Как граждане принимают участие в политической жизни. О чем речь пойдет? Идти ли в депутаты

Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношен ия на основе правоспособности и дееспособности гражданина

- Правоспособность - возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.

- Дееспособность - способность приобретать и осуществлять гражданские права. До 18 лет человек обладает неполной (частичной) дее­способностью. С 18 лет наступает полная реа­лизация дееспособности.

Каждый гражданин имеет права:

Политические,

Гражданские,

Социальные,

Экономические

Культурные.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создает условия для их реального воплощения в жизнь.

Наряду с правами, каждый гражданин имеет своиобязанности

Он должен:

Исполнять законы и нормы, установленные государством,

Не нарушать интересы субъектов права и законов,

Не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,

Стоять на защите общества и государства

В свою очередь, государство обязуется быть ответственным перед гражданином в лице своих органов и должностных лиц, защищать права и свободы граждан на территории государства и вне его пределов.

Типы участия личности в политике :

- полностью бессознательное - напр. поведение человека в толпе;

- полусознательное - политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном

подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней;

- сознательное участие - способность изменить свою роль и свое положение в соответствии со своим

сознанием и волей.

Мотивы и факторы участия в политике :

Стремление защитить интересы др. граждан;

Обеспечение справедливости для всех;

Содействовать решению проблем государства и общества;

Эгоистические цели (личные: престиж, карьера и т.п.);

Неосознанные мотивы.

Причины пассивности или неучастия в политике :

Отсутствие вознаграждения (нет выгоды, не окупаемость затрат и т.п.);

Слабая теоретическая подготовка (не знание законодательства, теории государства и права);

Распространенное мнение: «Один в поле не воин», «А что я могу сделать?» и т.п.;

Факторы, влияющие на уровень политической деятельности :

Состояние экономики страны (подъем экономики ведет к спаду политической активности);

Тип политического режима в стране;

Существующая идеология в стране;

Уровень культуры общества и самой личности;

Личные взгляды, убеждения и ценности человека; Закон "О гражданстве Российской Федерации" (извлечение)

№3

Билет № 12

1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.

Социальная сфера - совокупность социаль­ной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.

Социальная связь - факты, обусловливаю­щие совместную деятельность в определен­ных условиях.

Социальное взаимодействие - взаимодей­ствие людей в процессе общения.

Социальные отношения - установление свя­зи между людьми, социальными группами.

Социальная группа по численности может быть большой и малой, по характеру взаимоот­ношений - первичной и вторичной, по спосо­бу организации - формальной и неформаль­ной, по количеству ценностей - односторонней и многосторонней.

Социальные нормы - общие правила ре­гулирования отношений людей в обществе. Среди них выделяют:

- обычаи (традиции, обряды) - историчес­ки сложившиеся образцы и правила пове­дения;

- правовые нормы - нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, где чет­ко описаны границы поведения и наказа­ния;

- моральные нормы - духовно-нравственные ценности;

- политические нормы - нормы, регулиру­ющие отношения между личностью и властью, между социальными группами;

- религиозные нормы - нормы морали, под­держиваемые сознанием верующих и ре­лигиозной верой;

- эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном;

- правила этикета - образцы правильного поведения и общения;

Социальная политика - это регулирование государством социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Субъекты социальной политики :

Государство

Гражданское общество

Основные направления социальной политики :

Предоставление трудоспособным гражданам возможностей для труда или занятия предпринимательской деятельностью;

Обеспечение соц. гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных слоев населения (гос. пенсии и социальные пособия)

Гос. поддержка семьи, материнства, детства

Охрана труда и здоровья людей

Установление гарантированного минимума заработной платы

Улучшение демографической ситуации в стране

Развитие социальной структуры.

В Конституции РФ указано: «Российская Фе­дерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В России программа социальных реформ.

Основными задачами провозглашены:

Улучшение материального положения и усло­вий жизни людей;

Обеспечение эффективной занятости населе­ния;

Реализация прав граждан в области труда, со­циальной защиты, образования, охраны здоро­вья, культуры;

Улучшение демографической ситуации в стране; - развитие социальной инфраструктуры.

Закон "О государственной социальной помощи" (извлечение)

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

Все мероприятия, которые касаются «участия за деньги», не относятся к активной жизненной позиции. Участие гражданина в политической жизни не должно быть связано с агитацией за какого-то кандидата, партию.

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

Направленность действий

Формы участия отличаются по направленности действий. Например, граждане хотят реализовать частные интересы при проведении митинга, или забастовка направлена на разрешение серьезной ситуации, сложившейся в городе. Вариант участия граждан в политической жизни зависит и от ресурсов и усилий, которые должны будут приложить участники, чтобы справиться с поставленной ими задачей. К примеру, при демонстрации протеста, касающегося сокращения сотрудников на предприятии, граждане должны быть готовы к преодолению давления со стороны руководства компании.

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Граждане, которые отказывались поддерживать проводимую в стране политическую линию, наказывались «рублём», карьерным ростом. Мобилизованное участие преобладает в авторитарных и тоталитарных политических режимах. В демократическом государстве предполагается автономное участие граждан в политической жизни общества.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.

Гражданин – это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин рассматривает свои права как обязанности и наоборот.

Гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству или устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно Конституции РФ гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ нельзя лишать гражданства или права изменить его. Отношения гражданства регулируются законом «О гражданстве в Российской Федерации».

Гражданин РФ имеет возможность принимать участие в общественных и государственных делах, в решении жизненно важных для себя проблем, используя политические права и свободы, закрепленные в Конституции России. К ним относятся право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право равного доступа к государственной службе. Реализуя эти права, гражданин РФ, достигший определённого возраста, может стать членом законодательных органов как местного, так и федерального значения, может стать служащим государственного аппарата и т. д.

Каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может подавать индивидуально или коллективно обращения или петиции в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по усовершенствованию законодательства.

Важнейшими политическими правами граждан РФ являются: право на свободу мысли и слова; право объединяться в общественные организации; право собираться мирно, без оружия; проводить митинги и демонстрации.

Осуществляя свои политические права и свободы, российский гражданин имеет возможность оказывать реальное влияние на принятие решений властью, активно участвовать в политической жизни страны

Выборы, референдум.

Термин "избирательное право” обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет. Избиратель имеет активное избирательное право, т.е. имеет право избирать. А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в Гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет. Ценз – условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав. При выборах в Гос. думу и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют законность, подсчитывают голоса - избирательные комиссии. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании . Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе периодические, т.е. выбираются лица на 2-4 года. Демократические выборы представительные и окончательные, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону.


Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

В политической жизни, изменчивой и динамичной участвуют различные субъекты политики: люди, социальные группы, властвующие элиты и т.д. При взаимодействии их между собой субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе различные политические процессы.

Политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики (на смену одним политическим лидерам правительства приходят другие). Ученые-политологи классифицируют полит.процессы по-разному. По масштабам: внутриполитические и внешнеполитические процессы. Внутриполитические процессы могут развиваться на общенациональном, региональном, местном уровнях (например, избирательный процесс). А по значимости для общества, они подразделяются на базовые и частные.

Базовый политический процесс характеризует действие всей политической власти как механизм формирования и реализации политической власти. Он определяет содержание частных процессов: экономико-политических, политико-правовых, культурно – политических и др.

И для базовых и для частных процессов характерны:

А) представление интересов властным структурам

Б) принятие решений

В) реализация решений

Политический процесс направлен на решение политической проблемы. Например, состояние системы образования в стране в целом. Именно такие проблемы выходят на повестку дня политики. Их решение становится объектом – целью политического процесса , который приводит к определенным результатам. Однако политический может состояться только при наличии субъектов – участников процесса. К ним относятся инициаторы и исполнители.

Инициаторами политических процессов в демократическом обществе выступают граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, проф.союзы и т.д. Решение политических проблем принадлежит исполнителям – прежде всего властным институтам и наделенным властью должностным лицам, а также специально назначенным для этого людям из неправительственных органов.

Исполнители политического процесса выбирают средства, методы и ресурсы для его реализации. Ресурсами могут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Результат политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства и методы, добиваться реализации принятых решений в строгом соответствии с нормами права. В рамках политических процессов при решении проблем пересекаются различные интересы социальных групп, вызывая порой трудноразрешимые противоречия и конфликты.

Политические процессы, с точки зрения публичности принятий решений, также, делятся на открытые и скрытые (теневые).

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий, в голосовании на выборах и т.д. В скрытом – политический процесс характеризуется закрытостью и бесконтрольностью государственных решений. Они принимаются официальными лицами и властями под воздействием не признанных структур.

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в государственных делах непосредственно и через представителя и т.д. Но осуществление этих политических прав может быть ограничено, например, право собираться на митинги или демонстрации – указанием на то, что они должны проходить без оружия, мирно, после предварительного уведомления властей. А запрещается например, организация партий, программой

которых является насильственное изменение конституционного строя. Такие запреты вводятся на основании безопасности личности, общества, государства.

Политическое участие бывает опосредственное (последовательное) и непосредственное (прямым).

Опосредственное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений

Участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях

Воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями

Прямые действия граждан

Деятельность политических лидеров

Формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. Наиболее развитой и важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, кандидата или политического лидера. Таким образом, он напрямую влияет на состав представителей, а значит на политический курс. К выборам примыкают референдумы – голосование по законодательным или иным вопросам.

Политическое участие может быть постоянным (участие в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти).

Но, некоторые жители, все-таки пытаются уклоняться от участия в политике. Такая позиция, на практике, называется абсентеизмом .

Политическое участие иногда вызывает разочарование, это объясняется тем, рациональное ли данное политическое действие или иррациональное. Рациональные – действия осознанные и спланированные, с пониманием средств и целей, а иррациональные – действия, мотивирующие главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражение, равнодушие и т.д.).

Политическая культура предполагает: разносторонние политические знания, ориентация в жизни на правила демократического общества, овладение этими правилами.

Политические знания – это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, о ее институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Знания могут быть представлены как житейский или же, как научные. Научные знания являются результатом изучения политологической науки, а житейские могут быть представлены, например, видением демократического режима как безграничные возможно делать всё, что пожелаешь.

Политические ценностные ориентиры – это представление человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного и эмоционального отношения к политическим явлениям. Слабость политических позиций граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе.

Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического участия гражданина, т.к. любая форма участия гражданина предполагает анализ и оценку с позиций определенных требований предвыборных программ и личных качеств на власть. Политическое сознание предопределяет политическое поведение. Демократическая политическая культура проявляется реально, а политическом поведении.

Таким образом, демократический тип политической культуры обладает ярко выраженной гуманистической направленностью, в нем воплощены лучшие образцы политического опыта многих стран мира.

Политический процесс предполагает различные формы участия граждан в политической жизни общества.

Активные формы участия:

  • - участие в выборных органах, таких, как выборы президента;
  • - массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные какими либо действиями правительства;
  • - одиночные акции, достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;
  • - участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;
  • - участие граждан в опросах;
  • - обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;
  • - лоббистская деятельность;
  • - сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

  • - социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и соответственно, всяческое неучастие в выборах;
  • - игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;
  • - неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. Например: маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо не надо.

Основой формы участия населения в политической жизни общества является участие большинства граждан в выборах, которые проводятся регулярно, через определенное, предусмотренное законом время.

В демократических странах выборы проводятся на основе общего и равного избирательного права. Для проведения выборов создаются избирательные округи для того, что бы каждый депутат избирался равным числом жителей или избирателей. И только тогда обеспечивается действительное равенство избирательного права.

Весьма ответственное политическое мероприятие - это выдвижение претендентов на выборные должности. Для их определения и агитации за них организуется предвыборная компания. Кандидаты могут выдвигаться общественными организациями, партиями или по собственной инициативе претендентов. Реальные шансы быть избранным имеют, конечно, кандидаты от политических партий. Принципы демократической политики требуют, чтобы партии и кандидаты вели избирательную компанию в равных условиях. Осуществить это требование на практике оказывается нелегко.

Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования, порядок которого строго регламентируется законодательством. Оно должно быть тайным. Избиратель один в кабине заполняет бюллетень и сам должен опустить его в урну. Особое внимание уделяется подсчету голосов. Чтобы не было нарушений и подтасовок при вскрытие урны и подсчете голосов, разрешается присутствие посторонних наблюдателей. Сами урны опечатываются.

Голоса избирателей подсчитываются на основании определенных правил. Совокупность таких правил называется избирательной системой. Наиболее распространены две избирательные системы: Система большинства (мажоритарная) и система пропорционального представительства.

  • 1) При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей, причем она имеет две разновидности: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало 50% избирателей принявших участие в выборах. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получивших наибольшие число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждому из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.
  • 2) При пропорциональной системе каждая партия выставляет на выборах списки кандидатов. В соответствии ими и числа поданных голосов за данную партию, определяется количество депутатов. Данная система позволяет даже мелким партиям иметь своих представителей в органах власти. Чтобы этого не случилось в законодательстве многих стран, в том числе И Украине и России устанавливается заградительный пункт, который не дает возможность получить депутатские полномочия тем партиям, которые получили менее 4-5% голосов избирателей.

Следующей формой политического участия является референдум. Референдум - это голосование населения внешнеполитическому вопросу. На выборах избиратели определяют, кто из кандидатов будет представлять их интересы в законодательном собрании или займет выборный пост. На референдуме они же сами принимают решения по вынесенному на голосовании конституционному или законодательному вопросу.

В настоящее время конституции многих государств, предусматривают возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, парламенту, общественным организациям, народу. На общенациональный референдум выносятся важнейшие вопросы политической жизни страны: принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международную организацию и т.п. Итоги референдума не имеют юридической силы, но мнение народу имеет огромную политическую силу и принимается правительством и президентом к исполнению. Например, когда верховный совет России не смог принять конституцию - президент обратился к народу. При подготовке к референдуму избирательные округа не создаются. Принятым считается то решение, за которое проголосовало большинство граждан, учувствовавших в референдуме. Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявления народа, ему должно предшествовать широкое и всестороннее обсуждение, выносимого на голосовании вопроса. Формой политического участия народа в управлении является так же плебисцит. Как и референдум он призван определить мнение избирателей путем голосования. В сфере межгосударственных отношений плебисцит применяется для опроса населения о принадлежности территории, на которой оно проживает, том или ином государстве. Во внутри политической жизни плебисцит выступает как один из видов референдума по вопросу доверия главе государства и осуществляемой им политике. Требование проведения плебисцита может исходить не только от народа, недовольного политическим руководством, но и от самого руководства. Таким образом, плебисцит - это прямое выражение воли народа. Но история свидетельствует, что народ можно обмануть и при помощи его могут прийти к власти люди, которые потом предадут его интересы. В зависимости от уровня экономической и политической культуры, менталитета народа данного государства, политическое участие народа в жизни общества может привести или к стабильности политической жизни или, наоборот, к политическим конфликтам и неустойчивости политической системы.