Боевой ракетный комплекс баргузин. "баргузин" уходит на запасный путь

23.06.2020 Авто / Мото

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, выступая в четверг на румынской военной базе в Девеселу (уезд Олт на юге страны, в 180 километрах от Бухареста), официально объявил об операционной готовности размещённого американского комплекса противоракетной обороны Aegis .

В свою очередь пресс-секретарь американского посольства в России Уильям Стивенс заявил, что «целью системы ПРО НАТО является полная защита Европы от растущей угрозы, связанной с баллистическими ракетами. Ввод в строй в Румынии новой базы противоракетной системы значительно увеличит нашу обороноспособность и защитит территорию стран НАТО», – заявил он, передаёт ТАСС.

При этом дипломат отметил, что «всё больше стран производят или приобретают баллистические ракеты... Достигнутое соглашение по ядерной программе Ирана не меняет этот факт, – указал он. – Соглашение не избавляет от опасности, исходящей от иранских баллистических ракет…»

Иранских ракет, Карл!

Ну что ж… «Европейские цыгане» первыми пошли. Даже пшеков со шпротниками опередили. Те давно были рады стать первыми (особенно поляки), да в Смоленске все их политические русофобы неожиданно поцеловали русскую берёзку.

Будет ли наконец-то ответка со стороны русского медведя, которого в НАТО до сих пор пытаются разозлить? Я думаю, что с фантазией у наших военных и дипломатов точно всё в порядке.

«Безусловно, это – совсем крайняя мера, и, я надеюсь, дело до неё не дойдёт, но не случайно российский парламент, ратифицируя новый СНВ, сделал оговорку о том, что развёртывание элементов ПРО может стать одной из причин выхода России из договора», – заявил он, передаёт РИА «Новости».

Россия возрождает боевые поезда-призраки для ответного удара в ядерной войне. «Баргузин» придёт на смену советскому «Молодцу».

В ближайшие пять лет у России появится новое «оружие возмездия» – боевые железнодорожные ракетные комплексы «Баргузин». Появившись из «ниоткуда», эти ракетные поезда будут способны нанести сокрушительный ответный удар по территории любого противника

На прошлой неделе в Кубинке (Московская область) состоялся первый Международный военно-технический форум «Армия-2015». Мероприятие выдалось красочным, полезным и богатым на пищу для размышлений. Президент России Владимир Путин, открывая форум, в частности, упомянул о том, что наша страна и дальше будет активно развивать и совершенствовать свои стратегические ядерные вооружения. «Состав ядерных сил в этом году пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы противоракетной обороны» – подчеркнул глава российского государства.

Это заявление, конечно, вызвало бурю эмоций у западных политиков. «Эта воинственная риторика России неоправданна, опасна и играет дестабилизирующую роль», ‒ заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Никто не должен слышать таких заявлений от лидера сильной страны и беспокоиться о возможных последствиях» – высказался по этому поводу и госсекретарь США Джон Керри.

А «беспокоиться» нашему наиболее вероятному противнику, действительно, есть о чём. Россия в последние годы не только интенсивно восстанавливает свой ракетно-ядерный щит, но и вновь обретает те виды стратегических оборонительных вооружений, которые США, при всей их технологической и финансовой мощи, так и не смогли создать, как ни пытались.

Речь идёт, в первую очередь, о боевых железнодорожных ракетных комплексах (БЖРК), которые были созданы в Советском Союзе братьями Уткиными – генеральным конструктором КБ «Южное», академиком РАН Владимиром Фёдоровичем Уткиным (Днепропетровск, Украина) и генеральным конструктором КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург, Россия) академиком РАН Алексеем Фёдоровичем Уткиным в середине 80-х годов прошлого века. Под руководством старшего брата была создана межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 и её железнодорожная версия – РТ-23УТТХ (15Ж61, «Скальпель» по классификации НАТО), под руководством младшего брата – сам «космодром на колёсах» , способный нести на себе три «Скальпеля» и запускать их из любой точки Советского Союза, с которой есть железнодорожное сообщение.

Оружие это получилось совершенно убойное. БЖРК «Молодец» с виду, практически, не отличались от обычных товарных железнодорожных составов. Поэтому вычислить их местонахождение визуальным образом или средствами космического наблюдения среди тысяч железнодорожных составов, ежедневно снующим по просторам огромной страны, для американских военных было задачей невыполнимой. И принять меры к перехвату – тоже.

Потому что с момента получения приказа на выполнение боевого задания до старта первой ракеты у «Молодца» уходило менее трёх минут. Получив приказ, поезд останавливался в любой точке своего маршрута, специальным устройством отводилась в сторону контактная подвеска, открывалась крыша одного из рефрижераторных вагонов и оттуда миномётным стартом уходила в небо баллистическая ракета, несущая 10 ядерных боеголовок на расстояние 10 тыс. км…

Появившись, практически, из «ниоткуда», 12 советских БЖРК, несущих на себе 36 межконтинентальных баллистических ракет, в ответ на ядерный удар могли буквально стереть с лица земли любую европейскую страну, входящую в НАТО, или несколько крупных штатов США.

Ничего подобного американские инженеры и военные создать так и не смогли, хотя и пытались. Поэтому в дело вступили западные политики, и, по настоянию США и Великобритании, с 1992 по 2003 год все советские БЖРК были сняты с боевого дежурства и уничтожены. Внешний облик двух из них сейчас можно посмотреть только в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Однако, за прошедшие 20 лет проблема эффективного «ответного удара» России, в случае проявления агрессии не только не уменьшилась, но и только обострилась.

Новая стратегия «глобального неядерного удара», которой руководствуются нынешние американские власти, предполагает, что по территории вероятного противника будет нанесён не ядерный удар, а массовый удар высокоточными ракетами. Тысячи таких ракет, запущенных с американских подводных лодок, надводных кораблей и наземных установок, должны, как ковром, накрыть важнейшие индустриальные, энергетические центры противника, места базирования его ядерного потенциала и, в конечном счёте, оставить его без «зубов» и воли к сопротивлению….

И одной из гарантий того, что этот сценарий не будет воплощён на территории России, и становится возрождение в нашей стране разработки и производства боевых железнодорожных ракетных комплексов. Которые одним фактом своего существования могут «охладить пыл» потенциальных противников нашей страны.

Работы по их созданию уже начались. Незадолго до международного военно-технического форума «Армия-2015» заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил журналистам, что эскизный проект нового российского БЖРК под названием «Баргузин» уже готов. До 2020 года в состав российских Вооружённых Сил должно поступить до 5 БЖРК «Баргузин». Их разработка и строительство осуществляется за счёт средств, предусмотренных в госпрограмме вооружений до 2020 года.

Информацию о начале практических работ по воссозданию БЖРК подтвердили и в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который разрабатывает средства радиоэлектронной борьбы для новых ракетных поездов. «Эти разработки идут. Сейчас наши институты занимаются этими разработками, и эти предложения будут переданы тому головному исполнителю, который будет назначен для восстановления БЖРК» – сообщил ТАСС на форуме «Армия-2015» советник замглавы концерна Владимир Михеев .

«Поезд должен быть защищён от разведки и поражения, также сами ракеты, которые будут им применяться, тоже являются объектами, против которых будут действовать ПРО противника», – подчеркнул он.

Информации о том, что из себя будут представлять «Баргузины», пока крайне мало. Однако, уже совершенно ясно, что это будут не «модернизированные «Молодцы», а совершенно новые машины. Во-первых, потому что технологии за 30 лет (первый «Молодец» был принят на вооружение в 1987 году) ушли далеко вперёд. Во-вторых, потому что все работы по «Баргузину» выполняются в России, без привлечения украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш».

Главным оружием «Баргузинов» станут не 100-тонные «Скальпели», а 50-тонные ракеты РС-24 «Ярс». Это полностью российская ракета – разработка Московского института теплотехники, производство Воткинского завода. Как вы уже заметили, «Ярс» вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, но при этом содержит и меньшее количество разделяющихся боевых частей – 4 (по открытым источникам) вместо 10 (хотя и летит почти на 1 тыс. км дальше «Скальпеля»).

Известно, что каждый «Баргузин» будет нести на себе по 6 «Ярсов» . Но пока не очень понятно, по какому пути пойдут разработчики нового ракетного поезда – или будут пытаться поместить в каждый рефрижераторный вагон, который служит транспортным контейнером для ракеты, по два «Ярса», или ограничатся одним для каждой ракеты, но вдвое, по сравнению с «Молодцом», увеличат количество контейнеров-пусковых установок в составе каждого поезда.

При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных – система старта ракеты: отвод контактной сети над поездом, миномётный старт ракеты, отвод её в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных.

И именно её не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).

При этом, «Баргузин» вообще – ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Потому что железнодорожные технологии за это время тоже ушли далеко вперёд.

Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс. л.с. А мощность только одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6800 л.с. Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» – 30 суток. Дальность хода – до 1000 тыс. км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар.

П.С. Советские БЖРК «Молодец» в своё время так взволновали Пентагон, что США сделали всё возможное, чтобы наша страна собственноручно их уничтожила. Впрочем, американцы сами себе оказали поистине медвежью услугу. Российские «Баргузины» станут неуловимыми и очень мощными ракетными комплексами стратегического назначения.

Да и сюрприз на Кубе мы им наверняка уже приготовили.

Очень понравился комментарий:

Дмитрий Денисенко

один состав должен вокруг Латвии баражировать!!! чтобы ни одно снотворное на Грибаускайте не подействовало...

Как с психопатами не разговаривай, но в Пентагоне и НАТО понимают исключительно язык силы.

А вот гейропейцы о чём думают? Они же там по три страны на одном квадратном километре. Мазохисты. Как пить дать, мазохисты.

Наши же местные пацифисты и прочие голубые толерасты уже оживились: «Безумные ватники! Играете с огнём!!! Прекратите провоцировать НАТО».

Вот это называется провоцировать:

Это вопиют те, кто первыми выбежит с белым флагом навстречу оккупантам и начёт целовать их сапоги. Пусть воют, раз уж пристрелить их в современном толерантном мире никак нельзя.

Русский медведь зевает и молча делает своё дело... Он сушит патроны. И переживает, хватит ли, в случае чего, на всех...

БЖРК «Баргузин» готовится к выходу на рельсы

Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс (БЖРК) «Баргузин»

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

В свое время создание боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) 15П961 «Молодец» с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) РТ-23УТТХ (по классификации НАТО – SS-24 Sсаlреl Моd 3) с разделяющейся головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения стало знаковым событием в отечественных стратегических ядерных сил и позволило существенно повысить боевой потенциал Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Но с тех пор ситуация изменилась кардинально.

НЕВИДИМЫЙ «МОЛОДЕЦ»

Разработка ракетного комплекса железнодорожного базирования на базе МБР типа РТ-23УТТХ была задана в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года. Причем одновременно задавалось также создание на базе этой ракеты комплексов стационарного (шахтного) и подвижного грунтового базирования. Последний создан так и не был, а вот наличие варианта шахтного базирования впоследствии сыграло злую шутку с БЖРК: по большому счету его ликвидация происходила не потому, что надо было уничтожить собственно ракетный поезд, а потому, что надо было ликвидировать стоявшую на нем ракету.

Головным разработчиком БЖРК было назначено днепропетровское Конструкторское бюро (КБ) «Южное», а его главными конструкторами стали братья Уткины: Владимир Федорович из КБ «Южное» отвечал за создание ракеты, а Алексей Федорович, работавший в Ленинградском конструкторском бюро специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов для ракетного поезда.

В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками. Комплекс обеспечивал возможность выполнения ракетной стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, для чего в его составе имелась высокоточная навигационная система, а его пусковые установки оснащались специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети. При этом, как указывается в отечественной литературе по истории БЖРК, Алексей Уткин сумел найти уникальное решение «проблемы передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно в процессе эксплуатации комплексов БЖРК».

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» был принят на вооружение 28 ноября 1989 года, а к несению боевого дежурства первый комплекс приступил еще раньше – 20 октября 1987 года. Производство межконтинентальных баллистических ракет типа РТ-23УТТХ осуществлялось на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»). В период 1987–1991 годов были построены 12 комплексов, а количество выпущенных ракет составило порядка 100.

Ракетные поезда дислоцировались в трех районах страны, причем, что интересно, в связи с огромной массой вагонов – пусковых установок спецпоездов – в радиусе 1500 км от мест базирования последних пришлось проводить укрепление насыпей железнодорожного полотна более плотной щебенкой, уложить более тяжелые рельсы, заменить деревянные шпалы на бетонные и пр.

Можно сказать, что создание БЖРК в определенной степени положительно повлияло и на развитие железнодорожной сети страны. Однако размер затрат на создание ракетного комплекса и обеспечение его эксплуатации был просто колоссален. Но обстановка того времени – холодной войны – того требовала.

В свете потепления отношений между СССР и Западом ракетные поезда начиная с 1991 года стали нести боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации – патрулирование проходило на строго ограниченном маршруте, без выезда на железнодорожную сеть страны. Затем же, согласно договору СНВ-2, страна согласилась ликвидировать все ракеты РТ-23УТТХ. Что и было сделано. Поезда же утилизировали в период 2003–2007 годов (последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году).

ЖИВУЧАЯ ИДЕЯ

Ракетные поезда – тема не новая. Причем пионерами здесь, как и по ряду других классов вооружений, стали американские военные. Впервые попытку заполучить в свое распоряжение боевой железнодорожный комплекс они предприняли еще в 1960-е годы, в ходе реализации амбициозной программы создания новой твердотопливной МБР «Минитмен».

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки данного вопроса МО США провело операцию «Большая звезда» (Big Star), в ходе которой прототипы будущих ракетных поездов втайне перемещались по железным дорогам Америки. Опыт был признан удачным, и в следующем году подготовили проект, а также прототип «БЖРК по-американски» с пятью МБР. Планировалось уже в 1962 году поставить первый такой поезд на дежурство, а всего ВВС намеревались запустить по стране 30 составов со 150 ракетами. Но летом 1961 года проект закрыли из-за его дороговизны – шахтные «минитмены» оказались дешевле, проще, да и надежнее (см. статью «Молодец» по-американски – неудачный дебют» в этом номере НВО).

В 1986 году идея ракетного поезда вновь овладела Пентагоном, но уже в рамках создания новой тяжелой МБР «Пискипер», также известной как МХ. Поезд, получивший название Peacekeeper Rail Garrison («Железнодорожный гарнизон с ракетами «Пискипер»), должен был нести две ракеты, каждая с разделяющейся головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения. Планировалось с 1992 года поставить на боевое дежурство 25 таких поездов. Прототип прошел испытания в 1990 году, но через год не стало главного врага – Советского Союза, а потому для получения «дивидендов мирного времени» США пустили программу под нож (только на закупке семи первых поездов удалось таким образом сэкономить 2,16 млрд долл.).

Но идея в Америке, равно как и в России, оказалась на удивление живуча. Так, в рамках «Анализа альтернатив» по вопросу дальнейшего развития наземной группировки национальных стратегических ядерных сил, завершенного в 2014 году, американские специалисты рассматривали среди прочих так называемый «мобильный вариант», предусматривавший разработку новой МБР в составе подвижного стратегического ракетного комплекса грунтового или железнодорожного типа базирования. Более того, рассматривался еще и «тоннельный вариант» – создание стратегического ракетного комплекса, базирующегося под землей в специально сооруженных тоннелях и перемещающегося по ним. Однако стоимость создания таких комплексов в итоге была признана чересчур дорогой даже для огромного военного бюджета Соединенных Штатов.

НОВЫЙ ПОЕЗД-«ПРИЗРАК»

Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».

«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».

В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.

И вдруг – неожиданная о том, что «тема закрыта» как минимум на ближайшую перспективу. Что еще более примечательно: в случае официального подтверждения данного решения это будет первым случаем остановки – временно или насовсем – работ в области стратегических ядерных вооружений, которые, напомним, считаются российским военно-политическим руководством главным гарантом безопасности страны от агрессии любого противника, в связи с чем на их развитие ресурсы выделяются в приоритетном порядке.

Так в чем же дело? Просто в банальной нехватке средств в нынешней непростой экономической обстановке, или же изменился сам подход к развитию стратегических ядерных сил России? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные особенности БЖРК.

СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ

Главной целью создания БЖРК «Молодец» являлось стремление советского военно-политического руководства повысить мощь и эффективность группировки ответного/ответно-встречного ракетного удара в условиях жесткого противостояния со странами – членами военно-политического блока НАТО, и в первую очередь США. Решить эту задачу стало возможным благодаря высокой скрытности действия БЖРК, что обеспечивалось следующими обстоятельствами:

– фактической закрытостью страны для иностранцев, что существенно ограничивало возможности по организации постоянного наблюдения за районами возможной дислокации и патрулирования ракетных поездов (да и советские граждане тоже были в значительной мере ограничены в посещении ряда районов и городов страны);

– отсутствием возможности для вооруженных сил и спецслужб вероятного противника вести воздушную (авиационную) разведку интересующей их территории в глубине Советского Союза, что было обусловлено высокой эффективностью созданной к тому времени системы ПВО;

– существенными ограничениями по ведению круглосуточной космической разведки объектов на территории СССР, что, в свою очередь, было обусловлено слабой развитостью радиолокационных средств наблюдения за земной поверхностью, размещаемых на борту космических аппаратов (спутников) соответствующего назначения и единственно способных обеспечить всепогодный и круглосуточный контроль за районами, представляющими интерес для разведки вероятного противника (наиболее широко распространенные оптические и инфракрасные средства наблюдения такой возможности не давали);

– слабой развитостью высокоточных средств воздушного нападения, в первую очередь таких, как относительно малогабаритные малозаметные крылатые ракеты различного типа базирования, предназначенные для ударов по наземным целям, расположенным в глубине территории противника, и способные совершать полет в режиме огибания рельефа местности (не говоря уже о корректируемых и управляемых авиабомбах большой дальности и, тем паче, гиперзвуковых летательных аппаратах);

– отсутствием таких международных договоров в области контроля за стратегическими наступательными вооружениями, которые тем или иным образом ограничивали эксплуатацию подобных ракетных комплексов.

Однако на сегодня ситуация в данной области изменилась самым радикальным образом, существенно снизив или даже и вовсе нивелировав многие достоинства ракетных поездов, а в первую очередь – их скрытность.

Во-первых, страна стала открытой и свободной для перемещения практически по всей ее территории как для своих граждан, так и зарубежных гостей (при условии, конечно, что последние свободно въехали в Россию).

Во-вторых, современные средства космической разведки включают космические аппараты, оснащенные высокоэффективными радиолокационными средствами обнаружения, которые способны вести всепогодный круглосуточный мониторинг районов дислокации БЖРК, известных по результатам обмена соответствующей информацией в рамках различных международных договоров или же вскрытых в результате разведывательных мероприятий разного рода (а при установлении классификационных признаков ракетного поезда и знании его района дислокации контроль за ним можно установить просто жесткий).

В-третьих, качественный скачок совершили и высокоточные средства воздушно-космического нападения, способные при соответствующем целеуказании и наведении с легкостью вывести из строя такой объект, как БЖРК. Его даже не нужно уничтожать, главное – не дать ему выполнить ракетную стрельбу.

А в исследовании американской корпорации RAND от 2014 года указывается, что ракетный поезд имеет еще и следующие существенные недостатки: более сложное обслуживание; возможность естественного (снег, обвалы) и искусственного (диверсии, аварии) блокирования железнодорожного пути; ограниченный набор маршрутов для движения; более низкая живучесть по сравнению с шахтными комплексами (будучи обнаруженным противником, БЖРК может считаться уничтоженным).

Причем согласно тому набору договоров в области ограничения стратегических вооружений, участником которых является Россия, эксплуатация БЖРК в буквальном смысле зажата в тиски многочисленных ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать весь их уникальный боевой потенциал. А самое главное – не позволяет добиться скрытности патрулирования. Если ракетный поезд должен передвигаться только по определенному маршруту или маршрутам в зоне своей дислокации, да еще и регулярно демонстрировать себя воздушным и космическим средствам наблюдения зарубежных «контролеров», то о какой скрытности может идти речь? И это, пожалуй, самое главное достоинство БЖРК, без которого утрачивает смысл сама концепция ракетного поезда (хотя, подчеркнем это особо, запрета на создание таких ракетных комплексов нет).

Конечно, убрать всех этих «контролеров» можно одним росчерком пера – выйти из указанных договоров, сняв тем самым с себя любые ограничения, но такого себе не позволяли две сверхдержавы даже в самые жаркие периоды холодной войны. Не говоря уже о том, что имеется еще и агентурная разведка наших потенциальных «друзей», да и спутники-шпионы никуда не денутся. Получится ли от них замаскироваться – это большой вопрос.

Наконец, нельзя забывать и о том, что невидимость ракетного поезда и невозможность отличить его от обычных товарных поездов – миф. Не верите? В подтверждение приведем слова командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, сказанные им журналистам в декабре 2013 года. По его словам, вагон БЖРК первого поколения достаточно сильно отличался от вагона-рефрижератора, под который его маскировали. «Он был длиннее, тяжелее, количество колесных пар было больше. Как бы его ни прятали, если БЖРК находился на стоянке, любой специалист мог определить, что это не поезд народного хозяйства», – приводит слова генерала агентство РИА Новости. Вагон нового поезда, по словам Сергея Каракаева, можно замаскировать более успешно, хотя специалисты по железнодорожному подвижному составу подвергли сомнению и этот тезис. Более того, даже если это и получится, то куда деть такой демаскирующий признак, как несколько локомотивов в голове короткого «спецпоезда», – непонятно.

В итоге, как представляется, создание БЖРК в качестве средства ответного или ответно-встречного удара становится весьма сомнительной затеей. В этой связи примечательно, что еще в феврале 2011 года в интервью еженедельнику «ВПК» Юрий Соломонов, генеральный конструктор корпорации «Московский институт теплотехники», говорил: «На самом деле живучесть подвижного грунтового и железнодорожного комплексов практически одинакова. Совсем недавно мы как раз выиграли конкурс по этой тематике, но я был сторонником принятия решения о неразвертывании полномасштабных работ по БЖРК. Во-первых, здесь речь идет не столько о ракетах, сколько о типе базирования, что связано с необходимыми затратами для воссоздания военной инфраструктуры, которая на сегодняшний день полностью разрушена. Это огромные деньги, и они потенциально ничего не добавят к боевой эффективности наших СЯС. Более того, БЖРК обладает принципиальным недостатком в современных условиях: низкая антитеррористическая устойчивость. Это уязвимое место железнодорожного комплекса, и оно существенно снижает его боевые возможности».

Так, может быть, целесообразней выделить дополнительные средства на подвижные грунтовые ракетные комплексы или на новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету «Сармат»?

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН


© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

БЖРК «Баргузин» - боевой железнодорожный ракетный комплекс, разрабатываемый на основе другого БЖРК - «Молодец». На данный момент разработка прекращена, и проект ракетный комплекс «Молодец» закрыт.

Что такое БЖРК? БЖРК - ракетный комплекс Баргузин железнодорожного базирования. То есть это поезд с несколькими ракетами на борту, замаскированный под простой гражданский состав и курсирующий по всей стране. «Баргузин», оружие которого — это термояденые ракеты, мог стать одним из таких составов.

История создания «Баргузина»

В онлайн-энциклопедии Википедия про БЖРК Баргузин написано:

  • 2012 год - начало работ по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин»;
  • Декабрь 2014 года - выбор боевой основы комплекса - ей стала ракета РС-24 «Ярс»;
  • Конец 2015 года - Сергей Каракаев, главнокомандующий РВСН, объявил, что проектирование эскизного варианта БЖРК завершено и началась разработка рабочих чертежей для комплекса;
  • Май 2016 года - генерал-полковник Виктор Есин озвучил примерные сроки создания и принятие на вооружение «Баргузина» - 2018–2025 годы;
  • Ноябрь 2016 года - на космодроме «Плесецк» успешно прошёл первый этап испытаний модифицированной ракеты РС-24 «Ярс», разработанной специально для БЖРК;
  • Декабрь 2017 года - объявление о прекращении работ над проектом.

Прародитель «Баргузина»

Сама по себе идея создания БЖРК как боевой единицы не нова и не принадлежала России или СССР. Первые попытки сделать нечто подобное предприняли США, но проект так и не был принят. А вот СССР идея с атомным поездом понравилась, и уже в 1969 году началась разработка проекта — ракетные поезда нового поколения Баргузин.

Первое боевое дежурство БЖРК «Молодец» начал нести в 1987 году.


В настоящее время большинство комплексов «Молодец» утилизированы по договору СНВ-2, существует лишь два поезда-музея.

«Баргузин» должен был стать глубокой модификацией «Молодца», но проект был закрыт. Разберём строение БЖРК на примере «Молодца».


Устройство

В состав указанного БЖРК входили три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.

Комплекс «Молодец» выглядел как обычный состав из рефрижераторных вагонов.

Почтово-багажных и пассажирских вагонов. У четырнадцати вагонов было восемь колёсных пар, а у трех по четыре.

Три вагона маскировались под вагоны пассажирского парка, остальные, те, что имели восемь осей - под «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.


Вес ракеты составлял 104 тонны и для решения проблемы перегруза применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Кроме того, длина ракеты не должна была превышать длины стандартных вагонов, поэтому конструкция обтекателя головной части была переделана и стала раскладной.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута.

Алгоритм запуска следующий:

  • состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть;
  • пусковой контейнер за счёт системы гидравлики принимает вертикальное положение;
  • после этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты;
  • уже в воздухе ракета запускала маршевый двигатель.

Вся операция занимала около трёх минут. Каждое пусковое устройство могло работать как в составе поезда, так и отдельно от него.

Тактико-технические характеристики комплекса


Почему «Баргузин» не был принят на вооружение

Проект «Баргузин» был очень перспективным. Новость о его создании вызвала волну негодования на Западе. И не удивительно, ведь новый «Баргузин» должен был стать улучшенной моделью другого БЖРК «Молодец». То есть, вобрать от него лучшее и исправить недостатки.

Так, например, «Баргузин» должен был больше походить на обычный товарный состав, чем его предшественник.

В его строении отсутствовали такие признаки как удлинённый вагон, несколько дополнительных колёсных пар и локомотивов, а это немаловажный фактор маскировки. К тому же, БЖРК может в любой момент поменять вектор движения, что затруднит нанесение по нему ответного удара.


И несмотря на все эти преимущества, проект либо заморожен, либо вообще снят с производства. Почему? Есть несколько версий.

Первая - стратегический ход с дезинформацией противника. Старая добрая уловка, пусть потенциальный враг думает, что Россия действительно прекратила разработку БРЖДК нового поколения Баргузин, и ослабит бдительность.

Вторая - разработка действительно прекращена. И на это есть несколько причин. Например, ведущие разработчики вооружения не имеют единого мнения насчёт БЖРК в целом. У этого проекта боевой железнодорожный ракетный комплекс Баргузин есть как сторонники, так и противники.

Не стоит исключать и экономический фактор. Возможно, траты на ракетный поезд Молодец вышли бы слишком большими, и проект мог не оправдать себя. Также стоит добавить, что для армии создание БЖРК — ракетный поезд Баргузин никогда не являлся приоритетной задачей.

Однако, по заверению лиц, ответственных за данный проект, в случае надобности, железнодорожный ракетный комплекс Баргузин будет построен в кратчайшие сроки.


БЖРДК — поезд «Молодец» на стоянке

Характеристики комплекса БЖРК Баргузин

Ниже приведены характеристики БЖРК Баргузин: ракеты и некоторые характеристики всего комплекса в целом.


Ракеты на ЖД платформе

Конструкция БЖРК

Грубо говоря, как боевая единица поезд «Баргузин» никогда не существовал. Вся его разработка и конструкция находится на бумаге с грифом «СЕКРЕТНО», поэтому всё его описание носит предположительный характер.

С виду «Баргузин» представляет собой обычный товарный состав, коих огромное множество. И этим всё сказано. Разработчики были жестко ограничены требованиями железнодорожных стандартов.

То есть они должны вписаться в рамки современных подвижных составов, чтобы БЖРК по внешнему виду не отличался от обычного поезда. Так, ракета с пусковым контейнером должна размещаться в стандартном рефрижераторном вагоне, который имеет длину 24 метра.


Ракета БЖРК нового поколения во время развёртывания

В вагонах БЖРК нового поколения Баргузин устанавливаются межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. Из-за тех же ограничений было принято решение сделать ступени ракет складными.

Кроме того, внутри локомотива размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав. В случае атаки противника поезд останавливает и готовится к запуску. Створки на крышах вагонов разъезжаются в стороны, механизмы приводят ракеты в вертикальное положение и производится пуск.



Как выглядит со стороны БЖРК Баргузин, фото

Проект Баргузин — достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Скрытность. Благодаря маскировке под обычные поезда РЖД найти БЖРК проекта Баргузин потенциальному противнику будет крайне трудно даже при помощи спутника;
  • Манёвренность. В России огромное количество ж/д путей и «Баргузин» способен менять направление в любой момент, а это затруднит нанесение ответного удара;
  • Экономичность . Обслуживание одной единицы БЖРД обходится дешевле, чем обслуживание любого другого комплекса наземного базирования.

Недостатки:

  • Износ полотна . Вагон с ядерной ракетой намного тяжелее любого грузового вагона. Это вызывает дополнительную нагрузку на полотно и ускоряет его износ. И из-за внеочередного ремонта потенциальный противник может узнать примерный маршрут БЖРК;
  • Несерьёзность . К БЖРК по непонятной причине нет должного отношения. Да, это ядерный ракетный комплекс, но разработка подобных проектов никогда не была в приоритете. Ведь существуют проверенные временем и боем комплексы сухопутного, морского и подводного базирования;
  • Дороговизна . Несмотря на сравнительно небольшие траты на обслуживание, постройка такого комплекса очень недешёвая. И на данный момент в нём нет острой необходимости.

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" - это новое поколение поездов, вооруженных баллистическими ракетами. Разрабатывается в Российской Федерации. В 2020 году планируется принят на вооружение.

Что представляет собой ядерный поезд? Каким было первое поколение ракетных поездов СССР? Почему у США так и не получилось создать поезд-призрак? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Что такое "БЖРК"?

БЖРК (или поезд-призрак) – боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения. Комплекс располагается на базе железнодорожного состава, состоящего из тепловоза и грузовых вагонов. Снаружи ничем не отличается от обычных товарных поездов, которые тысячами курсируют по России. Однако, имеет совсем непростую начинку. Внутри размещаются межконтинентальные ракеты, командные пункты, технические системы обслуживания, технологические модули, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. При этом поезд автономен.

БЖРК создавался в первую очередь как основная ударная мощь для нанесения ответного ядерного удара по потенциальному противнику, поэтому обладал качествами мобильность и живучесть. По замыслам командования должен был уцелеть после нанесения по нему удара межконтинентальной баллистической ракетой потенциальным противником.

БЖРК "Скальпель" - предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна - заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге - результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.


Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда - огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель"). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение - минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК "Молодец" были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Попытки США создать поезд-призрак

США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название "Minitman Rail Garrison".

Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.


Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.

Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.

Но "Peacekeeper Rail Garrison" так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.

В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.

Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ

В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.

Известно, что проектное название нового БЖРК - «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.

Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.

Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.

Сравнительные характеристики

Параметр БЖРК "Баргузин" БЖРК "Молодец"
Дата принятия на вооружение 2009 1989
Длина ракеты, м 22,7 22,6
Стартовая масса, т 47,1 104,5
Максимальная дальность, км 11000 10 100
Количество и мощность боевых блоков, Мт 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 10×0,55
Количество локомотивов 1 3
Количество ракет 6 3
Автономность, суток 28 28

Преимущества нового БЖРК:

  1. Меньший вес поезда
  2. Современные навигационные системы
  3. Большая точность попадания ракет

Ракеты

На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.

Существует ли БЖРК сейчас?

После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.

Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.