Спутник и погром подписка. А в реновацию верите? То есть гены не важны

27.07.2019 Спорт

November 23rd, 2015

Меня долго мучил вопрос не имеют ли эти два сайта общих хозяева или они как-то тесно связаны. Ведь у них такой схожий дизайн сайтов. Статьи подобно оформляются. Чувствуется схожесть. И вот ответ. Ниже несколько интересностей из интервью Нойнеца о связи "Спутника и Погрома" и "Петра и Мазепы", его взгляда на события.

- Давайте начнем с вашей биографии. Я так понимаю, вы из Николаева, жили в Запорожье. Давно переехали в Киев?

В 2007 году.

- А до этого вы занимались политическим пиаром или контр-пиаром?

Нет, до этого я был активистом Братства в Запорожье.

- И как вы туда попали?

Пришел в 2004 году в офис Братства и сказал, что хочу вступить.

- А можно поинтересоваться причинами вступления в Братство?

Мне нравится Корчинский.

- За провокативность?

Нет. Он хороший журналист. Каждое слово, которое он говорит, по отдельности совершенно правильное. Мне кажется, что Корчинский мог бы быть идеальным политиком, если бы в Украине были востребованы политики.

Сейчас на востоке защищают страну в том числе и те, кто в условиях мира вряд ли бы считался героем и тем более, не был бы в политике. Как минимум потому, что некоторые из них – сторонники превосходства белой расы и уничтожения евреев. Вы же читали наверняка кого-то из них?

А в чем выражается их позиция? Я еще раз повторю: важны плоды, слова не важны. Я не видел, чтобы господин Белецкий убил хоть одного еврея. В связи с этим не понимаю, какие могут быть претензии к господину Белецкому, он защищает страну.

Есть подозрение, что война не кончится никогда. Есть подозрение, что война никогда и не кончалась. Просто был период, когда мы сдались, когда в здании СБУ был этаж отведен под деятельность ФСБ, и на тот период господин Белецкий сидел в тюрьме.

- А когда он вышел, ситуация изменилась к лучшему? Нет этажа с ФСБ?

Этажа с ФСБ уже нет, но зато теперь есть война. Соответственно, война не кончится, дальше будет то же самое. У меня нет иллюзий насчет того, что внезапно 100-миллионная страна, которая сейчас нас ненавидит, через год нас полюбит.

- Почему вы ушли из Братства?

Я узнал все, что хотел.

Для человека, который называет себя русским националистом, у вас довольно странное отношение к источнику, собственно, русского – к России.

Россия не является источником русского, и господин Курбский еще в XVI веке, из Литвы общаясь с Иваном Грозным, пришел к тому же мнению, что и я.

- К какому?

Что источник русского – в голове. Господин Курбский сбежал в Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское. Показательно, кстати, что в названии княжества было слово «русский», в отличие, например, от названия Московского государства.

- То есть гены не важны?

Почему тогда вы выбрали в качестве самоидентификации именно «русское»? Вы ведь родились в Украине, могли бы стать украинским националистом – раз гены не важны.

Важен культурный код и самоидентификация. Человек может думать на русском языке и считать себя евреем, в таком случае он будет для меня евреем. Однако, наоборот, если человек считает себя русским, но думает, скажем, на польском языке, то он не будет для меня русским. Если человек говорит и думает на русском языке, существует в рамках русской культуры и считает себя русским, то он русский.

- В принципе, вы могли быть русским украинцем.

Что такое русский украинец?

Человек, который говорит по-русски, называет себя русским, но при этом гражданин Украины. Как афро-американец – африканский американец.

У меня есть паспорт гражданина Украины, я патриот Украины. С этой точки зрения, я украинец. А этничность моя – русский.

Сейчас русскими националистами называют себя разнообразные и не слишком приятные персонажи – от Тесака до Рогозина.

Они тоже русские националисты.

- И вас не смущает компания?

Меня смущает компания, но я ничего не могу с ней поделать. Принцип «давайте выкинем всех плохих и останемся в компании с хорошими» - это идиотский принцип. Среди украинцев более, чем достаточное количество мудаков и преступников, это не делает их менее украинцами.

- Но ведь русский националист должен поддерживать присоединение Крыма к России?

Потому что Крым населен русскоязычными людьми, - не знаю, считают ли они себя русскими. И при реальном референдуме, 50% из них, наверное, хотели бы присоединения к России. Возможно даже больше.

Я не могу говорить о результатах несуществующих референдумов. С моей точки зрения, то есть русского националиста, которую, кстати, разделяет большинство русских националистов-россиян, Россия не является страной для русских людей. Она является антирусской страной, в которой ни в коем случае нельзя появляться русским. Это опасно для здоровья. Ни Крым, ни Ростов, ни Воронеж не должны находиться в составе Российской Федерации.

- Вы работали на Партию регионов и конкретно на Анисимова. Как вы начали на них работать?

К сожалению, я не могу комментировать эту ситуацию. Это условие контракта.

Но вас не смущал тот факт, что вы работаете на людей, которые явно не являются сторонниками суверенитета этой страны? Если вы считаете себя патриотом Украины, то это некий конфликт.

- То есть вам казалось в 2010 году, что Партия поддерживает суверенитет страны и работает на ее благо?

Да, конечно. При Партии регионов в Киеве было построено гораздо больше мостов, нежели при господине Ющенко. Господин Ющенко явно больше любит Украину, чем Янукович, однако количество мостов явно говорит в пользу Януковича. Поэтому я работал на стороне господина Януковича. В тот момент, когда господин Янукович стал сторонником развала Украины, я перестал работать на господина Януковича.

- В какой момент, с вашей точки зрения, это произошло?

- А его нежелание подписать ассоциацию с Евросоюзом вам не казалось неким странным сигналом?

Да, это был сигнал. На тот момент я уже давно с ним не работал, но врагом я его стал считать 16 января.

- Почему?

Те законы, которые он собирался принять, категорически противоречат моему внутреннему миру, и я был не готов мириться с наличием их в природе.

То есть вы считаете, что до января прошлого года Партия регионов была скорее позитивной силой в смысле благоустройства страны?

Нет. Я считал ее меньшим злом примерно до середины 2013 года.

- Меньшим из каких?

- Например?

УДАР, «Батьківщина».

- То есть, с вашей точки зрения, сейчас ситуация ухудшилась, поскольку они пришли во власть?

- Почему?

Они не пришли во власть. Джо Байден пришел во власть Украины.

То есть, вы считаете, что мы сейчас находимся на стадии потери суверенитета и живем в государстве с внешнем управлением?

Я еще раз повторю про плоды. У нас очень хороший президент. Он отлично выглядит и говорит прекрасные слова про реформы в Украине. У нас прекрасный премьер-министр, он здорово говорит на многих иностранных языках про любовь к Украине. Однако эти два достойнейших человека не смогли подписать коалицию до тех пор, пока в Борисполе не приземлились два самолета правительства Соединенных Штатов Америки, и эти достойные джентльмены не встретились с Джо Байденом. После чего коалиция была подписана.

Вернемся к вашей деятельности в роли главного редактора «Петр и Мазепа». В интервью Colta.ru вы заявили, что некоторое время сотрудничали с Егором Просвирниным и он заказывал вам аналитические статьи об Украине. У нас много аналитиков – лучше или хуже – но обратился он именно к вам. Как произошло ваше знакомство?

Его били на моей свадьбе.

- А в качестве кого он туда был приглашен?

В качестве молодого человека моей родной сестры.

- И вот когда его побили у вас на глазах на вашей свадьбе, вы решили посотрудничать с его изданием?

Я организовал это мероприятие.

- Свадьбу или побоище?

Думаю, оба.

- Вы участвовали в избиении Просвирнина лично?

- Предоставили это сделать кому-то другому?

Да. Он не хотел приезжать на Украину, потому что подозревал, что я его здесь побью. Поэтому мне пришлось дать ему многократное обещание, что я его пальцем здесь не трону.

- Это было связано с личной историей вашей сестры или с политическими взглядами?

С личной историей моей сестры.

- Тем не менее, человек все равно рискнул приехать.

Это плохо говорит о его стратегическом мышлении.

Или о том, что он не слишком силен в словесных уловках. Когда человек обещает, что лично он пальцем не тронет, видимо, Просвирнин не предположил, что кто-то другой тронет.

Он должен был предположить, что я не единственный человек, которого он здесь обидел. Я же не нанимал каких-то людей, чтобы его побить. Просто так получилось, что на моей свадьбе оказалось несколько людей, которые Просвирнин самопроизвольно обидел ранее. Которые ему ничего не обещали.

- Чудесное начало для сотрудничества. Видимо, среди русских националистов так и принято?

Это мероприятие хорошо говорит о моих стратегических и аналитических возможностях. Возможно, господин Просвирнин это оценил.

- В итоге он предложил вам франшизу «Спутника и погрома» в Украине?

Нет, я ему предложил.

В том же интервью вы упоминаете о бюджете «Петра и Мазепы», который ежемесячно составлял на тот момент 6-7 тысяч долларов.

Сейчас такой же. Хотя, возможно, меньше - мы еще не сводили бюджет.

Это означает, что каждый месяц три со-основателя ресурса вынимают 2-3 тысячи долларов из собственного кармана?

- А как тогда происходит финансирование вашего сайта?

Я не вправе разглашать доли учредителей.

- Но это затраты самих учредителей, которые не окупаются и не планируют окупаться?

В рамках сайта?Да.

- Тогда для чего существует такой сайт?

Мне это кажется интересным.

Все-таки немного беспокоит, что вы работали на «смотрящего» Анисимова. Потому сам факт «смотрящих» – это отвратительно.

Давайте посмотрим на это с другой стороны. Критика всей этой параллельной системы власти – совершенно закономерна, это действительно очень плохо, незаконно и отвратительно. Это критика плохой разваливающейся машины. Когда мне говорят: «Дружище, у тебя плохая разваливающаяся машина», я вынужден согласиться. Но когда мне говорят выбросить ее, я вынужден спросить: «А что взамен?» Если взамен этой машины мне предлагают ходить пешком, тогда это нерационально. Если бы этой системе «смотрящих» была хоть малейшая альтернатива, хотя бы что-то минимально более конструктивное, - я бы был человеком, который убивает смотрящих.

Но, несмотря на то, что Анисимов плохой, моя точка зрения не изменилась: господин Черняк является абсолютным злом, с которым должен бороться любой человек. По этой причине я и снимал фильм «Шакалы». Если бы ко мне пришла Юлия Тимошенко и сказала снять ей фильм, в котором я буду мочить Черняка и «Хортицу», я бы это сделал. Дело не в заказчике.

Я надеюсь, это фигуральное выражение. То есть вы думаете, что Майдан – это плохая альтернатива тому, что было?

Нет, почему же.

Он разрушил плохую машину со смотрящими криминальными авторитетами во власти, но в итоге привел к внешнему управлению и потере суверенитета.

Вы исходите из того, что потеря суверенитета и внешнее управление – это что-то плохое?

Да. Вряд ли я сторонница колониальной системы – с моей точки зрения она приводит к плохим результатам – как для колонии, так и для метрополии.

Если выбирать между смотрящим Анисимовым и смотрящим Байденом, я выбираю смотрящего Байдена.

Получается, что Майдан привел только к смене смотрящих, условно говоря, и вы просто доверяете Байдену больше?

- Вы думаете, что это хорошая альтернатива?

Я мог бы исходить из других позиций. Я мог бы верить в глубочайший патриотизм господ Яценюка и Кличко, и, исходя из этого, я бы тогда мог говорить, что у нас система, которая... Хотя, собственно, я ничего не мог бы говорить. Не могу построить никакой логичной информационной сетки, объясняющей, почему нужно быть на стороне именно господина Кличко.

- Вы считаете его даже худшим вариантом, чем Попов?

Таким же.

- Получается, что Майдан ничего не добился, и мы все проиграли. Правда, нам почему-то пока еще помогает Запад.

Неправда. Вы уже третий раз пытаетесь подвести меня к ответу, что Майдан ничего не добился. Майдан победил, поэтому все хорошо. Майдан собирался для того, чтобы помешать Януковичу. Янукович показал народу курс на евроинтеграцию, потом откатил этот курс, потом собрался Майдан, чтобы показать, что евроинтеграция нам нужна, и мы хотим выйти из-под внешнего управления Путина и зайти под европейское внешнее управление. Майдан победил, значит, он собирался не зря.

В вашей биографии есть еще факт вступления в ряды ПР – пусть вы считали ее меньшим злом, но для чего было вступать в нее?

Я никогда не действовал как активист Партии регионов. Я просто вступил в николаевскую ПР, в которой я никого не знал, просто потому, что эти люди помогли с арендой - мне нужен был спортзал для моей команды, которая занимается историческим фехтованием. Есть такой вид спорта – в нем люди бьют друг друга тяжелыми железными предметами.

Как бесплатно обойти блокировку «Спутника и Погрома»? (и вообще любую блокировку) July 11th, 2017

Как бесплатно обойти блокировку «Спутника и Погрома»? (и вообще любую блокировку)

sputnikipogrom

6 июля 2017 года власти самопровозглашенной Российской Федерации заблокировали наш сайт на всей территории РФ.

Сайт был заблокирован по требованию Генпрокуратуры из-за «наличия материалов националистического толка» без каких-либо претензий к конкретным текстам. Обращаем ваше внимание, что никакого суда, экспертизы или еще чего-то не было — по закону о досудебных блокировках любой сайт можно заблокировать просто так, и уже затем редакция сайта должна идти в суд и что-то доказывать самопровозглашенным властям. Причем пока суд да дело, сайт все равно будет в блоке.

В этой связи предлагаем вам воспользоваться стандартными средствами обхода блокировок. Установив один из этих инструментов, вы получите доступ не только к «Спутнику и Погрому», но и вообще всем сайтам, заблокированным властями самопровозглашенной Российской Федерации. Ниже — инструкции для настольных компьютеров, смартфонов и планшетов.

ДЛЯ СПРАВКИ: с технической точки зрения, любой из инструментов ниже позволит вам открывать сайт sputnikipogrom.com через VPN — «виртуальную частную сеть», расположенную вне юрисдикции РФ.

Ваш компьютер подключается к VPN и отправляет запросы через нее.

Российские провайдеры видят только, что вы подключились к какому-то серверу в США или, например, Нидерландах, а какие сайты вы смотрите через этот сервер — никто не знает (об этом могут знать владельцы иностранного сервера — но так как они находятся в США или Нидерландах, где S&P не заблокирован и никогда заблокирован не будет, их, в отличие от дорогих россиян, ваше желание читать «Спутник и Погром» совершенно не смущает).

1. Браузер Opera

В этом браузере настройки VPN предустановлены. Активировать соединение очень просто.

. Скачайте браузер Opera c сайта opera.com . Запустите файл и разрешите установку.

. После установки: если вы используете Windows — в левом верхнем углу кликните по красному значку O, выберите «Настройки». Если вы используете Mac — в верхнем меню выберите Opera — «Настройки».

. Перейдите во вкладку «Безопасность». Поставьте галочку напротив «Включить VPN».

. В браузере Chrome в правом верхнем углу страницы появится плашка friGate, сообщающая, что сайт теперь доступен без блокировок.

. В Firefox: если сайт по-прежнему недоступен, кликните по значку friGate в панели браузера, выберите «Сайт не из списка» — «Добавить в список».

. Всё!

3. Браузер Tor

Помимо доступа к «Спутнику» и всем заблокированным сайтам этот браузер дает вам доступ в тот самый легендарный «темный интернет», где и происходит все самое интересное.

Мы советуем использовать Tor, только если варианты выше вам по какой-то причине не подходят (Tor прост в обращении и внешне выглядит как браузер Firefox, но работает сильно медленнее, чем другие средства по обходу блокировок).

. Убедиться в том, что ваше подключение защищено, можно кликнув на значок луковицы перед панелью адреса.

Для смартфонов и планшетов: приложение Opera Free VPN

Для устройств на базе iOS и Android есть абсолютно бесплатное приложение Opera Free VPN.

Это приложение устанавливается на ваш смартфон или планшет и работает в фоновом режиме. Вы можете продолжать пользоваться своими любимыми браузерами — доступ к сайтам будет осуществляться через один из серверов канадской компании SurfEasy, Inc. (дочерняя компания норвежской Opera Software — ни канадцам, ни норвежцам власти РФ не указ).

Для установки:

. В AppStore (iOS) или Play Market (Android) введите в поиске Opera Free VPN.

. Установите приложение и дайте ему все запрашиваемые разрешения по установке «профиля VPN».

. Запустите приложение и убедитесь, что VPN включен. Открывайте sputnikipogrom.com в вашем любимом браузере. Всё!

. Вы можете изменить регион по клику на значок молнии ⚡️

Платные VPN: для любых устройств

Кроме бесплатных сервисов есть еще и платные, предоставляющие намного большую скорость — при включении платного VPN вы потеряете не больше 10% от вашей обычной скорости интернета.

Собственно, вся наша редакция в интернет без платного VPN уже много лет как не выходит.

Из платных сервисов, которыми пользуемся сами, мы рекомендуем PrivateInternetAccess (PIA) — всего за 3 доллара в месяц вы получаете великолепную скорость и с хохотом плюете на все блокировки-запреты.

Платный VPN работает через небольшую программу, которая ставится на ваш компьютер — или через приложение на вашем смартфоне или планшете (один платный аккаунт позволяет поставить PIA на 5 разных устройств).

При работе платного VPN ваш интернет-траффик будет проходит через иностранный сервер. Ни российские провайдеры, ни сам PrivateInternetAccess не будут знать, какие сайты вы посещаете (PIA не ведет логов посещений).

Все инструкции по установке есть на сайте PrivateInternetAccess .

Если вам что-то непонятно — напишите им в поддержку или нам на [email protected] . Мы подскажем, что и как установить конкретно на вашей системе.


Если у вас остались какие-то вопросы, напишите, пожалуйста, письмо по адресу [email protected] — наши специалисты с удовольствием помогут вам настроить инструменты обхода блокировок и ответят на все ваши вопросы.

Ну и, само собой, вы можете подарить подписку на «Спутник и Погром» своему другу, коллеге или члену семьи, оформив подарок

Не теряющие популярность социальные сети открыли большой простор для интеллектуальной деятельности граждан, увлекающихся политикой. Появились самодеятельные интернет-СМИ, действующие только “вконтакте”, не имеющие при этом самостоятельных сайтов, что не мешает таким быть достаточно популярными.


Один из заметных ресурсов такого рода - так называемый “Спутник и погром ”. Основал его Егор Просвирнин (в ЖЖ - nomina_obscura ). Самомнение и понты у Егор колоссальные: "Я формирую сознание людей. А их сознание формирует их действия. А их действия — окружающую реальность. Реальный результат — это то, что в мире появились первые русские люди. С русским сознанием, русским мировосприятием" .


Название сразу кажется странным. Какой “спутник”? К аэрокосмической отрасли Егорка никакого отношения не имеет. Какой “погром”? Егор Просвирнин - типичный интернет-житель, страдающий избыточным весом, поклонник компьютерных игр (раньше писал для геймерского журнала “Игромания”), идти на погром он может только с мышкой в руках в каком-нибудь Warhammer.


Вообще, начал “первый русский человек” Егорка Просвирнин бодро - во время зимних выступлений оппозиции отстаивал гневные национал-демократические тенденции, яростно обличал путинский режим, энергично критиковал при этом вождей белоленточников за слив народного протеста. Но вот выборы закончились, и Егорка ринулся из политики в историю - стал много писать про царскую Россию и лаять на советское прошлое. “Спутник и погром” (назовем его точнее - “Смех и позор”) устроился в ряды изобличителей сифилитика Ульянова-Бланка и кровавого грузина Джугашвили.


Однако, темы для статей быстро закончились, поэтому удерживать внимание читателей теперь приходится историческими фантазиями (“Чем больше ложь, тем охотней в нее верят”), поэтому чем больше гнобит Просвирнин коммунистическое прошлое, тем более отдаляется от здравого смысла. И вот доболтался.

Злорадная эпитафия на могиле «интеллектуального русского национализма»

Новость дня: Роскомнадзор заблокировал «Спутник и погром». В Генрокуратуре полагают, что данный веб-ресурс «пропагандирует идеи национальной и религиозной вражды», что, в свою очередь, «формирует угрозы общественной безопасности» и даже «побуждает к экстремизму».

В реестре Роскомнадзора значится, что доступ к сайту «Спутник и Погром» ограничен с 5 июля. Факт блокирования «СиПа» подтверждается и сотрудниками редакции интернет-издания. Так, в паблике «Спутник и Погром» в соцсети «Вконтакте», сообщается, что создатели ресурса ожидали блокирования «СиП» с момента его открытия в 2012 году. Админы группы «СиП» сообщают о том, что работа редакции продолжится на новом интернет-адресе. В частности они даже пытаются шутить о том, что «СиП», чтобы избежать новых претензий, планируется переименовать в «Путин и Медведев» или «Генпрокуратуру, что расшифровывается как Украина, Казахстан, Беларусь и Россия)».

Что тут сказать: Роскомнадзор, это то, что в России мы «особенно ненавидим»©, однако, в данном конкретном случае, мне – отъявленной стороннице свободы слова, информации и интернета без барьеров и полного легалайза, хочется лишь позлорадствовать. Потому, что история «Спутник а и Погром а » это, как говорится, 100% classical case неверного просчета ситуации, вытекающего отсюда неправильного позиционирования, утраты аудитории. Все вместе в итоге и привело к гибели интересный, пусть и неоднозначный проект. Достаточно вспомнить, что «СиП», заявлявший о себе как печатном органе «интеллектуального русского национализма» – в момент своего появления произвел настоящий фурор просто одним фактом, что люди, привыкшие к тому, что на националистических ресурсах публикуются в основном унылые истории про мировой еврейский заговор, скорый крах доллара, и вдобавок, с каждой страницы звучит стон про то, как русских людей обижают (сокращенно РЛО), на ресурсе Просвирнина видели хорошо написанные тексты, порой посвященные действительно актуальным проблемам.

Просвирнин в компании Станислава Белковского и Ксении Собчак

В итоге на статьи «СиПа» ссылались не только люди, традиционно сочувствующие русским националистам, такие как Алексей Навальный, но и «статусные» либералы – например Антон Носик или Ксения Собчак. Однако идиллия продолжалась недолго: уже в феврале 2014, Просвирнин, пару месяцев до того предлагавший свои услуги Майдану, по слухам получил выгодное предложение поработать на путинскую администрацию, за вознаграждение (называются шестизначные суммы в портретах мертвых американских президентов). Злые языки утверждают, что никогда не державший в руках суммы больше нескольких сотен долларов, Егор, в чьем богатом лексиконе, трудно было найти неиспользованного бранного слова в адрес путинской России и его руководства, получив первый транш, что называется, «поплыл» и стал славить мудрую политику «нацлидера». Впрочем, нет смысла описывать дальнейшую «новороссийскую» эпопею «СиПа»: это скучно. Как скучен и нынешний «Спутник и Погром», который не читает кажется уже никто. Просто по той причине, что сегодня одни никогда не простят Просвирнину текст про «тот бесконечный летний день», в котором он писал, что 22 июня 1941 года «белая Европа вернулась в Россию», другие, восхваляющую Путина и «присоединение» Крыма и войну на Донбассе,«джинсу», которую ему заказывали структуры близкие к олигарху Малофееву. Да и содержательная часть, объективно, сильно потеряла в качестве.

«НОД»овцы так и не стали друзьями «СиП»овцам

Так, что конец «СиПа» (то, что это именно конец ресурса, сомневаться не приходится), как любили когда-то говаривать его авторы – немного предсказуем, Егора, как водится в таких случаях, использовали по назначению, потом сняли с довольствия и выкинули.

Ну, что сынку, помогли тебе твои крем ЛЯХИ?

Александра Мельник

Александра Мельник

Лев Пирогов о Захаре Прилепине

Его принято не любить. Дружба с ним кажется заискиванием, а высокомерие оставляет чувство неловкости, как обычно бывает, когда смотришь сверху вниз на то, что выше тебя. Я бы не решился писать о таком неудобном писателе, если бы не счастливый случай. Захар Прилепин с романом «Обитель» стал лауреатом литературной премии «Большая книга», и это вызвало возмущение некоторой части общественности.

Некоторая часть общественности готова прощать ему архаично-левые взгляды (а не прогрессивно-левые - экология и педерастия), в этой старомодности был даже известный комизм («Как кончилась? А я сорок лет поезда под откос пускаю…»), но не в то время, когда нефть падает, а кредит к отдаче растёт. С одной стороны, хорошо, конечно, - сдохнет проклятый Путин («А теперь, ехидна, когда я вырвал твоё жало, жаль, если сможешь»), с другой - на какие шиши теперь чувствовать себя европейцем, непонятно. Колонки в глянце, выставки, конференции, литературные фуршеты - их же тоже из нефти делают. Вот и обуревают противоречивые чувства - то ли летать хочется, то ли в волосы вцепиться кому-нибудь.

Впрочем, важен не скандал (как обычно копеечный) и не награждение, а тот факт, что Прилепин неуклонно продолжает становится главным русским писателем. Я специально не написал «большим», чтобы не задеть ничьих чувств.

Давайте посмотрим.

Есть такая литературная премия - «Национальный бестселлер». Она существует уже больше десяти лет - более или менее одинаково, но каждый год находятся умные люди, которые говорят: «Ха!.. Да что вы там голову ломаете-то? Посмотрите статистику, кто из писателей продал больше книжек, того и награждайте! Чтобы по справедливости!..» А премиальный комитет всё к ним не прислушивается. Почему? Да очень просто. Посмотрим статистику. В прежние годы я для смеху следил за ежегодными отчётами Книжной палаты. Самые продаваемые (а значит, и читаемые) авторы в секторе «художественная литература» были такие:

2006 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Полякова.

2007 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Шилова.

2008 год: 1. Донцова; 2. Устинова; 3. Шилова.

Потом мне это надоело, и я перестал следить. А сейчас - дай, думаю, опять загляну. Столько воды утекло: мировой финансовый кризис, крушение издательского мегамонстра АСТ, Болотная, Олимпиада, Крым наш, Новороссия, санкции, псаки - в другой стране живём! Заглянул…

2013 год: 1. Донцова. 2. Устинова. 3. Шилова.

А вы говорите «откуда может быть у Путина такой рейтинг». Вообще, мне тут, прямо как тому Гегелю, пришла на ум парадоксальная мысль: а что, если на самом деле всё так, как в действительности? И тогда все наши беды - мыслящего, образованного, болеющего душой за страну сословия - не оттого, что действительность не дотягивает до уровня нашего её понимания (не хочет становиться такой, какой должна быть), а оттого, что наше понимание до того, какая она есть, не дотягивает.

Ну вот взять литературу. Она «отражает действительность», то есть моделирует её. Для того и нужна, на модели проще понять явление. Ну, жизнь. Но почему же мы тщимся понять её не по книжкам самых читаемых, а значит, влиятельных и «релевантных действительности» писательниц, а по книжкам тех, кто даже в первую десятку не входит?

Не напоминает ли это сказку про медведя и бурундучка, которые встречали рассвет, соревнуясь, кто первым увидит солнышко? Только бурундучок сидел мордочкой на восток, а медведь на запад… Очень гневался, когда проиграл. Мы массовую литературу тоже не любим - презираем её. А теория Успеха учит, что презрение есть признак рессентимента.

Нам хочется, чтобы литература отражала что-нибудь достойное. Отражала наши представления о действительности, а не её саму. Должное, а не насущное. Поэтому, говоря об актуальной литературе, мы обычно рассматриваем лишь какой-нибудь её определённый сегмент. То, что нас, пекущихся о действительности, устраивает. И даже из этого сегмента всё то, что не устраивает, норовим удалить.

Отсюда все эти литературные войны в стакане воды: «Пятнадцать человек вышли из зала после объявления победителя литературной премии „Вижу большую фигу“». Ужас, скандал. Литературная общественность спохватилась: не хочет признавать Захара Прилепина главным писателем десятилетия. Хотя именно она его таковым и сделала.

В последней фразе можно усмотреть злорадство: дескать, не талант помог, а промоушинг, - ничего подобного. Просто талантливых писателей много, да кто ж их знает? Пребывая в творческой изоляции, вне поля активного обсуждения и критики, они теряют ориентацию, как космонавт в невесомости, движутся не туда, зарывают свои таланты и впадают в гомеостаз, как чукчи или аборигены. Попав под софиты, тоже можно потерять ориентацию, но Прилепин, несмотря на все претензии к нему со стороны ревнителей Хорошего Вкуса, всё делает правильно. Он ярок - но осторожен. Дерзок - но приятен во всех отношениях. Он эстетически умерен, а сдержанность, умеренность - признак классики. В эстетике, как в картах: недобрав, ещё можно выиграть, перебрав - нет.

…Именно она его таковым и сделала - вручив ему все сколько-нибудь значимые литпремии - от «Ясной Поляны» до «Бронзовой Улитки» и от «Нацбеста» до «Большой книги» (только «Русский Букер» пока держится, но это мужество обречённых). А именно премии определяют, кто главный, когда статистика не рассматривается. Поэтому, когда я говорю «Прилепин главный современный русский писатель», я не излагаю своё мнение, а констатирую объективный факт.

Разлюбили литобщественники Прилепина за Новороссию. Поддерживать русских, что бы они ни делали (что бы с ними ни делали) - это хуже, чем запихивать в себя курицу, «перебор». А за что ж полюбили? Тут тоже секрета нет, можно ответить одним словом - за мужественность. Даже Авдотья Смирнова-Чубайс (вот раньше была Александра Осиповна Смирнова-Россет, а теперь Смирнова-Чубайс, красиво) и та другая, глазастенькая, во славу демократии мочившие в своей передаче всех идеологических недругов, перед Прилепиным млели, как барыньки, заглядывающиеся на кучера.

Дело тут не во внешности, хотя, конечно, для шоу-бизнеса, задрипанным филиалом которого является успешная литература, это немаловажно. Просто если окинуть орлиным взором все литературные дискуссии за последние пятнадцать лет (до этого не интересовался, не знаю), выяснится, что самой популярной темой в них была «проблема героя». При этом стыдливо опускалось, но подразумевалось определение - «положительного». Не интеллигентски-положительного, задавленного обстоятельствами, терпящего поражение и вызывающего жалость, а побеждающего. (Можно ведь погибнуть, но победить). Даже сильно умным потихоньку от себя всё равно хочется того же, чего хотят все.

В крошечном сегменте «народной литературы» (в смысле не про средний класс), допущенной к пиршественному столу (Борис Екимов, Роман Сенчин, ещё три-четыре имени под сомнением - Лихоносов, Личутин, Павлов? Кто?), преобладали жалобные интонации - «всё плохо», а тут пришёл такой - спокойный, уверенный - и говорит, типа: «Вокруг шум? Пусть так. Не кипишуй, всё ништяк». И литературный народ сомлел. Ну, подсознательно.

Кроме того, Прилепин обладает несомненным изобразительным лирическим даром, не заметить этого нельзя, и это сбивает настройки. Обычно антидемократические писатели берут сентиментальностью, чувствительностью, многословием. А тут - коротко, но точно. Ватники так не пишут. Кроме того, он не выглядел, как ватник (скорее уж как сутенёр - это у него поди от Фифти Цента, от рэпа), не проповедовал, не велел покаяться, держался скромно, почтительно, этаким Молчалиным, - всё это тоже сбивало настройки. Хоть он и говорил при этом открытым текстом: «Я ватник». Но кто ж поверит прямо сказанному в наше хитрое время? «Нет, - успокаивали друг друга, - не ватник. Просто деверь Суркова. Или нет… шурин?»

А теперь поздно.

То, что изряднопорядочных ввело в соблазн, других раздражает. Раздражает гибкость в суждениях (пуссирайток не осудил), пижонский внешний вид, хождения в собрания нечестивых и, конечно же, подозрительная успешность. Один товарищ так прямо мне и сказал: «Не может быть, чтобы он „Обитель“ сам написал». (Прямо уже как Шолохов). Ну, на это можно сказать так: дух дышит, где хочет. Кабы талант давался исключительно за хорошую учёбу и примерное поведение, мы бы жили в Солнечном городе.

(Кстати, перечитывая «Приключения Незнайки в Солнечном городе», обнаружил, что там изображено не коммунистическое общество, а современная толерантная и социально ориентированная Европа. Все такие правильные, постные, нудные - жуть. И с мигрантами, случившимися из осликов, не знают, что делать. А рыночные механизмы, несмотря на высокий уровень социальной защиты, у них хорошо развиты - вспомним главу, где на швейной фабрике Незнайке объясняют механизм моды: не то модно, на что спрос, а то модно, что мы втюхиваем. Главный закон рынка - расширенное воспроизводство, и пусть мир провалится. Гениальное чутьё было у Николая Николаевича.)

В первый раз я увидел Евгения Николаевича Прилепина на церемонии вручения (не ему) премии «Национальный бестселлер». Поэтому, наверное, она вначале и вспомнилась. Я там болел за книгу «Сергеев и городок» Олега Зайончковского, потому что она хорошая, и на всех прочих претендентов смотрел зверем. Претенденты сидели за отдельными столиками в компании своих номинаторов (тех, кто их на премию выдвинул) - две человекоединицы и книжка. А Прилепин с «Патологиями», которые мне не нравились (и не нравятся до сих пор) сидел один, потому что его номинатор, Василина Орлова (вот кто добытчица, кто волчица - первой разглядела нового Гоголя), заболела.

Более того, всем финалистам досталось хоть по одному баллу от жюри в ходе голосования, а за него, одинокого, не проголосовал никто. Я бы, наверное, после такого дебюта заслуженно возненавидел мир, а он ничего. Написал ещё одну книгу (там в ней всем понравилось, как гроб по снегу тащили), потом ещё несколько, и вот, наконец, «Обитель». Некоторое время Прилепин дружил с Быковым, и, думаю, Дмитрий Львович поделился с ним секретом мастерства: названия книжек должны начинаться на «о». «Оправдание», «Орфография», «Окуджава», «Остромов, или Ученик чародея».

Попробовал на «о» и сразу перешёл на качественно новый уровень. Даже Артём Владиславович Рондарев, интеллигентно морщась, как Гарри Галер на лекции о, кажется, как раз Моцарте, признал, что Прилепин написал то, что воспринимается неразумной публикой в качестве «большого романа». Выдержал жанр. Ну а что, жизнь крупнеет - война скоро, надо и романам крупнеть.

Помню, как читал эту книгу, сидя на скамейке в Милютинском саду, возле дома, где живёт Митя Ольшанский. Там, где на стене какого-то сарая написано: «Читай „Спутник и Погром“, становись умнее». А рядом теми же красивыми печатными буквами: «Мама, я хочу разучиться читать». Мне было холодно, и людям в книжке тоже было холодно, так что между нами, книжкой и мной, можно сказать, установилась связь на физиологическом уровне.

Хотя связь установилась ещё раньше, едва я прочёл вступление. Там было два момента, и оба они взяли меня, как говорят в приличном обществе, «за живое». Первый момент - автор рассказывает, что у них была большая, дружная, шумная семья, и все они любили собраться вместе, и маленьком автору приятно было «скакать младенцем меж людей», да только вдруг как-то постепенно и незаметно все умерли, остался один автор. Теперь на нём вся ответственность: будет дальше семья, не будет… А он и думает: как же я смогу, они же были - ого, кряжистые деды и прадеды, былинные герои, а он чувствует себя по-прежнему четырнадцатилетним мальчишкой. Вся разница только в том, что теперь у него самого почему-то сын четырнадцати лет.

Это довольно тонкое лирическое наблюдение, если оно понятно, то понятно сразу, до слёз, и чем-то очень важным и значительным кажется; Андрей Горохов даже специальный философский термин придумал для этого - «категория Великого Своего». Ну, а если непонятно, то и говорить не о чем; как сказал нобелевский лауреат Октавио Пас, «поэзию можно понять, но нельзя объяснить». Лирические состояния беззащитны перед объяснением. Всё равно что медузу, царственно переливающуюся всеми цветами радуги, вынуть из воды и на берег выбросить. Ничего царственного - сопли одни.

Второй момент - связан в овчинным тулупом, который лежал, как положено, на печи, и автор вспоминает его запах, мне этот запах чудесный тоже памятен, и не потому, что у нас в армии зимой в них часовых заворачивали (хотя часовой в тулупе - это просто подставка для бесплатного автомата: подходи - бери, он даже не почувствует ничего), не поэтому, а потому, что один из моих прадедов был скорняком.

Всё-таки в тулупе тепло. Если бы он не пропускал радиацию и давал возможность пошевелить рукой, в нём можно было бы космонавтов выпускать из орбитальной станции на верёвочке. А в Милютинском саду было холодно, хотя и не так, как этим людям, конечно. Но я почему-то чувствовал, что нельзя встать и уйти. Как и им нельзя было встать и уйти из барака. Какая-то тяжесть бытия навалилась.

Неважно, что там говорят герои и в каком количестве говорят. Важна «химия», как мы, филологи, выражаемся. Это давящее тягучее чувство, что жизнь тяжёлая, страшная. Не «общественный строй», не «время», не «обстоятельства» - просто жизнь. Когда они там пьют ночью на заимке с Эйхманисом, и главный герой (Антон, кажется), пользуясь моментом, без приглашения берёт со стола кусочек съестного, а кто-то из мелкого начальства тяжело смотрит на него, но не говорит ничего, не трогает - при Эйхманисе. Вот это страшно. Вам это знакомо? Так рядовой Усубалиев или младший сержант Журба смотрели в присутствии замполита на никуда не денущегося от них русского паренька Лёвочку.

Надо объяснить, что произошло. Эйхманис, начальник Соловецких лагерей, занимается культурным строительством: пытается организовать переработку водорослей, разводит каких-то выдр (или песцов, не помню), организовывает спортивные праздники, проводит метеорологические замеры - и среди прочего занимается поиском кладов, которые монахи тут закопали. Антон, рядовой заключённый, попадает в поисковую команду. Это по сравнению с бараком и работами по нарядам почти что рай. Тем более, Антон начитанный человек, Эйхманису забавно поболтать с ним, он его, можно сказать, приблизил. Сидит, выпивает с ним, изливает душу. Главный начальник! Антон будто бога ухватил за бороду. А взгляд тот тяжёлый напоминает: куда ты денешься…

Жизнь всё равно получит с тебя своё, как бы ты ни вознёсся, как бы тебе ни повезло. Её тёмные, ворочающиеся в подполье законы неотвратимы, они сильнее всего того, что на свету. Сильнее лагерного устава, газетных заметок и официальной идеологии. Сильнее справедливости. Ты привык жить с мыслью, что тебя не убьют, не покалечат, не дадут сильно оголодать или замёрзнуть, дадут выспаться и скажут «пожалуйста» в ответ на твоё «спасибо», а тут… Никто из окружающих тебя людей не является гарантией твоего существования и комфорта. Даже благоволящий к тебе начальник. Жизнь относится к обстоятельствам, не зависящим от твоей воли.

Эрих Фромм писал, что неподвластность бытия нашему хотению (и нашему разумению, добавлю) является причиной аффекта. Я это понимаю просто, на пальцах: не понравилось тебе, что сепару Прилепину вручили премию, - встал и вышел. Мать-перемать! Хлопнул дверью ещё. И все о тебе говорят, весь фейсбук. Слава тем, кто вышел на площадь! Даёшь массовые протесты! «Товарищи! Так жить нельзя, товарищи!» Это броско. Это попадёт в летописи, в историю, это будут изучать потом. Это запомнится. А о тех, кто остался (о том, что осталось), не напишут, и ни фига оно не запомнится, хоть чисто статистически, количественно только это в жизни и есть. И сколько революции не устраивай, останется всё равно то, что останется (когда замполит уходит). Не напишут (вон, журнал «Форбс» составляет собственный рейтинг самой продаваемой литературы, вовсе исключив из неё Шилову, Донцову и им подобных - любо-дорого почитать), не вспомнят. Да только есть оно. И крепко нас за живые места держит.

Можно, если ты дурак, обвинить Прилепина в том, что он в романе оправдывает репрессии. Дескать не кровавый сталинский режим у него виноват - а жизнь виновата, сами люди такие. Но именно из этой нехитрой мысли и начинается большая литература - не обращали внимания? Как бы ни возмущали писателя кровавые режимы, предметом его внимания в конечном счёте оказывается не «время», не «общественный строй», а жизнь. То, что не меняется. То, что неинтересно. И, может быть, талант писателя как раз в том, чтобы обращать на это наше внимание. Не призывать к чему-то, не учить, не провозглашать, а просто обращать наше внимание на то, что есть.

Потому что сами мы внимания на это почему-то не обращаем.

Друзья, материал, который вы только что прочли, публикуется в рамках больших культурно-исторических чтений «Спутника и Погрома» о русских композиторах (автор - музыкальный критик Артем Рондарев) и русских писателях (автор - литературный критик Лев Пирогов). Подготовка материалов этой серии (заказанных у лучших авторов и специально оформленных нашими дизайнерами) возможна только благодаря вашимподпискам и щедрым финансовым благодарностям. Поэтому, если вам нравится читать о самых заметных представителях русской культуры именно в таком формате - пожалуйста, поддержите наш проект финансово, чтобы публикации могли продолжиться. Спасибо!