Различия тоталитарных авторитарных и демократических режимов. В помощь студенту

28.07.2019 Документы

Подавляющее большинство людей прекрасно разбираются в таких понятиях, как демократия и диктатура. Спросите об этом жителя самой глухой деревушки, имеющего среднее образование, и он легко даст определения упомянутых слов и укажет, какая между ними разница. Но далеко не каждый, даже весьма образованный индивидуум сумеет внятно объяснить,чем отличается авторитарный режим от тоталитарного. Для многих людей оба слова являются синонимами. Однако это не так, и в данной статье мы подробно об этом расскажем.

Формулировки

Авторитаризм (авторитарный режим) – явление, суть которого заключается в концентрации власти в пределах одной группы единомышленников или же в руках одного человека. Какая-либо серьезная оппозиционность к власти невозможна или же носит декоративный характер. Однако в неполитических областях жизни государства (культура, частная жизнь, экономика и ряд других сфер) возможно свободное проявление личности и творчества. Главное правило – чтобы эта относительная свобода не затрагивала действующую власть в негативном плане.

Кстати, обычно любой авторитарный режим рано или поздно приходит к формату единоличной диктатуры, даже если он начинался с власти определенной группы лиц. Государства с авторитарным строем существовали всегда и в больших количествах. Не исключение и сегодняшнее время, например: Марокко, Саудовская Аравия – яркие представители абсолютистских монархий; военные режимы недавнего прошлого – генерал Перон в Аргентине, Чили во главе с Пиночетом.

Тоталитарный режим можно образно назвать «сыном авторитаризма», так как практически он является дальнейшей стадией его (авторитарного режима) развития. В тоталитарном государстве у власти всегда находится один человек, обладающий правами «бога», и неважно, как его называют – диктатор, царь, вождь, фюрер или генеральный секретарь. Хотя внешне может существовать некое подобие коллективного управления. Яркий пример– ЦК КПСС в нашем недавнем прошлом, где вся реальная власть на деле была сосредоточена в руках генсека партии.

При тоталитаризме власть стремится к полноценному контролю над всеми сферами жизни общества, вплоть до мыслей. Любое инакомыслие, мнение, отличное от «царского», рассматривается как преступление против государства и карается властью, причем зачастую с крайней жестокостью. Классическими представителями тоталитаризма считаются политические режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии, и это далеко не полный список.

Приведем два типичных примера, характеризующих данные политические режимы.

Германия, Германия превыше всего

В середине 20-го столетия к власти в разбитой и разоренной Германии (после поражения в 1-й Мировой войне) пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП). В первые несколько лет власть национал-социалистов представляла собой авторитарное правление, главной целью которого было поднятие экономики и укрепление военной мощи государства. Однако очень быстро власть сосредоточилась в руках одного человека – фюрера (вождя) партии Адольфа Гитлера. С этого момента стартовала стадия стремительного перерождения авторитаризма в тоталитаризм. Интересно, что сам период авторитарного правления был настолько невнятным и смазанным, что историки обычно его упоминают вскользь, как факт, не заслуживающий серьезного научного исследования.

Началось повсеместное и насильственное насаждение нацистской идеологии, создание мощнейшего полицейско-идеологического аппарата для тотального контроля над гражданами Германии, причем проживающими не только на территории Рейха, но и вне его пределов. В стране регламентировалось и контролировалось практически все возможное и невозможное. Культура, медицина, спорт – все области деятельности человека попали под жесткий, неусыпный надзор. Германия превратилась в хорошо отлаженную машину, где каждый винтик знал свое место и свою задачу. К счастью, этот монстр просуществовал очень недолго, но бед всему человечеству принес немало.

В Сантьяго идет дождь

В 1973 году 11 сентября с этой кодовой фразы в Чили начался военный мятеж под предводительством генерала Аугусто Пиночета. Мятеж был кровавым и успешным. В южно-американской республике на долгие годы воцарилась военная хунта. Однако режим Пиночета никоим образом нельзя назвать тоталитарным. Да, это была диктатура; да, группа военных полностью присвоила себе право распоряжаться судьбой целой страны; да, любые попытки сопротивления жестоко подавлялись. Но в то же время была дана полная свобода экономике. Частному бизнесу включили зеленый свет. Разрешалось все, что шло на пользу государству. Появился даже термин «чилийское чудо». Сейчас идет много споров по поводу того, была ли эффективна чилийская экономическая модель или это была обычная «пирамида», которая в конце концов рухнула. Однако речь в нашей статье идет не об этом. Главным остается тот факт, что власть не вмешивалась в бизнес, экономику, медицину, спорт, что совершенно невозможно при тоталитарном режиме.

Сравнение. Окончательный вердикт.

Идеология

Тоталитарному режиму нужна четкая и всеобъемлющая идеология. Она требуется для обоснования преступлений, очень часто совершаемых «вождями-фюрерами» против собственного народа. Она должна подводить оправдательную базу под преступления, которые зачастую совершаются против других народов. Она нужна для зомбирования людей в нужном ключе. Без идеологии такой политический строй долго не протянет.

Оппозиция

Люди, думающие иначе, не нравятся ни одному из описываемых режимов власти. Однако авторитаризм позволяет иметь оппозицию, если она напрямую не угрожает существующим порядкам. Такие оппоненты получили название «карманная оппозиция». В большинстве случаев это деятели, которые в молодости искренне хотели «перевернуть мир», но со временем власть доказала им бесперспективность борьбы против нее. И бывшие «потрясатели основ» тихо и мирно перешли на содержание правящего политического режима, регулярно проводя безобидные акции протеста и подавая голос по команде сверху.

Совсем иное отношение к таким товарищам у тоталитарной власти. Мысль о том, что кто-то может что-то сказать против существующей «линии партии», приводит режим в ярость. Любой «смутьян» немедленно наказывается, причем очень часто с крайней жестокостью – «чтобы другим неповадно было». Поэтому появление оппозиции, даже «карманной», при тоталитаризме невозможно. Она просто не успеет вырасти.

Свобода

И здесь оба режима очень схожи. Однако отличие авторитарного режима от тоталитарногов этом вопросе имеет место, и довольно существенное.

Авторитаризм допускает определенную независимость личности в частной жизни и по направлениям, которые никак не связаны с политикой и порядками, установленными властью. Это касается в первую очередь экономики, спорта, медицины и некоторых других областей деятельности человека. Однако культура, духовные сферы уже подвергаются жесткой цензуре на предмет критики существующей власти.

Тоталитарный режим все держит под жесточайшим контролем. Сама его суть не позволяет, чтобы обычный гражданин вышел за рамки жестко установленных правил и порядков. Все должно быть строго расписано и зарегламентировано. Режим растит безынициативных и тупых исполнителей его, порой самых чудовищных, приказов.

Вождь

Вожди присутствуют и там и там. Однако в авторитарном формате роль лидера не таквелика, как при тоталитарном режиме. Главное поле деятельности авторитаризма – политика, политическое устройство государства. И, поскольку «царь» не вмешивается в частную жизнь граждан, его влияние на их умы не слишкомсильно – соответственно и отношение сограждан к своему лидеру гораздо более критично, чем у его оппонента (при тоталитаризме). Известны случаи, когда граждане искренне презирали своего лидера и смеялись над ним. Кстати, это явление встречается и на постсоветском пространстве, где некоторые республики развалившегося СССР представляют собой типичные авторитарные формирования, лидеры которых не особо пользуются уважением народа.

В тоталитарном государстве вождь – это совсем другая ипостась. Мы не зря употребили этот религиозный термин, ведь зачастую лидеры таких государств обожествляются еще при жизни. Достаточно вспомнить Сталина и Гитлера. Обязательная черта вождей тоталитаризма – сильная харизма. Народ должен искренне любить своего вождя-фюрера и верить в него. Именно на этом основано построение тоталитарной власти. Вспомните любое тоталитарное государство. Всегда в первом акте тоталитарного спектакля на сцене присутствует сильный, авторитетный лидер, который закладывает основы будущей абсолютной власти и берет под контроль всю страну в прямом и переносном смысле. В дальнейшем лидеры начинают слабеть и вырождаться, в результате финальная сцена у всех подобных режимов одинакова – полный крах.

Закон

Закон и порядок являются залогом благополучия любого государства. К сожалению, эта аксиома очень плохо воспринимается обоими режимами. Правда, авторитарная система еще более-менее поддерживает законность в областях, которые не затрагивают ее прямых интересов, – о них мы уже не раз упоминали, поэтому не будем повторяться. В сокровенной области для любого авторитарного государства – в политической системе – конституция, юридическое право отходят на десятое место. На первое место выходят политические интересы правящей элиты и ее лидера. И они соблюдаются без всякой оглядки на законы.

У любителей тоталитаризма дела обстоят еще хуже. Здесь закон является не более чем ширмой, дымкой, прикрывающей абсолютное беззаконие. В любой области, в любом вопросе, если власть сочтет вас потенциальной угрозой, вы будете беспощадно раздавлены. Причем любое, самое чудовищное решение будет прикрыто идеологией, сказками об угрозе безопасности государству, вождю (любимая тема тоталитарного режима). Пытки, казни, похищения и убийства неугодных – вот далеко неполный арсенал «законных» действий тоталитарной системы. Увольнение с работы без права на трудоустройство, психиатрическая больница, высылка из страны, лишение всех материальных и социальных благ считаются уже чуть ли не демократическим воздействием на преследуемых. Личность, подвергшаяся таким наказаниям, должна быть счастлива и благодарить власть за проявленную мягкость.

Действия подобных режимов в исполнительной части законодательства уже давно получили меткую характеристику – государственный терроризм. Ну что же, сведем все вышеописанное в одну краткую таблицу.

Авторитарный режим Тоталитарный режим
Идеология может быть, а может и не быть. В любом случае она не приоритет Обязательное наличие идеологии. Причем это один из «китов» режима
Оппозиция –нежелательный, но вполне допустимый элемент, при условии ее политической беззубости Оппозиции не может быть в принципе
Разрешение некоторой независимости от власти в неполитических сферах Тотальный контроль «всего и вся». Никаких свобод, ни в каких областях
Лидер может быть, как глубокоуважаемый, так и глубокопрезираемый На начальном этапе обязательное наличие харизматичного лидера, пользующегося истеричной «всенародной любовью»
Жесткое отношение к гражданам, но без излишней жесткости и беспредела, с соблюдением минимальной законности Государственный терроризм как основной инструмент воздействия на инакомыслящих. Законность носит чисто декоративный характер

Политические режимы: демократический, тоталитарный, авторитарный

Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине 20 в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Наряду с понятием политической системы для выяснения характера и способа взаимоотношения власти, общества и граждан и используется понятие «политический режим». Термин «режим» переводится как порядок управления.

Политический режим - это система методов, форм и способов осуществления политической (государственной) власти в обществе.

Политический режим определяется формой правления. Однако понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», т.к. включает в себя не только методы и приёмы реализации политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и общественных организаций. Категория «политический режим» характеризует то, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объём прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.

На разновидности политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, полномочия государственных органов, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, исторические традиции страны.

В зависимости от особенностей государственного властвования различают два вида полярных режима - демократический и недемократический. Недемократические политические режимы делят обычно на авторитарные и тоталитарные.

Следовательно, в политической литературе выделяются три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Рассмотрим каждый из этих типов политических режимов, выделяя их характерные черты.

Демократический режим.

Термин «демократия» так часто употребляется, что от этого утрачивает чётко очерченное и твёрдое содержание. Как отмечают отечественные политологи, понятие «демократия» принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической науки.

Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово «демократия» переводится с греческого как «власть народа».

Местом рождения демократии является город-государство Афины, 5 в. до н.э. Центральным политическим институтом было Собрание, открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключались).

Но древнегреческие мыслители называли демократию худшей формой правления, т.к. был очень низкий уровень культуры граждан, что позволяло правителям манипулировать «народовластием». Демократия стала восприниматься негативно, и этот термин был вытеснен из политического обихода.

Новый этап в понимании демократии сложился в Новое время, в 17-18 вв. в странах Западной Европы и США. Появился новый характер отношений между властью и подданными, появились институты гражданского общества, требования социального равенства индивидов.

Демократический политический режим - это гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочная законность и правопорядок.

Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония.

Основные принципы демократического режима:

1. Признание народа источником власти в государстве.

Т.е., именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, а также народ имеет право участвовать в разработке и принятии законов путём референдумов.

2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти.

Т.е., источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства.

Т.е., государственные власти призваны защищать права и свободы человека (право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на невмешательство в личную и семейную жизнь).

4. Обладание гражданами большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними.

5. Политическое равенство всех граждан.

Т.е. каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Никто не должен иметь политического преимущества.

6. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

7. Разделение властей.

8. Политический плюрализм (множественность), многопартийность.

9. Свобода слова.

10. Власть в государстве основана на убеждении, а не на принуждении.

Разумеется, демократия - явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма политического режима из всех до сих пор известных.

Тоталитарный режим.

Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный».

Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жёсткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, который обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооружённого насилия.

Термин «тоталитаризм» в политический лексикон был введён для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г.

Но его идейные истоки уходят в глубокую древность. В произведениях Платона содержатся тоталитарные взгляды на государство. Идеальному государству присущи безусловное подчинение индивида и сословия, государственная собственность на землю, дома, и даже обобществление жён и детей, а также единая религия.

Многие тоталитарные идеи имелись и у представителей утопического социализма 16-18 вв. Т. Мора, Кампанеллы, Фурье и др. Однако массовое распространение и практическое воплощение идеи тоталитаризма получают лишь в 20 в.

Основные признаки тоталитаризма:

1. Централизованное руководство и управление в социально-экономической сфере.

2. Признание руководящей роли одной партии и осуществление её диктатуры.

3. Господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание её членам общества.

4. Сосредоточение в руках партии и государства СМИ.

5. Сращивание партийного и госаппарата, контроль исполнительными органами выборных.

6. Произвол в виде государственного террора и массовых репрессий.

Разновидности тоталитаризма:

1. Коммунистический - существовал в СССР и др. социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае.

2. Фашизм - впервые установлен в Италии в 1922 г. А также существовал в Испании, Португалии, Чили.

3. Национал-социализм - возникает в Германии в 1933 г. Имеет родство с фашизмом.

Авторитарный режим - это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооружённого насилия.

1. Монополия власти, отсутствие политической оппозиции.

2. Сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

3. Возможно использование карательных мер во внутренней политике.

4. Навязанное единомыслие и повиновение.

Традиционные авторитарные режимы основаны на различных культах, где неглубокое социальное расслоение, сильны традиции, религия. Это страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, а также Бруней, Оман и др.

В этих странах отсутствует разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрировалась в руках узкой группы лиц.

Диктатура в ее авторитарном варианте была самым распространенным типом политического режима в мире вплоть до новейшего времени. Она сыграла определенную роль в модернизации ряда стран, в подготовке их перехода к демократическому устройству. Ряд признаков тоталитаризма можно встретить в древневосточных и средневековых деспотиях: отсутствие гарантированной частной собственности, полная зависимость граждан от воли правителя и другие характерные черты «азиатского способа производства». Но подлинным феноменом тоталитаризм стал в XX веке.

Сегодня в России широко используются понятия «авторитаризм» и «тоталитаризм», позаимствованные из западной политологии как для объяснения определенных периодов нашей отечественной истории, так и для объяснения развития других стран. Применяются эти категории чаще всего путем переложения (нередко произвольного) мыслей западных исследователей и переноса их оценок на нашу почву.

Авторитаризм (лат. autoritas - влияние, власть) - это недемократический политический режим, выступающий как форма политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов или ветвей власти, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.

Авторитаризм при своем последовательном осуществлении в качестве власти одного лица, одной личности может превратиться в автократию (греч. autocrateja - самодержавие, самовластье), т.е. в форму правления с неограниченным бесконтрольным полновластьем одного лица. Именно так управлялись деспотии Древнего Востока, империи - Рим, Византия, абсолютные монархии Средневековья, Нового времени.

  • 1) концентрация власти в руках одного лица или одной - чаще всего исполнительной - ветви власти и ее институтов;
  • 2) существенно сужена роль представительной ветви власти и ее органов;
  • 3) сведение к минимуму оппозиции и автономии различных политических организаций (ассоциаций, партий, союзов, учреждений), резкое свертывание демократических политических процедур (политических дебатов, массовых митингов и демонстраций, ограничения печати и т.п.).

Тоталитаризм (лат. totalitas - цельность, полнота) - это недемократический политический режим, характеризующийся всеобщим - тотальным - контролем власть имущих над всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой, над всеми сторонами человеческой жизнедеятельности - как в общественной, так и в личной жизни.

В современном обыденном сознании тоталитаризм зачастую представляется чудовищным современным Левиафаном, не позволяющим гражданам не то что жить, но просто свободно дышать, а тоталитарный вождь - это откровенный диктатор, злодеяния которого не могли распознать только холуи и круглые идиоты. другое дело - авторитарный, цивилизованный диктатор, вроде Ш. де Голля, его главная забота - общественный порядок и обеспечение процветания страны.

В чем же действительно сходство и в чем различие авторитаризма и тоталитаризма? Надо сразу же подчеркнуть главное: и тот, и другой политические режимы - антинародны и недемократичны. Может быть дана следующая их сравнительная характеристика.

Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс, поэтому его иногда называют «диктатурой массовых движений». Именно они привели к власти Муссолини и Гитлера.

При авторитаризме гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно и всецело подчиняется государству.

При авторитаризме политический лидер отнюдь не всегда пытается «заигрывать» с народом, а, наоборот, нередко подчеркивает свое превосходство. Народ при этом зачастую рассматривает лидера как узурпатора и совсем не стремиться к близости с ним. Тоталитарный вождь постоянно подчеркивает свое единство с народом. Враг авторитарного вождя воспринимается только как его враг, а враг тоталитарного вождя воспринимается как враг народа. Тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, достаточно вспомнить восторженное отношение миллионов итальянцев к своему дуче - Бенито Муссолини, или кликушеское поклонение Гитлеру большинства представителей немецкой нации, не говоря уже о чудовищном культе Сталина в СССР.

При авторитаризме власть имущие предоставляют человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе и препятствуют активной самостоятельной политической деятельности граждан. При тоталитаризме в условиях предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей политический режим постоянно старается держать людей в состоянии политической напряженности и даже экзальтации.

Одна из ключевых проблем, встающих при изучении недемократических режимов, - выяснение причин возникновения тоталитарных порядков в самых, казалось бы, неодинаковых условиях: в Италии 20-х годов, в Германии 30-х годов и Советском Союзе сталинской эпохи. В западной политологии чаще всего ссылаются на основополагающую в этом отношении книгу Ханны Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951). Но в книге основное внимание уделено еврейскому вопросу и антисемитизму, что не вскрывает главных причин возникновения тоталитаризма.

В учебной литературе нечасто вспоминают о том, что одним из первых обстоятельно обрисовал условия возникновения и признаки тоталитаризма выдающийся представитель российского зарубежья И.А. Ильин (1883 - 1954). Три признака он положил в основу тоталитаризма:

  • 1) монополия на собственность,
  • 2) монополия на власть,
  • 3) монополия на социализацию граждан (на усвоение ими социального опыта). Два других признака:
  • 4) стремление воплотить в жизнь утопическую идею
  • 5) идеологическое мессианство - вместе с первыми тремя образуют «неполный тоталитаризм».

«Полным», с точки зрения И.А. Ильина, тоталитаризм делают остальные признаки: неограниченное насилие по отношению к гражданам, культ вождя, антидемократизм, материальная и духовная самоизоляция.

Обычно выделяют три типа тоталитаризма.

Большевистский (коммунистический) тип. Чаще всего его связывают с эпохой сталинизма. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидирована, значит, уничтожена основа индивидуализма и автономии членов общества.

Близок этому типу политический режим Мао Цзэдуна в Китае. Характерно, что ужесточение этого режима совпало с периодом перехода от тоталитаризма к авторитаризму в СССР. Фактически были прерваны отношения между КПСС и КПК. Китай оказался практически в состоянии политической изоляции, что и выступило предпосылкой ужесточения тоталитаризма.

Фашистский тип. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для него было характерно стремление к возрождению Великой Римской империи. Он характеризовался расизмом и шовинизмом, был основан на культе вождя, сильной беспощадной власти. Парадоксально, но Италия в этот период оставалась монархией, и Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Иммануилу III.

Нацистский тип. Национал-социализм утвердился в Германии в 1933 году и имел черты, сходные как с фашистским, так и с большевистским режимами. Целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская нация.

Особой формой авторитарных режимов выступают военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. Подобная практика особенно распространена в развивающихся странах. В течение XX века попытка военного переворота производилась в 81 стране, в некоторых странах - по нескольку раз. В целом они связаны с неустойчивостью социально-экономических структур развивающихся стран, с борьбой различных социальных сил за власть (в этих странах нередко существенную роль играют не только социально-экономические, но и племенные, клановые различия). Зачастую непосредственным поводом для военных переворотов служит угроза привилегированному положению армейских офицеров либо активное вмешательство гражданских лиц в дела армии.

Установление военных режимов чаще всего не сопровождалось экономическим развитием. Однако в последние десятилетия в Латинской Америке часто устанавливаются военные режимы так называемого «нового авторитаризма», целью которых выступает реализация на практике серьезных экономических реформ. Примером «нового авторитаризма» часто называют режим военной хунты в Чили, установленный в 1973 г. после свержения демократически избранного президента Сальвадора Альенде.

Грань между тоталитаризмом и авторитаризмом подвижна: разница между ними лишь в степени контроля государства за обществом (для демократии характерен контроль общества над государством). Поэтому тоталитаризму легче трансформироваться из авторитаризма, чем из демократии.

Однако легче всего он рождается из анархии, подобно тому, как из анархии Веймарской республики появился гитлеровский фашизм. Именно подобную ситуацию имел в виду Ясперс, когда писал, что «свобода, если она внезапно предоставляется народу, не подготовленному самовоспитанием, может не только привести к охлократии и, в конечном счете, к тирании, но и, прежде всего, способствовать переходу власти в руки случайно возникшей клики, поскольку люди не знают, за что они отдают голоса».

Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу - "западный" и "восточный"; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикальный) и светский режимы. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов. Однако всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений - авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо "пропорции", установленной некоторой теоретической схемой.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав:

социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

соблюдение принципа законности и защиты прав личности;

идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом следует учитывать, что полученные таким образом "идеальные" модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.

В политологии выделяются четыре основных типа политических режимов:

тоталитарный - всепроникающий, всеподчиняющий;

либеральный - свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;

демократический - вовлекающий народные массы в процессы политического управления.

На практике способ реализации государственной власти выступает чаще всего в таком симбиотическом проявлении: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.

В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современная политология использует понятия "авторитаризм" и "тоталитаризм" применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью "поглощает" общество, неограниченно вмешиваясь не только в области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан, является отличительной чертой тоталитарного режима.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства - как правило пожизненно - становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные "избирались" нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше "эмиссарами" либо утрачивают самостоятельность.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

Для "идеального" тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и "официальных" профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору - в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Характерная особенность тоталитарного режима - отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными "высшим" интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой. Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку национального капитала, способствует экономическому развитию.

Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления - абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

Авторитарно-тоталитарный режим может принимать форму диктатуры каких-то классов, социальных сил (разновидность - хунта, военная диктатура), а также выступать в виде культа личности. Общим для такого режима является отчуждение граждан и их организаций от самостоятельного участия в политике; отношения между обществом и государством принимают извращенную форму - общество всецело и безраздельно подчиняется государству.

Авторитарно-тоталитарный режим, объективно являясь антиподом демократии, всегда выступает ее противником, хотя на словах - в программах, заявлениях, призывах - широко использует демократическую фразеологию, лозунги свободы и всеобщего равенства. При этом следует указать на весьма распространенный, но всегда завуалированный факт: никто и никогда открыто не обосновывает естественность и правомерность тоталитаризма. Совсем напротив - все прикрывается мерками демократии, ее требованиями.

Другие начала организации и функционирования государственной власти лежат в основе либерального, демократического режима. Причем если главным в характеристике либерального политического подхода является свобода для граждан, общества в решающих сферах жизнедеятельности, не говоря уже о частной жизни, то при демократическом самое существенное - это вовлечение населения, граждан в государственные дела посредством их разнообразного участия в осуществлении власти. И, конечно, в соответствии с этим государство использует совершенно другой арсенал средств и методов в своей деятельности. Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.

Характерные черты демократических режимов:

признание народа в качестве источника власти;

выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям;

подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

провозглашение основных демократических прав и свобод;

равенство всех граждан перед законом;

легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности;

государственное устройство по принципу "разделения властей";

создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего социальной основой демократического режима.

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной "экстремальной" ситуаций авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба "народных избранников" в конечном счете зависит от воли избирателей, и для того, чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

Политический и идеологический плюрализм, который при демократическом режиме реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему, способствует тому, что правящая партия или коалиция постоянно находится в поле конструктивной критики сторонниками альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные полномочия "мягко" перейдут к готовым для их исполнения оппозиционным силам.

Важнейшим принципом политического режима является конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу этой печатной продукции несовершеннолетним.

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.

Когда мы слышим про авторитарный политический режим, то большинство людей воспринимает данное понятие как сугубо негативное. Принято смешивать авторитаризм и тоталитаризм. Но на самом ли деле эти понятия тождественны? Или между ними все-таки существенная разница? Давайте выясним, что представляет собой авторитарный режим.

Определение термина

Авторитарный политический режим представляет собой практически неограниченную форму власти одного человека или группы лиц с сохранением видимости некоторых демократических институтов. Также при нем может сохраняться часть свобод для населения в экономике, духовной жизни или в другой сфере, если эти свободы не несут угрозу самому режиму.

Классификация политических режимов

Для того чтобы уяснить место авторитаризма среди других политических режимов, нужно обратить внимание на их классификацию. Существует множество видов форм управления государством. Среди них доминируют три вида: авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы. Кроме того, отдельно выделяют анархию, которая определяется как безвластие.

Демократический режим в идеальной форме характеризуется максимальным участием народа в управлении государством и в сменяемости власти. Тоталитарная система, наоборот, отмечается полным контролем власти над всеми областями жизни и деятельности граждан, которые, в свою очередь, не принимают участия в решении государственных вопросов. Причем власть зачастую фактически узурпирует один человек или группа лиц из узкого круга.

Авторитарный режим представляет собой что-то среднее между демократическим и тоталитарным. Многие политологи представляют его в виде компромиссного варианта этих систем. Об особенностях авторитаризма и отличиях его от других политических режимов мы поговорим далее.

Отличия между авторитарным и демократическим режимами

Главное отличие авторитаризма от демократии заключается в том, что народ фактически отстраняется от управления страной. Выборы и референдумы, если они проводятся, носят чисто формальный характер, так как их результат заведомо предрешен.

В то же время при авторитаризме может существовать плюрализм, то есть многопартийность, а также иметь место сохранение демократических институтов, которые по-прежнему продолжают функционировать, что создает иллюзию управления страной народом. Именно это и роднит авторитарный и демократический политический режим.

Отличия авторитаризма от тоталитаризма

Главное отличие состоит в том, что при авторитаризме основой власти являются личные качества лидера или группы лидеров, которые сумели захватить рычаги управления государством. Тоталитаризм, наоборот, основывается на идеологии. Зачастую тоталитарных лидеров выдвигает правящая верхушка, которая может прийти к власти даже демократическим путем. Таким образом, при авторитаризме роль лидера куда выше, чем при тоталитаризме. Например, авторитарный режим может пасть со смертью лидера, но конец тоталитарной системе может положить только общий упадок структуры управления либо военная интервенция третей стороны.

Как было сказано выше, тоталитарный и авторитарный режимы разнятся ещё и тем, что у первого зачастую полностью отсутствуют демократические институты, а при авторитаризме они могут существовать, хотя и носить, по большому счету, декоративную функцию. Также авторитарный режим, в отличие от тоталитарного, может разрешать функционирование различных политических партий, и даже умеренной оппозиции. Но, тем не менее, реальные силы, способные нанести вред правящему режиму, и при авторитаризме, и при тоталитаризме находятся под запретом.

Кроме этого, эти две системы объединяет ещё и то, что в них отсутствует реальная демократия и возможность народа управлять государством.

Признаки авторитарной системы

Авторитарный режим власти имеет ряд признаков, которые отличают его от остальных политических систем. Именно они позволяют отмежевать данный тип управления от других форм государственного управления, существующих в мире. Ниже мы разберем основные признаки авторитарного режима.

Одним из главных признаков данной системы является форма правления в виде автократии, диктатуры или же олигархии. Это подразумевает фактическое управление государством одним человеком или ограниченной группой лиц. Доступ простых граждан в данную группу либо полностью невозможен, либо существенно ограничен. Это фактически означает то, что управление государством стает неподконтрольным народу. Всенародные выборы в органы власти если и проходят, то носят чисто номинальный характер, с наперед предрешенным исходом.

Авторитарный режим отличается также монополизацией управления государством одним человеком или определенной политической силой. Это позволяет фактически контролировать и управлять всеми ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной. Чаще всего именно представители исполнительной власти узурпируют функции других структур. В свою очередь, данный факт ведет к усилению коррумпированности верхушки общества, так как фактически органы управления и контроля представляют одни и те же лица.

Признаки авторитарного политического режима выражаются в отсутствии реальной оппозиции. Власть может допустить наличие «ручной» оппозиции, которая выступает в роли ширмы, призванной свидетельствовать о демократичности общества. Но на самом деле такие партии, наоборот, ещё больше укрепляют авторитарный режим, фактически служа ему. Те же силы, которые способны реально противостоять власти, не допускаются к политической борьбе и подвергаются репрессиям.

Существуют признаки авторитарного режима и в сфере экономики. Прежде всего они выражаются в контроле людей, находящихся у власти и их родственников, над крупнейшими предприятиями страны. В руках этих людей концентрируется не только политическая власть, но и управление финансовыми потоками, направленное на их личное обогащение. Человек, не имеющий связей в высших кругах, даже при наличии хороших деловых качеств не имеет шансов стать финансово успешным, так как экономика монополизируется власть держащими. Впрочем, данные черты авторитарного режима не являются обязательным атрибутом.

В свою очередь, в авторитарном обществе руководство страны и члены их семей находятся фактически над законом. Их преступления замалчиваются и остаются безнаказанными. Силовые структуры страны и правоохранительные органы насквозь коррумпированы и не подконтрольны обществу.

К тому же данная система власти не стремится полностью контролировать общество. Авторитарный режим концентрирует свое внимание на абсолютном политическом и значительном экономическом контроле, а в сфере культуры, религии и образования предоставляет существенные свободы.

Основной метод управления страной, который применяется при авторитарном режиме – командно-административный.

Нужно отметить, что для того, чтобы судить о системе управления как об авторитарной, не обязательно наличие всех вышеперечисленных признаков. Для этого достаточно нескольких из них. В то же время существование одного из данных признаков не делает автоматически государство авторитарным. По сути, нет четких критериев, по которым можно было бы сделать разграничение между авторитаризмом и тоталитаризмом с демократией. Но наличие в государстве большинства из выше описанных факторов уже служит подтверждением того, что система управления является авторитарной.

Классификация авторитарных режимов

Авторитарные системы в различных странах могут принимать разнообразные формы, зачастую внешне непохожие друг на друга. В связи с этим принято разделять их на несколько типологических видов. Среди них можно выделить следующие:

  • абсолютистская монархия;
  • султанистский режим;
  • военно-бюрократический режим;
  • расовая демократия;
  • корпоративный авторитаризм;
  • посттоталитарные режимы;
  • постколониальные режимы;
  • социалистический авторитаризм.

В дальнейшем мы подробнее остановимся на каждом из представленных выше видов.

Абсолютистская монархия

Данный вид авторитаризма присущ современным абсолютным и дуалистическим монархиям. В таких государствах власть передается по наследству. Монарх имеет либо абсолютные полномочия по управлению страной, либо слабо ограниченные.

Основные примеры авторитарного режима подобного типа – это Непал (до 2007 года), Эфиопия (до 1974 года), а также современные государства Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Марокко. Причем последняя страна является не абсолютной монархией, а типичной конституционной (дуалистической). Но, несмотря на это, власть султана в Марокко настолько сильна, что эту страну можно относить к авторитарным государствам.

Султанистский режим

Данный вид авторитарного режима назван так потому, что власть правителя в странах, где он применяется, сопоставима с властью средневековых султанов. Официально должность руководителя таких государств может иметь различные названия, но в большинстве известных случаев они занимали президентский пост. Кроме того, при султанистском режиме существует возможность передачи власти по наследству, хотя законодательно это и не закреплено.Наиболее известными лидерами стран, в которых господствовал данный тип авторитарного режима, являлись Саддам Хуссейн в Ираке, Рафаэль Трухильо в Доминикане, Фердинанд Маркос в Филиппинах, Франсуа Дювалье в Гаити. Последнему, кстати, удалось передать власть своему сыну Жану-Клоду.

Султанистские режимы характеризуются максимальной концентрацией власти в одних руках в сравнении с другими автократическими системами. Их отличительной чертой является отсутствие идеологии, запрет многопартийности, а также абсолютная автократия.

Военно-бюрократический режим

Отличительной чертой данного типа авторитарного режима является захват власти в стране группой военных путем переворота. На первых порах вся полнота власти концентрируется в руках военных, но в дальнейшем к управлению все больше привлекаются представители бюрократии. В будущем данный тип управления может постепенно стать на путь демократизации.

Главными факторами, которые приводят к установлению военных режимов, является недовольство существующей властью и боязнь революции «снизу». Именно последний фактор в дальнейшем оказывает влияние на ограничение демократических свобод и права выбора. Недопущение к власти интеллигенции, которая настроена против подобного режима, является главной его задачей.

Наиболее типичные представители данного типа авторитаризма – это режим Насера в Египте, Пиночета в Чили, Перона в Аргентине, хунты 1930 и 1969 года в Бразилии.

Расовая демократия

Несмотря на то что в наименовании данного типа авторитаризма присутствует слово «демократия», этот политический режим предоставляет свободы и права только представителям определенной национальности или расы. Другие народности не допускаются к участию в политическом процессе, в том числе при помощи насилия.

Наиболее типичный пример расовой демократии – ЮАР периода апартеида.

Корпоративный авторитаризм

Корпоративная форма авторитаризма считается наиболее типичным его видом. Она возникает в обществах со сравнительно развитой экономикой, в которых различные олигархические группы (корпорации) приходят к власти. В таком государственном устройстве идеология практически отсутствует, а решающую роль имеют экономические и другие интересы пришедшей к власти группировки. Как правило, в государствах с корпоративным авторитаризмом присутствует многопартийность, но эти партии не могут играть существенную роль в политической жизни из-за апатии к ним общества.

Наибольшее распространение данный тип политического режима приобрел в странах Латинской Америки, в частности в Гватемале, в Никарагуа (до 1979 года), на Кубе во время правления Батисты. В Европе также существовали примеры корпоративного авторитаризма. Наиболее ярко данный режим проявил себя в Португалии во время правления Салазара и в Испании во время диктатуры Франко.

Посттоталитарные режимы

Это особый тип авторитарных режимов, который формируется в обществах, идущих по пути от тоталитаризма к демократии. При этом фаза авторитаризма совсем не обязательна на этой дороге, но она неизбежна в тех бывших тоталитарных странах, где быстро не удалось построить полноценное демократическое общество.

Посттоталитарные режимы характеризуются концентрацией значительных экономических активов в руках представителей бывшей партийной номенклатуры и близких к ним людей, а также военной верхушки. Таким образом, они превращаются в олигархию.

Постколониальные режимы

Как и у посттоталитарных режимов, во многих постколониальных странах авторитаризм является фазой на пути движения к демократии. Правда, зачастую развитие этих государств останавливается на данном этапе на многие десятилетия. Как правило, подобная форма власти устанавливается у стран со слабо развитой экономикой и несовершенной политической системой.

Социалистический авторитаризм

Данный вид авторитаризма проявляется в особенностях развития социалистического общества в отдельных странах мира. Он формируется на основе особенного восприятия социализма внутри этих государств, ничего не имеющего общего с так называемым европейским социализмом или настоящей социал-демократией.

В государствах с подобной формой правления существует однопартийная система и отсутствует легальная оппозиция. Зачастую у стран с социалистическим авторитаризмом довольно сильна роль лидера. Кроме того, довольно часто социализм сочетается с национализмом в мягкой форме.

Среди современных стран социалистический авторитаризм наиболее выражено представлен в Венесуэле, Мозамбике, Гвинее, Танзании.

Общая характеристика

Как видим, авторитарный режим является довольно неоднозначной формой правления с отсутствующими четкими границами для определения. Его место на политической карте находится между демократической и тоталитарной системой. Общая характеристика авторитарного режима может быть озвучена как компромиссная между этими двумя режимами.

При авторитарном режиме допускаются некоторые свободы в отношении членов общества, но до тех пор, пока они не угрожают правящей верхушке. Как только от какой-то конкретной силы начинает исходить угроза, против неё применяются политические репрессии. Но, в отличие от тоталитарного общества, эти репрессии носят не массовый характер, а применяются выборочно и узконаправленно.