Малые речные бронекатера проекта 1125. Малые боевые корабли и катера

Сталинград отличается от всех городов России – узкая лента жилой застройки протянулась вниз по течению Волги на 60 километров. Река всегда занимала особое место в жизни города – центральная водная артерия России, крупная транспортная магистраль с выходом в Каспийское, Белое, Азовское и Балтийское моря, источник гидроэнергии и любимое место отдыха волгоградцев.


…если теплым весенним вечером спуститься вниз по крутому склону к Волге, то на одной из пристаней в центральной части города можно обнаружить любопытный памятник – стоящий на постаменте плоскодонный баркас с висящими «усами» якорей. На палубе странного судна имеется подобие рубки, а в носовой части – о, чудо! – установлена башня от танка Т-34.

На самом деле, место довольно известное - это бронекатер БК-13, а сам монумент, носящий имя «Героям Волжской военной флотилии» - составная часть музея-панорамы «Сталинградская битва». Отсюда открывается прекрасный вид на излучину гигантской реки. Сюда приходят современные «пионеры», чтобы «покачаться на якоре». Здесь в День ВМФ собираются волгоградские мореманы.

То, что бронекатер – немой свидетель той Великой битвы, сомнений не вызывает: об этом явно свидетельствует бронзовая табличка на рубке с лаконичной надписью:

Бронекатер БК-13 в составе ВВФ участвовал в героической обороне Сталинграда с 24 июля по 17 декабря 1942 года


Гораздо менее известно, что БК-13 участвовал в боях на Днепре, Припяти и Западном Буге. А потом, «речной танк», ловко переползая отмели и препятствия, проник по системам европейских рек и каналов до самого Берлина. Плоскодонная «жестянка», которую даже кораблем назвать сложно (что это за корабль без компАса, в чьих внутренних помещениях нельзя встать в полный рост?) имеет героическую , которой позавидует любой современный крейсер.

О значении бронекатеров в Сталинградской битве недвусмысленно высказался маршал Василий Иванович Чуйков - человек, непосредственно руководивший обороной Сталинграда:

О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия.


Боевая история Волжской военной флотилии началась летом 1942 года.
К середине июля в небе Южного Поволжья появились бомбардировщики с черными крестами на крыльях - бронекатера немедленно приступили к эскортированию транспортов и танкеров с бакинской нефтью, поднимавшихся вверх по течению Волги. За последующий месяц они провели 128 караванов, отразив 190 воздушных атак Люфтваффе.

А потом начался настоящий ад.

30 августа моряки отправились на разведку к северной окраине Сталинграда – там, за тракторным заводом, немецкие части прорвались к самой воде. Три бронекатера бесшумно двинулись в ночной мгле, выхлопы двигателей на малом ходу выводились ниже ватерлинии.
Скрытно вышли в назначенное место и уже собрались уходить, когда моряки узрели визжащих от радости фрицев, черпающих касками воду из русской реки. Объятые праведным гневом, экипажи бронекатеров открыли ураганный огонь из всех стволов. Ночной концерт прошел с полным аншлагом, но внезапно в действие вступил неучтенный фактор – стоявшие на берегу танки. Началась дуэль, в которой у катеров было немного шансов: немецкая бронетехника была труднообнаружима на фоне темного берега, в то же время, советские катера были видны как на ладони. Наконец, «бронированный» борт, толщиной всего 8 мм, защищал корабли от пуль и мелких осколков, но был бессилен перед мощью даже самого малого артиллерийского боеприпаса.

Роковой выстрел пришелся в борт – бронебойный снаряд прошил катер насквозь, выведя из строя двигатель. Неподвижную «жестянку» стало прижимать течением к вражескому берегу. Когда до противника оставалось всего несколько десятков метров - экипажам оставшихся катеров удалось под яростным огнем с берега взять на буксир поврежденный катер и увести его в безопасное место.

15 сентября 1942 года немцы ворвались на Мамаев курган – высоту 102.0, откуда открывается прекрасный обзор всей центральной части города (всего Мамаев курган был захвачен и снова отбит 8 раз – немногим меньше, чем Железнодорожный вокзал – тот переходил из рук русских в руки немцев 13 раз, в результате от него не осталось камня на камне). С этого момента катера Волжской военной флотилии стали одной из важнейших связующих нитей 62-ой армии с её тылами.


Об этом раритетном месте не знают даже коренные волгоградцы. Столб стоит на привокзальной площади прямо перед бегущей толпой - но редко кто обращает внимания на безобразные шрамы на его поверхности. Верхняя часть столба буквально вывернута наизнанку - внутри разорвался осколочный боеприпас. Я насчитал два десятка отметин от пуль, осколков и несколько крупных пробоин от снарядов - все это на столбе диаметром сантиметров 30. Плотность огня в районе вокзала была просто ужасающей.

В светлое время суток бронекатера скрывались в многочисленных затонах и притоках Волги, прячась от налетов вражеской авиации и смертоносного артиллерийского огня (днем немецкие батареи с кургана простреливали всю акваторию, не оставляя морякам ни единого шанса пристать к правому берегу). Ночью начиналась работа – под прикрытием темноты катера доставляли в осажденный город подкрепления, одновременно совершая дерзкие разведывательные рейды вдоль занятых немцами участков побережья, оказывали огневую поддержку советским войскам, высаживали десанты в тылу врага и проводили обстрелы немецких позиций.

Известны фантастические цифры о боевой службе этих маленьких, но очень шустрых и полезных корабликов: за время работы на сталинградских переправах шесть бронекатеров 2-го дивизиона переправили на правый берег (в осажденный Сталинград) 53 тысячи бойцов и командиров РККА, 2000 тонн снаряжения и продовольствия. За это же время на палубах бронекатеров катеров из Сталинграда было эвакуировано 23 727 раненых бойцов и 917 гражданских лиц.

Но даже самая безлунная ночь не гарантировала защиту – десятки немецких прожекторов и осветительных ракет непрерывно выхватывали из темноты участки черной ледяной воды с мчащимися по ней «речными танками». Каждый рейс оканчивался десятком боевых повреждений – тем не менее, за ночь бронекатера совершали по 8-12 рейсов на правый берег. Весь следующий день моряки откачивали поступившую в отсеки воду, заделывали пробоины, чинили поврежденные механизмы – чтобы на следующую ночь снова отправиться в опасный рейс. Ремонтировать бронекатера помогали рабочие Сталинградского судоремонтного завода и Красноармейской судоверфи.

И вновь скупая хроника:

10 октября 1942 года. Бронекатер БКА №53 перевез на правый берег 210 бойцов и 2 тонны продовольствия, вывез 50 раненых, получил пробоины в левый борт и корму. БКА № 63 перевез 200 бойцов, 1 тонну продовольствия и 2 тонны мин, вывез 32 раненых бойца…

Зима 1942-43 гг. выдалась небывало ранней – уже в первых числах ноября на Волге начался осенний ледоход – льдины осложнили и без того сложную обстановку на переправах. Проламывались хрупкие дощатые корпуса баркасов, обычным кораблям не хватало мощности двигателей, чтобы противостоять напору льда – вскоре бронекатера остались единственным средством для доставки людей и грузов на правый берег реки.
К середине ноября окончательно оформился ледостав – мобилизованные суда Сталинградского речного флота и корабли Волжской военной флотилии вмерзли в лед или были уведены южнее, в нижнее течение Волги. С этого момента снабжение 62-ой армии в Сталинграде осуществлялось только по ледовым переправам или по воздуху.

За время активной фазы боевых действий орудия «речных танков» Волжской военной флотилии уничтожили 20 единиц немецкой бронетехники, разрушили больше сотни блиндажей и дзотов, подавили 26 артиллерийских батарей. От огня со стороны воды противник потерял убитыми и ранеными до трех полков личного состава.
И, конечно же, 150 тысяч бойцов и командиров РККА, раненых, мирных жителей и 13 000 тонн грузов, переправленных с одного на другой берег Великой русской реки.

Собственные потери Волжской военной флотилии составили 18 пароходов, 3 бронекатера и около двух десятков тральщиков и мобилизованных пассажирских катеров. Напряженность боев в нижнем течении Волги была сравнима с морскими сражениями в открытом океане.
Волжская военная флотилия была расформирована только в июне 1944 года – когда закончились работы по разминированию речной акватории (раздраженные действиями речных кораблей и судов, немцы обильно «засеяли» Волгу морскими минами).


Советские катера на Дунае


Бронекатер в столице Австрии. Фото из собрания В. В. Бурачка

Но бронекатера покинули Поволжье уже летом 1943 года – погрузив свои «речные танки» на ж/д платформы, моряки отправились на Запад, вслед за убегающим противником. Гремели бои на Днепре, Дунае и Тиссе, «речные танки» пробирались по территории Восточной Европы узкими каналами короля Петра I и Александра I, высаживали десанты на Висле и Одере… За бортом бронекатеров пронеслась Украина, потом - Белоруссия, Венгрия, Румыния, Югославия, Польша и Австрия - вплоть до самого логова фашистского зверя.

…Бронекатер БК-13 находился в европейских водах до 1960 года, неся службу в составе Дунайской военной флотилии, после чего вернулся на берега Волги и был передан в качестве экспоната Волгоградскому государственному музею обороны. Увы, по неустановленной причине, сотрудники музея ограничились снятием нескольких механизмов, после чего катер бесследно исчез. В 1981 году его нашли среди металлолома на одном из предприятий города, после чего, по инициативе ветеранов, БК-13 был восстановлен и размещен в качестве памятника на территории Волгоградского судостроительно-судоремонтного завода. В 1995 году, к 50-летнему юбилею Победы, состоялось торжественное открытие монумента «Героям Волжской военной флотилии» на набережной Волги, и бронекатер на постаменте занял положенное ему по праву место. С тех пор «речной танк» БК-13 глядит на бесконечно текущую воду, вспоминая о великом подвиге тех, кто под смертоносным огнем подвозил подкрепления в осажденный Сталинград.

Из истории речных танков

Несмотря на свой курьезный облик (корпус, как у баржи-плоскодонки, танковая башня) бронекатер БК-13 был отнюдь не самодельный экспромт, а хорошо обдуманное решение, принятое задолго до начала Великой Отечественной войны – острую необходимость в подобной технике продемонстрировал еще конфликт на КВЖД, случившийся в 1929 году. Работы над созданием советских «речных танков» начались в ноябре 1931 года – катера предназначались, в первую очередь, для Амурской военной флотилии – охрана восточных рубежей становилась все более насущной проблемой Советского государства.

БК-13 (иногда в литературе встречается БКА-13) - один из 154 построенных малых речных бронекатеров проекта 1125.* «Речные танки» предназначались для борьбы с катерами противника, боевого обеспечения сухопутных войск, огневой поддержки, разведки и ведения боевых действий в акваториях рек, озер и в прибрежной морской зоне.
*также, существовал проект более крупных двухбашенных катеров проекта 1124 (т.н. «амурская» серия, построена несколько десятков единиц)

Главной особенностью проекта 1125 стали плоское дно с туннелем гребного винта, малая осадка и скромные массогабаритные характеристики, обеспечивающие бронекатерам мобильность и возможность экстренной переброски железнодорожным транспортом. В годы войны «речные танки» активно использовались на Волге, на Ладожском и Онежском озерах, на побережье Черного моря, в Европе и на Дальнем Востоке.
Время полностью подтвердило правильность принятого решения: определенная потребность в подобной технике сохраняется даже в XXI веке. Несмотря на ракетное и высокие технологии, высокозащищенный катер с тяжелым вооружением может быть полезен при проведении противопартизанских рейдов и в локальных конфликтах низкой интенсивности.

Краткие характеристики бронекатера проекта 1125:

Полное водоизмещение в пределах 30 тонн

Длина 23 м

Осадка 0,6 м

Экипаж 10 человек

Полный ход 18 узлов (33 км/ч – весьма немало для речной акватории)

Двигатель – ГАМ-34-ВС (на основе авиационного двигателя АМ-34) мощностью 800 л.с.*
*часть бронекатеров оснащалась зарубежными двигателями «Паккард» и «Холл-Скотт» мощностью 900 л.с.

Запас топлива на борту – 2,2 тонны

Катер рассчитан на действия при 3-балльном волнении (в годы ВОВ отмечены случаи длительных морских переходов катеров при 6-балльном шторме)
Противопульное бронирование: борт 7 мм; палуба 4 мм; рубка 8 мм, крыша рубки 4 мм. Бронирование борта выполнялось с 16 по 45 шпангоут. Нижняя кромка «бронепояса» опускалась на 150 мм ниже ватерлинии.

Вооружение:
Здесь имело место немало импровизаций и чрезвычайное разнообразие конструкций: танковые башни, аналогичные Т-28 и Т-34-76, зенитные орудия Лендера в открытых башнях, крупнокалиберные ДШК и пулеметы винтовочного калибра (3-4 шт.). На части «речных танков» устанавливались реактивные системы залпового огня калибра 82 мм и даже 132 мм. В ходе модернизации появились рельсы и обухи для закрепления четырех морских мин.


Еще один раритет. Пожарный катер "Гаситель" (1903 г.) - помимо своего прямого назначения, применялся на Сталинградских переправах в качестве транспортного средства. В октябре 1942 года затонул от полученных повреждений. Когда катер подняли, в его корпусе нашли 3,5 тысячи пробоин от осколков и пуль


Бронекатера в Москве, 1946 год


Переправа переправа, снег шершавый, кромка льда...

Факты и подробности о применении бронекатеров взяты из статьи «Речные танки идут в бой» И.М.Плехов, С.П.Хватов (КАТЕРА и ЯХТЫ №4 (98) за 1982 год)

Серия морских бронекатеров типа «МБК» (проект 161) состояла из 20 единиц («БК-501» – «БК-520»), построенных на заводе №194 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 3 катера погибло, остальные были списаны в 1953-1958 гг. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 151 т. полное – 158 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,5 м.; осадка – 1,3 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 13 узл.; дальность плавания – 450 миль; запас топлива – 9 т. бензина; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт – 25-50-мм; палуба – 15-30-мм; рубка – 8-мм; башни – 45-мм. Вооружение: 2х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 45-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х1 – 12,7-мм пулемета.

Бронекатера «Копье» и «Пика» были построены на Путиловском заводе в 1908-1910 гг. Катера списаны в 1954 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 23,5 т., полное – 25 т.; длина – 22,5 м.: ширина –3,1 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 200 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 12 человек. Бронирование: рубка, борт и палуба – 8-мм. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Из серии катеров типа «Д», построенных в США в 1916-1917 гг. к началу войны в строю оставалось 4 единицы. Катера погибли в 1941 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 6,5 т.; длина – 9,2 м.: ширина –2,4 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 100 л.с.; максимальная скорость – 11 узл.; дальность плавания – 500 миль; запас топлива – 700 кг; экипаж – 7 человек. Бронирование: борт – 5-мм, рубка – 6-мм. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Катера «Тревога» и «Партизан» были построены на Коломенском заводе и приняты в строй в 1932 г. В 1941 г. катера прошли модернизацию. Списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 45 т., полное – 55,6 т.; длина – 32 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 22 узл.; запас топлива – 3,3 т. бензина; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт и рубка — 5 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1- 7,62-мм пулемета.

Серия больших бронекатеров типа «Проект 1124» состояла из 97 единиц и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводах №264, №340 и №363. В годы войны погибло 12 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс.л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудие; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Серия малых бронекатеров типа «проект 1125» состояла из 151 единицы и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводе №340. В годы войны погибло 39 катеров, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30 т.; длина – 22,7 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 750 – 1 200л.с.; максимальная скорость – 20 узл.; запас топлива – 1,3 т. бензина; дальность плавания – 250 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х2 — 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулемет; 4 мины.

Серия малых бронекатеров проекта «С-40» состояла из 7 единиц («БКА-21», «БКА-23», «БКА-26», «БКА-31», «БКА-33», «БКА-34», «БКА-81») и была построена на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького №340. Катера предназначались войскам НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Они вошли в строй в 1942 г. Катер разработан на основе катера проекта «1125У». В период войны погибло 3 катера, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 36,5 т.; длина – 24,7 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – 2 дизельных танковых двигателя, мощность – 800 л.с.; максимальная скорость – 19 узл.; запас топлива – 2,3 т. соляра; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 3х1- 7,62-мм пулемета.

Серия морских бронекатеров типа «МКЛ» (проект №186), построенных до окончания войны составляла 8 единиц. Катера были построены на Ленинградском заводе №194 и приняты в строй в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 156 т., полное – 165,5 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,2 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1 тыс. л.с.; максимальная скорость – 14 узл.; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 42 человека. Бронирование: борт – 30 мм, палуба – 8 — 20 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 2х1 — 85-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х2 — 12,7-мм пулемета; 2х1 – 82-мм миномета.

Из серии катеров типа «Ш-4», построенных на заводе №194 в 1929-1932 гг. к началу войны в строю оставалось 26 единиц. В период войны погибло 7 катеров, остальные были списаны в 1946 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 10 т.; длина – 16,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,2 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; запас топлива – 1 т. бензина; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 5 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 – 450-мм торпедных аппарата; 2 мины.

Серия катеров типа «Г-5» (проекта 213) состояла из 329 единиц и являлась модернизированной версией типа «Ш-4». Катера строились на заводах № 194, №532 и №639 в 1934 — 1944 гг. девятью сериями и различались толщиной обшивки, двигателями, скоростью и вооружением. В период войны 84 катера погибло, а 10 было списано. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 15 т., полное – 18 т.; длина – 9 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,7 – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 50 — 55 узл.; дальность плавания – 200 миль; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х2 – 7,62-мм или 1-2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 1×4 – 82-мм реактивная установка; 2-8 мин.

Серия катеров проекта «123-бис» (Комсомолец) была построена на базе катера проекта «123», разработанного и построенного Ленинградским заводом №194 и принятого в строй в 1940 г. под обозначением «ТК-351». От серийных катер отличался бугельными торпедными аппаратами, отсутствием бронирования, меньшим весом и большей скоростью. Серия состояла из 30 катеров, построенных в 1944-1945 гг («ТК-7», «ТК-100», «ТК-110» — «ТК-112», «ТК-120», «ТК-122», «ТК-123», «ТК-130», «ТК-131» — «ТК-134», «ТК-140», «ТК-142», «ТК-143», «ТК-146», «ТК-148», «ТК-472» - «ТК-481», «ТК-607», «ТК-608»). Все они были построены на Тюменском заводе №639. Катера имели дюралевые корпуса с 5-ю водонепроницаемыми отсеками, трубные торпедные аппараты и 7-мм бронирование рубки и пулеметных установок. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 19,5 т. полное – 20,5 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 48 узл.; дальность плавания – 240 миль; экипаж – 7 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 457-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 6 глубинных бомб.

Большие торпедные катера типа «Д-3» (проекта 19) выпускались двумя сериями. Первая строилась на Ленинградском заводе №5 в 1940-1942 гг. (построено 26 единиц). Вторая — строилась на заводе №640 в 1943-1945 гг. (47 единиц). В годы войны 25 катеров погибло, а 2 — было списано. Катера имели деревянный двухслойный корпус и бугельные торпедные аппараты. Серии отличались друг от друга весом, двигателями и вооружением. ТТХ катера 1 серии: водоизмещение стандартное – 30,8 т., полное – 32,1 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 32 узл.; дальность плавания – 320 миль; экипаж – 9 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб. ТТХ катера 2 серии: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 37 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; дальность плавания – 500 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 2×4 – 82-мм реактивная установка; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб.

Катер был построен на Ленинградском заводе №194 и принят в строй в 1941 г. Он являлся вариантом катера типа «Д-3» со стальным корпусом. Катер списан в 1950 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 21 т., полное – 34 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 30 узл.; дальность плавания – 380 миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Серия катеров типа «Юнга» была разработана на базе охотника типа «ОД-200», состояла из 5 единиц («ТК-450» – «ТК-454») и была построена на заводе №341 в 1944-1945 гг. Катера были списаны в конце 50-х годов. ТТХ катера: водоизмещение полное – 47 т.; длина – 23,4 м.: ширина – 4,4 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 31 узл.; дальность плавания – 490 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 3х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Серия катеров типа «ЗК» состояла из 15 единиц («К-193» – «К-196», «К-206» — «К-208», «К-220», «К-325» — «К-331»), построена в Ленинградской мастерской Морпогранохраны ОГПУ (завод №5) и принята в строй в 1941 г. В период войны 5 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 19 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 600 л.с.; максимальная скорость – 16 узл.; дальность плавания – 350 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1х1- 45-мм орудие или 1х1 – 12,7-мм пулемет; 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров с деревянным корпусом типа «КМ-2» строилась как пограничные, разъездные и служебные катера. В 1935-1942 гг. на «Судостроительной верфи Морпогранохраны» было построено 91 катер. В период войны 67 единиц было переоборудовано в сторожевые катера, а 24 – в катерные тральщики. Во время войны погибло 27 катера. ТТХ катера: водоизмещение полное – 7 т.; длина – 13,8 м.: ширина – 3,1 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 9 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров типа «КМ-4» являлась модернизированной версией «КМ-2» и оснащалась двумя двигателями. В 1938-1944 гг. для ВМФ было построено 222 катеров. В период войны 45 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 165 в катерные тральщики. Во время войны 13 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 12 т.; длина – 19,3 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 126 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 220 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров со стальным корпусом типа «А» была построена на заводе №341 в 1940-1943 гг. в двух вариантах — минометные катера и тральщики. Серия состояла из 22 катеров. ТТХ катера: водоизмещение полное – 8 т.; длина – 15,6 м.: ширина – 3 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 8 узл.; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Катера со стальным корпусом типа «Рыбинец» были построены на заводе №341 в 1930-1932 гг. как рабочие и разъездные катера. В годы войны 37 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 44 – в катерне тральщики. В период войны погибло 27 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30,1 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 136 л.с.; максимальная скорость – 9,3 узл.; дальность плавания – 800 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1-2х1 – 7,62-мм пулемета.

Серия катеров типа «МКМ» состояла из 6 единиц («К-192», «К-210», «К-234», «К-273», «К-274», «К-335») построенных в 1939-1940 гг. Катер «К-234» погиб в 1943 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 18,3 т.; длина – 16,2 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 850 л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; дальность плавания – 370 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катера со стальным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (35 единиц) и тральщики (33 единицы). ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,4 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 65 — 93 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катера с деревянным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (8 единиц) и тральщики (8 единиц). ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 19т., полное – 22,6 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 93 – 100 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

19 разъездных и служебных катеров, построенных на заводе №5 в конце 30-х годов в 1942-1944 гг. было перестроено в тральщики под обозначением типа «Д-2» и «Д-4». ТТХ катера: водоизмещение полное – 20,3 т.; длина – 16,9 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 75 л.с.; максимальная скорость – 7,5 узл.; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Серия катеров типа «БКМ-2» состояла из 5 единиц и была построена на базе буксирных катеров в 1943-1944 г. на заводе №341. ТТХ катера: водоизмещение полное – 58 т.; длина – 23 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 500 л.с.; максимальная скорость – 12 узл.; экипаж – 16 человек. Вооружение: 1х16 – 132-мм реактивная установка или 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х2 – 12,7-мм пулемет.

Серия сторожевых катеров типа «ПК» состояла из 7 единиц («К-105», «К-108», «К-164», «К-165», «К-197», «К-239», «К-240») построенных в 1927-1928 гг. ТТХ катера: водоизмещение полное – 16 — 29 т.; длина – 17 — 22,6 м.: ширина –3,4 — 3,8 м.; осадка – 0,8 — 1,5 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 300 – 720 л.с.; максимальная скорость – 12 – 13 узл.; дальность плавания –200 — 470 миль; экипаж – 7 — 13 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1 — 2х1 – 7,62-мм пулемета.

В период Великой Отечественной войны на Пермском судостроительном заводе по мобилизационному заданию производились "плавучие танки" - бронекатера. Про это сейчас мало кто знает и помнит. Тем не менее, если заехать в глухой угол промзоны в Закамске, то можно увидеть на постаменте перед проходной завода "Кама" бронекатер АК-454 (по другой версии БК-454). В 1974 году по инициативе директора завода Ивана Павловича Тимофеева, катер № 181, участвовавший в боевых действиях на реках Волга, Днепр, Дунай, Амур, был доставлен на завод, отремонтирован и установлен на пьедестал 9 мая 1974 года.


31 января 1984 года решением Пермского облисполкома № 58-р памятник принят под государственную охрану, а 5 декабря 2000 года распоряжением губернатора Пермской области № 713-р он включён в государственный список памятников истории Пермской области местного (областного) значения. В настоящий моент из 154 (?) построенных катеров сохранилось 12 единиц ввиде памятников.

В ноябре 1942 года по приказу Государственного комитета обороны судозавод перешёл от изготовления речных буксиров к выпуску бронекатеров серии АК-454 по проекту 1125 генерального конструктора Бенуа Ю Ю.
К 1948 году было выпущено 132 бронекатера. Среди моряков-десантников их называли «морскими танками».
Вооружены пермские бронекатера были башнями танка Т-34-76 с 76-мм пушкой Ф-34 и пулеметом ДТ 7,62, а так же двумя зенитными установками спаренных пудеметов ДШК. Помимо основного вооружения катера могли нести и устанавливать 4 морские мины с помощью полукустарного оборудования.


Фото Дмитрия Шелехова

При проектировании бронекатера предназначались для действий на пограничной реке Амур, но война внесла свои коррективы. Катера использовались как на реках и озерах, так и на морских театрах военных действий, особенно при проведении десантных операций.


Фото Дмитрия Шелехова

Одним из требований при проектировании катера были его габариты, позволяющие перемещать на железнодорожных платформах на любой театр военных действий.

При этом ракурсе видно, что часть борта была подвергнута серьезному ремонту

На северной стороне постамента бронекатера размещены 16 мраморных плит, на которых высечены имена 192 рабочих и служащих завода, погибших в Великой Отечественной войне, а в центре — металлическая табличка с надписью: "Письмо в 2045 год", старую капсулу с надписью: "Здесь заложена 9 мая 1975 г. капсула с Обращением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и ударников IX пятилетки к комсомольцам и молодёжи 2000-го года. Вскрыть 9 мая 2000 г." надо полагать уже вскрыли.

На фото видно, что бронекатер оснащался только одним носовым якорем.
На Ладоге катера дополнительно оборудовались деревянной облицовкой бортов и днища и получали преимущество перед финскими катерами при действиях в ледовых условиях

А это вид чуть левее катера.
У ног невозмутимого вождя всех народов две юные мамаши уютно устроились с пивом

В тексте использованы материал

Бронекатер проекта 1125

Приветствую всех любителей военной техники и истории родного края! С вами Вячеслав.

Очередной мой рассказ будет посвящен не совсем обычному объекту военной техники. Необычность его в том, что он представляет собой образец не наземного вооружения, и даже не воздушного, а морского. Если быть точнее – речного! Речь пойдет о бронекатере проекта 1125.

Объект . Бронекатер проекта 1125.

Местонахождение : город Пермь, ул. Буксирная, 4, у проходной судостроительного завода «Кама»

Координаты : N 58°02’02,34 E 56°02’17,19.

Доступность : удовлетворительная. К памятнику можно подъехать совсем близко, место для парковки также присутствует, но вот забраться на него весьма проблематично. Катер установлен на бетонном пьедестале трехметровой высоты с покатыми боковыми стенками. Без специальных приспособлений не залезешь. Может оно и к лучшему?

История типа

История создания советских речных бронекатеров восходит к ноябрю 1931 года, когда командованием РККА было утверждено техническое задание на их разработку. В июне 1932 года проектированием катеров занялась организация «Ленречсудопроект». Главным конструктором был Бенуа Юлий Юльевич.

В качестве основного вооружения было предложено использовать артиллерийские орудия, установленные в типовых танковых башнях. Особые требования предъявлялись и к габаритам катера. Они должны были удовлетворять железнодорожным стандартам СССР при перевозке по железной дороге на платформе.

К концу 1932 года были готовы два проекта катеров. Малый (проект 1125) – с установкой одной танковой башни, и большой (проект 1124) с двумя танковыми башнями.

С 1934 года началось серийное строительство новых кораблей на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького в Татарстане.

В ходе производства конструкция катеров неоднократно изменялась, и, неверное, трудно было найти два абсолютно идентичных экземпляра. Например, орудийная башня первоначально использовалась от танка Т-28 с короткоствольной пушкой КТ-28, затем пушку заменили на более мощную Л-10, а после завершения производства танка Т-28 на бронекатера стали ставить башни от «тридцатьчетверок», как сварные из катанных бронелистов, так и литые шестигранные «гайки».

Различным было и зенитное вооружение. Пулеметы ДТ на турелях, крупнокалиберные пулеметы ДШК в различных комбинациях, и даже пушки Лендера ставили на палубы катеров. В годы войны часть бронекатеров оснащалась системами залпового огня, превратившись в речные «катюши».

Всего за 10 лет производства было выпущено 154 единицы бронекатеров проекта 1125. В ноябре 1942 года в соответствии с приказом Государственного комитета обороны Пермский судостроительный завод № 344 также перешёл от изготовления речных буксиров к выпуску бронекатеров. Поэтому памятник бронекатеру перед проходными заводами имеет самые веские основания для своего существования. На пермском предприятии с 1942 по 1948 годы были изготовлены катера с заводскими номерами от № 136 до № 248.

Малые бронекатера, прозванные «речными танками», принимали активное участие в Сталинградской битве, а затем без них не обходилось освобождение ни одного крупного города, стоящего на берегу реки.


Малый бронекатер. Хроника

Отметилась в истории и флотилия катеров на Ладожском озере, которая охраняла перевозки по «Дороге жизни», отгоняя немецкие, финские и итальянские корабли. Чтобы продлить период навигации катеров в период ледостава, смекалистые советские моряки «одели» корпус судна в деревянную «шубу». Доски толщиной 40-50 мм осуществляли защиту днища и бортов (на 100-150 мм выше ватерлинии) корабля. Эта так называемая «шуба» почти совсем не изменяла осадку корабля благодаря плавучести дерева, но надежно защищала его корпус от плавучих льдин, превращая катера в миниледоколы.

Еще один показательный образец действий бронекатеров связан с десантом и захватом Имперского моста через Дунай в Вене. 11 апреля 1945 года отряд катеров прорвался к единственному уцелевшему мосту австрийской столицы, высадил штурмовые группы на обоих берегах, а затем поддержал их огнем прямой наводкой. Решительные действия советских солдат и катерников позволили предотвратить взрыв моста, а затем удержать его и разорвать взаимодействие немецких частей на разных берегах Дуная, что стало одной из решающих причин их скорой капитуляции и освобождения города.

Как ни удивительно, но катера проекта 1125 сегодня можно довольно часто встретить на постаментах в городах России и Украины. Мне известно о 12 таких памятниках. Учитывая их общее выпущенное количество, можно сказать, что каждый двенадцатый катер стал монументом.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Водоизмещение полное, т – 32,2.

Длина, м – 22,87.

Ширина, м – 3,54.

Осадка, м – 0,56.

Силовая установка – бензиновый двигатель «Паккард» 1х900 л.с.

Скорость хода, узл. – 20 (37 км/ч).

Вооружение: 1х1 — 76,2мм пушка Ф-34 в башне, 2х2 – 12,7 мм турели.

Экипаж, чел. – 12.

История экземпляра

А сейчас, пожалуй, о самом интересном.

Какой именно катер установлен на постаменте в Перми, достоверно установить не удалось до настоящего времени. В Википедии он именуется АК-454 (артиллерийский катер). Переклассификация с БК (бронекатер) на АК действительно проводилась в 1950-е годы. Но катера БК-454 в составе флотов и речных флотилий Советского Союза не значилось. Катер АК-454 был, но совсем другого проекта (пр.191М постройки Ижорского завода).


Бронекатер. Орудийная башня

Не добавляет ясности и нанесенный на борту номер «181». Возможно, это строительный номер катера, который соответствует тактическому БК-140. Тогда можно утверждать, что он был заложен 09.04.1944, и вступил в строй 13.03.1945 года. Включён в состав Днепровской флотилии и доставлен на р. Шпее 12.06.1945, т.е. уже после окончания боевых действий. В 1950-е годы был переведён в состав Амурской флотилии.


Бронекатер. Пулемет

К сожалению, это только предположения. Перед началом реконструкции катера и установки его на пьедестал, проводилась дефектация судна, но никаких закладных досок или шильдиков с указанием, что это за катер, где и когда построен, обнаружено не было. Единственное, что удалось найти, это клейма на орудии главного калибра катера, но задачу они не упростили. О тщательности поисков говорит такой пример, что в документах был зафиксирован найденный на борту корабля электрический выключатель, выпущенный в 1943 году.


Бронекатер. Нос
Бронекатер. Корма

История памятника

С историей самого монумента ситуация несколько более ясная.

Все источники сходятся в том, что памятник был создан по инициативе директора судостроительного завода «Кама» Ивана Павловича Тимофеева, которому удалось привезти уцелевший экземпляр с Дальнего Востока из состава Амурской флотилии. И 9 мая 1974 года катер занял свое место перед проходными завода.

Катер, ориентированный на запад, установлен на бетонном основании, облицованном серым мрамором. На северной стороне постамента размещены 16 мраморных плит, на которых высечены имена 192 рабочих и служащих завода, погибших в Великой Отечественной войне , а в центре — металлическая табличка с надписью: «Здесь заложена 9 мая 1975 г. капсула с Обращением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и ударников IX пятилетки к комсомольцам и молодёжи 2000-го года. Вскрыть 9 мая 2000 г.»


В 2014 году памятник прошел капитальную реконструкцию. Настолько основательную, что даже бетонный постамент был полностью демонтирован, а на его месте возведен новый. Сам катер также прошел капитальный ремонт, в результате которого были выполнены следующие работы.

  1. Замена днища (место сопряжения с постаментом). Если бы данная работа не была бы проведена, судно бы просело на постамент.
  2. Были заменены внутренние шпангоуты на новые (сваренные в коробку швеллера), что даст возможность судну простоять достаточно долго.
  3. Была снята прежняя краска. В местах где коррозия съела металл, была точечная замена на новый материал.
  4. Проведена антикоррозийная обработка всего судна, после чего были проведены покрасочные работы.
  5. Также были проведены работы по замене лееров, отбойников и т.п.
  6. Выполнено укомплектование судна: рында, спасательные круги и т.д.

Бронекатер. Общий вид

Пермская общественность была не на шутку взволнована размахом проводимых работ, не без оснований опасаясь, что катер может «исчезнуть» из списков памятников и «всплыть» в одной из частных коллекций. К счастью, все завершилось благополучно, и к 70-летию Победы катер вернулся на свое законное место.

Это интересно. А куда же делось то самое письмо, заложенное в капсулу для «комсомольцев и молодёжи 2000-го года»? Есть информация, что в период реставрации капсула хранилась в сейфе муниципального учреждения культуры «Городской центр охраны памятников». Где же она сейчас?