Расизм наоборот. У белых фермеров в Южной Африке отбирают землю

31.07.2019 Дом и быт

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» - Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве - мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР - члене БРИКС и партнере России. С учетом того, что радикализм вновь популярен и у белых, и у черных, эта история тоже закончится плохо.103Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе. Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

«Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры»

Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», - предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» - его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу - да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.
Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям - основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ - многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».Дальше - больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы - в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель - если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», - сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка - страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют - так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное - не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) - кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми - такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» - массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» - «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это - не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

«До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах»Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, - убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками - Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать - и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

«Мутата объяснил банкиру, что «наша земля - только для черных, она наша навсегда». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить»Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы - вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) - право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.«Один бур - одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался - того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так - без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля - только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда. Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров - англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее - вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями - самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме - наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны - от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур - одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек - один голос».

Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости

В Южно-Африканской Республике скандал — парламент предлагает экспроприировать землю у фермеров. Причем ни политики, ни СМИ не скрывают, что речь идет о белых фермерах — землевладельцах европейского происхождения. Если такая кампания действительно начнется, самая экономически развитая страна Африки может повторить судьбу соседнего Зимбабве, где подобная реформа ввергла экономику в тяжелейший кризис.

Настало "время справедливости"

Чернокожие южноафриканцы, составляющие 79% населения ЮАР, владеют лишь 1,2% сельскохозяйственных угодий и менее чем 7% земельных участков в населенных пунктах. С момента окончания апартеида в 1994 году белые фермеры передали им всего 8% земель.

"Время уговоров кончилось — настало время справедливости", — заявил в парламенте лидер Партии борцов за экономическую свободу (БЭС) Джулиус Малема. Он подчеркнул, что речь идет не о мести белому населению, а лишь о сохранении достоинства черных граждан.

"Мы не стремимся к угнетению белых, мы просто хотим исправить историческую несправедливость", — сказал журналистам заместитель министра по делам сельских районов и земельной реформы Мсебиси Скватча.

"Джулиус Малема и его соратники распространяют ложь, когда утверждают, что белые отобрали у них землю. Большинство чернокожих ЮАР такие же "оккупанты", как и белые: они пришли из других регионов Африки, как белые — из Европы. А политика сегодняшних властей — не более чем обыкновенный черный расизм", — утверждает Калли Крил, генеральный директор AfriForum — неправительственной некоммерческой организации, защищающей права белого меньшинства в ЮАР.

По его словам, единственное коренное население страны — койсаны, группа народов Южной Африки, включающая бушменов и готтентотов. И они, и все остальные граждане республики абсолютно равны в правах независимо от цвета кожи. Кроме того, в ЮАР существует законная процедура реституции земли, которой могут воспользоваться те, кто в состоянии доказать, что они нелегально лишились своих наделов, напоминает Калли Крил.

Парламентарии способны изменить конституцию страны, но ведь есть еще международное право. А 17-я статья Всеобщей декларации прав человека гласит: никого нельзя лишать своего имущества без всяких на то оснований, уточняет адвокат Анна Гранова из Претории.

"Ирония в том, что в 1948 году, когда ООН принимала эту декларацию, ЮАР была одной из немногих стран, отказавшихся ее подписать. Тогда власти Южной Африки нарушали все права человека, в том числе право на собственность. А сегодня демократически избранные президент и парламент собираются намеренно нарушить эту общепринятую норму международного права", — говорит юрист.

"Белые фермеры в панике"

Калли Крил считает, что экспроприация земель, если она состоится, должна быть осуждена мировым сообществом — так же, как в свое время осудили апартеид. По мнению Анны Грановой, именно из-за всеобщего многолетнего осуждения апартеида рассчитывать на вмешательство международных организаций сейчас не приходится — действия властей ЮАР воспримут как устранение последствий расовой дискриминации.

"Что касается реакции внутри страны, то общественный раскол только усилился. Большинство чернокожих граждан ждет закона с нетерпением, и хотя поправки в конституцию еще не приняты, уже зафиксированы случаи силового захвата земли. Белые фермеры в панике, цены на землю упали. Многие готовятся к эмиграции", — рассказывает Анна Гранова.

Фермеры могут провести акции протеста по всей стране. Однако из-за их малочисленности (на белых приходится менее 9% населения ЮАР) и ввиду отсутствия серьезной международной поддержки шансов на успех мало, считает она.

Будет как в Зимбабве

Президент Сирил Рамафоса заявил, что изгнание белых фермеров с их наделов повысит объемы производства сельхозпродукции в стране. Калли Крил убежден в обратном: в ЮАР, где агросектор — важнейшая часть экономики, экспроприация земли обернется масштабным экономическим кризисом, от которого пострадает все население, включая новых землевладельцев. С таким прогнозом согласна и Анна Гранова.

© Фото из личного архива Анны Грановой


© Фото из личного архива Анны Грановой

"В стране уже действует программа по передаче земли, подразумевающая, в частности, государственную помощь. Так вот, почти все фермерские хозяйства, сменившие владельцев, пришли в негодность. В предлагаемом же сейчас законопроекте о госпомощи ни слова. То есть — отобрать, а что делать дальше, пока неважно", — говорит адвокат.

И она, и Крил ссылаются на опыт соседнего государства — Зимбабве. В 2000 году в условиях ухудшения экономической ситуации парламент этой страны принял поправки к конституции — о безвозмездном изъятии земли у белых фермеров. Земля перешла в государственную собственностью, чернокожие граждане могли арендовать ее на срок до 99 лет, а потомки белых колонистов — не больше чем на пять. В считаные месяцы число фермерских хозяйств сократилось в 15 раз, аграрное производство упало, в 2008 году инфляция выросла астрономически — на 231 миллион процентов. Страна оказалась под западными санкциями, лишилась иностранных инвестиций и поддержки международных финансовых организаций.

В ноябре прошлого года в Зимбабве произошел военный переворот, президента Роберта Мугабе сместили. Сменивший его Эммерсон Мнангава первым делом уравнял всех граждан в земельном вопросе — белым также разрешили арендовать наделы на 99 лет. Но выбраться из кризиса это пока не помогло, безработица в стране превышает 80%.

Юг Африки: чёрный геноцид наступает. Так "Замбия" или "Зомбия" - страна, получившая название от зомби, с помощью которыых запугивали и убивали белых фермеров отцы-основатели государств юга Африки Замбии и Зимбабве (бывшая Южная Родезия). При потакании либерастов был свергнут южноафриканский "апартеид" (всего-навсего "раздельное существование"), натомест… Читайте, взято http://vz.ru/world/2016/5/30/813446.html

Смотрел там комменты. Некоторые всерьёз путают владельцев ДеБирс и прочей промышленности с белыми. Они такие же белые, как и поставщики в Америку гораздо более смуглых собратьев, в качестве рабов. Обама - компромиссная фигура их стычки.

Да, и ещё: в начале 1990-х из СССР в ЮАР поехало много наших, на роботу в полицию и пр. Несладко им в стране-учаснице БРИКС.Черный расизм поставил ЮАР на грань гражданской войны

[Массовые протесты и бунты в ЮАР давно стали обыденностью] 30 мая 2016, 22:18
Фото: Themba Hadebe/AP/Тасс
Текст: Евгений Крутиков
Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка

Сообщить об ошибке

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» – Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР – члене БРИКС и партнере России. С учетом того, что радикализм вновь популярен и у белых, и у черных, эта история тоже закончится плохо.103Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе. Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

«Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры»Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» – его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.
Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям – основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ – многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».Дальше – больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы – в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель – если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», – сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) – кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми – такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» – массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» – «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

«До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах»Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, – убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

«Мутата объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить»Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.«Один бур – одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда. Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме – наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур – одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек – один голос».

Шестнадцать лет назад власть в ЮАР перешла от белого меньшинства к черному большинству. С тех пор мировые СМИ перестали говорить об экономическом чуде Южно-Африканской республики. Вместо этого появилась информация о геноциде белого населения, разгуле насилия и террора, росте числа носителей СПИДа, унесшем жизни свыше 180 тысяч людей.

Профессор Дэн Родт утверждает, что геноцид белого населения носит систематический характер, а число черных южноафриканцев, зараженных СПИДом, составляет не менее 30 процентов. Эта некогда спокойная и благополучная страна стала сегодня мировым лидером по убийству и изнасилованию детей, по грабежам и зараженностью СПИДом.

Обозреватель Сергей Сибиряков провел экспертный опрос по ситуации в ЮАР.

Является ли разгул насилия и смертоносной эпидемии свидетельством того, что режим апартеида был лучше нынешнего или же именно сегрегационное прошлое виновато в происходящем?

Анатолий Вассерман - журналист, политконсультант (Одесса-Москва):

К сожалению, гибнут не столько сами виновники и организаторы насилия и террора, сколько те, кто повинен в непротивлении злу. В большей части Африки веруют: половой акт с девственницей исцеляет от СПИДа. Именно это там основная причина изнасилования детей.

Процессы, сходные с южноафриканскими, наблюдаются и во многих других африканских странах - в том числе и там, откуда колониалисты ушли добрых полвека назад. Похоже, нечего на сегрегационное прошлое пенять, коли мозги кривы. Режим апартеида - разделения (то есть раздельного существования представителей разных рас и законодательного разграничения их прав и возможностей) - обладает множеством недостатков. Но на фоне разгула непросвещённой демократии все эти недостатки меркнут.

Юрий Бликов - сценарист, кинорежиссер, психолог, публицист (Одесса, Украина):

То, что режим апартеида был лучше нынешнего - это очевидно по результатам. Другое дело, что система расовой сегрегации создала условия для того, чтобы значительная часть населения была приостановлена в своем развитии. От системы апартеида нельзя было отказываться одномоментно, социум нужно было к этому готовить, не один год и даже не десятилетие.

Александр Хохулин - журналист (Львов, Украина):

Не хочется давать черно-белые ответы на черно-белые вопросы. В переносном и буквальном смысле. Прошлый режим был тупиком. Нынешний режим дает надежды. Весьма слабые. Нам ли на Украине этого не видеть?

Алексей Байков - кандидат исторических наук, главный редактор сайта «Актуальная история» (Москва, Россия):

С точки зрения государства и элементарных прав человека (права на жизнь, в первую очередь) - безусловно, это так. Апартеид обеспечивал максимум возможной в условиях Африки стабильности, делал ЮАР привлекательной страной для иммиграции и инвестиций, позволял развивать экономику. Это с одной стороны. А с другой - он же подавлял гражданские права (причем не только черного населения) тормозил развитие гражданского общества и, наконец, мешал тем черным, которые действительно могли бы принести пользу своей стране, выйти из бантустанов и стать полноправными гражданами. Однозначного ответа нет. То, что мы наблюдаем в Южной Африке сегодня - следствие внезапной, резкой ликвидации апартеида, когда чернокожих номинально приравняли к африканерам, забыв, что это не так и что менталитет у "черных" и "белых" африканцев слишком различается. Что чернокожие прекрасно знают что такое "гражданская свобода" (на их языке это означает "вседозволенность") но совершенно не в курсе о том, что такое "гражданская ответственность". А "отберем свои права у белых" для них означает "отберем собственность, выдавим их из страны, а тех, кто не успеет уехать - вырежем". Но они немножко забыли о том, чьими усилиями и чьим трудом создавалась экономика ЮАР. Потом будет как в Родезии-Зимбабве, когда ветераны "борьбы за свободу" будут давать интервью в стиле дракончика из анекдота - "Я мааму сьел, я пааапу сьел - Ну и кто ты после этого? Круглый сиротааа".

Шестнадцать лет назад власть в ЮАР мирным путем перешла от правившей Национальной партии белых к Африканскому Национальному Конгрессу, выражавшему интересы черного большинства. Первый черный президент ЮАР, Нельсон Мандела, подчеркивая многонациональный состав своей страны, провозгласил лозунг «народа радуги». Режим апартеида был свергнут, с лавочек в парках сняли таблички «только для белых». Но расизм никуда не исчез. Он только приобрел другой оттенок. Теперь расизм здесь в первую очередь - черный.

С момента смены власти об «экономическом чуде» ЮАР уже не говорят. Говорят в основном о разгуле преступности. Появилась информация о геноциде белого населения, массовом насилии и терроре. Свыше 30% черного населения страны заражено СПИДом. ЮАР удерживает первое место по изнасилованиям и убийству детей. Как ни странно, но последние обстоятельства связаны между собой – чернокожие твердо уверены в том, что половой акт с девственницей излечивает от СПИДа. Негры, составляющие порядка 80% населения ЮАР, в первую очередь недовольны своим материальным положением. Большая часть бизнеса до сих пор остается в руках белых. И горячие головы, понимающие общественную свободу как вседозволенность, уже призывают выгнать из страны белых, и вырезать всех, кто не уедет добровольно. И результаты уже, как говорится, налицо. Если в больших городах полиция худо - бедно контролирует положение, то на отдаленных фермах положение белых совсем уже незавидное. За годы правления АНК было убито около 3 000 белых фермеров. Причем такие убийства всегда осуществляются с особой жестокостью и цинизмом. Жен, в том числе престарелых, обязательно насилуют на глазах мужей и детей, и только после этого полностью вырезают всю семью. Третьего апреля 2010 года на ферме близ города Вентерсдорпа двумя чернокожими работниками был убит фермер Юджин Терре-Бланш. Негры даже не отрицали, что вдвоем забили его деревянной дубинкой и мачете. Фермеру было 69 лет. В связи с массовостью таких явлений это собыполнотие, наверное, не попало бы на страницы газет, но Юджин Терре-Бланш был одним из лидеров «белой оппозиции» и еще во времена апартеида получил прозвище «южноафриканский Гитлер». Правительство немедленно оповестило, что конфликт был на бытовой почве, дескать, Терре-Бланш вовремя не расплатился с работниками. Президент ЮАР Джейкоб Зума, активно использующий в риторике лозунги черного расизма, назвал это преступление «ужасным убийством». Он, правда, забыл сказать, что не задолго до этого «ужасного убийства» сосед Терре-Бланша, такой же фермер, был жестоко избит, а его жена ужасным способом убита. И снова преступники были чернокожие работники. Президент также призвал «не нагнетать и не обострять». Однако представители белого населения ЮАР уже отказываются молчать. Они считают, что в этой стране «черный расизм» носит плановый характер». А в качестве доказательства приводится популярная в ЮАР песня «Убей бура». Следует отметить, что автором и исполнителем ее является лидер молодежного крыла АНК Джулиус Малема. Немного событий: За последние месяцы в ЮАР убиты трое лидеров религиозного движения « Преодолевшие через Христа». Зарезана Микаэла Валентайн 25-ти лет от роду, чуть позже найдены, 31- летняя Наташа Бюргер, и пастор Рег Бендиксен, их гортани были перерезаны ножом. На членов организации продолжают сыпаться угрозы физической расправы. В городе Уокервиль супруги Виано жестоко убиты, Джеральдина предварительно изнасилована. Их двенадцатилетний сын Амаро утоплен в ванне с кипятком. Исполнители – черный садовник Патрик Редус Радеде, и такой же черный сын прислуги Сифо Мбеле. На выходе из здания суда убийц ждали бурные овации чернокожих маргиналов. Газета из соседней африканской страны «Новое Зимбабве» пишет: «Контролируемые евреями медиа на Западе всячески стараются замалчивать эти вопиющие случаи. И они не устают кричать о единичном случае черного наркомана, пристреленного полицией в Цинцинатти. Тем временем в Южной Африке семьи белых фермеров систематически подвергаются убийствам и насилиям». Согласимся, что это уже не типичный вопль «правозащитников» о запрете гадить посреди Арбата. 28 января 2010 года возле единственной сохранившейся школы африканеров – буров состоялась демонстрация активистов – негров. Основным лозунгом был: « Убей бура, убей фермера». Представитель школы доктор Хэнк Бенсон заявил: «Я очень озабочен призывами к уничтожению всех белых учеников школы».