Кто является автором изречения знание сила. Знания

19.07.2019 Обучение

Второе задание по философии, которое необходимо выполнить — написать эссе на одну из десяти тем. Я выбрал высказывание Бэкона «Знание — сила». Писал сутки с перерывами на покушать и прочие человеческие надобности 😉 Вот, что получилось…

Френсис Бэкон: «Знание — сила»

«Нет силы без умения»
Наполеон Бонапарт

Один из важных вопросов, с которым встречался любой из нас в жизни — вопрос о получении знаний.

Я согласен с высказываение известного английского философа Френсиса Бэкона, в котором он говорит, что знание — это сила. Действительно, знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Во-первых, сами по себе мы беспомощны. При рождении Человек ничего не знает и не умеет. Он не может зашитить себя от различных раздражающих внешних факторов и бед. В течение всей своей жизни он получает обыденно-практические знания — силу, которую он использует в своей повседневности для решения задач практически неосознанно.

Во-вторых, знания — не мудрость, мудрость — не ум. Прочитав много книг, научных работ, философских трактатов Вы будете больше знать, но не станете мудрее, потому что мудрость характеризуется степенью освоения знаний, а не их количеством. Народная мудрость гласит: «Меньше знаешь — крепче спишь — дольше проживёшь» — нужна ли Вам такая сила, которая лишит вас сна и беззаботной старости, до которой Вы может быть не доживёте?

В-третьих, наши знания и знания наших предшественников могут быть использованны против нас, возможно, даже случайно. Например, создание большого адронного коллайдера. Учёные предполагают, что смогут исследовать микроскопические чёрные дыры, но не могут сказать, что произойдёт, если процесс исследования выйдет из под контроля. Возможно, Землю поглотит чёрная дыра и человечество прекратит существование.

Оказавшись на острове в открытом океане, нас спасут только знания. Знания — сила, которая может убить, либо наоборот — спасти.

Вопросы, связанные с получением знаний и их применением будет сопутствовать любому Человеку до его смерти. Стоит ли получать знания? Как использовать знания, чтобы не навредить? Можно ли прожить без этой силы? Уместны слова великого русского писателя Льва Толстого: «Много знаний нужных и важных. Но самое главное — как жить»

Фрэнсис Бэкон

О том, что знания – это сила, слышали и знают многие. Однако далеко не все люди прилагают достаточно усилий для того, чтобы теми или иными полезными для них знаниями обзавестись. Поэтому, я считаю, что следует рассмотреть эту тему более подробно, чтобы каждый из вас, уважаемые читатели, четко понимал, в чем именно заключается великая сила знаний и что нужно делать, чтобы эту силу обрести. С одной стороны, вроде бы понятно, что нужно учиться, получать знания всеми доступными методами, чтобы многое знать и, следовательно, многое уметь. Но с другой стороны, о том, какие именно знания необходимо получать и каким образом это лучше делать, и главное, как их потом использовать в своей жизни, не всегда и не всем понятно. Поэтому с этим моментом определенно нужно как следует разобраться. И мы с вами это сделаем. Мы подробно рассмотрим данную тему и узнаем о знаниях все, что о них нужно знать.

Что такое знания?

Знания – это информация, которая, во-первых, проверена практикой, а во-вторых, – и это самое главное, – дает человеку наиболее полную картину реальности. В этом принципиальное отличие знаний от обычной информации, которая позволяет нам иметь лишь частичное представление о тех или иных вещах. Знания еще можно сравнить с инструкцией к чему-либо, а информацию с обычными советами. Те знания, которыми человек обладает, очень хорошо отложились в его памяти, благодаря тому, что он их неоднократно применял в своей жизни, закрепляя эти знания на практике и подтверждая их истинность своим собственным опытом. Со временем знания становятся бессознательным навыком.

Виды знаний

Знания бывают разными. Например, есть поверхностные знания, а есть глубинные. Поверхностные знания – это такие знания, которые основаны на видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в определенной предметной области. Для поверхностных знаний достаточно хорошей памяти – прочитал, услышал, увидел и запомнил полученную информацию, не думая о том, почему она именно такая, а не другая. И вроде бы как что-то знаешь. Поверхностные знания часто основаны на двух, максимум трех звеньях причинно-следственной цепи. Модель рассуждений человека, обладающего поверхностными знаниями, будет достаточно простой. Она обычно имеет такой вид: «Если [условие], то [действие]». Более сложные мыслительные конструкции в этой схеме, как вы понимаете, невозможны.

Совсем другое дело, глубинные знания, в них уже используется более сложная структура размышлений и рассуждений. Глубинные знания представляют собой абстракции, сложные схемы и глубокие аналогии, которые отображают структуру и процессы в предметной области. Глубинные знания опираются не только на память, но и на мышление. Причем они не сводятся лишь к построению и анализу причинно-следственных цепочек, а представляют собой сложную паутину размышлений/рассуждений, в которой множество фактов и процессов взаимосвязаны между собой. В этом случае какая-то одна причина может иметь несколько следствий, а одно конкретное следствие может вытекать из разных причин. Глубинные знания отражают целостную структуру и природу существующих процессов и отношений, которые протекают в предметной области. Эти знания позволяют детально анализировать и прогнозировать поведение объектов.

Знания также могут быть явными и неявными. Явные знания – это накопленный опыт, выделенный и представленный в форме инструкций, методик, руководств, планов и рекомендаций к действиям. Явные знания имею четкую и ясную структуру, они сформулированы и зафиксированы, как в памяти человека, так и на различных носителях. Неявные знания – это такие знания, которые трудно или затруднительно формализовать, то есть выделить с их помощью наиболее важные характеристики предмета изучения, обсуждения. Это интуитивные знания, личные впечатления, ощущения, мнение, догадки. Их не всегда просто объяснить, передать другим людям. Они похожи на плохо связанные между собой куски информации, а не на полную и ясную картину реальности.

Еще знания могут быть житейскими и научными. Житейские знания – это конкретные знания о чем-либо, которые основаны на случайных размышлениях и стихийных наблюдениях. Они нередко носят интуитивный характер и могут сильно зависеть от мнения окружающих. Эти знания часто бывают иррациональными, то есть не поддающимися объяснению и полному пониманию. Их нельзя применять ко всем ситуациям, несмотря на то, что человек получил эти знания благодаря своему опыту, потому что этот опыт является неполным, он лишь частично отражает закономерности тех или иных ситуаций. А вот научные знания – это уже более обобщенные, рациональные, продуманные и обоснованные профессиональным наблюдением и экспериментами знания. Они точны, универсальны, структурированы и систематизированы, их проще проанализировать, благодаря их системности, понять и передать другим людям. Поэтому стремиться нужно именно к таким знаниям, чтобы иметь более полное и точное представление о различных вещах в этом мире. Существуют и многие другие виды знаний, но мы с вами сейчас не станем их все рассматривать, оставим это дело для будущих статей. А вместо этого перейдем к более важным для нас вопросам.

Зачем нужны знания?

Чтобы тяга человека к знаниям была особенно сильной и постоянной, он должен четко понимать – зачем нужны знания. Все-таки их ценность не всегда очевидна, раз многие люди не гонятся за ними так же сильно, как, скажем, за деньгами. Некоторые ценности для нас более понятны, потому что мы пользуемся ими постоянно и открыто, и видим, какая от них польза. Те же деньги являются ценностью, которую мы все ощущаем, благодаря тому, что за деньги можно многое купить. Или, если говорить о том, на что мы готовы потратить свои деньги, то опять-таки, такие вещи, как “хлеб и масло” или крыша над головой, кажутся нам достаточно очевидными ценностями, так как мы нуждаемся в этих вещах и не можем без них обойтись. А вот полезность знаний как-то не совсем и не всегда заметна невооруженным глазом. Но на самом деле, именно от того, какими знаниями обладает человек, зависит наличие у него и денег, и хлеба с маслом, то есть еды на столе, и одежды, и жилья, и многих других важных и полезных для жизни вещей. Знания помогают людям ко всему этому прийти. И чем больше человек знает и чем качественнее его знания, тем легче ему прийти к нужным ему материальным и духовным ценностям. Ведь те же деньги можно зарабатывать разными способами – можно выполнять за них очень тяжелую, грязную и вредную для здоровья работу, а можно просто принимать правильные решения, давать нужные распоряжения, совершать несколько звонков в день и за два-три часа зарабатывать больше, чем многие люди зарабатывают на тяжелой работе за месяц и даже за год. И дело не в производительности труда, дело в умении выполнять такую работу, которую не могут выполнить многие другие люди, а также в умении переигрывать других людей в борьбе за место под солнцем. И всему этому способствуют качественные и обширные знания. Так что знания открывают перед человеком дверь в прекрасную, счастливую, богатую и светлую жизнь. И если вам такая жизнь интересна, если она вам нужна, тогда вам нужны и знания. Но знания нужны не все, а только такие, которые можно применить в жизни с пользой для себя. Давайте посмотрим, что это за знания.

Какие знания нужны?

Как бы некоторым из нас не хотелось обладать всеми существующими в мире знаниями, чтобы быть очень умными, совершенно очевидно, что это невозможно. Мы не можем знать все, потому что даже тех знаний, которые известны человечеству так много, что на одно только ознакомление с ними понадобится несколько жизней. А если еще учесть тот факт, что люди очень многого не знают об этом мире, то становится окончательно ясно, что знания нужно получать выборочно. Но выбор этот сделать непросто. Для этого человек должен определиться с тем, какой жизнью он хочет жить, каких целей планирует достичь и что для него ценно в этой жизни. От этого выбора будет зависеть его судьба. Мы не случайно не можем знать все, потому что нам это и не нужно. Нам нужно хорошо знать самое главное для нас, от чего будет зависеть наша судьба. А это главное нужно вначале выделить из всего остального. И чтобы это сделать, полезно обратиться к чужому опыту. Вокруг нас полно людей, которые уже прошли энную часть жизненного пути и на их примере можно видеть, какие знания оказались для них полезными, а какие нет. Жизнь разных людей показывает нам, какие знания к чему могут привести.

Вот мы с вами сегодня живем в такое время, когда различных знаний повсюду полно. Один только интернет чего стоит, в котором много всего интересного и полезного можно найти. Но такое изобилие информации и знаний мешает человеку разобраться с тем, что ему действительно нужно. Я не считаю, что это такая уж серьезная проблема, как, скажем, проблема нехватки знаний, ограничение доступа к информации, цензура, отсутствие возможности получать образование и тому подобные вещи. Но все равно мы должны признать, что обилие информации требует от нас серьезного подхода к ее отбору. И жизнь других людей, на которую я предлагаю вам ориентироваться – это лучший способ понять, какие знания важны, а какие нет. Все ошибки, которые вы можете совершить, уже кем-то когда-то были совершены. Все успехи, которых вы хотите и можете достичь – уже кем-то в той или иной форме были достигнуты. Поэтому опыт других людей бесценен. Изучайте его, и вы сможете понять, к каким знаниям вам следует стремиться. При этом не надо просто верить тому, что говорят другие люди, даже если это очень успешные люди. Лучше смотрите на то, чем и как они живут, где, как и чему учились и учатся, какие книги читают, чем занимаются, к чему стремятся. Дела честнее слов. Также имейте в виду, что успешные люди, показывают на примере своего опыта, какие знания могут быть полезны в жизни, поэтому к ним стоит стремиться. А вот неудачники, наоборот, своей жизнью могут показать, какие знания бессмысленны и бесполезны, а иногда и вредны. Это не точный показатель, но ориентироваться на него можно.

Знания и информация

Давайте, друзья, посмотрим, чем знания отличаются от информации. Все-таки ту или иную информацию мы получаем каждый день, а вот знания далеко не всегда. На этот счет существует несколько мнений. Обычно пишут и говорят о том, что знания от информации отличаются тем, что они являются частью опыта человека. То есть знания – это проверенная опытом информация, которой обладает человек. Это хорошее определение, но на мой взгляд не полное. Если бы знания являлись только частью нашего собственного опыта, то мы бы не использовали такую фразу, как “получение знаний”, мы бы говорили о получении информации, которая может стать знаниями, только в том случае, когда мы проверим ее собственным опытом. Но мы, тем не менее, используем такое словосочетание, как “получение знаний”, то есть, уже чего-то готового, чем можно пользоваться, не проверяя это на собственном опыте. Поэтому в моем понимании, знания – это более полная, более качественная, более структурированная и систематизированная информация, которая отражает максимально приближенную к реальности полную и целостную картину определенной предметной области. То есть, это более гармоничная, точная и достаточно обширная информация. А просто информация – это куски знаний, так сказать, элементы пазла, из которых еще нужно составить более полную и ясную картину о чем-либо. Так что знания – это уже составленная из разной информации картина реальности, или еще можно сказать, инструкция к жизни, которой мы можем пользоваться. Если, к примеру, я вам скажу, что какой-то определенный инстинкт отвечает за какое-то конкретное поведение человека, то это будет информация, потому что с этим куском знаний о человеке многое останется непонятным. Если же я расскажу вам все, что знаю об инстинктах, о том, как они работают, как взаимосвязаны между собой, как они управляют поведением человека и так далее и тому подобное, то это уже будут знания, которые я вам передам. То есть, это будет более целостная картина природы человека или инструкция к человеку, которая позволит вам многое о нем узнать, многое понять и главное, она позволит вам грамотно работать с людьми и самим собой. Информацию тоже можно использовать, но ее диапазон возможностей значительно ниже.

Получение знаний

Очень важно уметь правильно получать знания, чтобы при минимуме потраченных времени и сил усвоить максимум нужных и полезных знаний. Здесь очень важную роль играет способ донесения, а, следовательно, и получения информации, хоть с помощью книг, хоть с помощью любых других источников. Упор должен делаться на понимание, благодаря которому человек не теряет интереса к тому, о чем узнает. Ибо достаточной силой воли, необходимой для серьезного вникания в изучаемый предмет обладают не многие люди, тогда как интерес к чему-то, подогреваемый, помимо прочего и понятностью изучаемой информации, может оказаться отличной мотивацией к учебе. Человек будет с жадностью получать новые знания, если они будут для него понятными и по его мнению полезными. Вот качественное образование от некачественного отличается, в том числе и тем, как учителя преподносят знания своим ученикам, а не только тем, какие именно знания они им дают. Хороший учитель – это такой учитель, который способен объяснять ученикам материал не только на сложном научном языке, но и на языке простых людей. Можно даже сказать, что учитель должен уметь объяснять материал на языке пятилетнего ребенка, чтобы его могли понять все. Если знания подаются понятным языком, то они будут интересны людям, а если они интересны, то и внимания к ним будет больше. Если же преподносить людям знания на непонятном для них языке, то интерес к ним будет минимальным, если он вообще будет, и многие просто отвернутся от них, какими бы полезными не были эти знания.

Качество знаний

Нельзя не сказать и о такой важной вещи, как качество знаний, от которого зависит их эффективность. Все-таки знания мы получаем преимущественно ради использования их в своей жизни, а не ради того, чтобы просто о чем-то знать. Поэтому знания должны быть практичными и эффективными. Давайте с вами подумаем, как определить качество знаний, которые мы можем получать из тех или иных источников. Здесь, я считаю, приоритет стоит отдавать пониманию нами получаемых знаний. Как я писал выше – понятные знания не только интересны и в них хочется вникать, но они еще и хорошо усваиваются, и что особенно важно – их легче проверить. Помимо этого, знания должны быть понятными для того, чтобы человек мог не просто их запомнить, но и мог развивать эти знания и делать на их основе собственные выводы, то есть, рождать с их помощью новые знания. Затем, конечно, важно, чтобы знания были полными, а не обрывистыми и не в виде сухих фактов, которые опять-таки, нужно только запомнить, а в виде целой системы, в которой должна быть видна связь между фактами, чтобы было понятно, почему что-то устроено или работает так, а не иначе. И из этого вытекает следующий критерий качественных знаний – это их достоверность. Почему именно вытекает? Потому что знания, которые представлены в виде преимущественно фактов, а не в виде той системы рассуждений, состоящей из цепочки причинно-следственных связей, которая к этим фактам приводит и помогает их связать между собой, довольно сложно проверить на достоверность. Вам останется только поверить в такие знания, которые состоят исключительно из фактов, если вы сами не были очевидцем этих фактов. Факт – он либо есть, либо его нет. Но как узнать о том, существует ли факт на самом деле? Какие доказательства его существования самые надежные? Конечно, можно проверить те или иные факты и основанные на них знания на собственном опыте, так сказать, провести эксперимент, как это делается в науке. Но это потребует от вас немалого времени и сил. К тому же, если вы получили некачественные и даже вредные знания, то вы рискуете допустить серьезные ошибки при их проверке, которые будет непросто исправить. Поэтому важно видеть те цепочки рассуждений, которые позволяют нам проверить истинность тех или иных фактов, хотя бы на уровне теории, с помощью логических размышлений. А по возможности, можно перенести эту теорию на более или менее похожий опыт из своей жизни, чтобы с помощью этого переноса определить вероятность истинности того или иного факта, а вместе с тем и всех тех знаний, которые мы получаем.

Нередко для эффективного обучения нам требуется помощь других людей, которые помогают нам усвоить те или иные знания, связав их с тем опытом, свидетелями которого мы являлись и являемся. Вот почему нам нужны учителя, которые объясняют нам то, что написано в книгах и то, что мы видим вокруг себя. Они помогают нам сложить в голове полное представление о чем-либо, дополняя своими объяснениями те знания, которые мы получаем из книг. Впрочем, хорошие книги тоже способны многое объяснить, поэтому самостоятельное обучение может быть не менее, а то и более эффективным, чем обучение с помощью учителей. Но при условии, что книги и другие источники информации, по которым учится человек, действительно качественные.

Знание – сила

Теперь давайте задумаемся на тем, почему знание – это сила. Мы уже касались этого вопроса выше, но теперь мы рассмотрим его более подробно, дабы у вас была мощная мотивация к тому, чтобы получать новые знания, невзирая ни на какие преграды. Сила знаний заключается в том, что они позволяют человеку воплощать задуманное в жизнь, с помощью необходимой последовательности действий. Говоря проще – знания помогают нам избегать ненужных ошибок, при реализации своих желаний. Благодаря им мы легче ориентируемся в этом мире и можем на многое в нем повлиять. Знание чего-то позволяет нам этим чем-то управлять. А вот когда мы чего-то не знаем, мы ограничены в своих возможностях и тогда уже нами могут управлять те, кто знает больше нас.

Также знания делают нас более смелыми и уверенными в себе людьми. А смелость и уверенность позволяют людям добиваться успеха во многих делах. Вот допустим, если вы хотите что-то сделать, то вам нужно думать не о том, можно ли это сделать или нет, а о том, как можно это сделать, какие действия для этого нужно совершить. А до того, вам нужно задуматься над тем, где и какие знания вам надо получить, чтобы совершить необходимые действия [последовательность действий] и сделать нужное вам дело. То есть знания – это ключ к успеху в любом деле. Имея нужные знания, вы сможете воплотить в реальность любую свою идею. И это умение делать реальность такой, какой мы хотим ее видеть дает нам силу. Давайте зададимся таким вопросом: можно ли построить машину времени? Каким будет ваш ответ? Подумайте над ним. Если вы считаете, что машину времени построить нельзя, значит вы не осознаете всей той силы, которой обладают знания. Вы исходите из тех знаний, которыми обладаете в настоящий момент, и они не позволяют вам допустить вероятность того, что такую вещь, как машина времени построить можно. Хотя для этого просто необходимо получить другие знания, которые в настоящий момент человечеству неизвестны. А вот если вы человек мыслящий и понимаете одну простую, но очень важную истину, что мы, люди, многого еще не знаем об этом мире, то вы легко сможете допустить возможность создания машины времени и любого другого необычного устройства, которое может сильно изменить нашу жизнь. В этом случае перед вами будет стоять только один единственный вопрос: как это сделать? Так что сила знаний в том, что с их помощью мы можем сделать невозможное возможным.

Еще сила знаний очень ярко проявляется в тех случаях, когда человек не получает, а распространяет знания. Дело в том, что людьми движут не только их инстинкты, определяющие их потребности, но и идеи, убеждения, вера. А идеями люди заражаются из окружающего мира, в котором их кто-то создает и распространяет. И именно тот, кто заражает своими идеями умы большинства людей – получает высшую власть над ними. Это великая сила, с которой никакая другая сила не сравнится. Никакое насилие и никакой страх не сравнятся с силой идей, с силой убеждения и в конечном счете с силой веры людей во что-то. Потому что такая сила управляет людьми изнутри, а не снаружи. Так вот чтобы заразить людей своими идеями, нужно их создать и распространить в обществе. Это очень непростая задача, поэтому в мире так мало великих идеологов, которые вершат судьбы миллионов. Если же вы будете только получать знания, то это, конечно, тоже очень хорошо. Благодаря знаниям вы будете многое знать и многое уметь. Но при этом вы сами рискуете заразиться чужими идеями и в каком-то смысле стать их заложником. Это не всегда плохо, но имейте в виду, что высшим проявлением силы знаний является именно умение их создавать и распространять, а не получать и применять.

Цена знаний

Это, пожалуй, один из самых важных вопросов, ответ на который должен знать каждый человек. Сколько стоят хорошие во всех смыслах знания? Не спешите с ответом на этот вопрос, подумайте получше. Многие из нас знают и понимают, что знания нужны, знания важны, знания полезны. Но хорошие, качественные знания, которые человек не просто будет получать с помощью какого-то источника или в каком-нибудь учебном заведении, а которые ему будут подробнейшим образом объяснять, чтобы он их хорошо усвоил, имеют свою цену. Цена может быть разной, но важно понимать главное – хорошие знания бесценны! Вы прекрасно знаете о том, что хорошее образование стоит дорого, но при этом вы должны понимать, что хорошие знания, нужные знания, полезные знания, которые можно получить благодаря качественному образованию – всегда себя окупают, всегда. Поэтому вложение средств и времени в получение хороших знаний – это идеальная инвестиция. Я вообще считаю, что в этой жизни никогда нельзя жалеть деньги на такие вещи, как здоровье и обучение, все остальное второстепенно. Ведь совершенно очевидно, что любому человеку нужно хорошее здоровье, без него нормальной жизни не будет. Для этого он должен хорошо питаться, отдыхать нужное количество времени, пользоваться качественной медициной и по возможности не работать на вредной работе. Про вредные привычки я даже не говорю – они однозначно неприемлемы. И имея хорошее здоровье, человек должен заботиться о содержимом своей головы, чтобы занять в этой жизни достойное место. Поэтому на здоровье и знания ни в коем случае нельзя жалеть, ни денег, ни времени. Это не те вещи, по которым можно торговаться.

Как получать знания?

Чтобы получить хорошие знания, необходимо в первую очередь определиться с приоритетом тех методов их получения, которые тому или иному человеку доступны. И затем использовать эти методы в соответствующей последовательности. На мой взгляд, самый лучший способ получения знаний – это получение их от других людей и с помощью других людей. Только речь здесь не о том, что кто-то за вас будет решать, чему и как вам нужно учиться, а о том, что вы будете использовать другого человека, других людей, как своих учителей, чтобы научиться нужным вам вещам. То есть, определять план своего обучения нужно именно вам, как в случае с самообразованием – самым лучшим способом образования. Но при этом вам нужно использовать других людей в качестве помощников, наставников, советников, чтобы они подсказывали вам, чему и как полезно учиться. Ведь, скажем, если вы еще очень молоды и мало что знаете об этом мире, то самим вам будет сложно разобраться с тем, что в нем важно и ценно, а что нет. Нужно прислушиваться к советам других людей, более умных и более опытных, но ответственность за получаемые вами знания должна лежать на вас. Люди – это источник знаний, которым очень удобно пользоваться. Когда человек вам объясняет, что и как устроено в этом мире, когда вы можете задавать ему вопросы по непонятным вам моментам, можете переспрашивать, уточнять, спорить, можете исправлять свои ошибки в процессе обучения с его помощью – это просто прекрасный способ чему-то научиться, причем достаточно быстро.

Также очень большую роль в процессе получения знаний играют книги – это, с моей точки зрения, самый предпочтительный способ обучения без помощи живых людей. Не видео, не аудио, а именно книги, то есть, получение знаний с помощью печатного текста, с помощью знаков, символов, вот что полезно. Текст, неважно, на бумажном он носителе находится или на экране монитора – это материал, с которым нужно работать. Не просто просматривать его, как картинки, а именно работать с ним – вдумываться в написанные мысли, слова, идеи, законы, анализировать их, сравнивать, оценивать, проверять. Текст – он всегда перед глазами, его всегда можно разбить на отдельные предложения, фразы, слова, чтобы тщательнейшим образом его изучить. В некоторых случаях полезнее читать не книги, а статьи, в том числе и научные. Они полезны тем, что в них знания передаются в сжатом виде, в них нет такого количество ненужной писанины, как в большинстве книг. Все-таки, время у нас у всех ограничено, поэтому его может просто не хватать для того, чтобы читать большущие книги. А вот статья может, пусть и не всегда полно, но зато довольно быстро и точно передать вам самую суть тех или иных закономерностей, из которых формируются наши знания. А дальше вы уже сами для себя решите, во что вам нужно углубится и в какую сторону расширить свои познания, найдя дополнительные материалы по интересующей вас теме.

И еще один хороший способ получения знаний, давайте будем считать его третьим по значимости – это наблюдение за происходящим. Мы все имеем какой-никакой опыт, и продолжаем получать его ежедневно, который нас многому может научить. Причем это такой учитель, который никогда не обманет. Но чтобы нам чему-то научиться на своем опыте – необходимо быть предельно внимательным ко всему, что нас окружает и что с нами происходит. Многие люди ничему не учатся на своем опыте лишь потому, что не обращают на него должного внимания. Они не наблюдают за всем, что происходит в их жизни и поэтому много ценной информации проходит мимо них; не придают значения важным мелочам вокруг себя, которые могут о многом рассказать. Ну и, конечно же, они не анализируют достаточно хорошо все те ситуации, которые были в их жизни и чем-то их учили. Но я считаю, что человек может и должен учиться у всего, что он видит и слышит вокруг себя. Для этого просто нужно быть внимательным и наблюдательным. А эти качества может развить в себе каждый. Иной раз с помощью простого наблюдения можно научиться гораздо большему, чем с помощью многих хороших книг. Потому что оно способно показать вам такие детали в происходящем, на которые другие люди могут не обратить внимания или не придать им нужного значения. К тому же свой опыт, как правило, дает больше уверенности в понимании чего-либо, чем чужой, в искренности и корректности которого по ряду причин всегда можно усомниться.

Знания и мышление

Знания знаниями, но в наше время особое значение приобретает способность человека мыслить, в том числе и нестандартно, креативно, гибко. Мышление позволяет не только эффективно использовать имеющиеся у человека знания, но и создавать свои собственные, приходить к новым интересным идеям, способным в корне перевернуть его представление о чем-либо. А это, как вы уже знаете, тоже очень важно, а иногда и намного важнее уже накопленного человечеством опыта. Знания, даже очень хорошие, сегодня быстро устаревают, пусть и не полностью, но в значительной степени. Тогда как мышление актуально всегда, оно позволяет адаптировать старые знания к новым условиям и когда это необходимо, создать новые знания, которые помогут решить актуальную задачу. Поэтому научиться чему-то один раз, а потом всю жизнь почивать на лаврах, пользуясь своими знаниями, пока хоть еще и можно, но в скором будущем станет невозможным для тех людей, которые хотят жить хорошей, качественной жизнью. Современный мир ясно показывает нам, что учиться нужно всю жизнь. Только так можно выживать и добиваться успеха в высококонкурентной борьбе.

А хорошей жизнью лично я считаю такую жизнь, в которой человек занимается действительно любимым делом, пусть даже и за небольшие деньги, а не работает целыми днями на нелюбимой и иногда даже ненавистной работе, чтобы только заработать на кусок хлеба. Заниматься любимым делом в современном мире, не подстраиваясь под рынок труда – это большая роскошь. Если вы к этому придете, вы будете чувствовать себя счастливыми.

Так что, друзья, мышление обязательно нужно развивать. Без развитого мышления даже очень хорошие современные знания могут стать мертвым капиталом. А мертвые знания никому особо нужны. А чтобы сделать их живыми – нужно с помощью мышления адаптировать их для решения различных актуальных задач и проблем. Вот представьте себе современный средний или крупный бизнес, в котором идет жесточайшая конкурентная борьба, и чтобы в ней победить, нужно давать результат, а не откапывать в своей памяти запылившиеся знания, чтобы блеснуть ими перед конкурентами. Поэтому мышление выходит на первый план, так как оно позволяет нам быть более практичными. А знания сегодня можно очень быстро получить в интернете, причем многие из них будут более современными и точными, чем те знания, которые имеются у человека в голове.

Вообще, большая часть знаний – это то, что есть не только у одного человека, но и у многих других людей. И чем больше людей о чем-то знают, тем слабее это знание. Сила знаний определяется, в том числе и их доступностью. Если какие-то знания доступны лишь немногим людям, тогда в них много силы, а когда о них узнает большинство людей – они теряют свою силу. Вот, допустим, кто-то знает о чем-то полезном, а другие не знают этого, и этот кто-то имеет преимущество над остальными, благодаря своим знаниям, которые доступны только ему. Но стоит этим знаниям распространиться и человек потеряет свою силу, так как его монополия на эти знания рухнет. Ведь если все знают то, что знаете вы, то в чем тогда ваше преимущество, в чем ваша сила? Так вот, те знания, которые мы получаем стандартными способами, как правило, известны не только нам, но и многим другим людям. А значит большого преимущества перед этими другими людьми у нас при прочих равных условиях нет. Под прочими равными условиями я понимаю такие вещи, как готовность и умение человека применять свои знания, а также настойчивость, трудолюбие и тому подобные вещи. Без них ведь знания бесполезны.

Так что получается, что то, что знаем мы, нередко знают и некоторые другие люди, и это в определенной мере уравнивает нас с ними. А вот хорошее, развитое мышление способно привести человека к таким знаниям, которые будут известны только ему одному. Ведь мышление способно родить абсолютно новые знания, новые решения и новые идеи. Оно может привести человека к инсайту – озарению, прозрению, осознанию, прорыву в решении какой-то задачи, которую невозможно решить стандартными способами. Таким образом развитое мышление дает человеку серьезное преимущество над другими людьми. Так что знания – это, конечно, сила. Но вместе с развитым мышлением они становятся поистине великой и абсолютной силой.

В этом материале не будет ответов на вопросы об истине, так как она вне слов. Здесь будут рассмотрены вопросы, которые меня интересуют в этой жизни, а возможные варианты ответов, вы можете давать в комментариях ниже. Данная тема является весьма объёмной и по природе своей, затрагивает многие аспекты человеческого бытия, поэтому где-то, в общих размышлениях, я могу показаться вам непоследовательным, но постараюсь прийти к полезным умозаключениям. Итак, слова «знание — сила», что они означают на самом деле?

Речь идёт о знании многочисленных фактов или будущего, путём счисления вариантов событий? Какое знание является более ценным, практическое, научное или духовное?

Какова природа и цель существования человеческого рода? Люди размножаются, чтобы потреблять ресурсы и занимать всё больше территорий под свои нужды, подобно плесени? Или же мы должны развиваться интеллектуально и духовно? Если так, тогда почему, гуманным и благочестивым человеком становятся не благодаря обществу, системе образования и средствам массовой информации, а только вопреки им?

Считается, что сильный человек имеет преимущество над слабым, так значит ли это, что стяжавший знание, получает преимущество и обладает большей силой? Зачем вообще человеку сила? Чтобы попирать тех, кто слабее, навязывать им свою волю и отбирать ресурсы или чтобы защитить себя от подобного? Может быть для обретения силы, нужно бросить спортзал и начать читать? Давайте разбираться, так как это несомненно интересные вопросы.

Монахи и отшельники, получившие знания о вечном, считаются людьми просвещёнными и неизбежно становятся на путь ненасилия. Сама философия отрешения от страданий ведёт их к тому, что они начинают соблюдать пост, дабы не впускать в себя подобное зло. Убийства животных видятся им противными и неправильными, также они относятся к страданиям человека. Подобные люди стараются жить так, чтобы не причинять боль себе и другим. Обладая многими знаниями, они могли бы подчинить себе окружение, но не делают этого. Напрашивается вопрос, если знание — это сила, тогда какой в ней смысл, без использования оной?

Осознанный монах знает, что боль любого живого существа равна боли человека и ставит себя на один духовный уровень с ним, поэтому он может справедливо называть животных, братьями меньшими. Он видит Бога в любых проявлениях жизни. Этот шаг является реальным воплощением милосердия, о котором все только говорят, но продолжают поощрять насилие. Если говорить о силе знания, то будет ли человек более продвинутый духовно и интеллектуально, сильнее в материальной жизни?

знание — сила? в чём превосходство одних людей над другими?

Есть ли шанс у монаха-отшельника в тёмной подворотне против грабителя с ножом? Преступник в этой ситуации будет иметь преимущество, если монах не владеет боевыми искусствами. С другой стороны, разумный человек не будет ходить по ночам в таких местах. Получается, что превосходство и сила определяется лишь ситуацией и конкретными навыками для обращения её в свою пользу. Выходит, ключевое значение в обретении знания является его практическая польза для получения выгоды и преимущества над другими? Непонятно… Например, выдающийся физик знает, как собрать водородную бомбу и погубить миллиарды людей, но будет беззащитен против одного единственного боксёра.

Говорят: знание — сила, но никто не говорит, что сила — это знание…

Есть мнение, что просветлённый и мудрый человек понимает разницу между временным и вечным, но какие тут преимущества? Я уже писал ранее о природе иллюзий. Наши тела просто земляные комья и лишь от непонимания природы жизни, мы считаем кого-то сильным или слабым. Одних мы называем близкими, а других врагами. Мы грустим, когда один ком земли, именуемый родственником рассыпается и радуемся, когда меняет форму другой ком, названный нами врагом. Разница существует только в уме, на грубом физическом плане. Христиане как один твердят, что верят в Бога и душу, но разве они зачастую не лгут сами себе? Когда тело их близкого разрушается, они забывают про вечный дух с его дальнейшей трансформацией и горюют лишь о его временном вместилище. С таким подходом, атеисты по крайне мере честнее, когда грустят о потере близких, полагая, что навсегда их утратили.

Что же такое страдание, как не шанс искупления для души? Вот правильный вопрос. Человек двигался и говорил, но разве это был он, бессмертный дух? Тело — это просто соединение биомассы. Оно двигается лишь по воле Всевышнего, именуемого наукой движением. Лишь причина всех причин создаёт время и движение, а значит человек не двигался, двигался Бог. Теперь понимаете? Преимущества на самом деле нет и всё обман. Оно существует лишь в иллюзии, где есть близкие и враги.

Лишь в заблуждении можно считать себя сильнее других и причинять страдания окружающим. Как бы вы не старались причинить боль отрешённому монаху, у вас ничего не выйдет. Он чувствует, что его физическое тело – это не он. Всё, кроме истинного наблюдателя, коим является душа и внешнего, коим является восприятие Бога, есть забавы Всевышнего.

Зло и добро — выдумка человека. Есть только движение и иллюзия, творимая умом. Когда я нахожусь в состоянии просветления, то не гневаюсь даже на самых отвратительных людей. Как можно сердиться на дождь, снег или ветер? Эти явления есть просто стихия из соединения первичного вещества.

Люди тоже стихия. Человек достаточно разумный, чтобы распознавать в других их составляющие основы, способен предвидеть их действия. Как обычный человек, посмотрев в окно на пасмурное небо, способен предвидеть дождь, также разумом можно понять какие действия будут совершать окружающие в следующий момент времени.

Можно сказать, что какие-то преимущества в материальном мире у знания есть, но они определяются лишь степенью иллюзии, в которой пребывает сознание. Так, считается, что находясь в комфорте, мы имеем превосходство над теми, кто испытывает нужду. Но зачем тогда монахи и отшельники стремятся к аскетизму? Они понимают, что излишний комфорт радует тело, но губит душу, поэтому довольствуются лишь необходимым.

Научный и духовный подходы в обретении знаний

Если просчитывать достаточно эффективно, то можно предсказать ситуацию до её возникновения, изменить ход событий на своё усмотрение или избежать неприятных обстоятельств. Некоторые в этом преуспевают настолько, что их именуют провидцами. Так, видящий вещие сны, на самом деле подобен компьютеру, просчитывающему возможные ситуации из исходных данных. Поступки людей как стихии, они неизбежны и созданы движением частиц.

Если принять во внимание научный подход, то физики недавно открыли феномен корпускулярно волнового дуализма. В теории, движения частиц в ограниченном пространстве имеют постоянную траекторию и если владеть достаточными данными, то можно просчитать любые события. Мяч падает оттого, что его бросил человек, тот сделал это потому, что захотел, а мысли есть просто набор готовых шаблонов и движения волн в коре головного мозга, вызванные расположением частиц.

Можно ли злиться на человека, если он является неизбежным движением стихии? Нет, ведь это так же глупо, как злиться на дождь и является свидетельством незрелости нашего ума… Значит ли это, что у человека нет выбора и судьба имеет абсолютную власть над ним? Существуют сложные, но убедительные доказательства обратного. Уравнение Эрвина Шрёдингера и Бройля внесли в теорию волнового дуализма такую вещь как вероятностный фактор. Нельзя предвидеть всё, ведь мельчайшие частицы двигаются не только по инерции, но имеют отклонения.

Так, самые мелкие частицы на самом деле не такие уж мелкие и не такие уж частицы, ведь они имеют волновые свойства. Благодаря научным познаниям, мы способны различать вещество, но не его природу и структуру. Разумом мы можем постигать больше, только когда выходим за рамки здравого смысла и классических представлений, именно так и совершаются подобные открытия.

Квантовая механика сейчас дошла до того, что в космосе нет постоянной пустоты. Частицы исчезают в небытие и появляются ниоткуда, либо двигаются между слоями реальности параллельных вселенных. Нет предопределённости, существуют лишь бесконечные варианты. Разве это не чудо? Разве это не доказательство существования запредельной действительности и трансцендентного?

Атеисты так боятся признать существование Всевышнего, что просто решили назвать его по-научному Вселенной или ноосферой. Вот имеем эти знания, но опять-таки, дадут ли они преимущество и спасут ли нас от ножа, в руках случайно встреченного преступника? От страха избавят безусловно, но вот перед смертью все равны. Богат человек или беден, умён или глуп, его ждёт смерть. Логично думать, что единственным действительно полезным занятием в этой жизни, будет совершенствование и понимание нашей бессмертной основы. Атеисты утверждают, что Бога и души нет, а значит у них есть все основания для моральной деградации. Невыносимо зрелище небесной красоты для тех, кто отвергает чудо…

обезьяна думает о том, что означают слова: знание — сила? в чём превосходство одних людей над другими?

Я видел достаточно доказательств существования трансцендентного и запредельного, чтобы уделять этим вопросам должное внимание. Что же делать атеисту, который не имеет оснований для духовного развития? Либо посвятить свою жизнь поискам смысла и впустить в неё чудеса, пусть даже и научные, либо принять факт посмертной трансформации в удобрение и прожить свою жизнь в невежестве. Второе влечёт за собой бессмысленную и грустную жизнь, а так разницы нет, ведь от человека в его телесном облике, почти ничего не зависит в глобальных и вселенских масштабах. Тем более незначительным фактором являются его жизненные убеждения.

Можно также обратиться к постижению новейших научных исследований и обрести духовное знание, путём замены всех мистических терминов на научные. Интеллектуальное развитие это и есть духовный поиск и совершенствование. Не обязательно идти молиться в церковь, чтобы обнаружить в себе душу, для этого просто нужно открыть глаза на удивительный и бесконечный мир.

Сколько бы человек не молился, без понимания мироустройства и без осознания Бога в себе, он будет оставаться слепым, а душа его не будет иметь развития. Некоторые считают, что расположения Всевышнего можно добиться лишь покаянием и чтением молитвы, но этого мало, нужно ещё быть полезным. Для обретения подлинного смысла, нужно понимание и служение, а его качество определяется навыками и знаниями, которыми владеет служитель. Больше чудес всегда будут доставаться самым качественным слугам. Поэтому совершенствуйте навыки и продолжайте учиться всю жизнь.

Человек, видящий разницу между вечным и временным, не обладает преимуществом. Он просто больше не участвует в крысиных бегах жизни. Он не обретает силу, но обретает Бога и выходит за рамки оценочных суждений. Для такого человека всё становится движением Всевышнего и живёт он не в погоне за благами и наслаждениями, а просто потому, что родился в этом мире и должен пройти определённый Путь.

Сила в человеке – это скорее умение правильно накапливать и использовать энергию наиболее оптимально. Учитывая, что энергия распределена в людях по-разному, знание решает не всё. Действительно, оно позволяет действовать эффективнее других и достигать больших результатов, но итоговое значение имеет лишь распределитель и судьба. Каждый человек получает от рождения те качества, которые понадобятся ему для выполнения его предназначения и следования по пути и только это по-настоящему важно. Человек без цели мёртв духовно или по крайне мере серьёзно болен.

Как найти своё предназначение?

Чтобы действовать в рамках своей функции, нужно просто слушать и развивать совесть. Человек причиняющий боль другим живым существам, заглушает свою совесть. Это действует на душу так, что он теряет способность отличать дурное от хорошего. Некоторые при виде коровы или поросёнка, видят не друга и не меньшего брата, а лишь белки, жиры и углеводы. Такие люди являются просто духовными инвалидами и их спасением будет лишь физическая и духовная смерть в потоке потребления.

Когда человек отказывается от следования по пути или дхармы, то включается совесть — голос Бога. Она пытается вернуть его на путь, но тот, приглушая совесть, действует против неё и соответственно против Всевышнего. В итоге он принесёт страдания и себе и миру. Как же выходит так, что человек является частью или движением Всевышнего и идёт против оного? Может ли рука пойти против собственного тела? Когда в руке возникает судорога, она причиняет боль всему телу. Также зло, на самом деле подобно болезни. Многие люди думают, что Бог полностью контролирует все процессы и соответственно всё плохое происходит по его воле…

Зримая действительность — как сон Всевышнего. Мы способны контролировать события сновидения, занимаясь практиками осознанных снов, но погружаясь глубже, за пределами зримого сценария, мы встречаем наше подсознание, действующее самостоятельно. Поистине сон является тенью действительности и позволяет нам представить картину мира. Мы способны контролировать лишь события, попадающие в наше внимание. Всевышний действует похожим образом. Для него нет зла и добра, есть лишь движение и иллюзии ума.

Ошибочно полагать, что практическое знание о временном, ценнее духовного о вечном. Определённая сила в практическом знании конечно есть и для человека важно куда оно будет направлено, но счастье, покой и гармония достигаются через духовное самопознание.

Тело обречено на разложение и пытаться всеми силами получить физическое превосходство на другими телами, когда они обречёны исчезнуть в следующий миг, по меньшей мере глупо. Важнее шлифовать свой дух, ведь он будет с нами постоянно и именно от него будет зависеть формирование следующего физического сосуда. Красивая и великая душа для Всевышнего подобна самоцвету и имеет большую ценность по сравнению с другими. Но и фанатиком не нужно становиться. Наши тела и всё окружающее временно, только Бог и душа, созданная по его подобию, являются вечными. Понимание вечного имеет значение для души, а временного для тела. Держитесь середины и подумайте обо всём этом…

Какие доказательства существования бога привел Фома Аквинский?

Фома Аквинский привел пять доказательств:

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину - это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.

3. Доказательство через необходимость - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.

4. Доказательство от степеней бытия - люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, - это существо мы именуем Богом.

Реализм что это и его сторонники?

Реализм, в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыт.

Аврелий Августин так же был реалистом. Он считал, что в божественном сознании замысел всего.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях автор и смысл?

тезис Локка.

Эта фраза выражает основной принцип сенсуализма. Только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия.

Деизм что это его сторонники?

(от лат. deus - бог) религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. "промысел божий", чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

сторонники допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях кроме самого ума автор ее смысл?

Сказал это Августин. Смысл этого изречения в том, что он превозносит Веру за счёт разума, так же эта фраза является требованием, чтобы вера была предшественником разума

Позиция Дэвида Юма в теории познания

Юм - скептицист. Традиционно теория познания Юма рассматривается как один из изводов эмпиризма-сенсуализма XVIII столетия. Действительно, Юм исходил из того, что наше познание начинается с опыта. Однако, считал он подобно другим своим коллегам вроде Дж. Локка и Дж. Беркли, оно никогда не сводится только лишь к простому копированию опыта: в нашем познании мы всегда имеем попытки выйти за опытные рамки, дополнить опытные данные связями и выводами не представленными в опыте непосредственно, объяснить то, что непонятно и неясно из данности самого лишь опыта. Наконец, наше познание всегда тесно связано с фантазиями и созданием несуществующих объектов и миров, а также содержит в себе широкие возможности самого разного рода заблуждений. Опыт дает познанию лишь «сырой материал», из которого познавательная активность ума получает конкретные познавательные результаты и на основе которого выстраивает общий вид познаваемой реальности.

Номинализм что это его сторонники?

номинализм -философское учение, противоположное средневековому “реализму”, считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием. Представители: Т. Гоббс и Дж. Локк

Согласно Локку душа, новорождённого это?

Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей - ни теоретических (научных законов),» ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка - это белый лист бумаги или «чистая доска» и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.

Позиция Фомы Аквинского в споре об универсалиях.

Важный спор схоластов: спор статусов универсалий (общих понятий).

1)номиналисты (нона – имя)

2)реалисты

Что такое общее понятия: есть конкретные столы, а есть общее понятие – стол вообще.

Номиналисты считали, что существуют только реальные столы. А реалисты что эти общие понятия реально существуют.

Фома – умеренный реалист. Он считал общие понятия существуют трояким образом:

1) До вещей, в уме бога.

2) В самих вещах, в качестве их формы.

3) После вещей, в мышлении человека в результате обобщения.

Согласно Лейбницу душа человека, это?

"Душа человека подобна каменной глыбе" лейбниц

Лейбниц сравнивает сознание человека с глыбой мрамора, прожилки которого намечают контуры будущей скульптуры т.е.он говорит,что идеи человеку не врождены, но существует нечто вроде их контура, который намечен в человеческой душе(у человека есть только предрасположенность к знаниям)

Позиция Августина в споре об универсалиях.

Суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей, т.е. в соотношении общего и единичного, мышления и действительности.

В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые развивались в трех основных направлениях схоластической философии - реализме, номинализме и концептуализме.

Августин Блаженный – реалист, т.к. считал, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания.

Этапы развития средневековой философии.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики (2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

2. Этап становления схоластики ((7–12 вв.) –Боэций, Эриуген, П. Абеяр)

3. Расцвет схоластики (13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Виды идолов по Бэкону?

четыре группы идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.

1) Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности.

2) Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды - личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по-разному.

3) Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и видет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».

4) Идолы театра - искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами"

Креационизм, теоцентризм.

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

20. "Существовать значит быть воспринимаемым" автор и смысл?

Джордж Беркли.

Согласно Беркли, формула эта применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира.Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира: Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений».

Монотеизм, провиденциализм

монотеизм - существует только 1 бог. он един, бывает эксклюзивный- вера в 1 бога, кот. объявляется личностью. Бывает инклюзивный - допускает сущ бога в нескольких ипостасях (иудаизм христианство ислам).

Провиденциализм - в основе всех исторических событий лежит воля бога. все заранее было предначертано. является историко-философских методом.

Выражение "Знание - Сила" было сказано Ф.Бэконом.

Смысл данного выражения следующий:

Ф.Бэкон выражает отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем.

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент.

Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием и может плодотворно его применить.

Ч еловечество ежесекундно пополняет свой банк знаний, а развитие технологий привело к тому, что любой из нас при желании может сразу же об этом узнать. Отовсюду на нас ниспадает огромный поток информации, которую наш мозг, как показывают последние исследования учёных, всё равно не усваивает:объём информации, поступающей в мозг от пяти органов чувств, поистине колоссален ‒ он составляет приблизительно 400 миллиардов бит в секунду; наше сознание не справляется с этим объёмом, мы воспринимаем его ничтожную часть - около 2000 бит в секунду.

Как человеку осуществлять познание мира: лёжа на диване перед телевизором, поглощая информационный хлам из него, или осознанно делать выбор среди источников знания и фильтровать входящую информацию, ‒ это уже дело каждого из нас. В этой статье я хотел бы привести некоторые доводы в пользу последнего.

Ещё в конце XVII века английский философ Фрэнсис Бэкон сформулировал свой знаменитый афоризм: «Knowledge itself is power » (лат. Scientia potentia est ), в переводе - «Знание само по себе - сила ».

Во все времена люди стремились этой силой овладеть, но нужно ли нам безрассудно принимать участие в этой гонке?

«Кто владеет информацией - тот владеет миром», - доносится до нас отовсюду, а так ли это?

Мне очень понравилось мнение по этому вопросу Наполеона Хилла , которое нашло отражение в его знаменитом бестселлере «Думай и богатей» ‒ книге, впервые выпущенной в 1937 году и переиздававшейся в США 42 раза (и это только в США, не считая остальной мир):

Образование - это создаваемый Вами Ваш собственный образ. Человек сам находит необходимые знания. Последуйте простому плану - и Вы начнете не с нуля.

Существует два вида знаний - знания фундаментальные и знания специальные . Фундаментальные , то есть общие, знания, как бы глубоки или разнообразны они не были, почти не понадобятся Вам для накопления денег. Крупнейшие университеты обладают в совокупности практически всеми видами фундаментальных знаний, доступных цивилизации. Однако большинство профессоров не принадлежат к числу самых богатых людей на земле. Они специализируются на преподавании знаний, но ведь никто не может сказать, что они специализируются на проблеме использования знаний.

Напоминание этой простой вещи приводит к тому, что миллионы людей продолжают верить в распространенное заблуждение, что «знание - это сила ».

Ничего подобного!

Знание - это всего лишь потенциальная сила!

Оно становится действительной силой только в том случае, если переработано в чёткий план действий и направлено на конечный результат.

Это «недостающее звено» в системе образования особенно заметно в тщетных попытках всевозможных образовательных институтов научить студентов организовывать и использовать уже приобретенные знания. Люди ошибаются, полагая, что Генри Форд не был «образованным» человеком, поскольку очень мало времени провел за школьной скамьей.

Думающие таким образом совершенно не понимают истинного смысла слова «образование » (англ. - education ). Чтобы понять его смысл, достаточно обратиться к этимологии этого слова. Оно происходит от латинского корня «educo », т.е. «развивать изнутри».

Вдумайтесь: образование значит выявление внутренних, то есть скрытых, способностей и РАЗВИТИЕ ЭТИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Образованный человек не обязательно напичкан знаниями, всё равно, фундаментальными или специальными.

Образованный человек - это тот, кто развил способности своего ума, кто может воспринять и приобрести всё, что захочет, всё, что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей.

А ведь действительно: знание - это всего лишь потенциальная сила! Человек может накапливать всю жизнь эту силу, но так никогда ей и не воспользоваться! Спрашивается тогда: «Зачем она нам такая нужна? ».

Можно сколько угодно осознанно или неосознанно впихивать в своё сознание знание тех или иных вещей, но, если этим знаниям не находится применение, то в конечном итоге грош им цена.

Мудростью Всевышнего до верующих доводится это знание в тексте Священного Корана:

Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везёт на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей. [Люди Писания не выполнили возложенной на них миссии и в результате этого лишились всякой чести и похвалы. Они подобны ослу, навьюченному мудрыми книгами. Но разве осел может извлечь пользу из тех книг, что он несет на своей спине? Разве это делает ему честь? Разве не является его уделом лишь тащить на себе тяжелый груз? То же самое можно сказать об ученых иудеях и христианах, которые не выполняют предписаний Торы, величайшим из которых является повеление последовать за Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и уверовать в принесенный им Священный Коран. Подобное пренебрежение Торой и её заветами не принесет им ничего, кроме урона и разочарования, ибо они будут лишены всякого оправдания своему неверию. Воистину, образ навьюченного книгами осла полностью подходит им. Как же скверны сравнения людей, которые отвергают знамения Аллаха, каждое из которых свидетельствует об искренности посланника и правдивости его учения. Воистину, Аллах не ведет прямым путем нечестивцев, не направляет их к тому, что принесет им настоящую пользу, до тех пор, пока они сами не отрекутся от несправедливости и не перестанут упорствовать в неверии].*

Священный Коран, 62:5

Какая же точная эта аналогия с ослом, нагруженным книгами! Что толку от того, что у него так много умных книг?! Зачем необдуманно приобретать знания, и потом их не применять?

Учитывая российский менталитет, ответ на этот вопрос можно было бы сформулировать следующим образом: «Про запас, авось пригодится ». Но одно дело - получить базовые школьные знания по всем предметам, чтобы иметь представление о мироздании и затем на основе этих знаний развиваться в том направлении, в котором человек видит себя. И совсем другое, например, читать жёлтую прессу или смотреть передачи типа «Дом-2» и только и думать потом о том, кто, кого, где и как.

А сколько человек получают высшее образование только для того, чтобы получить заветный диплом, а по специальности потом вообще не работать, т.к. это им неинтересно? Сколько знаний за время учёбы им довелось узнать, которые они, к сожаленью, никогда не применят по жизни?! И сколько бы пользы могли принести эти люди, если бы сразу изучали то, что им нравится и что им потом по жизни пригодится?!

Знаю по себе ‒ многое из того, что изучалось в университете, мною «благополучно» забыто… С другой стороны, как же гениально создал Творец наш мозг, что неприменяемые по жизни знания в скором времени забываются, иначе бы мы просто сошли с ума от их избытка.

Надо с ранних лет давать детям возможность в различных сферах нашей жизни и отмечать для себя те направления, которые им интересны и нравятся, и при определении тех или иных направлений обучений в юношеском возрасте способствовать их выбору, а не насильно заставлять учиться по приоритетным для вас направлениям, делая их несчастными, как минимум на период обучения.

Подумайте ещё над вот этим продолжением мысли Хилла, сформулированным всё в той же «Думай и богатей»:

Знания сами по себе не имеют никакой ценности. Но коль скоро знания получены, их нужно систематизировать и сделать пригодными к использованию для достижения конкретной цели. А для этого необходим, как Вы помните, план практических действий.

Если Вы обдумываете возможность получить дополнительное образование, сначала определите, зачем Вам это нужно, а потом уже узнавайте, где это можно сделать.

Преуспевающие в любом виде деятельности люди никогда не перестают интересоваться специальной литературой, имеющей отношение к их бизнесу или профессии. Наоборот. Известна распространенная ошибка большинства неудачников, наивно полагающих, что все знания они уже получили в школе. На самом же деле система образования всего лишь показывает путь, которым человек может приобрести необходимые ему, в том числе и практические, знания.

То есть развиваться и совершенствоваться нужно постоянно! Жизнь не стоит на месте и знания, полученные вчера, завтра уже могут устареть. Поэтому в той области, в которой вы для себя определили, что вам это интересно и занятие этим помимо зарабатывания на жизнь ещё и доставляет вам удовольствие и радость, ‒ то в этой сфере вам надо обязательно становиться профессионалом и непрерывно получать специализированные знания.

ПОМНИТЕ, что только тот становится лучшим, кто как минимум на протяжении 10000-12000 часов упорно занимался для достижения своей цели!

Также в «Думай и богатей» есть интересная мысль по поводу того, что бесплатное образование расслабляет и в какой-то степени сдерживает развитие человека: когда человек платит за своё образование, то у него есть стимул учиться и получать знания взамен потраченных денег.

Итак, резюмируя всё вышесказанное, знание - это лишь потенциальная сила, и без практического применения в нашей жизни их трудно назвать нужными.

Поистине, руководство и знание, с которыми Всемогущий и Великий Аллах послал меня [к людям], подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была [плодородной], впитала в себя воду и породила много [всяких] растений и трав. [Ещё одна часть] её была плотной и задержала [на себе] воду, Аллах же обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить [ею скот] и использовать её для орошения. [Дождь] выпал и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и не породила [никаких] растений. [Эти части земли] подобны тому, кто постиг религию Аллаха, обратившего ему на пользу то, с чем Он послал меня, [благодаря чему человек] сам приобрёл знание и передал его [другим], и тому, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был послан.

Хадис от Абу Мусы аль-Аш"ари,

Св. хадисов Муслима (1540)

Обратите внимание на «сам приобрёл знание и передал его »! В этом хадисе, по мнению учёных-богословов, имеется в виду как раз применение на практике полученных знаний, передача его другим. Для большего его понимания приведу ещё один хадис:

Да порадует Аллах (того) человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как это услышал, ведь может статься, что тот, кому передадут (что-нибудь), усвоит (это) лучше слышавшего.

Хадис от Ибн Мас’уда,

Св. хадисов ат-Тирмизи

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) учил тому, чтобы дела и поступки верующих на практике не расходились с их словами и знаниями. Предпочтительнее перед Господом постоянно применять что-либо одно, нежели знать о многом, но в жизни ничего не использовать.:

Никто не сможет сдвинуться с места в Судный День до того как он будет спрошен о его жизни ‒ как он провел ее; о его знаниях ‒ как он использовал их ; о его богатстве ‒ как он заработал это и на что потратил; и о его теле ‒ как он использовал его.

Хадис от Абу Барзаха, св. хадисов ат-Тирмизи

Например, Все мы знаем, что , но тех, кто использует её при встрече не так много!!!

Пусть Всевышний Аллах поможет нам в постижении истинных, ценных для нас знаний, которые мы будем применять и передавать другим!!!

Ринат Маллямов

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова