Российские эксперты обнародовали четыре сценария развития событий на украине. Как будут развиваться события в Донбассе после смерти Моторолы? Возможные сценарии развития ситуации на Украине

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Александр Захарченко (слева) назвал смерть своего "близкого друга" вызовом всей ДНР

В воскресенье в Донбассе в результате взрыва самодельного взрывного устройства , известный также под позывным Моторола.

Взрывное устройство сработало около лифта дома, где жил Моторола. Лидер самопровозглашенной "ДНР" Александр Захарченко назвал смерть полевого командира "вызовом всей республике".

Би-би-си спросила экспертов, как могут развиваться события на востоке Украины после резких заявлений Захарченко, расценившего убийство его "близкого друга" как объявление Киевом войны и пригрозившего отомстить за смерть соратника.

Роман Бессмертный, бывший представитель Украины в Минской трехсторонней контактной группе по урегулированию кризиса в Донбассе:

Чтобы оценивать заявления Александра Захарченко, надо четко понимать, кто он. Его реакция на события зависит от того, как на это реагирует Кремль. Поэтому последние заявления главаря "ДНР" означают лишь то, что таковы были указания из Кремля.

Убийство Моторолы, это, скорее всего, следствие разборок, которые продолжаются в так называемых "ДНР-ЛНР". В последнее время "донецкие" начали вмешиваться в дела "луганских". Кроме того, Москва пытается восстановить хотя бы какой-то контроль над финансовыми потоками в этой "серой зоне", каковой является территория самопровозглашенных республик. Думаю, и здесь следует искать ответ на вопрос о причинах гибели Моторолы.

Бригадные разборки там продолжаются давно, ведь это не первое убийство, которое списывают на "деятельность украинских диверсионно-разведывательных групп". И это все не случайно. Думаю, ситуация будет только обостряться, поскольку денег на содержание этих эрзац-образований Москва не дает, а своих ресурсов у них нет.

Эскалацию или разрядку ситуации на Донбассе можно ожидать только с учетом соответствующих планов Кремля. Если оттуда поступит команда, то такие шаги будут предприниматься. Если нет, то несмотря на заявления Захарченко, которые, кстати, звучат не впервые, этого не произойдет.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Роман Бессмертный полагает, что ситуация в Донбассе будет только обостряться

Говоря о последствиях для зоны разграничения, для минского процесса, здесь следует говорить о значительно более широком контексте. Попытки восстановить действенность "нормандского формата" пока что безуспешны. Как участник переговоров в Минске могу утверждать, что с самого начала ни у российской стороны, ни у Донецка с Луганском не было намерений выполнять рамочные Минские соглашения. Этот "пробный камень" провалился с самого начала.

Вячеслав Гусаров, эксперт Центра военно-политических исследований (Киев):

Я не считаю, что заявления главы так называемой "ДНР" Александра Захарченко и других представителей самопровозглашенных "республик" о мести следует воспринимать всерьез. Главарь "ДНР" должен как-то отреагировать на убийство Моторолы, попугать Украину. Но он не является самостоятельной фигурой, и кто бы ни был на его месте, говорил бы то же самое.

Я бы обратил внимание на заявления президента России Владимира Путина, которые прозвучали недавно. О том, что Россия готова помогать Украине выводить ее экономику из "деградации". А также о том, что российская экономика поможет возродить украинский оборонно-промышленный комплекс.

Как-то совсем не вяжутся заявления Путина и Захарченко.

У Кремля совсем другие намерения и цели. Это реализация "гибридной войны". Россия начала информационную кампанию, направленную на примирение с Украиной, преследуя конкретную цель: не оставить ее, наконец, в покое, а захватить его под свое влияние, своеобразным "soft power" путем. И вооруженная эскалация в эти планы уже не входит.

Александр Гольц, военный обозреватель журнала The New Times:

Те, кто хочет войны, вполне могут воспользоваться этим [гибелью Арсения Павлова, известного под позывным Моторола - Би-би-си], как поводом. Я думаю, что по обе стороны фронта есть люди, которые хотели бы, исходя из своих личных интересов, продолжить этот конфликт. Как мы понимаем, неконтролируемые силы есть и на той, и на другой стороне.

Вопрос в том, достаточно ли у членов "нормандской четверки" инструментов и желания, чтобы остановить такое развитие событий. Как мы знаем, вчера президент России Владимир Путин - так уж совпало - говорил на эту тему [мирного урегулирования на востоке Украины - Би-би-си], и большого энтузиазма не выражал.

Аркадий Дубнов, политолог, эксперт по странам СНГ:

Комментируя эту ситуацию, приходится быть чрезвычайно циничным. Так, на мой взгляд, случившаяся вчера ликвидация самого известного боевика или полевого командира донецкого сепаратистского движения выгодна всем. В первую очередь, она выгодна Москве, а также Киеву, ну и Донецку с Луганском.

Я исхожу из простой конспирологической, политической логики. Движение по возвращению к "нормандскому формату", который снова пытаются реанимировать, предполагает известные уступки как со стороны Москвы, так и со стороны Киева. Но пойти на эти уступки по ряду причин очень трудно и для Москвы, и для Киева. Самым простым способом [решить эту дипломатическую проблему] было бы объяснить городу и миру, что нет вины двух этих противостоящих сторон в том, что "нормандский формат" опять не срабатывает. Мол, происходит что-то третье и якобы не по их вине.

Ликвидацию Моторолы прокомментировал чрезвычайно прозрачно [лидер самопровозглашенной ДНР Александр] Захарченко. Поразительно простой, как новенькая копеечная монета, он тут же нашел ответственного за убийство Моторолы и обвинил в этом Киев.

А дальше все очень просто. Захарченко обещает вселенскую месть. Киев не может оставить это без ответа. Даже если сам [президент Украины Петр] Порошенко пропустит это мимо ушей, за него ответят украинские радикалы. И при худшем развитии событий вполне возможно некое военное обострение. А значит, "нормандский формат" снова откладывается в сторону.

А сама фигура Моторолы никому не интересна уже. Всех полевых командиров потихонечку отстреливают.

Эндрю Фоксол, руководитель Центра исследований России при аналитическом центре "Общество имени Генри Джексона"

Прежде всего, убийство Моторолы - не первое убийство полевого командира сепаратистов. За последние годы произошла целая череда таких убийств, сразу несколько известных командиров погибли при взрывах. В качестве примера можно привести убийство Алексея Мозгового в мае 2015 года. Как и убийство Моторолы, оно широко обсуждалось как возможный переломный момент в конфликте на востоке Украины.

Ответ сепаратистов на убийство Моторолы был весьма агрессивным. Как вы знаете, Александр Захарченко, лидер донецких повстанцев обвинил президента Украины Петра Порошенко в нарушении перемирия, связанного с минскими соглашениями, и в объявлении войны представителям сепаратистов востока Украины.

Мне кажется, маловероятно, что комментарии Захарченко приведут к реальным действиям. Его ответ, как и ответ других сепаратистов - их лидеров или движений - агрессивен, но, как мне кажется, он призван скрыть их реальные сомнения в собственной безопасности, в безопасности других сепаратистов и в защищенности территорий, которые они контролируют.

К примеру, если Моторолу можно убить в его собственном доме при помощи взрывного устройства с дистанционным управлением - значит, похоже, никто не может чувствовать себя защищенным, и любой другой лидер сепаратистов может быть убит точно таким же образом.

И реакция как из Донецкой, так и Луганской народной республики была реакцией не только на убийство Моторолы, но и на убийство других известных лидеров сепаратистов. Она призвана продемонстрировать агрессивное отношение к Украине, к Киеву и, в частности, к президенту Петру Порошенко.

Но в реальности, с учетом того, что за последний год уже несколько известных сепаратистов были убиты, для лидеров сепаратистов и формирований, контролирующих Донецк и Луганск, сейчас логичнее тратить больше времени на обеспечение собственной безопасности, чем делать подобные заявления в адрес Киева и Украины.

Для них логичнее постараться остаться в живых, чтобы иметь возможность быть хоть как-то полезными Москве, а не выступать с бессмысленными обвинениями в адрес Киева из-за того, что тот сделал или не сделал.

Как и другие убитые, Моторола был не просто человеком, а в некотором роде символом для пророссийских повстанцев. Конечно, он был лидером батальона "Спарта", он участвовал в масштабном наступлении на правительственные силы Украины, не будем забывать о его роли в боях за донецкий аэропорт.

Но все же он лишь один из известных полевых командиров сепаратистов, убитых за последние годы.

Правда, если раньше в большинстве случаев друзья, коллеги и родственники убитых винили в их смерти других сепаратистов или российские спецслужбы, то в попытке убить Моторолу Захарченко обвинял Киев еще в июне. Тогда взрыв произошел рядом с больницей, где Моторола проходил лечение. Сейчас сепаратисты возлагают ответственность на украинские спецслужбы, на украинских диверсантов, на проукраински настроенных граждан.

Но что интересно в случае с Моторолой - тут есть еще заявления со стороны малоизвестной группы, так называемой "Дивизии мизантропов" - предположительно неонацистской группы, которая берет на себя ответственность за случившееся. Я бы рекомендовал относиться к этим заявлениям очень осторожно. И я не думаю, что по своей сути пропаганда, окружающая убийство Моторолы, существенно отличается от пропаганды, окружавшей убийства всех остальных известных сепаратистов.

Пoбeдитeль тeлeшoу «Битвa экcтpaceнcoв» Aлeкcaндp Литвин пpeдлaгaeт cвoe видeниe тoгo, кaк будут paзвивaтьcя coбытия в Poccии и в миpe в цeлoм в cлeдующeм 2018 гoду.

Утoчним, чтo пpoгнoз этoгo иccлeдoвaтeля вecьмa интepeceн тeм, чтo Литвин нe пpocтo экcтpaceнc и acтpoлoг, этo тaлaнтливый учeный, paзpaбoтaвший cвoю opигинaльную cиcтeму интуитивнoгo вocпpиятия миpa. Бизнecмeн, юpиcт, иcтopик, мeдик, xимик, физик, биoлoг, пoлитик – этoт чeлoвeк, oблaдaющий oгpoмным зaпacoм знaний и кocмичecкoй энepгии, дaвнo ужe удивляeт миp cвoими тoчными пpoгнoзaми.

Пoлитикa

Poccия cтoит нa пopoгe бoльшиx пepeмeн в лучшую cтopoну. Oни были пoдгoтoвлeны в тeчeниe пpeдыдущиx лeт, нo тoлькo в 2018 гoду мнoгиe интepecныe и ocнoвoпoлaгaющиe зaкoнoпpoeкты вcтупят в cилу. K coжaлeнию, нe иcключeны пpoблeмы вo внeшнeй пoлитикe вплoть дo вoзмoжныx вoeнныx кoнфликтoв, xoтя в Tpeтью миpoвую вoйну, o кoтopoй в пocлeднee вpeмя тaк мнoгo гoвopят, этo ни в кoeм cлучae нe выльeтcя.

Экoнoмикa

Экoнoмичecкий кpизиc ждeт пpaктичecки вce cтpaны Зaпaднoй Eвpoпы, a CШA – нacтoящий кpax. Пpoцвeтaть в миpe в cлeдующeм гoду будут тoлькo Индия и Kитaй. Чтo кacaeтcя Poccии, тo oнa ocтaнeтcя нa плaву, a ee экoнoмичecкий пoдъeм нaпpямую зaвиcит oт cплoчeннocти нapoдa, нo никaк нe oт зacлуг лидepa, кoтopoгo мы выбepeм в мapтe пpeдcтoящeгo гoдa

Oбщecтвo

Гoд Жeлтoй Зeмлянoй Coбaки интepeceн тeм, чтo этo вpeмя тpaнcфopмaции гpaждaнcкoгo coзнaния, a пoтoму в 2018 гoду вcя фaльшь poccийcкиx чинoвникoв и бизнecмeнoв пpoявитcя вo вceй «cвoeй кpace», a пoтoму пoтepпят фиacкo кaк лoкaльныe, мeлкиe, тaк и кpупнoмacштaбныe oбмaны. Пoдoбнoe «oчищeниe» poccийcкoгo oбщecтвa ocoбeннo яpкo пpoявитcя вo втopoм пoлугoдии. Poccийcкoe oбщecтвo cтaнeт кapдинaльнo мeнятьcя, нapoд ocoзнaeт cвoи oшибки и нaчнeт paбoтaть нaд ними. Ho уcпex oпять-тaки будут зaвиceть oт уcepдия и дoбpocoвecтнocти кaждoгo, a нe oт тoгo, ктo зaймeт пpeзидeнтcкoe кpecлo

Poccия и Укpaинa

Будущий гoд в цeлoм будут блaгoпpиятным для Укpaины, в кoтopoй пpoизoйдeт гocудapcтвeнный пepeвopoт и к влacти пpидут пpopoccийcкиe cилы. Этo пpинeceт cтpaнe дoлгoждaнныe пoзитивныe пepeмeны, a тaкжe пpимиpит Укpaину c Poccиeй. Xoтя нaчaлo 2018 гoдa, cкopee вceгo, oзнaмeнуeтcя уcилeниeм вoeнныx дeйcтвий c цeлью зaxвaтa нынeшним pукoвoдcтвoм cтpaны pecпублик ДHP и ЛHP.

Xaoc в миpe и cвeт в душe

Mиp, пo мнeнию Aлeкcaндpa Литвинoвa, вce бoльшe пoгpужaeтcя в xaoc. B этoм cлучae кaждый чeлoвeк дoлжeн нaйти в ceбe cилы зaжeчь cвeт любви и дoбpoты в cвoeй душe. Этo и будeт cпaceниeм для нeгo caмoгo и eгo ceмьи, eгo ближaйшeгo oкpужeния. И ecли pуccкий нapoд пocлeдуeт этoму coвeту, тo Poccия в цeлoм ужe вcкope вocпpянeт oт былoгo мpaкoбecия и кoшмapнoгo cнa, и 2018 гoд будут для нee имeннo вpeмeнeм пpoбуждeния – ocoзнaния и дуxoвнoгo пpocвeтлeния…

Вчера вечером у меня в гостях был мой друг Джульетто Кьеза.

Говорили мы, естественно, о многом. Сейчас только один сюжет.

Какая цель этого правительства (и вообще всех западноевропейских правительств)? Поскольку никакой американский президент не может объявить американцам, что отныне их доходы не будут расти, но только падать, то нужно найти компенсирующие механизмы. Один из них - снизить все виды социальных расходов в странах Евросоюза. Для этого постепенно, одна за другой, будут подводится к банкротству страны ЕС. После чего им будут навязываться те же программы, что уже приняты в Греции и Италии.
Объявленная перспектива такого режима экономии - будущий рост экономики. Но этого не может случиться, так как будут снижены зарплаты, пенсии, все социальные выплаты и прочее. Соответственно, упадет спрос. Посему не может быть и экономического подъема.
Рано или поздно в странах ЕС начнутся масштабные социальные протесты - волнения, забастовки, бунты и прочее.
В конечном итоге выход один - война. Не как панацея, а как отвлекающий маневр. Главная на сегодня цель - Иран. Который, конечно, ответит. Но на среднесрочную перспективу этого будет достаточно.
Повторяю - я воспроизвожу логику развития событий, которую изложил мне Джульетто Кьеза.

Вот некоторые результаты проверки, которые стали известны летом 2011 года и оказались шокирующими для членов Конгресса и всех тех, кто ознакомился с аудиторским отчетом.

В период с декабря 2007 г. по июнь 2010 г. ФРС выдала кредиты на сумму 16 триллионов долларов. Эти операции не отражались в балансах и другой официальной финансовой отчетности Федерального резерва. Следовательно, операции были тайными. Чтобы понять масштабность операций, отметим, что валовой внутренний продукт США в прошлом году составил около 14 трлн. долларов, а общий государственный долг США сегодня оценивается в 14,5 трлн. долларов.

Решения о выдаче принимались без согласования с президентом США, Конгрессом и правительством США. Руководители страны даже не ставились в известность об этих операциях.

Почти все деньги пошли на выкуп так называемых «токсичных» активов заемщиков. Иначе говоря, секретная эмиссия долларов была осуществлена под бумаги, представляющие собой обычную макулатуру (мы выражаемся образно: часто «активами» оказывались вообще электронные записи, не имеющие никакого отношения к материальному миру). В «теории» имеется в виду, что «активы» будут со временем выкуплены должниками у Федерального резерва, и гигантская денежная масса в размере 16 миллиардов будет, в конце концов, аннулирована. Это в «теории». А на практике ни один доллар, ни один цент долга до сих пор не погашен. Да никто и не собирается долги погашать.

Теперь самое интересное. Кому деньги были розданы? Они разошлись по разным частным банковским и финансовым организациям. ФРС спасала финансовых жуликов с их «токсичными» активами - как в Америке, так и во всех частях мира. В результате проведенного аудита фактически были «засвечены» все основные приближенные к мировой финансовой элите банки, через которые «кровь» экономики - деньги - поступает в каналы обращения всех стран мира. ФРС - это верхний этаж мировой финансовой системы, а банки-получатели кредитов ФРС - второй этаж. Далее следуют другие этажи. Российские банки находятся где-то в самом низу этой финансовой пирамиды или башни (можно даже сказать - в подвальном этаже). Приведем список тех, кто приближен к ФРС (в скобках указаны суммы полученных кредитов ФРС, млрд. долл.):

Citigroup (2500); Morgan Staley (2004); Merril Lynch (1949); Bank of America (1344); Barclays PLC (868); Bear Sterns (853); Goldman Sachs (814); Royal Bank of Scotland (541); JP Morgan (391); Deutsche Bank (354); Credit Swiss (262); UBS (287); Leman Brothers (183); Bank of Scotland (181); BNP Paribas (175).

Сохранено

Если завтра война... Как будут развиваться события в случае прямого столкновения с Турцией

Когда в далеком детстве я служил срочную службу в РВСН СССР, на предшественнике «Тополей» и «Ярсов» передвижном ракетном комплексе средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20, по классификации НАТО), у нас было три вида боевой готовности:



- «постоянная», когда дежурные расчеты находятся в казармах, в двадцатиминутной готовности к выходу в полевой район;

- «военная опасность», когда дежурные расчеты находятся на стационарной позиции, непосредственно в технике, в немедленной готовности к выходу в полевой район;

- «полная», когда полк скрытно разворачивался в полевом районе, что увеличивало его шансы уцелеть после первого удара противника.

При этом, запустить свои ракеты полк успевал в любом случае, поскольку установки стартовых дивизионов (независимо от места расположения и уровня боевой готовности) находились в постоянной готовности к пуску, который по нормативам осуществлялся в течение 2-х минут (подлетное время «Першингов» и «Томагавков» составляло 5-6 минут), а в реальности подготовленным расчетам хватало и 40 секунд.

То есть, повышение уровня боевой готовности производилось не для того, чтобы успеть ответить (успевали в любом случае), а чтобы повысить шансы собственных подразделений уцелеть, заранее развернув их в боевые порядки. Напомню, одной из основных причин (хоть и не единственной) советских поражений лета 1941 года было то, что враг упредил советское командование с оперативным развертыванием. Результат – проигранные приграничные сражения, потеря тысяч единиц техники (не уступавшей германской по качеству и превосходившей по количеству), а также практически всего кадрового состава РККА и отступление на тысячи километров вглубь территории.

Армия и страна должны быть готовы к войне даже в тот момент, когда вроде бы и воевать не с кем. Тем более, необходимо быть готовыми, когда гибридная война с геополитическим противником идет не один год и в любой момент может вспыхнуть горячий конфликт сразу с несколькими соседями, которых заботливо подталкивает к войне с нами тот самый геополитический противник.

Мне уже доводилось писать, что все конфликты, в которых сегодня, в той или иной форме, участвует Россия взаимосвязаны. До сих пор фронты интенсифицировались по-очереди: Грузия, Сирия, Украина, опять Сирия. Но сейчас мы подошли к ситуации коренного перелома.

Турция, сбив российский бомбардировщик в небе Сирии оказалась в стратегической ловушке. Если она принимает сложившееся положение вещей, с закрытым для нее сирийским небом и закрывающейся границей, то режим Эрдогана проигрывает начатую им десятилетие назад геополитическую игру. Анкара, претендовавшая на первую роль на Ближнем Востоке и едва ли не на воссоздание (в новом формате Османской империи) теряет даже статус региональной державы.

При этом надо понимать, что у Эрдогана крайне сложная внутриполитическая ситуация. Его, мягко говоря, не любит значительная часть турецкой элиты. Насколько проведенные им чистки в армии обезопасили его от традиционных турецких неожиданностей с военными тоже не ясно. Во всяком случае, военным не нужен слабый (проигравший) лидер. Между тем проигравших политическую борьбу политиков в Турции вешали еще в семидесятые годы. И куда менее запачканных кровью, чем Эрдоган.

Концентрация турецких войск на сирийской границе (пусть и под благовидным предлогом борьбы с ИГИЛ по просьбе США), в условиях конфронтации с Россией, создает условия для внезапной эскалации (которая может быть даже случайной, а может маскироваться под случайную). Во всяком случае, для Эрдогана сейчас война – выход более предпочтительный, чем отступление под российским давлением. Это даже без учета курдского фактора, являющегося для Турции дополнительным раздражителем.

В войне он может рассчитывать на скрытую (и не очень) поддержку США, Саудовской Аравии и Катара. Война дает ему возможность не маскировать союз с ИГИЛ. Он может попытаться стимулировать разморозку конфликта в Нагорном Карабахе и в принципе сыграть на дестабилизацию Кавказа.

Конечно, война стимулирует и консолидацию российско-сирийско-иранского союза и, возможно, даже формализацию отношений с курдами. Но, с другой стороны, она потребует определенности и от НАТО. Да, Греция всю жизнь мечтала воевать с Турцией, а не с Россией. Да, на Балканах в принципе сильны пророссийские настроения и, с учетом всего этого НАТО не может выступить на стороне Турции. Но и промолчать, в случае военного конфликта члена НАТО с Россией, против которой блок всегда был направлен, НАТО не сможет (тогда Альянс потеряет смысл существования). Компромиссным вариантом могут быть попытки миротворчества от имени ЕС и НАТО, под угрозой усиления санкций и даже оказания Турции военно-технической помощи (без вступления в прямые военные действия на ее стороне).

Запад (США и ЕС) получат идеальную возможность в ходе посредничества при переговорах отыграть на Ближнем Востоке позиции, утраченные за время бесплодных попыток убрать Асада военным путем.

Понятно, что если на Кавказе политики достаточно осторожны и в открытый конфликт с Россией из-за Турции поостерегутся ввязываться даже под гарантии США (там хорошо знают цену этим гарантиям), то у украинских руководителей ситуация еще хуже, чем у Эрдогана. Минский процесс уже привел к изоляции Украины со стороны ведущих стран ЕС, к потере ею финансовой поддержки Запада, без которой страна не может прожить и года. Примороженный конфликт в Донбассе на фоне полного развала экономики и обнищания широких масс сделал Порошенко, правительство Яценюка и даже Раду, состоящую на треть из «героев майдана» и «героев АТО» ненавистными не только для нацистских боевиков (всегда считавших, что свержение Януковича – лишь первый этап их нацистской революции), но и для либерально-евроинтеграционной массы «креативных» хомячков майдана, уже готовых слиться в экстазе с нацистами в мятеже против Порошенко, как они совсем недавно сливались с ними в мятеже против Януковича.

Конечно, такой мятеж добьет Украину. Но Порошенко-Яценюку от этого не легче, поскольку в первую очередь он добьет их. Единственный способ отодвинуть опасность мятежа – интенсифицировать боевые действия в Донбассе. Фактически разорвать минское перемирие и начать новую войну.

До сих пор Киев сдерживала только опасность моментального военного поражения, при полном равнодушии Запада (Париж и Берлин совершенно явственно выступали против нарушения Минских соглашений). Но, если вступить в конфликт одновременно с Турцией, в качестве военного союзника Эрдогана, то можно рассчитывать, что растянутые на все фронты российские силы добьют Украину недостаточно быстро. Тем более, что Россия может далеко не сразу перевести гражданскую войну на Украине в формат межгосударственного конфликта, а ополчение Донбасса на глубокий прорыв к Киеву не способно из-за достаточной численности. Киев может рассчитывать стать, наряду с Турцией, объектом евро-американского миротворчества. В конце концов, о планах Москвы в Анкаре и в Киеве могут только догадываться, а вот в том, что проигрывающий вместе с ними Вашингтон благословит любую провокацию против России они уверенны и попытаются использовать данный фактор в своих интересах.

В ходе нового этапа войны в Донбассе Порошенко попытается утилизировать еще часть нацистских формирований и максимально ослабить остальные. Затем, в ходе западного миротворчества обменять часть территорий (пусть даже не две, а три или пять областей), на мир, гарантированный НАТО. Это его давняя мечта. Причем НАТОвские миротворцы уже нужны ему и будут нужны не для нападения на утраченные территории (НАТО не будет из-за него воевать с Россией), а для охраны власти от украинских нацистов, для разоружения их бандформирований и стабилизации режима.

В связи с этим одновременное или близкое по времени выступление Турции и Украины в виде ряда нарастающих провокаций, быстро переходящих в открытые боевые действия, не просто весьма вероятно, а является едва ли не единственным способом политического выживания режимов и физического выживания их лидеров.

Заметим, что для России активизация Украины будет означать угрозу тыловым коммуникациям, обеспечивающим не только связь с контингентом в Сирии, но и развертывание против Турции (в том числе и с целью защиты Кавказа). Серьезные силы, в том числе силы флота окажутся связанными охраной Крыма и обеспечением коммуникаций с Приднестровьем, на случай, если Киев решит активизироваться и на этом направлении (чтобы втянуть в конфликт Молдавию, а через нее и Румынию – еще одну страну НАТО).

Отсюда следствие – необходимо быть готовыми к новой войне в Донбассе, которая будет происходить в условиях открытия второго фронта Турцией или, по крайней мере, наличия постоянной угрозы от развернутых на границе с Сирией турецких группировок.

Ну а война, тем более война с несколькими противниками, в сложнейших геополитических условиях, требует безусловного единоначалия. До сих пор, единоначалие в Донбассе обеспечивалась тем, что разные российские ведомства, курировавшие происходящие там процессы, через своих руководителей замыкались на президента. Путин получал доклады по линии политической вертикали, вертикали безопасности, вертикали разведки, армейской вертикали, вертикали МЧС, а также от МИД и т.д. и, при необходимости, координировал их действия.

Переход российского участия в сирийском кризисе из политической в военную фазу, безусловно, потребовал дополнительного внимания президента, но, все же, операция в Сирии проводилась в формате Минобороны и Генштаба, то есть не выходила за рамки обычной координации.

Если эти два конфликта перейдут в фазу открытой войны с участием России (пока что это формально гражданские конфликты), да еще с опасностью вовлечения новых государств (как на одной, так и на другой стороне), а также с резким усилением военно-политической и дипломатической активности Запада, от президента потребуется новый уровень координации. Он будет слишком полно задействован в оперативную геополитическую игру, чтобы оперативно решать вопросы координации действий различных ведомств на узких участках. В том же Донбассе и в той же Сирии (где резко возрастет число задействованных российских ведомств, а сама операция потеряет преимущественно военный характер, за счет резкого усиления ее политико-дипломатической составляющей).

В этих условиях возникает необходимость создания промежуточного уровня координации. Когда в Донбассе, Сирии (а также в любом другом месте, где возникнет новый кризис с российским участием) координация действий разных ведомств понизится на один уровень (от президентского). Если приводить пример, то это что-то вроде представителей Ставки на фронтах Великой Отечественной. Они координировали действия нескольких фронтов, задействованных в зачатую параллельно идущих операциях, а уже их действия координировались Верховным Главнокомандующим.

Разница лишь в том, что сейчас главные усилия сосредоточены на политических фронтах. Война-то гибридная, с главным противником мы до сих пор «партнеры». Следовательно и координация важна в первую очередь политическая.

В частности, понятно, что если Украина и Турция выступят одновременно или почти одновременно, то наша главная задача будет заключаться в ликвидации эвентуальной угрозы глубокому тылу со стороны Украины. Учитывая же опасность небескорыстного западного миротворчества, ликвидировать украинскую опасность в военном отношении необходимо в считанные дни, максимум недели. Грубо говоря, не так уж важно какие опознавательные знаки будут на солдатах, вошедших во Львов (даже, если этих знаков вообще не будет – что с ополченцев возьмешь). Главное, чтобы они туда вошли.

А вот процесс политического урегулирования (после военной фазы) будет долгим и растянется (как я об этом писал еще в 2014) не на один год. Достаточно посмотреть с каким трудом за два года удалось привести Донбасс в состояние хотя бы приближенное к нормальному. А тут речь пойдет обо всей Украине, к тому же набитой бандитами и оружием под завязку и с далеко не дружественным населением, компактно проживающим на значительных территориях.

Причем сейчас поздно спорить нужна нам Галиция или не нужна – нам надо обезопасить тыл сирийской операции от украинской власти, которой война нужна как воздух (в условиях, когда крайне высока опасность выступления Турции). А сидя на любом клочке оставшейся украинской территории нынешняя власть будет претендовать на право представлять всю Украину (даже на Крым).

Вооруженные силы могут только быстро разгромить армию. Далее, не предвосхищая результаты окончательного политического урегулирования, необходимо создавать администрацию (можно в виде нескольких, связанных в слабую конфедерацию народных республик, можно в виде единого центрального временного правительства, можно в виде нескольких, не связанных друг с другом региональных администраций). Не желательно иметь там только оккупационную российскую администрацию, поскольку венские и женевские конвенции предписывают, что ответственность за население оккупированной территории несет оккупирующее государство, а это такая прорва, что проще воевать сразу с Турцией, Саудовской Аравией и половиной Европы, чем содержать одну Украину.

Тем не менее, поскольку только самые наивные из бывших украинских руководителей предполагают, что Россия освободит Украину, чтобы они могли как раньше ею управлять, на деле же украинские элиты продемонстрировали полную неспособность к самостоятельной работе, контроль над территорией необходимо сохранить независимо от формально легализованной там системы управления. Поскольку есть опыт Донбасса (управление посредством местных представителей, из которых не спеша, методом проб и ошибок, формируется новая лояльная, адекватная задачам и способная реагировать на быстро меняющуюся обстановку элита), проще всего перенести его на всю Украину.

Резкое разрастание геополитических задач требует неформальной политической централизации управления подконтрольными территориями. Приближенно, они должны управляться по формату федерального округа. И отрабатывать эту схему стоит уже сейчас на опыте двух республик, поскольку завтра политические штабы придется разворачивать уже с колес, в неотработанной структуре и в необеспеченном необходимыми ресурсами формате.

Поскольку же украинский кризис далеко не последний, где после военного урегулирования придется применять неформальные схемы политического контроля, отработка на нем «пилотного проекта» может значительно облегчить жизнь в дальнейшем. В конце концов, сработанному штабу армии или фронта все равно Берлин брать или Харбин – ему надо только выделить войска и нарезать задачи.

Вчера вечером у меня в гостях был мой друг Джульетто Кьеза.

Говорили мы, естественно, о многом. Сейчас только один сюжет.

Какая цель этого правительства (и вообще всех западноевропейских правительств)? Поскольку никакой американский президент не может объявить американцам, что отныне их доходы не будут расти, но только падать, то нужно найти компенсирующие механизмы. Один из них - снизить все виды социальных расходов в странах Евросоюза. Для этого постепенно, одна за другой, будут подводится к банкротству страны ЕС. После чего им будут навязываться те же программы, что уже приняты в Греции и Италии.
Объявленная перспектива такого режима экономии - будущий рост экономики. Но этого не может случиться, так как будут снижены зарплаты, пенсии, все социальные выплаты и прочее. Соответственно, упадет спрос. Посему не может быть и экономического подъема.
Рано или поздно в странах ЕС начнутся масштабные социальные протесты - волнения, забастовки, бунты и прочее.
В конечном итоге выход один - война. Не как панацея, а как отвлекающий маневр. Главная на сегодня цель - Иран. Который, конечно, ответит. Но на среднесрочную перспективу этого будет достаточно.
Повторяю - я воспроизвожу логику развития событий, которую изложил мне Джульетто Кьеза.

Вот некоторые результаты проверки, которые стали известны летом 2011 года и оказались шокирующими для членов Конгресса и всех тех, кто ознакомился с аудиторским отчетом.

В период с декабря 2007 г. по июнь 2010 г. ФРС выдала кредиты на сумму 16 триллионов долларов. Эти операции не отражались в балансах и другой официальной финансовой отчетности Федерального резерва. Следовательно, операции были тайными. Чтобы понять масштабность операций, отметим, что валовой внутренний продукт США в прошлом году составил около 14 трлн. долларов, а общий государственный долг США сегодня оценивается в 14,5 трлн. долларов.

Решения о выдаче принимались без согласования с президентом США, Конгрессом и правительством США. Руководители страны даже не ставились в известность об этих операциях.

Почти все деньги пошли на выкуп так называемых «токсичных» активов заемщиков. Иначе говоря, секретная эмиссия долларов была осуществлена под бумаги, представляющие собой обычную макулатуру (мы выражаемся образно: часто «активами» оказывались вообще электронные записи, не имеющие никакого отношения к материальному миру). В «теории» имеется в виду, что «активы» будут со временем выкуплены должниками у Федерального резерва, и гигантская денежная масса в размере 16 миллиардов будет, в конце концов, аннулирована. Это в «теории». А на практике ни один доллар, ни один цент долга до сих пор не погашен. Да никто и не собирается долги погашать.

Теперь самое интересное. Кому деньги были розданы? Они разошлись по разным частным банковским и финансовым организациям. ФРС спасала финансовых жуликов с их «токсичными» активами - как в Америке, так и во всех частях мира. В результате проведенного аудита фактически были «засвечены» все основные приближенные к мировой финансовой элите банки, через которые «кровь» экономики - деньги - поступает в каналы обращения всех стран мира. ФРС - это верхний этаж мировой финансовой системы, а банки-получатели кредитов ФРС - второй этаж. Далее следуют другие этажи. Российские банки находятся где-то в самом низу этой финансовой пирамиды или башни (можно даже сказать - в подвальном этаже). Приведем список тех, кто приближен к ФРС (в скобках указаны суммы полученных кредитов ФРС, млрд. долл.):

Citigroup (2500); Morgan Staley (2004); Merril Lynch (1949); Bank of America (1344); Barclays PLC (868); Bear Sterns (853); Goldman Sachs (814); Royal Bank of Scotland (541); JP Morgan (391); Deutsche Bank (354); Credit Swiss (262); UBS (287); Leman Brothers (183); Bank of Scotland (181); BNP Paribas (175).