Отдел гочс. МЧС: расшифровка проста - Министерство чрезвычайных ситуаций

19.06.2019 Бизнес

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О реорганизации системы гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций г.Москвы и об утверждении
Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям г.Москвы, Положения о гражданской
обороне г.Москвы, Положения о Московской городской
территориальной подсистеме единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций

(с изменениями на 20 сентября 2005 года)

Утратило силу на основании

от 18 марта 2008 года N 182-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 12 февраля 2002 года N 120-ПП (Вестник мэрии Москвы, N 11, март, 2002 год);
постановлением Правительства Москвы (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 21, 06.04.2005);
постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2005 года N 715-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 55, 05.10.2005).
____________________________________________________________________

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.05.96 N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" , постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" , постановлением Правительства Москвы и Коллегии МЧС России от 07.05.96 N 410-6 "О Плане совершенствования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" по согласованию с МЧС России Правительство Москвы

постановляет:

1. Осуществить реорганизацию Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (Штаб ГОЧС г.Москвы) в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (Главное управление ГОЧС г.Москвы).

2. Установить, что начальником гражданской обороны города Москвы является Премьер Правительства Москвы.

3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 12 февраля 2002 года N 120-ПП ..

4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 марта 2005 года N 127-ПП. .

5. Утвердить Положение о гражданской обороне города Москвы (приложение 4).

6. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2005 года N 715-ПП ..

7. Начальнику Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы Кистанову Е.М.:

7.1. До 1 апреля 1997 года провести переаттестацию сотрудников бывшего Штаба ГОЧС г.Москвы, укомплектовать необходимыми специалистами Главное управление ГОЧС г.Москвы.

7.2. До 1 апреля 1997 года представить в Москомимущество необходимые документы для переоформления договоров аренды на занимаемые Штабом ГОЧС г.Москвы и его структурными подразделениями здания и помещения (приложение 6).

8. Москомимуществу оформить в установленном порядке имущественно-правовые отношения на здания и помещения, занимаемые Главным управлением ГОЧС г.Москвы и его структурными подразделениями.

9. Департаменту финансов обеспечить финансирование Главного управления ГОЧС г.Москвы в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете 1997 года на содержание Штаба ГОЧС г.Москвы. Введение дополнительной штатной численности работников, содержащихся за счет бюджета города Москвы, в соответствии с утвержденной организационной структурой осуществлять поэтапно в течение года.

10. Руководителям департаментов, главных управлений, управлений и комитетов Правительства Москвы, префектам административных округов:

10.1. В трехмесячный срок разработать и представить на утверждение в установленном порядке положения о функциональных и территориальных подсистемах Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС).

10.2. Организовать разработку, согласование и утверждение положений о ведомственных и объектовых звеньях МГСЧС.

11. МНТЦ "Регион" в двухмесячный срок разработать типовые положения о территориальных и функциональных подсистемах и звеньях МГСЧС.

12. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 24.11.92 N 979 "Об утверждении Положения о гражданской обороне г.Москвы".

13. Пресс-центру Мэрии и Правительства Москвы опубликовать в Вестнике Мэрии Москвы приложения 1, 4, 5 к настоящему постановлению.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение N 1. Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (утратило силу)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Приложение N 2. Организационная структура главного управления ГОЧС г.Москвы, управлений ГОЧС административных округов г.Москвы, отделов ГОЧС районов г.Москвы (утратила силу)

____________________________________________________________________

Утратила силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 15 марта 2005 года N 127-ПП ..

____________________________________________________________________

Приложение N 3. Штатная численность Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы его подразделений по специалистам, рабочим и ВОХР, содержащихся за счет бюджета города Москвы (утратила силу)

____________________________________________________________________

Утратила силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 15 марта 2005 года N 127-ПП ..

____________________________________________________________________

Приложение N 4. Положение о гражданской обороне города Москвы

ПОЛОЖЕНИЕ
о гражданской обороне города Москвы

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок построения и функционирования гражданской обороны г.Москвы, полномочия органов власти города и районов, отраслевых и функциональных органов городской администрации, объектов народного хозяйства*, права и обязанности граждан Москвы в области гражданской обороны.
________________

* Под объектами народного хозяйства понимаются предприятия, объединения, учреждения и организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно-правовых форм, расположенные на единой территории в пределах границ г.Москвы.

В целях краткости изложения в дальнейшем "объекты народного хозяйства" будут именоваться "объекты".

1.2. Гражданская оборона г.Москвы проводит комплекс мероприятий, реализуемый органами власти города и района, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службами гражданской обороны, отраслевыми и функциональными органами городской администрации, организациями, с имеющимися у них силами и средствами гражданской обороны, добровольными объединениями в целях защиты населения и народного хозяйства г.Москвы от опасностей, возникающих при военных действиях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1.3. Мероприятия гражданской обороны проводятся как в мирное, так и в военное время на всей территории города, с учетом особенностей каждого округа, района, отрасли, объекта в рациональном сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями.

1.4. Гражданская оборона г.Москвы организуется и ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Директивами Председателя Правительства - Начальника гражданской обороны Российской Федерации и Первого заместителя начальника гражданской обороны - Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативными и правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

1.5. Характер, объемы, сроки и порядок проведения мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Правительством Москвы в рамках разграничения сфер деятельности и полномочий.

1.6. В мирное время силы и средства гражданской обороны Москвы привлекаются к проведению на территории города аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и другими причинами.

1.7. Должностные лица органов исполнительной власти, местного самоуправления, объектов и граждане города, виновные в невыполнении либо уклоняющиеся от выполнения обязанностей по гражданской обороне, несут установленную законом материальную, административную и иную ответственность.

2. Задачи гражданской обороны

2.1. Основными задачами гражданской обороны Москвы являются:

защита населения от воздействия современных средств поражения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;

оповещение населения об угрозе нападения противника, возникновения чрезвычайных ситуаций, о порядке действий в сложившейся обстановке;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

первоочередное жизнеобеспечение населения и, прежде всего, пострадавшего;

разработка и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования отраслей и объектов народного хозяйства города в условиях военного времени;

защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений, других материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций;

создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны;

обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны;

подготовка руководящего состава органов управления, сил и средств гражданской обороны, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также в чрезвычайных ситуациях.

2.2. Задачи гражданской обороны решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых как заблаговременно, так и в военное время.

3. Руководство гражданской обороной
и ее организационная структура

3.1. Гражданская оборона Москвы организуется по территориально-производственному принципу.

3.2. Общее руководство гражданской обороной города осуществляет Премьер Правительства Москвы. Премьер Правительства Москвы по должности является начальником гражданской обороны г.Москвы.

3.3. Руководство гражданской обороной в административных округах города осуществляют префекты, в районах города - главы Управ, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны районов.

3.4. Руководство гражданской обороной в ведомственных структурах и на объектах, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляют руководители этих ведомственных структур и объектов, которые по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих ведомственных структур или объектов.

3.5. Начальники гражданской обороны всех уровней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, в отраслях, на объектах. Им предоставляется право в пределах своей компетенции издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

Приказы начальников гражданской обороны города, административных округов и районов города, ведомств и объектов в пределах их компетенции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

3.6. Для управления и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации последствий применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций при начальниках гражданской обороны создаются органы управления гражданской обороны.

3.7. Органами управления гражданской обороны (органами управления ГО) являются:

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (Главное управление ГОЧС г.Москвы);

Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям административного округа (Управление ГОЧС административного округа);

Отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района города (отдел ГОЧС района).

Штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Штабы ГОЧС) в ведомствах и на объектах, независимо от их организационно-правовых норм.

3.8. Руководители органов управления ГО административно-территориальных образований, ведомственных структур и объектов являются по должности заместителями соответствующих начальников гражданской обороны и имеют право отдавать от их имени распоряжения по вопросам гражданской обороны, обязательные для исполнения подчиненными начальнику гражданской обороны должностными лицами, органами управления, формированиями, а также гражданами. О наиболее важных распоряжениях, отданных по своей инициативе, руководитель органа управления ГО докладывает начальнику гражданской обороны.

3.9. Начальник Главного управления ГОЧС г.Москвы является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны города.

3.10. Главное управление ГОЧС Москвы, управления ГОЧС административных округов, отделы ГОЧС районов города* являются воинскими учреждениями и комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом.
________________

* Перечень районов города, в которых создаются отделы ГОЧС, являющиеся воинскими учреждениями, устанавливается МЧС России по согласованию с Правительством Москвы.

Управления ГОЧС административных округов находятся в прямом подчинении Главного управления ГОЧС г.Москвы. Отделы ГОЧС районов города находятся в прямом подчинении соответствующих управлений ГОЧС административных округов.

3.11. Задачи, полномочия и обязанности начальников гражданской обороны и органов управления ГО определяются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами, издаваемыми вышестоящими начальниками гражданской обороны, органами исполнительной власти и настоящим Положением.

3.12. Подготовка руководящего состава и специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Москве осуществляется в Учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УМЦ ГО и ЧС) города и административных округов.

УМЦ ГО и ЧС города - государственное образовательное учреждение, комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие назначаются на должности МЧС России.

УМЦ ГО и ЧС административных округов функционируют под руководством УМЦ ГО и ЧС города на правах его структурных подразделений.

3.13. Главное управление ГОЧС г.Москвы, УМЦ ГО и ЧС г.Москвы, Управления ГОЧС административных округов являются юридическими лицами, имеют гербовые печати, штампы и бланки, расчетные счета в банковских учреждениях и другие необходимые для хозяйственной деятельности и выполнения стоящих перед ними задач официальные атрибуты.

3.14. Для обеспечения накопления, хранения, обслуживания и ремонта имущества гражданской обороны, проведения пуско-наладочных и ремонтных работ инженерно-технического оборудования защитных сооружений ГО в Москве созданы и функционируют Спецпредприятие при Правительстве Москвы и Специальное пуско-наладочное управление Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Указанные предприятия и учреждения являются юридическими лицами и функционируют в соответствии с законодательством, а также утвержденными в установленном порядке уставами. Главное управление ГОЧС г.Москвы руководит их деятельностью в пределах предоставленных ему Правительством Москвы полномочий.

3.15. Организационная структура и штатная численность органов управления ГОЧС города, административных округов, районов города, УМЦ ГО и ЧС в части укомплектования работниками, содержащимися за счет городского бюджета, определяются Правительством Москвы. Структура, штатные должности штаба ГОЧС ведомства, объекта, его персональный состав определяется их руководителем.

3.16. Для решения вопросов, связанных с подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий гражданской обороны создаются городская, окружные, районные, ведомственные и объектовые эвакуационные комиссии, которые возглавляют соответственно заместитель Премьера Правительства Москвы, заместители префектов, заместители Глав управ, заместители руководителей ведомств, объектов. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об этих комиссиях, утверждаемыми соответствующими начальниками гражданской обороны.

3.17. Для выполнения специальных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств, а также для обеспечения действий формирований в ходе проведения аварийно-спасательных работ создаются службы ГО города, округов, районов, ведомств, объектов.

Решение о создании служб ГО в городе принимает Правительство Москвы, в округах и районах - префекты и главы их управ, в ведомствах и на объектах - их руководители в зависимости от необходимости и наличия соответствующей базы для их создания.

Задачи, организация и функции служб гражданской обороны определяются положениями о службах. Положение о службе гражданской обороны города разрабатывается и подписывается руководителем службы и утверждается начальником гражданской обороны Москвы после согласования с Главным управлением ГОЧС города и непосредственным руководителем начальника службы.

Положение о службе гражданской обороны округа (района) согласовывается с управлением (отделом) ГОЧС округа (района), руководителем вышестоящего органа по отношению к начальнику службы и утверждается начальником гражданской обороны округа (района).

Положение о службе гражданской обороны объекта утверждается начальником гражданской обороны объекта. Инструкции и указания городских служб гражданской обороны по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, окружными, районными и объектовыми службами.

Ответственность за готовность органов управления службы, сил и средств, включенных в ее состав, возлагается на руководителей ведомственных структур и объектов, на базе которых они созданы.

3.18. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются невоенизированные формирования гражданской обороны.

Формирования создаются по территориально - производственному принципу в административных округах, районах и на объектах народного хозяйства.

Порядок создания, комплектования, обеспечения, стимулирования и применения невоенизированных формирований гражданской обороны определяется Положением о невоенизированных формированиях гражданской обороны, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Москвы, распоряжениями префектов административных округов, руководителей ведомств и объектов могут создаваться штатные аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности.

Для выполнения задач гражданской обороны решением Правительства Москвы могут привлекаться расположенные на территории города ведомственные специализированные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные организации, независимо от их организационно-правовой формы.

В аварийно-спасательных и других неотложных работах под руководством органов управления гражданской обороны могут принимать участие добровольные организации аттестованных спасателей.

Для выполнения задач гражданской обороны Москвы могут привлекаться установленным порядком силы и средства федерального подчинения, в том числе части и подразделения Войск гражданской обороны Российской Федерации, инженерных и химических Войск Министерства обороны Российской Федерации.

4. Полномочия и обязанности органов исполнительной власти
г.Москвы в области гражданской обороны

4.1. Правительство Москвы:

разрабатывает основные направления развития и совершенствования гражданской обороны города;

организует выполнение в Москве общегосударственных мероприятий гражданской обороны;

организует разработку плана гражданской обороны г.Москвы;

в пределах своей компетенции издает нормативные акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов законодательных актов для рассмотрения и принятия их городской Думой;

организует и обеспечивает создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств, технических систем управления, оповещения и связи гражданской обороны;

организует выполнение мероприятий по защите и жизнеобеспечению населения, по подготовке и проведению эвакуации в безопасные районы, размещению, развертыванию лечебных и других обеспечивающих жизнедеятельность населения учреждений;

осуществляет меры по накоплению фонда коллективных средств защиты населения и поддержанию его в готовности к приему укрываемых;

обеспечивает подготовку городского хозяйства к устойчивому функционированию в военное время;

обеспечивает соблюдение требований нормативных документов по гражданской обороне в процессе развития экономики города, его застройки;

организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

разрабатывает и организует реализацию городских целевых, в том числе научно-технических программ в области гражданской обороны;

создает и содержит в интересах гражданской обороны города запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;

определяет объемы и обеспечивает накопление, хранение, замену, освежение и поддержание в готовности имущества гражданской обороны;

определяет в проекте бюджета города объемы ассигнований на мероприятия гражданской обороны и порядок их использования;

устанавливает лимит численности работников в органах управления и учреждениях гражданской обороны города, содержащихся за счет городского бюджета.

4.2. Главное управление ГОЧС г.Москвы:

разрабатывает и организует выполнение мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при военных действиях, а также участвует в подготовке к устойчивому функционированию народного хозяйства города в военное время;

принимает меры к поддержанию в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи к функционированию в военное время;

руководит созданием сил и средств гражданской обороны города;

организует управление и взаимодействие сил и средств при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

организует планирование и контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны в городе;

организует контроль за состоянием гражданской обороны Москвы и выполнением требований руководящих документов по проблемам гражданской обороны;

организует контроль за планированием, проектированием и строительством защитных сооружений гражданской обороны;

организует контроль за поддержанием в готовности фонда коллективных средств защиты.

организует подготовку органов управления и формирований гражданской обороны, обучение населения, планирует и проводит учения и тренировки;

осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов управления ГО округов, районов города, городских служб, ведомственных структур и объектов;

обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Главного управления ГОЧС г.Москвы, подчиненных ему управлений ГОЧС и других учреждений гражданской обороны, а также формируемых подразделений.

Главное управление ГОЧС имеет право:

принимать в пределах своей компетенции решения, выдавать обязательные для исполнения предписания по вопросам гражданской обороны начальникам гражданской обороны округов, районов города, ведомств, объектов, а также начальникам служб гражданской обороны города;

разрабатывать и вносить на рассмотрение Правительства Москвы предложения по дальнейшему развитию гражданской обороны, повышению ее готовности, совершенствованию форм и методов работы при решении задач гражданской обороны;

заслушивать руководителей гражданской обороны по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления ГОЧС, требовать от них выполнения руководящих документов, распоряжений начальника гражданской обороны Москвы, принимать меры к устранению выявленных недостатков, возбуждать ходатайство о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении указанных требований;

разрабатывать проекты нормативных актов в области гражданской обороны и вносить их в установленном порядке на рассмотрение Правительством Москвы;

запрашивать и получать на безвозмездной основе от органов управления и объектов, расположенных на территории города, независимо от организационно-правовых форм, сведения о ходе выполнения требований гражданской обороны и другую информацию, необходимую для выполнения возложенных на Главное управление ГОЧС задач;

пользоваться страховым фондом документации для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС;

иметь специальные транспортные средства,оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи.

4.3. Органы власти административно- территориальных образований города:

осуществляют общее руководство и обеспечивают постоянную готовность гражданской обороны административно-территориальных образований;

планируют и организуют выполнение в части, касающейся округа, района, общегородских мероприятий гражданской обороны, а также мероприятий, предусмотренных к реализации органами исполнительной власти своего административно-территориального образования;

организуют разработку плана гражданской обороны административно-территориального образования, осуществляют методическое руководство планированием мероприятий ГО в подведомственных структурах;

осуществляют меры по поддержанию в готовности подведомственных органов управления, сил и средств гражданской обороны;

организуют выполнение мероприятий гражданской обороны объектами, расположенными на подведомственной территории;

организуют оповещение подчиненных органов управления и населения по сигналам гражданской обороны;

организуют аварийно-спасательные и другие неотложные работы и руководят их проведением;

осуществляют подготовку и содержание в готовности фонда коллективных средств защиты, сил и средств гражданской обороны административно-территориального образования, обучение по гражданской обороне населения, проживающего на его территории;

организуют планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время расположенных на территории округа объектов;

организуют контроль за накоплением, хранением и поддержанием в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны;

создают системы наблюдения и контроля за радиоактивным загрязнением, химическим и бактериологическим заражением;

обеспечивают контроль за выполнением требований руководящих документов и принятых решений по вопросам гражданской обороны на территории округа;

несут ответственность за состояние гражданской обороны на подведомственной территории.

4.4. Отраслевые и функциональные органы городской администрации.

Общие обязанности отраслевых и функциональных органов городской администрации:

осуществляют руководство подготовкой и ведением гражданской обороны в отрасли;

разрабатывают с учетом специфики отрасли и доводят до подведомственных структурных подразделений и объектов отраслевые требования, нормативные акты по вопросам планирования, организации и ведения гражданской обороны;

планируют и обеспечивают выполнение в отрасли мероприятий по защите персонала, подготовке сил и средств гражданской обороны;

обеспечивают выполнение в подведомственных структурах требований руководящих документов и принятых вышестоящими органами решений по вопросам гражданской обороны;

планируют и обеспечивают выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования подведомственных структур в военное время;

обеспечивают соблюдение требований нормативных документов по гражданской обороне в процессе развития отрасли;

разрабатывают план гражданской обороны отрасли, осуществляют методическое руководство планированием работы по гражданской обороне в подведомственных структурах;

создают и поддерживают в постоянной готовности систему управления отраслью в военное время, а также силы и средства гражданской обороны отрасли;

организуют накопление и поддержание в готовности фонда коллективных средств защиты;

организуют обучение по гражданской обороне работников отрасли;

принимают меры по обеспечению аварийно-спасательных и других неотложных работ в подведомственных структурах, а по своему функциональному предназначению и на других объектах города;

планируют и организуют подготовку к эвакуации в безопасные районы подведомственные органы управления и объекты для продолжения их производственной деятельности;

организуют и обеспечивают в интересах отрасли проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны, разрабатывают и вносят предложения в общегородские программы;

осуществляют контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны в подведомственных структурах;

несут ответственность за состояние гражданской обороны в отрасли;

взаимодействуют с администрацией округов и районов, других ведомств при совместном решении задач гражданской обороны;

обеспечивают создание и функционирование служб гражданской обороны.

Кроме общих обязанностей отраслевые и функциональные органы городской администрации выполняют специальные обязанности по гражданской обороне, связанные с их функциональным предназначением, которые определяются Правительством Москвы.

4.5. Объекты народного хозяйства.

На предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их организационно-правовых форм в полном объеме проводятся мероприятия, направленные на выполнение задач ГО. Все предприятия, учреждения и организации, учитываются в управлении ГОЧС административного округа по месту размещения.

При аренде организацией, предприятием помещений вопросы защиты работников арендуемого предприятия от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций отражаются в договорах об аренде.

Руководитель объекта осуществляет непосредственное руководство гражданской обороной и несет личную ответственность за ее постоянную готовность, своевременное выполнение мероприятий гражданской обороны и безопасность своих сотрудников.

Руководители объектов:

планируют и осуществляют мероприятия по защите рабочих и служащих, основных производственных фондов, сырья и др. материальных ценностей от воздействия средств поражения в соответствии с установленными в Российской Федерации и г.Москве нормативами;

разрабатывают планы гражданской обороны;

проводят мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования своего производства в военное время;

создают, оснащают и поддерживают в готовности невоенизированные формирования гражданской обороны, органузуют подготовку личного состава;

организуют накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны;

осуществляют обучение по гражданской обороне рабочих и служащих, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;

организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;

создают и поддерживают в постоянной готовности локальные и объектовые системы оповещения;

создают необходимые условия персоналу объекта для выполнения ими обязанностей по гражданской обороне.

5. Права и обязанности граждан Москвы
в области гражданской обороны

Граждане Москвы, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением

5.1 имеют право:

на защиту своей жизни и здоровья от последствий военных действий;

безвозмездно пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также другим имуществом гражданской обороны;

на получение пострадавшими от военных действий медицинской, материальной, финансовой помощи, обеспечение жильем, продовольствием, предметами первой необходимости в порядке и по нормам, установленным Правительством Москвы;

проходить обучение, получать знания и практические навыки по вопросам защиты от современных средств поражения и действий в очагах поражения;

получать компенсацию за ущерб, причиненный здоровью при выполнении мероприятий гражданской обороны;

на пенсионное обеспечение и другие льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в случае увечья или потери трудоспособности при выполнении обязанностей по гражданской обороне;

на пенсионное обеспечение для членов семьи в связи с потерей кормильца (погибшего, получившего увечья или потерю трудоспособности) при выполнении обязанностей по гражданской обороне;

безвозмездно пользоваться питанием, оборудованием, транспортом и жильем на период участия в составе сил гражданской обороны в военное время и во время учений по гражданской обороне в мирное время;

на личное страхование на случай гибели или причинения вреда здоровью при выполнении мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными или иными бедствиями.

Страхование военнослужащих осуществляется на основе норм Закона "О статусе военнослужащих" . Лица, не являющиеся военнослужащими, привлекаемые к выполнению указанных мероприятий по решению Правительства Москвы, органов власти административных округов и районов города, руководителей ведомств и объектов подлежат страхованию за счет средств этих органов и объектов.

5.2. Граждане Москвы обязаны:

соблюдать требования законодательных и других нормативных актов по гражданской обороне, а также приказы, распоряжения и указания органов управления гражданской обороны;

принимать участие в выполнении мероприятий гражданской обороны;

проходить обучение по гражданской обороне;

знать сигналы гражданской обороны и умело действовать при их подаче;

знать основные способы и средства защиты от последствий применения современных средств поражения, уметь оказывать само- и взаимопомощь пострадавшим;

бережно относиться к материально-технической базе и имуществу гражданской обороны.

6. Финансирование и материально-техническое
обеспечение гражданской обороны

6.1. Работники Главного управления ГОЧС г.Москвы, управлений ГОЧС административных округов, отделов ГОЧС районов города, УМЦ ГО и ЧС, пунктов управления, лабораторий и других учреждений гражданской обороны города, административных округов и районов города, ведомств и объектов, за исключением военнослужащих, содержатся за счет бюджета города Москвы, а также собственных средств ведомств и объектов.

6.2. Военнослужащие штатных органов управления и учреждений гражданской обороны Москвы содержатся за счет федерального бюджета Российской Федерации.

6.3. Финансирование мероприятий гражданской обороны Москвы осуществляется:

в административно-территориальных образованиях города, на объектах подведомственных городской администрации за счет средств городского бюджета, собственных бюджетов административно-территориальных образований, а также за счет внебюджетных средств префектур и районных управ;

в организациях, подчиненных федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации - за счет средств федерального бюджета;

на других объектах и в негосударственных ведомственных структурах - за счет собственных средств этих объектов и ведомственных структур.

6.4. Финансирование мероприятий гражданской обороны может осуществляться за счет общественных фондов.

6.5. Финансирование мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений, включая строительство защитных сооружений, пунктов управления, систем связи и оповещения, складов для хранения имущества гражданской обороны, осуществляется за счет средств городского бюджета установленным порядком.

6.6. Расходы, связанные с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляются за счет средств бюджета города Москвы, фондов финансовых и материальных ресурсов, а также за счет ведомств и объектов, в интересах которых проводятся указанные работы.

6.7. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны осуществляется за счет бюджета города Москвы, а также средств ведомственных структур и объектов, в интересах которых они проводятся.

6.8. Финансирование мероприятий гражданской обороны осуществляется наряду с другими оборонными мероприятиями в первоочередном порядке.

6.9. Для обеспечения учреждений гражданской обороны, невоенизированных формирований, защитных сооружений, рабочих, служащих и населения города имуществом гражданской обороны в г.Москве, ведомствах и объектах независимо от организационно-правовых форм создаются запасы этого имущества.

К имуществу гражданской обороны Москвы относятся:

Средства индивидуальной защиты;

Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

Приборы и комплекты специальной обработки;

Средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны;

Индивидуальные средства медицинской помощи;

Средства связи и оповещения и другие материально-технические средства, созданные или закупленные за счет бюджетов города, округов, районов, ведомств и объектов для использования в интересах гражданской обороны города.

6.10. В случае изменения форм собственности ведомственные структуры и объекты должны сохранить целевое назначение объектов гражданской обороны (защитные сооружения ГО, пункты управления, склады и др.), а также задания по их созданию, содержанию и накоплению.

6.11. Порядок накопления, хранения и использования имущества гражданской обороны определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.

6.12. Правительство Москвы устанавливает льготы органам управления ГОЧС по налогам за использование земли, служебных помещений, коммунальные и эксплуатационные расходы.

Приложение N 5. Положение о Московской городской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утратило силу)

____________________________________________________________________
Утратило силу.
Постановлением Правительства Москвы
от 20 сентября 2005 года N 715-ПП утверждено
новое Положение о Московской городской территориальной
подсистеме единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций

____________________________________________________________________

Приложение N 6. Перечень зданий, сооружений и помещений занимаемых главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы и его структурными подразделениями

Наименование объекта, адрес

Состав объекта
(здания, сооружения)

Площадь м2

Состояние

Правовая основа

Штаб ГО и ЧС г.Москвы ул.Тверская, д.8/2, стр.4

Кирпичное, 1 и 2 этажи жилого дома

Договор 1-91/94 от 14.01.94

Гараж ул. Б.Ордынка, д.19, стр.9

Кирпичное, 2 этаж

Договор 1-1621/93 от 7.10.93

Склад 4410 ул.Велозаводская, д.6

Кирпичное, подвальное помещение жилого дома

Защитное помещение

Штаб ГОЧС ЦАО ул.Донская, 6/17

Кирпичное, 1 этаж

1-22127/94 от 16.11.94

Штаб ГОЧС САО
ул.З.и А.Космодемьянских 31 к.3

Кирпичное, 4 этаж

Документы в Москомимуществе

Штаб ГОЧС СВАО ул.Сущевский вал, д.14/22, к.3

Кирпичное, 1 этаж

3-665/92 от 18.11.92

Штаб ГОЧС ВАО ул.Краснопрудная, д.28/1

Кирпичное, 1 и 2 этаж

1-22415/94 от 27.12.94

Штаб ГОЧС ЮВАО

ш.Энтузиастов, д.22/18
ул.Люблинская, 111

Кирпичное, 1 этаж
подвал жилого дома

710,6
310,6

удовл.
удовл.

05-307/95 от 28.04.95
05-1179/94

Штаб ГОЧС ЮАО
Каширское шоссе, д.28, к.2

Кирпичное, 1 этаж

удовл.
удовл.

1714 от 27.04.92
6-2079/92

Штаб ГОЧС ЮЗАО

ул.Молодежная, д.4
Новоясеневский проспект, 25

Кирпичное, 1 этаж
жилого дома

887,9
385,9

удовл.
удовл.

7-44/94 от 3.02.94
7-403/96 от 17.05.96

Штаб ГОЧС ЗАО
ул.Богданова, д.58

Панельная пристройка,
2 этаж

8-275/96 от 25.04.96

Штаб ГОЧС СЗАО ул.Н Ополчения, д.33

Кирпичное, подвал 1 и 2 этаж

9-525/94 от 9.11.94

9-283/96 от 7.06.96

669/96 от 17.07.96

9-281/96 от 5.06.96

Штаб ГОЧС г.Зеленоград,
Центральный проспект, д.1

Бетонное

Договор N 9 от 21.1.91

УМЦ по ГО и ЧС ЦАО,
1-й адрес: Б.Факельный пер., д.2/22

Кирпичное, жилое,
1 и 2 этажи

01-02016/95 сот 10.10.95

2-й адрес: ул.Бахрушина, д.28

Кирпичное, жилое, 1 этаж

01-02262/95 от 27.11.95

УМЦ по ГО и ЧС САО,
ул.Космодемьянских,31, кор.3

Кирпичное, нежилое,
5 этаж

Договор на аренду в стадии оформлен.

УМЦ по ГО и ЧС СВАО,
1-й адрес: 1-й Ботанический пр.1а, стр.2

Кирпичное, жилое, 1 этаж

3-716/93 от 27.07.93

2-й адрес: ул.Гончарова, д.17, стр.3

Кирпичное, жилое, 1 и 2 этажи

3-244/96 от 02.04.96

УМЦ по ГО и ЧС ВАО,
ул.3-я Богатырская, 1, кор.4

Кирпичное, нежилое,
2 этаж

04-04062/92 от 28.07.92

УМЦ по ГО и ЧС ЮВАО,
1-й адрес: ул.Мариупольская, д.4

Кирпичное, жилое, подвал и 1 этаж

05-00334/95 от 23.03.95

2-й адрес: ул.Ферганская, д.12

Кирпичное, нежилое,
1 этаж

05-00275/95/
1185-93 от 13.04.93

УМЦ по ГО и ЧС ЮАО,
1-й адрес: ул.Автозаводская, д.17, кор.2

Кирпичное, жилое, 1 этаж

06-01901/92 от 10.06.92

2-й адрес: Каширское шоссе, д.8, корп.3

Кирпичное, жилое, 1 этаж

06-01994/92 от 16.07.92

УМЦ по ГО и ЧС ЮЗАО
ул.Молодежная, д.4

Кирпичное, жилое, 1 этаж

1040/1 от 04.11.93

УМЦ по ГО и ЧС ЗАО,
1-й адрес: ул.Удальцова, д.3, корп.12

Каркасно-панельное,
жилое 1 этаж

08-942/95 от 08.12.95

2-й адрес: ул.Богданова, д.58

Панельное,нежилое,
1(частично) и 2 этажи

08-1872/92 от 14.07.92

УМЦ по ГО и ЧС СЗАО,
ул.Нелидовская, д.13, корп.1

Кирпичное, жилое, 1 этаж

9-7/95 от 05.01.95

УМЦ по ГО и ЧС г.Зеленоград,
Центральный проспект, д.1

Блочное, нежилое, 2 этаж

Договор N 9 от 21.01.91

УМЦ по ГО и ЧС г.Москвы
ул.Живописная, д.28

Блочное, нежилое, 2 этаж

Документы в Москомимуществе

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Справка

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

История МЧС тесно связана с историей российской гражданской обороны, которой 4 октября 2010 г. исполнилось 78 лет . Начало государственной гражданской обороне было положено 4 октября 1932 г. принятием Советом народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне СССР», которое впервые определило мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этот день принято считать днем рождения Местной противовоздушной обороны (МПВО) – начального этапа развития государственной системы защиты населения и территорий.

Решение, принятое руководством страны в 1961 г., о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО), практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Этот день считается днем образования МЧС России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.

Сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО. Осуществлена реконструкция централизованной системы оповещения гражданской обороны на федеральном и межрегиональном уровнях. Предприняты необходимые меры по сохранению материально-технической базы гражданской обороны, системы инженерной защиты населения, запасов материально-технических ресурсов гражданской обороны.

В соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на базе реорганизуемых соединений и воинских частей войск гражданской обороны формируются воинские спасательные формирования постоянной готовности МЧС России, способные эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени.

Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН). На современном этапе развития сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению мероприятий гражданской обороны, позволяющие гибко и оперативно решать задачи по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России

Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

Органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;

Силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Центральный аппарат МЧС России:

Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь - заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Департаменты МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

Управления МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;

режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности:

Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

Сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

b) в режиме повышенной готовности:

Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;

Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

c) в режиме чрезвычайной ситуации:

Непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

Оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

Организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

Локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;

Местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);

Территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);

Региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;

Федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;

Глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.

Спасательными формированиями (отрядами) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

Военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

Учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

Формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

Части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

Силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

Воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

Силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

Аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;

Военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

Территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

Подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

Военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

Аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;

Отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.

Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

Руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

Собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

О стихийных бедствиях;

О случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;

О ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

О стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;

Об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;

О визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1. Для атмосферного воздуха:

  • содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
  • в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
  • в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
  • в 50 и более раз (без учёта времени);
  • визуальные и органолептические признаки:
  • появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
  • обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р.
  • (одновременно у нескольких десятков человек);

2. Для поверхностных вод суши, морских вод:

  • разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1 - 2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3 - 4 класса опасности в 50 и более раз;
  • плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км 2 ;
  • сильный необычный запах от воды водоёма;
  • попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
  • снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
  • увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
  • массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;

3. Для почв и земель:

  • содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
  • содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
  • в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
  • наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;

4. Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:

  • мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
  • суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м 2 ;
  • концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые единновременно допустимые уровни (ВДУ).

МЧС - это орган государственной власти, который стал одним из ключевых в современной России. Придя на смену неполноценным структурам советского времени, эта организация из года в год помогает жителям нашей страны (и не только) справиться со всевозможными бедствиями.

МЧС - расшифровка аббревиатуры

На самом деле эти три буквы означают несколько слов - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Существует и международное название - EMERCOM, которое также представляет собой начальные буквы английских слов (Emergency Control Ministry of Russia).

История возникновения

В 1990 году, 27 декабря, был сформирован РКС. Этот день и считается датой возникновения МЧС. Расшифровка РКС - Российский корпус спасателей. Последний после был переименован в Государственный комитет по ЧС. С приходом нового времени ведомство еще не раз меняло свое название. И лишь в январе 1994 г. оно получило ныне действующее имя - МЧС, расшифровка для большинства граждан которого -

Структура

ГУ МЧС России по городу Москве

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, который занимается осуществлением функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.В структуре МЧС России 85 главных управлений в субъектах РФ и 6 региональных центров:
Северо-Западный, Центральный, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский, ГУ МЧС России по городу Москве.
Более подробно рассмотрим деятельность Главного управления МЧС России по городу Москве. Основной деятельностью ГУ МЧС России по городу Москве является следующее:
1. Подключение объектовой пожарной сигнализации;
2. Методические рекомендации по разработке паспортов безопасности;
3. Гражданская защита;
4. Сведения о доходах руководящего состава и сотрудников ГУ МЧС России по г. Москве;
5. Государственный надзор;
6. Добровольная пожарная охрана в г. Москве;
7. Публичная декларация целей и задач;
8. Итоги деятельности;
9. Государственная инспекция по маломерным судам;
10. Гражданская оборона;
11. Государственные услуги;
12. Социальная защищенность граждан МЧС России.
Более детальную информацию по каждому виду деятельности МЧС Москва Вы сможете узнать на официальном сайте ГУ МЧС России по городу Москве.
Перейти на официальный сайт можно после ввода в адресной строке браузера следующего интернет-адреса: moscow.mchs.ru. Когда Вы зайдете на сайт, то окажитесь на главной странице.


Главная страница сайта

Здесь имеется множество различных активных вкладок, с помощью которых Вы сможете перемещаться по сайту в поиске необходимой информации. Для передвижения по сайту вам не потребуется проходить процесс регистрации, сайт доступен всем без каких-либо ограничений.
На главной странице сайта имеется номер службы доверия, а также предоставляется возможность написать вопрос начальнику главного управления.
В левой части главной страницы сайта МЧС Москва расположена лента со следующими активными вкладками: главное управление, оперативная информация, законодательство, силы и средства, деятельность, полезная информация, пресс-служба, статистика, библиотека, контакты.


Лента с вкладками на главной странице сайта

Используя вышеперечисленные вкладки, Вы сможете перемещаться по сайту в поиске интересующей Вас информации. Если Вы воспользуйтесь вкладкой «Главное управление», то сможете получить подробную информацию о руководстве, структуре, посмотреть положение, кодекс чести, книгу памяти.
Открыв вкладку «Оперативная информация», Вы сможете посмотреть все оперативные события, прогнозы, штормовые и экстренные предупреждения, сводку чрезвычайных ситуаций.

Оперативные события

Если Вам необходимо посмотреть федеральные нормативные документы, нормативные правовые акты города Москвы, нормативные правовые акты МЧС России, тогда воспользуйтесь активной вкладкой «Законодательство».
Все силы и средства Главного управления МЧС России по городу Москве очень подробно расписаны в разделе, который так и называется «Силы и средства».
На сайте МЧС Москва имеется очень интересная вкладка, которая называется «Полезная информация». Воспользовавшись данной вкладкой можно почитать очень много различной информации, которая пригодится в случаи возникновения какого-либо чрезвычайного происшествия.
Открыв вкладку «Пресс-служба», Вы сможете посмотреть фотоархив, новости, анонсы, интервью. С помощью данной вкладки Вы можете просмотреть в каких мероприятия были задействованы службы МЧС, а также какие культурные мероприятия проводили.
Узнать статистику о проделанной работе можно также на официальном сайте Главного управления МЧС России по городу Москве. Для этого необходимо воспользоваться активной вкладкой, которая называется «Статистика».


Статистика Главного управления по городу Москве

На сайте Вы сможете посмотреть контакты, с помощью которых Вы сможете обратиться в то или иное отделение, для решения необходимого вопроса. Здесь же Вы найдете график приема граждан.


Контакты Главного управления МЧС по городу Москве

Используя сайт МЧС Москва, Вы сможете в любое время узнать интересующую информацию о работе, жизни и деятельности Главного управления МЧС России по городу Москве. Здесь же Вы сможете получить ответы на многие вопросы или самостоятельно задать свой вопрос.