Режимы тоталитарный авторитарный демократический диктаторский. Политические режимы

Диктатура в ее авторитарном варианте была самым распространенным типом политического режима в мире вплоть до новейшего времени. Она сыграла определенную роль в модернизации ряда стран, в подготовке их перехода к демократическому устройству. Ряд признаков тоталитаризма можно встретить в древневосточных и средневековых деспотиях: отсутствие гарантированной частной собственности, полная зависимость граждан от воли правителя и другие характерные черты «азиатского способа производства». Но подлинным феноменом тоталитаризм стал в XX веке.

Сегодня в России широко используются понятия «авторитаризм» и «тоталитаризм», позаимствованные из западной политологии как для объяснения определенных периодов нашей отечественной истории, так и для объяснения развития других стран. Применяются эти категории чаще всего путем переложения (нередко произвольного) мыслей западных исследователей и переноса их оценок на нашу почву.

Авторитаризм (лат. autoritas - влияние, власть) - это недемократический политический режим, выступающий как форма политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов или ветвей власти, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.

Авторитаризм при своем последовательном осуществлении в качестве власти одного лица, одной личности может превратиться в автократию (греч. autocrateja - самодержавие, самовластье), т.е. в форму правления с неограниченным бесконтрольным полновластьем одного лица. Именно так управлялись деспотии Древнего Востока, империи - Рим, Византия, абсолютные монархии Средневековья, Нового времени.

  • 1) концентрация власти в руках одного лица или одной - чаще всего исполнительной - ветви власти и ее институтов;
  • 2) существенно сужена роль представительной ветви власти и ее органов;
  • 3) сведение к минимуму оппозиции и автономии различных политических организаций (ассоциаций, партий, союзов, учреждений), резкое свертывание демократических политических процедур (политических дебатов, массовых митингов и демонстраций, ограничения печати и т.п.).

Тоталитаризм (лат. totalitas - цельность, полнота) - это недемократический политический режим, характеризующийся всеобщим - тотальным - контролем власть имущих над всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой, над всеми сторонами человеческой жизнедеятельности - как в общественной, так и в личной жизни.

В современном обыденном сознании тоталитаризм зачастую представляется чудовищным современным Левиафаном, не позволяющим гражданам не то что жить, но просто свободно дышать, а тоталитарный вождь - это откровенный диктатор, злодеяния которого не могли распознать только холуи и круглые идиоты. другое дело - авторитарный, цивилизованный диктатор, вроде Ш. де Голля, его главная забота - общественный порядок и обеспечение процветания страны.

В чем же действительно сходство и в чем различие авторитаризма и тоталитаризма? Надо сразу же подчеркнуть главное: и тот, и другой политические режимы - антинародны и недемократичны. Может быть дана следующая их сравнительная характеристика.

Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс, поэтому его иногда называют «диктатурой массовых движений». Именно они привели к власти Муссолини и Гитлера.

При авторитаризме гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно и всецело подчиняется государству.

При авторитаризме политический лидер отнюдь не всегда пытается «заигрывать» с народом, а, наоборот, нередко подчеркивает свое превосходство. Народ при этом зачастую рассматривает лидера как узурпатора и совсем не стремиться к близости с ним. Тоталитарный вождь постоянно подчеркивает свое единство с народом. Враг авторитарного вождя воспринимается только как его враг, а враг тоталитарного вождя воспринимается как враг народа. Тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, достаточно вспомнить восторженное отношение миллионов итальянцев к своему дуче - Бенито Муссолини, или кликушеское поклонение Гитлеру большинства представителей немецкой нации, не говоря уже о чудовищном культе Сталина в СССР.

При авторитаризме власть имущие предоставляют человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе и препятствуют активной самостоятельной политической деятельности граждан. При тоталитаризме в условиях предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей политический режим постоянно старается держать людей в состоянии политической напряженности и даже экзальтации.

Одна из ключевых проблем, встающих при изучении недемократических режимов, - выяснение причин возникновения тоталитарных порядков в самых, казалось бы, неодинаковых условиях: в Италии 20-х годов, в Германии 30-х годов и Советском Союзе сталинской эпохи. В западной политологии чаще всего ссылаются на основополагающую в этом отношении книгу Ханны Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951). Но в книге основное внимание уделено еврейскому вопросу и антисемитизму, что не вскрывает главных причин возникновения тоталитаризма.

В учебной литературе нечасто вспоминают о том, что одним из первых обстоятельно обрисовал условия возникновения и признаки тоталитаризма выдающийся представитель российского зарубежья И.А. Ильин (1883 - 1954). Три признака он положил в основу тоталитаризма:

  • 1) монополия на собственность,
  • 2) монополия на власть,
  • 3) монополия на социализацию граждан (на усвоение ими социального опыта). Два других признака:
  • 4) стремление воплотить в жизнь утопическую идею
  • 5) идеологическое мессианство - вместе с первыми тремя образуют «неполный тоталитаризм».

«Полным», с точки зрения И.А. Ильина, тоталитаризм делают остальные признаки: неограниченное насилие по отношению к гражданам, культ вождя, антидемократизм, материальная и духовная самоизоляция.

Обычно выделяют три типа тоталитаризма.

Большевистский (коммунистический) тип. Чаще всего его связывают с эпохой сталинизма. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидирована, значит, уничтожена основа индивидуализма и автономии членов общества.

Близок этому типу политический режим Мао Цзэдуна в Китае. Характерно, что ужесточение этого режима совпало с периодом перехода от тоталитаризма к авторитаризму в СССР. Фактически были прерваны отношения между КПСС и КПК. Китай оказался практически в состоянии политической изоляции, что и выступило предпосылкой ужесточения тоталитаризма.

Фашистский тип. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для него было характерно стремление к возрождению Великой Римской империи. Он характеризовался расизмом и шовинизмом, был основан на культе вождя, сильной беспощадной власти. Парадоксально, но Италия в этот период оставалась монархией, и Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Иммануилу III.

Нацистский тип. Национал-социализм утвердился в Германии в 1933 году и имел черты, сходные как с фашистским, так и с большевистским режимами. Целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская нация.

Особой формой авторитарных режимов выступают военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. Подобная практика особенно распространена в развивающихся странах. В течение XX века попытка военного переворота производилась в 81 стране, в некоторых странах - по нескольку раз. В целом они связаны с неустойчивостью социально-экономических структур развивающихся стран, с борьбой различных социальных сил за власть (в этих странах нередко существенную роль играют не только социально-экономические, но и племенные, клановые различия). Зачастую непосредственным поводом для военных переворотов служит угроза привилегированному положению армейских офицеров либо активное вмешательство гражданских лиц в дела армии.

Установление военных режимов чаще всего не сопровождалось экономическим развитием. Однако в последние десятилетия в Латинской Америке часто устанавливаются военные режимы так называемого «нового авторитаризма», целью которых выступает реализация на практике серьезных экономических реформ. Примером «нового авторитаризма» часто называют режим военной хунты в Чили, установленный в 1973 г. после свержения демократически избранного президента Сальвадора Альенде.

Грань между тоталитаризмом и авторитаризмом подвижна: разница между ними лишь в степени контроля государства за обществом (для демократии характерен контроль общества над государством). Поэтому тоталитаризму легче трансформироваться из авторитаризма, чем из демократии.

Однако легче всего он рождается из анархии, подобно тому, как из анархии Веймарской республики появился гитлеровский фашизм. Именно подобную ситуацию имел в виду Ясперс, когда писал, что «свобода, если она внезапно предоставляется народу, не подготовленному самовоспитанием, может не только привести к охлократии и, в конечном счете, к тирании, но и, прежде всего, способствовать переходу власти в руки случайно возникшей клики, поскольку люди не знают, за что они отдают голоса».

Политический режим - совокупность средств, форм и методов осуществления государственной власти, своеобразие стиля политического руководства. Он определяется оригинальным для каждой страны сочетанием соотношения государства и общества, соотношения властей и политических сил.

Современные политические режимы чрезвычайно разнообразны. Но если за критерий принять их отношение к человеку и обществу, то можно выделить три основных типа политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Для того, чтобы определиться, какой же политический режим хотелось бы видеть в качестве действующего в современной России, не будет лишним разобрать каждый в отдельности.

Авторитарный режим был свойственен различным государствам на протяжении многих веков, от родоплеменных до капиталистических и социалистических отношений. Он является неким промежуточной стадией между тоталитаризмом и демократическим режимом.

монистическая структура политической власти. В центре находится господство определённой личности (старейшины, вождя, монарха, диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении общественно-политической жизнью. При этом политическая власть в большей степени основывается на силе авторитета, чем на насилии;

политическая структура не предусматривает реального разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Выборы при этом носят показной, а нередко и фиктивный характер;

ради мобилизации сил страны для достижения своих целей власти ограничивают политические свободы и права граждан. Конституция носит декларативный характер, допускается деятельность лишь тех политических партий и организаций, которые полностью поддерживают господствующую политическую элиту;

подавляя любое сопротивление политическому режиму, власти не стремятся в то же время контролировать все общественные процессы и поведение людей.

Исследуя причины существования авторитаризма, политологи отмечают наличие как разумных, оправданных конкретной ситуацией оснований для его возникновения, так и иррациональных, вызванных к жизни лишь качествами лидера (властолюбие, подозрительность, нетерпимость к чужому мнению и т.д.).

Исторический опыт свидетельствует, что авторитарные политические режимы оправдывают себя только как краткосрочное средство мобилизации сил общества для преодоления конкретных препятствий на пути его развития (например, в условиях войны). Если же существование авторитарного режима затягивается, то издержки авторитаризма превышают его эффективность. Он немедленно оказывается перед выбором: либо демократизировать режим и получить широкую поддержку населения, либо ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату. Тем самым открывается дорога тоталитаризму.

Между тоталитаризмом и авторитаризмом много общего. И тот и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти марионеточные, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений снизу доверху. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена. Вместе с тем тоталитаризм имеет и существенное отличие от авторитарного политического режима:

всегда присутствует конечный идеал общественного устройства, все без исключения ресурсы общества направлены на достижение этой универсальной цели ("Третьего рейха", "Царства Христова", "коммунизма");

практически отсутствует разделение между обществом и государством. Государство тотально доминирует над обществом, индивидуальные интересы полностью подчинены общественным (в трактовке правящей олигархии). Не государство существует для людей, а люди живут для государства;

наличие одной (и только одной!) господствующей партии, которая либо тесно срастается с государственной бюрократией, либо стоит над ней;

устанавливается всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государства;

исключает разногласия не только по политическим, но и по экономическим, духовно-идеологическим вопросам. Вся информационная и пропагандистская деятельность режима, работа его репрессивного аппарата, армии, сил охраны порядка направлены на предотвращение недовольства, на достижение своего рода монолита. Здесь господствуют девизы типа "кто не с нами, тот против нас", "если враг не сдаётся, то его уничтожают";

тотальность режима состоит не только в том, что партия, элита или вождь устанавливает всеохватывающий контроль над всеми сферами общества, но и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в провозглашаемые цели, установки, ориентации. Обе стороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения универсальной цели.

Тоталитаризм зарождается, как правило, в условиях глубокого кризиса общественно-политической системы. Он может появиться и развиваться в любой стране, какими бы ни были её социально-экономические и идейно-политические особенности. Как показывает исторический опыт, такой режим может быть весьма устойчив и способен мобилизовать для достижения своих целей огромные силы.

Вместе с тем, общественная практика показывает, что сплотить общество, все его сферы и человеческие ресурсы на основе утопического (пусть даже прекрасного!) идеала удаётся лишь на определённом историческом отрезке. С размыванием веры основных слоёв населения в идеалы, ценности и цели тоталитарной идеологии режим начинает терять свои специфические формы. В отношении разного рода политических решений, принимаемых тоталитарной властью, у людей вырабатывается нечто вроде устойчивого иммунитета: выражая одобрение на словах, они проявляют безразличие или даже неприятие на деле.

Такое положение, по сути дела, означает конец тоталитаризма в его "чистом виде", поскольку нарушается один из основополагающих его принципов - тотальность, тотальное единство массы и вождя.

Третья из рассматриваемых нами форм политического режима - демократия. Исторически она известна с античных времён. Отметим лишь самые общие черты этого политического режима:

источником политической власти выступает народ;

характерен приоритет общества над государством. Действия государства и его органов власти по отношению к обществу в целом и к отдельному его индивидууму строго регламентируется законом;

гарантирует равноправие граждан. Не только провозглашает, но и обеспечивает политические свободы и права своих граждан;

чёткое разделение властей и их тесное взаимодействие;

почти неограниченный политический плюрализм, исключающий только нарушение законности. Это даёт возможность уважать мнения меньшинства и обеспечивать ему право превращаться в большинство.

Важнейшим условием эффективного функционирования демократии является чёткая разработка универсальных демократических процедур. К их числу относятся:

Высший законодательный орган власти и органы управления на местах избираются народом.

Избиратели равны в правах, а избирательное право - всеобщее.

Выборы на всех уровнях совершаются большинством голосов.

Наличие общественного контроля над властью.

Как показывает практика, именно демократический политический режим лучше других способен решать политические проблемы общества, именно он обеспечивает эффективный поиск оптимального сочетания индивидуальных и общественных интересов, баланс свободы, равенства, ответственности.

Из всего сказанного выше проблема выбора решается, можно сказать, сама собой, если только ты не вынашиваешь в голове своей идею, которая по твоему мнению возвышается над всем бренным миром. В этом случае тебе осталось ни много ни мало, всего лишь убедить в свое правоте окружающих, обзавестись единомышленниками, найти источники финансовой поддержки и воплотить свою идею в жизнь. А пока ситуацию, сложившуюся в наше время, на мой взгляд, лучше всего отражает известная формула У. Черчилля, согласно которой демократия - это плохая форма управления, но ничего лучшего ещё человечество не выдумало.

Классическая марксистская политология пришла к выводу о том, что демократия представляет собой наилучшую политическую оболочку капитализма, как с точки зрения рабочих, так и с точки зрения буржуа. Она позволяет реализовать лучший из возможных способов политического господства, а именно манипулирование сознанием масс без применения в обычных условиях прямого насилия. Я согласен с этим доводом.

Так что же мы выбрали, отдав предпочтение демократии? Общепринятое определение: демократия - власть народа (народовластие). Но давайте всё-таки будем объективны. Демократия, за редким исключением - это власть политической элиты, т.е. власть почти всегда от имени народа, иногда - для народа, но почти никогда - самого народа. Кроме того, "правление народа", т.е. непосредственное управление всем народом, вообще проблематично и возможно разве что в гипотетическом будущем.

Тем не менее, по крайней мере, в новое и новейшее время средне статистически, в крупном историческом масштабе, демократические политические системы оказываются более жизнеспособными, нежели антидемократические. Однако в каждом отдельном случае обществу приходится искать оптимальную меру демократии, тот её уровень, который оно может себе позволить.

Подведя итог в выборе политического режима для России, всё-таки хочется видеть именно демократию - как компетентное и ответственное перед народом представительное управление.

13 Политический режим. Демократический, авторитарный, тоталитарный политические режимы Политический режим Политический режим – это образ правления, это способ осуществления государственной власти по отношению к гражданам, это механизм функционирования политической системы Политический режим Политический режим: - определяет климат в обществе; - динамику его развития; - характер взаимоотношений людей; - воздействует на все сферы общества; - отражает отношения между: Личность Общество Государство «Где царит сила, там закон бессилен» (Менандр III в до н.э.) (Менандр III в до н.э.) «Политическая свобода состоит вовсе не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, то есть в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемыми делать то, чего не должно хотеть» делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемыми делать то, чего не должно хотеть» (Ш. Монтескье) (Ш. Монтескье)


13.1 Основные типы политических режимов (XX век) тоталитаризм авторитаризм демократия Политическое государство одной силы (класса, партии, личности). Экономическое господство одной (государственной) формы собственности Схож с тоталитаризмом, но допускает другие формы собственности. Допускает смешанные типы правления и собственности. Политический плюрализм (парламентаризм, многопартийность). Экономический плюрализм (существование различных форм собственности) Режимы подразделяются Тоталитарные режимы Авторитарные режимы Демократические режимы либеральные; охлократические; консервативные; элитарно – аристократические. фашистский; военно – бюрократический; теократический. жестко – авторитарный; авторитарно – демократический. Могут выступать в формах: этатизм этатизм (etat - государство) – управление государственной собственностью чиновниками с выгодой для себя; плутократия плутократия – форма правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность; партократия партократия - фактическое правление в стране, осуществляемое верхушкой партийного аппарата.


13.2Тоталитаризм Тоталитаризм Тоталитаризм – (totalis – всеобщий, всеохватывающий) полный контроль над жизнью общества всеобщий и полный контроль всех сторон жизни общества и граждан, унификация жизни, насилие над личностью; возникает, когда общество находится в состоянии структурного кризиса, когда оно деморализовано (Германия, 1918 год, Россия – после гражданской войны); люди могут не подозревать, быть довольными, так как не с чем сравнивать. Признаки тоталитаризма: 1. Наличие единственной массовой партии во главе с лидером – диктатором; 2. Наличие официально господствующей в обществе идеологии; 3. Монополия государства на СМИ; 4. Монополия государства на вооруженные силы; 5. Система террористического полицейского контроля; 6. Центральная система контроля и управления экономикой. Пример, Германия при Гитлере, Россия при Сталине (СССР) «Когда говорит фюрер – это как религиозная служба» (Геббельс) «Кто хочет жить, тот должен бороться, а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь» (А. Гитлер) участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь» (А. Гитлер)


Тоталитаризм (XX век) «Правый» «Левый» варианты Фашизм, национал – социализм Германия; Италия. 1. Провозглашен приоритет нации, расы, этноса; 2. Идеология – расизм, национализм; 3. Идея – биологическое неравенство людей, народов; 4. Доминируют национальные ценности. СССР 1. Провозглашен приоритет рабочего класса; 2. Идеология – марксизм – ленинизм; 3. Идея – равенство, построение коммунизма; 4. Доминируют классовые ценности. Массы режим одобряют, воспринимают вождя как родного. Враг вождя – враг народа; Массы полны энтузиазма, политически активны; Характерна обстановка политической напряженности, поиска внутреннего и внешнего врага; Все всё контролируют; Карательные операции воспринимаются как воля народа. «Если диктатор современного типа замечает, что не пользуется доверием народа, то первое же го поползновение – уволить в отставку сам народ, народа, то первое же го поползновение – уволить в отставку сам народ, заменить его другим, более лояльным» (Б. Брехт) заменить его другим, более лояльным» (Б. Брехт) 13.3


13.4 тоталитарных государствах лидеру (вождю). В тоталитарных государствах большая роль принадлежит лидеру (вождю). Формируются иллюзии Формируются иллюзии: вездесущности (мумия – в открытом гробу, портреты – иконы); вечность, бессмертие (не болеют, нет фото Гитлера в очках); родового символа (Сталин – отец народов, после его смерти – народ осиротел; дети – внуки Ильича); политического символа (фото на деньгах); национальный символ (изображения: Гитлер – голубоглазый; замалчиваются корни: Ленин - еврейские); образец для подражания: скрывалось дворянское происхождение («Гитлерюгенд», Всесоюзная пионерская организация им. Ленина. Клятвы: «Фюрер, командуй, мы следуем!», «Будь готов – всегда готов!» - в День Рождения вождя); идеальный фюрер (вождь) – аскет, аскетизм. «Фюрер – это партия, а партия – это фюрер» (А. Гитлер, 1935 год) «Мы говорим – Ленин, подразумеваем партия, мы говорим – партия, подразумеваем Ленин» (В. Маяковский) Авторитарный и тоталитарный режим имеют много общего; они антинародны, антидемократичны, это власть «твердой руки», но есть и отличие! См. ниже.


13.5 Авторитарный режим Авторитарный режим Авторитарный режим – (от лат. auctoritas власть, влияние) характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Характеризуется частичным контролем государства над обществом. Общество и государство разделены; существуют элементы гражданского общества. авторитарный режим чаще всего устанавливается вопреки и помимо воли; массы сомневаются, не одобряют, не поддерживают режим, негативно относятся к лидеру, считают власть нелегитимной; массы неактивны, апатичны, безразличны; между массами и лидером – огромная пропасть. Легитимность Легитимность (от лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Признаки режима Признаки режима: нет четкой идеологии, запрещение партий, СМИ и т.д.; контроль над жизнью общества – избирательно; режиму не нужна преданность; допускается ограниченная критика; не скрываются негативные стороны жизни; контроль осуществляют специальные органы. Фидель Кастро – лидер Кубы. Иван IV Васильевич Грозный (с помощью опричнины хотел укрепить свою власть)


13.6 Демократический режим Демократия Демократия – (по словам Авраама Линкольна) есть «правление народа, осуществляемое самим народом и для народа». При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства. Главным признаком демократии является законодательно обеспеченные выборные формы как пропорционального представительства во власти (коллективный орган) так и авторитарного представительства (президент), и обязательного наличия любых форм неотъемлемых прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов меньшинств. Признаки режима Признаки режима: политический плюрализм; свобода прессы, отсутствие цензуры, свобода оппозиции; гарантия личной неприкосновенности; многопартийность; более 60% общества – средний класс; толерантность. Страны – представители Страны – представители: Россия, США, Греция «Конституция СССР и конституция США гарантируют свободу слова, но в США гарантируют свободу слова, но в США гарантирована еще и свобода после сказанного» (Анекдот) после сказанного» (Анекдот) «Нет ни одного человека выше и ни одного человека ниже меня» Главная формула понятия демократии заключена в формулировке «Права и Свободы Человека и Гражданина» где «Права» являются категорией законодательно-регулируемой свободы, а «Свободы» формой свободы необходимой для бытового использования и прямо нерегулируемых законодательством, но являющихся неотъемлемой частью Концепции Общества закрепленной в Основном Законе.


13.7 Демократический режим (продолжение) Обязательно: - свобода; - равенство; - справедливость. Принцип «Пяти колец» Принцип народовластия Законодательная власть Власть информации Судебная власть Власть интеллекта Исполнительная власть Многонациональный народ – носитель суверенитета Народ имеет исключительное право принимать конституцию Народ осуществляет власть Узурпация власти является преступлением Выборы происходят на основе всеобщего, равного, прямого, избирательного права при тайном голосовании человека и его права Демократическое государство провозглашает человека и его права высшей ценностью; естественные и неотъемлемые Права человека – естественные и неотъемлемые: - право на жизнь; - право на свободу; - право на собственность. Естественные права Естественные права – те, которые принадлежат человеку по праву его существования; Дж. Локк, Т. Пейн


Естественные права Честь Личная неприкосновенность Интеллектуальные права Право личности добиваться своего счастья Свобода Жизнь Достоинство 13.8 Гражданские права Гражданские права – те, что принадлежат человеку, как члену общества; Разрешено все, что не запрещено законом Демократическое государство придерживается принципа: «Разрешено все, что не запрещено законом»; Государство служит человеку и обществу, а не наоборот Принцип «Государство служит человеку и обществу, а не наоборот»; Институты, обеспечивающие реализацию принципов демократии: Референдум с альтернативными ответами Президентские выборы с несколькими кандидатами Парламентские выборы с конкурирующими партиями, предвыборными блоками Демократия Демократия – народная форма правления, в которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей при свободной избирательной системе. демократия Термин «демократия» ввел Геродот Теорию ДЕМОКРАТИИ разрабатывали: Геродот (490 – 480 – 425 гг до н.э.), Аристотель, Платон, Дж. Локк, А. Смит, Ш, Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др


Основы демократии: народовластие, народный суверенитет - как источник власти; правительство – основанное на согласии управляемых; власть большинства – уважающая права меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; разделение властей; вырховенство закона; равенство всех перед законом; справедливое судопроизводство; конституционные ограничения правительства; социальны, экономический, политический плюрализм; полгая гласность; терпимость, прагматизм, сотрудничество и компромисс в обществе. Условиями демократии признают: выборы; политическое представительство; предоставление гражданских прав населению; конкуренция. 10 декабря – Международный Международный День прав человека человека 13.9


13.10 Основные права человека. Хартия ООН, Хельсинский заключительный акт всеобщей декларации прав человека (1948 год) свобода слова, свобода выражать свои мысли и свобода печати; свобода вероисповедания; свобода собраний и объединений; право на равную защиту закона; право на соблюдение законности и на справедливое судопроизводство. Плюралистическая демократия. Принципы: Свободные выборы правителей Свобода выдвижения кандидатур Свобода голосования Свобода избирательного права То есть тайное голосование и возможность пропаганды То есть всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек – один голос» Плюрализм Плюрализм (от лат. - множественный) – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Широкие возможности для выражения своих интересов, мнений, взглядов через организации и СМИ.


13.11Выборы Участвуя в выборах, необходимо помнить: 1. Избирательные кампании осуществляются в том числе и на наши средства (так как главным организатором выборов выступает государство, существующее на налоги граждан); 2. Не нужно уклоняться от участия в выборах, ведь это способ навязать свою волю властям, вызвать у властей сомнение в непогрешимости, оценить удельный вес своего голоса в хоре голос граждан; что 3. На выборах избиратель голосует не только за конкретных людей, но и за то, что ему даст данная власть. Выборы Выборы демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. Существуют разные виды выборов: 1. Очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа; 2. Досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц; 3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и сроке, установленном законом; 4. Дополнительные выборы - назначаются в случае сложения депутатом своих полномочий по основным предусмотренным законам; 5. Повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны не состоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Подавляющее большинство людей прекрасно разбираются в таких понятиях, как демократия и диктатура. Спросите об этом жителя самой глухой деревушки, имеющего среднее образование, и он легко даст определения упомянутых слов и укажет, какая между ними разница. Но далеко не каждый, даже весьма образованный индивидуум сумеет внятно объяснить,чем отличается авторитарный режим от тоталитарного. Для многих людей оба слова являются синонимами. Однако это не так, и в данной статье мы подробно об этом расскажем.

Формулировки

Авторитаризм (авторитарный режим) – явление, суть которого заключается в концентрации власти в пределах одной группы единомышленников или же в руках одного человека. Какая-либо серьезная оппозиционность к власти невозможна или же носит декоративный характер. Однако в неполитических областях жизни государства (культура, частная жизнь, экономика и ряд других сфер) возможно свободное проявление личности и творчества. Главное правило – чтобы эта относительная свобода не затрагивала действующую власть в негативном плане.

Кстати, обычно любой авторитарный режим рано или поздно приходит к формату единоличной диктатуры, даже если он начинался с власти определенной группы лиц. Государства с авторитарным строем существовали всегда и в больших количествах. Не исключение и сегодняшнее время, например: Марокко, Саудовская Аравия – яркие представители абсолютистских монархий; военные режимы недавнего прошлого – генерал Перон в Аргентине, Чили во главе с Пиночетом.

Тоталитарный режим можно образно назвать «сыном авторитаризма», так как практически он является дальнейшей стадией его (авторитарного режима) развития. В тоталитарном государстве у власти всегда находится один человек, обладающий правами «бога», и неважно, как его называют – диктатор, царь, вождь, фюрер или генеральный секретарь. Хотя внешне может существовать некое подобие коллективного управления. Яркий пример– ЦК КПСС в нашем недавнем прошлом, где вся реальная власть на деле была сосредоточена в руках генсека партии.

При тоталитаризме власть стремится к полноценному контролю над всеми сферами жизни общества, вплоть до мыслей. Любое инакомыслие, мнение, отличное от «царского», рассматривается как преступление против государства и карается властью, причем зачастую с крайней жестокостью. Классическими представителями тоталитаризма считаются политические режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии, и это далеко не полный список.

Приведем два типичных примера, характеризующих данные политические режимы.

Германия, Германия превыше всего

В середине 20-го столетия к власти в разбитой и разоренной Германии (после поражения в 1-й Мировой войне) пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП). В первые несколько лет власть национал-социалистов представляла собой авторитарное правление, главной целью которого было поднятие экономики и укрепление военной мощи государства. Однако очень быстро власть сосредоточилась в руках одного человека – фюрера (вождя) партии Адольфа Гитлера. С этого момента стартовала стадия стремительного перерождения авторитаризма в тоталитаризм. Интересно, что сам период авторитарного правления был настолько невнятным и смазанным, что историки обычно его упоминают вскользь, как факт, не заслуживающий серьезного научного исследования.

Началось повсеместное и насильственное насаждение нацистской идеологии, создание мощнейшего полицейско-идеологического аппарата для тотального контроля над гражданами Германии, причем проживающими не только на территории Рейха, но и вне его пределов. В стране регламентировалось и контролировалось практически все возможное и невозможное. Культура, медицина, спорт – все области деятельности человека попали под жесткий, неусыпный надзор. Германия превратилась в хорошо отлаженную машину, где каждый винтик знал свое место и свою задачу. К счастью, этот монстр просуществовал очень недолго, но бед всему человечеству принес немало.

В Сантьяго идет дождь

В 1973 году 11 сентября с этой кодовой фразы в Чили начался военный мятеж под предводительством генерала Аугусто Пиночета. Мятеж был кровавым и успешным. В южно-американской республике на долгие годы воцарилась военная хунта. Однако режим Пиночета никоим образом нельзя назвать тоталитарным. Да, это была диктатура; да, группа военных полностью присвоила себе право распоряжаться судьбой целой страны; да, любые попытки сопротивления жестоко подавлялись. Но в то же время была дана полная свобода экономике. Частному бизнесу включили зеленый свет. Разрешалось все, что шло на пользу государству. Появился даже термин «чилийское чудо». Сейчас идет много споров по поводу того, была ли эффективна чилийская экономическая модель или это была обычная «пирамида», которая в конце концов рухнула. Однако речь в нашей статье идет не об этом. Главным остается тот факт, что власть не вмешивалась в бизнес, экономику, медицину, спорт, что совершенно невозможно при тоталитарном режиме.

Сравнение. Окончательный вердикт.

Идеология

Тоталитарному режиму нужна четкая и всеобъемлющая идеология. Она требуется для обоснования преступлений, очень часто совершаемых «вождями-фюрерами» против собственного народа. Она должна подводить оправдательную базу под преступления, которые зачастую совершаются против других народов. Она нужна для зомбирования людей в нужном ключе. Без идеологии такой политический строй долго не протянет.

Оппозиция

Люди, думающие иначе, не нравятся ни одному из описываемых режимов власти. Однако авторитаризм позволяет иметь оппозицию, если она напрямую не угрожает существующим порядкам. Такие оппоненты получили название «карманная оппозиция». В большинстве случаев это деятели, которые в молодости искренне хотели «перевернуть мир», но со временем власть доказала им бесперспективность борьбы против нее. И бывшие «потрясатели основ» тихо и мирно перешли на содержание правящего политического режима, регулярно проводя безобидные акции протеста и подавая голос по команде сверху.

Совсем иное отношение к таким товарищам у тоталитарной власти. Мысль о том, что кто-то может что-то сказать против существующей «линии партии», приводит режим в ярость. Любой «смутьян» немедленно наказывается, причем очень часто с крайней жестокостью – «чтобы другим неповадно было». Поэтому появление оппозиции, даже «карманной», при тоталитаризме невозможно. Она просто не успеет вырасти.

Свобода

И здесь оба режима очень схожи. Однако отличие авторитарного режима от тоталитарногов этом вопросе имеет место, и довольно существенное.

Авторитаризм допускает определенную независимость личности в частной жизни и по направлениям, которые никак не связаны с политикой и порядками, установленными властью. Это касается в первую очередь экономики, спорта, медицины и некоторых других областей деятельности человека. Однако культура, духовные сферы уже подвергаются жесткой цензуре на предмет критики существующей власти.

Тоталитарный режим все держит под жесточайшим контролем. Сама его суть не позволяет, чтобы обычный гражданин вышел за рамки жестко установленных правил и порядков. Все должно быть строго расписано и зарегламентировано. Режим растит безынициативных и тупых исполнителей его, порой самых чудовищных, приказов.

Вождь

Вожди присутствуют и там и там. Однако в авторитарном формате роль лидера не таквелика, как при тоталитарном режиме. Главное поле деятельности авторитаризма – политика, политическое устройство государства. И, поскольку «царь» не вмешивается в частную жизнь граждан, его влияние на их умы не слишкомсильно – соответственно и отношение сограждан к своему лидеру гораздо более критично, чем у его оппонента (при тоталитаризме). Известны случаи, когда граждане искренне презирали своего лидера и смеялись над ним. Кстати, это явление встречается и на постсоветском пространстве, где некоторые республики развалившегося СССР представляют собой типичные авторитарные формирования, лидеры которых не особо пользуются уважением народа.

В тоталитарном государстве вождь – это совсем другая ипостась. Мы не зря употребили этот религиозный термин, ведь зачастую лидеры таких государств обожествляются еще при жизни. Достаточно вспомнить Сталина и Гитлера. Обязательная черта вождей тоталитаризма – сильная харизма. Народ должен искренне любить своего вождя-фюрера и верить в него. Именно на этом основано построение тоталитарной власти. Вспомните любое тоталитарное государство. Всегда в первом акте тоталитарного спектакля на сцене присутствует сильный, авторитетный лидер, который закладывает основы будущей абсолютной власти и берет под контроль всю страну в прямом и переносном смысле. В дальнейшем лидеры начинают слабеть и вырождаться, в результате финальная сцена у всех подобных режимов одинакова – полный крах.

Закон

Закон и порядок являются залогом благополучия любого государства. К сожалению, эта аксиома очень плохо воспринимается обоими режимами. Правда, авторитарная система еще более-менее поддерживает законность в областях, которые не затрагивают ее прямых интересов, – о них мы уже не раз упоминали, поэтому не будем повторяться. В сокровенной области для любого авторитарного государства – в политической системе – конституция, юридическое право отходят на десятое место. На первое место выходят политические интересы правящей элиты и ее лидера. И они соблюдаются без всякой оглядки на законы.

У любителей тоталитаризма дела обстоят еще хуже. Здесь закон является не более чем ширмой, дымкой, прикрывающей абсолютное беззаконие. В любой области, в любом вопросе, если власть сочтет вас потенциальной угрозой, вы будете беспощадно раздавлены. Причем любое, самое чудовищное решение будет прикрыто идеологией, сказками об угрозе безопасности государству, вождю (любимая тема тоталитарного режима). Пытки, казни, похищения и убийства неугодных – вот далеко неполный арсенал «законных» действий тоталитарной системы. Увольнение с работы без права на трудоустройство, психиатрическая больница, высылка из страны, лишение всех материальных и социальных благ считаются уже чуть ли не демократическим воздействием на преследуемых. Личность, подвергшаяся таким наказаниям, должна быть счастлива и благодарить власть за проявленную мягкость.

Действия подобных режимов в исполнительной части законодательства уже давно получили меткую характеристику – государственный терроризм. Ну что же, сведем все вышеописанное в одну краткую таблицу.

Авторитарный режим Тоталитарный режим
Идеология может быть, а может и не быть. В любом случае она не приоритет Обязательное наличие идеологии. Причем это один из «китов» режима
Оппозиция –нежелательный, но вполне допустимый элемент, при условии ее политической беззубости Оппозиции не может быть в принципе
Разрешение некоторой независимости от власти в неполитических сферах Тотальный контроль «всего и вся». Никаких свобод, ни в каких областях
Лидер может быть, как глубокоуважаемый, так и глубокопрезираемый На начальном этапе обязательное наличие харизматичного лидера, пользующегося истеричной «всенародной любовью»
Жесткое отношение к гражданам, но без излишней жесткости и беспредела, с соблюдением минимальной законности Государственный терроризм как основной инструмент воздействия на инакомыслящих. Законность носит чисто декоративный характер

Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу - "западный" и "восточный"; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикальный) и светский режимы. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов. Однако всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений - авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо "пропорции", установленной некоторой теоретической схемой.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав:

социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

соблюдение принципа законности и защиты прав личности;

идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом следует учитывать, что полученные таким образом "идеальные" модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.

В политологии выделяются четыре основных типа политических режимов:

тоталитарный - всепроникающий, всеподчиняющий;

либеральный - свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;

демократический - вовлекающий народные массы в процессы политического управления.

На практике способ реализации государственной власти выступает чаще всего в таком симбиотическом проявлении: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.

В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современная политология использует понятия "авторитаризм" и "тоталитаризм" применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью "поглощает" общество, неограниченно вмешиваясь не только в области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан, является отличительной чертой тоталитарного режима.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства - как правило пожизненно - становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные "избирались" нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше "эмиссарами" либо утрачивают самостоятельность.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

Для "идеального" тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и "официальных" профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору - в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Характерная особенность тоталитарного режима - отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными "высшим" интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой. Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку национального капитала, способствует экономическому развитию.

Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления - абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

Авторитарно-тоталитарный режим может принимать форму диктатуры каких-то классов, социальных сил (разновидность - хунта, военная диктатура), а также выступать в виде культа личности. Общим для такого режима является отчуждение граждан и их организаций от самостоятельного участия в политике; отношения между обществом и государством принимают извращенную форму - общество всецело и безраздельно подчиняется государству.

Авторитарно-тоталитарный режим, объективно являясь антиподом демократии, всегда выступает ее противником, хотя на словах - в программах, заявлениях, призывах - широко использует демократическую фразеологию, лозунги свободы и всеобщего равенства. При этом следует указать на весьма распространенный, но всегда завуалированный факт: никто и никогда открыто не обосновывает естественность и правомерность тоталитаризма. Совсем напротив - все прикрывается мерками демократии, ее требованиями.

Другие начала организации и функционирования государственной власти лежат в основе либерального, демократического режима. Причем если главным в характеристике либерального политического подхода является свобода для граждан, общества в решающих сферах жизнедеятельности, не говоря уже о частной жизни, то при демократическом самое существенное - это вовлечение населения, граждан в государственные дела посредством их разнообразного участия в осуществлении власти. И, конечно, в соответствии с этим государство использует совершенно другой арсенал средств и методов в своей деятельности. Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.

Характерные черты демократических режимов:

признание народа в качестве источника власти;

выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям;

подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

провозглашение основных демократических прав и свобод;

равенство всех граждан перед законом;

легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности;

государственное устройство по принципу "разделения властей";

создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего социальной основой демократического режима.

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной "экстремальной" ситуаций авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба "народных избранников" в конечном счете зависит от воли избирателей, и для того, чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

Политический и идеологический плюрализм, который при демократическом режиме реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему, способствует тому, что правящая партия или коалиция постоянно находится в поле конструктивной критики сторонниками альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные полномочия "мягко" перейдут к готовым для их исполнения оппозиционным силам.

Важнейшим принципом политического режима является конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу этой печатной продукции несовершеннолетним.

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.