Зенитная самоходная установка шилка м4. Темпераментная «Шилка

26.06.2020 Отношения

Почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2 17 апреля 1957 года Совет Министров принимает постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Это был своего рода ответ на принятие на вооружение в США ЗСУ М42А1.

Формально «Шилка» и «Енисей» не являлись конкурентами, так как первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй-для ПВО танковых полков и дивизий и действовал на высотах до 3000 м.

В ЗСУ-37-2 «Енисей» был использован 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А. Э.Нудельман). 500П не имел аналогов по баллистике, и его патроны не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки «Шквал».

Специально для «Енисея» ОКБ-43 спроектировало спаренную пушку «Ангара», оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. «Ангара» имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые в дальнейшем планировалось заменить чисто электрическими. Системы приводов наведения разрабатывались московским ЦНИИ-173 ГКОТ - по силовым следящим приводам наведения и Ковровским филиалом ЦНИИ-173 (ныне ВНИИ «Сигнал») - по стабилизации линии визирования и линии выстрела.

Наведение «Ангары» производилось с помощью помехозащищенно-го РПК «Байкал», созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн - около 3 см. Забегая вперед, скажем - на испытаниях выяснилось, что ни РПК «Тобол» на «Шилке», ни «Байкал» на «Енисее» не могли самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели, поэтому еще в постановлении СМ № 426-211 от 17.04.1957 г. предусматривалось создание и передача на государственные испытания во II квартале 1960 года подвижной РЛС «Обь» для управления ЗСУ. «Обь» включала в себя командирскую машину «Нева» с РЛС целеуказания «Иртыш» и РПК «Байкал», размещенный в ЗСУ «Енисей». Комплекс «Обь» должен был одновременно управлять огнем шести - восьми ЗСУ. Впрочем, в середине 1959 года работы по «Оби» были прекращены - это давало возможность ускорить доводку зенитного ракетного комплекса «Круг».

Шасси для «Енисея» было спроектировано в КБ «Уралмаша» под руководством Г.С.Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-10ОП. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.

ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах размещения боекомплекта обеспечивало защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули Б-32 с дистанции 400 м.

Для электропитания бортовой сети «Енисей» снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обеспечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха.

Испытания ЗСУ «Шилка» и «Енисей» проходили параллельно, хотя и по разным программам.

«Енисей» имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-57-2, и согласно заключению Государственной комиссии «обеспечивал прикрытие танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м». Нормальный режим стрельбы (танковый) - непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходования боекомплекта.

В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ «Енисей» превосходит по своей эффективности шести-орудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четырех ЗСУ-57-2.

На испытаниях ЗСУ «Енисей» обеспечивала стрельбу в движении по целине со скоростью 20 - 25 км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 8-10 км/ч точность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Меткость стрельбы пушки «Ангара» - в 2 - 2,5 раза выше, чем пушки С-68.

За время государственных испытаний из пушки «Ангара» "сделали 6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре поломки, что составило 0,08% задержек и 0,06% поломок от числа произведенных выстрелов, что меньше допустимых по III. В ходе испытаний давала сбои СДУ (аппаратура защиты от пассивных помех). Шасси же показало хорошие маневренные качества.

  • предел работы по скорости цели -до 660 м/с на высотах более 300 м и 415 м/с на высотах 100 - 300 м;
  • средняя дальность обнаружения самолета МиГ-17 в секторе 30° без целеуказания - 18 км (максимальная дальность сопровождения МиГ-17 - 20 км);
  • максимальная скорость сопровождения цели по вертикали - 40 град/с, по горизонтали - 60 град/с. Время перевода в боевую готовность из режима предварительной готовности 10 - 15 с.

По данным, полученным в ходе испытаний, было предложено применять «Енисей» для защиты армейских зенитных ракетных комплексов «Круг» и «Куб», поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК.

В проектировавшейся параллельно с «Енисеем» «Шилке» использовался автомат 2А7, представлявший собой модификацию автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23.

Напомним читателю, что в 1955 - 1959 годах проводились испытания нескольких 23-мм буксируемых установок, но на вооружение приняли лишь спаренную ЗУ-14 на двухколесном ходу, разработанную в КБП под руководством Н.М.Афанасьева и П.Г.Якушева. ЗУ-14 официально была принята на вооружение постановлением СМ №313-25 от 22 марта 1960 года и получила название ЗУ-23 (индекс ГРАУ - 2А13). Она поступала в воздушно-десантные войска Советской Армии, состояла на вооружении стран Варшавского Договора и многих развивающихся стран, участвовала во многих локальных войнах и конфликтах. Однако ЗУ-23 имела существенные недостатки: не могла сопровождать танковые и мотострелковые подразделе-

ния, а точность ее огня снижалась за счет ручной наводки и отсутствия РПК.

При создании автомата 2А7 в конструкцию 2А14 был введен кожух с элементами жидкостного охлаждения, пневматический механизм перезарядки и электроспуск. При стрельбе происходило охлаждение стволов прогонкой воды или антифриза по канавкам на их наружной поверхности. После очереди до 50 выстрелов (на один ствол) необходим был перерыв 2 - 3 с, а после 120 - 150 выстрелов - 10 - 15 с. После 3000 выстрелов ствол подлежал замене. В ЗИПе на установку полагалось 4 запасных ствола. Счетверенная установка автоматов 2А7 получила название пушка «Амур» (армейское обозначение - АЗП-23, индекс ГРАУ - 2А10).

В процессе государственных испытаний из пушки «Амур» было произведено 14 194 выстрела и получено 7 задержек, то есть 0,05% (по ТТТ допускалось 0,3%). Количество поломок тоже 7, или 0,05% (по ТТТ до пускалось 0,2%). Силовые приводы наведения пушки работали достаточно плавно, стабильно и надежно.

РПК «Тобол» в целом также работал вполне удовлетворительно. Цель -самолет МиГ-17 -после получения целеуказания по радиотелефону была обнаружена на дистанции 12,7 км при секторном поиске 30° (согласно ТТТ - 15 км). Дальность автоматического сопровождения цели составила 9 км на приближение и 15 км на удаление. РПК работал по целям, летевшим со скоростью до 200 м/с, но по данным испытаний был сделан расчет, доказавший, что предел его работы по скорости цели составлял 450 м/с, то есть отвечал III. Величина секторного поиска РПК регулировалась от 27° до 87°.

В ходе ходовых испытаний по сухой грунтовой дороге была достигнута скорость 50,2 км/ч. Запаса топлива при этом хватало на 330 км и еще оставалось на 2 ч работы газотурбинного двигателя.

Поскольку «Шилка» предназначалась для замены в мотострелковых полках и воздушно-десантных дивизиях 14,5-мм счетверенных зенитных пулеметных установок ЗПУ-4 и 37-мм пушек 61-К обр. 1939 г., то по результатам испытаний была рассчитана вероятность поражения из этих артсистем цели типа «истребитель F-86», летящей на высоте 1000 м (см. таблицу).

После окончания испытаний «Шилки» и «Енисея» госкомиссия рассмотрела сравнительные характеристики обеих ЗСУ и выдала по ним заключение:

1) «Шилка» и «Енисей» оснащены радиолокационным комплексом и обеспечивают стрельбу днем и ночью при любой погоде; 2) вес «Енисея» 28 т, что недопустимо для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ; 3) при стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высоте 200 и 500 м «Шилка» эффективней «Енисея» в 2 и 1,5 раза соответственно; 4) «Енисей» предназначен для ПВО танковых полков и танковых дивизий по следующим соображениям: - танковые подразделения и соединения действуют в основном в отрыве от основной группы войск. «Енисей» обеспечивает сопровождение танков на всех этапах боя, обеспечивает эффективный огонь на высотах до 3000 м и дальностях до 4500 м. Использование этой установки практически исключает точное бомбометание по танкам, чего «Шилка» не может обеспечить; - имеются достаточно мощные осколочно-фугасный и бронебойный снаряды. «Енисей» может вести более эффективную стрельбу на самооборону по наземным целям при следовании в боевых порядках танковых войск; 5) унификация новых ЗСУ с изделиями, состоящими в серийном производстве: - по «Шилке» - 23-мм автомат и выстрелы к нему состоят в серийном производстве. Гусеничная база СУ-85 изготавливается на ММЗ; - по «Енисею» - РПК унифицирован по модулям с системой «Круг», по гусеничной базе - с СУ-100П, к производству которой готовятся 2 - 3 завода.

Как в приведенных выдержках из заключения комиссии, так и в остальных документах нет четкого обоснования приоритета «Шилки» по сравнению с «Енисеем». Даже стоимость их была сопоставима.

Комиссия рекомендовала принять на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением СМ от 5 сентября 1962 года № 925-401 на вооружение приняли только «Шилку», а 20 сентября того же года последовал приказ ГКОТ о прекращении работ над «Енисеем». Косвенным доказательством щекотливости ситуации было то, что через два дня после закрытия работ по «Енисею» появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими машинами.

К серийному производству пушек «Амур» для «Шилки» Тульский машиностроительный завод должен был приступить в начале 1963 года. Однако и пушки, и машина оказались в значительной степени недоработанными. Существенным дефектом конструкции явился ненадежный отвод стреляных гильз, которые скапливались в гильзоотводах и заклинивали автомат. Дефекты имелись и в системе охлаждения стволов, в механизме вертикального наведения и др.

В результате в серийное производство «Шилка» пошла лишь в 1964-м. В этом году планировалось изготовить 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В конце 60-х их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин.

Описание конструкции ЗСУ «Шилка»

В сварном корпусе гусеничной машины ГМ-575 находятся отделение управления - в носовой части, боевое - посередине и силовое - в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни.

На ЗСУ установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на ГМ-575 было дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года, устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения.

Двигатель В-6Р шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Максимальная мощность при 2000 об/мин - 280 л.с. Рабочий объем цилиндров 19,1 л, степень сжатия 15,0.

На ГМ-575 установлено два сварных топливных бака из алюминиевого сплава - передний на 405 л и задний на 110 л. Первый размещен в отдельном отсеке носовой части корпуса.

Силовая передача механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, расположена в кормовой части. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления главным фрикционом механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах.

Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями.

Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катков.

Гусеничная цепь металлическая, с цевочным зацеплением, с закрытыми шарнирами, из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина трака 382 мм, шаг гусеницы 128 мм.

Ведущие колеса сварные, со съемными венцами, заднего расположения. Направляющие колеса одинарные, с металлическими ободами. Опорные катки сварные, одинарные, с обрезиненными ободами.

Подвеска машины независимая, торсионная, асимметричная, с гидравлическими амортизаторами на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках; пружинными упорами на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых опорных катках и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках.

Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан угол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка: один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателя системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур». Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки - 2А7, а силовым приводам - 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм (без пламегасителя - 1880 мм). Длина нарезной части 1730 мм. Вес одного автомата 85 кг, вес всей артиллерийской части 4964 кг.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые - левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия пороховых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижний - 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.

На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм. Параллельность стволов обеспечивает па-раллелограммная тяга, соединяющая обе люльки. К нижней крепятся два зубчатых сектора, входящих в зацепление с шестернями входного вала редуктора вертикального наведения. Пушка «Амур» размещена на основании, поставленном на шаровой погон. Основание состоит из верхнего и нижнего коробов. К торцу верхнего короба прикреплена броневая башня. Внутри основания имеются две продольные балки, служащие опорой станины. В подшипниках станины и качаются на цапфах обе люльки с закрепленными на них автоматами.

В боекомплект пушки входят 23-мм снаряды БЗТ и ОФЗТ. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ весом 188,5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый - 77 г пороха марки 5/7 ЦФЛ. Вес патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидаторами с временем действия 5-11 с. Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. В ленте чередуются четыре патрона ОФЗТ - один патрон БЗТ и т.д.

Наведение и стабилизация пушки АЗП-23 производится силовыми приводами наведения 2Э2. В системе 2Э2 использовались УРС (муфта Дженни): для горизонтального наведения - УРС № 5, а для вертикального наведения - УРС № 2,5. Оба работают от общего электродвигателя ДСО-20 мощностью 6 кВт.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в следующих режимах.

Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упрежденных координат. Открытие огня производится по сигналу «Есть данные» на счетно-решающем приборе. РПК автоматичес-, ки вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - полуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает так же, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по «запомненным»» значениям текущих координат X, Y, Н и составляющим скорости цели Vx, V и Vh, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в любой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически; б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1 - 1,5-см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весо-габаритными характеристиками. РЛС диапазона волн 1-1,5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения до-плеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. Забегая вперед, скажем, что РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стелтс». Кстати, по сведениям иностранной печати, в ходе операции «Буря в пустыне» иракской «Шилкой» был сбит американский самолет F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10 - 20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС «Шилки» используется когерентно-импульсный метод селекции целей. Проще говоря, постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся целей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

Система электропитания предназначена для питания всех потребителей ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц.

Основные элемены системы электропитания включают:

  • газотурбинный двигатель системы электропитания типа ДГ4М-1, предназначенный для вращения генератора постоянного тока;
  • комплект генератора ПГС2-14А постоянного тока с аппаратурой, предназначенной для питания потребителей постоянного тока стабилизированным напряжением 55 В и 27,5 В;
  • комплект блока преобразователя БП-III с блоком контакторов БК-III, предназначенный для преобразования постоянного тока в переменный трехфазный ток;
  • четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М, предназначенные для компенсации пиковых перегрузок генератора постоянного тока, для питания стартеров двигателя ДГ4М-1 и двигателя В-6Р машины, а также для питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.

Газотурбинный двигатель ДГ4М-1, редуктор системы электропитания и генератор ПГС2-14А соединены друг с другом в единый агрегат питания, который установлен в силовом отделении машины в правой задней нише и жестко закреплен в четырех точках. Номинальная мощность двигателя ДГ4М-1 70 л.с. при 6000 об/мин. Удельный расход топлива до 1050 г/л.с. в час. Максимальное время запуска двигателя ДГ4М-1 с принятием номинальной нагрузки, включая холодную прокрутку, 2 мин. Сухой вес двигателя ДГ4М-1 130 кг.

В ЗСУ-23-4 установлена коротковолновая приемопередающая телефонная с частотной модуляцией радиостанция Р-123. Радиус ее действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех - до 23 км, а при включенном подавителе шумов - до 13 км.

Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство Р-124 на 4 абонента.

ЗСУ-23-4 оборудована навигационной аппаратурой ТНА-2. Ее среднеарифметическая ошибка выработки координат в процентах от пройденного пути составляет не более 1%. При движении ЗСУ продолжительность работы аппаратуры без переориентации составляет 3 - 3,5 часа.

Защита экипажа от радиоактивной пыли производится путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сепарацией воздуха.

Эксплуатация,модернизация и боевое применение «Шилки»

ЗСУ-23-4 «Шилка» стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион «шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой - четыре самоходных ЗРК «Стре-ла-1» (затем ЗРК «Стрела-10»).

Эксплуатация «Шилки» показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех «Шилке» на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7 - 8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из-за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась.

Газотурбинные двигатели ДГ4М-1 постоянно барахлили, и генератор бортовой сети работал преимущественно от основного двигателя. В свою очередь, систематическая эксплуатация дизеля на стоянке на малых оборотах приводила к его осмолению.

Во второй половине 60-х годов ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Машины первой модернизации получили индекс ЗСУ-23-4В, а второй - ЗСУ-23-4В1. Основные тактико-технические характеристики самоходок при этом остались без изменений.

В октябре 1967 года вышло постановление СМ о более серьезной модернизации «Шилки». Важнейшей ее частью стала переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 с целью повышения надежности и стабильности работы комплекса, повышения живучести деталей пушки и сокращения времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмоза-рядка автоматов 2А7 была заменена пирозарядкой, что позволило исключить из конструкции ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. Сварную трубку отвода охлаждающей жидкости заменили гибким трубопроводом - это увеличило ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированную ЗСУ-23-4М приняли на вооружение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М получила обозначение «Бирюса», но в войсках ее по-прежнему называли «Шилкой».

После следующей модернизации установка получила индекс ЗСУ-23-4МЗ (3 - запросчик). На ней впервые установлена аппаратура опознавания «свой - чужой». Позже, в ходе ремонта, все ЗСУ-23-4М были доведены до уровня ЗСУ-23-4МЗ. Производство ЗСУ-23-4МЗ прекратили в 1982 году.

«Шилки» широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

Существуют различные точки зрения по поводу эффективности действия «Шилки» в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на «шилки» пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что «шилки» создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции «Буря в пустыне» летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня «шилок».

Очень высоко в Афганистане ценились «шилки» нашими офицерами и солдатами. Идет колонна по дороге, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шил-ка». Длинная очередь по противнику, и море огня на его позиции. Душманы называли нашу самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы они определяли сразу и тут же начинали отходить. Тысячам советских бойцов «Шилка» спасла жизнь.

В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный «афганский вариант» - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам...

Принимая на вооружение «Шил-ку», и военные, и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка «Амур» слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, который якобы был неуязвим для 23-мм снарядов «Шилки». В результате чуть ли не на следующий день после принятия на вооружение ЗСУ-23-4 во всех высоких инстанциях начались разговоры о ее модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь - увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда.

С осени 1962 года прорабатывалось несколько эскизных проектов установки на «Шилку» 30-мм автоматов. Среди них рассматривался 30-мм автомат револьверного типа НН-30 конструкции ОКБ-16, использовавшийся в корабельной установке АК-230, 30-мм шестиствольный автомат АО-18 от корабельных установок АК-630 и 30-мм двухствольный автомат АО-17 конструкции КБП. Кроме того, испытывался 57-мм двухствольный автомат АО-16, специально сконструированный в КБП для зенитной самоходной установки.

26 марта 1963 года в подмосковных Мытищах состоялся техсовет под руководством Н.А.Астрова. На нем было решено увеличить калибр ЗСУ с 23 до 30 мм. Это в два раза (с 1000 до 2000 м) повышало зону 50-процентной вероятности поражения цели и увеличивало дальность стрельбы с 2500 до 4000 м. Эффективность стрельбы по истребителю МиГ-17, летящему на высоте 1000 м со скоростью 200 - 250 м/с, возрастала в 1,5 раза.

При сравнении 30-мм автоматов указывалось, что экстракция гильз у НН-30 идет назад вниз, а удаление гильз из башни «Шилки» - вперед вбок, что потребует значительных переделок в ЗСУ. При сравнении АО-17 и АО-18, имевших одинаковую баллистику, отмечалось преимущество первого, который требовал меньшего объема доработок отдельных узлов, обеспечивал более легкие условия работы приводов, сохраняя в большей степени преемственность конструкции, в том числе погона башни, редуктора горизонтального, наведения, гидропривода и т.д.

Просмотров: 4797

Зенитная самоходная установка "Шилка" предназначена для поражения низколетящих целей на дальности до 2500 м. и высоте 1500 м., а также наземных целей на дальности до 2000 м.

Вооружение состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки осуществляется с помощью гидропривода, а так-же и в ручном режиме (наземные цели). Боекомплект 2000 снарядов. Скорострельность 3400 выстрелов в минуту. Боеприпасы: БЗТ - бронебойные зажигательные, трассирующие; ОФЗТ - осколочнофугасные, зажигательные, трассирующие и ОФЗ - осколочнофугасные зажигательные. Обычное снаряжение ленты: три ОФЗТ, один БЗТ.

В состав РПК входит радиолокационная станция РЛС-33, счетнорешающий прибор (СРП), визирное устройство и система стабилизации. Дальность обнаружения РЛС до 20 км.

Средства связи: радиостанция Р-123.

База: ГМ-575 (производства Мытищинский машиностроительный завод, ныне ЗАО "Метровагонмаш"). Двигатель: дизель, однорядный, шестицилиндровый, 260 л.с. Запас топлива - 400 л. Трансмиссия - механическая. Спецэлектропитание: газотурбинный двигатель, генератор, бортовой преобразователь сети. Выдаваемые напряжения: постоянное 27В, 54В и переменное 220В 400Гц.

Экипаж установки - 4 человека: командир, оператор поиска, оператор дальности и механик-водитель.

В 60-70 гг. Противовоздушную оборону мотопехотных и танковых полков обеспечивал ЗРАБатр (зенитная ракетная артелерийская батарея) в составе взвода из четырех "Шилок" и взвода из четырех "Стрел-1"(в дальнейшем "Стрел-10"), перекрывая мертвые" зоны дивизионного ЗРК "Куб"("Оса").

С 80-х в состав МСП и ТП входит зенитный дивизион состоящий из батареи "Шилок" ("Тунгусок"), батареи "Стрела-10" и батареи ПЗРК "Игла" на БМП (БТР).

ЗСУ-23-4 способна обнаруживать и отслеживать низколетящие летательные аппараты на эффективной дальности до 2500 метров. Установка способна вести огонь в движении благодаря наличию системы стабилизации артиллеристской установки и РЛС.

ЗСУ-23-4 может перевозиться Ан-22 и Ил-76.

Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь автоматических ЗСУ-23-4 советского производства заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где как раз была зона действия зенитных ракет.

Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.

Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.

Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.

Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее.

В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.

Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.

Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.

При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.

Варианты:

  • ЗСУ-23-4М4
  • ЗСУ-23-4R Rosomaha - польский вариант модернизации
  • "Донец" - украинский вариант модернизации

Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру.

После всесторонних испытаний зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка" была принята на вооружение. В процессе производства ее несколько раз модернизировали. В частности, значительные изменения претерпела система воздухопитания радиоприборного комплекса. Поскольку для его охлаждения (а следовательно, для надежной работы) требовался постоянный приток особо чистого воздуха, в передней части корпуса установили воздухозаборник с эффективной системой очистки. Заодно усилили производительность вентиляции боевого отделения.

Рассматривалась возможность замены счетверенной 23-мм установки 30-мм сшестеренной пушкой с вращающимся блоком стволов, что позволило бы резко увеличить плотность огня. Однако эта артсистема, созданная для флота, оказалась слишком привередливой для сухопутных условий.

Кроме того, сравнительные испытания различных зениток показали, что даже со штатным оружием "Шилка" не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в который входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 57 солдат и офицеров.

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 21
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4
  • Годы производства 1964-1982
  • Годы эксплуатации: с 1965
  • Количество выпущенных, шт.: около 6500
  • Длина корпуса, мм: 6495
  • Ширина корпуса, мм: 3075
  • Высота, мм: 2644-3764
  • База, мм: 3828
  • Колея, мм: 2500
  • Клиренс, мм: 400
  • Тип брони: стальная катаная противопульная (9-15 мм)
  • Калибр и марка пушки: 4 × 23-мм АЗП-23 «Амур»
  • Тип пушки: нарезные малокалиберные автоматические пушки
  • Длина ствола, калибров: 82
  • Боекомплект пушки: 2000
  • Углы ВН, град.: −4...+85°
  • Углы ГН, град.: 360°
  • Дальность стрельбы, км: 0,2-2,5
  • Прицелы: оптический визир, РЛС РПК-2
  • Тип двигателя: В-6Р
  • Мощность двигателя, л. с.: 280
  • Скорость по шоссе, км/ч: 50
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: до 30
  • Запас хода по шоссе, км: 450
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 300
  • Удельная мощность, л. с./т: 14,7
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30°
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,7
  • Преодолеваемый ров, м: 2,5
  • Преодолеваемый брод, м: 1,0

Зенитная самоходная установка 23-4 «Шилка» была разработана в 1960-х годах для замены 57-мм ЗСУ-57-2. Хотя 23-мм пушка ЗСУ 23-4 и имеет меньшую по сравнению с ней дальность ведения огня она намного эффективнее благо даря радиолокационной системе управления огнем и высокому темпу стрельбы. После поступления на вооружение Советской Армии «Шилка» была поставлена во все страны, получавшие советское вооружение: Афганистан, Алжир, Анголу, Болгарию, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Эфиопию, Венгрию, Индию, Иран, Ирак, Иорданию, Ливию, Мозамбик, Нигерию, Северную Корею, Северный Йемен, Перу, Польшу, Румынию, Сомали, Южный Йемен, Сирию, Вьетнам и Югославию. Зенитная самоходная установка 23-4 очень хорошо себя зарекомендовала во время ведения боевых действий во Вьетнаме а также доказала свою высочайшую эффективность во время войны на Ближнем Востоке 1973 года. В ходе этой воины советские ракеты СА-6 заставляли израильских пилотов летать на низких высотах, где они сталкивались с огнем ЗСУ-23-4 и переносных зенитных установок СА 7. В Советской Армии ЗСУ 23-4, известная под названием «Шилка», состояла на вооружении в количестве 16 боевых машин на дивизион, установки обычно действовали парами.
Шасси зенитной самоходной установки 23-4 очень сходно с шасси ракетных установок СА-6 Gainful SAM, в нем также используются не которые узлы и агрегаты плавающего легкого танка ПТ-76 Корпус установки полностью сварной, толщина брони составляет 10 и 15 мм в лобовой части, что обеспечивает только противопульную и противоосколочную защиту. Место механика-водителя находится впереди слева, башня расположена по центру корпуса, двигатель и трансмиссия находятся сзади. Подвеска - торсионного типа, состоит из 6 обрезиненных дорожных катков. Газовая турбина, установленная в задней части корпуса, приводит в действие башню и другие системы установки при выключенном двигателе. Командир, наводчик оператор/оператор РЯС располагаются в большой плоской башне. Основным вооружением являются 4 автоматические зенитные 23-мм пушки АЗП-23, имеющие темп стрельбы от 800 до 1000 выстрелов в минуту. Угол вертикального наведения данных пушек составляет от -4° до +85°, башня вращается на 360°. В случае чрезвычайной ситуации управление пушкой и башней может осуществляться вручную. Наводчик-оператор может выбирать режим стрельбы очередями по 3/5, 5/10 или 50 выстрелов в минуту, установка способна вести эффективный огонь по воздушным и наземным целям на дальности до 2500 м. Боекомплект каждой пушки составляет 500 выстрелов. При ведении огня используются два основных типа боеприпасов- бронебойно зажигательные трассирующие и фугасно-зажигательные трассирующие. Система управления огнем ЗСУ 23-4 включает в себя РЛС, установленную на задней части башни, прицелы и вычислительное устройство системы управления огнем. Установка может поражать цели и на ходу, однако для большей стабильности огня целесообразно вести огонь с места.

ЗСУ-23-4 «Шилка» является настоящей легендой среди зенитных самоходных установок (ЗСУ), а ее долгая войсковая жизнь заслуживает исключительно уважения. Данная ЗСУ – это пример рационального отношения к боевой технике, которая уже снята с производства, но еще в состоянии выполнять возложенные на нее задачи.

Несмотря на то, что серийное производство ЗСУ-23-4 «Шилка», названной так в честь реки, левого притока Амура, было прекращено еще в 1982 году, модернизации данной установки продолжают появляться сегодня не только в России, но и в других странах – Польше, Украине, а сама ЗСУ по-прежнему находится на вооружении сухопутных войск РФ.

ЗСУ-23-4 «Шилка» (индекс ГРАУ 2А6) – советская зенитная самоходная установка, предназначенная для непосредственного прикрытия наземных войск, поражения различных низколетящих воздушных целей (вертолеты, самолеты, БПЛА, крылатые ракеты), а также наземных (надводных) целей как огнем с места, так и при стрельбе с коротких остановок или в движении. Разработкой комплекса занималось знаменитое КБ Прибостроения из города Тула, а производством УМЗ – Ульяновский механический завод, входящий сегодня в состав «Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Предприятие занимается модернизацией ЗСУ-23-4 «Шилка» и в настоящее время. В Советском Союзе данная ЗСУ входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена. Серийное производство установки, которая была вооружена счетверенной автоматической 23-мм пушкой с темпом стрельбы 3400 выстрелов в минуту, началось в 1964 году и продолжалось вплоть до 1982 года. Всего за это время было собрано порядка 6,5 тысяч ЗСУ данного типа.

Практически ни один из военных конфликтов второй половины XX века не обошелся без использования данной боевой машины. «Шилка» участвовала в боях на территории Вьетнама, где была достаточно серьезной угрозой для американских летчиков. Активно использовалась в арабо-израильских войнах, гражданской войне в Анголе, в ливийско-египетском конфликте, ирано-иракской и эфиопо-сомалийских войнах, в боевых действиях на Балканах и в зоне Персидского залива. СССР широко использовал данные ЗСУ во время войны в Афганистане. В Афгане «Шилки» использовались не в качестве систем ПВО, а в качестве боевых машин поддержки пехоты, наводя настоящий ужас на душманов. За колоссальную боевую мощь четырех спаренных автоматических пушек, обладающих огромной скорострельностью, афганские моджахеды прозвали «Шилку» – «шайтан-арбой» – чертовой телегой. При отсутствии реальной угрозы с воздуха установка использовалась для ведения огня по различным наземным целям, в том числе легкобронированным, на расстоянии до 2-2,5 км она могла легко подавить огнем любые укрепления противника.

ЗСУ-23-4 «Шилка»


При этом «Шилка» остается востребованной и в XXI веке. Данная ЗСУ активно используется в военном конфликте на территории Сирии. Здесь ее также используют в качестве машины огневой поддержки, которая прикрывает действие атакующих пехотных подразделений и танков. Плотным огнем скорострельных пушек установка уничтожает пулеметчиков, снайперов и гранатометчиков противника. Особенно эффективна данная установка при ведении боевых действий в условиях плотной городской застройки. Угол подъема автоматических 23-мм орудий составляет 85 градусов, что позволяет легко подавлять позиции боевиков, расположенные даже на верхних этажах зданий. По словам военных экспертов, без участия ЗСУ-23-4 в Сирии в последнее время не проводится ни одна масштабная армейская операция.

Счетверенная автоматическая 23-мм пушка, обладая высокой скорострельностью и большой начальной скоростью полета снарядов, в состоянии создать настоящее «море» огня. Поэтому даже танк, который попадает под ее обстрел, может быть выведен из боя, потеряв практически всё навесное оборудование и приборы наблюдения. Хотя современные зенитно-ракетные и ракетно-пушечные комплексы ПВО, имеющиеся в распоряжении Сухопутных войск России, превосходят «Шилку» по своим параметрам и характеристикам, главным достоинством ЗСУ остается возможность ее использования на передовой линии при непосредственном соприкосновении с войсками противника. Спасает наличие противоосколочной и противопульной брони.

До сих пор установка ЗСУ-23-4 стоит на вооружении десятков стран мира, являясь недорогим, но при этом универсальным средством для решения различных боевых задач. В то же время появление на сцене новых средств воздушного нападения и нарастание темпов современного боя сделали необходимым процесс модернизации установки. Счет используемых в разных армиях мира «Шилок» все еще идет на сотни. При этом несмотря на свой уже достаточно почетный возраст, альтернативы им часто нет. Особенно, принимая во внимание тот факт, что не каждое государство может позволить себе приобретение новых ЗСУ. В этих условиях задача модернизации машины-ветерана лишь становится более актуальной.

ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»


Специалисты и военные эксперты считают, что одним из лучших вариантов модернизации и «осовременивания» данной боевой машины является российский вариант ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4». Данный вариант модернизации установки неоднократно демонстрировался на выставках как в Нижнем Тагиле, так и в Подмосковном парке «Патриот». Огневые и ходовые возможности ЗСУ «Шилка-М4» демонстрировались и в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2018» на полигоне Алабино. По заверениям разработчиков, возможности модернизированной «Шилки» по противоздушной обороне подразделений сухопутных войск во всех видах боевых действий и противовоздушной обороне стационарных объектов существенно возросли.

ЗСУ-23-4М4 представляет собой модернизированный вариант установки с новой радиолокационной СУО (системой управления огнем) и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Обновление СУО сопровождается заменой существующей РЛС на вновь созданную станцию того же частотного диапазона на твердотельной элементной базе с улучшенным набором характеристик. ЗРК «Стрелец» предназначен для обеспечения автоматизированного дистанционного одиночного, последовательного запуска ЗУР типа «Игла» с разнообразных носителей наземного, морского или воздушного базирования. При установке на носителе двух и более боевых модулей «Стрелец» становится возможным осуществление залповых пусков двух ракет по одной цели, что существенно увеличивает шансы ее поражения. Размещение данного комплекса фактически превращает «Шилку» в настоящую ракетно-пушечную зенитную установку.

Также в состав батареи комплекса введен ППРУ – подвижный пункт разведки и управления «Сборка М1» в качестве командного пункта (КП) и телекодовый канал связи для обмена информацией между КП и ЗСУ. На борту модернизированной машины произведена замена аналогового счетно-решающего прибора на современную цифровую вычислительную систему (ЦВС), монтируется цифровая следящая система. Затронула модернизация и гусеничное шасси. Модернизация ходовой направлена на улучшение маневренности и управляемости самоходной установки, а также уменьшение трудоемкости ее эксплуатации и технического обслуживания. Также меняется радиостанция и активный прибор ночного видения, на смену которому пришел пассивный. На модернизированную версию устанавливается также система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры и кондиционер, который улучшает условия работы экипажа, что особенно необходимо в условиях эксплуатации в жарком климате. Численность экипажа самоходки осталась неизменной – 4 человека.


ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»

Получив в рамках модернизации новую аппаратуру и оборудование, «Шилка-М4» сохранила при этом свое главное и проверенное годами вооружение – счетверенную 23-мм автоматическую пушку 2А7М, которая легко наводится в любом направлении по азимуту с углами склонения/возвышения от -4 до +85 градусов. Эффективная стрельба из данной артиллерийской установки возможна на дистанцию до 2-2,5 километров при начальной скорости полета снарядов 950-970 м/с. Досягаемость установки по высоте составляет 1,5 километра. Данная артиллерийская установка может эффективно использоваться для обстрела летящих целей, перемещающихся со скоростью до 500 м/с. В то же время при использовании зенитных управляемых ракет «Игла» ЗРК «Стрелец» (на боевой машине имеется 4 таких ракеты) дальность поражения целей увеличивается до 5 километров, высота – до 3,5 километров.

Стандартный боекомплект ЗСУ «Шилка-М4» состоит из 2000 23-мм выстрелов и 4 ракет «Игла». При действии в единой системе ПВО максимальная дальность обнаружения воздушных целей может достигать 34 километров. Максимальная дальность сопровождения цели радиоканалом составляет 10 километров, минимальная – 200 метров. Минимальная высота сопровождения воздушных целей радиоканалом составляет 20 метров. Расход снарядов на одну сбитую воздушную цель оценивается в 300-600 выстрелов. Вероятность поражения воздушной цели за один пролет при расходе 300 выстрелов оценивается в 0,5.

В отличие от своих предшественников, модификация «Шилка-М4» в состоянии работать в условиях сложной помеховой обстановки, а также эффективно обнаруживать воздушные цели, летящие на малых высотах. Автоматика обновленного зенитного комплекса самостоятельно вносит поправки на износ стволов пушек и метеорологические условия, а также учитывает иные факторы, влияющие на траекторию полета снарядов и, как следствие, точность стрельбы. Одновременно с вариантом модернизации «Шилка-М4» существует также вариант модернизации ЗСУ-23-4М5, который отличается наличием оптико-локационного канала в составе СУО, способного гарантировать боевую работу ЗСУ в условиях постановки сильных помех, мешающих работе ее РЛС. В проекте модернизации «Шилка-М5» предлагалось также оснащать боевую машину лазерным дальномером и дополнительным телевизионным визиром. Проводимые в настоящее время модернизации легендарной ЗСУ «Шилка» обеспечивают комплексу вторую жизнь и возможность оставаться на вооружении российской армии и армий других стран на протяжении еще длительного периода времени.


ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»

В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику. Пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В зтот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 г. Это была .

ЗСУ-23-4 Шилка предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении.

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни. Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан yгол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка, один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателей системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 "Амур" со скорострельностью 11 выстрелов в секунду каждая. Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки - 2А7, а силовым приводам - 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм (без пламегасителя - 1880 мм). Длина нарезной части 1730 мм. Вес одного автомата 85 кг, вес всей артиллерийской части 4964 КГ. Может вести огонь, как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех. Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка может вести эффективный огонь в движении.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые - левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия порОХовых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижнии - 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.

На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм. Параллельность стволов обеспечивает параллелограммная тяга соединяющая обе люльки.

В боекомплект пушки входят 23-мм снаряды БЗТ и ОФЗТ. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ весом 188.5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый - 77 г пороха марки 5/7 ЦФП. Вес патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидатарами с временем действия 5-11 с, Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. В ленте чередуются четыре патрона ОФЗТ - один патрон БЗТ и т. д.

Наведение и стабилизация пушки АЗП-23 производится силовыми приводами наведения 2Э2. В системе 2Э2 использовались УРС (муфта Дженни) для горизонтального наведения - УРС №5, а для вертикального наведения - УРС №2,5. Оба работают от обшего электродвигателя ДСО-20 мощностью 6 кВт.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах. Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упреждённых координат. Открытие огня производится по сигналу "Есть данные" на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - попуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает также, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по "запомненным" значениям текущих координат X, Y. Н и составляющим скорости цели, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в лю6ой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически, б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весо-габаритными характеристиками. РЛС диапазона волн 1-1.5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженньк сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии "стелс", По сведениям иностранной печати, в ходе операции "Буря в пустыне" иракской ЗСУ-23-4 Шилка был сбит американский самолёт F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС ЗСУ-23-4 Шилка используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е. постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся цепей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

На ЗСУ-23-4 Шилка установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на ГМ-575 было дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения. Двигатель В-6Р - это шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, развивающий максимальную мощность 206 кВт при 2000 об/мин. Рабочий обьем цилиндров 19,1 л, степень сжатия 15,0.

На гусеничном шасси ГМ-575 установлены два сварных топливных бака из алюминиевого сплава: передний на 405 л и задний на 110 л. Первый размещен в отдельном отсеке носовой части корпуса.

В кормовой части корпуса расположена механическая силовая передача, со ступенчатым изменением передаточных чисел. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления главным фрикционом механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на 2,3 4 и 5 передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые с цилиндрическими шестернями.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катхов. Ведущие колеса сварные, со сьёмными венцами, заднего расположения. Направляющие колеса одинарные с металлическими сводами. Опорные катки сварные, одинарные, с о6резиненными ободами. Гусеничная цепь металлическая, с цевочным зацеплением, с закрытыми шарнирами, из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина трака 362 мм, шаг гусеницы 128 мм.

Подвеска машины независимая, торсионная асимметричная, с гидравлическими амортизаторами на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках; пружинными упорами на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых опорных катках и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках.

Система электропитания предназначена для питания всех потребителей ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 в. и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц.

В ЗСУ-23-4 Шилка установлена коротковолновая приемопередающая телефонная с частотной модуляцией радиостанция Р-123. Радиус ее действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех - до 23 км, а при включенном подавителе шумов - до 13 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство P-124 на 4 абонента.

ЗСУ-23-4 Шилка оборудована навигационной аппаратурой ТНА-2. Ее среднеарифметическая ошибка выработки координат в процентах от пройденного пути составляет не более 1%. При движении ЗСУ, продолжительность работы аппаратуры без переориентации составляет 3-3,5 часа.

Защита экипажа от радиоактивной пыли производится путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сегтарацией воздуха.

В серийное произвоцство ЗСУ-23-4 Шилка пошла в 1964 г. В том году планировалось изготовитъ 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее, позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В течение 60-х годов их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин.

ЗСУ-23-4 Шилка стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион "Шилок", который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ "Шилка", а другой - четыре самоходных ЗРК "Стрела-1" (затем ЗРК "Стрела-10").

Эксплуатация ЗСУ-23-4 Шилка показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех "Шилке" на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7-8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из-за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась.

Во второй половине 60-х годов самоходка ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Машины первой модернизации получили индекс ЗСУ-23-4В, а второй - ЗСУ-23-4В1. Основные тактико-технические характеристики самоходок при этом остались без изменений.

В октябре 1967 года вышло постановление Совета Министров о более серьезной модернизации ЗСУ-23-4 Шилка. Важнейшей ее частью стала переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 с целью повышения надежности и стабильности работы комплекса, повышения живучести деталей пушки и сокращения времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмозарядка автоматов 2A7 была заменена пирозарядкой, что позволило исключить из конструкции ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. Сварную трубку отвода охлаждающей жидкости заменили гибким трубопроводом - это увеличило ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированную ЗСУ-23-4М приняли на воорухение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М получила обозначение "Бирюса", но в армейских подразделениях ее по-прежнему называли "Шилкой".

После следующей модернизации зенитная самоходная установка получипа индекс ЗСУ-23-4М3 (3 - запросчик). На ней впервые установлена аппаратура опознавания "свой-чужой". Позже, в ходе ремонта, все ЗСУ-23-4М были доведены до уровня ЗСУ-23-4М3. Производство ЗСУ-23-4М3 прекратипи в 1982 году.

Существуют различные точки зрения по поведу эффективности действия "Шилки" в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на "Шилки" пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что "Шилки" создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции "Буря в пустыне" летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня ЗСУ-23-4 Шилка.

В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный "афганский вариант" - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. На машине был также установлен ночной прицел.

"Шилки" широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

Серийное производство "Шилок" завершено в 1983 году. В настоящее время ЗСУ этого типа состоят на вооружении Афганистана. Алжира, Анголы. Болгарии. Венгрии, Вьетнама, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Йемена, Конго, КНДР. Кубы, Лаоса, Ливии, Нигерии, Перу, Польши. России, Сирии, Сомали и Эфиопии.

Боевая масса, т 19,0
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6535
Ширина корпуса, мм 3125
Высота, мм 2500
Клиренс, мм 400
Тип брони стальная катаная противопульная(9-15мм)
Вооружение
Калибр и марка пушки 4 ? 23-мм АЗП-23 «Амур»
Тип пушки нарезные автоматические
Длина ствола, калибров 82
Боекомплект пушки 2000
Углы ВН, град. ?4…+85
Прицелы оптический визир, РЛС РПК-2
Тип двигателя рядный
6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 280
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 450
Запас хода по пересечённой местности, км 300
Удельная мощность, л. с./т 14,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,0