Нил бог чего. Потерянные цивилизации

Без реки Нил Египет был бы безжизненной пустыней. Египтяне отлично это понимали, поэтому с глубоким почтением относились, как к самой реке, так и божеству, олицетворяющему её. Отвечал за Нил бог Хапи.

Нил играл важную роль в жизни Египта. Поэтому неудивительно, что в представлении египтян бог Нила исполнял много полезных функций. В первую очередь он был покровителем урожая. Ежегодный разлив Нила, приводивший к появлению плодородного ила, считался пришествием Хапи.

Египтяне верили, что благодаря стараниям этого божества берега не засыхали, поля давали щедрые урожаи, а на лугах росла сочная трава. Именно Хапи считался творцом зерна. А ещё он поддерживал космос в равновесии.

У Хапи было много почетных титулов. Его называли: «отец богов», «повелитель рыб и болотных птиц», «повелитель реки». О происхождении имени Хапи известно мало. По одной из версий, в глубокой древности так именовали реку Нил.

В отличие от многих других представителей египетского пантеона Хапи считался щедрым и добрым богом. Он символизировал изобилие, богатство, благополучие и плодородие. Назвать человека «богатым, как Хапи» означало признать его влияние, достаток и силу.

Согласно легенде этот бог возник из первобытного океана Нун. Женой бога Нила являлась покровительница земли. В Верхнем Египте эту роль исполняла богиня Нехбет, а в Нижнем Египте – богиня Уаджит.

Как изображали бога?

Обычно Хапи изображали как полноватого мужчину с большим животом и свисающей грудью. Эти особенности указывали на плодородие Нила. Голову этого египетского божества украшало водяное растение. Единственной одеждой бога была набедренная повязка. В руках он держал сосуд с водой.

Хапи имел несколько ипостасей. К примеру, если он выступал в образе бога Верхнего Нила, его изображали в головном уборе из лилий и лотосов. В Нижнем Египте Хапи украшали изображениями лягушек и папирусов. Его цветами считались синий и зеленый. Назваными оттенками художники окрашивали кожу божества, намекая таким образом на цвета речной воды.

В период правления в Древнем Египте 19-й династии Хапи начали рисовать в виде парной фигуры. Таким образом, подчеркивалась связь Верхнего и Нижнего Египта. Поскольку данный символ имел политическую подоплеку, его обычно изображали на троне фараона.

Свое представление о Хапи имели и греческие художники. Они изображали его крупным мужчиной с бородой и кудрями. Божество окружали 16-ю детьми. Именно на 16 локтей обычно поднимался уровень воды в Ниле во время разлива. Одно из изображений можно лицезреть в Луксорском храме. Это прекрасный рельеф, размещенный на троне статуи Рамсеса II.

Как почитали Хапи?

Обиталищем бога считалось ущелье Гебель-Силсилэ, расположенное у первых порогов Нила. Вблизи этого места находится остров Элефантин. В древности именно здесь располагался центр культа Хапи.

Чтобы обеспечить стабильные ежегодный разлив Нила, жрецы проводили специальные ритуалы. Неоценимую помощь им оказывал «нилометр» – измерительный прибор, позволяющий предсказывать уровень прибывающей воды. В Древнем Египте религия нередко шла рядом с наукой.

Хапи часто прославляли в гимнах. Его праздником считался день разлива Нила. Активное участие в торжествах принимал фараон. Во время праздника приносились тысячи жертв в виде сосудов, наполненных маслом, вином или молоком. Их бросали в реку с пожеланиями урожайного года.

В египетской мифологии трудно найти более положительного персонажа, чем Хапи. Возможно, именно по этой причине он практически не известен современной массовой культуре, отдающей предпочтение «плохим парням».

Великая африканская река, вторая в мире по своей длине, - Нил , зарождаясь в областях Экваториальной Африки, устремляет свое течение к Средиземному морю, впадая в него двумя устьями. В древности, как об этом повествует великий историк античности Геродот, устьев было семь. Своими разливами река создавала благоприятные условия не только для создания оседлых поселений, роста их населения и развития земледелия и, но и для установления централизованной власти. Разливы Нила временами бывали столь же разрушительны, сколь и благоприятны, и людям требовались определенные усилия для обуздания водной стихии. Одной семье было не под силу выполнять эту задачу, и великая река сама указывала обитателям ее берегов на необходимость объединения усилий. Нил и беспощадно палящее Солнце - вот два божества, от которых зависела жизнь египтян. Александр Морэ выразил эту мысль образно и лаконично: «Нил требовал от египтян объединить усилия, а Солнце открыло им, что миром правит единая сила».

Египтяне называли этот водный поток просто «Великая река» (itr-âa ) или «река», иногда, вероятно, во время пика разлива, - «Море» (iumâ ), арабы - Эль-Бари («река»). Название, под которым египетская река стала известна всему миру, - Нейлос, Нил, впервые появляется у Гесиода и происхождение его неизвестно. Сами египтяне представляли себе реку «богом в человеческом обличье» и называли его Хапи, именем, значение которого тоже неизвестно. Древнегреческий историкГеродот приводит следующее мнение египетских жрецов, узнавших, что эллинская земля орошается дождями: «эллины когда-нибудь обманутся в своих твердых упованиях [на небесную помощь] и испытают страшный голод». Такое мнение красноречиво свидетельствует о том, что плодородие египтяне считали даром не неба, а подземного мира, в котором был скрыт источник живой воды Нила. И хотя вера в загробный звездный Дуат, где находятся истоки небесного Нила, объясняла, что «эта священная вода приходит на землю с неба», преобладало мнение, что она приходит «тайными путями - из Нижнего мира». А. Морэ приводит отрывок из гимна Нила, относящегося к Фиванскому периоду: "Привет тебе, Хапи, приходящему, чтобы подарить жизнь Египту; тому, кто тайно приходит в темноте в тот день, когда мы воспеваем твой приход; волна, покрывающая сады, созданные Ра, дарующая жизнь всем испытывающим жажду и отказывающаяся напоить пустыню льющейся с неба водой!". Во всяком случае, все фараоны продолжали адресовать Нилу, а не небу, приказы начать разлив, торжественно бросая в речную воду свитки с царским указом.

Долгие тысячелетия местонахождение истоков Нила было тайной для египтян. Геродот, интересовавшийся этим вопросом во время пребывания в Египте, написал: «Об истоках же Нила никто ничего определенного сказать не может». Римляне даже придумали поговорку, обозначающую напрасные усилия: «Caput Nili quaerere - «Искать истоки Нила». Предполагалось, что они вытекают из двух сосудов зодиакального Водолея, часто изображавшегося в древности именно так - с двумя звездными сосудами, или из двух пещер в области Первых Порогов: «Хапи выходит из двух пещер, чтобы напитать жертвенными хлебами богов. Когда он разливается, то ему удваивают жертвы», - сообщают строки гимна Хапи времен XIX династии.

Пройдя Первые Пороги, река «вступает на территорию Египта». Ширина ее русла при этом составляет уже более 457 метров, доходя ниже по течению до 804. «Этот гигантский поток воды держит путь между двумя бескрайними безводными пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря... черный ил, который несет река, постепенно захватывает рыжевато-коричневую почву, одевая ее в зелень. ...Везде, куда достают воды Нила, почва покрыта слоем этого гумуса, образующего Черную землю kem - t ...». Вся почва долины Нила и его дельта были образованы этими наносами. В самый разгар лета, когда солнце грозило сжечь землю, превратить ее в окаменевшую массу, начинала разворачиваться грандиозная картина разлива Хапи, защищающего ее своими водами от огненной гибели. По словам Диодора: «Разлив Нила - это явление, изумляющее тех, кто видит его, и представляется совершенно невероятным тем, кто слышит о нем. Ибо в отличие от остальных рек, пересыхающих к летнему солнцестоянию и все более и более уменьшающихся с этого момента, один Нил начинает расти, его воды поднимаются день за днем до тех пор, пока не разливаются, заливая почти весь Египет».

Олицетворением Нила был антропоморфный бог Хапи, изображавшийся с женской грудью и отвислым животом. Сидя обнаженным в тайной пещере, обвитой змеем, с венком из стеблей лотоса на голове, Хапи, совмещающий в себе признаки двуполого божества, держал в обеих руках по кувшину, как и звездный Водолей. Между тем, представление Хапи двуполым божеством, по мнению Макса Мюллера, было ошибочным: «Хапи не является гермафродитом, как обычно утверждают египтологи (у него было две жены). Отвислая грудь повторяется на многих египетских изображениях тучных мужчин; а чрезмерная полнота Хапи символизирует плодородие, которое приносит дающая жизнь река».

Одной из двух супруг Хапи считалась Нехбет, в древнейшую эпоху почитавшаяся под именем «Водная», которую считали «влагой, первобытным началом Вселенной и матерью всего сущего». Нехбет была богиней-грифом, связанной с доисторической столицей Верхнего Египта. Ее постоянно представляли «летающей над царем и держащей кольцо или другие царские эмблемы». Она носила белую корону Верхнего Египта, поэтому ее называли «та, что белая», и ее города Нехбет и Нехен тоже называли «белыми городами». Представление о Нехбет как о жене бога-Нила является «очень древней традицией». Считалось, что «она стоит у входа в преисподнюю», принимая умерших. Супругой Нила также считалась Му(у)т (или Муит), «Водный поток». Обе жены Хапи не уступали ему в тучности, и сам «океан» Нун (букв. «Великий Зеленый»), старейший и мудрейший бог, считавшийся отцом Нила и «таинственных богов», изображался тучным мужчиной, временами с лягушачьей головой (однажды - с воловьей), позднее - с двумя плюмажами, венчающими человеческую голову.

Хапи не всегда изображался тучным, но всегда мужчиной с женской грудью, что «может указывать на пережитки матриархата» и свидетельствовать в пользу возможного существования женского образа реки в древнейшую эпоху. Не только наличие женской груди может служить доводом, подкрепляющим подобное предположение (к примеру, в шумерской традиции считалось, что Тигр и Евфрат вытекали из сосков Тиамат), но и изменение цвета нильской воды, объяснявшееся связью с родами, которые никак не могли соотноситься с мужским божеством. Простое наблюдение за разливом могло привести к мысли об олицетворении божества реки в женском образе: первая прибывающая вода была окрашена в зеленый цвет, затем вода меняла свой цвет на красный. Древние египтяне, не подозревавшие о том, что зеленый цвет был вызван остатками растений, а красный происходил от железистых пород Эфиопии, объясняли смену цвета тем, что зеленая вода была отходящими при родах водами, а красной она становилась от крови, проливаемой во время родов богиней-матерью, «ежегодно приносившей младенца Хора, дающего обновление жизни». Добавить к этому можно также то, что всех коров, посвященных Исиде, топили в реке, тогда как костные останки быков свозили со всей страны на остров в Дельте и там хоронили. Священных же быков мумифицировали и тоже хоронили в гробницах.

В действительности нильская вода была обязана зеленым цветом Белому Нилу, медленно протекавшему по болотам экваториальной Африки. А Голубой Нил, стремительный и быстрый, обязанный своим происхождением таянию снегов на Абиссинском плоскогорье, нес с собой железистые грязи, оторванные от горных пород, которые окрашивали воду в кроваво-красный цвет. Зеленая волна, доходя до Мемфиса 15 июня, возвещала скорое наступление разлива, а через месяц Голубой Нил посылал красную волну, с прибытием которой 19 июля разлив вступал в полную силу. В период половодья масса воды увеличивалась в 10 раз, Нил выходил из берегов и затоплял всю местность вокруг. Приход Большого Хапи отмечался всенародным праздником - ведь именно наносы из ила позволяли выращивать сказочные урожаи. Гимны Фиванского периода так славят Нил: «Привет тебе, Хапи, Выходящий из этой земли, Приходящий, чтобы напитать Египет... Когда он восходит - земля ликует, Все люди в радости...».

Использованные материалы:

  1. Геродот. История. Книга 2;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  4. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  5. А.М. Самозванцев. Мифология Востока.

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Бог Верхнего и Нижнего Нила, его приливов, приносящих плодородие, бог изобилия, отец богов. Давал продовольствие и воду для людей и жертвоприношений богам. Разлив Нила называли приходом Хапи, который регулировал уровень воды в реке. Своими поклонниками почитался больше, чем Ра.

Генеалогия. Муж богини царской власти Нехбет.

Местоположение. Как бог изобилия связан с Осирисом.

Атрибут. Ростки папируса (символ Северного Нила) и лотос (символ Южного Нила).

Иконография. Изображался в виде бородатого мужчины с синим или зеленым телом и с женской грудью (как бог, дающий питание), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове часто с ростками папируса и лотоса.
Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точная трава для скота. Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести.

Он одет в набедренную повязку рыбака а на голове носит водяные растения - чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Река Нил по-древнеегипетски тоже называется Хапи. Египтяне называй Нил и просто - "Рекой", или "Великой Рекой" Великая Река берёт начало в Загробном Царстве-Дуате; её исток охраняет змеи. Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов Реки.Эта река и ее Бог являлись для египтян источником неиссякаемой энергии. Нил - река, дающая жизнь жителям Египта. Его воды не только орошали посевы, но и удобряли землю во время широких разливов. Вот почему однажды Нил стал не просто рекой, но божеством, которому поклонялись и у которого просили помощи в голодные годы.

Представители этого знака - натуры очень страстные и импульсивные. Девиз всей их жизни - лучше сделать и не жалеть, чем не сделать и жалеть. Им подходят любые профессии, где не надо сидеть целый день на рабочем месте, можно перемещаться и легко менять род деятельности.

Сверхъестественная способность людей Нила - это дар целительства. Если попробуете, то сможете снимать руками головную боль и избавлять от сглаза и негативной энерии. Обычно рядом с вами люди чувствуют себя хорошо и спокойно. Ваше биополе несет в себе огромный положительный заряд.

Характер: жизнерадостный и терпеливый. Вы легко адаптируетесь к любой среде. Вы очень проницательны, поэтому к вам тянутся люди. Ваши советы - всегда попадают в самое ядрышко.
Вы всегда оказываетесь там, где нужна ваша помощь. Но осторожнее! Из-за этого вами часто пользуются. Предательства вы не прощаете, впадаете в ярость и действуете импульсивно. Ваши суждения безапелляционны.

Вас можно назвать страстной особой: во все, что бы вы ни делали, вы бросаетесь с головой. Вы - глубоко семейный человек. К своим близким относитесь с особой нежностью. Стараетесь их поддержать добрым словом и вдохновить на новые подвиги.
Бог Нила. Космическое божество, почитался как "высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием", податель влаги и урожая. Отец Хапи - первобытный океан Нун. Бог Нилов Верхнего и Нижнего Египта (его атрибуты - лотос, эмблема Верхнего Египта). Хапи почитался во всем Египте, но центром его культа было ущелье Гебель-Сильсиле, место, где, как считалось, из подземного царства (дуат) выходят "ключи Нила" и южная оконечность острова Элефантины. Изображался жирным человеком с большим животом и женской грудью, на голове - тиара из папирусов, в руках - сосуды с водой. Праздник Хапи был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. В скалах Гебель-Сильсиле были высечены гимны Хапи. Иногда Хапи отождествляли с Амоном (Амон-Хапи).
Источник -

Древний Египет известен богатой мифологией. Одним из наиболее почитаемых и любимых был Хапи. Его любили как в Нижнем, так и в Верхнем Египте. О нем мы сегодня и поговорим. Выясним, почему египтяне называли бога Хапи творцом зерна и какую силу он собой олицетворял.

Кто такой Хапи?

Это один из древнейших египетских богов. Информации о его рождении мало. Его отцом считают первобытный океан Нун, создавший большинство верховных египетских богов.

Хапи являлся покровителем наводнений. Именно он разливал великую реку Нил, насыщая земли плодородным илом. Также его называли "повелителем птиц и рыб болотных", "повелителем реки, несущей растения". Вполне понятно, за что египтяне прославляли бога Хапи. Дело в том, что африканская река Нил, протекая через весь Египет, во время разлива приносила живительную влагу египетской земле.

Хапи - заботливый, добрый и щедрый бог, который подавал воду и пищу. Именно за это его так любили древние египтяне. Кроме того, он следил за космическим балансом.

Египтяне отождествляли ежегодный разлив Нила с пришествием Хапи. Ведь он заботился о том, чтобы пашни дарили богатый урожай, а луга давали пищу скоту. Вот почему египтяне называли бога Хапи творцом зерна. В период разлива Нила ему приносили жертвы, а в реку бросали папирусы с перечислением даров.

Происхождение имени

Имя Хапи (или Хапей) до сих пор является загадкой для историков. Согласно одной из версий, так когда-то называли реку Нил. Однако при этом он был не богом самого Нила, а его плодородной силы. По другой версии, слово "хапи" переводится как "единственно текущий" (подразумевается течение Нила).

Повелитель реки

Хапи олицетворял собой Великий Нил. Эта река, согласно верованиям египтян, берет свое начало в загробном мире Дуат. Истоки ее охраняет змей. Именно у первых порогов реки, в пещере Хену, живет Хапи.

Божество часто изображали в паре с супругой. Чаще всего это была богиня Мерет (в переводе с древнеегипетского - "любимая"). При этом в Верхнем Египте Хапи имел другую жену - Нехбет (богиня власти фараона с головой коршуна). А вот жители Нижнего Египта предпочитали видеть бога в обществе богини Уто, которая покровительствовала одноименному городу в дельте Нила. Она изображалась в виде красной кобры.

Как выглядел Хапи?

Египтяне представляли его в образе мужчины с небольшим животом и выпирающими, почти женскими, грудями. Он имел кожу с синим или зеленым отливом. Оттенок его кожи олицетворял цвет речной воды, который менялся в зависимости от сезона. Статуэтки бога красили в голубой цвет, символизирующий божественное начало. Хапи был одет лишь в Его голову венчала тиара (головной убор древних царей). Символы на тиаре разнились. В руках у божества был сосуд с водой.

Интересный факт: порой Хапи выбирал личину гиппопотама.

Примечательно, что римские и греческие художники представляли бога в несколько ином виде. Его изображали крупным мужчиной с парой лишний килограммов, кудрями с бородой. Рядом с ним традиционно находились сфинкс, и 16 детей. Количество детей также имеет символичное значение - считалось, что на 16 локтей поднимался уровень воды во время разлива Нила.

Хапи Верхнего и Нижнего Египта

Верхний и Нижний Египет являли собой два разных царства. Долгое время они воевали между собой и лишь столетия спустя объединились. Примечательно, что причиной одной из самых масштабных войн стала любовь к гиппопотамам. Фараон одного царства приказал другому уничтожить бассейн с гиппопотамами, которых его оппонент очень любил. Эта война длилась не одно столетие.

Богов Верхнего и Нижнего Египта также часто изображали по-разному. Более того, давали им разные имена. Однако древнеегипетского бога Хапи чтили практически во всех египетских областях.

Жители Верхнего Египта украшали его тиару изображениями лотосов, лилий или даже крокодилов. В Верхнем Египте этих хищников было очень много.

Тиара Хапи Нижнего Египта была украшена папирусом и изображениями лягушек. Именно они являлись символами этой области.

Хапи и Себек

Эти два божества очень похожи, несмотря на явные различия во внешности. Ведь если Хапи был похож на человека, то Себек являл собой божество с головой крокодила. Более древние культы рисовали его и вовсе в крокодильем теле. Правда, встречаются подобные изображения редко.

Себек является одним из самых древних богов Египта. Он повелевал водой и управлял разливом Нила. То есть практически конкурировал с Хапи. Именно поэтому эти божества ни в одной из египетских областей не обладали одинаковой властью. Там, где почитали крокодила, не было места богу Хапи. В этих областях Себек не только терял свою значительность. Он превращался в более неуправляемое, непредсказуемое и коварное божество.

Историки считают, что древние люди отождествляли с богами наиболее опасных существ. Сегодня крокодилы убивают сотни людей в год, а в древности, вероятно, жертв хищников было значительно больше. Магический способ защиты от риска быть съеденным крокодилом - это сделать его божеством. В Среднем Египте даже был построен огромный храмовый комплекс, посвященный Себеку. В нем нашли тысячи мумифицированных крокодилов, которых египтяне содержали в качестве священных домашних животных.

Заключение

Сегодня мы выяснили, за что египтяне прославляли бога Хапи. Это божество является одним из самых интересных персонажей мифологии Страны Пирамид. Хапи - самый добрый и щедрый из огромного пантеона греческих богов, которые, судя по древним папирусам, не особенно заботились о простых смертных.