Лучшие игры, где надо выживать. Лучшие survival-игры на ПК

Лучшие игры, где приходится выживать вопреки всему.

Популярность survival игр легко понять, ведь сражаться за выживание – в наших генах. Становится ясно почему всех так затягивают эти игры. Лучшие survival игры на ПК сталкивают игроков с суровыми испытаниями и проблемами, и подталкивают на поиск креативных решений.

Игры в этом жанре в последнее время прочно затесались в ряды самых популярных проектов в Steam, даже с учётом того, что многие из этих игр лежат в режиме раннего доступа – причём некоторые уже не первый год. Стремление выживать заложено в нас на генном уровне, а потому неудивительно, что нас так легко увлечь выживанием в виртуальном мире.

Но как найти самые достойные проекты среди тысяч представителей данного жанра? Мы подготовили список наших любимых survival-игр для ПК, действие в которых разворачивается не только на земле, но и под водой, в космосе и в опасных мирах, населённых зомби, мутантами и даже динозаврами.

Выбывшие из основного списка

Выживание на острове, пока ещё в Раннем Доступе.

В отличие от The Forest, остров необитаем и на нем не найти голых людоедов. Хотя прибрежные воды патрулируют акулы – тоже в каком-то смысле голые людоеды.

Выживание в зомби-апокалипсис, фокус на крафте.

В качестве выжившего вы тратите драгоценные часы дневного света на поиски запчастей и хлама, который ночью сможете применить против кровожадных орд мертвецов.

Зомби, изометрия.

Для выживания необходимо отражать нападения мертвецов, найти убежище, смастерить себе инструменты и оружие, поискать еду и всё время поддерживать высокий моральный дух своего персонажа.

Гибрид выживания и rogue-like игры, в котором приходится сплавляться по реке, попутно разживаясь припасами.

Чудесная, сложная и увлекательная игра с приятными элементами выживания и крафта, но слабо проработанное управление на реке несколько портит впечатление.

Зомби-survival в большом открытом мире.

И хотя с этой игрой в режиме раннего доступа творились довольно странные метаморфозы (изначально она задумывалась как условно бесплатная, а теперь обзавелась ценником), в Just Survive по-прежнему интересно играть. Очень похожая на DayZ, но при этом более доступная, данная игра предлагает привычную охоту за ресурсами, борьбу с зомби и другими игроками (с последними при желании можно объединяться), а происходит все это на серверах с сотнями геймеров.

В этой мультиплеерной песочнице всё следует по заветам жанра: мы строим базы, крафтим оружие и инструменты, воюем за регулярные поставки припасов и всячески стараемся выживать.

Управление sci-fi колонией, игра вдохновлена Dwarf Fortress.

Игра была в раннем доступе в течение 5 лет, но RimWorld наконец-то добралась до версии 1.0. В этом симуляторе выживания вы управляете колонией, случайных людей, которые блуждают по процедурно сгенерированной планете пришельцев.

Расширяйте базу, сохраняйте физическое и психическое здоровье колонистов, справляйтесь с катастрофами, которые вываливает на вас AI директор (система генерации событий мира). Это могут быть вспышки болезней, нападение пришельцев, природные изменения. Самым сложным испытанием может стать простое выживание колонистов друг с другом, ведь у каждого есть своя личность, желания и поведение.

Raft

Выживаете на плоту, постепенно превращая его в плавучую крепость.

Звучит практически идеально, безмятежно плавать по миру на плоту, постепенно выстраивая и расширяя его, при этом вылавливать обломки кораблей из океана рыболовным крюком. Также есть голодные акулы. И если они не смогут съесть вас, то они сделают всё возможное, чтобы съесть ваш плавучий дом.

Вам нужно искать еду и чистую воду, поддерживая свой плот на плаву и расширяя его. На помощь приходит кооператив, ведь с напарником вы удваиваете свои шансы на выживание.

Выстоять зомби апокалипсис, управляя командой выживших.

Вы не играете в State of Decay 2 как личность, а обществом людей. В игре вам нужно делать вылазки не только за едой, водой, оружием и оборудованием, но и за другими людьми. У каждого персонажа свои способности, причуды и черты характера. Припасы сильно ограничены, так что с ростом поселения, нужно больше ресурсов для его содержания.

Необходимо делать вылазки в огромный открытый мир сельской местности Америки. Есть возможность кооператива, в котором игроки могут присоединяться и покидать в любой момент.

Scum

Заключённых выпустили на смертельный остров для борьбы за выживание.

Статус: игра в раннем доступе

Scum не долго находится на стадии раннего доступа, так что сложно сказать, что ждать от этой игры, но она уже подняла планку параметров игр на выживание. В Scum тонна информации о том, что вы едите, персональный набор необходимых витаминов и минералов, и всё это остаётся после съедения. Ещё и надо в туалет ходить.

Отслеживание сердцебиения, веса и даже количества зубов, а также учитывается дополнительный вес одежды если она намокнет. В Scum множество разных симуляций выживания в одном.

Выживание, градостроительство и решение проблем в замерзающем мире.

Frostpunk – это смесь градостроительного симулятора и игры на выживание в мрачном ледяном мире. Вам нужно будет построить функционирующий город для кучки голодных и холодных людей внутри заснеженного кратера, согреваемого только огромной угольной печкой. Собирайте ресурсы, добывайте еду и управляйте жителями своего города, давая им надежду на будущее. Это суровая и красивая игра, в которой вам приходится принимать трудные решения на каждом шагу.

Атмосферная survival-игра в сеттинге канадского пост-апокалипсиса.

Статус: режим раннего доступа.

За счёт акцента на атмосфере и выживании в условиях суровой окружающей среды The Long Dark ярко выделяется на фоне бесчисленных представителей жанра. Играть предстоит за пилота, оказавшегося в заснеженной глуши в результате загадочного катаклизма глобальных масштабов. Здесь нет ни зомби, ни мутантов, ни даже других игроков: сражаться придётся с суровой дикой природой и с собственными страхами.

Выживаем, крафтим, строим – и все это под водой.

Статус: режим раннего доступа.

Исследуйте враждебный подводный мир, находясь за штурвалом самодельной подводной лодки, плывущей по загадочным глубоководным пейзажам. Вас ждут прекрасные коралловые рифы и подводные пещеры и траншеи, полные полезных ресурсов и пищи. Стройте базы, создавайте флот из подводных лодок и всячески развивайте имеющиеся технологии, чтобы выжить на глубине моря. Игру тяжело не сравнивать с Minecraft, но при этом разработчик Unknown Worlds сумел привнести в устоявшийся жанр ряд уникальных элементов.

Следите за горсткой напечатанных на 3D-принтере колонистов в опасной растущей подземной колонии.

Статус: ранний доступ.

Лучшие игры – это те, которые легко понять, но трудно освоить. подходит под это описание: начать играть в него и научиться основам – проще простого, но полное изучение требует много времени и усилий. Этот симулятор колонии настолько же восхитительный, насколько глубокий и сложный, поскольку он имитирует суровую подземную среду.

Вам придется следить за голодом, счастьем, чистотой и, естественно, чистым и пригодным для дыхания кислородом колонистов, пока они выкапывают пещеры, собирают ресурсы, строят механизмы и пытаются превратить окружающий мир в удобный подземный дом.

Выживаем, крафтим, строим – и все это с динозаврами.

Статус: режим раннего доступа.

Нас выбрасывают практически с голыми руками на огромную карту, где приходится как-то бороться с изнуряющей жарой, холодом, голодом, обезвоживанием и другими игроками (хотя тут есть и одиночный режим). Чтобы выжить, необходимо мастерить оружие, строить себе жилище, приручать динозавров и объединяться (или сражаться) с другими геймерами.

Бесплатное дополнение Primitive Plus вносит разнообразие в игровой процесс, а грядущее DLC под названием Tech Tier обещает добавить в игру оружие и девайсы прямиком из научной фантастики.

Выживаем в мультяшной дикой природе, полной зверей и монстров.

Благодаря комбинации из восхитительного дизайна и весьма сурового геймплея, Don’t Starve – это затягивающее приключение и одна из лучших игр жанра survival (а еще одна из немногих игр, сумевших выбраться из режима раннего доступа). Система крафта настолько же сложна, насколько и увлекательна, и отлично вписывается в игровой процесс, где напряженные дни сменяются смертельно опасными ночами.

Вас ждут схватки с животными (а после и трапезы из них), применение науки и магии, и, конечно, поддержка душевного здоровья на должном уровне (при его снижении персонаж начнёт сходить с ума). Дополнение Don’t Starve Together позволяет играть с друзьями.

Стратегия-рогалик в реальном времени, в которой вы исследуете жуткие заброшенные космические корабли с помощью дронов-беспилотников.

Duskers может не создавать впечатление полноценной игры на выживание, учитывая, что это стратегия об управлении флотом дронов внутри пугающих космических кораблей. Но причина, по которой вы их исследуете – собрать составные части и топливо, а также починить и улучшить своих дронов, чтобы вы могли продолжать путешествовать по космосу в надежде найти безопасность и понять причину необъяснимого события, из-за которого вселенная стала необитаемой (ненаселенной людьми, по крайней мере).

Это действительно напрягающе, поскольку вам приходится впутываться во все более опасные ситуации в надежде собрать достаточно ресурсов, чтобы выжить.

Боритесь с метелью, блуждающими бандами неигровых персонажей и другими игроками в поиске лекарства от своей болезни в Темной зоне Манхэттена.

Статус: выпущен в ноябре 2016 года.

Второе дополнение к The Division дало игрокам не только новый контент, но и изменения в игровом процессе. Оказавшись в смертоносной метели, пораженные болезнью игроки начинают каждый раунд, будучи вооруженными только пистолетом и низкоуровневым снаряжением, и они должны отправиться в Темную зону, чтобы найти лекарство и точку эвакуации.

Между тем, им нужно пережить страшный холод, вражеские банды и пару десятков других игроков, которые находятся в таком же затруднительном положении.

DayZ

Онлайн-игра жанра survival с зомби и восточноевропейским сеттингом.

Статус: режим раннего доступа.

Да, многие игроки уже устали ждать, когда многопользовательский зомби-survival, наконец, покинет режим раннего доступа, а тот факт, что DayZ корнями уходит в военный симулятор ArmA, порой смущает новичков. Но при этом все особенности жанра в DayZ выполнены достойно: сложная система питания и поддержания здоровья выходит за рамки привычного набора из регулярных перекусов и перевязки ран.

Здесь вас ждут поиски еды и ресурсов в детализированном открытом мире, напряжённые взаимодействия с другими игроками, создание и модификация оружия, и, разумеется, попытки оставаться в живых как можно дольше: после смерти придётся начинать всё заново с пустыми руками.

Напряжённая и жуткая survival-игра с мультиплеером и мутантами.

Статус: режим раннего доступа.

На первый взгляд, это один из клонов DayZ, которых в последние годы развелось немало, но Miscreated со временем превратилась в качественную мультиплеерную игру с отличной графикой (игра создана на движке Cryengine). В начале мы получаем лишь фонарик и пару предметов одежды, а далее нас ждет поиск оружия и припасов в опустевших домах и на военных базах. Опасаться здесь стоит не только диких зверей и мутантов, но и других выживших.

Terraria в космосе.

Starbound предлагает как полёты в далёкие галактики, так и постройку своей маленькой фермы, совмещая таким образом элементы напряжённого survival-приключения и неспешного времяпрепровождения. Пиксельный двухмерный открытый мир интересно исследовать, а в ходе игры вас ждут встречи с мирными NPC-инопланетянами и битвы с невероятно живучими боссами.

Здесь есть грамотная сюжетная кампания с дополнительными квестами, и проходить её можно в удобном для вас темпе – игра никого не торопит. В Starbound можно играть с друзьями на отдельных серверах, или пригласив их через Steam в своё собственное прохождение.

Rust

По лесу бегают дикари и бьют друг друга камнями.

Статус: режим раннего доступа.

Объединяйтесь или сражайтесь с другими игроками (или попытайтесь выжить в одиночку), поначалу используя примитивные орудия труда и оружие и со временем дойдя до огнестрельного оружия и постройки крупных баз. В качестве врагов здесь выступают дикие животные, голод и жажда, но заточена игра именно под постоянные взаимодействия между людьми, так что основная опасность будет исходить от десятков геймеров, подключенных к тому же серверу.

Rust по-прежнему экспериментирует с геймплеем (недавно оттуда убрали уровни персонажей и систему набора опыта), и нам очень интересно, к чему это в итоге приведёт.

Строим, разрушаем, сражаемся с монстрами.

Вы, возможно, слышали про неё. Режимов игры в Minecraft не счесть: одиночный, «творческий», кооперативный (с друзьями или случайными игроками), режим исследования, или же игра в любой из тысяч модов на специальных серверах.

Survival-элементы здесь и по сей день смотрятся прекрасно: речь идёт об отлично проработанных системах голода и жажды, а также невероятно продуманных системах крафта и строительства. Погрузитесь в этот чудесный кубический мир и вам не захочется его покидать.

Выживший в авиакатастрофе парень разозлил племя каннибалов.

Статус: режим раннего доступа.

Выбравшись из-под обломков разбившегося самолёта, вы очень скоро обнаружите, что вы не одни. Компанию на загадочном острове вам составят жуткие каннибалы. И пока вы пытаетесь искать пропитание и ресурсы, а также строите простые палатки и бревенчатые дома, попутно расставляя капканы для животных, вам придётся обороняться от злобного и голодного местного населения. The Forest использует движок Unity 5, что обеспечивает шикарный визуальный ряд и эффекты.

Minecraft, вид сбоку.

Чудесная, увлекательная (не говоря уже о том, что недорогая) survival-песочница. Исследуйте произвольно генерируемые миры, собирайте ресурсы и наслаждайтесь простой, но приятной системой крафта. Пробирайтесь через огромные пещеры, сражайтесь с монстрами, общайтесь с дружественными NPC, стройте свое убежище и играйте в одиночку или в кооперативе с друзьями. На разработку Terraria ушёл не один год, но игра в итоге выдержала проверку временем.

Выживание в суровых условиях с акцентом на систему навыков и бои между игроками (PVP).

Статус: режим раннего доступа.

Пусть вас не смущает яркий стиль графики – Hurtworld куда серьёзней, чем кажется. Если получится пережить первые несколько часов мародёрства, схваток с мутантами и другими игроками, то сумеете построить свою первую базу и отремонтировать какой-нибудь найденный в округе автомобиль (если, конечно, соберёте нужные детали).

Особое внимание здесь уделено погодному влиянию – к примеру, во время снегопада кусок мяса в рюкзаке замёрзнет, а не протухнет. И довольно приятно видеть некоторые поблажки в игре, которая обычно не прощает ошибок, – например, после смерти и возрождения всё оружие остаётся при вас.

Борьба за выживание в городе, раздираемом на части войной.

This War of Mine даёт нам возможность взглянуть на войну не из глаз бравого солдата, а с точки зрения простых людей, пытающихся пережить ужасные события, – игра отличается от других представителей survival-жанра пронизывающей атмосферой отчаяния и безысходности. В попытке сохранить как физическое, так и душевное здоровье группы выживших, вы постоянно будете сталкиваться с чередой трудных выборов.

Вас ждут напряжённые ночные вылазки в поисках еды и припасов, и что бы вы ни находили, этого всегда будет мало. Это не просто survival-игра, это жёсткий и правдивый взгляд на саму суть войны.

Условно бесплатная мультиплеерная survival -песочница.

Статус: режим раннего доступа.

Unturned далека от классических условно бесплатных игр. Её создатель (подросток) с 2014 года успел выпустить более 150 обновления для этой survival-песочницы, населённой зомби, и именно поэтому игра имеет такую популярность – с момента первого появления в Steam её скачали уже несколько миллионов раз.

Несмотря на не самую приятную визуальную часть, Unturned увлекает глубоко проработанными системами крафта, навыков и выживания; а в бонусы можно записать огромную и разномастную аудиторию проекта.

Ark: Survival Evolved каким-то чудом выбрался из отстойника раннего доступа в Steam. Выживание динозавров (ни один не выжил после падения метеорита, ну да ладно: реальность всегда скучнее фикции) стало полноценным коммерческим продуктом, который можно приобрести не только на ПК, но и на консолях, куда совсем уж сырые поделки стараются не пускать. За Ark остаётся только порадоваться, и в связи с официальным релизом мы решили вспомнить - какие ещё достойные игры преуспели в нелёгком жанре выживания?

10. Miscreated

Клонов игр в стиле survival полно, но этот по крайней мере выделяется из толпы своей графикой: разработчики выжали максимум возможного из Cryengine. Кроме того, в Miscreated уделили внимание аспекту хоррора, а не только лишь выживанию чистой воды. Игра начинается с одним лишь фонариком в руках, а вокруг - полчища враждебных мутантов. Но конечно самое страшное - это другие игроки. Как всегда дружелюбные и готовые помочь.

9. Starbound

Разработчики решили особо не заморачиваться и просто перенесли безумно популярную Terraria в космос. Вернее, не совсем в открытый космос, а на другие планеты. Помимо строительства, крафтинга и сельского хозяйства в игре имеется сюжет, сайд-квесты и даже на удивление сложные боссы. Однако никакого давления в плане прохождения сюжетной ветки нет: можно просто пригласить друзей и бесконечно строить гигантский замок.

8. DayZ

Прекрасная идея, которую погубила внезапная слава, свалившаяся на голову разработчика, как снег. Изначально DayZ должен был стать симулятором выживания, в котором люди объединяются против общей угрозы - зомби, и лишь небольшие группки отщепенцев формируют банды рейдеров. Однако игроки достаточно быстро поняли, что зомби слишком безмозглы, а грандиозные поселения выживших так и останутся планами на бумаге. В результате в рейдеров превратились все.

7. Conan: Exiles

Попытка Funcom сделать свой собственный Ark со знойной пустыней и морозным севером вместо цветущих джунглей, на самом деле, не так уж и плоха. Конечно, проект вторичен, а приручаемых динозавров призваны заменить сомнительные хтонические чудовища, но по крайней мере Funcom - уважаемая компания, а не коллектив инди-мошенников. Это чувствуется в общем качестве продукта, который вслед за Ark даже может выбраться из болота раннего доступа.

6. The Forest

Lost с каннибалами. Выживший в авиакатастрофе достаточно быстро понимает, что мистический остров населён местными племенами, которые относятся к пришельцу примерно как к британскому исследователю Куку - то есть уже видят его в котле с хреном, маслом, солью и пряностями. Лес в The Forest сделан на движке Unity 5, и в своём великолепии немногим уступает конкурирующей флоре из Miscreated.

5. H1Z1

В отличие от DayZ, этот проект по крайней мере выжил, и не стал жертвой собственной популярности. Здесь строительство баз доделали, комплексные законы выживания хоть как-то сбалансировали, а самым ярым любителям истребления ближнего своего выделили обособленную песочницу, то есть отдельную игру - King of The Kill. В результате в H1Z1 остались те, кто понимает: зомби - общая угроза, бороться нужно именно с ней. Тут в основном приветствуется крафтинг и строительство (то есть ключевые элементы жанра survival), а не безумие в стиле PUBG.

4. Survival (дополнение к The Division)

Да, здесь нет зомби, строительства и крафтинга, зато выживания - хоть отбавляй. Помимо всех прочих напастей, на Нью-Йорк обрушивается сильнейший ледяной шторм. Каждый “раунд” игрок начинает в низкоуровневом шмоте, с простейшим пистолетом, да ещё и заражённый смертельной болезнью, от которой уже погибло 80% мирного населения. Холод, банды NPC-рейдеров и конечно пара десятков выживающих игроков сделают вашу жизнь просто замечательной.

3. This War of Mine

Кто сказал, что survival обязательно должен быть в 3D, с другими игроками, крафтингом и монстрами? Можно и в двух плоскостях сделать незабываемый опыт, причём не забавный а-ля Terraria, а заставляющий задуматься. Группа гражданских выживает во время войны - даже суть конфликта уже не важна, главное продержаться ещё хотя бы сутки. Дальше 24-х часов планировать не имеет смысла - физическое и психическое состояние ваших подопечных, равно как и тотальный дефицит всех ресурсов, не позволят вам сделать это.

2. The Long Dark

Здесь нет ни зомби, ни мутантов, ни беспринципных вояк, ни каннибалов, ни даже самых страшных монстров - других реальных игроков. Зачем всё это, если в насквозь промёрзшей Канаде метеорологического постапокалипсиса серьёзной угрозой может стать даже один полудохлый волк? The Long Dark - ещё один редкий кандидат, отбывший свой срок в Чистилище (Steam Early access), перед которым теперь открывается светлая будущность полноценного релиза. Что-то всё таки в этой игре есть, раз по ней даже собрались снимать сериал.

1. Don’t Starve со всеми дополнениями

Survival - конфликтный жанр. Его фанаты постоянно норовят друг друга убить, и не важно, как именно: будь то с голой задницей и одним лишь доисторическим булыжником в руках, или же в энергетической броне на динозавре с лазерными пушками. Поэтому пришлось подумать - что именно поставить на первое место, чтобы избежать кровопролитного конфликта? Don’t Starve - за него, скорее всего, никому обидно не будет. В этой игре за обманчиво смешной мультяшной графикой скрываются серьёзные механики крафтинга и выживания. А кроме того, освещаются вопросы психического здоровья. Ведь иногда собственные материализовавшиеся страхи победить куда сложнее, чем йети или гигантских пауков.

Игры в жанре «выживание» стали весьма популярны в последнее время. Причём сейчас разработчики стараются всё больше экспериментировать, смешивая классический Survival то с боевиком, то с хоррором, а то и вовсе с песочницей вроде Minecraft. Мы отобрали 10 самых интересных на наш взгляд игр, на которые вам определённо стоит обратить своё внимание.

1. The Long Dark

Необычная геомагнитная буря забросила ваш самолёт в дебри Северной Канады. Вы просыпаетесь в очень холодном и враждебном мире, в котором сама природа становится вашим главным врагом. Именно она может либо убить вас, либо дать надежду на спасение. Игра - симулятор выживания в ледяной пустыне, где вам предстоит изучать окружающий мир, заниматься поиском пропитания и прочих ресурсов. Никаких зомби, мутантов и прочей нечисти, только вы и природа. Сюжетной линии пока нет, она появится в одном их будущих обновлений, когда игра выйдет из статуса альфа-версии. Но уже сейчас играть в The Long Dark сплошное удовольствие.

2. Rust

Для тех, кому скучно выживать в одиночку. Rust - мультиплеерная выживалка, в которой всё творится исключительно руками игроков. Здесь нет сюжета, нет сценария, есть только вы, бесконечный крафт и тысячи других игроков, мечтающих убить вас разными изощрёнными способами. Поэтому играть в Rust лучше и веселее большой компании на одной сервере или даже просто по локальной сети. Здесь уйма ресурсов и куча объектов для крафта, начиная от обычного топора в виде привязанного к палке камня и заканчивая автоматической турелью для защиты вашего жилища, которое, кстати, вам тоже нужно будет построить.

3. DayZ

Действие игры происходит в вымышленной постсоветской республике Черноруссии. После загадочного катаклизма абсолютно всё население этой страны превратилось в кровожадных зомби. Вы обнаруживаете себя на пустынном берегу с минимальным набором ресурсов в рюкзаке. Перед вами 220 квадратных километров местности, которая раньше была процветающим краем, а сейчас превратилась в пристанище оживших мертвецов. Ваша главная задача - выжить. Звучит просто. Но как только вы начнёте играть, то поймёте, что опасность здесь подстерегает на каждом шагу и расслабляться нельзя ни на минуту. Игра разработана настолько реалистично, что иногда напоминает реальную жизнь. Сказывается специализация главного автора проекта - Дина Холла. До того как стать программистом-любителем он имел опыт службы в вооружённых силах Новой Зеландии и выживания в джунглях Брунея.

4. 7 Days to Die

Что получится если смешать Minecraft и DayZ? Правильно - 7 Days to Die. Игра вобрала в себя всё самое лучшее от этих двух жанров и готова предоставить игрокам не только крутой экшен по уничтожению орд зомби, но ещё и огромную и сложную систему всевозможного крафта. Это не то выживание, где вам придётся обыскивать каждый тёмный уголок какой-то заброшенной хижины, чтобы не пропустить завалявшийся там патрон. Здесь, если надоедает убивать зомби из револьвера, вы просто крафтите себе автомат, а если кончаются патроны, вы делаете новые. Ну и, конечно, в компании очищать мир от зомби намного интереснее, чем одному, поэтому в игре предусмотрен мультиплеер.

5. The Forest

Главный герой игры чудесным образом выживает после крушения самолёта и оказывается на необитаемом острове. Впрочем, необитаемым этот остров кажется лишь днём, с наступлением ночи из своих нор выбираются аборигены - жуткие мутанты-людоеды. В борьбе с этими существами и заключается основной смысл. Весь день проходит в подготовке в новой ночной схватке. Нужно запастись едой, водой, позаботиться об оружии, создать укрепления и ловушки. Да и сам лес в этой игре, будто бы живой организм, он дышит, меняется, растут и умирают растения, в поисках пропитания мигрируют дикие животные. А ещё в нём есть огромная сеть подземных пещер и озёр. В общем игра однозначно стоит того, чтобы её попробовать.

6. RimWorld

Если подавляющее большинство «выживалок» ставят во главу угла личность главного героя, то RimWorld идёт от обратного: личности не важны, важно выживание колонии. В самом начале игры вы берёте в свои руки управление небольшим отрядом космических путешественников, чей корабль потерпел крушение на неизвестной планете. Благо здесь есть воздух, вода, флора и фауна. Ваша главная задача - не только выжить, но и построить новый космический корабль, чтобы улететь домой. При этом планета, на которой вы оказались, отнюдь не необитаема. Здесь есть местные племена, с которыми можно дружить или воевать. А ещё есть космические пираты и космические торговцы. Чтобы обеспечить выживание колонии вам нужно будет позаботиться о еде, крыше над головой, защите от рейдеров, подсобном хозяйстве в конце концов.

7. ARK: Survival Evolved

Кому вообще нужны эти несчастные саблезубые тигры из Far Cry Primal, если в ARK: Survival Evolved можно приручить огромного динозавра! Но не стоит думать, что все они похожи на милых домашних животных. Динозавры - одна и самых серьёзных угроз, с которыми вам придётся бороться играя в ARK: Survival Evolved. Разработчики создали целый мир, в котором древние динозавры вполне органично сосуществуют не только с фантастическими технологиями, но и с другими вымершими созданиями, такими как гигантские скорпионы и всё те же саблезубые тигры. Обнаружив себя на берегу большого острова посреди огромного океана, вам предстоит использовать все свои силы и все доступные ресурсы для того, чтобы выжить. Но какой же это всё-таки кайф полетать на настоящем птеродактиле! Только ради этого стоит сыграть в эту игру.

8. This War of Mine

Экшены и боевики вроде Call of Duty или Battlefield склонны излишне романтизировать образ войны, показывая её не более чем лёгкой прогулкой с кучей оружия в руках. This War of Mine уникальна уже тем, что показывает другую, настоящую войну с болью и страданиями простых людей. Здесь вам предстоит играть не за супер-бойца какого-то элитного подразделения, а за группу мирных жителей, чья основная задача - просто выжать в осаждённом городе. Игроку предстоит испытать все «прелести» военной блокады: нехватку еды, лекарств, а также постоянный страх оказаться жертвой вражеских снайперов, или, что ещё хуже - собственных мародёров. В перерывах между поиском провизии нужно не забывать отстраивать укрытия, чтобы защищать своих людей по ночам.

9. Shadows of Kurgansk

Игра, которая могла бы стать действительно отличной. Многих в ней привлекла именно необычная рисованная графика в стиле Borderlands. В Shadows of Kurgansk есть две независимы сюжетные линии. В первой вы играете за одного из туристов, которые пошли в казалось бы обычный поход, но совершенно случайно оказались в зоне необычной аномалии. Во второй вы - пассажир вертолёта, потерпевшего крушение в аномальной зоне. Карты в двух сюжетах разные. Ещё есть режим выживания, в котором вы не скованы никакими сюжетными рамками и вольны сами обеспечивать себе всё необходимой, исследуя игровой мир. И вроде бы всё хорошо, но… Игра, по всей видимости, заброшена её разработчиками и навечно останется в «раннем доступе». Впрочем, несколько вечеров за ней провести вполне можно, пока не наскучит.

10. Life is Feudal: Your Own

Эта игра - не просто выживание, а настоящий симулятор средневекового общества. Впрочем, жизнь в те времена скорее и была тем самым выживанием. Залог успешного существования в этом средневековом мире - грамотное разделение труда. Да, здесь есть мультиплеер и именно он главная составляющая игры. Каждый из 64 игроков на локации 3×3 км должен взять на себя какую-то одну сторону жизни. Вы можете быть охотником, приносящим еду, можете быть кузнецом, создающим новые орудия труда, а можете и вовсе стать алхимиком. Всё зависит только от вас. В игре очень реалистично, настолько, насколько это вообще возможно, с тем, чтобы сохранить интерес и азарт игроков.

История знает немало случаев чудесного спасения людей, оказавшихся в экстремальных условиях. 17-летняя школьница Джулиана Маргарет выжила после авиакатастрофы и девяти дней скитаний в тропическом лесу среди опасных диких животных. Удивительно, но незадолго до происшествия отец девушки обучал ее навыкам нахождения в лесу, благодаря чему ей и удалось спастись.

Еще один случай выживания в лесу попал в Книгу рекордов Гиннесса. Лариса Савицкая, студентка из Амурской области выжила в авиакатастрофе после падения с 5-ти километровой высоты и, несмотря на полученные увечья, в тайге смогла построить хижину из обломков самолета и несколько дней жить в лесу, пока спасатели не нашли ее.

Оказавшись в экстремальной ситуации, очень часто люди психологически не могут настроиться на спасение и теряются под действием паники, даже несмотря на имеющиеся знания и умения. Как же должен вести себя человек, заблудившись в лесу? Правила выживания в лесу достаточно просты.

Выжить в лесу можно, если победить панику

В 1981 студентка Наталья Косорукова, входившая в состав экспедиции в тайге, отстала от основного отряда. Больше месяца девушку пытались найти спасатели. За это время она прошла 200 км по тайге. Вопреки проведённому инструктажу, девушка передвигалась вверх по течению реки, а не вниз. Этим она усложняла поиски. Несмотря на то, что в ее рюкзаке была лупа и спички, развести костер ей не удалось.

Этот случай еще раз доказывает, что если вы заблудились в лесу, главное — победить панику . Это самое первое и необходимое правило.
Немало людей, заблудившихся в лесу, погибло от голода, не израсходовав даже запаса пищи. Это состояние человека описал писатель Д. Кольер в своей повести «Трое против дебрей»: «Человек, сбившись с пути в лесной чаще, все больше и больше теряет ориентировку, легко переходит грань между трезвой рассудительностью и лихорадочной паникой. Обезумев, мечется он по лесу, спотыкается о кучи бурелома, падает и, поднявшись, снова спешит вперед, уже не думая о верном направлении, и, наконец, когда физическое и умственное напряжение доходит до предела, он останавливается не в силах сделать ни шагу».

Чтобы победить нахлынувшее чувство безысходности и желание бежать во все стороны разом, нужно сначала остановиться, заставить себя сесть и задавать вопросы: где меня видели в последний раз? Будут ли меня искать? На какие ориентиры я могу опираться в своем пути (шоссе, железнодорожные пути, река, лесная сторожка, деревня). Когда паника снова начинает захватывать разум, молитесь, читайте стихи, пойте песни, только не давайте этому состоянию сбить вас с толку — это, пожалуй, половина успеха в деле выживания в лесу.

Природные компасы

В зависимости от обстоятельств, при которых вы заблудились или потерялись, следует определиться — ждать помощи на месте или постараться выйти к людям. Если вас будут искать, то лучше оставаться на месте, разжечь костер и громко разговаривать или петь.

Когда мобильный телефон с собой и заряжен. Чаще всего в лесу нет связи, но всегда есть возможность позвонить в экстренную службу спасения 112. Этим и рекомендуется воспользоваться, если Вы потерялись в лесу. Если же мобильный ловит сеть оператора, Вы можете позвонить близким и попросить начать поиски.

В случае, когда есть уверенность, что поисков не будет, нужно отправляться в путь.
В поисках укрытия или людей, самое первое, что стоит сделать — сориентироваться на местности и определить, куда идти. Прислушайтесь, не слышно ли шума воды, звука проезжающих машин. Идти необходимо в одном направлении, никуда не сворачивать, не забывая о метках-зарубках на деревьях, чтобы по ним вас смогли найти. Двигаясь вдоль реки, нужно идти все время ВНИЗ по течению. Не начинайте путь вечером, лучше остаться на ночлег на том же месте, чем замерзнуть ночью в лесу. Если ориентиров мало, то чтобы определить направление пути подойдут природные компасы, которые хорошо известны нам из уроков ОБЖ.

Быстрая постройка шалаша

Как только вы сориентировались на местности и поняли, куда нужно держать свой путь, необходимо определиться, сколько физически по времени вы сможете пройти по лесу до захода солнца, учитывая что вам нужно будет найти место укрытия, развести костер и добыть воду. Дело в том, что эту часть своего выживания в лесу необходимо всегда совершать засветло. Старайтесь не переоценить свои силы и оставить время на отдых особенно в первый день своего пути.

Если время уже близится к вечеру, лучше заночевать на месте, соорудив шалаш. Самым лучшим для постройки шалаша будет холм около небольшого водоема, прикрытый с одной стороны густым лесом от ветра.




Материалом для постройки крыши шалаша могут послужить еловый лапник или же мох, свернутый в ковер. Однако, в начале необходимо сделать хорошую опору и обрешетку из сухих веток. Для опорной конструкции можно выбрать два параллельно стоящих дерева или же сваленное дерево. Для лучшего укрытия от дождя лапник можно покрыть травой или папоротником. Мох, прикрытый лапником, можно использовать в качестве подстилки для сна. Боковые открытые части шалаша должны располагаться по направлению к густому лесу. Отвесные же части крыши могут быть обращены к местам, откуда будет дуть ветер — просекам или поляне.

После обустройства места для ночлега, необходимо добыть огонь и развести костер

Опытные туристы советуют всегда брать в лес спички и складной нож. Если спички вы все-таки забыли, то существует множество вариантов розжига костра. Однако, самый простой способ мы опишем ниже. Прежде чем добывать огонь, необходимо сложить сам костер таким образом, чтобы внизу была сухая трава и мох. Следующим слоем будет игла сосны или тоненькие палочки, затем кора деревьев и только сверху толстые палки.

Теперь о том, как добыть огонь без спичек.

  1. Найдите сухую прямую палку, сухой мох, сухую траву или труху от дерева, сухое дерево.
  2. Из сухой палки и шнурков от ботинок сделайте лук.
  3. Сделайте небольшое отверстие в сухом дереве.
  4. Затем в отверстие вставляете палку без сучков, в которую продеваете лук и быстро крутите тетиву лука вокруг этой палки. В результате получится порошок-пыль, в котором и появится искра.Затем искру следует перенести на сухую траву или труху от дерева.



После того, как разведен огонь, следует приготовить запас дров и накрыть его лапником или убрать в шалаш. Заниматься поиском воды и еды стоит только после разведения костра.

Питание в лесу и добыча воды

Многолетние исследования показали, что без еды человек может прожить намного дольше, чем без воды. В жаркую погоду от обезвоживания можно даже умереть за несколько часов. Поэтому первое, что стоит сделать до приготовления пищи это добыть воду, очистить ее и прокипятить.
Если рядом с вами есть естественные источники воды (ручьи, родники, озера, болота), то достаточно прокипятить эту воду предварительно профильтровав ее через древесный уголь и обеззаразить от бактерий. Хорошим растительным антибиотиком для обеззараживания воды являются ягоды рябины, мох сфагнол, березовый гриб чага, ромашка, зверобой, брусника, кора ивы, дуба, ветки можжевельника.
Если же природных источников воды рядом нет, то можно использовать способ сбора росы и конденсата с деревьев и растений. Для сбора росы подойдет любая одежда. Росу собирают ранним утром с неядовитых растений, проводя одеждой по ним. Затем выжимают ткань в емкость и кипятят.Если у вас есть с собой полиэтиленовый пакет, то с помощью него можно собрать жидкость с веток деревьев. Необходимо просто надеть пакет на ветку, завязать его шнурком и подождать несколько часов.

Самодельная посуда для приготовления пищи

Для кипячения и сбора воды понадобятся емкости. Хорошо, если вам удастся найти железную банку из под консервов или любую другую емкость, оставленную в лесу беззаботными туристами. Изготовить емкость для кипячения можно и самим.
Чтобы изготовить посуду для кипячения воды и приготовления пищи, необходимо взять толстую бересту и вырезать из нее овал или прямоугольник. При этом белая сторона должна быть внутри котелка. Края сдвигаются и зажимаются деревянной самодельной прищепкой. Такую посуду нельзя использовать на открытом огне, только для приготовления на углях.

Когда у вас есть небольшой запас воды, построено укрытие и разведен костер, то стоит подумать о добыче еды. Прокормить себя в лесу можно в любое время года. Достаточно знать о полезных и питательных свойствах окружающих нас растений. Оказывается, что в лесу можно приготовить муку, испечь хлеб и даже сварить кашу.
Самым простым и питательным источником еды в лесу являются деревья, дикорастущие травы, ягоды и грибы. Перечислим ниже наиболее распространённые варианты приготовление еды в условиях выживания в лесу.

  1. Береза
    • березовый сок содержит витамины и другие питательные вещества, прост в добыче и не требует очистки
    • из коры березы можно заварить чай.
  2. Сосна
    • из иголок сосны можно заварить чай, содержащий витамин С
    • измельченную внутреннюю часть коры сосны можно употреблять в пищу
    • для получения крупы из коры сосны, нужно настрогать внутренний слой коры в виде полосок. Затем просушить полоски и растолочь их. Такая крупа очень калорийная. Перемешав ее, например, с мукой из корня лопуха или одуванчика можно испечь хлеб и лепешки.
  3. Липа
    • листья липы и внутреннюю часть коры можно употреблять в пищу.
  4. Дуб
    • желуди можно перемолоть и сделать муку для приготовления хлеба.
  5. Ива (так как ива влаголюбивое растение, то она является индикатором того, что где-то поблизости находится водоем)
    • в пищу можно употреблять внутреннюю часть коры.
  6. Крапива
    • листья крапивы можно употреблять в виде щей и отваров.
  7. Щавель
    • обыкновенный щавель часто растет в лесных просеках и на лугах, его можно употреблять в необработанном виде в составе салатов(например, с одуванчиком, крапивой).
  8. Одуванчик
    • ошпаренные листья одуванчика вместе с листьями крапивы и иван-чая можно употреблять в виде салата
    • поджаренные измельченные корни одуванчика употребляют как«кофейный» напиток.
  9. Иван-чай
    • свежие корни можно употреблять в сыром или вареном виде вместо спаржи или капусты.
    • обжаренные корни иван-чая также можно использовать для приготовления «кофе». Из высушенных и измельченных корней иван-чая готовят муку, затем выпекают хлеб и лепешки.
    • высушенные листья заваривают и получают вкусный чай.
  10. Лопух
    • известен своими ценными и полезными пищевыми свойствами. В блокадном Ленинграде корни лопуха использовали вместо картошки в отварном виде. Можно также его запекать в углях.
  11. Мокрица
    • сорная трава мокрица также может пригодиться для приготовления салата или супа. Для салата можно употреблять в необработанном виде.
  12. Кислица (заячья капуста)
    • богата витамином С, яблочной и фолиевой кислотой. Можно употреблять в свежем виде.
  13. Рогоз (в простонародье камыш)
    • подойдет для приготовления муки или каши на воде. Корень рогоза нарезают на куски, просушивают и размалывают. Молодые побеги нарезают и отваривают (отдаленно похожи на спаржу).

Если вы чувствуете, что растительная пища недостаточно калорийна для преодоления трудного пути, то возможно приготовление белковой питательной пищи. Белковой пищей лес богат:

  • яйца диких птиц, найденные в гнездах,
  • дождевые черви — вымачивание их в проточной воде и дальнейшая варка позволяет сделать червей ценной и безопасной для человека пищей;
  • лягушки (на вкус похожи на курицу, необходимо снять кожу и обжарить на огне)
  • мыши.

Также в лесу можно употреблять в пищу грибы и ягоды, но только в том случае, если вы точно уверены, что они не ядовиты. Не стоит впадать в уныние, если в первый день вы не раздобудете еду. Пейте больше теплой кипяченой воды. Это позволит снизить чувство голода и согреться.

Как защититься от диких животных в лесу?

Нередко заблудившихся в лесу людей, кроме чувства голода, также одолевает страх встречи с дикими животными. В средней полосе нашей страны такие случаи крайне редки, особенно в летний период. Нападение животных происходят только, если человек крайне близко подходит к ним и препятствует их проходу по тропам. В лесу необходимо быть крайне наблюдательным, стараться замечать звериные тропы, овраги, берлоги и обходить их. Кроме того, давать животным знать о своем существовании в лесу не только можно, но и нужно. При движении по лесу громко разговаривайте и старайтесь наступать на трещащие сухие ветки. При выборе места стоянки и шалаша следует пометить место своего ночлега в радиусе 50 метров собственной мочой. Таким же образом сами животные помечают свой периметр.

Лесная аптечка для выживания

Не стоит забывать о том, что в таких экстремальных условиях риск переохладиться или схватить кишечную инфекцию достаточно высок. Поэтому необходимо знать о простейших природных лекарствах, которые вам могут понадобиться.

  1. При расстройстве желудка, дизентерии, болей в желудке — чай из дубовой коры, древесный уголь внутрь.
  2. Жаропонижающие средства – пожевать кору ивы (в коре содержится салицин, подобие аспирина), чай из дубовой коры.
  3. Укусы насекомых- обработать ранку соком одуванчика или подорожника.
  4. Укус змей- отсосать из ранки яд, наложить на ранку череду.
  5. Раны, язвы, трещины — дубовая кора, пепел, смола хвойных деревьев, отваренные листья черники (гнойные раны), чай из зверобоя внутрь.

При любых воспалительных процессах — отвар из брусничных листьев, ромашки, зверобоя, черники, исландского лишайника.
Конечно, существуют ситуации, при которых человек вынужден выживать в лесу в результате стихийного бедствия, например, лесного пожара или аварии самолета.
Но наиболее часто все же люди теряются во время похода в лес за грибами и ягодами в летний период, так как не могут оценить собственные силы и не знают простейших навыков поведения в лесу. Основная ошибка потерявшихся в лесу людей заключается в том, что они неправильно расставляют приоритеты в своих действиях, начинают первым делом думать о еде. Только равномерное распределение физической нагрузки в поисках еды и ночлега поможет избежать переутомления и сохранить жизнь.

Есть несколько хитростей и нюансов, которые можно использовать для успешного выживания в условиях сильнейших морозов игры Frostpunk. Первое, на что хочется обратить внимание: после первого запуска сюжета сразу же выйдите в главное меню, после чего щелкните по пункту «Выбор сценария». Выберите «Новый мир» и на следующем экране увидите опцию «Настройки сценария». Она позволит понизить общую сложность игры или конкретные аспекты. По умолчанию игра запускается на средней сложности, что для первого прохождения, как по мне, сродни хардкору.

Тепло – это жизнь

Как только появитесь в новом городе посреди ледяной пустоши, то сразу же поймете: тепло – ограниченный и желаемый ресурс. В начале игры тепло исходит исключительно от генератора, находящегося в центре кратера. Если вы хотите, чтобы люди остались в живых, то обеспечьте их теплом. Чем дольше граждане живут или работают на холоде, тем быстрее повысится недовольство, появятся больные и, в конце концов, умершие.

Совет. Не создавайте санитарный пункт за пределами тепловой зоны на ранней стадии игры. Это частая ошибка новичков, ведь расположенный в более холодной зоне санитарный пост не позволит работникам вылечить людей. Они умрут. Более того – заболеют работники санитарного пункта.

Не каждое здание нуждается в подогреве. К примеру, оно не требуется для склад ресурсов, который может быть построен за пределами тепловой зоны. Иногда придется строить паровые центры, создавая дополнительные тепловые зоны. За счет них можно существенно расширить область тепла, но есть обязательное условие – паровой центр размещается на дороге, соединенной с генератором. При этом каждый паровой центр повышает расход угля, так что будьте с этим аккуратны

С другой стороны, тепловой зоны никогда не будет достаточно, и вы всегда будете чувствовать какие-то ограничения. Некоторые типы зданий самостоятельно обеспечивают тепло – к примеру, дома, пункты сбора, но на ранних этапах они недоступны (дома).

Исследуй или умри

Исследования слишком важны, поэтому не вздумайте ограничиваться одной мастерской. Лучше всего построить и заполнить рабочими четыре мастерские, чтобы удвоить или утроить количество проводимых за раз исследований. Конечно, на каждые исследования требуются ресурсы. Не бойтесь трудностей (а при содержании четырех мастерских они будут), поскольку такой риск – оправдан. В общем, как минимум в городе должны быть две мастерские!

Но от стоящих без дела мастерских не будет толку, вам нужно проводить исследования. От получения новых технологий, таких как автоматоны, теплоизоляция домов и улучшение разведчиков (повышение количества групп на маяке и скорости их передвижения) зависит выживание всей цивилизации. Помните, если вам нужные дополнительные рабочие, то мастерскую можно отключить.

Обеспечьте себя постоянным притоком угля

Уголь – это жизненная сила вашего города, и есть три способа, благодаря которым его можно накопить. Речь идет об угледобытчиках, угольных печах и угольных шахтах. Все постройки подразумевают совершенно разные технологии добычи угля, но я бы рекомендовал сосредоточиться на какой-то одной определенной! Лучше вложить все силы в один метод, чем разрываться на два или три. Новичкам я рекомендую использовать угледобытчики – это самый низкотехнологичный способ добычи угля.

Угледобытчик.

После создания угледобытчика вам также потребуется назначить рабочих для сбора кучи угля, образуемой рядом с постройкой. Но лучше всего построить рядом с угледобытчиком пункт сбора, чтобы собирать уголь в автоматическом режиме. Для пункта сбора потребуются свои рабочие. Угледобытчик генерирует ресурс из пустоты, в отличие от угольной шахты, которая должна находиться рядом с залежами угля. Угольные печи генерируют уголь, сжигая ваши запасы древесины.

Стройте угледобытчики рядом друг с другом, чтобы одним пунктом сбора собирать уголь сразу с нескольких зданий. Кроме того, пункты сбора обогреваются, поэтому люди будут защищены от холода. Рядом также можно поставить паровые центры. Не забудьте построить складские помещения, расширяющие максимально возможные запасы ресурсов. И помните – складам тепло не требуется!

Отправьте разведчиков на поиски паровых ядер

Как можно раньше исследуйте «маяк» и дополнительные команды разведчиков для него. Нелишним будут исследования, повышающие скорость передвижения ваших групп. Отправляя несколько разведгрупп ускорит получение дивидендов. А разведка – единственный способ отыскать новых выживших и продвинуться по сюжету. Что еще лучше, разведчики могут находиться паровые ядра, автоматонов и даже технологии. Правда последнее будет возможно после того, как вы решите судьбу трех групп беженцев и вас попросят исследовать стереоскопические линзы.

Без новых людей вы не сможете расширить свои возможности, да и паровые ядра нужны не только для создания автоматонов, но и при строительстве более технологичных зданий.

Выпускайте правильные законы, чтобы усилить колонию

Это тот момент, где можно хитрить, комбинируя различные законы, повышающие эффективность друг друга. Но игра построена таким образом, что вы можете просмотреть только доступные для разблокировки законы. Все законы, находящиеся в еще неизученном древе, можно рассмотреть только после открытия первого. Не все из принятых законов приносят пользу, часто придется утверждать жесткие указы. Если будете выбирать непопулярные законы, то постепенно недовольство людей увеличится. Вы даже можете столкнуться с худшей ситуацией – население будет отказываться работать.

Чтобы люди были счастливы и здоровы, постарайтесь разблокировать следующие законы, которые приносят преимущества на фоне небольшого повышения недовольства:

Поддержание жизни. Очень важный закон на ранней стадии. Вы будете тратиться на больных, но сможете сохранить больше рабочих (которые в дальнейшем вылечатся) и избежать ампутации. Вашим приоритетом должно стать повышение эффективности труда.

Закон «Бойцовская арена».

Двойные рационы. Проблема с продуктами будет актуальна на всем протяжении игры. Если хотите, чтобы люди были счастливы (довольны), то придется выбрать двойные рационы. Это повысит скорость выздоровления больных и позволит им быстрее вернуться на работу. Просто не забудьте обеспечить постоянный и хороший приток сырых продуктов.

Бойцовская арена. Недорогой способ ежедневное снижать недовольство.

Все эти законы можно назвать безопасными, но не единственно полезными. Так, очень хорошей комбинацией я нахожу законы «Суп» и «Самогон».

Закон «Самогон».

С одной стороны, «Суп» позволяет готовить больше блюд из сырых продуктов, но такой прием пищи незначительно повышает недовольство. С другой стороны, поедание супа с горячительными напитками нивелирует вызванное недовольство. Таким образом, вы сможете экономить на сырой еде без вреда другим показателям.

Хорошо скажется строительство детских убежищ и дальнейшее обучение детей медицине или инженерии.

Заставьте людей работать, но не переусердствуйте

У ваших рабочих будет стандартный 10-часовой рабочий график, но вы можете увеличить продолжительность рабочего дня при помощи двух законов – «Чрезвычайная схема» и «Продленная схема». Также можно отправить на работу детей – «Безопасные работы для детей» и «Любые работы…». В первом случае дети будут помогать на кухне и в медицинских учреждениях, во втором – везде. Впрочем, последнее приведет к травмам и гибели. Строительство детских убежищ и обучение детей медицине или инженерии даст преимущества на более поздней стадии игры.

Закон «Детский труд – безопасные работы».

Если 24-часовой рабочий день вызовет недовольство, то в случае с повышением смены до 14 часов уровень недовольства будет минимальным. При этом вы сможете самостоятельно контролировать, какие объекты будут работать с обычным, а какие – с увеличенным графиком. К примеру, можно будет продлить работу мастерских, использующихся для многочисленных исследований, а затем вернуть обычный график, когда те будут в простое.

Отключение, демонтаж и диктатура

Вы должны помнить, что в игре можно отключить буквально каждое здание. Если вы проводите одно исследование и нет ресурсов на другие, то отключите остальные мастерские. Если у вас чрезмерное количество сырой пищи, то можете отключит хижины охотников или теплицы. Также вы можете распускать рабочих из нефункциональных зданий. Например, вы произвели на фабрике достаточное количество автоматонов и попросту не хватает паровых ядер на изготовление других машин. Отключите здание и распустите рабочих!

Кнопки выключения и демонтажа здания.

Если было построено слишком много палаток или бараков вокруг генератора и не хватает места в первом тепловом кольце для санитарного пункта, то можете демонтировать несколько построек. Также нужно будет демонтировать определенные ресурсные здание, если те очистили всю область вокруг себя. К примеру, это происходит с лесопилками, когда рядом с ними нет валяющихся деревьев.

Автоматоны не страшатся холода

Для зданий, расположенных за пределами теплового кольца с недостаточным уровнем отопления можно использовать автоматоны. Это ресурсоемкие роботы, работающие беспрерывно (останавливаются только на дозаправку – для этого используется ближайший паровой центр). Они не заболевают и не выходят из строя из-за сильных холодов.

Постарайтесь, чтобы автоматоны работали в одной области, рядом с которой постройте паровой центр, что позволит сократить паузу, необходимую для заправки.

Постройте дома и исследуйте улучшенную теплоизоляцию

Это простой, но очень эффективный совет, который будет очень полезен на поздней стадии игры. Когда начнете строить дома, то постарайтесь как можно скорее исследовать их теплоизоляцию. Так вы понизите мощность, необходимую для отопления, поскольку дома сами по себе будут давать некоторое количество тепла. А когда придут сильные холода, то для выживания потребуются все доступные инструменты!

Теплоизоляция домов.

Научитесь управлять генератором в трудных ситуациях

Умение манипулировать и переключаться между настройками генератора будет иметь решающее значение для выживания. Вы можете повысить уровень мощности генератора с «1» до «4», что актуально во время холодной бури, но при этом повысится расход угля. Некоторые исследования позволят расширить область действия генератора, но опять же повысят расход угля. Используйте режим форсажа, чтобы моментально повысить количество тепла на несколько уровней (в зависимости от проведенных исследований).

Форсаж понадобится во время опасных холодов, но не забывайте, что в случае перегрева генератора он может взорваться. Вам предоставят выбор – отправить ребенка, который погибнет, пожертвовать одним паровым ядром или оставить все, как есть, и увидеть плохую концовку.

Хитрость заключается в следующем – активируя режим форсажа, понижайте уровень мощности на два пункта. Таким образом, вы сохраните прежнюю мощность, но уменьшите расход угля. Этот метод можно использовать на всем протяжении игры. Вот вам еще один прекрасный способ сэкономить на расходе угля!