По какой ветке м41 бульдог. М41 "Бульдог Уокер" — описание, гайд, характеристика, рекомендации и отзывы

М41 бульдог гайд обзор по танку какое оборудование ставить и какие перки качать экипажу, а так же видео по танку как танковать как играть на нем чтобы получать серебро и опыт. М41 бульдог это своеобразный танк.

Для своего уровня имеет неплохую пушку советую кстати ставить на него не топовую, а которая с барабаном она имеет мега много снарядов аж 10 штук я уж не знаю чем руководствовалась картошка прикручивая такой вместительный барабан и где там экипаж находится среди 10 снарядов) )) .

Но факт остается фактом и ставьте эту пушку горя не будете знать. Играть надо в подвижную игру желательно переезжать с места на место настреливая дамаг . Благо скорость и незаметность танка позволяют это делать. Замечательные углы вертикальной наводки тоже делают свое дело. Можно настреливать урон как обычный средний танк высунувшись из за горки.

Достоинства танка М41 бульдог

  1. Скорость отличная позволяет скрыться по-быстрому из засвета.
  2. Очень достойное орудие с неплохим дпм почти на 2000 урона в минуту, правда кд барабана долгое, но 10 снарядов это вам не шутки.
  3. Неплохие углы вертикальной наводки позволяют играть почти не замечая неудобств.

Недостатки М41 бульдог

  1. Как обычно у легких танков это их картонность и маленькое хп .
  2. Боеукладка критуется почти каждый бой
  3. Голдовые снаряды очень посредственного пробития, но в то же время дороги. Хотя кто их ставит то на барабан) )) 10 снарядов оставит вас без штанов и трусов пожалуй тоже.
  4. Перезарядка барабана могла бы быть и поменьше хотя с 10 снарядами она почти и не нужна вовсе. Так что недостатки те еще.
  5. Габариты танка тоже большеваты и если бы его сделать чуть меньше то конечно бы было бы лучше.

М41 бульдог какое оборудование ставить.

Ну во-первых это обязательно маскировочная сеть, во вторых оптика и в третьих рога это если вы любитель посветить врагов, а если нет то ставите оптику вентиляцию и противо осколочный пробой чтобы было меньше критов.

м41 бульдог какие перки качать экипажу.

Ну во-первых тем кто любит светить надо выкачать командиру лампочку всем остальным ремонт или маскировку потом у кого выкачана маскировка то орлиный глаз злопамятный плавный поворот башни потом боевое братство всем. Чтобы нагляднее было дам картинку ниже по перкам, а то запутаетесь.

В 1950-1953 годах в ходе войны в Корее американцы использовали для разведки легкий танк М24 «Чаффи», принятый на вооружение в 1944 году. Рассказывает Он обладал весьма высокой скоростью — 55 км/ч, но в боевых условиях из-за малой мощности двигателя (110 л. с.) показал низкую маневренность, а по причине легкого бронирования (25-мм — толщина лобовой брони корпуса и 37-мм — башни) М24 был очень уязвим. Срочно требовался более надежный легкий танк с лучшей маневренностью и усиленными вооружением и защитой. Незадолго до конца войны началась разработка новой машины, получившей обозначение Т37. Первый прототип -Т37 Фаза I — был готов в 1949 году. Второй прототип Т37 Фаза II отличался от него конструкцией башни и новой системой управления огнем. Эта модель получила новое обозначение Т41, а ее слегка модифицированный вариант Т41Е1 — был стандартизирован как М41. Сначала танк получил прозвище «Литтл Бульдог» («Маленький Бульдог»), но чуть позже его поменяли на «Уокер Бульдог» («Бульдог Уокера») в память о генерале У. Уокере, который трагически погиб в Корее в 1951 году.

Производство М41 было поручено фирме «Кадиллак» из корпорации «Дженерал моторс», и в 1951 году первые машины покинули заводские цеха. В состав экипажа входили четыре человека, трое из которых размещались в башне, а механик-водитель находился спереди слева в отделении управления. Его сиденье регулировалось по высоте, и в случае необходимости водитель вместе с сиденьем мог выброситься через люк в днище на землю.

По сравнению с предшественником М41 был лучше вооружен: на нем установили новую 76,2-мм длинноствольную пушку с начальной скоростью снаряда около 1000 м/сек, оборудованную клиновым затвором, концентрическим противооткатным устройством и эжекционным устройством для удаления пороховых газов. Пушка устанавливалась непосредственно на цапфах и прикрывалась заостренной маской. Угол снижения пушки составлял -9°, а угол возвышения — +19°. Наведение по вертикали и горизонтали осуществляется посредством механизмов с электрогидравлическими приводами. Для наводчика был предусмотрен телескопический прицел с переменным увеличением. На некоторых образцах танка М41 устанавливался прицел-дальномер.

Командир располагал своей системой управления огнем. На модификации М41А1 установка вооружения была стабилизирована в двух плоскостях наведения. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, который устанавливался на крыше башни. Курсового пулемета на «Уокер Бульдоге» не было. На стадии разработки предполагалось оснастить М41 системой автоматического заряжания, но на серийных машинах ее так и не установили. В качестве эксперимента на М41 устанавливали 90-мм пушку (эта машина получила обозначение Т49), но дальше прототипа эксперимент не пошел.

Боевое отделение танка было оборудовано вращающимся поликом. Часть боекомплекта располагалась в носовой части корпуса справа от механика-водителя. Устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Континентал», оборудованный нагнетателем, смонтированным на хвостовике коленчатого вала. Осевой вентилятор системы охлаждения располагался горизонтально над двигателем. Масляные радиаторы двигателя и трансмиссии были смонтированы вместе с вентиляторами по бокам от двигателя на трансмиссии. Топливные баки сложной формы располагались по бокам от двигателя и у моторной перегородки. На модификации М41А1 и М41А2 двигатель перевели на непосредственный впрыск бензина.

На «Уокер Бульдоге» применили новую, поперечно расположенную гидромеханическую трансмиссию «Кросс-Драйв» фирмы «Аллисон», которая включала комплексную гидропередачу, трехступенчатую (две передачи вперед, одна — назад) планетарную коробку передач и многорадиусный планетарный дифференциального типа механизм поворота. Управление коробкой передач и механизмом поворота осуществлялось с помощью гидропривода от одной рукоятки, качающейся в двух плоскостях. Основные элементы трансмиссии были объединены с двигателем в один блок. В ходовой части танка использовались гусеницы с резинометаллическими шарнирами и резиновым покрытием внутренней поверхности траков, опорные катки среднего диаметра с резиновыми бандажами и поддерживающие катки.

В независимой подвеске применены торсионы, дополненные буферными пружинами, и гидравлические амортизаторы телескопического типа. Передние катки и направляющие колеса связывались компенсирующими устройствами. В целом же ходовая часть М41 имела много общего с соответствующими узлами М24 «Чаффи». С помощью специального оборудования танк мог преодолевать брод глубиной до 2,5 м. Легкий танк М41 участвовал во многих военных конфликтах, в ходе которых использовался для ведения разведки, огневой поддержки пехоты и, несмотря на довольно большую массу, состоял на вооружении воздушно-десантных войск. С вооружения армии США он давно снят, но долгое время использовался в армиях Австрии, Дании, Греции, Японии, Португалии, Испании, Турции, Чили, Таиланда, Тайваня и других стран. Всего было выпущено 5500 машин этого типа.

В Бразилии около 300 М41 прошли модернизацию, после чего получили обозначение М41В. На них установили 90-мм пушку, дизель мощностью 400 л. с. и новые топливные баки. Запас хода возрос до 600 км, а боевая масса до 25 т. Датчане оборудовали 50 своих М41 дизелем мощностью 465 л. с., лазерным прицелом-дальномером, тепловизионными приборами, противопожарным оборудованием и фильтровентиляционной установкой. На 150 машинах испанских вооруженных сил установили модифицированную башню с израильской 60-мм пушкой, сообщающей бронебойному подкалиберному снаряду начальную скорость 1620 м/с, систему управления огнем и дизельный двигатель. На базе М41 созданы: 105-мм самоходная гаубица М52, 155-мм самоходная гаубица М44 и зенитная самоходная установка М42. Разработан навесной бульдозер с гидравлическими механизмами управления.

Тактико-технические характеристики легкого танка М41А2 «Уокер Бульдог»

Боевая масса, т 23
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры,мм :

длина с пушкой вперед 8080
ширина 3264
высота 2850
клиренс

Броня, мм

лоб, борт корпуса 25,4
корма 19
лоб башни 38
борт башни 25,4

Вооружение:

76,2-мм пушка; 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А4Е1; 12,7-мм зенитный пулемет М2

Боекомплект:

65 выстрелов, 2175 патронов калибра 12,7-мм и 5000 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель «Континентал» или «Лайкоминг» АО5-895-3, 6-цилиндровый, V-образный, бензиновый, с непосредственным впрыском топлива, воздушного охлаждения,мощность 500 л. с. при 2800 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,72
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе,км 240

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,71
ширина рва,м 1,83
глубина брода, м 1,0

Разработка легкого американского танка М41 началась вскоре после Второй мировой войны. Было изготовлено несколько опытных образцов под индексом Т37, а затем - Т41. В середине 1950 года танк был принят на вооружение (стандартизован,как это называется в США) под индексом М41. Первоначально танк получил название «Маленький бульдог» (Little Bulldog), что противоречило американской практике, в соответствии с которой танкам присваивались имена генералов. Поэтому несколько позже название изменили на «Уокер Бульдог» (Walker Bulldog) в честь американского генерала Уолтона Уоке-ра, погибшего в Корее в начале 1951 года. Первые серийные М41 сошли со сборочной линии корпорации «Дженерал Моторс» в середине 1951 года.

Производство осуществлялось подразделением GMC - фирмой «Кадиллак» - на новом предприятии в Кливленде. Этот когда-то авиационный завод, а затем склад, был реконструирован фирмой специально под производство М41 и переименован в Cleveland Tank Arsenal. Всего было выпущено около 5500 единиц. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно получая индексы М41А1, М41А2 и М41АЗ.

Танк М41 имел компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Экипаж - четыре человека: водитель находился в отделении управления, командир танка, наводчик и заряжающий - в башне, первые два - справа от пушки, последний - слева, что позволяло ему заряжать пушку правой рукой. В невращаю-щейся командирской башенке было установлено пять стеклоблоков для кругового обзора. Кроме того, у командира и у наводчика имелся перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360°. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделялись огнестойкой перегородкой.

Корпус танка сваривался из катаной стальной брони, башня - из литых и катаных броневых деталей. Толщина брони составляла: башни - от 12,7 (крыша) до 38 (маска пушки) мм, носовых деталей корпуса - 50 мм, бортов корпуса - 12-15 мм, передней части днища - 32, задней - 9,25 мм. Специальных средств защиты от ОМП не было. В МТО устанавливалась система противопожарного оборудования, которая включалась с места механика-водителя.

Основным вооружением танка являлась 76-мм нарезная пушка M32(T91E3), замененная в ходе модернизации на М32А1. В ее боекомплект входили выстрелы с бронебойно-трассирующими, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, снарядами с готовыми убойными элементами, дымовыми и другие. В 1982 году для пушки М32 разработан бронебойный оперенный подкалибер-ный снаряд. Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, после модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект увеличен до 65 выстрелов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 5000 патронов. Зенитный 12,7-мм пулемет М2 (боекомплект 2175 патронов) устанавливался на крыше башни у люка командира. Оружие управлялось наводчиком и командиром танка с помощью электрогидравлических приводов наведения. Вертикальные углы наведения составляли от -9° до +19°45". Стабилизатора вооружения и дальномера на танке не было.

Наводчик и командир танка использовали свои перископические приборы М20А1, имевшие два оптических канала: однократный - для ориентирования, 6-кратный - для стрельбы. Наводчик пользовался еще телескопическим прицелом М97 с 3-кратным увеличением. На базовой модели танка приборы ночного видения не устанавливались, в ходе же модернизации такие приборы и ИК-прожектор (модификация М41АЗ) были введены.

Первоначально на танке М41 устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS 895-3 воздушного охлаждения с оппозитны"м расположением цилиндров. В 1956 году его заменили на бензиновый двигатель AOS 895-5 с системой непосредственного впрыска топлива. Оба двигателя обладали мощностью 500 л.с. В обоих случаях использовалась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 фирмы «Аллисон». Трансмиссия имела: комплексный цилиндрический входной редуктор с автоматически блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, дифференциальный двухпоточный механизм поворота тормоза с металлокерамическими дисками, работающими в масле.

Подвеска танка индивидуальна}: торсионная. На первых, вторых и пятых узлах подвески устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Торсионы первых и пятых узлов подвески большего диаметра, чем у всех остальных. Опорные катки обрезиненные двускатные. Не каждом борту имелось по три поддерживающих катка. Гусеницы с резино-металлическими шарнирами последовательного типа и съемными резиновыми подушками. В ходовой части использовалось рычажное компенсирующее устройство, обеспечивающее постоянство натяжения гусениц.

На танке, кроме того, был установлен вспомогательный двигатель GMC модели А41 -1с зарядным агрегатом для прогрева основного двигателя в зимнее время. В штатное оборудование входили: обогреватель факельного типа для экипажа, приспособления для преодоления глубокого брода и электрический водооткачивающий насос.

Средства связи танка состояли из двух радиостанций, ТПУ и телефона для связи пехоты (десанта) с экипажем.

Поставки новых танков в войска начались в 1953 году. «Бульдогами» заменяли устаревшие М24. Первые серийные М41 поступили в американские части, дислоцированные в Европе, а остальные - в резерв и Национальную гвардию. Несколько М41 отправили в Корею для фронтовых испытаний. Однако поучаствовать в боевых действиях им не пришлось - война закончилась.

«Уокер Бульдог» был довольно популярной машиной у американских танкистов. Он оказался надежным и простым в эксплуатации и вполне соответствовал возлагавшимся на него задачам разведки, связи и боевого охранения.

Длинноствольная 76-мм пушка была бы достаточно эффективным оружием против многих более тяжелых танков, однако слабая броня не позволяла М41 вступать с ними в бой.

Впрочем, боев с участием «бульдогов» американские войска нигде не вели. В Корею эти танки опоздали, а во Вьетнам были отправлены новейшие М551 «Шеридан». Единственной крупной, но скорее политической, чем боевой, операцией, в которой участвовали М41, стал ввод американских войск в Таиланд в начале 60-х годов. Совсем не повоевав против врага внешнего, «сорок первые» поучаствовали в подавлении беспорядков в нескольких американских городах в 60-е годы.

Танки М41 «Уокер Булвдог» широко экспортировались. Они состояли на вооружении многих государств - членов НАТО, в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Активно использовались в боевых действиях южновьетнамскими войсками, начиная с 1965 года и вплоть до окончания войны во Вьетнаме в 1975 году. Некоторое количество боевых машин этого типа впоследствии состояло на вооружении Вьетнамской Народной Армии. По-видимому, последний боевой эпизод с участием М41 произошел во время Фолклендского конфликта между Великобританией и Аргентиной. Несколько доставленных на острова аргентинских «бульдогов» были быстро уничтожены британцами.

В настоящее время легкие танки М41 различных модификаций еще состоят на вооружении армий Бразилии, Дании, Тайваня, Чили, Гватемалы, Доминиканской Республики, Уругвая.

В различных странах предпринимаются шаги по модернизации танков «Уокер Бульдог» с целью продления сроков их службы и повышения тактико-технических характеристик. В час-" тности, в начале 1986 года в Германии в инициативном порядке была разработана программа модернизации легких ганков М41, получившая название GTI (German Tank Improvement). Основным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен).

Согласно программе бензиновый двигатель заменяется на дизель MB 833Аа-501 мощностью 450 л.е., который с помощью раздаточной коробки связывается с существующей трансмиссией. Такой силовой блок легко заменяется в полевых условиях. В него входят также системы охлаждения, воздухо-очистки и генератор переменного тока (9 кВт).

Использование более экономичного дизеля позволяет увеличить запас хода со 160 до 600 км, хотя вместимость топливных баков при зтом возрастает только с 530 до 800 литров. Четыре новых топливных бака размещаются в корпусе, еще два бронированных топливных резервуара - в корме на надгусеничных полках. В подвеске применяются новые торсионные валы и гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Кроме того, устанавливаю гея гидравлические ограничители хода опорных катков. Гусеница заменяется на новую - фирмы «Диль». На борта корпуса монтируются экраны.

На опытном модернизированном образце сохранена 76-мм пушка, но, по требованию заказчика, могла устанавливаться 90- или 105-мм пушка. Введена стабилизация вооружения, электрогидравлические приводы наведения заменены на электрические. Система управления огнем включала в себя: цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики наклона цапф и возвышения пушки, метеоусловий и другое. Перископический дневной/ночной прицел наводчика был объединен в единый блок с лазерным дальномером. Командир и наводчик вели эффективную стрельбу с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям.

На бортах башни размещались по шесть дымовых гранатометов, из которых при необходимости можно было вести огонь осколочно-фугасными гранатами. В танке использовалась система коллективной защиты от ОМП и новые средства связи.

В середине 80-х годов в армии Дании приняли решение о модернизации американских танков М41, полученных еще в 50-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, необходимом для использования в современных условиях. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были завершены в 1988 году. Машины получили индекс М41 DK-1.

В конструкцию танка внесено свыше 70 различных изменений. Прежде всего, вместо бензинового двигателя установлен более экономичный дизель VTA-903T фирмы «Камминс» мощностью 465 л.с. В боекомплект пушки введен бронебойный оперенный подкалиберный снаряд. Изменена боеукладка, для наведения оружия использовались электрические приводы, установлены гепловизионный прицел наводчика, лазерный дальномер, а на маске пушки смонтирован галогенный прожектор. У командира и водителя имелись приборы ночного видения. Зенитный 12,7-мм пулемет заменен на 7,62-мм. Введена система защиты от ОМП, установлены бортовые экраны и современная система ППО, на башне по обе стороны от пушки смонтировано по четыре дымовых гранатомета. Масса танка после модернизации возросла до 25 т.

Крупная модернизация танков М41 была осуществлена Бразилией, в армии которой имеется свыше 400 боевых машин этого типа.

Бензиновый двигатель заменен на 8-цилиндровый дизель DS-14A 04 Saab Scania мощностью 405 л.е., объединенный в блок с трансмиссией CD-500-3 фирмы «Аллисон». Установка

нового моторно-трансмиссионного блока привела к незначительному удлинению корпуса и изменению системы охлаждения - теперь используется новый радиатор и два 12-лопастных вентилятора. Кроме того, изменены конструкция топливных баков, щиток приборов водителя, система электроснабжения. Максимальная скорость возросла до 70 км/ч.

Модернизировано и вооружение танков. Первые 20 машин сохранили штатную 76-мм пушку М32. На один образец для испытаний была установлена 90-мм пушка Cockerill Мк III. Последующие машины оснащались пушками Са 76/90 М32 BR1 - это М32, расточенные до калибра 90 мм и рассчитанные на использование боеприпасов пушки Мк III «Коккериль». Перевооруженные танки получили обозначение М41В. С 1984 года проводился второй этап модернизации, в ходе которого на М41В устанавливалась новая пушка Са 76/90 М32 BR2 с термозащитным кожухом и оперенным подкалиберным снарядом в боекомплекте. В систему управления огнем включены лазерный дальномер, связанный с прицелом наводчика, и комплект приборов ночного видения.

На танки, получившие индекс М41С, установлено дополнительное разнесенное бронирование передней части корпуса и башни, а на каждый борт башни - по четыре дымовых гранатомета.

Бельгийская компания «Коккериль» предложила вариант танка, вооруженный своей 90-мм пушкой Мк IV, в боекомплект которой входили кумулятивные, бронебойные со сплющивающейся головной частью, фугасные и дымовые выстрелы, а также выстрелы с готовыми убойными элементами. Такая модель принята на вооружение Уругваем.

Разработана и другая модель, в которой использовались двухместная башня LCTS с 90-мм пушкой «Коккериль» Мк IV, спаренным 7,62-мм пулеметом и новыми силовыми приводами. По требованию заказчика устанавливался 7,62-мм зенитный пулемет.

Израильская компания NIMDA также обнародовала пакет предложений по модернизации М41. В него входили: замена пушки М32 на новую израильскую 60-мм автоматическую пушку HVWS, бензинового двигателя - на дизель фирмы «Детройт Дизель» 8V-71T или 6V-92T мощностью по 470 л.е., усовершенствование системы управления огнем, подвески и усиление броневой защиты.

Наконец, компания «Кадиллак Гейдж» по собственной инициативе разработала для испытаний образец танка М41 с низкоимпульсной 105-мм пушкой, такой же, как на легком танке «Стингрей» и БКМ V-600.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 9"2000

Назван Walker Bulldog -
в честь генерала Уолтона Гарриса Уокера.
Носил еще одно название - Little Bulldog.

В 1950-1953 годах в ходе войны в Корее американцы использовали для разведки легкий танк М24 "Чаффи", принятый на вооружение в 1944 году. Он обладал весьма высокой скоростью - 55 км/ч, но в боевых условиях из-за малой мощности двигателя (110 л. с.) показал низкую маневренность, а по причине легкого бронирования (25-мм - толщина лобовой брони корпуса и 37-мм - башни) М24 был очень уязвим. Срочно требовался более надежный легкий танк с лучшей маневренностью и усиленными вооружением и защитой. Незадолго до конца войны началась разработка новой машины, получившей обозначение Т37. Первый прототип -Т37 Фаза I - был готов в 1949 году. Второй прототип Т37 Фаза II отличался от него конструкцией башни и новой системой управления огнем. Эта модель получила новое обозначение Т41, а ее слегка модифицированный вариант Т41Е1 - был стандартизирован как М41. Сначала танк получил прозвище "Литтл Бульдог" ("Маленький Бульдог"), но чуть позже его поменяли на "Уокер Бульдог" ("Бульдог Уокера") в память о генерале У. Уокере, который трагически погиб в Корее в 1951 году.

Производство М41 было поручено фирме "Кадиллак" из корпорации "Дженерал моторс", и в 1951 году первые машины покинули заводские цеха. В состав экипажа входили четыре человека, трое из которых размещались в башне, а механик-водитель находился спереди слева в отделении управления. Его сиденье регулировалось по высоте, и в случае необходимости водитель вместе с сиденьем мог выброситься через люк в днище на землю.

По сравнению с предшественником М41 был лучше вооружен: на нем установили новую 76,2-мм длинноствольную пушку с начальной скоростью снаряда около 1000 м/сек, оборудованную клиновым затвором, концентрическим противооткатным устройством и эжекционным устройством для удаления пороховых газов. Пушка устанавливалась непосредственно на цапфах и прикрывалась заостренной маской. Угол снижения пушки составлял -9°, а угол возвышения - +19°. Наведение по вертикали и горизонтали осуществляется посредством механизмов с электрогидравлическими приводами. Для наводчика был предусмотрен телескопический прицел с переменным увеличением. На некоторых образцах танка М41 устанавливался прицел-дальномер.

Командир располагал своей системой управления огнем. На модификации М41А1 установка вооружения была стабилизирована в двух плоскостях наведения. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, который устанавливался на крыше башни. Курсового пулемета на "Уокер Бульдоге" не было. На стадии разработки предполагалось оснастить М41 системой автоматического заряжания, но на серийных машинах ее так и не установили. В качестве эксперимента на М41 устанавливали 90-мм пушку (эта машина получила обозначение Т49), но дальше прототипа эксперимент не пошел.

Боевое отделение танка было оборудовано вращающимся поликом. Часть боекомплекта располагалась в носовой части корпуса справа от механика-водителя. Устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения "Континентал", оборудованный нагнетателем, смонтированным на хвостовике коленчатого вала. Осевой вентилятор системы охлаждения располагался горизонтально над двигателем. Масляные радиаторы двигателя и трансмиссии были смонтированы вместе с вентиляторами по бокам от двигателя на трансмиссии. Топливные баки сложной формы располагались по бокам от двигателя и у моторной перегородки. На модификации М41А1 и М41А2 двигатель перевели на непосредственный впрыск бензина.

На "Уокер Бульдоге" применили новую, поперечно расположенную гидромеханическую трансмиссию "Кросс-Драйв" фирмы "Аллисон", которая включала комплексную гидропередачу, трехступенчатую (две передачи вперед, одна - назад) планетарную коробку передач и многорадиусный планетарный дифференциального типа механизм поворота. Управление коробкой передач и механизмом поворота осуществлялось с помощью гидропривода от одной рукоятки, качающейся в двух плоскостях. Основные элементы трансмиссии были объединены с двигателем в один блок. В ходовой части танка использовались гусеницы с резинометаллическими шарнирами и резиновым покрытием внутренней поверхности траков, опорные катки среднего диаметра с резиновыми бандажами и поддерживающие катки.

В независимой подвеске применены торсионы, дополненные буферными пружинами, и гидравлические амортизаторы телескопического типа. Передние катки и направляющие колеса связывались компенсирующими устройствами. В целом же ходовая часть М41 имела много общего с соответствующими узлами М24 "Чаффи". С помощью специального оборудования танк мог преодолевать брод глубиной до 2,5 м. Легкий танк М41 участвовал во многих военных конфликтах, в ходе которых использовался для ведения разведки, огневой поддержки пехоты и, несмотря на довольно большую массу, состоял на вооружении воздушно-десантных войск. С вооружения армии США он давно снят, но долгое время использовался в армиях Австрии, Дании, Греции, Японии, Португалии, Испании, Турции, Чили, Таиланда, Тайваня и других стран. Всего было выпущено 5500 машин этого типа.

В Бразилии около 300 М41 прошли модернизацию, после чего получили обозначение М41В. На них установили 90-мм пушку, дизель мощностью 400 л. с. и новые топливные баки. Запас хода возрос до 600 км, а боевая масса до 25 т. Датчане оборудовали 50 своих М41 дизелем мощностью 465 л. с., лазерным прицелом-дальномером, тепловизионными приборами, противопожарным оборудованием и фильтровентиляционной установкой. На 150 машинах испанских вооруженных сил установили модифицированную башню с израильской 60-мм пушкой, сообщающей бронебойному подкалиберному снаряду начальную скорость 1620 м/с, систему управления огнем и дизельный двигатель. На базе М41 созданы: 105-мм самоходная гаубица М52, 155-мм самоходная гаубица М44 и зенитная самоходная установка М42. Разработан навесной бульдозер с гидравлическими механизмами управления.

Тактико-технические характеристики легкого танка М41А2 "Уокер Бульдог"

Боевая масса, т 23
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 8080
ширина 3264
высота 2850
клиренс

Броня, мм

лоб, борт корпуса 25,4
корма 19
лоб башни 38
борт башни 25,4

Вооружение:

76,2-мм пушка; 7,62-мм пулемет "Браунинг" М1919А4Е1; 12,7-мм зенитный пулемет М2

Боекомплект:

65 выстрелов, 2175 патронов калибра 12,7-мм и 5000 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель "Континентал" или "Лайкоминг" АО5-895-3, 6-цилиндровый, V-образный, бензиновый, с непосредственным впрыском топлива, воздушного охлаждения,мощность 500 л. с. при 2800 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,72
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 240

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,71
ширина рва, м 1,83
глубина брода, м 1,0

Источники:

  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Воениздат, Н. Р. Андреев, Н. И. Гришин. "Пехотный батальон армии США";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • S. J. Zaloga. US Light Tanks 1944-84. M24 Chaffee, M41 Walker Bulldog and M551 Sheridan;
  • М. Никольский. Лёгкий танк M41, М. Барятинский (Моделист-конструктор);
  • Hunnicutt, R. P. Patton: A History of the American Main Battle Tank;
  • Dunstan, Simon. Vietnam Tracks-Armor In Battle 1945-75.

Назван Walker Bulldog -
в честь генерала Уолтона Гарриса Уокера.
Носил еще одно название - Little Bulldog.

В 1950-1953 годах в ходе войны в Корее американцы использовали для разведки легкий танк М24 "Чаффи" , принятый на вооружение в 1944 году. Он обладал весьма высокой скоростью - 55 км/ч, но в боевых условиях из-за малой мощности двигателя (110 л. с.) показал низкую маневренность, а по причине легкого бронирования (25-мм - толщина лобовой брони корпуса и 37-мм - башни) М24 был очень уязвим. Срочно требовался более надежный легкий танк с лучшей маневренностью и усиленными вооружением и защитой. Незадолго до конца войны началась разработка новой машины, получившей обозначение Т37. Первый прототип -Т37 Фаза I - был готов в 1949 году. Второй прототип Т37 Фаза II отличался от него конструкцией башни и новой системой управления огнем. Эта модель получила новое обозначение Т41, а ее слегка модифицированный вариант Т41Е1 - был стандартизирован как М41. Сначала танк получил прозвище "Литтл Бульдог" ("Маленький Бульдог"), но чуть позже его поменяли на "Уокер Бульдог" ("Бульдог Уокера") в память о генерале У. Уокере, который трагически погиб в Корее в 1951 году.

Производство М41 было поручено фирме "Кадиллак" из корпорации "Дженерал моторс", и в 1951 году первые машины покинули заводские цеха. В состав экипажа входили четыре человека, трое из которых размещались в башне, а механик-водитель находился спереди слева в отделении управления. Его сиденье регулировалось по высоте, и в случае необходимости водитель вместе с сиденьем мог выброситься через люк в днище на землю.

По сравнению с предшественником М41 был лучше вооружен: на нем установили новую 76,2-мм длинноствольную пушку с начальной скоростью снаряда около 1000 м/сек, оборудованную клиновым затвором, концентрическим противооткатным устройством и эжекционным устройством для удаления пороховых газов. Пушка устанавливалась непосредственно на цапфах и прикрывалась заостренной маской. Угол снижения пушки составлял -9°, а угол возвышения - +19°. Наведение по вертикали и горизонтали осуществляется посредством механизмов с электрогидравлическими приводами. Для наводчика был предусмотрен телескопический прицел с переменным увеличением. На некоторых образцах танка М41 устанавливался прицел-дальномер.

Командир располагал своей системой управления огнем. На модификации М41А1 установка вооружения была стабилизирована в двух плоскостях наведения. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, который устанавливался на крыше башни. Курсового пулемета на "Уокер Бульдоге" не было. На стадии разработки предполагалось оснастить М41 системой автоматического заряжания, но на серийных машинах ее так и не установили. В качестве эксперимента на М41 устанавливали 90-мм пушку (эта машина получила обозначение Т49), но дальше прототипа эксперимент не пошел.

Боевое отделение танка было оборудовано вращающимся поликом. Часть боекомплекта располагалась в носовой части корпуса справа от механика-водителя. Устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения "Континентал", оборудованный нагнетателем, смонтированным на хвостовике коленчатого вала. Осевой вентилятор системы охлаждения располагался горизонтально над двигателем. Масляные радиаторы двигателя и трансмиссии были смонтированы вместе с вентиляторами по бокам от двигателя на трансмиссии. Топливные баки сложной формы располагались по бокам от двигателя и у моторной перегородки. На модификации М41А1 и М41А2 двигатель перевели на непосредственный впрыск бензина.

На "Уокер Бульдоге" применили новую, поперечно расположенную гидромеханическую трансмиссию "Кросс-Драйв" фирмы "Аллисон", которая включала комплексную гидропередачу, трехступенчатую (две передачи вперед, одна - назад) планетарную коробку передач и многорадиусный планетарный дифференциального типа механизм поворота. Управление коробкой передач и механизмом поворота осуществлялось с помощью гидропривода от одной рукоятки, качающейся в двух плоскостях. Основные элементы трансмиссии были объединены с двигателем в один блок. В ходовой части танка использовались гусеницы с резинометаллическими шарнирами и резиновым покрытием внутренней поверхности траков, опорные катки среднего диаметра с резиновыми бандажами и поддерживающие катки.

В независимой подвеске применены торсионы, дополненные буферными пружинами, и гидравлические амортизаторы телескопического типа. Передние катки и направляющие колеса связывались компенсирующими устройствами. В целом же ходовая часть М41 имела много общего с соответствующими узлами М24 "Чаффи". С помощью специального оборудования танк мог преодолевать брод глубиной до 2,5 м. Легкий танк М41 участвовал во многих военных конфликтах, в ходе которых использовался для ведения разведки, огневой поддержки пехоты и, несмотря на довольно большую массу, состоял на вооружении воздушно-десантных войск. С вооружения армии США он давно снят, но долгое время использовался в армиях Австрии, Дании, Греции, Японии, Португалии, Испании, Турции, Чили, Таиланда, Тайваня и других стран. Всего было выпущено 5500 машин этого типа.

В Бразилии около 300 М41 прошли модернизацию, после чего получили обозначение М41В. На них установили 90-мм пушку, дизель мощностью 400 л. с. и новые топливные баки. Запас хода возрос до 600 км, а боевая масса до 25 т. Датчане оборудовали 50 своих М41 дизелем мощностью 465 л. с., лазерным прицелом-дальномером, тепловизионными приборами, противопожарным оборудованием и фильтровентиляционной установкой. На 150 машинах испанских вооруженных сил установили модифицированную башню с израильской 60-мм пушкой, сообщающей бронебойному подкалиберному снаряду начальную скорость 1620 м/с, систему управления огнем и дизельный двигатель. На базе М41 созданы: 105-мм самоходная гаубица М52, 155-мм самоходная гаубица М44 и зенитная самоходная установка М42. Разработан навесной бульдозер с гидравлическими механизмами управления.

Тактико-технические характеристики легкого танка М41А2 "Уокер Бульдог"

Боевая масса, т 23
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 8080
ширина 3264
высота 2850
клиренс

Броня, мм

лоб, борт корпуса 25,4
корма 19
лоб башни 38
борт башни 25,4

Вооружение:

76,2-мм пушка; 7,62-мм пулемет "Браунинг" М1919А4Е1; 12,7-мм зенитный пулемет М2

Боекомплект:

65 выстрелов, 2175 патронов калибра 12,7-мм и 5000 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель "Континентал" или "Лайкоминг" АО5-895-3, 6-цилиндровый, V-образный, бензиновый, с непосредственным впрыском топлива, воздушного охлаждения,мощность 500 л. с. при 2800 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,72
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 240

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,71
ширина рва, м 1,83
глубина брода, м 1,0

Источники:

  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Воениздат, Н. Р. Андреев, Н. И. Гришин. "Пехотный батальон армии США";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • S. J. Zaloga. US Light Tanks 1944-84. M24 Chaffee, M41 Walker Bulldog and M551 Sheridan;
  • М. Никольский. Лёгкий танк M41, М. Барятинский (Моделист-конструктор);
  • Hunnicutt, R. P. Patton: A History of the American Main Battle Tank;
  • Dunstan, Simon. Vietnam Tracks-Armor In Battle 1945-75.