые смыслы, вскрывают «ложь веков». Чем не игра? И подобные действия не всегда продиктованы только лишь их желанием остаться в числе лучших игроков, о чём в любой игре свидетельствует Галерея Почёта.

Но ведь что ещё интересно: на чужих ошибках человек учится редко, только на своих. А научившись, обжегшись, столкнувшись, задним умом понимает, что это «когда-то уже было». Вот и получается, что опыт – это количество шишек на твоей голове. Так в любой игре: карты сошлись именно так, кубики выдали именно такую комбинацию, именно на ту кнопку ты нажал, проходя уровень. А расклад правил при этом был такой-то…

Жизнь-игра предлагает великое множество соблазнов. Можно даже считать, что соблазны эти и есть своеобразные правила игры. Жизнь-игра предлагает бессчётное множество путей, они тоже суть правила. Как в русской былине: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь — …»

Не выбрать свой путь, то есть не принять те или иные правила игры, невозможно. С одной стороны нас зазывают религии, с другой соблазняют пороки, с третьей – познания, с четвёртой… Да много их, путей, спору нет. И начав шагать по одному пути, мы или продолжаем идти по нему, или же перебегаем на иную дорогу. И так по кругу, и без конца, и без конца.

Одно можно сказать с уверенностью, чтобы выводить на какую-то жизненную дорогу своих детей, надо определиться со своей. Трудно это крайне, господа взрослые люди, вы это не хуже меня знаете. Но надо. Иначе, в случае с детьми, выйдет сказка про белого бычка. Будут дети наши ходить по кругу, аки козлик, к колышку привязанный.

На встрече со зрителями Андрея Миронова студенты-щукинцы спросили: «Как жить?». Он ответил: «Честно.» Играть надо честно. Если жизнь – это игра, то и давайте играть по правилам. Закономерен вопрос: что это за правила, которые самим себе формулировать нужно? О чём вы вообще ведёте речь, если на протяжении всей статьи только и распинаетесь, что о неких эфемерных понятиях да о непонятном опыте предков?

А речь я веду именно о том, друзья мои, что мы в наш век скоростей настолько положились на технический прогресс и известный только нам «авось», что совершенно забыли, кто мы, откуда. Про «зачем» я вообще лучше умолчу. Факт остаётся фактом: мы стали ленивы, мы стали невежественны и невежливы, скудоумны, непытливы и потрясающе неинтересны сами себе. Осознать себя без опыта ушедших поколений – НЕЛЬЗЯ! С собой определиться не можем, чего же мы от детей требуем, господа?

Правила игры, название которой «ЖИЗНЬ», у нас под носом, их нужно только разглядеть и принять. И вовсе не стоит смотреть на эту игру взглядом обречённого. Надо играть! Так вышло, что играем мы все и всегда, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то удачливей, кто-то не очень, но результат в любом случае зависит только от нас.

Судьба? Рок? Фатум? Вы ещё Парок вспомните, тех, что из Древней Греции. Они, может и есть, но уж если и обращаться к грекам за примером, то следует помнить, что эти граждане всегда старались богов обставить, обспорить и даже облапошить. А иудейский Яхве вообще предоставил человеку самому определять свою судьбу. Не знали? Вот видите…

Простите, дорогие читатели, если чем-то задел ваше самолюбие, никого обидеть я не хотел. В мои цели вовсе не входило учить или давать рецепты, я желал лишь обозначить проблему в соответствии с темой. Но наблюдения мои за жизнью, за людьми, за самим собой заставляют меня делать эти неутешительные выводы. В какой-то момент своей жизни я чётко понял, что блюдечка с голубой каёмочкой не бывает в природе, хотя чертовски хочется, чтобы оно существовало. А если оно и возникает где-то, то чуть позже за него приходится платить.

И это главное правило игры. И надо познавать, надо прочерчивать себе путь, оглядываясь на рядом идущих, поддерживая, подталкивая кого-то вперёд, аккуратно обходя кого-то на поворотах, разочаровываясь в ком-то, обретая что-то и кого-то, теряя, прощаясь… Игра эта – увлекательна, познавательна. «Если бы знать, если бы знать, если бы знать!..» — восклицали чеховские три сестры. Но знать наперёд невозможно, в том и интерес. Узнать, что за поворотом, можно только заглянув за него. История вообще не терпит сослагательного наклонения.

ПОСЛЕДНЕЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Мой любимый поэт Юрий Левитанский написал такое стихотворение:

Я медленно учился жить.

Ученье трудно мне давалось.

К тому же часто удавалось

урок на после отложить.

И снова, снова к тем азам,

в бумагу с головой заройся.

Сезам, — я говорю, — откройся!..

Не отворяется Сезам.

Можно было привести его полностью, да и не только его, у Левитанского отличные стихи. Но я сознательно не привожу. Найдите, прочтите, узнайте себя.

И снова за игру! Ставки растут.

Олег Теплоухов