Неравноправие полов. Примеры гендерного неравенства во всем мире

Равенство полов (эгалитарность) - феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик . Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность данном случае синоним термина равенство полов ) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания " женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность , приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность ) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта . При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией .

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин . Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

Это сложный путь развития общества, но примитивизация общественных отношений до сей поры приносила человечеству одни разочарования. Безусловно, "законам, созданным людьми, должна... предшествовать возможность справедливых отношений" (Монтескье). Сегодня остаются открытыми вопросы: "Каковы критерии возможности осуществления эгалитарности в смысле равенства самоценности женщин и мужчин? Какой этап развития общества соответствует установлению гендерной самоценности - его экономическое процветание или социальная зрелость? Какой тип общественного развития - демократические или иерархические структуры? Ускорит ли этот процесс наличие критических, форс-мажорных факторов - экологические, политические, национальные кризисы, войны? Какой фактор окажет подавляющее влияние - социокультурный или национальный (историческая склонность к эгалитарности указанного рода)?"

Ясно одно: понимание эгалитарности как самоценности личности с ее "мужскими" или "женскими" чертами характера, присущими ей сферами деятельности - шаг вперед в построении эгалитарного общества на новом витке развития.

В заключение - схема этапов в развитии понимания сути эгалитарности:
равенство > равенство прав > равенство прав и равенство возможностей > равенство прав и равенство самоценности, самоидентификации.

Sex equality (англ.)

Литература:

Калабихина И. Е. Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Москва, 1981.
Стариков Е. Общество-казарма: от фараонов и до наших дней. Новосибирск, 1996.
Gender-based analysis. Canada, 1996:
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.


И. Е. Калабихина

[

Global Gender Gap Report 2014, который исследует неравенство между мужчинами и женщинами в области здравоохранения, образования, экономики и политики. Apparat изучил доклад и отобрал самые интересные факты.

1. В мире нет ни одной страны, где женщины зарабатывают столько же, сколько мужчины

Хотя во многих странах за последнее столетие женщины получили множество прав, гендерное неравенство остаётся проблемой даже в самых развитых из них. На планете нет ни одного государства, где женщины и мужчины на аналогичных позициях получают одинаковую зарплату. «Женщины составляют примерно половину населения Земли и заслуживают того, чтобы получить такой же доступ к здравоохранению, образованию, заработку, влиянию и политическим правам, как и мужчины», - пишут авторы доклада Всемирного экономического форума.

2. Ближе остальных к равенству полов находятся страны Северной Европы

Первое место среди стран, которые успешнее всего борются с неравенством, занимает Исландия. В первую пятёрку входят и другие развитые страны Северной Европы: Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания. Там разрыв между разными полами преодолён на 80 % - возможно, это связано с развитой инновационной экономикой и высоким уровнем жизни в этих странах.

3. Никарагуа и Руанда борются с неравенством успешнее, чем многие развитые страны

Шестое место в рейтинге неожиданно занимает Никарагуа. Маленькая и бедная страна в Центральной Америке обогнала США, Великобританию и другие государства развитого мира, потому что в ней много женщин, которые получают высшее образование, занимаются профессиональной работой и участвуют в управлении государством. Сразу после Никарагуа идёт Руанда - она получила высокий рейтинг, так как в местном парламенте женщин больше, чем мужчин.

4. России далеко до победы над гендерным неравенством, в основном из-за политики

Россия занимает 75-е место в рейтинге. Во многом это связано с показателями, отражающими вовлеченность женщин в политическую жизнь страны. По подсчётам аналитиков, только 16 % российских парламентариев и 7 % правительственных чиновников - женщины. Кроме того, на низкое место в рейтинге повлиял разрыв в доходах между мужчинами и женщинами.

5. В США тоже не хватает женщин-политиков

Женщины имеют больше преимуществ в Америке, чем во многих других странах: США добились равенства полов в сфере образования и почти одинакового доступа к здравоохранению. Тем не менее, одна из самых влиятельных стран в мире находится только на 20-м месте в рейтинге «Всемирного экономического форума». Причина, которая тянет Америку вниз, - это недостаток женщин-политиков. Ситуация в США лучше, чем в России (18 % парламентариев и 32 % чиновников - женщины), но о равенстве речи пока не идёт.

6. Чад, Пакистан и Йемен - страны с самым высоким уровнем дискриминации

Одну из последних строчек рейтинга занимает Чад, где мало женщин имеют возможность получить высшее образование и почти все менеджеры, юристы и должностные лица - это мужчины. Пакистан попал на предпоследнее место из-за большого неравенства между мужчинами и женщинами в экономической сфере, а Йемен занял последнюю строчку из-за разрыва в размере заработка, а также неравенства в области образования и политики.

7. Ситуация в мире улучшилась за последние девять лет, и изменения происходят в самых неожиданных регионах

«Всемирный экономический форум» начал публиковать статистику в 2006 году - с тех пор составители доклада регулярно опрашивают CEO компаний со всего мира о размере заработной платы их подчинённых и измеряют другие показатели, отражающие положение женщин в обществе. Перемены происходят очень медленно: за девять лет положение женщин в целом по планете улучшилось всего на 4 %. Однако исследования показывают, что большинство стран мира двигаются в правильном направлении. Положительная динамика заметна в 105 из 142 стран, включённых в доклад. При этом ситуация улучшается не только в развитых странах.

8. Потребуется 81 год, чтобы полностью избавиться от гендерного неравенства

Если борьба с неравенством будет продолжаться такими же темпами, как и в последние восемь лет, то, по подсчётам World Economic Forum, человечеству удастся победить дискриминацию по отношению к женщинам только к концу XXI века.

Интерактивная карта, показывающая положение женщин в мире

Карта не работает на некоторых мобильных устройствах

Невероятные факты

"Ни одно общество не относится к женщине также, как к мужчине". К такому выводу пришла программа развития организации объединенных наций в 1997 году.

Более 60 лет назад, в 1948 году генеральная ассамблея ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, в которой указывалось, что каждый человек, независимо от пола, имеет право на одни и те же свободы. Однако, доклад 1997 года о развитии человека говорит о том, что ни одно государство не преуспевает в достижении этой цели.

Причем уровень "неуспеваемости" в каждой стране свой, но все же страны Северной Европы, такие, как Швеция, Норвегия и Исландия, это государства, в которых уровень гендерного неравенства наименьший.

В развивающихся странах, однако, женщины часто сталкиваются с несправедливостью, которую, порой трудно понять.

В этой статье мы совершим кругосветное путешествие для того, чтобы изучить 10 примеров гендерного неравенства.


Профессиональные препятствия

Женщины десятилетиями боролись за то, чтобы занять свое место на работе наравне с мужчинами, и эта борьба еще не закончена. По самым последним статистическим данным переписи населения США, женщины зарабатывают лишь 77 процентов того, что зарабатывают мужчины за тот же объем работы. В дополнении к этому гендерному разрыву в оплате труда, очень редко можно встретить женщин на руководящих должностях в крупных компаниях. Женщины, которые уходили в декретный отпуск, часто не могли восстановиться на рабочем месте, поскольку сталкивались с дискриминацией или устаревшими представлениями о том, что женщина уже ничего не может достичь, если она забеременела и стала матерью.

Также стоит отметить, что такие традиционные женские рабочие места, как преподавание и уход за детьми, являются одними из самых низкооплачиваемых должностей. Все-таки у работающих женщин есть одно преимущество перед другими женщинами из некоторых стран, которым запрещается даже выходить из дома.


Ограниченная мобильность

Саудовская Аравия является наиболее ярким примером ограниченной женской мобильности: в этой стране женщинам не разрешается водить автомобиль и ездить на велосипеде по дорогам общественного пользования. Строгие исламские законы в стране запрещают женщинам покидать свои дома без разрешения мужа, поскольку это потенциально может привести их к контакту с незнакомыми мужчинами.

Хотя Саудовская Аравия – это единственная страна, которая запрещает женщинам водить автомобиль, в некоторых других странах у женщин, к примеру, есть ограничения на выезд из государства, причем даже женщины в развитых странах могут пожаловаться на ограниченную подвижность. Несмотря на то, что у этих женщин есть законное право сесть за руль или лететь на самолете, они сами предпочитают не выходить из дома вечером из-за опасности изнасилования или нападения.


Насилие

В 2008 году генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) сообщил, что каждая третья женщина в мире была избита, изнасилована или подвержена другому виду насилия в своей жизни. Как в развитых, так и развивающихся странах, насилие в отношении женщин в форме изнасилования, жестокого обращения или даже убийства является настолько повседневным рутинным поведением, что подобные события редко освещаются в СМИ. В зонах конфликта, изнасилование женщин и детей часто используется как орудие войны.

В некоторых странах насилие в браке даже не рассматривается как преступление, в других же государствах есть законы, которые требуют присутствия определенного числа мужчин – свидетелей для того, чтобы в суде признали, что факт изнасилования действительно имел место быть. Даже в развитых странах показания женщин об изнасиловании часто подвергаются сомнениям. Из-за стигмы отчетности любых форм насилия, нам никогда не дано будет узнать масштабы этой проблемы.


Аборты и детоубийства

Вы часто можете услышать от будущих родителей, что им не важно, кто у них родится, мальчик или девочка, главное, чтобы ребенок был здоровым. В некоторых странах, таких как Китай и Индия, ребенок мужского пола более ценится, чем девочки, поэтому данное предубеждение заставляет родителей выражать крайнюю обеспокоенность тем, кто у них родится. Благодаря достижениям в области генетического тестирования, родители могут узнать, кто у них родится, при этом, если они не получают предварительного уведомления, они могут на вполне законных условиях убить ребенка. В результате в вопросе соотношения полов в некоторых странах наблюдается перекос, к примеру, в Индии в 2001 году на 1000 мальчиков приходилось 927 девочек. Женских эмбрионов и новорожденных девочек, которых убивают, иногда называются в мире "пропавшие женщины".


Ограниченное право на собственность

В некоторых странах, таких как Чили и Лесото, женщины не имеют прав на владение землей. Во всех документах фигурируют только мужские имена, будь то отец или муж женщины. Если один из этих мужчин умирает, то у женщины нет никаких юридических прав на землю, на которой она жила и работала всю жизнь. Часто вдовы остаются без крова, поскольку семья ее умершего мужа выгоняют их из своих домов. Поэтому многие женщины были в "опасных" браках, потому что они могли потерять жилье.

Такие ограничения прав особенно остро чувствуются в сельской местности, где основной и доминирующий вид деятельности – это сельское хозяйство. Женщины могли провести всю свою жизнь, возделывая и собирая культуры только за право жить на этой земле, которое они теряли, как и социальную защиту, если отец или муж умирал или уходил.


Феминизация бедности

Как уже упоминалось выше, женщины в некоторых странах не имеют прав на владение землей, на которой они работают или живут. Помимо того, что женщины, "наделенные" такими правами, не только подвергаются насилию в браке, это явление также относится к феномену, который экономисты называют "феминизация бедности". Более 1,5 миллиарда людей в мире живут менее, чем на один доллар в день, причем большинство из этих людей – женщины.

Организация Объединенных Наций часто приводит статистику о том, что женщины выполняют две трети работы в мире, получают 10 процентов мирового дохода и владеют всего 1 процентом средств производства. Женщины могут остаться без средств производства, это мы уже обсуждали выше, когда говорили о лишении ее прав на землю, но неспособность отстоять свое право на землю увековечивает порочный круг нищеты. Рассмотрим случай, когда женщине приходится самой управлять фермой. Земля является основным фактором для залога безопасного кредитования со стороны финансовых ассоциаций или кооперативов, это же, в свою очередь, означает, что женщина не может претендовать на кредиты, которые позволили бы ее семье расширить свой бизнес. Без финансовой поддержки женщины не могут обновить оборудование, расширить производство или идти в ногу с конкурирующими фермерами. Многие женщины-предприниматели оставались ни с чем и жили в нищете из-за ограниченного доступа к основным законным правам.


Доступ к здравоохранению

Во многих странах беременные женщины могут направиться в любую больницу, уверенные в том, что получат помощь. Однако, судя по всему, эта роскошь предоставляется только женщинам в развитых странах. По данным Всемирной организации здравоохранения одна женщина умирает при родах каждую минуту. Это более 500000 смертей в год, многие из которых можно было предотвратить, если бы женщинам разрешалось покидать свои дома при необходимости лечения, и если бы роды у нее принимали квалифицированные специалисты.

Роды – это лишь один пример того, как женщины получают неравный доступ к медицине. Другим примером является рост числа женщин, инфицированных ВИЧ/СПИДом. На протяжении многих лет мужчины составляли основную часть новых случаев инфицирования, однако, в странах Африки в настоящее время половину инфицированных составляют женщины. Одна из причин этого роста могут быть законы, которые вынуждают женщин оставаться в браке, даже если их мужья регулярно имеют связи на стороне, которые и могут принести вирус в брак.


Свобода вступать в брак и разводиться

В США любовь (и ее отсутствие) является предметом для основной идеи романтических комедий или бесед за коктейлем. В других странах любовь совсем не обсуждается, когда речь заходит о браке. Во многих государствах молодые девушки вынуждены выходить замуж за мужчин, которые вдвое, а то и втрое их старше. По данным ЮНИСЕФ, более, чем одна треть женщин в возрасте 20-24 лет, состоящих в браке, вышли замуж до достижения ими 18-летнего возраста, что является минимальным возрастом в большинстве стран для вступления в брак. Таким образом, невесты-дети – это рождение детей в раннем возрасте, что увеличивает вероятность осложнений во время родов и риск заражения ВИЧ/СПИДом.

Когда женщина хочет выйти замуж без любви, ее возможности ограничены во многих странах. В некоторых государствах суды автоматически предоставляют опеку над детьми отцам, и часто лишают женщин возможности получать какую бы то ни было финансовую поддержку. Однако, в таких странах, как Египет, у женщин даже нет права подавать в суд. В то время, как мужчинам дается развод сразу после устного отказа от жены, женщины сталкиваются с препятствиями на протяжении многих лет для того, чтобы развестись. По этой причине многие женщины во всем мире годами живут в обреченных браках.


Участие в политической жизни

Аналитики часто утверждают, что многие из вопросов, освещенных в данном списке, могли быть решены, если бы женщины имели более высокий уровень участия в политической жизни. Несмотря на то, что женщины составляют половину населения земного шара, они занимают лишь 15,6 процента мест в парламентах всего мира. Отсутствие женщин прослеживается на всех уровнях власти – местном, региональном и национальном. Но почему же так важно, чтобы женщины принимали участие в политике? Исследования, которые изучали женщин на руководящих должностях в Боливии, Камеруне и Малайзии, обнаружили, что когда женщины могли принимать участие в формировании приоритетных статей расходов, они были более склонны инвестировать средства в семью, общественные ресурсы, здравоохранение, образование и искоренение бедности, чем мужчины, которые чаще инвестируют в военную промышленность. Некоторые страны экспериментировали с системой квот для увеличения количества женщин в политике, хотя эти системы часто критикуют женщин в политике просто потому, что они женщины, независимо от их квалификации.


Доступ к образованию

Большинство детей, которые сейчас не ходят в школу, девочки. Причем две трети неграмотных людей в мире также женщины. Когда речь заходит о женском образовании, то его не всегда можно получить, поскольку в развивающихся странах девочек часто забирают из школы для того, чтобы они помогали заниматься домашними делами, их также могут забрать из школы отцы, если посчитают, что пришло время отдавать их замуж, или же в семье слишком мало денег для обучения двоих детей и поэтому предпочтение отдается мальчику.

Этот разрыв в уровне образования становится еще более удручающим, когда проведенные исследования говорят о том, что образование девочек является ключевым фактором в вопросах ликвидации нищеты и содействия личностного развития. Девушки, которые оканчивают школу, с меньшей вероятностью вступят в брак в раннем возрасте, более вероятно обретут семью с меньшим количеством детей, а также будут более здоровыми. Эти женщины также зарабатывают больше и инвестируют в свои семьи, обеспечивая, таким образом, своим дочерям возможность получить образование. На самом деле, решение проблемы неравенства в сфере образования сможет помочь решить многие другие проблемы из этого списка.


Есть старый и очень жизненный анекдот: "Женщина только тогда сравняется с мужчиной, когда сможет пройтись по улице, лысая, пьяненькая, с пивным брюшком и при этом полностью уверенная в своей неотразимости".

Наше поколение привыкло слышать, что все люди должны быть непременно равны. Но если отказаться от стереотипа XX века и попытаться посмотреть на это не предвзято, легко может возникнуть вопрос: нужно ли женщине равняться с мужчиной? Разница, которая существует между полами, совершенно естественна, у нас разное жизненное предназначение.

Равенства между полами не существует в природе и поэтому бороться за него - бессмысленно. Да, по Конституции все люди равны, но политические права - это совершенно другое. Все мы, и мужчины, и женщины, имеем право пойти на выборы и торжественно отдать свои голоса за понравившегося кандидата. Все мы имеем право на получение пенсии по достижении определённого количества лет, на проживание там, где нам нравится. Но те блага, которые даёт Конституция, не превращают женщину в мужчину.

Все предыдущие века женщина оставалась женщиной. Она была матерью, занималась домом и семьёй, и это - огромная работа и ответственность. Недаром современные женщины хотят её избежать, потому что проще каждый день по восемь часов заниматься какой-то определенной работой на производстве, чем работать в своём доме и в своей семье с утра до поздней ночи. У женщины-домохозяйки нет ни выходных, ни праздников, минимум 12 часов в сутки она занята, и занята так, что никакому работающему мужчине не снилось. Это он отработал, пришёл и лёг на диван, а домохозяйке прилечь некогда. Именно потому, что домашняя работа была достаточно серьёзной и тяжёлой, все предыдущие века существовало чёткое разделение: мужчина содержал семью, защищал, охранял, зарабатывал деньги, а женщина имела возможность выполнять свой женский труд в семье. Женщина не роптала, потому что её содержали, о ней заботились, она могла заниматься своими детьми и домашними делами, больше ни на что не отвлекаясь.

Сейчас, благодаря эмансипации, все мы стали как бы равны, все мы имеем право делать одно и то же, но на деле получается, что женщина "имеет право" делать мужскую работу (зарабатывать деньги, защищать, охранять), и при этом она должна обслуживать семью. Иными словами, она делает всё то же самое, что делала в предыдущие века, плюс ту работу, которую ей навязли так называемым равноправием. Но никаких положительных плодов от подобного равноправия на самом деле не существует.

Кто-нибудь может возразить мне и сказать: женщина сейчас имеет право быть президентом. А разве в прошлом было мало королев и княгинь, которые правили своими народами? Кстати, правящих королев в истории гораздо больше, чем женщин-президентов. Например, в таких мировых державах, как СССР-Россия или США женщин-президентов или генеральных секретарей, не было ни одной. В "век равноправия" у власти всё равно остаются мужчины.

Современная женщина полна иллюзий, что она свободна, и заявляет, что только в наше время она может быть кем угодно: "Захочу - буду светской львицей, захочу - шахтёром" - как написала мне одна из оппонентов. Вот только на деле она, эта современная женщина, уже не сможет быть ни тем, ни другим. На шахтёра у неё сил не хватит, на светскую львицу не хватит воспитания. Женщина лишь занимается самообманом, потому что ей полтора последних века внушали, что она должна бороться "за право выбора".

Мне такие фразы кажутся какой-то странной инфантильностью. Вспоминается старый советский фильм "Девчата", где одна девушка, выросшая в детдоме, попадает во взрослую жизнь и заявляет: "Что хочу теперь - то и делаю: хочу халву ем, хочу - пряники". Сейчас подобная инфантильность присутствует в подавляющем большинстве взрослых людей. Так их воспитывали весь XX век, вырабатывая и у женщин и у мужчин иллюзию, будто сейчас у них больше выбора, чем было раньше. На самом деле женщина могла урабатываться в любое время: женщины-шахтёры существовали и в 18 веке, например, в Англии. Только тогда они становились шахтёрами из горькой нужды, если никто из мужчин не мог обеспечить им и их детям достойное существование. Отличие нашего времени от всех предыдущих эпох лишь в том, что сейчас быть только домохозяйкой для женщины стало "не престижно" и даже унизительно. Слово "домохозяйка" стало синонимом "неудачницы". Мужчина уже не хочет содержать женщину, а сам норовит пристроиться так, чтобы его кто-нибудь содержал. При таком положении, женщине приходится брать на себя мужскую работу. Н.С. Лесков ещё в 1870 году, в своём романе "На ножах", писал: "...значение женщины в так называемый "наш век" едва ли возвеличено тем, что ей, разжалованной царице, позволили быть работницей!" Но сейчас это считается достижением.

Итак, своё "право на труд" женщины отстояли, как бы ни абсурдно это звучало. Теперь они могут прибавить к своему домашнему труду ещё и труд на каком-нибудь заводе. Но даже такой свободы показалось мало. За что ещё можно бороться современной женщине? Вот за аборты, например. То есть, за право женщины не быть женщиной и убивать своих ещё нерождённых детей. Или можно бороться за право женщины сделать пластическую операцию и создать иллюзию того, что она - мужчина (мужчины, кстати, сейчас тоже активно борются за право не быть мужчинами). Всё это - результат современного воспитания. Если в XIX веке женщина была - прекрасный пол, то сейчас, постоянно сравнивая её с мужчиной, общество подводит её к тому, что она - какой-то недочеловек. Из прекрасного пола она превратилась в нечто презираемое. Со знака плюс она ухнула сразу на знак минус, и поэтому некоторые неразумные девочки хотят поменять пол, чтобы "соответствовать званию человека". Если бы они захотели что-то подобное в XIX веке - их сочли бы сумасшедшими. А теперь они не сумасшедшие, они - продукт современного менталитета. В результате, при прогрессировании "равноправия" всё общество стало относиться к женщине пренебрежительно, перестало уважать её женскую домашнюю работу, перестало уважать в женщине мать. Неуважение материнства началось вместе с всеобщей трудовой повинностью, когда женщина должна была идти на производство, работала до семи месяцев беременности, и освобождали её от работы только на два последних месяца. Отпуск по беременности и родам был очень небольшой: 56 дней до родов и 56 дней - после, чтобы по максимуму можно было задействовать женщину на производстве. Только в 80-е годы советские женщины получили право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Женщина обязана была бросить ребёнка в какие-нибудь ясли и вернуться на производство, иначе она теряла стаж, а подчас и саму работу. Подобное неуважение материнства длилось почти весь XX век. И современная женщина, оставаясь женщиной, ощущает себя недочеловеком, если только она не сделала себе карьеру ибо семья и дети - это никакая не карьера. Ещё в XIX веке она гордилась собой, перед женщиной мужчина снимал шляпу. А сейчас кто снимет перед ней шляпу?

Современная женщина, возможно, более унижена, нежели наложница в гареме. В гареме жёны какого-нибудь султана жили, одеваясь в шелка и драгоценности, в неге и довольстве, сытые и толстые. Попробовал бы кто-нибудь проявить неуважение к жене султана - тут же оказался бы на колу или на плахе. Как раз неуважение - это признак современности, когда женщину могут толкнуть, избить, оттеснить от трамвая, чтобы проскочить самому, обругать, отпихнуть её от места и сесть самому. Это совершенно невероятное поведение для 19 века или предшествующих веков, потому что тогда так вели себя с женщинами только негодяи. Но сейчас это нормально и женщины порой даже гордятся этим. Я помню, как одна моя знакомая искренне говорила, что она гордится, что ей не уступают место в транспорте, потому что это для неё свидетельствует о том, что её "считают за нормального человека". Вот такое извращённое понятие о гордости свойственно современной женщине.

Мужчина и женщина не могут быть равны. У каждого своя работа. Женщина не должна делать мужскую работу, мужчина не будет рожать детей. Есть особенности пола, которые даны человеку, в попытках это изменить нет смысла.

Мне могут возразить тем, что хотя в XIX веке были некоторые слои населения, у которых женщины занимались только домашней работой (большинство горожан, например), но вот среди сельских жителей, которых в любой стране большинство, женщина вынуждена участвовать в сельскохозяйственных работах. Но крестьянство тоже было очень разное. Были хорошие хозяева, которые не выгоняли своих женщин в поле. А вот среди крестьянских низов - плохих хозяев, пьяниц, бездельников, которые не могут или не хотят организовать работу правильно - у таких крестьян женщины вынуждены были работать на более тяжёлой сельскохозяйственной работе. В нормальной семье пока мужчина в поле - женщина должна готовить ему обед, иначе он останется голодный. Вся суть в том, что должно быть разделение труда. Если мужчина не в состоянии руководить хозяйством, если не может поставить его так, чтобы было разделение труда, то семья его не будет полноценной. Как женщина будет рожать и воспитывать детей, если она вынуждена пахать в поле? Её ждёт участь жены из фильма "Поселенцы" (реж. Ян Труэль, Швеция, 1972 год), где глава семьи, у которого никак не складывалось собственное хозяйство в Швеции, решил в корне поменять жизнь и увёз всю семью в Америку. Но в Америке он точно так же не может создать хорошего хозяйства, или не хочет ничего менять в образе жизни, к которому привык. Его жена трудится наравне с ним, продолжая рожать детей, надрывается и умирает раньше времени. Даже на плодородной, благодарной земле, где можно жить гораздо лучше, человек не может организовать должное разделение труда - и в результате гробит женщину, как более слабое и неприспособленное к двойным нагрузкам существо.

Нормальная крестьянская семья не будет выгонять женщину на сельхозработы, потому что у той достаточно обязанностей по дому. Какой кулак свою жену погонит в поле? Он предпочтёт, чтобы жена приготовила ему еду, сшила новую одежду, содержала в порядке дом и детей. Но почему именно в крестьянской среде мы часто видим такое явление, как женщина на тяжёлых полевых работах? Мужчина более обеспеченных классов традиционна женился взрослым человеком, когда он уже получил хорошую должность или организовал своё дело, приобрёл устойчивое положение в обществе, которое гарантировало бы его семье хорошую жизнь. Но в крестьянской традиции брак совершался совсем по-другому. Когда мальчику исполнялось 12-13 лет, ему шили штаны - и он считался женихом, у девочки проходили первые месячные - она уже невеста. Таких подростков тут же женили и каким этот мальчик вырастет мужем и хозяином - никто не знал: может быть работягой, а может - пьяницей. Результат такой традиции - большой процент нерадивых хозяев в деревне, которые не могут достойно содержать семью и вся тяжесть труда в таких семьях ложится на женские плечи. В других сословиях женщина будет работать, только если потеряла кормильца.

Вернёмся к ХХ веку. При всеобщей уравниловке появляются различные проблемы. Пока женщина остаётся матерью и хранительницей семейного очага, воспитывает детей, а мужчина работает - всё нормально. Конечно, есть и была масса мужчин, которые не могут содержать семью, и тем не менее стремятся её создать. Ничего хорошего в таком случае не получается. Сейчас такое видишь очень часто. Мужчина не может или не хочет обеспечивать семью. При таком положении, женщина вынуждена работать, и работать очень много. А женщина учится на своих и чужих ошибках и думает: "Зачем мне это надо? Зачем мне семья, когда придётся тащить на себе мужа и детей, и плюс к этому ещё работать на нескольких работах, чтобы всех их прокормить?" В результате, современная семья, созданная на основе равноправия полов, становится очень недолговечной. По сведениям из Демоскопа, на 1000 зарегистрированных браков в 2012 году приходится 529 зарегистрированных разводов Каждый третий ребенок рождается вне брака. Семья становится не нужна, а из-за этого разваливается и всё общество.

В чём корень бед? Некоторые говорят: "Бабы виноваты, они заняли все руководящие должности". На деле мы видим, что императриц в предшествующие века было гораздо больше, чем нынешних женщин президентов и в этом наше равноправие отнюдь не прогрессирует, зато прогрессирует в другом - мужчине всё чаще лень содержать семью и он взваливает на женщину кроме её собственных ещё и свои обязанности. Семья для женщины становится бессмысленной и очень тяжёлой и потому она всё чаще от неё отказывается. Мужчина перестал выполнять свою функцию руководителя семьи, человека, который должен содержать жену и детей и обеспечить разделение труда. Он больше не хочет "в поте лица своего добывать хлеб" - и женщине самой приходится его добывать, потому что хлеб нужен, а добывать его больше некому.

Мужчина сейчас часто не заводит семью, потому что не хочет нести даже маленькую ответственность за неё. Ему гораздо больше нравятся беспорядочные отношения, он норовит пристроиться так, чтобы женщина его содержала. Но такие мужчины были во все времена, и просто не женились. И общество их осуждало. А теперь, при "равноправии" такое поведение как бы нормально.

Поскольку мужчина, по своим физиологическим особенностям, всё равно нуждается в женщине, он будет стремиться к сексу, но при этом стремиться избежать ответственности за семью. Такое желание получило отражение в современном искусстве (кино, книги, музыка) и средствах массовой информации. Женщине старательно внушают всеми возможными путями, что ей нужен секс и что семья существует только ради удовлетворения физиологической потребности в сексе, а вовсе не для продолжения рода. Полноценная, настоящая семья отходит в прошлое, ребёнка, если он всё-таки родится, будет вынуждена растить и воспитывать одна мать, а это тяжело и денежно. Отсюда идёт стремление женщин делать аборты. Всё чаще в отношениях мужчин и женщин на первое место ставится секс. Женщине внушают: это нужно "для здоровья", "для того, чтобы быть полноценной женщиной", "чтобы подруги не смотрели как на неудачницу", "чтобы все уважали"... И женщина, как существо, которому свойственно подчиняться, соглашается и сама себе уже начинает внушать, что ей "нужен секс". И если она секса не имеет, то начинает скрывать это, стесняться и комплексовать. Этой податливости есть и логическое объяснение: женщина создана для семьи, в ней всё ещё живо стремление иметь мужа, мужчину, в котором можно найти защиту и помощь, быть продолжательницей человеческого рода. Она может не осознавать этого, но в ней ещё не окончательно убито её первейшее предназначение - быть женой и матерью. Ей подсознательно нужна хоть какая-то семья, а значит, хоть какие-то отношения.

Понятие семьи слишком часто заменяется понятием "секс". Наверное, такой разгул гомосексуализма сейчас - тоже результат необходимости секса: семья не нужна - нужен половой партнёр, а сексом лучше заниматься с кем-то бесплодным, не обременяя себя детьми. Да, у гомосексуалистов иногда возникает странное желание взять чужого ребёнка на воспитание. Но подоплёка этому - вовсе не то, что мужчина-гомосексуалист хочет почувствовать себя матерью, или женщина хочет, не рожая сама, получить ребёнка. Скорее всего, это просто стремление вырастить ещё одного гомосексуалиста, с которым можно будет заниматься сексом.

Отойдём от темы гомосексуализма и вернёмся к так называемой "свободе" современной женщины.

Главное заблуждение нашего времени: считать, что женщина впервые свободна за всё время существования человечества, а до этого она была чуть ли не в рабстве. Якобы она была несвободна, а сейчас - свободна. Именно сейчас женщину со всех сторон пытаются заставить делать то, что ей всегда было чуждо. Её убеждают, что она должна заниматься свободным сексом без семьи и брака, что она должна делать аборт и убивать своих нерождённых детей, убеждают что она должна сама себя обеспечивать, а заодно и обеспечивать мужа, обязательно работать, обязательно делать карьеру, иначе будет выглядеть неудачницей. Даже в таком мощном средстве воздействия на умы, как кино, часто даётся презрительный взгляд на домохозяйку, потому что она не кандидат наук и не бизнес-леди. Женщина начинает сама себе казаться ущербной из-за того, что она ради семьи и детей бросила карьеру скрипачки или научного работника.

Борьба за право женщины быть "как мужчина" - это унижение женщины. Мы и так равны перед Богом, в равной степени будем отвечать за свои поступки, хорошие и плохие. Иное дело, что у нас разное предназначение. Женщина испокон веков была помощницей мужчины, матерью и воспитательницей его детей, хранительницей домашнего очага, вдохновительницей на подвиги. Мужчина знал, что за его спиной есть крепкий тыл, дом, в котором его ждут, а его обязанность этот дом защищать, обеспечивать материально, беречь и хранить. Женщина гордилась мужчиной, мужем, точно так же, как мужчина гордился женщиной - женой и помощницей, благодаря которой его род не прерывается. Мужчина проливал кровь на полях сражений, женщина проливала кровь, рожая его детей. Мужчина делал открытия, изобретал новые машины для облегчения жизни, женщина каждодневно берегла его дом и воспитывала новых мужчин, которые становились продолжателями дел своих отцов. И мужчина, и женщина трудились и делили плоды своего труда. Они понимали необходимость друг друга. Сейчас этого почти не осталось и поверить в то, что женская эмансипация добилась чего-то хорошего и полезного для человечества - я не могу. Эмансипация женщин привела лишь к тому, что сейчас женщины и мужчины перестали быть нужными друг другу во всём, кроме секса. Это не просто печально, это самая настоящая катастрофа, которую почему-то принято считать "победой".

Увы, у современной женщины нет выбора, она уже поставлена в такие условия, когда ей легче не быть женщиной. Лично я не желаю делать то, что делают мужчины: участвовать в выборах, заниматься политикой, руководить кем бы то ни было, служить в армии и т.д. Мужчина - по природе своей лидер, пусть им и остаётся. Если мужчина в современном мире не может выполнять роль лидера - это его проблема, я не собираюсь его подменять. Если мужчины так ослабели, что не могут быть первыми - значит, пусть мобилизуются и снова научатся тому, что успели забыть. И вот когда мужчины снова научатся быть мужчинами - женщины смогут стать женщинами. Только на таких условиях у нас есть шанс избежать полной деградации человеческого общества.

Проблема неравенства полов в разных культурах является весьма значимой и заслуживающей внимания. Общая модель во всем мире такова – мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами. Однако эта общая тенденция в разных культурах имеет свою специфику (Rosaldo, Lamphere, 1974).

Уровень несправедливости, фиксирующий неравенство полов, лучше всего иллюстрируется рядом показателей: «женщины составляют половину населения земного шара, на их долю приходится две трети от общего рабочего времени, они получают одну десятую от общей доли мировых доходов и владеют одной сотой общемировой частной собственности» (Frankenhaeuser, Lundberg, Chesney, 1991,стр.257).

В чем причина этих различий? На этот счет существует много теорий (для обзора см. Gailey, 1987). Однако доводы и рассуждения, подтверждающие правильность этих теорий, противоречивы. Появление подобных теорий во многом было инспирировано марксисткой идеологией, чем фактами. Вероятно, в каждой теории содержится зерно правды, но реальность такова, что убедительной теории пока не создано. Не смотря на это, ниже приводимое объяснение представляется наиболее разумным вариантом ответа на этот вопрос. Мы обсудим эту проблему более детально в 5-ой главе. Сейчас только кратко обозначим некоторые положения.

Культуры различаются по степени неравенства полов. Даже в тех культурах, где идеал равенства декларируется открыто (например, в континентальном Китае), реальная практика далека от этого идеала. Тенденция к равенству между мужчинами и женщинами сильнее выражена в обществах с общинным укладом, чем в развитых стратифицированных обществах (Etienne, Leacock, 1980; Lebra, 1984). В общинных сообществах, скорее всего, существует иерархия взаимозаменяемости и взаимодополняемости мужских и женских ролей. В стратифицированных обществах сильнее выражена тенденция, чтобы женщина «знала свое место».

Социально-экологическое неравенство культур и неравенство полов коррелируют друг с другом, а эксплуатация по признаку пола зачастую согласуется с экологической эксплуатацией.

Например, в тех регионах Африки, где жители не исповедуют ислам, статус женщины в сравнении со статусом мужчин, был намного равноправнее до тех пор, пока к ним не пришли завоеватели- колонизаторы (Etienne, Leacock, 1980). В условиях колонизации существовала эксплуатация, а уровень неравенства по признаку пола увеличился. Кроме этого, религиозные инстанции зачастую способствовали сохранению неравенства, проповедуя жесткие религиозные догмы (Iglitzin, Ross, 1976), а также самим содержанием религиозной иерархии, в которой доминировали мужчины. Исламская и католическая религиозные конфессии особенно склонны поддерживать у своих верующих принцип неравенства полов (там же, 1976).

В каких сферах мужчины и женщины относительно равноправны по отношению друг к другу? Одним из показателей неравенства полов является процентный уровень безграмотности среди женщин. В целом, предпочтительно, чтобы этот показатель был одинаковым для мужчин и женщин, как в случае со скандинавскими странами и Швейцарией. Во многих развивающихся странах необразованных женщин гораздо больше, чем мужчин. Даже в Соединенных Штатах женщины не достигали уровня образованности мужчин вплоть до 1970-х годов!

Другим показателем равенства является процентное соотношение женщин, занимающих руководящие позиции. Во всем мире этот показатель намного меньше 50-ти процентов (с 48-и процентами в Швейцарии и 28-и – в Австрии). В большинстве остальных стран эти показатели еще ниже. В Соединенных Штатах этот показатель составляет 17%, в исламских странах так же очень низок. В Южной Корее он составляет 2%, в Ганне -3%.

Следующим показателем является процентное соотношение уровней доходов мужчин и женщин. Триман и Росс (Treiman, Ross, 1983) составили обширный статистический сборник по индустриально развитым странам. Согласно этим данным, наилучшее соотношение по этим показателям занимает Германия (где женщины получают 74% от зарплаты мужчин) и скандинавские страны (Швеция – 69%, Финляндия – 68%, Норвегия- 63%, хотя в Дании – только 57%). В большинстве стран западной Европы зарплата женщины составляет около двух третей от зарплаты мужчины. Данные по Соединенным Штатам, представленные в этом докладе, составляют 57%. Заметим, что это средние показатели, и картина по разным профессиям отличается от среднего в зависимости от места работы, региона, этнической группы, возрастной группы и т. д. Тем не менее, в целом, уровень зарплаты женщин ниже, чем у мужчин. С другой стороны, во всем мире уровень смертности у мужчин выше, чем у женщин. В Северной Ирландии соотношение этих показателей 9 к 1. В США – 3.3 к 1, хотя в Дании он составляет 1.1 к 1. Мужчины так же чаще гибнут в автомобильных катастрофах. В Чили этот показатель составляет 4.8 к 1, в Соединенных Штатах – 2.7 к 1. Исландия является в этом отношении исключением, где это соотношение составляет 1 к 1. Опять же, эти цифры отражают средние показатели, и сохраняется тенденция, что мужчины занимаются более опасными видами деятельности, чем женщины.