Nine mens morris game правила игры.

Эта игра имела широчайшее распространение. Она была вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э. Упоминается в Китае 500 лет д.н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «ДПМ» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338).Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название Девять пляшущих мужчин первый раз встречается у Шекспира в «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка – «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд).

Ход игры

У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход – проигрывает.Далее идут два варианта правил с разными вариантами полей:
  • стандартный – можно построить ряд, потом вывести из него одну фишку, затем вернуть ее обратно и «съесть» фишку противника. Так можно делать до бесконечности.
  • построив один ряд, «съев» им фишку противника, больше «есть» им нельзя. Нужно строить другой ряд, по другим точкам. Этот вариант играется на доске с диагональными рядами.
  • Игрок проигрывает если у него остается 2 фишки, т.е. он не может построить «ряд». Игрок может также проиграть даже на первом этапе игры, если все его фишки будут заблокированы.

    Есть и такая игра, где столько прочерчено линий,

    Сколько месяцев есть в быстробегущем году;

    Есть и такая, где каждый выводит по трое шашек,

    А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

    Много есть игр, и надо их знать красавице умной,

    Надо играть: за игрой часто родится любовь.

    Но недостаточно быть знатоком бросков и расчетов —

    Нужно собою владеть, это трудней и важней.

    Мы за игрой забываем себя, раскрываемся в страсти,

    Как на ладони, встаёт всё, что у нас на душе:

    Гнев безобразный встаёт, и корыстолюбье бушует,

    И начинают кипеть ссоры, обиды и брань;

    Счёт на упрёки идёт, оглашается криками воздух,

    Каждый обиду свою гневным вверяет богам.

    Запись забыта, все рвутся, божась, к своему и к чужому,

    Слёзы текут по щекам, — сам я свидетель тому.

    Этот эпиграф из Овидия хорош не только тем, что совет полезен для всех игроков, а не только для девиц, мечтающих удачно выйти замуж. Но и тем, что в нём упоминаются две игры, которые, если мы решим определить самую популярную игру всех времен и народов, обязательно попадут в список номинантов. Первую я упоминал, когда рассказывал про башню для кубиков. Это дуодецим , прародитель нард. А вот о второй поговорим подробнее. Ведь, пожалуй, все в один из её вариантов играли, например, во время школьных уроков.

    За несколько тысяч лет существования игры названий у неё было очень много. Ведь хорошая абстрактная игра может называться как угодно, это не убавляет её очарования. Но одна из ассоциаций появилась во многих разных странах. И не понятно: либо это заимствование друг у друга, либо, действительно, поле игры напоминает мельницу. Да, по-русски игра называется «Мельница», у викингов — Mylna, у французов — Jeu de Moulin, в Англии — Mills или Merels, у немцев — Muhle. И всё это — «Мельницы». Последнее слово меня заинтересовало своим звучанием. Но созвучие оказалось ложным. Наше «мухлевать», хоть и заимствовано из немецкого, но произошло совсем от другого слова. Если пропустить всю цепочку заимствований и изменений значений, то когда-то давно изначальное слово означало «разбавлять вино водой». Ну а самое поэтичное название игре дал Уильям наш Шекспир, назвав игру Nine Men’s Morris — «Девять пляшущих мужчин».

    Что вдобавок является очень-очень краткими правилами игры. Т.к. она состоит из поля и 9 фишек у каждого игрока. Которые «пляшут» на этом поле.

    Удивительно, но за несколько тысячелетий правила игры не обросли большим количеством вариантов правил. Сперва игроки поочерёдно выставляют по фишке на поле. Кому удалось выставить три в ряд —снимает с поля одну фишку противника. Когда фишки выставлены, то так же поочерёдно игроки двигают фишки на соседние клетки с целью опять выставить три в ряд. И опять в случае удачи снимают одну фишку противника. Различий в правилах не так уж и много:

    • Можно или нет одной и той же тройкой фишек на одних и тех же полях подряд неоднократно снимать фишки противника. Т.е. отвёл одну фишку, вернул назад — съел фишку соперника. На мой взгляд, если разрешено, то слишком высока цена одной ошибки.
    • Если у игрока остаётся три фишки, то он может получить право ставить фишку не на соседнее поле, а на любое свободное. Или не получить.
    • Игра заканчивается проигрышом игрока, у которого осталось две фишки, или который не может двинуть фишку в свой ход.
    • Обратите внимание на пунктирные линии на картинке. В оригинальной «Мельнице» их нет, но потом мы о них ещё вспомним.

    Самой древней найденной «Мельницей» является поле, выбитое на плитах египетского храма в Курне. Храм построен в 1400 г. до н. э. И этой датой игра датируется на BGG. С одной стороны, не обязательно, что изображение поля появилось в момент строительства храма, с другой — игра, скорее всего, ещё более старая. От египтян игру переняли арабы, греки и римляне. А от них игра разошлась по всему миру — от Скадинавии до южной Африки. Вот такой разброс стран, где «Мельница» является национальной игрой. В Европе её изображение находят всюду, где у людей выдавалась свободная минута: на скамьях церквей, школ и ладей. В новгородском музее хранится такой кусок ладьи 13-го века:

    Поля в Курне и Новгороде

    Но это не предел — в Рязани нашли поле 12-го века, а при раскопках Тмутаракани — 9-го. Ну и на обратных сторонах доски для «Хнефатафла» наши соседи викинги тоже рисовали «Мельницу». А в «Книге игр» короля Альфонса Мудрого (13-й век) «Мельница» идёт следом за «Халатафлом»:

    Присмотритесь внимательно: левый игрок бросает три кости. Средневековые гейм-дизайнеры полагали, что немного рэндома логической игре не повредит. Предположительно, в этом варианте игры кости использовались только при вводе фишек. Обычно игрок вводил одну фишку. Но при определённой комбинации выпавших значений получал право поставить сразу несколько. На следующей странице игроки опять сидят за тем же полем для «Мельницы» (с пустыми боковыми полями), но играют уже без костей. Так что классический вариант не был подвинут в сторону нововведением.

    Но при том, что у нас такое большое количество свидетельств, что игра существовала и в неё играли, есть проблема с находимыми в раскопках материальными свидетельствами. Дело в том, что эти рисунки находятся не только на горизонтальных поверхностях, некоторые из которых вполне однозначно определяются, как игровые поля, но и там, где играть совершенно не представляется возможным. Например, на горле амфоры или на могильной плите важного болгарского вельможи 10-го века. Известный специалист по древним славянам Борис Рыбаков полагал, что этот рисунок является проекцией зиккурата на плоскость (посмотрите в интернете панораму Красной площади в Москве). И назывался у славян «вавилоном». По Рыбакову значение «вавилона» двояко — он и оберег от злых сил (чтобы в амфору яд не подсыпали), он же и «символ зодческой мудрости». Замеряя расстояния между разными углами «вавилона», Рыбаков получил соотношения, пропорциональные соотношениям в древнерусской системе измерения длины: локтях, саженях, пядях и т.п. Таким образом, это мог быть инструмент для облегчения составления чертежа здания.

    Но игра не осталась в Средневековье, в неё продолжают играть и по сей день. Доводилось читать, что она весьма популярна в странах южной Европы, о популярности в Африке будет сказано чуть ниже. А в книжке С. Глязера «Делу — время, потехе — час!» (1962 г., «Молодая гвардия») сказано, что в Туркменской ССР по национальному варианту этой игры «Дызым» (отличие в том, что можно перепрыгивать через любую фишку на свободное за ней поле) с 1960 года проводились республиканские чемпионаты на личное первенство.

    А теперь пора вспомнить о пунктирных линиях на первом рисунке и поговорить о вариантах игры. Тот же BGG 1400-м г. до н. э. датирует 4 игры, хотя поле было найдено одно: «Пляшущие мужчины» в количестве 9, 12, 6 и 3.

    «Двенадцать» играются на том же поле, но используются и диагонали. Тоже есть варианты правил: можно ли строить ряд на диагонали или эти линии можно использовать только для перемещения фишек. С одной стороны, в этой игре выравниваются стоимости полей при расстановке, но, с другой, если при выставлении никто не снял фишек противника, то вторая фаза игры не наступает. Игра заканчивается ничьей. И, хоть игра и известна в средневековой (и современной, конечно, тоже) Европе, популярной она стала на другом конце света. Под названием «Морабараба игра» является национальным видом спорта в ЮАР.

    «Шесть» — малопопулярный вариант, играется на двух квадратах. И из-за меньшего числа линий, где можно выстроить три в ряд — часто заканчивается вничью.

    А вот «трое танцующих мужчин» популярны, пожалуй, не меньше самой «Мельницы».

    Под названием «Рота» игра пользовалась огромной популярностью в Древнем Риме. И Овидий в эпиграфе говорит, скорее всего, именно про такой вариант игры. Тот же Альфонс Мудрый и её зарисовал в своей книге. Судя по рисунку, на трёхфишечном варианте рекомендуется тренироваться перед девятифишечным.

    Ну а если мы уберём фазу движения и оставим только фазу выставления, то перед нами знакомая большинству игра крестики-нолики . Хоть ничья при правильной игре доказана, но в неё играли и будут играть.

    В 20-м веке игру полюбили математики. Они не только стали делать расчёты на исход и придумывать разные задачи, но и рисовать различные варианты поля. Например, Мартин Гарднер в одной из книг демонстрирует игру своего друга математика О"Бейрна Тригекс:

    У каждого игрока по 4 фишки, правила без изменений.

    И я столько посмотрел разных вариантов полей, что решил не показывать их, а тоже создать свою игру по мотивам крестиков-ноликов . Хотелось убрать повышенную важность центрального поля. Да и просто приятно быть упомянутым в одной статье с Шекспиром, Рыбаковым и Гаhднером. Пусть и самим собой:)

    Итак, встречайте — игра Влада Чопорова «13»:

    Предположительно, при правильной игре обоих игроков должен побеждать первый игрок. Как по правилам крестиков-ноликов , так и по правилам Мельницы с 4 фишками.

    текст: Дмитрий Скирюк

    Среди настольных игр, которые незаслуженно забыты в России, особое место занимает мельница. Трудно понять, как игра, в которую столько веков играют Европа и Азия, у нас оказалась на задворках. Видимо, городская жизнь на всём готовом настолько испортила людей, что когда по причине войны и прочих неурядиц фабрики перестали выпускать наборы для игры, она исчезла сама собой.

    Между тем, совершенно зря: мельница проста, увлекательна, и у неё очень необычная тактика.

    Мельница - дальняя родственница крестиков-ноликов. В Армении её называют «рез», в Туркмении - «дызым» или «дюз-дюм», в Молдавии - «куран», а в Европе - «моррис», «мерельс» или «миллс». Родом она из Египта - самая древняя доска найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.). Археологи нашли сотни досок для мельниц в Греции, Италии, Китае, на Цейлоне и в Исландии.

    В Туркмении ткут ковры с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е года там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

    Игральные доски для мельницы вырезаны на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Солсбери и Вестминстере - монахи тайком играли на них во время долгих проповедей.

    Средневековая Европа заигрывалась мельницей - она упоминается в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.).

    А название «Nine Men’s Morris» - «Танец девяти мужчин» пошло гулять по миру с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летную ночь» Титания говорит: «The nine mens Morris is fild up with mud» («Дёрн, где играют в мельницу, затоплен», пер. М.Лозинского). Хотя в танце действительно есть термин «moorish», слово «morris» происходит от латинского «merellus» - «фишки». Игра была популярна у римских солдат, которые вряд ли любили танцевать, зато пронесли её через весь континент.

    Правила игры

    Разновидностей мельниц много, но различия касаются только формы поля и количеством фишек, правила же одинаковые.

    В игре три этапа:

    1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле - на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд - «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.

    2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток и прыгать друг через друга (но не с линии на линию). Цель прежняя - выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.

    3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.

    Ходы обязательны, если они возможны.

    При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».

    Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию.

    Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.

    Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты - в обеих случаях он не может построить «мельницу».

    Разновидности полей

    В простейшей мельнице у игрока всего 3 фишки (в африканской «Аши» - 4). В ней нет захвата - игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Увы, анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах.

    Это не мешало древним римлянам: «Рота» или «Tabula Lusoria» была весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, и непонятно, где она была придумана впервые.


    Доска на 5 или 6 фишек - это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

    На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (а фишек становится 7) - это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает.

    Занятный вариант мельницы на 6 фишек - «Sixpenny Maddell» существовал в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на соединительных линиях.

    Самые захватывающие - большие мельницы с 9 и 12 фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (вопрос, как и сколько линий их соединяют).

    Начните с простой мельницы, и если она наскучит, можно расчертить другую. Шашки, два альбомных листа, фломастер, линейка, клей и старая картонная шахматная доска - вот всё необходимое, чтобы сделать набор для этой невероятно увлекательной игры.

    «Nine men "s morris » или «Девять пляшущих мужчин». Эта игра имела широчайшее распространение во все времена. Она была вырезана в египетском храме в Курне в 1400 гг. до н.э, упоминается в Китае в 500 гг. до н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9 гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии.

    В средние века игра покорила и Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey).

    Своего расцвета Мельница достигла в четырнадцатом столетии. Иллюстрации этой, в то время популярной игры, приводились в дворцовых манускриптах: «Книге Игр» короля Альфонса X (1240) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338).


    Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века.

    Во 2 гг.до н.э. Овидий пишет трактат «Наука любви» и среди прочих советов, как завоевать и удержать любовь противоположного пола, он настоятельно рекомендует следить за собой в азарте игры. Тут-то и можно угадать описание «Девяти пляшущих мужчин».

    Есть и такая игра, где столько прочерчено линий,

    Сколько месяцев есть в быстробегущем году;

    Есть и такая, где каждый выводит по трое шашек,

    А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

    Много есть игр, и надо их знать красавице умной,

    Надо играть: за игрой часто родится любовь.

    Но недостаточно быть знатоком бросков и расчетов —

    Нужно собою владеть, это трудней и важней.

    Мы за игрой забываем себя, раскрываемся в страсти,

    Как на ладони, встаёт всё, что у нас на душе:

    Гнев безобразный встаёт, и корыстолюбье бушует,

    И начинают кипеть ссоры, обиды и брань;

    Счёт на упрёки идёт, оглашается криками воздух,

    Каждый обиду свою гневным вверяет богам.

    Запись забыта, все рвутся, божась, к своему и к чужому,

    Слёзы текут по щекам, — сам я свидетель тому.

    Название «Девять пляшущих мужчин» встречается и у Шекспира в комедии «Сон в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud».

    Потому
    И вол тянул ярмо напрасно; пахарь
    Без пользы тратил пот; зеленый злак
    Сгнил юным, усиков не отрастив;
    Загон пустует в наводненном поле,
    Овечьим мором сыто воронье;
    Дерн, где играют в мельницу, затоплен.
    И лабиринты на лугах зеленых
    Заброшены и еле различимы.

    Речь идет о "мельнице" - так перевел ее название, nine men " s morris , замечательный русский переводчик М.Лозинский (1886-1955 гг.). Имеется в виду, что играли на поле, нарисованном на земле.

    За несколько тысяч лет существования игры названий у неё было очень много. Ведь хорошая игра может называться как угодно, это не убавляет её очарования. Но одна из ассоциаций появилась во многих разных странах. И не понятно: либо это заимствование друг у друга, либо, действительно, поле игры напоминает мельницу. Да, по-русски игра называется «Мельница», у викингов — Mylna, у французов — Jeu de Moulin, в Англии — Mills или Merels, у немцев — Muhle.
    Игра на самом деле очень интеллектуальная, азартная и интересная. В начале 2012 я сделала комплект для "Девяти пляшущих мужчин" (деревянная доска с нарисованным полем, деревянные фишки и льняной мешочек для них) и с тех пор он сопровождает нас всюду: на клубных мероприятиях и показательных выступлениях. Причем всегда вызывает интерес и оживление, как среди реконструкторов, так и среди зрителей.

    Правила игры: У каждого игрока по 9 фишек. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если в процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»).

    После выставления всех фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Цель та же – строить «ряды» и убирать фишки противника. Причем пользоваться одним и тем же «рядом» нельзя (т.е. нельзя отвести одну фишку, потом вернуть ее назад).

    Игрок проигрывает если у него остается 2 фишки, т.к. он уже не может построить «ряд». Также он может проиграть, если все его фишки будут заблокированы.
    Существует еще несколько вариантов игры. С 12, 6 и 3 фишками. Различаются они полями: количеством кругов и наличием диагональных линий. На мой взгляд, самая интересная из вариаций - это "Трое пляшущих мужчин", этакая мини-игра. Похоже, что она предназначалась для обучения детей или для первоначального знакомства и отработки навыков. Про нее, видимо, и говорил Овидий. Попробуйте сыграть в этот мини-вариант, и вы радостно воскликните: "Да это же крестики-нолики!" Да-да, это средневековые крестики-нолики, как и сейчас предназначенные скрашивать томительное ожидание конца нудных мероприятий, будь то урок или какая-нибудь проповедь.

    «Nine men "s morris » или «Девять пляшущих мужчин». Эта игра имела широчайшее распространение во все времена. Она была вырезана в египетском храме в Курне в 1400 гг. до н.э, упоминается в Китае в 500 гг. до н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9 гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии.

    В средние века игра покорила и Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey).

    Своего расцвета Мельница достигла в четырнадцатом столетии. Иллюстрации этой, в то время популярной игры, приводились в дворцовых манускриптах: «Книге Игр» короля Альфонса X (1240) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338).


    Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века.

    Во 2 гг.до н.э. Овидий пишет трактат «Наука любви» и среди прочих советов, как завоевать и удержать любовь противоположного пола, он настоятельно рекомендует следить за собой в азарте игры. Тут-то и можно угадать описание «Девяти пляшущих мужчин».

    Есть и такая игра, где столько прочерчено линий,

    Сколько месяцев есть в быстробегущем году;

    Есть и такая, где каждый выводит по трое шашек,

    А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

    Много есть игр, и надо их знать красавице умной,

    Надо играть: за игрой часто родится любовь.

    Но недостаточно быть знатоком бросков и расчетов —

    Нужно собою владеть, это трудней и важней.

    Мы за игрой забываем себя, раскрываемся в страсти,

    Как на ладони, встаёт всё, что у нас на душе:

    Гнев безобразный встаёт, и корыстолюбье бушует,

    И начинают кипеть ссоры, обиды и брань;

    Счёт на упрёки идёт, оглашается криками воздух,

    Каждый обиду свою гневным вверяет богам.

    Запись забыта, все рвутся, божась, к своему и к чужому,

    Слёзы текут по щекам, — сам я свидетель тому.

    Название «Девять пляшущих мужчин» встречается и у Шекспира в комедии «Сон в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud».

    Потому
    И вол тянул ярмо напрасно; пахарь
    Без пользы тратил пот; зеленый злак
    Сгнил юным, усиков не отрастив;
    Загон пустует в наводненном поле,
    Овечьим мором сыто воронье;
    Дерн, где играют в мельницу, затоплен.
    И лабиринты на лугах зеленых
    Заброшены и еле различимы.

    Речь идет о "мельнице" - так перевел ее название, nine men " s morris , замечательный русский переводчик М.Лозинский (1886-1955 гг.). Имеется в виду, что играли на поле, нарисованном на земле.

    За несколько тысяч лет существования игры названий у неё было очень много. Ведь хорошая игра может называться как угодно, это не убавляет её очарования. Но одна из ассоциаций появилась во многих разных странах. И не понятно: либо это заимствование друг у друга, либо, действительно, поле игры напоминает мельницу. Да, по-русски игра называется «Мельница», у викингов — Mylna, у французов — Jeu de Moulin, в Англии — Mills или Merels, у немцев — Muhle.
    Игра на самом деле очень интеллектуальная, азартная и интересная. В начале 2012 я сделала комплект для "Девяти пляшущих мужчин" (деревянная доска с нарисованным полем, деревянные фишки и льняной мешочек для них) и с тех пор он сопровождает нас всюду: на клубных мероприятиях и показательных выступлениях. Причем всегда вызывает интерес и оживление, как среди реконструкторов, так и среди зрителей.

    Правила игры: У каждого игрока по 9 фишек. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если в процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»).

    После выставления всех фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Цель та же – строить «ряды» и убирать фишки противника. Причем пользоваться одним и тем же «рядом» нельзя (т.е. нельзя отвести одну фишку, потом вернуть ее назад).

    Игрок проигрывает если у него остается 2 фишки, т.к. он уже не может построить «ряд». Также он может проиграть, если все его фишки будут заблокированы.
    Существует еще несколько вариантов игры. С 12, 6 и 3 фишками. Различаются они полями: количеством кругов и наличием диагональных линий. На мой взгляд, самая интересная из вариаций - это "Трое пляшущих мужчин", этакая мини-игра. Похоже, что она предназначалась для обучения детей или для первоначального знакомства и отработки навыков. Про нее, видимо, и говорил Овидий. Попробуйте сыграть в этот мини-вариант, и вы радостно воскликните: "Да это же крестики-нолики!" Да-да, это средневековые крестики-нолики, как и сейчас предназначенные скрашивать томительное ожидание конца нудных мероприятий, будь то урок или какая-нибудь проповедь.