На какой луне начинается рамадан. Определение начала и конца месяца Рамадан и как избежать разногласий в этом вопросе

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Наступление Рамадана определяется двумя способами:

1. Обнаружением на небе месяца Рамадана.

Если полумесяц замечен в ночь с двадцать девятого на тридцатое ша’бана, то это означает, что наступил месяц Рамадан, в течение которого необходимо соблюдать пост, как сказал Всевышний Аллах: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть соблюдает в нем пост» (аль-Бакъара 2: 185).

2. Установлением завершения предшествующего ему месяца ша’бана.

Если прошло тридцать дней ша’бана, то тридцать первый день обязательно придется на первый день Рамадана. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями». аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?

Для фиксации видения полумесяца Рамадана необходимо свидетельство одного благочестивого мусульманина. Ибн ‘Умар рассказывал: “Люди пытались разглядеть молодой месяц, а я сообщил пророку (мир ему и благословение Аллаха) о том, что увидел его. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял решение поститься и повелел людям сделать то же самое” . Абу Дауд 2342, ад-Дарими 1691, аль-Хаким 1/423. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн Хазм, аз-Захаби, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Хаджар, аль-Альбани.
Что же касается окончания месяца Рамадана и видения полумесяца Шаууаля, то для его фиксации должно быть два свидетельства праведных мусульман. Сообщается, что ‘Абдур-Рахман ибн Зайд ибн аль-Хаттаб во время проповеди в день сомнения наступления Рамадана, сказал: “Поистине, я сидел среди сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и расспрашивал их (о начале поста), а они мне сказали, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев новую луну, и разговляйтесь, увидев ее, и выполняйте свои религиозные обряды, а если вам невидно луну, то отсчитайте тридцать дней (от предыдущего месяца). И поститесь и разговляйтесь, если засвидетельствовали два свидетеля из числа праведных мусульман» ”. Ахмад 4/321, ан-Насаи 1/300, ад-Даракъутни 232. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 909.
Таким образом нам становится ясно, что начинать и заканчивать пост, люди должны при свидетельстве двух мусульман, увидевших луну, но хадис Ибн Умара о начале поста делает это исключением, тогда как о завершении поста у нас нет никаких доказательств, что можно ограничиться также одним свидетелем. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/374.

Постится только та страна, которая завидела луну или все страны?

По данному вопросу среди ученых существуют большое разногласие. Одни считают, что на основании видения новой луны должны поститься все мусульмане во всех уголках мира, а другие считают, что поститься должна только та страна, в которой увидели новую луну. Третьи же считали, что должны поститься все страны, с одинаковым географическим положением. При этом все ученые опирались на одни и те же хадисы, но разногласили в их понимании.
Однако самым лучшим мнением в этом вопросе является то, что если луна появилась в определенной местности, то пост становится обязательным для всех местностей, у которых общая ночь, поскольку появление полумесяца разнится в географическом отношении. Например, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке. В каждом регионе или стране жители сами определяют время наступления поста. Это мнение ханафитов, шафиитов, ханбалитов и некоторых маликитов. Также этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Къауанинуль-фикъхия” 103.

Пост следует начинать и заканчивать с мусульманами своей страны

От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост соблюдается тогда, когда постятся все, и разговляются тогда, когда разговляются все, и Жертвоприношение совершается тогда, когда совершают его все» . ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
В этом хадисе содержится опровержение тем, кто считает, что если человек увидел воочию новую луну, но имам не принял его свидетельство, то он должен поститься сам. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Некоторые ученые сказали, что смысл этого хадиса состоит в том, что следует поститься и разговляться вместе с джама’атом (общиной) и большинством людей ”. См. «аль-Джами’» 3/311.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Человек не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. Он должен поститься и заканчивать пост вместе с людьми, как на это указывает хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха)” . См. “Маджму’уль-фатауа” 25/114.
Ибн аль-Къайи м сказал: “В этом хадисе содержится опровержение для людей, говорящих, что тому, кто знает положение луны благодаря астрономическим вычислениям, дозволено поститься и разговляться, даже если другие не знают. Также сказано, что если отдельный человек увидел луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься один” . См. “Тахзибу-Ссунан” 3/214.
Имам ас-Сан’ани сказал: “В этом хадисе содержится доказательство, что пребывание в согласии с людьми – принято в установлении праздника (‘ид), и что отдельный человек, который полагает, что наступил день праздника из-за обнаружения луны, обязан быть в согласии с людьми. Единство людей в отношении праздничной молитвы, завершения поста и жертвоприношения – является обязательным для отдельного человека ”. См. “Субулю-Ссалям” 2/72.
Это мнение подтверждается и поступками сподвижников. Масрукъ рассказывал: “Я пришел к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: “Дайте Масруку каши, и сделайте ее послаще”. Масрукъ сказал: “Ничто не удержало бы меня в этот день от поста, если бы я не опасался, что сегодня день Жертвоприношения”. На это ‘Айша сказала: «День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!» ” аль-Байхакъи. Иснад хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1/442.
На основании этих аргументов становится ясным ошибочность поступков тех, кто, проживая в исламских странах поститься не со своей страной. Т.е. если скажем, в Саудовской Аравии была установлена фиксация начала Рамадана, а скажем в Египте или другой исламской стране мусульмане не видели луны, то жителю этой страны не следует поститься с Саудовской Аравией, поскольку такой поступок будет противоречием велению пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Пост соблюдается тогда, когда постятся все, и разговляются тогда, когда разговляются все »

Можно ли опираться на астрономическое вычисление начала и конца Рамадана

Вначале уже было сказано, что наступление и окончание месяца Рамадан в шариате установлено только двумя способами:
1. Зрительной фиксацией луны.

2. И в случае облачности отсчитать 30 дней шабана, после чего поститься первый день Рамадана.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ясно и недвусмысленно сказал: «Поститесь увидев полумесяц, и разговляйтесь увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями». аль-Бухари 1909, Муслим 1081.
Но множество мусульман в наши дни не обращают внимания на эти слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и сообщают людям за год вперед начало и конец поста, опираясь на какие-то астрономические вычисления, в то время, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал поститься и разговляться, завидев новую луну!
Ни сподвижники пророка(мир ему и благословение Аллаха), ни праведные предшественники (саляфы) не делали ничего подобного. И такой метод вычисление начала и конца Рамадана является нововведением, которое противоречит единогласному мнению имамов уммы, которые сказали, что наступление и конец поста Рамадана должен определяться только зрительной фиксацией. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/423, “Хашияту Ибн ‘Абидин” 2/393, “Фатхуль-Бари” 4/159.
Многие ученые передали единогласное (иджма’) мнение уммы относительно недозволенности опираться на астрономические вычисления начало и конца поста Рамадана.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста!” См. “Фатхуль-Бари” 4/147.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! А тот, кто опирается на это в утверждении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении!” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/207.
Однако некоторые ученые передали, что этому иджма’у противоречил известный таби’ин Мутарриф ибн Абдуллах аш-Шахир, который якобы дозволял опираться на астрономические вычисления в установлении поста.
Однако хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: “То, что передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, не является достоверным! Но даже если это и было бы достоверным от него, то нельзя этому следовать, по причине ошибочности этого мнения! ” См. “ат-Тамхид” 14/352.
То же самое передал и шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Даже если это достоверно от него, то является ошибкой ученого ”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/182.
Также Ибн Рушд в своей книге «Бидаятуль-муджтахид» 2/557 упоминал, что подобный метод вычисления Рамадана дозволял и имам аш-Шафи’и. Однако это также не достоверно, поскольку в трудах имама аш-Шафи’и нет никаких указаний на это, и известные шафиитские ученые передавали от него мнение соответствующее иджма’у. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Это ложь возводимая на имама аш-Шафи’и у которой нет основы, более того от аш-Шафи’и передается противоположное этому! ” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/183.
Тоже самое говорили хафиз Ибн Абдуль-Барр, къады Абу Бакр ибн аль-Араби и хафиз Ибн Хаджар. См. “ат-Тамхид” 14/354, “Ахкамуль-Къуран” 1/82, “Фатхуль-Бари” 4/146.
Таким образом, нам становится ясно истинность единогласного мнения в этом вопросе, а то, что противоречит этому, не имеет никакой основы.
Но даже если и подтвердилось бы, что кто-то из имамов дозволял астрономическое вычисление начала и конца Рамадана, то это не указывало бы на дозволенность подобного поступка. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Шариатское доказательство – это Коран, Сунна и единогласное мнение (иджма’)! А что касается обычаев некоторых городов, или даже большинства, или же слов большинства ученых или просто поклоняющихся и т.п. то ничего из этого не может противопоставляться словам посланника Аллаха! ” См. “аль-Икътида” 1/270.
Имам Ибн Къудама говорил: “Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа все равно, что его нет. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», а в другом хадисе сказал: «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну! »” См. “аль-Мугъни” 3/9.
Имам аль-Хараши сказал: “Пост не утверждается на основании слов астронома. Шариат утвердил пост только на основании видения луны, или свидетельстве тех, кто ее видел или по завершению месяца шабан. И шариат не сообщил о том, что свыше этого. Поэтому если астроном скажет, что месяц закончился или начался, то на его слова и его вычисления нельзя опираться, независимо от того доверяет ли ему сердце или нет !” См. “Шарх мухтасар Халиль” 2/237.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на метод вычисления наступления и завершения поста, а это зрительная фиксация, которой могут воспользоваться все без исключения. И он не постановил такого астрономического установления для установления поста, поскольку этим знанием располагают лишь единицы.
Следует также отметить, что речь идет именно об астрономическом вычислении наступлении и завершения поста, а не использовании каких-либо приборов для обнаружения луны.

Что делать, если мусульманин проживает в стране неверных, в которой начало и конец поста определяют согласно астрономическим вычислениям

Выше мы рассматривали, что мусульманин обязан начинать и заканчивать пост со всеми или же большинством жителей своей страны, о чем сказано в хадисе: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все ». ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
И также мы рассмотрели вопрос, что наступление и завершение поста не дозволено устанавливать на основании астрономических вычислений, основанием чему служат ясные веления пророка (мир ему и благословение Аллаха): «», «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну! »
Однако возникает вопрос: Что делать, если например, мусульманин проживает не в исламской стране и в ней не опираются на зрительную фиксацию луны? Поститься с большинством, которые постятся в подобных странах на основании календарей, составленных в соответствии с астрономическими вычислениями, или же опираться на исламскую страну, которая постится на основании зрительной фиксации?
Задали вопрос на сайте : «Я проживаю в Голландии и люди стали разногласить в наступлении первого дня Рамадана. Среди них были те, кто начал поститься вместе с Египтом и те, кто ждал объявление канала аль-Джазира. Что является правильным в этом?» Ответ : “Во-первых , наступление поста не устанавливается кроме как зрительной фиксацией месяца, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц » аль-Бухари 1909, Муслим 1081.
И нет смысла обращаться к астрономическим вычислениям.

Во-вторых, если у мусульман, проживающих не в исламских странах, если некая шариатская организация, к которой они обращаются и которая опирается на шариатский способ в вычислении наступления и завершения поста, то ученые Постоянного комитета дали фатуа, что подобная организация имеет для них статус шариатского правительства и им следует следовать за ними в вопросе начала и конца Рамадана. Однако если у них нет подобной организации, то нет на них греха, если они последуют стране, которой доверяют, которая устанавливает Рамадан на основании шариата, а не астрономических вычислений”.
Они также отвечали: “Если мусульманин проживает в стране неверных, или же в стране, которая играет с вопросом наступления и завершения поста в соответствии со своими страстями, то нет проблем, если он последует стране, которая руководствуется установлениями шариата!
Их также спросили : «Мы проживаем в Германии, и проблема в том, что имам одной мечети говорит: «Мы скоро начнем пост вместе с Саудовской Аравией», а в другой мечети говорят: «Мы будет поститься вместе с исламской организацией в Европе» Что вы скажите об этом? «
Ответ: Если эта исламская организация Европы опирается на зрительную фиксацию наступления Рамадана, то правильнее и предпочтительнее следовать за ней в наступлении и завершении поста! ” См. подробней вопросы «Суаль уа джауаб» № 1602, 1248, 1226, 12600, 50522.
Спросили относительно того, кто проживает в Испании, но начинает и заканчивает пост вместе с Меккой и Мединой. Он ответил: Что касается вашего поста и разговления в Рамадан вместе с нами по причине того, что вы проживаете в Испании, то нет в этом никаких проблем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» Это общее обращение ко всей общине, и два города как Мекка и Медина больше заслуживают следованию им, чем другие страны, пусть Аллах прибавит им усердие и прямой путь. Причина этому то, что вы находитесь в стране, в которой не живут по Исламу!” См. “Фатауа Ибн Баз” 15/105.
Подводя итог, следует отметить, что если мусульмане проживают в стране, в которой скажем Духовное управление опирается на астрономические вычисления и за месяц вперед сообщают о наступлении поста, то не следует следовать им в этом. Выше были приведены слова имама Ибн Къудамы: Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост не действительный, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)!
Причина этого поступка с их стороны зачастую связана с соглашением этого вопроса с правительством, поскольку нужно объявить выходной и т.д. это конечно же относится к игре с установлениями шариата. В подобной ситуации мусульманин должен следовать исламской стране, которая вычисляет наступление поста на основании зрительной фиксации.
Но если то самое духовное управление опирается в наступлении поста на зрительную фиксацию и ей в этом вопросе следует большинство мусульман этой страны, то следует поститься вместе с ними. Также если они опираются в начале поста на какую-либо исламскую страну, скажем на Египет, то следует начинать пост с ними. а не опираться скажем на Саудовскую Аравию, чтобы следовать велению пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь тогда, когда постятся все »
Так можно объединить существующие мнения по данному вопросу.
Тут необходимо указать на мнение шейха аль-Альбани, который считал, что в исламских странах пост следует держать в соответствии с ее жителями, даже если эта страна опирается в установлении поста на астрономические вычисления. Он считал, что в этом сплоченность уммы, и приводил в пример, что бывают случаи, как отец и сын сидя в одном доме держат пост по-разному, так как сын поститься по Саудии, а отец по своей стране. Он также говорил, что изначально пост должны соблюдать мусульмане всего мира на основании одной зрительной фиксации, в чем заключается единство и веление пророка (мир ему и благословение Аллаха), обращенное ко всем: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц », однако этого не происходит. И по этой причине следует выбирать из двух зол наименьшее, а это поститься со своей страной, даже если она опирается на астрономическое вычисление. Об этом шейх ни раз говорил в «Сильсилятуль-худа уа-ннур» № 403, 698.
Но я не знаю можно ли распространить его мнение и на страны неверных, в которых проживают мусульмане.
Я упомянул братья это мнение уважаемого шейха справедливости ради, но я следую в этом вопросе мнению Ляджны, тем более высказывания имамов относительно того, что просто напросто пост основанный на астрономическом вычислении недействителен сам по себе, даже если это было верным вычислением, весьма пугает. Да и потом, в вопросе: обязаны ли поститься все страны на основании видения луны в одной стране или же постится только та страна, в которой заметили луну, есть приемлемое разногласие и сильное как с одной, так и с другой стороны, чего не скажешь о вопросе установления поста в соответствии с астрономическими вычислениями.
Правила, связанные с наступлением и окончанием поста, для человека, в одиночку увидевшего луну.

Тот, кто увидел появление новой луны для Рамадана либо для Шавваля в одиночку, а затем сообщил об увиденном жителям своей местности или шариатскому судье, но получил от них отвод, должен ли сам поститься в такой день или нужно придерживаться того, что делают все люди?

Большинство ученых склонились к тому, что этому человеку нужно соблюдать пост в такой день, независимо от того, последовали люди его свидетельству или нет. Точно так же, подавляющее большинство ученых сказали, что и при наступлении Шавваля тому, чье свидетельство было отвергнуто людьми, следует прекратить пост.
Другая, небольшая часть ученых посчитали, что такому человеку нужно поститься и прекращать пост только вместе с обществом людей.
Шейх-аль-ислам Ибн Таймия, разобрав доводы сторон, склонился ко второму мнению, сказав, что тот, чье свидетельство было отвергнуто, должен начинать и заканчивать пост только вместе со всеми людьми.

А в доказательство себе он привел следующие доводы:

Во-первых , он сослался на хадис, в котором сказано именно следующим образом: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают; день жертвоприношения тогда, когда все приносят животных в жертву». Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи, сказав после него: «Некоторые из ученых прокомментировали его, сказав, что и начало поста, и окончание должны быть вместе с обществом людей и большинством их» .

Во-вторых , Ибн Таймия сослался на то, что если бы некий человек в одиночку стал свидетелем зарождения месяца Зуль-Хиджы, то никто в исламе не говорит, что ему следует отправляться на гору Арафат на день раньше остальных людей.

Кроме того, Ибн Таймия подкрепил свое мнение еще и разъяснением о том, что в религии на самом деле должно считаться полумесяцем. Он пояснил, что Всевышний Аллах, упомянув в Коране о новолуниях, связал религиозные ритуалы именно с этим термином:
«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (сура «Бакара», 2: 189)
На языке оригинала Корана – арабском, новолуние звучит как «хиляль », что дословно означает «знак, служащий для оповещения, объявления, информирования ». Таким образом, в этом слове уже изначально заложено, что если луна появится на небе, но люди не смогут различить ее, то и «новолунием, хиляль» называться она не сможет.
То же самое получится, если мы рассмотрим арабское слово «шахр » — месяц. Этимологически оно происходит от слова «шухра », что значит «известность, признанность ». Так что если о появлении нового месяца людям не стало известно, он не был ими признан, то и называться «шахр » он не может.
«А многие люди, — продолжает Ибн Таймия, — ошибаются в этом вопросе, ибо считают, что месяц начинается как только новая луна появится на небе, даже если люди ее не признают, о ней не будет известно, объявлено, проинформировано. Но это не так. Наоборот, обязательно должны быть общеизвестность и оповещение о появлении нового месяца. Именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ваш пост бывает тогда, когда все постятся; прекращение поста тогда, когда все прекращают…», что буквально значит следующее: ваш пост должен быть тогда, когда все вы знаете, что в такой-то день следует поститься, в такой-то – прекращать пост, в такой-то – праздновать жертвоприношение. А если вы не
знаете этого дня, то и обряды не могут быть исполнены ».

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

По мазхабу имама аш-Шафии

Месяц, который бывает раз в году, месяц, которого ждёт вся мусульманская умма! Миллионы мусульман радуются наступлению благословенного Рамадана и тоскуют, когда он проходит.

Пост в месяце Рамадан начинается с видения новой луны в ночь на 30-й день от начала месяца Шаабан, после захода солнца, если небо чисто от облаков, туч или дыма. Это решение относится только к тому, кто сам увидел или доверяет тому, кто увидел луну. А чтобы пост стал обязателен для всех, необходимо, чтобы эта информация (о том, что увидели фазу луны) подтвердилась перед шариатским судьей, и он вынес решение, ссылаясь на свидетельство одного беспристрастного (адиль) свидетеля.

Также начало Рамадана объявляется с истечением тридцати дней месяца Шаабан, если небо пасмурно и т.д.; с известием человека, заслуживающего доверия (то есть хабар-мутаватир), о том, что он увидел фазу луны; с наличием преобладающего мнения посредством явных признаков, указывающих на наступление Рамадана, которые не исчезают обычно, подобно видению светильников на минаретах.

Свидетель не должен быть рабом или женщиной. А если женщина или нечестивец и т.д. увидят фазу луны, то они обязаны соблюдать пост, а также и тот, кто уверен в их правоте. Тому, кто не увидел фазу луны, свидетельствовать запрещается.

Если фазу луны увидят в одном населенном пункте, это распространяется на близлежащие населенные пункты. Но что входит в близлежащие пункты, а что нет? Близлежащими населенными пунктами считаются все, находящиеся по одной долготе, хотя широты у них могут быть разные. Если долгота одна, то эти местности считаются близкими друг к другу, даже если между ними будет расстояние, которое нужно преодолевать месяцами.

Если фазу луны увидеть на востоке, то следует увидеть ее на западе, так как ночь на востоке наступает раньше. Ибн Хаджар говорит, что это решение указывает на существование фазы луны, но нам этого недостаточно, так как мы опираемся на видение фазы луны.

Если решение о том, что первый день Рамадана наступит завтра, выносится правителем, даже если долгота разная и правитель другого мазхаба, то нужно начать пост.

Также Ибн Хаджар утверждал , что убеждённость астронома и того, кто делает расчеты, когда наступит месяц Рамадан, – недостаточна. И никому не разрешается следовать им. Они сами могут следовать своим знаниям, но за Рамадан их посты засчитываться не будут. Аш-Шихабу ар-Рамли и ат-Таблави Кабир говорят, что они оба должны поститься, и их пост засчитывается как пост Рамадан.

Ар-Рамали считает, что поститься должен и тот, кому они рассказали и кто поверил в их правоту.

Если человек свидетельствует о том, что увидел фазу луны, а расчет указывает, что это невозможно, то, если расчеты делаются точным образом, и большое количество людей, делающих расчеты, говорят, что фазу луны увидеть невозможно, тогда это свидетельство не принимается.

Расчеты дают точные знания, в которых нет сомнения, как это утверждает аль-Алляма аль-Маржани в книге «Хаку аль-марифа» и аль-Газали в книге «Тахафут».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отменил расчеты не потому, что они недействительны, а ради облегчения. А хадис, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что мы неграмотны в письме и не делаем расчеты, толкуется не как непризнание письма и расчетов, а как то, что его знания являются чудесами, дарованными ему Аллахом, так как он их получил без изучения (то есть не воспользовавшись чтением и письмом).

Дорогие братья и сестры! Сейчас модно говорить – «я соблюдаю пост по расчетам!» Каждый третий говорит – «вот в календаре написано, что сегодня новолуние, а завтра, получается, первый день, поэтому будем соблюдать пост». Да, мы приводили и слова великих ученых, что расчеты – точные, и что в них нет сомнения, но то, что вы таким образом должны соблюдать пост, разве подразумевается под расчетами?

Нет и ещё раз нет! Есть целые обсерватории, где проводят наблюдения за фазой луны, где есть опыт, знают науку вычисления (хисаб) и шариатские решения.

Я попытаюсь передать вам, что скрывается под словом «хисаб», чтобы те, кто полагаются на календарь, поняли разницу между расчетами и тем, что некоторые братья делают, ссылаясь на астрономическое новолуние и помощь только от Аллаха!

Что такое новолуние?

Некоторые братья ошибаются, считая, что новолуние – это фаза луны, увидев которую, мы начинаем пост, но это не так.

В астрономическом новолунии луна находится между землей и солнцем примерно на одной прямой с ними. Луна при новолунии не видна на ночном небе, поскольку она в это время очень близка к солнцу на небесной сфере и при этом повернута к нам ночной стороной.

Неомения – первое видимое появление луны на вечернем небе после новолуния . Шариат связал наш пост и праздник после поста с видимостью луны. Будет ли правильным отбросить неомению, с которой Шариат, то есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его сподвижники, великие ученые – имам ан Навави , ибн Хаджар и другие – связали наш пост, и вместо неё исходить от новолуния? Что нас заставляет менять решение чистого Ислама на новолуние? Неужели в 21 веке появились ученые, более знающие, чем большинство ученых шафиитского мазхаба? Да наставит нас Аллах!

Для того чтобы увидеть фазу луны, есть два основных условия, если хоть одно отсутствует, увидеть фазу луны невозможно:

1. Новолуние должно произойти до захода солнца. Почему? Потому что мы будем следить за неоменией, а она следует за новолунием.

2. Луна должна взойти после захода солнца. Почему? Потому что мы будем наблюдать за фазой луны после захода, а если луна всходит до захода солнца, каков смысл наблюдать?

Но недостаточно, чтобы луна сразу, через несколько минут после солнца, взошла:

1. Восход луны через несколько минут после солнца означает, что луна очень близка к нему, и что её увидеть невозможно.

2. Яркий свет вечерних сумерек будет скрывать тонкую фазу луны.

3. Нахождение луны рядом с солнцем во время восхода означает, что она очень близка к горизонту, и увидеть ее почти невозможно.

Например, в полуденное время мы не можем смотреть на солнце, а во время захода можем, так как до нас не доходит большинство его лучей, точно так же освещение луны не будет доходить до нас.

Уважаемые мусульмане, все, что мы написали выше, учитывают ученые, которые следят за луной и дают нам знать, когда мы сможем увидеть фазу луны! Конечно, легко сказать «сегодня – было новолуние, завтра первый день, и мы следуем расчетам, не зная вышеупомянутого»!

Думаю, для убежденности в тонкости и точности этой науки достаточным доводом являются солнечное и лунное затмение, которые происходят секунда в секунду по расчетам.

Некоторые братья и сестры думают, что в странах, где проживают мусульмане, предпринимаются все меры для определения начала каждого месяца, наблюдают за фазой луны. Но, к большому сожалению, это происходит только в некоторых странах, таких, как Оман и Марокко… А в большинстве смотрят на календарь, за исключением Рамадана и Шавваля.

Виноватыми за неправильное начало месяца Рамадана нельзя считать только ответственные структуры, в этом есть и вина астронома, с которым ответственное лицо советуется, а также и населения, что не интересуется и не хочет знать истину, а выбирает легкое и неправильное, то есть следует за календарём!

Мы должны знать – нет смысла утверждать, что увидели фазу луны, когда точный расчет показывает, что это невозможно. Нередко спрашивают: неужели нынешняя ответственная структура по наблюдению за молодым месяцем неправильно объявляла начало месяца в течение последних трёх месяцев?

Когда ответственная структура (это люди, владеющие вопросами Шариата, разбирающиеся в расчетах, не имеющие предвзятого мнения, далекие от настаивания на собственной точке зрения, готовые принять истину и следовать ей, богобоязненные, понимающие и принимающие ответственность перед Аллахом), объявляет начало месяца, и после захода солнца первого дня нового месяца серп луны большой и долго остается на небе, мы не должны думать, что начало месяца было объявлено неправильно. Наоборот, если серп луны очень тонкий после захода солнца первого дня, то начало месяца было объявлено неправильно.

Приведем пример: начало месяца Шаабан – 18 мая 2015 года, то есть 29 Раджаба 1436 года, солнце зашло в 19:10, а луна взошла в 19:23. Как мы уже говорили, увидеть фазу луны невозможно, и, следовательно, 19 мая 2015 года будет 30-м днем месяца Раджаб. Серп луны каждый день задерживается на 50 минут дольше предыдущего дня. И поэтому в ночь на 20 мая серп луны задержится после захода солнца на 63 минуты, и фаза луны будет видна. Значит, 20 мая – первый день месяца Шаабана. А в ночь на 21 мая, то есть после захода солнца 20 числа первого дня Шаабана, серп луны задержится после захода солнца приблизительно на 2 часа, и он будет довольно толстым. Человек, не знающий того, что мы рассказали, конечно же, подумает, что 19 число должно было быть первым днем Шаабана. Но как мы объяснили, месяц был начат и определен правильно.

Дорогие братья и сестры! Людьми, ответственными за определение начала нового месяца, была проделана колоссальная работа. И, конечно же, самой главной их целью было объединение всех мусульман по этому вопросу.

Да покажет нам всем Всевышний Аллах истину истиной, а ложь – ложью, и да наставит всех нас на путь истинный! Амин!

Ответственные по определению лунных месяцев М. Абдурахманов и М. Омаров.

3 589

Шариатская редакция:

Гамет Сулейманов — выпускник факультета хадисоведения Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия)

Шабан Улуханов — выпускник факультета исламского права Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия)

Вступление

بسم الله الرحمان الرحيم

Ислам — религия мудрости и справедливости. Всё что приказывает эта религия является добром и справедливостью. Также как, все то, что запрещает эта религия является злом и нечестием. Из того, к чему призывает эта благородная религия — сплоченность и единство мусульман.

Всевышний Аллах говорит: «И не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Св. Коран, сура «Римляне» 31-32). Данные слова Всевышнего Аллаха указывают нам на то, что разобщенность и сектанство являются отличительными качествами многобожников. Более того, всем известно, что единство и сплоченность есть сила, тогда как, разобщенность и сектанство ведет к слабости и уязвимости.

Посему, Всевышний Аллах приказывает нам: «И не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (Св. Коран, сура «Добыча»: 46).

Однако, ни для кого не является секретом, в какие большие разногласия впадают мусульмане по причине определения начала и завершения священного месяца Рамадан. Некоторые следуют официальному решению муфтията в их странах, другие ориентируются на Мекку и Саудовскую Аравию или другие мусульманские страны.

Есть и такие, которые игнорируют всех, и сами ведут наблюдения за месяцем, а затем начинают и завершают месяц Рамадан на основе своих наблюдений. В результате, среди мусульман одной страны вспыхивает множество разногласий и споров.

Особенно горячие споры вспыхивают в конце Рамадана по случаю определения дня праздника Айд аль-Фитр.

Те мусульмане, которые не следуют муфтияту и большинству в своих странах, бывают вынуждены совершать праздничный намаз раздельно от всех, часто в квартирах и других помещениях. Более того, обе группы мусульман начинают порицать и обвинять друг друга в большом грехе.

Первая группа говорит: «Вы являетесь грешниками, так как разговляетесь намеренно в Рамадан» . Другая же группа говорит первой: «Как вы можете поститься в праздничный день, тогда как Пророк (мир ему и благословение) запретил поститься в этот день?! Вы грешники и сектанты, так как разделяете мусульман» .

Однако, каково решение данной проблемы с точки зрения ислама? Чтобы найти ответ на данный вопрос, нам надо будет рассмотреть правовое положение некоторых вопросов, связанных с наступлением и завершение месяца Рамадан.

Просим Всевышнего Аллаха облегчить для нас это.

Как определяется начало и конец месяца Рамадан в Исламе?

Чтобы понять лучше, как определяется начало и конец Рамадана, было бы хорошо сказать несколько слов у мусульманском лунном календаре.

Год в мусульманском календаре состоит из 12 лунных месяцев, как об этом сообщил нам Всевышний Аллах:«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю» (Св. Коран, сура «Покаяние»: 36).

Мусульманские месяца состоят из 29 или 30 дней, и посему мусульманский год содержит около 354 дней. Начало месяца в мусульманском календаре определяется при появлении нового полумесяца в небе.

Таким образом, наступление месяца Рамадан определяется по обнаружению в небе молодого месяца в ночь 29-го Шабана (название мусульманского месяца предшествующего Рамадану) .

По этому поводу Всевышний Аллах говорит: «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Св. Коран, сура «Корова»: 185).

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте поститься когда увидите ее (новую луну) и прекращайте поститься когда увидите ее» (Муслим).

Если же месяц не появился на 29-й день Шабана, то следующий день будет считаться 30-м Шабана, а первый день Рамадана наступит после него.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не поститесь, пока вы не увидите полумесяц и не разговляйтесь (т.е. не завершайте месяц Рамадан), пока вы не увидите его (полумесяц). А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (Шабан) тридцатью днями» (Бухари).

Примечательно то, что для объявления о начале Рамадана, достаточно того, чтобы новый месяц увидел один благочестивый мусульманин.

Ибн Умар (да буден доволен им Аллах) рассказывал:

«Люди пытались разглядеть новый месяц, и я сообщил Пророку (мир ему и благословение), что увидел его. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал поститься и повелел людям сделать то же самое».

Абу Давуд, достоверность хадиса подтвердил шейх Альбани

Что же касается окончания месяца Рамадан и видения нового месяца Шавваля, то для этого нужно свидетельство двух благочестивых мусульман. На это указывает другой достоверный хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если засвидетельствовали два мусульманина, то начинайте и заканчивайте пост в Рамадан» (Ахмад, достоверность хадиса передал шейх Альбани).

Таким образом, последний хадис повествует о том, что месяц Рамадан начинается и завершается, если новый месяц увидели два мусульманина. Однако первый хадис, который передал Ибн Умар, делает исключение относительно определения начала Рамадана, чего нельзя сказать относительно конца Рамадана (См. «Тухватуль Ахвази»).

Можно ли опираться на астрономические вычисления для определения начала и конца месяца Рамадан?

Аяты и хадисы, которые мы рассмотрели в предыдущей главе очевидно указывают на то, что новый месяц фиксируется зрительным наблюдением. В связи с этим, многие исламские ученые передали единогласное мнение ученых о том, что недозволенно пользоваться астрономическими вычислениями для определения начала и конца месяца Рамадан.

Имам Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста» (См. «Фатхуль-Бари»).

Шейх аль-ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывают на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления. В достоверных хадисах, которые передали имамы аль-Бухари и Муслим Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Начинайте поститься когда увидите ее (новую луну) и прекращайте поститься когда увидите ее».

См. «Маджму’уль-фатауа»

Особое внимание уделяется словам Пророка (мир ему и благословение): (Бухари).

Тот факт, что Пророк (мир ему и благословение) повелел нам подсчитывать месяц Шабан 30-ю днями в случае облачности, и не велел обращаться к астрономам, указывает на недозволенность использования астрономических подсчетов.

Что же касается некоторых современных ученых, которые дозволяют использование астрономических вычислений, то их основным доводом является хадис пророка (мир ему и благословение): «Поистине мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Поэтому месяц будет или таким или таким — т.е. либо он 29 дней, либо 30 дней» (Бухари). Также слова Пророка (мир ему и благословение): «А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (Шабан) тридцатью днями» (Бухари).

Они сказали: безграмотность и неспособность вести астрономический подсчет мусульманами во время Пророка (мир ему и благословение) были причинами по которым Пророк (мир ему и благословение) приказал опираться на зрительную фиксацию.

Если же данные причины исчезают и мусульманская община в своем большинстве становится образованной: может писать и считать, а также вести правильный астрономический подсчет, то в этом случае обязательно прибегать к астрономическому подсчету в этом вопросе.

В частности, этого мнения придерживался шейх Ахмад Шакир (да смилуется над ним Аллах), и он подробно разъяснил его в своей книге «Аваиль аш-Шухуур аль-Арабия».

Однако, стоит отметить, что данное мнение является чуждым и редким, так как оно противоречит единогласному мнению сподвижников и ранних имамов. Существуют многочисленные аяты и хадисы, в которых нам приказывается понимать и исповедать ислам именно так, как это делали наши праведные предки.

Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Св. Коран, сура «Женщины»: 115). И нет сомнения, что верующие в данном аяте это сподвижники Пророка (мир ему и благословение).

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие люди - мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них» (Бухари, Муслим).

Поэтому, шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) говорил в отношении тех ученых, которые дозволяли вести астрономические вычисления для определения Рамадана: «Единогласное мнение ученых ислама уже опередило тех из современных ученых, которые дозволили это, и посему это мнение не принимается от них. Ничье мнение не может быть принято, если оно противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение) и единогласному мнению праведных предков» (Маджмуа Фатава ва Магаалаат).

Примечание: Следует различать между астрономическими вычислениями и использованием телескопов для обнаружения нового месяца. Использование телескопов и обсерваторий для зрительного фиксирования луны допускается, так как это соответствует словам Пророка (мир ему и благословение): «Начинайте поститься, когда увидите его (новый месяц), и прекращайте поститься, когда увидите его» (Муслим).

«Разрешается вести наблюдения за новым месяцем с помощью телескопов и обсерваторий. Однако, недозволенно использовать для этого самолеты и спутники, так как они находятся в возвышенности над землей» (Маджмуаль Фатава ва Расаиль, Шейх Мухаммад Салих аль-Усеймин).

Территориальные расхождения при фиксации нового месяца

Если месяц был зафиксирован в одной мусульманской стране, то должны ли поститься мусульмане в других странах, если они не увидели новый месяц?

В данном вопросе существует приемлемое разногласие между мусульманскими учеными. Ученые, придерживающиеся того мнения, что каждая страна должна начинать пост Рамадана в соответствии с собственными наблюдениями, приводят главным образом в довод хадис Курайба (да смилуется над ним Аллах).

Так, Курайб утверждает:

«Когда я был в Аш-Шаме, в четверг утром появилась новая луна Рамадана. Я вернулся в Медину в конце Священного месяца. По прибытии Ибн Аббас спросил меня: «Когда вы видели новую луну?» Я ответил: «Мы видели ее ночью в четверг». Он уточнил: «Ты видел ее сам?». «Да, и кроме того, ее видели люди Муавийя, и все мы постились», - ответил я. Он возразил: «Но мы видели ее в пятницу ночью. Мы не прекратим пост, пока не пройдет тридцать дней или пока не увидим новую луну». Тогда я спросил: «Неужели вам недостаточно знаков и поста Муавийя?» «Нет, - ответил он, - таково веление Посланника Аллаха».

Муслим

Шейх Усеймин (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте поститься, когда увидите ее (новую Луну), и прекращайте поститься, когда увидите ее» (Муслим). И если мы допустим, что население Мекки увидело новый месяц, то как мы можем велеть населению Пакистана и других азиатских стран поститься, тогда как мы знаем, что у них на горизонте новый месяц не появился!?»

Фатава аркан аль-Ислам

Другая группа ученых ответила тем, что Пророк (мир ему и благословение) обратился ко всей мусульманской умме, сказав: «Начинайте поститься когда увидите ее (новую Луну) и прекращайте поститься когда увидите ее» (Муслим).

Также они отметили, что понятие территориальных границ является понятием относительным. То есть, если, к примеру, месяц был замечен в Алмате, то какой довод на то, что население города Актау должно начать поститься вместе с жителями Алматы, а не с жителями Баку? Ведь географически, Актау намного ближе к Баку, чем к Алмате.

В действительности, нет никакого довода ни в Коране ни в Сунне на то, что политические границы играют какую то роль в определении нового месяца. Посему, данное мнение кажется более достоверным и оно является мнением большинства ученых (джумхур ), как об этом сказали Ибн Теймия в «Фатава», Шаукани в «Нейль аль-Аутар» и Сыддык Хасан Хан в «Рауда ан-Надийа».

Из современных ученых этого мнения придерживались шейх Альбани и к этому мнению также склонялся шейх Ибн Баз (да смилуется над ними Аллах). Что же касается хадиса Курайба, на который опирается первая группа ученых, то джумхур объяснил, что хадис относится к тому, кто начал поститься с населением своей местности, и только после нескольких дней узнал, что месяц был замечен на один день раньше в другой стране. Такому человеку следует продолжать поститься вместе с населением своей страны.

Важное примечание: Если кто либо сегодня выберет мнение большинства ученых в этом вопросе, то это все равно не означает, что он может не поститься с населением своей страны!

К сожалению, многие мусульмане, не поняли другой важный вопрос, связанный с постом в месяц Рамадан, и поэтому по незнанию становятся причиной появления смуты среди мусульман. Речь идет о том, что пост в месяц Рамадан — это поклонение, которое совершается коллективно с той мусульманской общиной, в которой живет мусульманин.

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: (Тирмизи; шейх Альбани назвал хадис достоверным).

В толковании данного хадиса Ибн Теймия и другие ученые говорили, что человеку запрещено начинать и завершать пост одному, противореча своему народу, даже если он увидел месяц своими глазами!

Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Человек не должен начинать и заканчивать поститься в одиночку, даже если он увидел новую луну своими глазами. Он должен начинать и заканчивать поститься вместе с людьми, как на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

См «Маджму аль-Фатаава»

Также, Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) писал: «Если человек увидел новую луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься в одиночку» (См. «Тахзиб ас-Сунан»).

Поэтому несмотря на то, что шейх Альбани был ярым сторонником мнения, которого придерживается большинство ученых в этом вопросе и говорил, что «оно является единственной истиной, а все остальное неверно» , при всем этом он говорил: «Пока мусульманские страны не сойдутся на этом, я считаю, что каждый народ должен поститься с населением своей страны и не должен вступать в разногласия в этом вопросе» (Тамам аль-Минна).

Что делать если мусульманская страна опирается на астрономические вычисления при определении начала месяца Рамадан?

Мы уже узнали, что несмотря на разногласия в вопросе приемлемости территориальных расхождений при определении начала месяца Рамадан, почти все ученые сошлись на том, что мусульманин должен поститься с населением своей страны, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост начинается тогда, когда начинают поститься люди, и завершается тогда, когда прекращают поститься люди»

Однако, что же делать, если мусульманская страна вычисляет начало месяца Рамадан с помощью календаря, или говоря научно, астрономических вычислений, а не путем зрительного наблюдения? Ведь мы узнали, что ранние богословы, можно сказать, сошлись на том, что астрономические вычисления не являются дозволенным методом для определения начала нового месяца.

Подобный вопрос задали шейху Альбани (да смилуется над ним Аллах) и мы предоставляем вам отрывок из его фетвы:

Шейх Альбани: «Поэтому, мусульмане в любом случае должны начинать и завершать пост с населением своей страны, и недозволенно вступать в разногласия в этом вопросе».

Спрашивающий: «Даже если государство опирается на астрономические вычисления?»

Шейх Альбани: «Астрономические вычисления не допускаются. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте поститься когда увидите новый месяц».

Спрашивающий: «Но что делать если государство опирается на астрономические вычисления?»

Шейх Альбани: «Я уже ответил на этот вопрос. Поститься следует вместе с населением страны, даже если страна объявляет пост, прибегая к противоречащему шариату методу. Народ не может противостоять государству, так как это приведет к ещё большему злу. Это не означает, что дозволено ориентироваться на астрономические вычисления. Однако, смысл в том, что следует выбирать наименьшее зло. Именно к этому мы призываем, несмотря на то, что астрономические вычисления для выявления месяца недопустимы».

Сильсиля аль-Худа Ва ан-Нур, 403ая кассета

Подобную фетву дал также Шейхуль Ислам Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах). Приводим отрывок этой фетвы из книги «аль-Фатава аль-Кубра»:

Спросили Шейхуль ислама Ибн Теймию (да смилуется над ним Аллах) относительно одного города, в котором некоторые жители увидели своими глазами новую луну месяца Зуль-Хиджи, однако правитель этого города объявил, что новый месяц не был замечен. Должно ли население этого города поститься 9-го Зуль-Хиджи, в соответствии с календарем, который принял правитель, несмотря на то, что в действительности этот день приходится на 10-ое Зуль-Хиджи? (Речь идет о желательном посте в день Арафата. 10-е же Зуль-Хиджа приходится на Курбан Айд, и известно, что Пророк (мир ему и благословение) запретил поститься в праздничный день — примеч. сайт ).

Шейх ответил: «Да, они должны поститься 9-го Зуль-Хиджи в соответствии с мнением большинства, несмотря на то, что в действительности этот день приходится на 10-ое Зуль-Хиджи. Даже если предположить, что новая луна была замечена раньше, то в хадисах достоверно передается от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте пост тогда, когда начинают поститься люди, и завершайте пост тогда, когда прекращают поститься люди, и приносите жертвоприношение тогда, когда люди приносят жертвоприношение».

Затем Ибн Теймия говорит:

« А если скажут: Возможно правитель, который ошибочно объявил о начале нового месяца был виноват, так как не принял свидетельство благочестивых мусульман, которые заявили что увидели новую луну. Он мог отвергнуть их свидетельство по причине их незнания, однако при этом не стал разузнавать о них, и о том, что они являются благочестивыми мусульманами. Также как, он мог отвергнуть их свидетельство из-за вражды с ними. То есть он отвергнул их свидетельство незаконно. Также, он мог отвергнуть их свидетельство по причине высказывания астронома, который заявил, что новая луна не могла быть замечена в этот день!?

То ответ будет следующим: В тех вопросах, в которых мусульманам приказано безусловно подчиняться правителям, не имеет разницы был правитель прав, ошибся, или же он проявил небрежность, в любом случае следует подчиняться. Так как, люди все равно будут следовать всем известному и объявленному (правителем) календарю. Касательно этого существует хадис в Сахих аль-Бухари, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит относительно имамов и правителей: «Они совершают с вами намаз, будучи имамами, если они делают намаз правильно, то награда записывается как вам, так и им. Если же они совершают намаз неправильно, то вы все равно получаете награду, тогда как они награду не получают». Поэтому, если правитель ошибается или же проявляет халатность, то ответственность за это несет только он сам, а не мусульмане, которые не совершили ошибку и не проявили беспечность. И нет сомнений в том, что достоверная Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! В сборниках Сахих аль-Бухари и Муслим, передается хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Начинайте поститься когда увидите его (новый месяц) и прекращайте поститься когда увидите его». А тот, кто опирается на астрономические вычисления в определении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении” .

Последние слова Ибн Теймийи указывают на то, что он как и почти все имамы Ахли-Сунны, не дозволял вести астрономические подсчеты для определения начала и конца месяца Рамадан. Однако, его слова и слова других ученых указывают на то, что в подобных случаях учитывается и отдается предпочтение единству и сплоченности мусульман.

Ведь следует помнить, что пост в месяц Рамазан, а затем празднование Айд аль-Фитр — это великие обряды поклонения, которые совершаются коллективно со всеми мусульманами.

Как сказал Пророк (мир ему и благословение): «Пост начинается тогда, когда начинают поститься люди, и завершается тогда, когда прекращают поститься люди» (Тирмизи, Шейх Альбани назвал хадис достоверным).

Поэтому, если мы скажем что следует игнорировать решение государства в определении начала месяца Рамадан, то станем тем самым причиной разделения мусульман в одном обществе, и эти великие обряды поклонения не будут совершаться коллективно.

Просим Всевышнего Аллаха объединить всех мусульман на истине и защитить их от разногласий и смуты.

Подготовил : Рамин Абу Давуд