Российско-израильские отношения. Досье

31.07.2019 Красота

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 января в Москве состоятся переговоры президента России Владимира Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Лидеры двух стран планируют обсудить вопросы торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, а также вопросы ближневосточного урегулирования и ситуацию в Сирии.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о российско-израильских отношениях.

Дипотношения

18 мая 1948 года Советский Союз первым признал де-юре государство Израиль и уже 26 мая установил с ним дипломатические отношения. Это произошло почти сразу после создания еврейского государства 14 мая 1948 года. В феврале 1953 года по инициативе СССР дипотношения были прерваны. Предлогом стал взрыв бомбы на территории миссии СССР в Израиле, ответственность за который советская сторона возложила на правительство Израиля (тогда три человека получили ранения).

Следов причастности к взрыву какой-либо из радикальных еврейских групп или арабских террористов израильские спецслужбы не нашли. В июле того же года дипотношения были восстановлены.

В июне 1967 года СССР разорвал отношения с Израилем после начала Шестидневной войны, продемонстрировав солидарность с арабскими странами. Разрыв советско-израильских отношений продолжался 24 года, что было связано с несогласием советского правительства с политикой Израиля в регионе (арабо-израильские войны в 1973 и 1982 годах). Лишь в 1987 году отношения были возобновлены по консульской линии. В полном объеме дипломатические отношения были восстановлены 18 октября 1991 года. В декабре 1991 года Израиль признал Россию правопреемницей СССР.

Вопросы ближневосточного урегулирования

На протяжении всего периода двусторонних отношений центральной темой политического взаимодействия между Россией и Израилем были вопросы ближневосточного урегулирования. Являясь активным участником мирного процесса и членом "квартета" международных посредников (РФ, США, ЕС, ООН), Москва при выработке своей позиции опирается на основополагающие резолюции СБ ООН 242, 338, 1397, 1515, Арабскую мирную инициативу от 2002 года и дорожную карту от 2003 года (предложена "квартетом").

Россия выступает за предусмотренное этими документами создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем в границах 1967 года (в результате Шестидневной войны Израиль оккупировал палестинские территории - Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и сектор Газа), и вывод израильских вооруженных сил с оккупированных территорий. При этом МИД РФ решительно осуждает теракты против мирных жителей Израиля со стороны экстремистских палестинских групп, которые не признают мирный процесс и используют насилие как инструмент достижения политических целей.

Россия как член "квартета" по ближневосточному урегулированию выступает за скорейшее возобновление прямых переговоров между Израилем и Палестиной, в ходе которых должны быть решены ключевые вопросы об израильских поселениях, палестинских беженцах и статусе Иерусалима. Переговорный процесс между Израилем и Палестиной был приостановлен в апреле 2014 года после того, как конкурирующие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС объявили о формировании правительства национального единства. Тогда Тель-Авив заявил, что "не будет вести переговоры с палестинским правительством, которое поддерживает террористическая организация ХАМАС, призывающая к уничтожению Израиля".

В декабре 2017 года после заявления президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим Москва выразила обеспокоенность и подчеркнула, что это может осложнить палестино-израильские отношения. 6 декабря пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков подтвердил принципиальную позицию России, которая заключается "в поддержке безотлагательного возобновления прямых палестино-израильских переговоров по всем спорным вопросам, включая статус Иерусалима".

Вопросы сирийского урегулирования

В последние годы одной из важных тем политической повестки российско-израильских переговоров стала ситуация в Сирии. Россия и Израиль занимают разные позиции по поводу этого конфликта. Москва является одним из инициаторов политического урегулирования и переговоров правительства Башара Асада и сил оппозиции. Россия поддерживала сирийскую армию в ее борьбе с боевиками "Исламского государства" (ИГ, запрещена в России) и после разгрома ИГ продолжает оказывать помощь правительственным войскам Сирии в борьбе с другими террористическими группировками.

Израиль не поддерживает ни одну из сторон конфликта и не принимает участие в мирных переговорах по Сирии. При этом израильская авиация регулярно осуществляет рейды на территории Сирии против вооруженных боевиков ливанской шиитской группировки "Хезболлах", участвующей в боевых действиях на стороне Асада и имеющей тесные связи с Ираном. Для того, чтобы обезопасить военные силы двух государств от случайных столкновений при проведении операций на сирийской территории, осенью 2015 года Израиль и Россия наладили обмен информацией, для чего при Генштабе Израиля был создан специальный координационный центр.

В связи с тем, что Россия активно взаимодействует в Сирии с Ираном, Израиль выражает обеспокоенность усилением позиций Ирана в регионе, а также поставками Тегерану российского вооружения (зенитно-ракетный комплекс С-300). 9 августа 2017 года израильская газета Haaretz сообщила, что Израиль потребовал вывода из Сирии войск Корпуса стражей исламской революции (элитное подразделение иранских вооруженных сил), бойцов "Хезболлах" и лояльных Тегерану шиитских ополченцев.

По данным газеты, это условие было выдвинуто в ходе серии тайных переговоров России, США и Израиля в Аммане (Иордания) о зонах деэскалации в Сирии. Переговоры состоялись за несколько дней до встречи Владимира Путина и Дональда Трампа 7 июля 2017 года на саммите G20 в Гамбурге, на которой обсуждался вопрос о создании зон деэскалации на юго-западе Сирии (районы Дераа, Эль-Кунейтра и Сувейда). Израиль не поддержал это соглашение о зонах. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что оно создает условия для наращивания иранского присутствия в Сирии.

Экономика

Вопросы экономических двусторонних связей курируют Смешанная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (создана в 1994 году) и Российско-израильский деловой совет (создан в 2010 году).

По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между Россией и Израилем в 2017 году составил $2,158 млрд, что в целом соответствует уровню 2016 года ($2,2 млрд). Объем российского экспорта - $1,48 млрд. В его структуре 43% приходится на минеральные продукты, 36% - на драгоценности. Израильский импорт составил $678 млн. Основными статьями импорта из Израиля в РФ остаются овощи и фрукты - 31%, машины, оборудование и аппаратура - 18%.

Стороны планируют увеличить товарооборот после подписания договора о зоне свободной торговли между Израилем и Евразийским экономическим союзом. Консультации о заключении такого соглашения начались в 2016 году.

В последнее время крупные совместные проекты реализуются в сфере высоких технологий, космоса, строительства и др. На израильском рынке информационных технологий действует ряд российских компаний. Так, компания "Яндекс" в 2010 году вложила $4,5 млн в израильский стартап Face.com (позднее приобретен компанией Facebook за $100 млн). 18 марта 2014 года "Яндекс" приобрел другой израильский стартап KitLocate, представляющий мобильную технологию для сбора геоданных. Российская компания YotaDevices и израильская Cellrox занимаются совместной разработкой мобильных технологий.

27 марта 2011 года России и Израиль подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. В 1995-2014 годах российскими носителями было выведено на околоземную орбиту девять израильских спутников. Последний запуск состоялся 19 июня 2014 года. Тогда российско-украинская ракета-носитель "Днепр", стартовавшая с пусковой базы "Ясный" в Оренбургской области, в групповом запуске вывела на орбиту израильский космический аппарат Duchifat-1.

Израиль также является одним из направлений, которые россияне выбирают для отдыха. По последним данным Ростуризма, в первые девять месяцев 2017 года Израиль посетили 256 тыс. наших соотечественников (в 2016 году этот показатель составил 213,7 тыс. человек).

Принципиальные противоречия национальных интересов России и Израиля

Михаил Ошеров

В последние годы наметилось некоторое улучшение взаимоотношений России и Израиля. Достаточно обыденными стали визиты руководства Израиля в Москву. Президенты Израиля дважды побывали в Москве за последние три года, в Израиль приезжают российские делегации различного уровня.

Тем не менее, на взаимоотношения России и Израиля влияют фундаментальные политические и геополитические факторы, действие которых не может отменить никакая личная дипломатия Биньямина Нетаньяху , регулярно добивавшегося больших личных успехов на переговорах в России, в частности, в вопросах отсрочки российских поставок Ирану и Сирии систем ПВО С-300.

В газовой сфере государство Израиль не пошло на партнерские отношения с «Газпромом», отдав на откуп израильским и американским фирмам добычу природного газа с шельфа Средиземного моря и экспорт в Европу, выступая в этой роли конкурентом «Газпрома» и сокращая тем самым долю «Газпрома» на европейском рынке.

В военно-политической сфере государство Израиль является верным партнёром США, а с недавних пор - тайным союзником арабских стран Персидского залива, заинтересованных с недавних пор вместе с Израилем в уничтожении государственности в Сирии.

В Израиле находится свыше десяти важнейших американских военно-стратегических объектов - подземные бункеры, подземные склады ёмкостью на сотни тысяч тонн, американский центр раннего оповещения ПРО (противоракетной обороны), пусковые установки для американских и израильских баллистических ракет и крупнейшая база 6-го (Средиземноморского) флота США. Государство Израиль фактически полностью интегрировано в американскую глобальную военную систему и является одним из военных форпостов США на Ближнем Востоке.

Государство Израиль является одним из крупнейших и опаснейших конкурентов России в сфере торговли оружием. Израильский экспорт оружия составляет несколько миллиардов долларов в год. Израиль конкурирует с Россией на рынках многих стран, в частности, на индийском и китайском рынке.

Особенно ярко противоречия национальных интересов России и Израиля выявились в последнее время в связи с обострением политической ситуации в Сирии и в связи с усилением российского военно-технического присутствия в Сирии.

Россия, оказывая всемерную военную и политическую поддержку братскому сирийскому народу, заинтересована в возрождении единой и территориально целостной Сирии, что противоречит израильским интересам и израильской национальной военно-политической доктрине, подразумевающей максимальное ослабление вплоть до расчленения всех сильных соседних государств, так или иначе противостоящих Израилю в связи с пограничными конфликтами или в связи с арабо-израильским конфликтом. Так, например, к результатам действия такой израильской политики следует отнести расчленение ранее единого и сильного государства Судан на два воюющих друг с другом государства. Государство Израиль с 1970-х гг. готовило южносуданских боевиков и раздувало пожар гражданской войны в этой когда-то сильной и единой африканской стране. Сотни тысяч убитых людей, сотни тысяч беженцев - вот результат израильской политики в Судане и израильской военной доктрины. Государство Израиль для противостояния мусульманским государствам севера Африки поддерживало немусульманские государства центральной Африки, всячески раздувая конфликты в этом регионе. Оказав поддержку мусульманским сепаратистам Эритреи против христианской Эфиопии, государство Израиль в итоге получило военно-морскую базу на эритрейских островах в Красном море.

На самом Ближнем Востоке государство Израиль поддерживает все возможные сепаратистские и антиправительственные силы в регионе, которые готовы с ним (с государством Израиль) сотрудничать - иранских азербайджанцев и иранских курдов, иракских курдов, суннитских боевиков в Ливане и в Сирии.

Смысл военно-политической доктрины Израиля и израильской элиты очень простой - любой ценой обеспечить продолжение оккупации захваченных и незаконно удерживаемых государством Израиль палестинских территорий, на которых должно быть создано независимое палестинское государство, а также продолжение оккупации захваченных в 1967 г. у Сирии Голанских высот. Для достижения этих целей государство Израиль, чтобы избежать внешнего военно-политического давления, должно обладать абсолютным военным превосходством в регионе и постоянно проводить фактически враждебную политику в отношении всех стран, поддерживающих теми или иными способами Палестинскую автономию и требующими от государства Израиль создания независимого палестинского государства.

На постсоветском пространстве государство Израиль всемерно поддерживало экстремистский режим Саакашвили в Грузии. Израильский генерал Галь Хирш , которого недавно израильский кнессет не утвердил на важный государственный пост в связи с подозрениями в коррупционной деятельности, в том числе в Грузии, в начале 2000-х гг. возглавлял группу израильских военных советников в Грузии, обучавших грузинскую армию. Израильские военные советники покинули Грузию примерно 2 или 3 августа 2008 г., очевидно, зная заранее о нападении Грузии на Южную Осетию. Из израильского оружия обстреливался южный Еврейский квартал Цхинвала. Грузинская армия широко применяла различные израильские системы связи и радиоэлектронной борьбы. После поражения грузинской армии в войне 08.08.08 огромное количество израильского трофейного оружия и систем связи и радиоэлектронной борьбы, оказалось в России.

В других регионах постсоветского пространства государство Израиль проводит политику не самую дружественную по отношению к России. Так, например, в мае прошлого года посол государства Израиль на Украине Элиав Белоцерковский, выступая на открытии почётного консульства Израиля, заявил, что государство Израиль поддерживает позицию Запада, осуждающую агрессию России против Украины. Эта позиция Запада вылилась в сильнейшие экономические санкции против России, которые, судя по этой декларации посла Израиля на Украине, поддерживаются государством Израиль. При этом государство Израиль, декларирующее память о Холокосте, ни разу официально не осудило политику возрождения фашизма на Украине, официально проводящуюся украинскими незаконными властями, пришедшими к власти после государственного переворота в 2014 г.

Спецслужбы государства Израиль вольготно чувствуют себя в странах бывшего СССР. Так, в сотрудничестве с украинской тайной полицией - СБУ, они выкрали с территории Украины и тайно доставили на территорию Израиля палестинского инженера Дирара Абу-Сиси. Азербайджан для израильских спецслужб стал центром разведывательных и диверсионно-террористических действий против Ирана.

Государство Израиль максимально заинтересовано в ослаблении центральной власти в Сирии. За последние несколько лет государство Израиль внесло свой посильный вклад в поддержку международных бандитов, воюющих против законного сирийского правительства. На оккупированных государством Израиль у Сирии Голанских высотах развёрнут военный полевой госпиталь, через который прошло несколько тысяч бандитов и убийц. Особо тяжёлых раненых бандитов из этого госпиталя доставляют в крупные израильские больницы. Вся эта инфраструктура поддержки террора - доставка бандитов от «Пурпурной линии» до госпиталя и лечение сирийских бандитов в израильском военном госпитале и в израильских гражданских больницах, уже обошлась государству Израиль в несколько десятков миллионов шекелей. Против Сирии государством Израиль ведётся постоянная воздушная и радиоэлектронная разведка. Несколько лет назад, в 2013 г., съемочная группа телеканала Fox News запечатлела своими камерами возвращение израильского спецназа с территории Сирии.

Все последние годы до недавнего времени авиация государства Израиль бомбила и уничтожала объекты на территории Сирии. В ходе этих налётов погибло несколько десятков солдат и офицеров сирийской армии и ливанского движения "Хизбалла". Возможно, что в ходе этих израильских актов агрессии против Сирии подвергались опасности жизни российских солдат и офицеров, находящихся в Сирии.

Национальный интерес России на Ближнем Востоке заключается в нескольких простых вещах.

Во-первых , Россия заинтересована в сильной и единой Сирии. Целью усиления российского военного присутствия в Сирии является содействие в восстановлении полного суверенитета и территориальной целостности Сирии, что означает в том числе авиационную поддержку боевым действиям сирийской армии, содействие в планировании операций, в подготовке кадров, содействие в оперативно-тактических вопросах, поставки боевой техники и вооружений, а также «закрытие» сирийского неба средствами ПВО и РЭБ.

Во-вторых , Россия заинтересована в установлении прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке. Единственным существенным условием для заключения мира в регионе и геополитического разблокирования трансконтинентальных маршрутов является прекращение израильской оккупации палестинских земель и создание независимого палестинского государства. Все остальные региональные проблемы являются менее существенными и менее значимыми.

Для достижения всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке требуется всего-навсего выполнение одного единственного условия - прекращение оккупации государством Израиль сирийских и палестинских земель. Это возможно только при условии постоянного и эффективного внешнего политического и экономического давления на государство Израиль. Россия - одна из немногих стран в мире, которая в кооперации с другими странами мира может решить проблему конфликта на Ближнем Востоке.

Руководство России, принимая те или иные решения в отношениях с государством Израиль, должно всемерно учитывать национальные интересы своей страны и народов Ближнего Востока.

Ракетные установки «Искандер-Э» - они же SS-Х-26. Тактико-технические характеристики ракеты, позволяющие ей уберечься от антиракеты «Хец» (Аrrow), дальность действия до 280 км, позволяющая в случае развёртывания ракет в районе Голанских высот наносить удар по любому крупному населённому пункту в Израиле и атомному реактору в Димоне.

На прошлой неделе разразился крупный международный скандал. Израильский премьер-министр Ариэль Шарон потребовал от России не продавать Сирии новые ракетные комплексы. При этом власти нашей страны категорически отрицали наличие каких-либо соглашений о поставках вооружений. В ситуацию тотчас вмешались США, которые пригрозили России санкциями в случае, если ракеты в Сирию всё-таки попадут. Так из-за чего же, собственно, весь сыр-бор разгорелся?

Вообще-то многие специалисты по вопросам безопасности скептически отнеслись к заявлениям о том, что именно продажа ракет явилась основой конфликта между Россией и Израилем. Во-первых, сделка эта ненова, о ней шла речь ещё 2 года назад, причём россияне собирались поставлять ракеты не только Сирии, но и Ирану. Во-вторых, проект такого масштаба наверняка не допустили бы американцы. В-третьих, у Сирии просто нет денег на сделки, стоимость которых составляет 2 годовых военных бюджета страны! Осенью 2004 года Сирия собиралась приобрести у России зенитные комплексы «БУК», но не хватило денег. При этом «БУКи» стоят чуть ли не на порядок меньше SS-26, о которых идёт речь сейчас. Конечно, есть вероятность, что в сирийских банках могли остаться деньги Саддама Хусейна, полученные им от незаконных нефтяных сделок в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». По слухам, именно из них была оплачена 2 года назад покупка в России противотанковых ракетных комплексов «Корнет-Э» и «Метис-М», общей стоимостью $150 миллионов.

Но в любом случае «ракетный кризис» лишь верхушка айсберга проблем, накопившихся в последнее время у России с Израилем. Что же находится в его основании? Об этом и гадает сейчас большинство экспертов-ближневосточников.

Вариант первый. «Оранжевые» олигархи

Самой громкой версией причины охлаждения российско-израильских отношений является украинская.

Не секрет, что опальные российские олигархи, как проживающие в Израиле, так и регулярно посещающие его, являлись основной силой, стоявшей за Виктором Ющенко и его «оранжевой революцией». По некоторым данным, из-за этого руководство России и решило заморозить отношения с еврейским государством. В качестве подтверждения этой версии приводились и весьма кстати подвернувшаяся передача Михаилом Ходорковским 59,5% акций Group Menatep Limited проживающему в Израиле Леониду Невзлину, и визит на Святую Землю Бориса Березовского, который в одном из интервью заявил, что теперь Путину «за ЮКОС и Ходорковского» отомстят.

Вариант второй. Мирный и немирный атом

Говорят, что ухудшение отношений может быть связано и с возводимым Россией иранским атомным реактором в Бушире. Израиль препятствует его постройке, заявляя, что с помощью реактора к 2008 году Тегеран будет обладать атомным оружием. Ну а это является серьёзной угрозой для Тель-Авива. Подобное противоборство, разумеется, не могло не сказаться на дипотношениях.

Вариант третий. Конкуренция торговцев смертью

Причиной могло стать и соперничество на рынке вооружений, ведь в 2004 году Израиль занял на нём третье место, заработав почти $4 миллиарда. Всего на $1,5 миллиарда меньше, чем Россия! При этом Тель-Авив победил в большинстве тендеров на поставку противотанковых ракет, проходивших в Восточной Европе в течение 3 последних лет. Последние сделки с Индией, а также специализация израильтян в «доводке» российской техники вполне могли охладить отношения между странами. При этом недавно еврейское государство продало Китаю беспилотные самолёты «Гарпия», которые используются не только в разведывательных целях, но и как дистанционно управляемые «камикадзе». Мало того, что израильтяне заключили сделку наперекор желанию США, они ещё и взялись за модернизацию этих беспилотников. В России, как и в США, с опаской наблюдают за усилением Китая, и их озабоченность действиями Израиля понятна.

Вариант четвёртый. Нефть - всему голова

Вполне вероятно, что у российско-израильской напряжённости есть и менее романтичная подоплёка. Ведь эти страны никак не могут поделить будущие барыши от транспортировки российской нефти по маршруту Новороссийск - Ашкелон - Эйлат (Tipline) - Бомбей. Нефть эта подлежит поставке индийской компании «Видеш» и уже давно является яблоком раздора. Самым что ни на есть прозаическим.

Эволюция взаимоотношений России и Израиля с 1947 г. по настоящее время

§ 1. Начало дипломатических отношений России и Израиля. Признание Израиля Советским Союзом

СССР поддержал резолюцию 181/II, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г., о создании в Палестине двух независимых государств, и таким образом содействовал появлению на карте мира Государства Израиль. 20 апреля 1948 г. на заседании Первого комитета Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, созванной для обсуждения военно-политической обстановки в Палестине, резко обострившейся после утверждения плана раздела страны, А. Громыко заявил, что «раздел Палестины на два государства представляет собой наиболее справедливое решение». Дауров Р. Дипломатические отношения с Израилем. Дорога длинною в 15 лет// Мировая экономика и Международные отношения. - 2006. №11 С.76. Советский дипломат обвинил также Великобританию как «державу мандатарий», в том, что она «не только не сумела обеспечить элементарный порядок в Палестине, но даже открыла границу этого государства вооруженным бандам» (то есть арабским военизированным подразделениям) и сказал о «недопущении впредь вторжения таких групп в Палестину». Советско израильские отношения. Сборник документов. Т 1. кн. 1. М., 2000. С302.

Советский Союз признал Израиль де-юре 17 мая 1948 года. Он был первой страной полностью признавшей Израиль. Признание последовало вслед за получением послания министра иностранных дел Израиля Моше Шарета министру иностранных дел Советского Союза В. Молотову, в которой он обратился с просьбой об официальном признании правительством Советского Союза Государства Израиль и его временного правительства. Шарет выразил надежду, что это признание укрепит дружеские отношения «между Советским союзом и его народом» и «Государством Израиль и проживающим в нем еврейским народом».

В заявлении от 18 мая 1948 года об официальном признании государства Израиль и его временного правительства В. Молотов выразил надежду, что «создание еврейским народом суверенного государства приведет к укреплению мира и безопасности в Палестине и на Ближнем Востоке», и веру правительства Советского союза «в развитие дружеских отношений между Советским Союзом и Государством Израиль». Говрин Иосеф. Израильско-советские отношения 1953-1967гг. Пер. с иврита. А.Варшавского Прогресс:Культура.

В те судьбоносные дни Советский Союз выступил в поддержку Израиля. Он действовал как через ООН, где он резко осудил вторжение арабских армий на территорию Израиля и призвал к их немедленному выводу, так и оказывая Израилю через Чехословакию военную помощь, жизненно необходимую для отражения вторгшихся армий. Советский Союз ожидал, что в ответ на политическую и военную помощь Израиль встанет на его сторону в конфронтацию между блоками.

27 июня 1948 года в Тель-Авиве и Москве было официально объявлено об обмене официальными представительствами между двумя странами. Полномочным послом Советского Союза был назначен П.А. Ершов, а полномочным послом Израиля была назначена Г. Меир (Меерсон). 15 июля 1948 г. Представитель Украины в Совете Безопасности ООН резко осудил план графа Ф.Бернадота, согласно которому территории Негава и Галилеи рекомендовалось передать Иордании, охарактеризовав его как план, имеющий целью уничтожение Государства Израиль.

26 августа 1948 года в Тель-Авиве обществом дружбы с Советским Союзом в честь Г.Меир и в связи с ее отбытием в Москву был организован вечер, на котором она, в частности, заявила «Мы должны развивать взаимопонимание и дружбу с Советским союзом. Я хочу чтобы была создана прямая и тесная связь с советскими евреями. Я хочу работать с ними в дружеской атмосфере и стремлюсь завоевать их дружбу. Я хочу, чтобы эта прямая связь привела нас к хорошим отношениям с евреями Советского Союза». Васильев А.М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. От мессианства к прагматизму. М., 1993

5 октября 1948 года военный атташе израильского посольства в Москве обсуждал с советским военным руководством следующие вопросы военного сотрудничества между Советским Союзом и Израилем: а) подготовка командного состава; б) поставка трофейного немецкого оружия; в) военно-морские или военно-воздушные базы. Через месяц Г.Меир и М.Намир представили заведующему отделом Ближнего Востока министерства иностранных дел Советского Союза подобный список военного оборудования. Реакция чиновника МИДа была сдержанной. Он высказал опасения, как бы об этих переговорах не стало известно, так как ООН запрещает поставки оружия сторонам, замешанным в конфликте. Он добавил, что это не только повредит СССР, но и усложнит положение Израиля. 24 ноября 1948 года на третьей (политической) сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз предложил проект решения о немедленном выводе арабских армий, вторгшихся в Израиль. Дауров Р. Дипломатические отношения с Израилем. Дорога длинною в 15 лет// Мировая экономика и Международные отношения. - 2006. №11 Представитель Советского Союза Киселев заявил, что Израиль был создан в результате вооруженной борьбы за свободу и независимость. 19 декабря 1948 года Советский Союз голосует за приятие Израиля в ООН. Предложение отклоняется из-за отсутствия необходимого большинства голосов. 7 февраля 1949 года заявлен первый советский протест посольству Израиля в Москве, в котором предъявлены обвинения по 2м пунктам:

1. Посольство занимается рассылкой писем гражданам Советского Союза еврейской национальности, призывает их покинуть Советский Союз, отказаться от советского гражданства и репатриироваться в Израиль. Так как эта деятельность является противозаконной и не согласуется со статусом дипломатического представительства, министерство иностранных дел Советского Союза рекомендует израильскому посольству прекратить ее.

2. Посольство выпускает и распространяет информационный бюллетень в нарушении правил, принятых в Советском Союзе. Посольство должно прекратить выпуск этого бюллетеня.

13 февраля 1949 года посол Советского Союза в Вашингтоне сделал заявление послу Израиля в Вашингтоне в связи со слухами о том, что Израиль собирается присоединиться к плану Маршалла. Он заверил израильского посла, что «у Советского Союза нет намерений просить Израиль присоединиться к возглавляемому им блоку государств, но Советский Союз хочет, чтобы Израиль оставался страной, проводящей независимую внешнюю политику, страной, свободной от иностранного влияния и иностранной власти». 20 марта 1949 года в Декларации принципов Кнессета указывалось, что Израиль будет верен Уставу ООН и будет поддерживать дружеские отношения со всеми странами, стремящимися к миру, в особенности с СССР и США. Г.Меир обратилась с просьбой о торговом кредите, об ускорении рассмотрения просьбы Израиля о поставках оружия из Советского Союза и об оказании Советским Союзом влияния на Румынию и Венгрию с целью разрешения правительствами этих стран репатриации евреев в Израиль. 5 мая 1949 г. Представитель Советского Союза в ООН потребовал незамедлительно принять Израиль в ООН и осудил проволочки, чинимые другими странами по этому вопросу. 11 мая 1949 года Израиль в ООН при энергичной поддержке Советского Союза. 7 июля 1949г. М. Намир как полномочный посол Израиля вручает верительные грамоты Председателю Президиума Верховного Совета.

17 апреля 1950 г. постоянный представитель Советского Союза в ООН Яков Малик вручил генеральному секретарю ООН послание, в котором говорилось, что решение Генеральной Ассамблеи от декабря 1948г., устанавливающее международный контроль над Иерусалимом, не удовлетворяет арабское и еврейское население не только Иерусалима, но и Палестины в целом и в подобных условиях правительство Советского Союза считает нужным отказаться от поддержки данного решения. Правительство Советского Союза выражало уверенность, что ООН сможет найти решение проблемы Иерусалима, - решение, которое будет приемлемым как для арабских, так и для еврейских жителей этого города. 25 мая 1950 года Израиль приветствовал американо-британо-французскую Тройственную декларацию о поставках оружия и гарантиях безопасности Израилю и арабским странам. 4 октября 1950г., после начала Корейской войны, Министр иностранных дел Израиля Моше Шарет выступил против предложения Советского Союза, призывавшего к выводу американских сил из Кореи. Израиль сообщает о своем решении отправить в Южную Корею партию лекарств. 30 октября 1950 года представитель Израиля в ООН присоединился к противникам советского проекта резолюции по вопросу по мирной конвенции и о запрещении применения ядерного оружия. 9 января 1951 года Советский Союз отклонил в ООН план израильской делегации по корейскому вопросу, требовавший немедленного вывода всех иностранных сил из Кореи. 20 мая 1951 года воздержался при голосовании по проекту решения, предложенного западными странами и призывавшего осудить Израиль за бомбардировку Эль-Хама и запретить ему продолжать осушение долины Хула. 21 ноября 1951 в послании странам Ближнего Востока заместитель министра иностранных дел Советского Союза Андрей Громыко выступил против плана регионального командования, предложенного США для этого района. Он предостерег, что присоединение к нему приведет к ухудшению отношений с Советским Союзом. 8 декабря 1951г. в ответе Израиля на советское послание разъяснялось, что Израилю не было предложено участвовать в этом проекте, хотя ему было сообщено о формировании командования; израильская сторона отмечала также, что она не находит оснований считать такое командование агрессивным. Израиль также подчеркивал, что на его территории нет иностранных баз и что он стремиться к миру. Используя эту возможность, Израиль призвал правительство Советского Союза разрешить репатриацию советских евреев в Израиль. 9 февраля 1953 г. на территорию советского посольства в Тель-Авиве была брошена бомба. Три человека из посольства были ранены. Президент и премьер-министр государства высказали глубокое сожаление в связи с этим актом и обещали задержать преступников и судить их. 13 февраля 1953 года правительство Советского Союза сообщило правительству Израиля о своем решении разорвать дипломатические отношения с Израилем. 17 февраля 1953 премьер-министр Д. Бен-Гурион выразил в Кнессете свое удивление и глубокую озабоченность в связи с этим решением Советского Союза. 19 - 21 февраля 1953 года персонал израильского посольства в Москве покинул Советский Союз, а персонал посольства в Тель-Авиве покинул Израиль.

Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений

Новое правительство Уго Чавеса после прихода к власти начало активно участвовать в региональных и мировых процессов, выступая за построение многополярного мира, отказ от применения силы в разрешении международных конфликтов...

Дипломатическая деятельность регламентируется нормами международного права, которые первоначально являлись обычными нормами права, признаваемыми обязательными...

Дипломатическая деятельность государственных органов внешних сношений

министерство иностранный дипломатический Международные отношения представляют собой отношения между субъектами международного права. Эти отношения могут иметь разную природу: государства заключают политические...

Дипломатические отношения Украины

Дипломатические отношения являются составной частью внешней политики любого государства и осуществляются с помощью специально созданных для этого государственных органов...

Существует несколько теорий классификации нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между Россией и Европейским Союзом. Так, Ковалькова Е.Ю. полагает, что существует три категории актов, регламентирующих отношения между Россией и ЕС...

Современные этапы и перспективы развития торгово-экономических отношений России и ЕС

Сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в годы независимости (1991-2016 гг.)

После распада СССР в постсоветском пространстве появились новые независимые государства...

Становление, развитие и перспективы российско-канадских отношений в контексте нового мирового порядка

Дипломатические отношения между Россией и Канадой были установлены в 1942г., после немецкого вторжения в Советский Союз. Первым советским послом в Канаде был Георгий Зарубин...

Торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС

Эволюция взаимоотношений России и Израиля с 1947 г. по настоящее время

9 февраля 1953 года на территорию советского посольства в Тель-Авиве была брошена бомба, в результате чего три сотрудника посольства были ранены, и зданию был причинен ущерб...

Эволюция взаимоотношений России и Израиля с 1947 г. по настоящее время

Уже на следующий день после смерти Сталина начали происходить существенные изменения в организационной структуре высших органов коммунистической партии, утвержденные на XIX съезде...

В 1947 году СССР принял решение поддержать в ООН план раздела Палестины и признал Израиль сразу после его провозглашения. Дипломатические отношения между СССР и Израилем были установлены в мае 1948 г. 10 июня 1967 г. дипотношения были прерваны с началом Шестидневной войны. В 1985 г. между Москвой и Тель-Авивом начались переговоры о восстановлении дипломатических отношений, которые завершились визитом первой израильской делегации в Москву в 1988 г. В 1987 г. были возобновлены контакты по консульской линии, а 8 октября 1991 г. дипотношения были восстановлены в полном объеме. В декабре 1991 г. были открыты российское посольство в Тель-Авиве, израильское посольство в Москве.

Между нашими странами поддерживается активный политический диалог. Важным фактором двусторонних отношений является наличие в Израиле многочисленной (более миллиона человек) общины русскоязычных выходцев из бывшего СССР. Сложилась практика регулярных политических консультаций, осуществляется делегационный обмен на различных уровнях.

Историческое значение имел визит В.В.Путина в апреле 2005 г. – первый визит главы Российского Государства в Государство Израиль. В последнее время российско-израильские саммиты проходят практически ежегодно (сентябрь 2009 г., февраль 2010 г., март 2011 г.) В июне 2012 г. Президент В.В.Путин в рамках двухдневного ближневосточного турне вновь посетил в Израиль, где принял участие в церемонии открытия мемориала в честь победы Красной армии над фашистской Германией в г.Нетанья. В ноябре 2012 г. состоялся визит президента Израиля Ш.Переса в Москву. В июне 2013 г. – встреча В.В.Путина и премьер-министра Б.Нетаньяху.

Между Россией и Израилем действуют следующие межправительственные соглашения: О воздушном сообщении (1993 г.); О торгово-экономическом сотрудничестве (1994 г.); О научно-техническом сотрудничестве (1994 г.), О сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 г.); О сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 г.); О сотрудничестве в области культуры и образования (1994 г.); О сотрудничестве в области туризма (1994 г.); Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 г.); О сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 г.); Об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 г.); О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 г.); О сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 г.); О специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 г.); О сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 г.); О сотрудничестве в области морского транспорта (2003 г.); О военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран (2005 г.); Об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Государства Израиль (2008 г.); О сотрудничестве в области промышленных НИОКР (2010 г.).

Заключены также: Межмидовский меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области совершенствования профессиональной и языковой подготовки дипломатических кадров (1998 г.); Меморандум об углублении межмидовского взаимодействия (2004 г.); Меморандум о сотрудничестве Счетной палаты Российской Федерации с ведомством Госконтролера Израиля (2006 г.); Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между российской ТПП и Федерацией израильских экономических организаций (2006 г.); Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (2011 г.); Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (2016); Соглашение об обмене об обмене информацией по линии таможенных служб (2016); Соглашение о взаимодействии в сферах строительства и жилищного хозяйства (2016), Меморандум о сотрудничестве между Генпрокуратурой России и Минюстом Израиля (2017), Меморандум о сотрудничестве между Росархивом и Госархивом Израиля (2017), Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Израиля о воздушном сообщении (2017).